58074

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Русский

2014-04-18

57.5 KB

0 чел.

Тема:

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении.

Цель:

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

формировать «ситуацию успеха», доброжелательное отношение к оппоненту, учить детей работать в парах и в группе, привлечь к работе всех учащихся, дать максимум информации за короткий срок.

Оборудование:

мозаика, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие «Развивайте ум детей».

Методы:

«непрерывная цепочка», «мозговой штурм», «стимулирование любознательности», «расширение информационного поля», «стимулирование чувственной сферы ребенка», «работа в парах», дидактические игры «Любопытный», «Узнай по описанию», «Домино», «Слово в шляпе» (или «Поле чудес»)

  1.  Орг. момент

- Вы у меня какие? 

(- Умные, старательные, любознательные)

- Наши задачи?

(- Не только смотреть, но и видеть.

Не только слушать, но и слышать.

Не только говорить, но и думать.

Дружно и плодотворно работать).

- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

  1.  Введение в тему

- Закрыли глаза, прислушались.

- с-с-с-с-с. Кажется, где-то проколи колесо, свистит воздух.

- Поможем? Взяли насосы!

(Дети с силой хором произносят звук «с», имитируя руками накачивание шины).

- Накачали. А какой звук мы слышали и произносили?

(- Звук «с»).

- Повторяем его артикуляцию.

(- Губки – в улыбке.

Между зубками небольшая щель.

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка приподняты вверх. Горлышко – молчит).

- Произносим звук в чистоговорках.

(- са-са-са – к нам летит оса.

-со-со-со – котилось колесо.

су-су-су – лисы в лесу.

ас-ас-ас – Соня пьет квас).

- Молодцы. А какой буквой мы обозначаем звук «с» на письме?

(- Буквой [эс]).

- Все её помнят? (Демонстрация буквы).

- А теперь выложите её кнопочками мозаики. (Дети выкладывают).

- Умницы. Заглянем в старый бабушкин шкафчик. Что там? (Картинка шкафа с предметами у каждого).

- Почему такие разные предметы оказались вместе, что между ними общего?

(- Все предметы имеют звук «с»).

- место в словах он занял одинаково?

(- Нет, есть в начале слова, в середине, в конце).

- Назовите слова, где «с» стоит в начале слова.

(- стакан, сумка, свеча, слива, стекло, сказки).

- В середине? (Колбаса, часы, бусы).

- В конце? (Ананас, поднос).

- Отлично. А теперь мне нужна ваша помощь. Из страны невыученных уроков пришла телеграмма. Двоечник забыл написать названия слов.

- Оно всходит утром и заходит вечером (- Солнце)

- Он белый и сладкий (- Сахар)

- Он идет только зимой (- Снег)

- Иван Царевич послал её на поиски жены (- Стрела)

- Их обувал сказочный кот (- Сапоги)

- Она ледяная и растет с крыши (- Сосулька)

- Их заплетают девочки (- Косы)

- Очень хорошо. А вот последнее слово, косы… А как тогда понять высказывание «Коси, коса, пока роса»? (- Есть ещё одна коса, которая из металла, ею косят).

- Конечно, вот эти косы (Демонстрация картинок).

- А есть ещё одна коса, из песка, на море – песчаная коса. Это узкий кусочек суши, который заходит в море.

- Вы отлично работаете. Самое время поиграть в домино. Получите конверты (В конвертах фишки со слогами, каждое слово другой формы и цвета. Дети собирают слова, складывая фишки согласно их формы, а слоги по смыслу).

- Справились? Команды, поменялись местами! Прочтите слова своих товарищей, четко произнося звук «с». (- Светофор, сумка, сирень, ласточка, самокат, свитер, скамейка, сказка, колесо, слива, кисточка, спутник).   

- Прекрасно. А слово спутник, что оно означает? (- Это люди сделали и запустили устройство в космос…)

- А первое значение слова было другим. Спутником называли человека, который шел рядом).

- А сейчас нам задание от кота Леопольда. (Каждому раздаются картинки с заданием). Прочитали задание: «Кот наловил много рыбы, но не знал, как она называется. Вы можете прочитать, если зачеркнете букву В

(Щувка, свудак, свом, кваравсь). А в каких названиях есть звук «с»? А что скажет нам кот за работу? (- Спасибо). А что необычного в волшебном слове? (- Два звука «с»).

  1.  Физминутка

- Самое время отдохнуть.

Хором:

Спал цветок (дети присели на корточки)

И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)

Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)

Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)

Взвился вверх (руки вверх)

И полетел (машут руками, садясь за парты).

  1.  Оптимизация знаний

Давайте сходим на кухню к повару и посмотрим, что там (Раздаются картинки). (- Все предметы тоже со звуком «с»).

- Верно подмечено. Сосчитайте, сколько их.

(- Двадцать).

- А какой знак помогает нам складывать числа? (- Плюс)

- А что получается в результате сложения? (- Сумма)

- А в этих словах есть звук «с»? А где он стоит? 

- Мы еще немного посчитаем. Только я буду читать маленький стишок, а вы считать, сколько слов со звуком «с» вы услышите.

«Непоседа-Васенька»

Непоседа-Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа-Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки.

На усах – сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

- Прекрасно умеете слушать и отвечать.

- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы считать слоги. Надо назвать только слова из двух слогов. (Дан лист с рисунками и подписями к ним). Сито, персик.

- Проверим. (Хлопая, проговаривают)

- Вы у меня действительно самые умные!

- А сейчас, внимание! Слово в шляпе! Надо не только четко назвать слово, но и указать, где стоит звук «с», и для чего нужен данный предмет).

(Скрипка, сеть, сумка, апельсин, свитер, гусеницы).

Отвечай, не задумываясь

- А теперь надо «держать ушки на макушке» и очень быстро выбрать, слушая стишок, нужное слово.

- Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ,

Кто летает, а кто нет.

  1.  Летит-летит самолет?

Летит-летит бутерброд?

  1.  Летит-летит лисица?

Летит-летит синица?

  1.  Летит-летит трава?

Летит-летит сова?

  1.  Летит-летит птичка?

Летит-летит косичка?

  1.  Летит-летит стрела?

Летит-летит стрела?

- Отлично. Умеете слушать, а теперь сходим на экскурсию в сад. (Раздаются картинки).

Смотрите, на веточках что-то написано. Только проказник ветер унес букву «с». Почините слова. Допишите букву.

- А под конец расскажем нашим гостям сказку. Старая сказка на новый лад.

«Теремок»

- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мимо… Скамейка.

- Кто-кто в теремочке живет? Буду я здесь жить.

- Бежит мимо стул. Кто-кто в теремочке живет?

- Это я, скамейка.

- Пусти меня к себе.

- Пущу, если скажешь, что между нами общего.

- Мы оба из дерева.

(Далее кресло (мебель) – редиска (красного цвета, как кресло) – подсолнух (растение, как и редиска) – синицы (питаются семенами) – скворечник (живут птицы) – самокат (начинается со звука «с»).

 

  1.  Итог занятия

- Какой звук учили? («с»)

- Спасибо всем за работу, вы у меня замечательные дети.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40238. Аудит 36.5 KB
  Слово аудит происходит от латинского слова udio что значит слушатель или слушающий . По аналогии со специальными врачебными инструментами используемыми для определения физического здоровья пациента с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций банков корпораций и т. Аудиторская деятельность аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов аудиторских фирм по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой отчетности документов бухгалтерского учета налоговых деклараций и...
40239. Понятие и формирование учетной политики 33 KB
  Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов введения бухучета первичного наблюдения стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности погашения стоимости активов организации документооборота инвентаризации способы применения счетов бухучета системы регистров бухучета обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1 95. № 60н и содержит...
40240. Понятие об экономической эффективности и проблемы ее повышения в сельском хозяйстве 36 KB
  Прибыль убыток полученные от применения удобрений эффективность руб. Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризуют валовой и чистый доход прибыль уровень рентабельности окупаемость затрат. Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль прибыль от реализации продукции и услуг чистую прибыль.
40241. Понятие ошибок и недобросовестных действий аудитора 32 KB
  Ошибка непреднамеренное искажение в финансовой бухгалтерской отчетности в том числе неотражение какоголибо числового показателя или нераскрытие какойлибо информации. В настоящем федеральном правиле стандарте аудиторской деятельности рассматриваются только недобросовестные действия являющиеся причиной существенных искажений финансовой бухгалтерской отчетности. Различают два типа преднамеренных искажений возникающих в результате недобросовестных действий рассматриваемых в ходе аудита: искажения возникающие в процессе...
40242. Понятие производительности труда, показатели, факторы и пути повышения 31.5 KB
  Производительность труда это способность конкретного труда работников производить определенное количество продукции или выполнять определенный объем работ в единицу рабочего времени. Чем больше производится продукции в единицу рабочего времени или чем меньше затрачивается времени на производство единицы продукции тем выше производительность труда. Уровень производительности труда трудоотдача рассчитывают делением количества соответствующего вида продукции сельского хозяйства в натуральном или денежном выражении или объема...
40243. Понятие собственного капитала организации‚ характеристика его элементов 29 KB
  Собственный капитал состоит из уставного капитала добавочного капитала резервного капитала нераспределенной прибыли целевого финансирования. В настоящее время для характеристики той части собственного капитала размер которой указывается в учредительных документах используют понятия Уставной капитал Складочный капитал Уставной фонд паевой фонд. Уставной капитал совокупность в денежном выражении вкладов долей акций по номинальной стоимости учредителей участников в имущество организации при её создании для обеспечения...
40244. Понятие состав и структура внеоборотных активов 39 KB
  Вложения во внеоборотные активы подразделяются на затраты связанные: с созданием объектов основных средств путем осуществления капитального строительства в форме нового строительства а также реконструкции расширения и технического перевооружения действующих объектов производственной и непроизводственной сферы; с приобретением земельных участков объектов природопользования и отдельных объектов основных средств зданий сооружений оборудования транспортных средств и других отдельных объектов основных средств или их частей; с...
40245. Понятие состав и структура, оборотных активов и учет производственных запасов 63.5 KB
  К бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы: используемые для продажи включая готовую продукцию и товары; используемые в качестве сырья материалов и т. Счет 10 Материалы предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья материалов топлива запасных частей инвентаря и хозяйственных принадлежностей тары и тому подобных ценностей организации в том числе находящихся в пути и переработке. Оприходование материалов фактически поступивших в организацию отражается записью по дебету счета 10 Материалы и...
40246. Понятие существенности в процессе аудит.проверки 39.5 KB
  проверки Существенность это вероятность того что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Информация об отдельных активах обязательствах доходах расходах и хозяйственных операциях а также составляющих капитала считается существенной если ее искажение может повлиять на экономические решения пользователей принятые на основе финансовой бухгалтерской отчетности. Аудитор не может выразить мнение о...