58074

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Русский

2014-04-18

57.5 KB

0 чел.

Тема:

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении.

Цель:

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

формировать «ситуацию успеха», доброжелательное отношение к оппоненту, учить детей работать в парах и в группе, привлечь к работе всех учащихся, дать максимум информации за короткий срок.

Оборудование:

мозаика, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие «Развивайте ум детей».

Методы:

«непрерывная цепочка», «мозговой штурм», «стимулирование любознательности», «расширение информационного поля», «стимулирование чувственной сферы ребенка», «работа в парах», дидактические игры «Любопытный», «Узнай по описанию», «Домино», «Слово в шляпе» (или «Поле чудес»)

  1.  Орг. момент

- Вы у меня какие? 

(- Умные, старательные, любознательные)

- Наши задачи?

(- Не только смотреть, но и видеть.

Не только слушать, но и слышать.

Не только говорить, но и думать.

Дружно и плодотворно работать).

- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

  1.  Введение в тему

- Закрыли глаза, прислушались.

- с-с-с-с-с. Кажется, где-то проколи колесо, свистит воздух.

- Поможем? Взяли насосы!

(Дети с силой хором произносят звук «с», имитируя руками накачивание шины).

- Накачали. А какой звук мы слышали и произносили?

(- Звук «с»).

- Повторяем его артикуляцию.

(- Губки – в улыбке.

Между зубками небольшая щель.

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка приподняты вверх. Горлышко – молчит).

- Произносим звук в чистоговорках.

(- са-са-са – к нам летит оса.

-со-со-со – котилось колесо.

су-су-су – лисы в лесу.

ас-ас-ас – Соня пьет квас).

- Молодцы. А какой буквой мы обозначаем звук «с» на письме?

(- Буквой [эс]).

- Все её помнят? (Демонстрация буквы).

- А теперь выложите её кнопочками мозаики. (Дети выкладывают).

- Умницы. Заглянем в старый бабушкин шкафчик. Что там? (Картинка шкафа с предметами у каждого).

- Почему такие разные предметы оказались вместе, что между ними общего?

(- Все предметы имеют звук «с»).

- место в словах он занял одинаково?

(- Нет, есть в начале слова, в середине, в конце).

- Назовите слова, где «с» стоит в начале слова.

(- стакан, сумка, свеча, слива, стекло, сказки).

- В середине? (Колбаса, часы, бусы).

- В конце? (Ананас, поднос).

- Отлично. А теперь мне нужна ваша помощь. Из страны невыученных уроков пришла телеграмма. Двоечник забыл написать названия слов.

- Оно всходит утром и заходит вечером (- Солнце)

- Он белый и сладкий (- Сахар)

- Он идет только зимой (- Снег)

- Иван Царевич послал её на поиски жены (- Стрела)

- Их обувал сказочный кот (- Сапоги)

- Она ледяная и растет с крыши (- Сосулька)

- Их заплетают девочки (- Косы)

- Очень хорошо. А вот последнее слово, косы… А как тогда понять высказывание «Коси, коса, пока роса»? (- Есть ещё одна коса, которая из металла, ею косят).

- Конечно, вот эти косы (Демонстрация картинок).

- А есть ещё одна коса, из песка, на море – песчаная коса. Это узкий кусочек суши, который заходит в море.

- Вы отлично работаете. Самое время поиграть в домино. Получите конверты (В конвертах фишки со слогами, каждое слово другой формы и цвета. Дети собирают слова, складывая фишки согласно их формы, а слоги по смыслу).

- Справились? Команды, поменялись местами! Прочтите слова своих товарищей, четко произнося звук «с». (- Светофор, сумка, сирень, ласточка, самокат, свитер, скамейка, сказка, колесо, слива, кисточка, спутник).   

- Прекрасно. А слово спутник, что оно означает? (- Это люди сделали и запустили устройство в космос…)

- А первое значение слова было другим. Спутником называли человека, который шел рядом).

- А сейчас нам задание от кота Леопольда. (Каждому раздаются картинки с заданием). Прочитали задание: «Кот наловил много рыбы, но не знал, как она называется. Вы можете прочитать, если зачеркнете букву В

(Щувка, свудак, свом, кваравсь). А в каких названиях есть звук «с»? А что скажет нам кот за работу? (- Спасибо). А что необычного в волшебном слове? (- Два звука «с»).

  1.  Физминутка

- Самое время отдохнуть.

Хором:

Спал цветок (дети присели на корточки)

И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)

Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)

Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)

Взвился вверх (руки вверх)

И полетел (машут руками, садясь за парты).

  1.  Оптимизация знаний

Давайте сходим на кухню к повару и посмотрим, что там (Раздаются картинки). (- Все предметы тоже со звуком «с»).

- Верно подмечено. Сосчитайте, сколько их.

(- Двадцать).

- А какой знак помогает нам складывать числа? (- Плюс)

- А что получается в результате сложения? (- Сумма)

- А в этих словах есть звук «с»? А где он стоит? 

- Мы еще немного посчитаем. Только я буду читать маленький стишок, а вы считать, сколько слов со звуком «с» вы услышите.

«Непоседа-Васенька»

Непоседа-Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа-Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки.

На усах – сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

- Прекрасно умеете слушать и отвечать.

- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы считать слоги. Надо назвать только слова из двух слогов. (Дан лист с рисунками и подписями к ним). Сито, персик.

- Проверим. (Хлопая, проговаривают)

- Вы у меня действительно самые умные!

- А сейчас, внимание! Слово в шляпе! Надо не только четко назвать слово, но и указать, где стоит звук «с», и для чего нужен данный предмет).

(Скрипка, сеть, сумка, апельсин, свитер, гусеницы).

Отвечай, не задумываясь

- А теперь надо «держать ушки на макушке» и очень быстро выбрать, слушая стишок, нужное слово.

- Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ,

Кто летает, а кто нет.

  1.  Летит-летит самолет?

Летит-летит бутерброд?

  1.  Летит-летит лисица?

Летит-летит синица?

  1.  Летит-летит трава?

Летит-летит сова?

  1.  Летит-летит птичка?

Летит-летит косичка?

  1.  Летит-летит стрела?

Летит-летит стрела?

- Отлично. Умеете слушать, а теперь сходим на экскурсию в сад. (Раздаются картинки).

Смотрите, на веточках что-то написано. Только проказник ветер унес букву «с». Почините слова. Допишите букву.

- А под конец расскажем нашим гостям сказку. Старая сказка на новый лад.

«Теремок»

- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мимо… Скамейка.

- Кто-кто в теремочке живет? Буду я здесь жить.

- Бежит мимо стул. Кто-кто в теремочке живет?

- Это я, скамейка.

- Пусти меня к себе.

- Пущу, если скажешь, что между нами общего.

- Мы оба из дерева.

(Далее кресло (мебель) – редиска (красного цвета, как кресло) – подсолнух (растение, как и редиска) – синицы (питаются семенами) – скворечник (живут птицы) – самокат (начинается со звука «с»).

 

  1.  Итог занятия

- Какой звук учили? («с»)

- Спасибо всем за работу, вы у меня замечательные дети.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33286. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.) 23.5 KB
  До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей налога с оборота и платежей из прибыли.Кроме того бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе не менее чем на пять лет.
33287. Функции налогов экономической системе 27 KB
  Налогам присущи 2 функции: Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических политических и социальных задач. Это обусловлено...
33288. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе 26.5 KB
  Правило первое – равномерность. Это правило требует чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости требующим чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Второе правило – определенность известность.
33289. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи) 30 KB
  субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому чтобы переложить налог либо “вперед†на покупателей своих товаров повышая цену товаров в соответствии с размером налога либо “назад†на людей у которых он сам покупает товары уплачивая им меньше чем если бы налога не существовало. Сфера применения личного подоходного налога как правило фокусируется на отдельных лицах чьи доходы облагаются налогом. В целом однако большинство экспертов сходятся во мнении что именно те лица...
33290. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации 24.5 KB
  Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации. Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства территориальноэкономического развития повышения уровня доходности отдельных групп населения.
33291. Налоговая система и этапы её становления в РФ 23.5 KB
  Налоговая система и этапы её становления в РФ Нал. право – комплекс налоговых знов кот. и нал. органов права и обязти субъектов налх отношений т.
33292. Налоги, принятые и действовавшие в 90-е годы (до НК РФ) вопреки закону «Об основах налоговой системы в РФ», и их последствия 22 KB
  Налоги принятые и действовавшие в 90е годы до НК РФ вопреки закону Об основах налоговой системы в РФ и их последствия В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российской федерацииâ€. В результате как грибы после дождя стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за...
33293. Система налогов и сборов в РФ и их классификация 23 KB
  В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными признаются налоги и сборы устанавливаемые НК РФ и нормативными...
33294. Налоговая реформа и ее влияние на налоговую нагрузку организации 25 KB
  Налоговая реформа и ее влияние на налоговую нагрузку организации Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт что важно для выхода страны из экономической изоляции отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям периода имеет определенную социальную направленность. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами действующими в разных зарубежных странах ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим что имелось в нашей...