58074

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Русский

2014-04-18

57.5 KB

0 чел.

Тема:

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении.

Цель:

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

формировать «ситуацию успеха», доброжелательное отношение к оппоненту, учить детей работать в парах и в группе, привлечь к работе всех учащихся, дать максимум информации за короткий срок.

Оборудование:

мозаика, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие «Развивайте ум детей».

Методы:

«непрерывная цепочка», «мозговой штурм», «стимулирование любознательности», «расширение информационного поля», «стимулирование чувственной сферы ребенка», «работа в парах», дидактические игры «Любопытный», «Узнай по описанию», «Домино», «Слово в шляпе» (или «Поле чудес»)

  1.  Орг. момент

- Вы у меня какие? 

(- Умные, старательные, любознательные)

- Наши задачи?

(- Не только смотреть, но и видеть.

Не только слушать, но и слышать.

Не только говорить, но и думать.

Дружно и плодотворно работать).

- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

  1.  Введение в тему

- Закрыли глаза, прислушались.

- с-с-с-с-с. Кажется, где-то проколи колесо, свистит воздух.

- Поможем? Взяли насосы!

(Дети с силой хором произносят звук «с», имитируя руками накачивание шины).

- Накачали. А какой звук мы слышали и произносили?

(- Звук «с»).

- Повторяем его артикуляцию.

(- Губки – в улыбке.

Между зубками небольшая щель.

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка приподняты вверх. Горлышко – молчит).

- Произносим звук в чистоговорках.

(- са-са-са – к нам летит оса.

-со-со-со – котилось колесо.

су-су-су – лисы в лесу.

ас-ас-ас – Соня пьет квас).

- Молодцы. А какой буквой мы обозначаем звук «с» на письме?

(- Буквой [эс]).

- Все её помнят? (Демонстрация буквы).

- А теперь выложите её кнопочками мозаики. (Дети выкладывают).

- Умницы. Заглянем в старый бабушкин шкафчик. Что там? (Картинка шкафа с предметами у каждого).

- Почему такие разные предметы оказались вместе, что между ними общего?

(- Все предметы имеют звук «с»).

- место в словах он занял одинаково?

(- Нет, есть в начале слова, в середине, в конце).

- Назовите слова, где «с» стоит в начале слова.

(- стакан, сумка, свеча, слива, стекло, сказки).

- В середине? (Колбаса, часы, бусы).

- В конце? (Ананас, поднос).

- Отлично. А теперь мне нужна ваша помощь. Из страны невыученных уроков пришла телеграмма. Двоечник забыл написать названия слов.

- Оно всходит утром и заходит вечером (- Солнце)

- Он белый и сладкий (- Сахар)

- Он идет только зимой (- Снег)

- Иван Царевич послал её на поиски жены (- Стрела)

- Их обувал сказочный кот (- Сапоги)

- Она ледяная и растет с крыши (- Сосулька)

- Их заплетают девочки (- Косы)

- Очень хорошо. А вот последнее слово, косы… А как тогда понять высказывание «Коси, коса, пока роса»? (- Есть ещё одна коса, которая из металла, ею косят).

- Конечно, вот эти косы (Демонстрация картинок).

- А есть ещё одна коса, из песка, на море – песчаная коса. Это узкий кусочек суши, который заходит в море.

- Вы отлично работаете. Самое время поиграть в домино. Получите конверты (В конвертах фишки со слогами, каждое слово другой формы и цвета. Дети собирают слова, складывая фишки согласно их формы, а слоги по смыслу).

- Справились? Команды, поменялись местами! Прочтите слова своих товарищей, четко произнося звук «с». (- Светофор, сумка, сирень, ласточка, самокат, свитер, скамейка, сказка, колесо, слива, кисточка, спутник).   

- Прекрасно. А слово спутник, что оно означает? (- Это люди сделали и запустили устройство в космос…)

- А первое значение слова было другим. Спутником называли человека, который шел рядом).

- А сейчас нам задание от кота Леопольда. (Каждому раздаются картинки с заданием). Прочитали задание: «Кот наловил много рыбы, но не знал, как она называется. Вы можете прочитать, если зачеркнете букву В

(Щувка, свудак, свом, кваравсь). А в каких названиях есть звук «с»? А что скажет нам кот за работу? (- Спасибо). А что необычного в волшебном слове? (- Два звука «с»).

  1.  Физминутка

- Самое время отдохнуть.

Хором:

Спал цветок (дети присели на корточки)

И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)

Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)

Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)

Взвился вверх (руки вверх)

И полетел (машут руками, садясь за парты).

  1.  Оптимизация знаний

Давайте сходим на кухню к повару и посмотрим, что там (Раздаются картинки). (- Все предметы тоже со звуком «с»).

- Верно подмечено. Сосчитайте, сколько их.

(- Двадцать).

- А какой знак помогает нам складывать числа? (- Плюс)

- А что получается в результате сложения? (- Сумма)

- А в этих словах есть звук «с»? А где он стоит? 

- Мы еще немного посчитаем. Только я буду читать маленький стишок, а вы считать, сколько слов со звуком «с» вы услышите.

«Непоседа-Васенька»

Непоседа-Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа-Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки.

На усах – сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

- Прекрасно умеете слушать и отвечать.

- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы считать слоги. Надо назвать только слова из двух слогов. (Дан лист с рисунками и подписями к ним). Сито, персик.

- Проверим. (Хлопая, проговаривают)

- Вы у меня действительно самые умные!

- А сейчас, внимание! Слово в шляпе! Надо не только четко назвать слово, но и указать, где стоит звук «с», и для чего нужен данный предмет).

(Скрипка, сеть, сумка, апельсин, свитер, гусеницы).

Отвечай, не задумываясь

- А теперь надо «держать ушки на макушке» и очень быстро выбрать, слушая стишок, нужное слово.

- Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ,

Кто летает, а кто нет.

  1.  Летит-летит самолет?

Летит-летит бутерброд?

  1.  Летит-летит лисица?

Летит-летит синица?

  1.  Летит-летит трава?

Летит-летит сова?

  1.  Летит-летит птичка?

Летит-летит косичка?

  1.  Летит-летит стрела?

Летит-летит стрела?

- Отлично. Умеете слушать, а теперь сходим на экскурсию в сад. (Раздаются картинки).

Смотрите, на веточках что-то написано. Только проказник ветер унес букву «с». Почините слова. Допишите букву.

- А под конец расскажем нашим гостям сказку. Старая сказка на новый лад.

«Теремок»

- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мимо… Скамейка.

- Кто-кто в теремочке живет? Буду я здесь жить.

- Бежит мимо стул. Кто-кто в теремочке живет?

- Это я, скамейка.

- Пусти меня к себе.

- Пущу, если скажешь, что между нами общего.

- Мы оба из дерева.

(Далее кресло (мебель) – редиска (красного цвета, как кресло) – подсолнух (растение, как и редиска) – синицы (питаются семенами) – скворечник (живут птицы) – самокат (начинается со звука «с»).

 

  1.  Итог занятия

- Какой звук учили? («с»)

- Спасибо всем за работу, вы у меня замечательные дети.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75984. Опис репродукції картини М.П.Глущенка «Зима» 180.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з творчою діяльність М.П.Глущенка. Розвивати в учнів образне і логічне мислення. Духовно збагачувати внутрішній світ учнів. Формувати поняття пейзаж, колорит, композиційний центр і т.д. Вироблення вмінь і навичок аналізувати події, прикмети.
75985. Людина – живий організм. Організм людини. Шкіра – захисник організму 8.39 MB
  Мета: Формувати поняття про людину як живий організм та про тіло людини як єдиний організм, у якому всі органи залежать один від одного; дати знання про властивості шкіри як органа, розкрити її значення для людини; розвивати уміння спостерігати...
75986. Свято «Осіння казка» 69.5 KB
  Учитель. За народними переказами осінь перша старша дочка Сонця. Вона останньою залишила батьківський дім і стала на Землі четвертою порою року. Посилаючи осінь на землю, Сонце сказало їй: «Забирай все моє багатство. Я віддаю тобі все своє золото. Будь щедрою і люди будуть любити тебе».
75987. Літературно – музична композиція «Осінні етюди». Позакласний захід за творчістю Ліни Костенко з мультимедійним додатком 80 KB
  Осінь Зустрічайте її Входить дівчина в костюмі Осені Осінь. Слайд 1 Я Осінь - чарівна й ясна Я дивна наче казочка сама Тримаю пензлик у руках Малюю всюди тут і там Щоб догодити любі вам Щоб вміли ви красу кохати Щоб теж у руки пензлик брали Красу природи малювали.
75988. Чи може природа існувати без осені? 346 KB
  Мета: навчати розглядати певну тему з різних точок зору, виявляти їх переваги та недоліки, висувати альтернативну точку зору, сприяти розвитку мислення та вміння вести дискусію; спонукати дітей до пошуку додаткової інформації, розширювати їхній світогляд...
75989. Чарівниця господиня осінь! 43 KB
  Мета: скласти усно твір розповідь за даною темою розвивати звязне мовлення учнів увагу мислення пам’ять творчу уяву спостережливість вміння висловлювати свою думку і почуття збагачувати активний словник учнів виховувати любов і дбайливе ставлення до самого себе і до природи.
75991. Я - ОСОБИСТІСТЬ 155 KB
  Людина - індивід особистістю стає в процесі розвитку спілкування життя в суспільстві Розвиток індивідуума відповідає як його інтересам так і загальнодержавним інтересам та інтересам людського суспільства взагалі.
75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.