58091

Плавание тел. Условия плавания тел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Обучающая: закрепление у учащихся знаний, навыков и проведение опытов, умение вести исследование - «плавание тел». Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умения объяснить окружающие явления.

Русский

2014-04-18

7.44 MB

21 чел.

Урок

в 7 классе по теме:

«Плавание тел. Условия

плавания тел»

Учитель физики

высшей квалификационной категории

Утибкалиева Жанглен Миралеевна

с.Кормежка

Тезисы.

Утибкалиева Жанглен Миралеевна, учитель физики МБОУ СОШ села Кормежка Балаковского района Саратовской области. Урок «Плавание тел. Условия плавания тел».

Учебный предмет- физика

Класс – 7

Название учебной программы -  А.В.Перышкин  Физика -7

Раздел –«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Перечень представляемых работ: план-конспект, презентация к уроку,  инструкции по выполнению работ, карточки с заданиями

Урок – исследование условий плавания тел в жидкостях. При самостоятельном исследовании выяснено 2 способа плавания тел: 1) сравнение  плотностей тела и жидкости;   2) силы тяжести  и архимедовой силы. Дифференцированный подход к учащимся, исследовательский характер заданий, использование занимательных опытов создают атмосферу творческой работы детей. Урок вышел за рамки стандарта, насыщен дифференцированными и индивидуальными заданиями, чтобы показать красоту опытов, которые были доступны, понятны и интересны своим парадоксом. Детям принесло  удовольствие  и удовлетворение наглядности получения грани гипотеза – результат. Урок представлен как мультимедийный конспект, содержащий текст, основные формулы,  видеофрагменты, анимации в форме презентаций с использованием программы Power Point из пакета         Microsoft Office. Этот метод позволяет объективно отражать действительность.

Тема: « Плавание тел. Условия плавания тел». 7 класс

Раздел:  преподавание физики.

Цели урока:

Обучающая: закрепление  у  учащихся знаний, навыков и проведение опытов, умение вести исследование - « плавание тел».

Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умения объяснить окружающие явления.

Воспитательная: формирование практической, самостоятельной работы с учетом уровня их подготовки.

Задачи урока:

Образовательная: добиться усвоение учащихся условий плавания тел на основе изученного понятия об Архимедовой силе, формировать практические умения учащихся определять Архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий.

Развивающая: развивать творческую  активность, творческие способности учащихся.

Воспитательная: показать использование условий плавания тел в технике, в народном хозяйстве.

Оборудование:

лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренною солью; пластилин; пробирки с песком;  прямоугольный  параллелепипед из пенопласта; динамометры; гири; мензурки.

Ход урока.

    1.Организационный момент.         (Слайды 1-2)

 

 Мотивация. Создание психологического климата.

Людей всегда интересовал вопрос: «Как плавают люди? Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? Как регулируют глубину погружения киты? Как плавают суда?

Содержание сегодняшнего урока поможет нам, почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок, воздушных шаров и дирижаблей.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

Прием – беседа.

Метод – репродуктивный.

(Слайд 3)

Вопросы:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее.

Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Архимедова сила.

2. Как направлена эта сила?

Она направлена вертикально вверх.

3. От чего зависит Архимедова сила?

Она зависит от объема тела и от плотности жидкости.

4. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется Архимедова сила?

Тогда для подсчета Архимедовой силы надо использовать формулу FжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

5. Какими способами можно на опыте  определить Архимедову силу?

Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, ее вес и будет равен Архимедовой силе.

Можно найти  разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна Архимедовой силе.

Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Итак, мы знаем, что на  всякое   тело,  погруженное в жидкость действует, Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность.

III. Формулирование целей и задач урока.  (Слайд 4)

Сегодня мы выясним это. Запишем тему урока: « Плавание тел. Условия плавания тел».

Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Исследуем эти условия.

(Метод обучения: исследовательский)   (Слайд 5-6)   

Самостоятельная работа в парах по уровням способностей учащихся. Ребята получили карточки с заданиями, созданы пары. Каждая имеет свое задание.

Нужно:

- выполнить опыт по инструкции;

- заполнить таблицу;

- подготовить сообщение для устного ответа;

- подготовить отчет об опыте;

- сделать вывод.

(Время работы – 15 минут. Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь. Так как ответы будут  использоваться при изложении нового материала, учитель намечает, в  какой последовательности они будут отчитываться.)

Первый вариант:

Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

Для выполнения этого задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.

Второй вариант: Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Третий вариант: Сравнить Архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод.

При выполнении этого задания используются мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Четвертый вариант: Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта. Для выполнения задания используются сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Пятый вариант: Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить  результаты опыта.

Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина.

Шестой вариант: Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если, а) пластилин положить внутрь пробирки;

б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.

При выполнении этого задания используются сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.

Седьмой вариант: Выяснить, какой груз может поднять плот (кусок пенопласта) в воде.

Для проведения опыта из пенопласта заранее вырезают небольшой прямоугольный  параллелепипед и подбирают несколько тел разной массы.  

IV. Объяснение  нового материала

      Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил.       (Слайд 7)

Попробуем все сведения об условиях плавания тел  получить из опытов. Исследуем эти условия. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел. На выполнение опытов отводится 15 минут. Откройте учебники стр. 26 , где помещены таблицы плотностей различных веществ. Они вам пригодятся во время работы. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться.

   (Задания дифференцированы в соответствии уровня подготовки учащихся).

Все результаты записывайте в тетрадь. Если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку.

(Каждый получил карточку с заданием и оборудованием для выполнения работы)    

Нужно:

- выполнить опыт по инструкции

- заполнить таблицу

- подготовить сообщение для устного ответа

- подготовить отчет об опыте

- сделать вывод.

Заканчиваем свою работу, приборы отодвинули на край стола. Переходим к обсуждению результатов.  Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут, какие всплывают.

(Отвечают те ребята, которые делали 1- 3 варианты.)

Вопросы учителя

Ответы ученика

1. Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята, которые рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

Глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

2. Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

В масле глубже брусок погружался, чем в воде.

  Таким образом, глубина погружения тела  в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела. Запишем эти выводы на доске и в тетрадях.

Запись на доске:                   

(Слайд 8)

 

 Глубина погружения зависит от плотности жидкости и плотности вещества тела.

Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин.

Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду.

Вопросы учителя

Ответы ученика

1. Что вы наблюдаете?

Они тонут в воде.

2. А у кого картофелина плавает в воде? В чем дело?

Чтобы заставить ее плавать, я насыпал в воду побольше соли.

3. Что же произошло?

У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и Архимедова сила стала больше.

4. Верно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

Мы сделали из него лодочку, она имеет большой объем и поэтому плавает.

5.Неверно, не просто большой, а больший, чем у куска пластилина.

А мы сделали из пластилина коробочку, она тоже плавает.

6. А она почему плавает?

У нее тоже большой объем, чем у куска пластилина.

                              

7. Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и Архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и Архимедовой силой для плавающих тел?

Мы погрузили в воду пробирки с песком – одна полегче, другая потяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что Архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.

8. Молодцы! Значит, если тело плавает, то Архимедова сила равна примерно силе тяжести. А если тело тонет в жидкости? (запись на доске)

Тогда сила тяжести больше Архимедовой силы.

9. А если всплывает?

Тогда Архимедова сила больше силы тяжести.

(Слайд 9)

Дома для каждого из этих случаев сделайте рисунок.

(запись на доске)

5

Итак, мы получили условия плавания тел, значит, условия плавания тел можно сформулировать 2 способами:

1. Сравнивать плотности жидкости и вещества.

2.Сравнивать Архимедову силу и силу тяжести.

 Где в технике учитываются условия плавания тел?

IV. Применение.                                     (Слайды 10-11

     

1. При постройке кораблей и судов. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде.

2. Металлические корабли плавают, а ведь куски стали тонут в воде.

- Опыт с пластилином: увеличивается объем, Архимедова сила становится  больше и они плавают.

Еще делают понтоны и подводные лодки.

(Слайд 12)

         Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Ответ: Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.

Приведите примеры использования условий плавания тел в технике.

Ответ: Для речных переправ применяют понтоны. В морях и океанах плавают подводные лодки. Для подводного плавания часть их емкости заполняют водой, а для надводного – воду выкачивают.

   Например, взять  атомный ледокол. В нашей стране работают несколько таких ледоколов. Они самые мощные в мире и могут плавать, не заходя в порты, более года. Но подробнее  поговорим на следующем уроке. Мы сегодня не рассматривали задания 6 и 7 вариантов. Ребята,  выполнявшие их, сдадут свои тетради, а итоги этой работы мы и обсудим на следующем уроке.

VI. Домашнее задание:

Открыть дневники, запишем домашнее задание - § 48

Подготовить и принести задания, которые я давала ранее:

1. Схема подводной лодки.

2. Рисунок человека, плавающего в Мертвом море.

3. Доклад «История развития Военно-Морского Флота».

VII. Итоги урока. Итак, сегодня мы выяснили при каких условиях плавают тела и при  каких – тонут. От чего зависит плавание тел? (проходим по записям на доске условия плавания тел).

За урок поставлены оценки за ответы опроса и за самостоятельную работу  

VIII. Рефлексия. Урок вам понравился?( показать кружочек, выражающий ваше мнение)

Спасибо за урок!         

( Слайд 13)

6

  

Литература

1. А.В.Перышкин, Физика -7 класс, М. «Дрофа» 2009 г.

2. Под редакцией В.Г. Разумовского и Л.С.Хижняковой «Современный урок физики» М. «Просвещение» 1993г.»

3. «Структура урока. Структурный анализ урока», Саратов 2008г.

4. «Уроки физики с применением ИКТ» -диск и книга

7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85102. Психологическое состояние человека и причины самоубийств 46.77 KB
  Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огромным горем не только для семьи погибшего ребенка но и для всего общества. Более того уровень самоубийств детей и подростков социологи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. Что такое суицид Каковы его причины у детей и подростков Какие группы детей и подростков подвержены суициду Ответ обоснуйте. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подростков В чем по вашему мнению состоит главное содержание предупреждения...
85103. Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте 39.82 KB
  Первая помощь при острой сердечной недостаточности инсульте Цели урока. Изучить симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности. Вот почему важно уметь оказать первую помощь человеку жизни которого угрожает опасность. Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности: уложить больного на спину приподнять голову обеспечить доступ свежего воздуха и срочно вызвать врача скорую помощь.
85104. Первая помощь при ранениях и травмах 43.45 KB
  Наиболее часто встречающиеся травмы это раны ушибы растяжения связок вывихи и переломы. Одна традиция заливать раны в том числе скальпированные йодом чего стоит. Что такое рана и чем она отличается от ушиба Какие раны наиболее опасны Что такое кровопотеря Чем она опасна Как вы обычно обрабатываете раны Расскажите алгоритм действий. Раны это поверхностные повреждения которые связаны с нарушением целости кожных покровов или слизистой оболочки.
85105. Первая медицинская помощь при остановке сердца 41.26 KB
  Первая медицинская помощь при остановке сердца Цели урока. Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечнолегочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания. На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца.
85106. Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 40.89 KB
  Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...
85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...
85108. Добровольная подготовка граждан к военной службе 41.25 KB
  Добровольная подготовка граждан к военной службе Цели урока. Изучить назначение структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви.
85109. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет 40.72 KB
  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Познакомить учащихся и изучить правила медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей. Отметьте знаком мероприятия относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе: занятия в поисковых военноисторических...
85110. Разработка композиции вышивки и её выполнение 619.09 KB
  Тема: Разработка композиции вышивки и её выполнение. Цель: ознакомить учащихся с композицией вышивки изделий украшенных счётной гладью или занизыванием; научить создавать композиции вышивок подбирать нитки ткань для вышивания; формировать художественный вкус при подборе цветовой гаммы ниток для вышивания; развивать творческие способности учащихся при составлении композиций; воспитывать уважительное отношение к традициям национальной вышивки. Разработка композиции вышивки. Презентация Композиция вышивки IV.