58093

Зимние забавы с элементами фольклора

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование представлений о многообразии фольклорных жанров. Задачи урока: систематизировать и обобщить знания полученные на уроках по теме Фольклор; формировать умение учащихся работать...

Русский

2014-04-18

44 KB

3 чел.

                                                                                            Автор – составитель:

                                                                                    учитель русского языка и  литературы

                                                                             Калелева Любовь Анатольевна, I КК.

                              

                            Урок-игра «Зимние  забавы с элементами фольклора»

                               Малые жанры фольклора.          Обобщающий урок                5 класс

  Цель урока:  формирование  представлений  о многообразии фольклорных жанров.

 Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знания, полученные на уроках по теме   «Фольклор»;

- формировать умение учащихся работать в группах, принимая совместное решение;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку и культуре родной страны.

                                                        Ход урока.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок литературы. Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычной стране, которая называется «ФОЛЬКЛОР».   

  - А что такое  ФОЛЬКЛОР?

Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах и деревнях, познакомимся с их жителями и традициями. А на остановках  мы будем отдыхать , играя в разные  подвижные игры, т.е.  забавляться   Игры зимой на свежем воздухе – это ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!

- Каждый из вас будет зарабатывать жетоны за правильные ответы и активную работу. В конце занятия мы посчитаем, какой класс заработает больше жетонов.

- Ребята, давайте вспомним названия этих населенных пунктов. (Пословицы,  поговорки, потешки,  считалки,  загадки,  небылицы,  дразнилки, скороговорки, заклички, прибаутки, приговорки, сказки).

- Ну, теперь мы можем отправляться в путь по удивительной и увлекательной стране «Русский  фольклор».

- Для начала разогреемся.

                Пусть морозы трещат, вьюга в поле кружит.

                С  физкультурой мы дружны, не боимся стужи.

                По командам разделитесь, и в колонны становитесь.

 (1 спорт. конкурс)

И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо выполнить задание. Составьте пословицы, и назовите  в них имена существительные.

  1.  Не зная броду, не суйся в воду.
  2.  Готовь сани летом, а телегу – зимой.
  3.  Чует кошка, чьё мясо съела.
  4.  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  5.  Куда иголка – туда и нитка.
  6.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  7.  Береги платье снову, а честь смолоду.
  8.  Какова пряха, такова на ней и рубаха.  
  9.  Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  10.  Любишь кататься, люби и саночки возить.
  11.  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  12.  Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

- Проверяем.

- Снежок порхает и кружиться, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

1,2,3,4,5  предлагаю поиграть!!!

 ( 2 спорт. конкурс)

-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Пословица расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

(Каждой команде предлагается своя поговорка (по очереди). За правильный ответ - 1 балл)

  1.  Без году (неделя).
  2.  Брать быка (за рога)
  3.  Вставлять палки (в колёса)
  4.  Делать из мухи (слона).
  5.  Заблудиться в трёх (соснах)
  6.  Как с гуся (вода)
  7.  Не видать, как своих (ушей).
  8.  Обвести вокруг (пальца)
  9.  Показать, где раки (зимуют)
  10.  Переливать из пустого в (порожнее).
  11.  Друзья познаются в (беде).
  12.  Дорога  ложка к (обеду).

-Молодцы!

-Пусть сегодня никому дома не сидится,

 Выходи честной народ, будем веселиться!!

                   -Ой, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

                     Запевайте поскорей, чтоб порадовать людей!!!

(девочки поют  ч а с т у ш к и)

          Кстати, частушки – это тоже малый жанр фольклора.

 - Кто знает частушки и желает спеть?

   

- Ну, а теперь – поиграем!!!   

(3 спорт. конкурс)

Путь открыт, идём вперед. Впереди у нас деревенька веселая. Её жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Эта деревенька называется Скороговорка.

 

(каждому классу  - по скороговорке)  

- Кто прочитает   3 раза без ошибок?

- Молодцы. Нелегкое было задание, но вы с ним справились.

-  А теперь я предлагаю вам отдохнуть: в село загадок заглянуть.

 

1.Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

2.В неё льётся, из неё льется,

Сама по земле плетётся. (Река)

3.Ниток много-много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьёт,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина).

4.Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает. (Овца)

5.Бьют меня палками, Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами,

За что меня губят?

За то, что любят. ( Хлеб)

6.Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

7.Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шапка)

8. Ты от неё – она за тобой,

Ты за ней – она от тебя. (Тень)

9. Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

- Понравились вам загадки? Ну, а теперь, ребята, вы можете загадать по одной загадке своим соперникам.  

- А теперь снова  поиграем!  

(4 спорт. конкурс)

-  Отправляемся дальше и следующая  станция  «СЧИТАЛОЧКА»

- Кто знает считалочки?   

- Наше путешествие подходит к концу. В стольный град Сказок мы совершим путешествие в следующий раз, а сейчас нам нужно составить путеводитель для ребят, которым ещё предстоит познакомиться со страной «Русский фольклор».

-Вспомним определения малых жанров Ф.

  1.  Произведение устной народной словесности. Это краткое изречение с нравоучительным смыслом. (Пословица)
  2.  Произведение устной народной словесности. Это крылатое выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо. (Поговорка)
  3.  Произведение устной народной словесности. Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой. (Скороговорка)
  4.  Произведения народной словесности. Они употребляются в детских играх. Главное в них – четкость ритма. (Считалка)
  5.  Иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное в форме вопроса. (Загадка)

-А теперь подведём итоги.  Какой класс набрал больше всех жетонов.

(ВРУЧАЕМ  грамоты и сладкие призы)

 

-Итак, ребята, мы с вами вспомнили сегодня лишь некоторые  фольклорные жанры. У нас впереди ещё много увлекательных и познавательных путешествий в мир Фольклора.

В заключении – поиграем!!!

 -Какой праздник приближается?

- Вы его очень ждёте?

Тогда для вас – ИГРА   «Может или не может?»

 - Я задаю вопрос, а вы отвечаете: если –да, то кричите: «ДА» и хлопаете в ладоши, если-нет,  то кричите: «НЕТ»  и топаете ногами.

  - Поехали!!!

-Понравился  вам такой необычный урок?

- Всем  спасибо!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1472. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ДЕТЕКТИВНОГО НАРРАТИВА (на материале текстов английских и русских рассказов) 331.07 KB
  Целью диссертационной работы является сопоставительный анализ когнитивных механизмов структуры и семантики детективного нарратива на материале английского и русского языков.
1473. Win API 32. Программирование на C 337.13 KB
  Литература по API Windows. Краткая история Windows. Цикл обработки сообщений Windows. Стили окна, overlapped window, pop-up window. Структура сообщения MSG. Окно сгенерированного приложения.
1474. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ В ИДИОСТИЛЕ А.С. ПУШКИНА 332.86 KB
  Ррассмотрение понятий концепт, концептуальная картина мира, представление методологических основ исследования концепта, определение понятия идиостиля, а также особенностей и возможностей поэтического перевода.
1475. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А.П. СТЕПАНОВА 334.33 KB
  Цель работы – определить особенности лингвокогнитивного и прагматического уровней структуры языковой личности первого енисейского губернатора А.П. Степанова, установить его ключевые (эстетические, утилитарные и художественные) ценности.
1476. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИНВЕРСИИ: КОНЦЕПТ ЧУДО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ И ИРЛАНДСКИХ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК И СКАЗОК) 338.84 KB
  Целью данной работы является выявление лингвистических, хронотопических и нарративных особенностей выражения концепта чудо/miracle в текстах русского и ирландского фольклора, а также проверка гипотезы концептуальных инверсий применительно к данному концепту.
1477. НОМИНАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЛАГОЛЬНО-ИМЕННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ТИПА И TO GIVE A SMILE 339 KB
  Описать номинативный механизм ГИС с точки зрения когнитивного подхода в теории номинации и сопоставить русские и английские ГИС по характеру передаваемой ими когнитивной информации, исследовать и сопоставить когнитивно-коммуникативные свойства русских и английских ГИС в области семантического (И.И. Ковтунова, К.Г. Крушельницкая, В. Матезиус, Н.А. Слюсарева и др.) и актуального синтаксиса (Ч. Филлмор, У. Чейф, Р.О. Якобсон и др.)
1478. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКИХ, БОЛГАРСКИХ И АНГЛИЙСКИХ АНЕКДОТОВ 339.73 KB
  Рассмотрение таких понятий как юмор, картина мира, стереотип, установка, ментальность, а также изучить понятие анекдот, проблему его определения отечественными и зарубежными исследователями, рассмотреть различные теории юмора, выработать исходные позиции.
1479. Мостовые устройства СВЧ 357.77 KB
  Проектирование делителя (сумматора) мощности пополам (моста Уилкинсона) на микрополосковых ЛП. Проектирование делителя (сумматора) мощности пополам (моста Уилкинсона) на основе сосредоточенных реактивных элементов. Расчет МУ на сосредоточенных элементах.
1480. Проектирование металлических конструкций при строительстве здания 355.91 KB
  Расчет прокатных балок. Расчетная толщина сварочного углового шва. Расчетная нагрузка на вспомогательную балку. Требуемая площадь поясных горизонтальных листов. Расчет монтажного стыка сварной балки. Стык на высокопрочных болтах.