58093

Зимние забавы с элементами фольклора

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование представлений о многообразии фольклорных жанров. Задачи урока: систематизировать и обобщить знания полученные на уроках по теме Фольклор; формировать умение учащихся работать...

Русский

2014-04-18

44 KB

3 чел.

                                                                                            Автор – составитель:

                                                                                    учитель русского языка и  литературы

                                                                             Калелева Любовь Анатольевна, I КК.

                              

                            Урок-игра «Зимние  забавы с элементами фольклора»

                               Малые жанры фольклора.          Обобщающий урок                5 класс

  Цель урока:  формирование  представлений  о многообразии фольклорных жанров.

 Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знания, полученные на уроках по теме   «Фольклор»;

- формировать умение учащихся работать в группах, принимая совместное решение;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку и культуре родной страны.

                                                        Ход урока.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок литературы. Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычной стране, которая называется «ФОЛЬКЛОР».   

  - А что такое  ФОЛЬКЛОР?

Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах и деревнях, познакомимся с их жителями и традициями. А на остановках  мы будем отдыхать , играя в разные  подвижные игры, т.е.  забавляться   Игры зимой на свежем воздухе – это ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!

- Каждый из вас будет зарабатывать жетоны за правильные ответы и активную работу. В конце занятия мы посчитаем, какой класс заработает больше жетонов.

- Ребята, давайте вспомним названия этих населенных пунктов. (Пословицы,  поговорки, потешки,  считалки,  загадки,  небылицы,  дразнилки, скороговорки, заклички, прибаутки, приговорки, сказки).

- Ну, теперь мы можем отправляться в путь по удивительной и увлекательной стране «Русский  фольклор».

- Для начала разогреемся.

                Пусть морозы трещат, вьюга в поле кружит.

                С  физкультурой мы дружны, не боимся стужи.

                По командам разделитесь, и в колонны становитесь.

 (1 спорт. конкурс)

И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо выполнить задание. Составьте пословицы, и назовите  в них имена существительные.

  1.  Не зная броду, не суйся в воду.
  2.  Готовь сани летом, а телегу – зимой.
  3.  Чует кошка, чьё мясо съела.
  4.  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  5.  Куда иголка – туда и нитка.
  6.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  7.  Береги платье снову, а честь смолоду.
  8.  Какова пряха, такова на ней и рубаха.  
  9.  Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  10.  Любишь кататься, люби и саночки возить.
  11.  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  12.  Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

- Проверяем.

- Снежок порхает и кружиться, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

1,2,3,4,5  предлагаю поиграть!!!

 ( 2 спорт. конкурс)

-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Пословица расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

(Каждой команде предлагается своя поговорка (по очереди). За правильный ответ - 1 балл)

  1.  Без году (неделя).
  2.  Брать быка (за рога)
  3.  Вставлять палки (в колёса)
  4.  Делать из мухи (слона).
  5.  Заблудиться в трёх (соснах)
  6.  Как с гуся (вода)
  7.  Не видать, как своих (ушей).
  8.  Обвести вокруг (пальца)
  9.  Показать, где раки (зимуют)
  10.  Переливать из пустого в (порожнее).
  11.  Друзья познаются в (беде).
  12.  Дорога  ложка к (обеду).

-Молодцы!

-Пусть сегодня никому дома не сидится,

 Выходи честной народ, будем веселиться!!

                   -Ой, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

                     Запевайте поскорей, чтоб порадовать людей!!!

(девочки поют  ч а с т у ш к и)

          Кстати, частушки – это тоже малый жанр фольклора.

 - Кто знает частушки и желает спеть?

   

- Ну, а теперь – поиграем!!!   

(3 спорт. конкурс)

Путь открыт, идём вперед. Впереди у нас деревенька веселая. Её жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Эта деревенька называется Скороговорка.

 

(каждому классу  - по скороговорке)  

- Кто прочитает   3 раза без ошибок?

- Молодцы. Нелегкое было задание, но вы с ним справились.

-  А теперь я предлагаю вам отдохнуть: в село загадок заглянуть.

 

1.Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

2.В неё льётся, из неё льется,

Сама по земле плетётся. (Река)

3.Ниток много-много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьёт,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина).

4.Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает. (Овца)

5.Бьют меня палками, Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами,

За что меня губят?

За то, что любят. ( Хлеб)

6.Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

7.Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шапка)

8. Ты от неё – она за тобой,

Ты за ней – она от тебя. (Тень)

9. Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

- Понравились вам загадки? Ну, а теперь, ребята, вы можете загадать по одной загадке своим соперникам.  

- А теперь снова  поиграем!  

(4 спорт. конкурс)

-  Отправляемся дальше и следующая  станция  «СЧИТАЛОЧКА»

- Кто знает считалочки?   

- Наше путешествие подходит к концу. В стольный град Сказок мы совершим путешествие в следующий раз, а сейчас нам нужно составить путеводитель для ребят, которым ещё предстоит познакомиться со страной «Русский фольклор».

-Вспомним определения малых жанров Ф.

  1.  Произведение устной народной словесности. Это краткое изречение с нравоучительным смыслом. (Пословица)
  2.  Произведение устной народной словесности. Это крылатое выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо. (Поговорка)
  3.  Произведение устной народной словесности. Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой. (Скороговорка)
  4.  Произведения народной словесности. Они употребляются в детских играх. Главное в них – четкость ритма. (Считалка)
  5.  Иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное в форме вопроса. (Загадка)

-А теперь подведём итоги.  Какой класс набрал больше всех жетонов.

(ВРУЧАЕМ  грамоты и сладкие призы)

 

-Итак, ребята, мы с вами вспомнили сегодня лишь некоторые  фольклорные жанры. У нас впереди ещё много увлекательных и познавательных путешествий в мир Фольклора.

В заключении – поиграем!!!

 -Какой праздник приближается?

- Вы его очень ждёте?

Тогда для вас – ИГРА   «Может или не может?»

 - Я задаю вопрос, а вы отвечаете: если –да, то кричите: «ДА» и хлопаете в ладоши, если-нет,  то кричите: «НЕТ»  и топаете ногами.

  - Поехали!!!

-Понравился  вам такой необычный урок?

- Всем  спасибо!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45877. Изнашивание режущего инструмента в процессе резания. Критерии и кривые износа 168.52 KB
  Изнашивание режущего инструмента в процессе резания. В процессе работы инструмента в результате высокого контактного давления высокой температуры в зоне резания и большой относительной скорости перемещения происходит износ лезвий инструмента. Различают следующие виды износа: 1 Износ по задней поверхности инструмента. 2 Износ по передней поверхности инструмента.
45878. Критерии оптимизации режима резания при точении. Выбор инструментального материала для резцов 108.19 KB
  Критерии оптимизации режима резания при точении. Основной целью оптимизации является установление таких числовых значений элементов режима резания глубины резания подачи и скорости которые позволяют наиболее производительно с наименьшими затратами осуществлять механическую обработку детали и надежно обеспечить заданное качество обработки. Определить глубину резанияt: t = Dd 2 мм. При черновой обработке необходимо стремиться работать с максимально возможной в данных условиях глубиной резания равной всему припуску или большей части...
45879. Смазочно-охлаждающие технологические среды: назначение, требования, состав, методы отчистки и способы подачи 17.26 KB
  Способы подачи СОЖ: Полить струей жидкости на переднюю поверхность или через насадку с отверстием со стороны задней поверхности. Высоконапорная подача 152 МПа расход СОЖ уменьшается примерно в 20 раз. Функциональные свойства 1Под смазочным действием понимают способность СОЖ образовывать на контактных поверхностях инструмента на стружке и детали прочные пленки полностью или частично предотвращающие соприкосновение передней поверхности со стружкой и задних поверхностей с поверхностью резания. 2Охлаждающее дейстте СОЖ заключается в...
45880. Ультразвуковое резание. Резание с нагревом заготовки 15.43 KB
  Функции: непрерывно падают абразив в рабочий зазор и выносят оттуда частицы снятого металла; охлаждают инструмент в зоне резания. Механическая обработка с ультразвуковыми колебаниями является разновидностью резания с вибрациями. Позволяет ликвидировать нарост уменьшить объем зоны опережающей деформации и усадки стружки уменьшить силу резания. В отношении стойкости инструмента удовлетворяют результаты полученные только для быстрорежущего инструмента на низких режимах резания.
45881. Виды инструментальных материалов и ихприменяемость 16.07 KB
  Инструментальные стали. Стали применяют достаточно широко для изготовления корпусной и крепежноприсоединителыюй частей режущих инструментов а во многих случаях и их режущей части. Если инструмент работает при низких скоростях резания и не нагревается свыше 200220 С то его можно изготовлять из углеродистой инструментальной стали марок У7А У8А У10А У13А и др. Однако и в этом случае ввиду высокой критической скорости закалки эти стали прокаливаются на небольшую глубину и сердцевина инструмента остается вязкой.
45882. Виды токарных резцов. Особенность их применения. Способы соединения режущей пластины с державкой. Какие факторы определяют выбор резцов для токарных работ 50.15 KB
  В качестве режущего инструмента при точении используют резцы.Виды токарных резцов а проходные: 1 прямой 2 отогнутый 3 упорный; б подрезной; в канавочные: 1 для наружных канавок 2 для внутренних; г отрезной; д расточные: 1 для сквозных отверстий 2 для глухих; е резьбовые: 1 для наружных резьб 2 для внутренних; ж фасонный Проходные прямые резцы используются для их рекомендуется назначать для обтачивания гладких открытых цилиндрических поверхностей без уступов и ступеней. Проходные упорные резцы имеют угол в...
45883. Виды фрез, и их применяемость. Как базируется фреза на станке. В чем особенности конструкции черновых, чистовых и шпоночных фрез 251.16 KB
  Цилиндрические фрезы Базовые поверхности внутренний диаметр и торцыприменяются для фрезерования открытых поверхностей. Эти фрезы могут быть с прямыми и винтовыми фрезами. Фрезы с винтовыми зубьями работают плавно они широко применяются на производстве. Фрезы с прямыми зубьями используются лишь для обработке узких плоскостей где преимущества фрез с винтовым зубом не оказывают большого влияния на процесс резания.
45884. Сверла. Назначение, технологические возможности сверления. Дефекты просверленных отверстий и мероприятия по повышению точности отверстий 69.7 KB
  Сверла. Сверла изготавливают из быстрор. Перовые сверла применяются при обр. часть пушечного сверла представ.
45885. Зенкеры. Назначение, технологические возможности зенкерования отверстий. Почему зенкерование обеспечивает более высокую точность обработки в сравнении со сверлением 111.52 KB
  Назначение технологические возможности зенкерования отверстий. Зенкеры применяются для увеличения диаметров цилиних отв. получений отв. Точность отверстий полученных зенкерованием составляет 1112 квалитет шерть R=2.