58114

Общество и общественные отношения

Доклад

Педагогика и дидактика

ОБЩЕСТВО - обособившееся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений.

Русский

2014-04-22

226 KB

0 чел.

Общество и общественные отношения.

ОБЩЕСТВО  в широком смысле человечество в целом в его историческом развитии и перспективе

в узком смысле – группа людей объединенная:

1) общим занятием, профессией, интересом (футбольные болельщики, учителя, книголюбы)

2)определенным этапом развития общества, историческим периодом (первобытное, рабовладельческое, феодальное)

3) языком, культурой, обычаи. религия и т.д (русские, немцы,  исламское общество, православные)

4) полом, возрастом, социальным статусом – (молодежь, женское общество, избиратели, политики)

ОБЩЕСТВО - обособившееся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений.

Природа – 1) в широком значении :все сущее, весь мир в  многообразии его форм, среда обитания живых организмов

2) в узком знач. :природно-географическая среда, место обитания человека  

Природа развивается по своим собственным законам

 

Человек, общество могут воздействовать на природу следующими способами–

1) обособление от природы

2) потребительское отношение (сырье полезные ископаемые)

3) созидательное отношение

(ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА)

Л. Фейербах «Человек зависит от природы. Оторвать его от природы равносильно тому, как если бы захотеть отделить глаз от света, легкие от воздуха»

Человек – живое существо, организм, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности осознанно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя;

высшая ступень эволюции живых организмов на яыЗемле,

субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) — единственный ныне живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Совокупность человеческих индивидов называют человечеством.

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо) [3][4][5]. Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens) отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад (в Миоцене). Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo), до настоящего времени не сохранились.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

  1.  структурные преобразования мозга
  2.  увеличение мозговой полости и головного мозга
  3.  развитие двуногого передвижения (бипедализм)
  4.  развитие хватательной кисти
  5.  опущение гортани и подъязычной кости
  6.  уменьшение размера клыков
  7.  появление менструального цикла
  8.  редукция большей части волосяного покрова.

Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens по женской линии (от одной женщины, «Евы») появились ок. 200 000 лет назад, «Адам» жил несколько позже.

Существуют две доминирующие теориипроисхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов. Ок.74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (~20-30 лет зимы), стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет).

Вместе с тем, эволюцию специфически человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам

Человек – биосоциальное существо  т.е. он является частью природы, но обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

Ноосфера –(греч – ум) – Сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Влад.Иванович Вернадский создал учение о ноосфере как высшем этапе развития биосферы.

(ЗНАТЬ ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО, НЕ ТОЛЬКО БИОЛОГИЧЕСКИЕ!!!)

Общество- динамическая система

Система – (греч –целое, составленное из частей) – упорядоченная  савокупнгость элементов, находящаяся в связях друг с другом и составляющая единое целое.

Общество –система состоит из подсистем, сфер общ. жизни

  1.  экономическая
  2.  политическая
  3.  социальная
  4.  духовная

(ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ к каждой из подсистем, уметь связывать разные подсистемы, приводить примеры общества как динамичной саморазвивающейся системы)

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  •  между людьми как частью социальной группы;
  •  между группами людей;
  •  между отдельными людьми и группами людей.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:

  •  Классовые отношения
  •  Национальные отношения
  •  Этнические отношения
  •  Групповые отношения
  •  Личностные социальные отношения

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.

Социа́льный институ́т (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии, институте науки и т.д. Очередь за товарами потребления также будет являться социальным институтом.

Функции

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  •  Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  •  Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  •  Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  •  Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Функциональные качества

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  •  Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  •  Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  •  Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
  •  Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  •  Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
  •  Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

(ЗНАТЬ ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И ИХ ФУНКЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА)

Человек и культура

Культура (лат. – возделывание, обработка) –

в широком см. все что создано человеком

Все виды преобразовтельной деятельности человека и общества а также их результаты

савокупность производственных общественных и духовных достижений человечества

  1.  материальная – машины, здания, картины, учебники
  2.  духовная – знание, мышление, мировоззрение

культура =опыт+новаторство, накопление+творчество

Культура - вторая природа человека

Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать) — совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

В повседневной бытовой практике под культурой понимается:

  •  возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.;
  •  воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;
  •  искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

Кроме того, термин культура широко используется в гуманитарном дискурсе, чем обусловлено его массовое проникновение в повседневную жизнь через СМИ и другие средства коммуникации — субкультура, культурные ценности, поп-культура, псевдокультура, культурология, инкультурация и т. д. Культура в этом смысле — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определённая историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т. п.

Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвергают множественное понимание культуры. Они не верят в существование различных культур, каждой со своей логикой и своими ценностями. Фактически, для них существует только один стандарт, который необходимо применять ко всем без исключения. Таким образом, согласно этому мировоззрению, люди, не укладывающиеся в общие рамки, сразу причисляются к «некультурным», у них отбирается право на наличие «своей» культуры.

Однако, в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные сильно расслоённым капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают и понятие «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто культура которых выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой, как культурой элит, и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут (должны?) изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень. Таким образом, антропологи проводят различие между «материальной культурой» и «символической культурой», не только потому что эти понятия отражают различные сферы деятельности человека, но и потому что они содержат различные исходные данные, требующие различных подходов при анализе.

Такой взгляд на культуру, ставший доминирующим в промежутке между двумя мировыми войнами, говорит о том, что каждая культура имеет свои границы и должна рассматриваться как единое целое с использованием собственных положений. В результате этого появилось понятие «культурного релятивизма», мнения, согласно которому один человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, а элементы его культуры (обряды и т. д.) — через понимание системы символов, частью которых они являются.

Таким образом, мнение, что культура содержит символические коды и способы их передачи от одного человека другому означает, что культура, хотя и ограниченно, постоянно меняется. Культурные изменения могут быть как результатом создания новых вещей, так и происходить в момент контакта с другой культурой. Оставаясь в мирных рамках, контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур. В условиях противостояния или политического неравенства, люди одной культуры, конечно же, могут захватывать культурные ценности другого сообщества или навязывать свои ценности («окультуривание»).

Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

Социобиологи также утверждают, что культуру можно рассматривать с точки зрения элементарных элементов, с помощью которых происходит культурный обмен. Такие элементы, или «meme», как они были названы Ричардом Докинсом в своей книге «The Selfish Gene», опубликованной в 1976, аналогичны понятию генов в биологии. Несмотря на то, что такая точка зрения приобретает всё большую популярность, большинство академических учёных её полностью отвергают.

Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  1.  Жизненные ценности;
  2.  Нормы поведения;
  3.  Артефакты (материальные произведения).
  •  Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
  •  Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Обобщенное определение культуры

Культура — искусственная среда (В. П. Комаров, Факультет Системы управления, информатики, электроэнергетики, МАИ).

Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Шопенгауер (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС НАД КОТОРЫМ НУЖНО ПОДУМАТЬ)

Появился термин в качестве научного лишь в XVIII веке. Но точного определения дано не было. Впервые объяснил термин "культура" Эд Тайлор (1871 г.) : "Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, вреований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". С 20 в. начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности - в том, что сама культура неравномерна, многогранна.

(ЗНАТЬ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ)

Вопросы

для сравнения

КУЛЬТУРА

народная

элитарная

массовая

Кем создана

нет автора,

автор- народ

создается элитой,

образованной частью

общества

авторская

Для кого

для народа

для ограниченного числа образованных

людей

для всех

Цель

приобщение к культуре, традициям, обычаям народов мира. передача житейского опыта, народной мудрости

приобщение к интеллектуальным ценностям, развитие человека,  образовательная функция

получение прибыли

Доступность

простая, доступная

сложная для восприятия,

доступна не для всех

простая, доступная, яркая кричащая

Степень постоянства

ориентирована на вкусы потребителей, моду

Характер

Национальна

Профессиональна

космополитична «для всех»

Другое

культурно-мировоззренческий

Развивающий характер, интеллектуальный

потребительский

развлекательный характер

Примеры:

танцы народов Кавказа

русские народные сказки

пословицы

модернизм, кубизм,

сюрреализм

СМИ, реклама, сериалы, блокбастер

поп-музыка

бестселлер

УМЕТЬ РАЗЛИЧАТЬ КУЛЬТУРУ массовую элитарную народную

Приводить примеры к каждой из них

Показывать на примерах их взаимосвязь

Культура – субкультура, доминирующая (традиционная), контркультура –знать определения.

Цивилизация (прочитать документ цивилизация)

Типология цивилизаций

Всемирную историю принято разделять на следующие периоды:

  •  Первобытное общество
  •  Древний мир (до 476 года — низложение последнего римского императора)
  •  Средние века (4761492 — открытие Америки европейцами)
  •  Новое время (14921789 — Великая французская революция)
  •  Новейшее время (17891945 — окончание Второй мировой войны)
  •  Современная история (после 1945 года)

Доиндустриальная (аграрная) цивилизация

Традиционное общество (1 стадия - цивилизация) -  это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом.

Определяющий фактор развития ТО – сельское хозяйство (основная сфера экономической деятельности).

ТО – это все общества древности и средневековья (например, племенное, аграрное, феодальное общество), так называемые «ранние цивилизации».

Переход от примитивного общества к ТО произошел в результате неолитической (аграрной) революции 7 – 5 тыс. до н.э. (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству).

Сферы

Основные черты традиционной цивилизации

1. в экономической сфере

* господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла (господствующий технологический способ производства – аграрно-ремесленный)

* преобладание экономики пропитания

* преобладание экстенсивной технологии и ручных орудий труда (разнообразие орудий труда на основе мускульной энергии человека и животных), углубление разделения труда

* основная хозяйственная единица – семья

* зависимость от природно-климатических условий → максимальное приспособление к окружающей среде и ритмам природы

* господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности

* частная собственность на средства производства (ЧС не являлась ни священной, ни неприкосновенной)

* резко ограничены технический прогресс и внедрение инноваций

* распределение продуктов согласно социальной иерархии

2. в социальной сфере

* жесткая иерархичная структура общества – сословность (социальная структура общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна)

* отсутствие социальной мобильности (человек рождался и умирал в одной и той же социальной группе; положение личности зависит от социального статуса))

* основные социальные ячейки – община и семья

* большинство проживает в сельской местности; города – центры политической, духовной жизни; военно-административные и торгово-ремесленные центры

3. в политической сфере

* подчинение государством общества, государство – носитель политической власти в обществе

* форма правления – деспотия (неограниченная власть)

* господство церкви и армии

* власть – большая ценность, чем право и закон

* человек отчужден от политики, политика – занятие узкого слоя элиты; подавление личности государством

* геронтократия – «власть старцев» («чем старше, тем умнее»), власть передается по наследству, её источник – Божья воля

4. в духовной сфере

* регуляция общественных отношений, главным образом, с помощью традиций и обычаев, верований и неписаных законов

* первичны не экономические, а религиозные и культурные ценности

* отражение религиозных догматов, устоявшихся отношений в культуре

* образование – удел тонкого слоя общества, элиты

Индустриальная цивилизация

Вопросы

Характеристика

Хронологические

рамки

XVIII - XX вв.

Предпосылки

Возрождение или Ренессанс (15-16 вв.) – обращение к античной культуре, расцвет искусств и наук; стержень – гуманизм, утверждение ценности земной жизни,  возвышение личного достоинства, разума, творческих способностей; убеждение в высоком призвании человека, ценности личности, ее прав и свобод.

Реформация (16-17 вв.) – широкое религиозное и общественно-политическое движение, направленное на коренное обновление церкви (католической) и опрощение веры → честный бизнес, высокий престиж предпринимательской  деятельности, скромное потребление, свобода совести, чувство ответственности за свою жизнь, страну.

Начало ИЦ

Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры – к капиталистической фабрике.

Родина ПР – Англия (к. 18 в.) → Франция (н. 19 в.) → Германия (с 40-х гг. 19 в.) и т.д.

Символ ИЦ

Паровая машина, поточная линия, сборочный конвейер.

Определяющая черта

ИЦ

Массификация (массовость, омассовление всего и вся). Это не только масса людей, но и масса товаров, услуг, сведений; любовь к большим масштабам, числам, потокам, к величине и мощности.

Основные принципы ИЦ (по А. Тоффлеру):

концентрация

централизация

синхронизация

стандартизация

специализация

максимизация

ИЦ – цивилизация экономическая, экономика – ее базовая структура или система. Общество предстает как единая индустриально-экономическая машина.

- сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях (поточно-массовое производство, внедрение новой техники, повышение ПТ, снижение издержек; образование монополий).

*Концентрация в социальной сфере: формирование и поляризация 2-х основных классов – рабочих и предпринимателей-капиталистов.

*Концентрация в политике: образование больших, массовых партий и движений.

*Концентрация в науке: крупные исследовательские центры и институты.

- объединение нескольких предприятий в одно, создание крупных финансово-промышленных групп, слияние нескольких капиталов -  их рост.

- процесс согласования времени: с одной стороны – машины, фабрики, с другой стороны – человека, семьи.

- единый образец, его повторение (тиражирование).

- ограничение человека узким кругом деятельности, пожизненное закрепление за отдельной операцией или одной какой-то функцией (сборочный конвейер) → отчуждение человека от целей и задач более широкого целого (предприятия, отрасли) → безразличие, апатия, агрессия.

- стремление выжать из всего максимум возможного, выбрать все до конца, увеличить до предела.

Массовая культура

Обращена к жизненным инстинктам и низменным страстям, к обыденному сознанию и повседневному существованию; принцип – смотри, слушай и наслаждайся.

Экология ИЦ

ИЦ – самая грязная в истории человечества; захламление природы.

Постиндустриальная цивилизация

Конец XX  века - 3-я стадия развития общества: постиндустриальная (Д. Белл) = технотронная (А. Тоффлер)  = технологическая (З. Бжезинский) =

 информационная (Масуда)

Переход от ИЦ к ПЦ -  в результате научно-технической революции (НТР).

Сферы

Основные черты постиндустриальной цивилизации

1. в экономической сфере

* преобладание так называемой третичной′ сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг

* социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг

* основная сфера экономической деятельности – сфера услуг

* индивидуализация производства и потребления

* увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством

* устранение тяжелого и монотонного физического труда

* ведущая роль науки, знаний и информации

* развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы

* применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и    безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов

* превращение информации в главный стратегический ресурс мировой     экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций

2. в социальной сфере

* стирание классовых различий

* ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса

  «среднего класса»

* возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества)

* изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации

* закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом

* тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды и сельскую местность)

3. в политической сфере

* развитие правовой регуляции общественных отношений

* замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи)

* расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни

4. в духовной сфере

* в центре ПЦ – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация

* возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств  массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д.

* наука – производительная сфера

* высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности

′ Первичная сфера в экономике – сельское хозяйство и добывающая промышленность.

′ Вторичная – обрабатывающая промышленность.

Главная цель ПЦ – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды.

Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.

  •  медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
  •  компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
  •  интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.

Проблемы, порожденные ПЦ

  1.  обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию;
    1.  развитие информационной (компьютерной) психологии человека;
    2.  развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности);
    3.  информационная экология общества в социальной и природной среде;
    4.  разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции;
    5.  адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде;
    6.  изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности;
    7.  предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации.

Социальные прогнозы

пессимистические умеренно оптимистические

неотвратимость экологической катастрофы принятие мировым сообществом

концепции «устойчивого развития»

!!!!!УСВОИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (ПРИЗНАКИ) КАЖДОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИЙ)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9741. Общая структура модуля в языке Turbo Pascal 335.5 KB
  Модули Введение Понятие модуля или, в более общем случае, модульного программирования, возникло на определенном этапе развития вычислительного дела и было обусловлено, в первую очередь, возрастающими объемами программ, их увеличивающейся...
9742. Классы и объекты в Object Pascal 82.5 KB
  Классы и объекты Классами в Object Pascal называются специальные типы, которые содержат поля, методы и свойства. Как и любой другой тип, класс служит лишь образцом для создания конкретных экземпляров реализации, которые называются объектами. Сразу ж...
9743. Робота з бібліотеками динамічного підключення 63.5 KB
  Бібліотеки динамічного підключення (Dynamic Link Library - DLL), це відкомпільований набір певних функцій. Зазвичай при розробці програм ви використовуєте так звані статичні бібліотеки (модулі), які містять деякий набір процедур та функцій
9744. Любовь в подростковом возрасте 14.39 KB
  Любовь в подростковом возрасте Что такое любовь. Каковы ее соотношения с дружбой. На эти вечные вопросы никто еще не дал исчерпывающего ответа. Однако, несомненно, эти прекрасные чувства играют исключительно важную роль в формировании личности челов...
9745. Условия залегания и свойства горных пород 51.17 KB
  Условия залегания и свойства горных пород Осадочные породы состоят из пластов и слоев. Пласт - это геологическое тело, сложенное однородной осадочной горной породой, и ограниченное сверху и снизу параллельными плоскостями. Положение пласта в простра...
9746. Свойства горных пород. Породоразрушающие инструменты 19.15 KB
  Свойства горных пород. Породоразрушающие инструменты. Механическое разрушение - энергия для разрушения горной породы передается от двигателя с поверхности к породоразрушающему инструменту. После изобретения долота 1906 году, шарошечными долотами бур...
9747. Колонковые долота 53.44 KB
  Колонковые долота. Типы колонковых снарядов. Снаряд НЕДРА - используется при роторном бурении. (КС НЕДРА 203/104)Наружный диаметр/диаметр керна. Силур. - применяются при отборе керна при сложных условиях 146/30 Кембрий - применяе...
9748. Бурильная колонна и ее элементы 115.59 KB
  Бурильная колонна и ее элементы. Ведущая бурильная труба или квадрат. Это квадратная толстостенная штанга, имеющая на одном конце переводник для соединения с вертлюгом, и нижний штанговый переводник и предохранительный переводник. Имеет в сече...
9749. Роль УБТ, создание оптимальной работы БК 52.49 KB
  Переходники могут быть, правая-левая, обе правые.. найти калибраторы, расширители... Роль УБТ, создание оптимальной работы БК. Роль УБТ - создает нагрузку на долото и растягивает часть БК. Определение длины УБТ при роторном бурении. Gд – нагруз...