58118

Функции финансов, как экономической категории

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимыми ресурсами, использ. в форме денежных фондов целевого назначения.

Русский

2014-05-26

15.22 KB

0 чел.

Функции финансов.

Сущность каждой экономической категории проявляется в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории.

Финансы выполняют 2 основные функции:

1) распределительную;

2) контрольную.

Распределительная функция:

Сущность состоит в том, что финансы выступают инструментом распределения и перераспределения стоимости ВВП.

Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимыми ресурсами, использ. в форме денежных фондов целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП и часть НБ.

Именно с помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение.

Первичное распределение вновь созданной стоимости предполагает формирование первичных доходов у непосредственных участников производства ВВП:

- у юр. лиц – прибыль

- у физ. лиц – з/п

- гос-во – прибыль гос. сектора (в виде поступлений от использования общегосударственных ресурсов, предоставл. гос. ресурсы и т.д.)

На стадии перераспределения осуществляется образование и использование централизованных фондов.

По уровню централизации они подразделяются на:

- общегосударственные (включают бюдж. различных уровней и фонды целевого назначения (пенс. фонд, фонды соц. страх.))

- ведомственные (формируют министерства и ведомства)

- корпоративные (предусматривают централизацию частных доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях)

Перераспределение включает 2 этапа:

1) изъятие части доходов у субъектов производственного процесса и формирования централизованных фондов.

2) использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов.

Субъектами при финансовом методе перераспределении выступают юр. и физ. лица, являются участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении кот. формируются фонды целевого назначения.

Этими лицами выступают:

- государство

- предприятия

- граждане

Контрольная функция финансов определяется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и использованием средств фондов по их целевому назначению.

Необходимость контроля состоит в том, что финансовые отношения носят противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше при распределении ВВП.

Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты их хозяйственной деятельности; на основе изучения финансовых показателей принимаются решения, направленные на устранения выявленных негативных моментов в работе субъекта хозяйствования.

Контрольная функция может реализовываться в большей или меньшей степени. Степень и глубина реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в национальном хозяйстве.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех физ. и юр. лиц, принимающих участие в воспроизводственном процессе, порядок введения финансовой отчетности соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств (своевременное перечисление платежей за поставленную продукцию, своевременная и полная уплата налогов в бюджет и сборов средств во внебюджетные государственные фонды).

Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов.

Распределительная и контрольная функции – 2 стороны одного и того же экономического процесса. Финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения только в единстве и взаимодействии этих 2-х функций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80773. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание 29.5 KB
  Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга: 1 наблюдение за состоянием окружающей среды в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2 наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3 обеспечение потребностей государства юридических и физических лиц в достоверной информации необходимой для предотвращения и или уменьшения...
80774. Лицензирование в области охраны окружающей среды 32.52 KB
  В лицензии на комплексное природопользование указываются: данные о предприятии получившем лицензию; данные о целевом назначении работ связанных с природопользованием; границы территории земельного участка предоставляемого для ведения работ связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов лимиты предельные объемы их изъятия или использования; перечень нормативы и лимиты выбросов сбросов загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала...
80775. Природоохранная деятельность правоохранительных органов 38.33 KB
  При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...
80776. Природоохранительная деятельность судебных органов 29.93 KB
  Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем что объектом их посягательства является стабильность среды обитания человека а также гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную природную среду. Конституция Российской Федерации ст. Особенно важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации разрешающему дела о соответствии федеральных законов нормативных актов Президента РФ законов субъектов Российской Федерации ее Конституции.
80777. Нормативы воздействия на окружающую среду: виды, критерии и порядок определения 31.07 KB
  В числе основных следует назвать Федеральный закон Об охране окружающей среды глава V которого Нормирование в области охраны окружающей среды определяет систему экологических нормативов критерии их установления. В систему экологических нормативов входят: нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и...
80778. Система экологических нормативов. Нормативы качества окружающей среды: назначение, виды, критерии определения 31.46 KB
  Нормативы качества окружающей среды: назначение виды критерии определения По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций ПДК вредных веществ а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ загрязняющих окружающую среду и нормативов предельно допустимых уровней ПДУ вредных физических воздействий на нее. Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Установленные в соответствии с требованиями...
80779. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности 32.51 KB
  Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам в отношении которых не установлены требования технических регламентов; установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия...
80780. Экологический аудит: понятие, значение, содержание 35.63 KB
  Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной и в том числе природоохранной деятельности дает возможность правильно сформировать учетную политику организации способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий предотвращению возможных производственных аварий. Федеральный закон Об аудиторской деятельности не содержит дефиниции экологическое...
80781. Понятие, виды и принципы экологической экспертизы 29.8 KB
  Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы Согласно Федеральному закону Об экологической экспертизе такая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной...