58119

Финансы как экономическая категория в системе социально-экономических категорий

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Каждая наука оперирует определенным кругом понятий, имеет особые, специфические категории, которые являются концентрированным выражением общих, наиболее существенных признаков, качеств, закономерностей и взаимосвязей объектов той сферы

Русский

2014-05-26

15.17 KB

1 чел.

Финансы как экономическая категория в системе социально-экономических категорий

Каждая наука оперирует определенным кругом понятий, имеет особые, специфические категории, которые являются концентрированным выражением общих, наиболее существенных признаков, качеств, закономерностей и взаимосвязей объектов той сферы, которую она изучает. Понятийный аппарат экономической и финансовой науки составляют общеэкономические и финансовые категории, которые в абстрактно-теоретической форме характеризуют важнейшие стороны реальной финансово-экономической деятельности.

Финансово-экономические категории функционируют и развиваются не изолированно, а в теснейшей причинно-следственной взаимообусловленности и взаимозависимости. Система финансово-экономических категорий характеризуется четкой иерархичностью и соподчиненностью элементов, что обеспечивает ее целостность. При этом появление новых категорий, их функционирование и эволюция обусловлены развитием всей системы финансово-экономических категорий.

Финансы - это сложная социально-экономическая категория. Они ассоциируются с теми процессами, которые сопровождаются и опосредуются движением денежных средств.

Поскольку финансы возникают на второй стадии движения общественного продукта, а именно на стадии распределения, то связь финансов с иными экономическими категориями проявляется именно на примере процесса стоимостного распределения. Финансы, участвуя в процессе стоимостного распределения, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как деньги, бюджет, цена, заработная плата, кредит.

Исходным моментом появления финансовых отношений выступает процесс первичного распределения стоимости на составляющие ее элементы и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в процессе производства стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, является цена. Именно она предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот или иной сектор экономики.

Функционирование цены и финансов в процессе стоимостного распределения осуществляется в тесной взаимосвязи: цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции, одновременно корректируя их с учетом экономических условий развития общества.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Финансы и заработная плата как распределительные категории тесно связаны между собой, что приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения. Заключается это взаимодействие в том, что, с одной стороны, финансы «помогают» заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя его от остальных денежных фондов предприятия, а с другой стороны - заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с ее выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятий.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Наличие общих черт у финансов и кредита предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимодействие в распределительном процессе; особенно ярко это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так, при недостатке у предприятий финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса или расширения производства они используют банковские кредиты. Временно свободные финансовые ресурсы предприятий и организаций хранятся на счетах в учреждениях банков, что позволяет рационально использовать их в качестве кредитных средств. Функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы, необходимые для субъектов хозяйствования, в том числе через финансовый рынок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28453. Инфраструктура предприятий сервиса. Технические средства предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма 39 KB
  Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режим реального времени. Первые системы резервирования появились на рынке в середине 60х годов. Это были системы апполо и сабре. Создание глобальных распределительных сетей в дополнение к возможностям электронного сервиса при бронировании мест для транспортирования авиапассажиров эти системы позволяют резервировать места в гостиницах брать на прокат автомобили.
28454. Организация подтверждения соответствия в сфере туристских услуг в РФ. Характеристика госуд стандартов, используемых в сфере туристских услуг 66.5 KB
  Сертификация форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов положениям стандартов или условиям договора. Система сертификации совокупность правил выполнения работ по сертификации ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Сертификация форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов...
28455. Правовое обеспечение воздушных перевозок в международном и внутреннем сообщениях 107.5 KB
  И этому есть ряд причин: вопервых авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния; вовторых сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид; втретьих авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки. Основными документами регулирующими международные воздушные перевозки являются международные...
28456. Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека 51.5 KB
  Осмысление потребности в сущности бытия и сущности человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Потребность отражение в сознании человека необходимости получения чегото жизненно важного побуждающего его к активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей цель любой деятельности человека.
28457. Сутність та задачі психологічної підготовки 105.5 KB
  Зміст морально-психологічного забезпечення та його особливості при виконанні службово-бойових завдань у повсякденній діяльності військ. Особливості при виконанні службово-бойових завдань у повсякденній діяльності військ...
28458. Понятие и сущность сервисной деятельности. Отличительные особенности услуг от товаров 108.5 KB
  В соответствии с Российским ГОСТ 564694 Услуги населению. По функциональному назначению услуги оказываемые населению подразделяются на материальные по удовлетворению материальнобытовых потребностей потребителя бытовых услуг и социальнокультурные услуги удовлетворение духовных интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. лиц оказывающих услуги населению. Обслуживание это деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.
28460. Предмет, сущность и задачи рекламы в СКС и Т 96 KB
  Предмет сущность и задачи рекламы в СКС и Т. В качестве объекта рекламы может выступать товар продажи или услуги. Предметом изучения рекламы являются стоящие перед ней цели и задачи. Сущность рекламы можно определить: в узком смысле как неличное информационное эмоциональное побуждение целевой группы людей к определенным поступкам.
28461. Необходимость и особенности страхования в туризме 59 KB
  Необходимость и особенности страхования в туризме. Объектами страхования в туризме являются как отдельные граждане так и туристские фирмы. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке что и страхование в других отраслях экономики. Страхование туристов это особый вид страхования обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках.