58122

ВВЕДЕНИЕ. МИР В XVI – XVIII ВВ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Русский

2014-04-22

46 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

ВВЕДЕНИЕ. МИР В XVIXVIII ВВ.

  1.  Что такое история
  2.  Периодизация истории Нового времени
  3.  На рубеже Нового времени
  4.  Основное содержание истории Нового времени
  5.  Понятия «цивилизация»

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Периоды Нового времени.

Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789).

Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918).

Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Основное содержание истории Нового времени.

Центральной линией развития человеческого общества в XVII-XIX вв. (до 1870-х гг.) в странах Европы и Северной Америки был процесс становления нового, капиталистического уклада, пришедшего на смену "старому порядку". Этот процесс шел постепенно, втягивая все новые и новые страны. Он проходил как в форме буржуазных революций (часто имевших выраженный демократический характер), так и в форме проводимых "сверху" реформ.

Развитие капитализма изменило социальную картину общества. Образовались новые классы - буржуазия и наемные рабочие. При этом сохраняли свою независимость и мелкие производители - ремесленники.
Начавшийся в Англии в XVIII в. промышленный переворот охватил в XIX столетии большинство европейских стран и США, но к 1860-м гг. завершился только в Англии.

В политической жизни общества в XIX в. постепенно возрастала роль промышленной буржуазии. Но своего господства полностью она нигде (за исключением Англии) не установила. Промышленная буржуазия была заинтересована в покровительстве со стороны сильного государства. Только сильное государство могло обеспечить сохранение режима, при котором была возможна жесткая эксплуатация трудящихся, характерная для эпохи промышленного переворота.

В качестве идеологии капитализма XVII- XIX вв. последовательно сменяли друг друга религиозные учения времен Реформации, Просвещение, а затем либерализм и социализм. В 1830-е гг. началась самостоятельная политическая борьба рабочего класса против буржуазии, активизировалось движение за эмансипацию (социальное освобождение) женщин.
Развитие, капиталистического строя ускорило технический прогресс и распространение научных знаний.

Цивилизация. Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18).

Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации.

Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. (Методологии истории. Уч. пособие. Мн., 1996. С. 235).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51246. Технические средства автоматики и управления. Методические указания 1.58 MB
  Рабочие диапазоны и уровни уставки срабатывания реле настраиваются для каждого канала независимо. по 2 на канал; Настройка уровней срабатывания реле производится независимо для каждого канала; Тип встроенного дисплея: жидкокристаллический с подсветкой; Геометрические размеры дисплея регистратора: 80 х 120 мм; Степень защиты: блока коммутации: IР65; регистратора: IР30; 2. При настройке блока коммутации устанавливаются: тип подключаемого датчика для каждого канала; градуировочные характеристики и рабочие диапазоны подключаемых...
51247. Программирование в системе Delphi. Методические указания 294.5 KB
  В то же время имеются существенные трудности при изложении соответствующего материала в рамках отводимых программой часов. Поэтому основной целью данных методических указаний является подробное изложение модельных примеров написания лабораторных работ с целью предоставления работоспособного шаблона приложения, который можно (после изучения компонент, отвечающих за его функциональность) использовать в собственном рабочем проекте.