58132

Основные сферы и звенья финансовой системы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Русский

2014-05-26

17.5 KB

3 чел.

Основные сферы и звенья финансовой системы.

Каждая сфера и каждое звено фин. сист имеет соответствующее назначение и специфические признаки.

Важнейшей сферой фин. сист выступают финансы субъектов хозяйствования (предприятий).

Фин. субъектов хозяйствования предназначены для обеспечения деятельности предприятий. Они выступают базовой основой всей финн сист, поскольку именно здесь создается ВВП, которое является объектом распределения финансов.

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Обменно-распределительные отношении, которые характеризуют финансы предприятий, делятся на 2 группы – внешние и внутренние.

Внутренние – характеризуют денежные потоки на предприятии и отражают процессы формирования, распределения и перераспределения его доходов.

Внешние – характеризуют связи с другими сферами и звеньями фин. системы.

Цель хозяйственной деятельности предприятий – производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг.

Цель финансовой деятельности предприятий – получение прибыли.

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования регулируется законодательно (в части взаимоотношения с государством), на основе договоров с другими субъектами, в основе которых лежат интересы предприятий, а также уставными документами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют 3 звена, характеризующие особенности деятельности предприятия и финансовые цели.

Государственные финансы характеризуют государственную централизацию финансовых ресурсов и предпринимательскую деятельность государства. Это основная сфера перераспределения ВВП, и поэтому все субъекты перераспределительных отношений заинтересованы в её оптимальности.

Оптимальность означает, что уровень централизации с одной стороны должен обеспечивать государство достаточным количеством денежных средств, а с другой – не подрывать финансовую базу субъектов хозяйствования.

Государственные финансы включают централизованные звенья – госбюджет, местные бюджеты, гос внебюджетные фонды, госкредит; а также децентрализованное звено – финансы госсектора (фин. предприятий государственной формы собственности)

Бюджет гос.-ва – это основной фонд финансовых ресурсов и центральное звено гос. финансов. Он предназначен для фин. обеспечения исполнения гос.-вом его функций: - управленческой; - оборонной, - социальной, - экономической, - регулирующей. Через бюджет регулируется деятельность всех сфер и звеньев фин. сист.

Гос. фонды целевого назначения характеризуют централизацию фин. ресурсов для решения конкретных задач и проблем. Их характерной особенностью является четкое определение источников формирования и направлния использования финансов. Одни из них носят стабильный характер, другие - временные.

Государственный кредит характеризует денежные отношения, которые возникают между гос-вом как заемщиком денежных средств и юридическими, физическими лицами как кредиторами в связи с формированием централизованного гос. фонда денежных средств. Используя эту форму кредита, государство на возвратных началах мобилизирует временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения для удовлетворения общественных потребностей.

Госкредит может быть представлен в форме, когда само государство выступает в роли кредитора по отношению к частным лицам, финансовым учреждениям, предприятиям, правительствам других государств.

Финансы госсектора экономики включают те же отношения, сто и финансы субъектов хозяйствования, поскольку характер и направление финансовой и хозяйственной деятельности не зависят от формы собственности.

Международные финансы отражают уровень мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальные субъекты хозяйствования, так и государства.

Международные расчеты характеризуют движение стоимости между отдельными странами.

Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, которое прежде всего состоит в установлении курсов валют и валютных ограничений.

Взаимоотношения с международными политическими, экономическими, гуманитарными и финансовыми организациями характеризуют формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций. Субъекты и характер таких отношений определяется уставом той или иной организации.

Международные финансовые институты выступают своеобразной надстройкой над совокупностью национальных финансовых систем. Они характеризуют институциональную структуру единой фин. системы международного сотрудничества. В современных условиях эти институты выполняют в основном функции предоставления финансовой помощи в форме кредитов тем странам, которым она необходима. В их состав входят: европейские банки реконструкции и развития (ЕБРР), африканский, азиатский, межамериканский банки развития, международный банк реконструкции и развития (МБРР), международная ассоциация развития (МАР), международные финансовые корпорации (МФК) и т.д.

Финансовый рынок является важной составляющей финансовой и экономической систем. Суть отношений в этой сфере состоит в купле-продаже финансовых активов (или финансовых инструментов). Ценой выступает плата за пользование этими активами (чаще всего в виде %).

Страхование представляет собой звено фин. системы, которое отражает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. В фин. системе оно занимает промежуточное положение между субъектами хозяйствования и государственными финансами. С одной стороння осуществление страхования обеспечивается через страховые компании, которые являются обычными субъектами предпринимательской деятельности (тоесть их деятельность относится к уровню микро экономики). С другой – образующиеся фонды характеризуют перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и таким образом имеют отношение к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут образовываться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они относятся к системе государственных финансов.

Все сферы и звенья фин. системы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают развитие друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31042. Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром. Внешняя и внутренняя политика. Крещение и распространение христианства на Руси 31 KB
  Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром. шла междоусобица сыновей Святослава которую выиграл Владимир9801015. При Владимире завершилось объединение восточнославянских земель. При Владимире в Древнерусское госво вошли червенские земли земли радимичей северных угрофинов и др.
31043. Древнерусское общество и государство в 9-12 веках 31 KB
  Завещание разделило русскую землю на уделы. Это означало окончательный распад Руси на уделы. Постепенно малые бедные окраины стали превращаться в цветущие и сильные уделы. Многие уделы он сконцентрировал в руках своих сыновей.
31044. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли 33 KB
  Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.
31045. Русь в международных отношениях 11-13веков: отношения с Великой Степью, Византией и Западной Европой 30.5 KB
  Первая встреча русских с монголотатарами произошла 31 мая 1223г. Впоследствии установилась зависимость русских земель от державы Батыя продлившаяся для СевВост Руси до 1480г а для Южной до 1362г. Эти 2 победы были очень важны: они прервали череду поражений русских для церкви же особенно было важно недопущение католического влияния на русских землях.
31046. Альтернативы объединительных процессов на Руси. Центры объединения русских земель в 14-15веках. Московская и Литовская Русь 31 KB
  Альтернативы объединительных процессов на Руси. Главными центрами объединения Руси выступили в 14в. Но реализовать свой шанс на объединение всей Руси этому княжеству не удалось во многом решающую роль здесь сыграли религиозные противоречия и сближение Литвы с Польшей что впоследствии преобразится в Речь Посполитую1569г. В Москву же была перенесена резиденция митрополита всея Руси.
31047. Природа социально-политического строя Московской Руси в 15-16веках. Российское гос-во при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления, доктрина Москва – Третий Рим, нарпавленность внешней политики 30 KB
  Российское госво при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления доктрина Москва Третий Рим нарпавленность внешней политики. москвичи осадили Тверь и с этого момента ученые обычно отсчитывают историю единого Московского госва. При Иване 3 уделов не стало он оказался государем всея Руси. Для централизованных стран харрно: сильный гос аппарат в центре чиновничество единое войско законодательство суд единообразное налогооблажение.
31048. Россия и Европа в 15-16в. Европеизация России в 17в(причины, хараткер, особенности, последствия) 31.5 KB
  Россия и Европа в 1516в. После брака Ивана 3 и Софьи Палеолог за рубежом стало встречаться еще одно название Россия. В ходе Ливонской войны15581583 и Смуты начала 17 века Россия остро ощущала как ей тяжело соперничать с европейскими странами особенно в военнотехнич области. Россия вывозила за границу лес меха.
31049. Взаимоотношения церкви и гос-ва на Руси в 14-18веках 29 KB
  Взаимоотношения церкви и госва на Руси в 1418веках. В 1516веках будет идти процесс постепенного подчинения церкви Московскому госву. С одной стороны союз с церковью опора на ее авторитет были выгодны московским государям. Но быстрый рост монастырского землевладения ослабяли мощь единого госва.
31050. Церковная реформа патриарха Никона. Раскол русской православной церкви 28 KB
  Церковная реформа патриархаНикона. В 1652г патриархом стал Никон. вечное важнее временного московское госво как всякое госво частное вселенская церковь вот что ближе к богу что олицетворяет на земле вечное все что не согласуется с вечным должно быть упразднено патриарх выше светского правителя В 1653г Никон разослал указ в котором говорилось: креститься щепотью в книгах велено было печатать Иисус вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по киевским канонам все книги по богослужению велено было...