58132

Основные сферы и звенья финансовой системы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Русский

2014-05-26

17.5 KB

3 чел.

Основные сферы и звенья финансовой системы.

Каждая сфера и каждое звено фин. сист имеет соответствующее назначение и специфические признаки.

Важнейшей сферой фин. сист выступают финансы субъектов хозяйствования (предприятий).

Фин. субъектов хозяйствования предназначены для обеспечения деятельности предприятий. Они выступают базовой основой всей финн сист, поскольку именно здесь создается ВВП, которое является объектом распределения финансов.

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Обменно-распределительные отношении, которые характеризуют финансы предприятий, делятся на 2 группы – внешние и внутренние.

Внутренние – характеризуют денежные потоки на предприятии и отражают процессы формирования, распределения и перераспределения его доходов.

Внешние – характеризуют связи с другими сферами и звеньями фин. системы.

Цель хозяйственной деятельности предприятий – производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг.

Цель финансовой деятельности предприятий – получение прибыли.

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования регулируется законодательно (в части взаимоотношения с государством), на основе договоров с другими субъектами, в основе которых лежат интересы предприятий, а также уставными документами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют 3 звена, характеризующие особенности деятельности предприятия и финансовые цели.

Государственные финансы характеризуют государственную централизацию финансовых ресурсов и предпринимательскую деятельность государства. Это основная сфера перераспределения ВВП, и поэтому все субъекты перераспределительных отношений заинтересованы в её оптимальности.

Оптимальность означает, что уровень централизации с одной стороны должен обеспечивать государство достаточным количеством денежных средств, а с другой – не подрывать финансовую базу субъектов хозяйствования.

Государственные финансы включают централизованные звенья – госбюджет, местные бюджеты, гос внебюджетные фонды, госкредит; а также децентрализованное звено – финансы госсектора (фин. предприятий государственной формы собственности)

Бюджет гос.-ва – это основной фонд финансовых ресурсов и центральное звено гос. финансов. Он предназначен для фин. обеспечения исполнения гос.-вом его функций: - управленческой; - оборонной, - социальной, - экономической, - регулирующей. Через бюджет регулируется деятельность всех сфер и звеньев фин. сист.

Гос. фонды целевого назначения характеризуют централизацию фин. ресурсов для решения конкретных задач и проблем. Их характерной особенностью является четкое определение источников формирования и направлния использования финансов. Одни из них носят стабильный характер, другие - временные.

Государственный кредит характеризует денежные отношения, которые возникают между гос-вом как заемщиком денежных средств и юридическими, физическими лицами как кредиторами в связи с формированием централизованного гос. фонда денежных средств. Используя эту форму кредита, государство на возвратных началах мобилизирует временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения для удовлетворения общественных потребностей.

Госкредит может быть представлен в форме, когда само государство выступает в роли кредитора по отношению к частным лицам, финансовым учреждениям, предприятиям, правительствам других государств.

Финансы госсектора экономики включают те же отношения, сто и финансы субъектов хозяйствования, поскольку характер и направление финансовой и хозяйственной деятельности не зависят от формы собственности.

Международные финансы отражают уровень мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальные субъекты хозяйствования, так и государства.

Международные расчеты характеризуют движение стоимости между отдельными странами.

Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, которое прежде всего состоит в установлении курсов валют и валютных ограничений.

Взаимоотношения с международными политическими, экономическими, гуманитарными и финансовыми организациями характеризуют формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций. Субъекты и характер таких отношений определяется уставом той или иной организации.

Международные финансовые институты выступают своеобразной надстройкой над совокупностью национальных финансовых систем. Они характеризуют институциональную структуру единой фин. системы международного сотрудничества. В современных условиях эти институты выполняют в основном функции предоставления финансовой помощи в форме кредитов тем странам, которым она необходима. В их состав входят: европейские банки реконструкции и развития (ЕБРР), африканский, азиатский, межамериканский банки развития, международный банк реконструкции и развития (МБРР), международная ассоциация развития (МАР), международные финансовые корпорации (МФК) и т.д.

Финансовый рынок является важной составляющей финансовой и экономической систем. Суть отношений в этой сфере состоит в купле-продаже финансовых активов (или финансовых инструментов). Ценой выступает плата за пользование этими активами (чаще всего в виде %).

Страхование представляет собой звено фин. системы, которое отражает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. В фин. системе оно занимает промежуточное положение между субъектами хозяйствования и государственными финансами. С одной стороння осуществление страхования обеспечивается через страховые компании, которые являются обычными субъектами предпринимательской деятельности (тоесть их деятельность относится к уровню микро экономики). С другой – образующиеся фонды характеризуют перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и таким образом имеют отношение к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут образовываться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они относятся к системе государственных финансов.

Все сферы и звенья фин. системы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают развитие друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72173. Трудовой договор 43 KB
  В этом определении выделены родовые признаки трудового договора. Конкретное содержание трудового договора зависит от соглашения сторон. Заключение контракта на определенный срок означает заключение срочного трудового договора.
72174. Трудовые споры. Коллективные и индивидуальные трудовые споры 21.5 KB
  Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения провозглашенное ч. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке определяемом федеральным законом.
72175. Рабочее время и время отдыха 31.5 KB
  Трудовой кодекс не изменяет установленные КЗоТом нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю и сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий работников. В соответствии со статье 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы...
72176. Прекращение трудовых отношений 33.5 KB
  Удельный вес различных оснований прекращения трудового договора в общем объеме увольнений неоднозначен. Наиболее распространенными основаниями расторжения трудового договора являются увольнения по инициативе работника и по инициативе работодателя и поэтому они нуждаются...
72177. Понятия и принципы уголовного права 31 KB
  С этих исходных позиций мы сможем со знанием дела уяснить понятие и круг источников уголовного права их содержание. Уголовное право как отрасль права традиционно определяется как совокупность юридических норм которые устанавливают преступность и наказуемость деяний представляющих...
72178. Наказание. Понятие, цели и виды 60.5 KB
  Надо добавить что назначение и исполнение наказания означает в то же время порицание судом от имени государства содеянного виновным и его самого как нанесшего вред обществу. Иными словами содержанием наказания является кара за преступление о чем уже упоминалось в связи с общей...
72179. Понятие административного права 48.5 KB
  Административное право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих определенные сферы общественных отношений составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос что какие общественные отношения регулируются нормами...
72180. Административные правонарушения в РФ 63 KB
  Нарушение правил о которых говорилось выше иногда может повлечь уголовную ответственность если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом. Для подобных случаев а они наиболее часты государство и учредило административную ответственность которая по характеру мер менее сурова...
72181. ПРАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.68 MB
  Каждый из этих узлов имеет самостоятельное значение и характеризуется своими показателями качества влияющими на качество всего усилителя в целом. Структурную схему современного усилителя высококачественного звуковоспроизведения УВЗ можно представить в виде совокупности различных модулей...