58132

Основные сферы и звенья финансовой системы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Русский

2014-05-26

17.5 KB

3 чел.

Основные сферы и звенья финансовой системы.

Каждая сфера и каждое звено фин. сист имеет соответствующее назначение и специфические признаки.

Важнейшей сферой фин. сист выступают финансы субъектов хозяйствования (предприятий).

Фин. субъектов хозяйствования предназначены для обеспечения деятельности предприятий. Они выступают базовой основой всей финн сист, поскольку именно здесь создается ВВП, которое является объектом распределения финансов.

Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.

Обменно-распределительные отношении, которые характеризуют финансы предприятий, делятся на 2 группы – внешние и внутренние.

Внутренние – характеризуют денежные потоки на предприятии и отражают процессы формирования, распределения и перераспределения его доходов.

Внешние – характеризуют связи с другими сферами и звеньями фин. системы.

Цель хозяйственной деятельности предприятий – производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг.

Цель финансовой деятельности предприятий – получение прибыли.

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования регулируется законодательно (в части взаимоотношения с государством), на основе договоров с другими субъектами, в основе которых лежат интересы предприятий, а также уставными документами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют 3 звена, характеризующие особенности деятельности предприятия и финансовые цели.

Государственные финансы характеризуют государственную централизацию финансовых ресурсов и предпринимательскую деятельность государства. Это основная сфера перераспределения ВВП, и поэтому все субъекты перераспределительных отношений заинтересованы в её оптимальности.

Оптимальность означает, что уровень централизации с одной стороны должен обеспечивать государство достаточным количеством денежных средств, а с другой – не подрывать финансовую базу субъектов хозяйствования.

Государственные финансы включают централизованные звенья – госбюджет, местные бюджеты, гос внебюджетные фонды, госкредит; а также децентрализованное звено – финансы госсектора (фин. предприятий государственной формы собственности)

Бюджет гос.-ва – это основной фонд финансовых ресурсов и центральное звено гос. финансов. Он предназначен для фин. обеспечения исполнения гос.-вом его функций: - управленческой; - оборонной, - социальной, - экономической, - регулирующей. Через бюджет регулируется деятельность всех сфер и звеньев фин. сист.

Гос. фонды целевого назначения характеризуют централизацию фин. ресурсов для решения конкретных задач и проблем. Их характерной особенностью является четкое определение источников формирования и направлния использования финансов. Одни из них носят стабильный характер, другие - временные.

Государственный кредит характеризует денежные отношения, которые возникают между гос-вом как заемщиком денежных средств и юридическими, физическими лицами как кредиторами в связи с формированием централизованного гос. фонда денежных средств. Используя эту форму кредита, государство на возвратных началах мобилизирует временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения для удовлетворения общественных потребностей.

Госкредит может быть представлен в форме, когда само государство выступает в роли кредитора по отношению к частным лицам, финансовым учреждениям, предприятиям, правительствам других государств.

Финансы госсектора экономики включают те же отношения, сто и финансы субъектов хозяйствования, поскольку характер и направление финансовой и хозяйственной деятельности не зависят от формы собственности.

Международные финансы отражают уровень мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальные субъекты хозяйствования, так и государства.

Международные расчеты характеризуют движение стоимости между отдельными странами.

Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, которое прежде всего состоит в установлении курсов валют и валютных ограничений.

Взаимоотношения с международными политическими, экономическими, гуманитарными и финансовыми организациями характеризуют формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций. Субъекты и характер таких отношений определяется уставом той или иной организации.

Международные финансовые институты выступают своеобразной надстройкой над совокупностью национальных финансовых систем. Они характеризуют институциональную структуру единой фин. системы международного сотрудничества. В современных условиях эти институты выполняют в основном функции предоставления финансовой помощи в форме кредитов тем странам, которым она необходима. В их состав входят: европейские банки реконструкции и развития (ЕБРР), африканский, азиатский, межамериканский банки развития, международный банк реконструкции и развития (МБРР), международная ассоциация развития (МАР), международные финансовые корпорации (МФК) и т.д.

Финансовый рынок является важной составляющей финансовой и экономической систем. Суть отношений в этой сфере состоит в купле-продаже финансовых активов (или финансовых инструментов). Ценой выступает плата за пользование этими активами (чаще всего в виде %).

Страхование представляет собой звено фин. системы, которое отражает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. В фин. системе оно занимает промежуточное положение между субъектами хозяйствования и государственными финансами. С одной стороння осуществление страхования обеспечивается через страховые компании, которые являются обычными субъектами предпринимательской деятельности (тоесть их деятельность относится к уровню микро экономики). С другой – образующиеся фонды характеризуют перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и таким образом имеют отношение к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут образовываться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они относятся к системе государственных финансов.

Все сферы и звенья фин. системы находятся в тесной взаимосвязи и обусловливают развитие друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28776. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе 28.35 KB
  Место Средневековья во всемирноисторическом процессе. Как видно в оценке средневековья присутствуют крайности. Поразному определяются и временные рамки Средневековья. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три этапа: Раннее Средневековье Vв.
28777. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства и его влияние на дальнейшее развитие страны 111.82 KB
  Это тем более очевидно что классовые общества и государства в Скандинавии сложились позже чем на Руси и серьезно повлиять на формирование НовгородскоКиевской Руси варяги не могли.Роль варяжского элемента в ранних государственных структурах Древней Руси 4. И пошли за море к варягам к руси. Сказали Руси чудь славяне кривичи и весь: Земля велика и обильна а порядка в ней нет.
28778. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв. Международные связи древнерусских земель 25.18 KB
  Международные связи древнерусских земель. Ее причинами были: раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа по старшинству к старшему в роду; постоянные княжеские усобицы в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц не согласных с лествичным правом; рост крупного землевладения укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей обладавших значительными материальными ресурсами; натуральный характер...
28779. Борьба народов Руси с иноземными захватчиками в XII в. 66.86 KB
  Борьба народов Руси с иноземными захватчиками в XII в. XIII век в истории Руси это время вооруженного противостояния натиску с востока монголотатары и северозапада немцы шведы датчане. Встают два важных вопроса: почему русские княжества проявив героизм и мужество не смогли дать отпор завоевателям Какие последствия имело для Руси иго Ответ на первый вопрос очевиден: конечно имело значение военное превосходство монголотатар жесткая дисциплина отличная конница прекрасно налаженная разведка и др. Другие подчеркивают...
28780. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства 29.73 KB
  Влияние монголотатарского ига на развитие русских земель. Упомянув кратко о зависимости русских князей от ханских ярлыков и сбора налогов Соловьев отмечал что нет причины признавать значительное влияние монголов на русскую внутреннею администрацию поскольку мы не видим никаких его следов. произошло не благодаря а вопреки Орде с точки зрения на монгольское иго в современной исторической науке: Традиционная история рассматривает его как бедствие для русских земель. Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов...
28781. Начало самодержавия в России. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Альтернативы развития страны: «Избранная Рада » и опричнина 17.93 KB
  Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества сословнопредставительной монархии Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума состоявшая из бояр. Первый Земский собор орган сословного представительства обеспечивающий связь центра и мест речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского...
28782. Смута: социальная катастрофа или время альтернатив? Причины и последствия смутного времени. Начало династии Романовых 18.58 KB
  Смутное время началось после смерти Федора Ивановича последнего царя из рода Рюрика 6 января 1598 г. Русская армия в это время готовилась выйти на помощь Смоленску который с сентября 1609 года был осаждён войсками польского короля Сигизмунда III. Поляки и запорожцы овладели городами северской земли; население Стародуба и Почепа полностью погибло во время вражеского штурма; Чернигов и НовгородСеверский сдались.
28783. Понятие модернизации, ее виды и циклы. Особенности петровской модернизации 14.86 KB
  Первым этапом такой модернизации в России стали реформы Петра I Великого Основными предпосылками реформ были: 1 тупик развития 2 необходимость выхода к морям для развития экономики. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы. Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула.
28784. Реформы Петра I. Каково соотношение модернизационных и традиционных начал в политике Петра 13.47 KB
  Каково соотношение модернизационных и традиционных начал в политике Петра Модернизация в России догоняющая.