58135

Планирование в системе налогового администрирования

Контрольная

Налоговое регулирование и страхование

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи: оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона; утверждается бюджет по налогам; выводятся суммы бюджетного дефицита уровень инфляции индексы цен; разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней; определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕТ КОНТРОЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ...

Русский

2014-05-26

137.5 KB

17 чел.

Вопрос 2. Функции налогового администрирования

  1.  Планирование в системе налогового администрирования

Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдаленную перспективу (стратегическим, или налоговым, прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов.

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

—  оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

—  утверждается бюджет по налогам;

—  выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

—  разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

—  определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.

В теории и практике налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее. Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть не что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕТ

КОНТРОЛЬ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Регистрация и учет плательщиков

Контроль

за своевременным поступлением платежей

Система налогового стимулирования

Тактическое (текущее)

Стратегическое (прогнозирование)

Изменение

срока уплаты

налога

Предоставление отсрочки или рассрочки

Оценка налогового потенциала

Прием и обработка отчетности

Налоговые проверки

Предоставление

налогового или инвестиционного

налогового кредита

Прогнозирование

объемов налоговых

поступлений

Учет поступления

налогов и начисленных сумм

Камеральные

Выездные

Оптимизация налоговых ставок

Утверждение бюджета по налогам

Учет хозяйственной

деятельности налогового органа

Реализация материалов

проверок

Система налоговых

льгот

Разработка контрольных заданий

Отчетность

Контроль за реализацией

материалов проверок

и уплатой начисленных

санкций

Отмена авансовых платежей

Снижение

размера

налоговой

ставки

Определение

долевого распределения

ставок и льгот

Анализ отчетности

Уменьшение или полное сложение налоговых обязательств

Система санкций

Финансовые

Уголовные

Административные

Рис.Функции налогового администрирования


НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Оценка налогового потенциала

Прогнозирование объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет

Разделение прогнозируемых объемов регулируемых налоговых доходов между бюджетами разных уровней

Разработка проектов годовых бюджетов всех уровней в части налоговых доходов

Разработка контрольных заданий по налогам и сборам

Рис. 4. Схема реализации основных задач налогового планирования

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) позволяет решать более конкретные задачи:

  1.  определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
  2.  расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
  3.  оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщикам, отраслям, регионам и т. д.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых, так или иначе, учитывает:

  1.  фоновый уровень налоговых поступлений;
  2.  сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;
  3.  событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве и др.);
  4.  неучтенные факторы.

Широкое распространение в практике налогового планирования получили:

  1.  Метод тренда или экстраполяции (продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом) основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализе тенденций развития налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.
  2.  Экспертный метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов.

Экспертным методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводят мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, оценивают  состояние задолженности по налоговым платежам и результаты изменения налогового законодательства.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода, которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ.

Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляется по периодам: год, квартал, месяц.

Для оценки и прогноза всех налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития.

В налоговой практике используются следующие виды прогнозирования налоговых поступлений:


Таблица

Методы прогнозирования, их характеристика

Наименование

Варианты применения метода

Сфера использования

1.Детерминистический прогноз

1 - условный метод прогнозирования налоговых поступлений (статистические и динамические модели)

2 - метод «налогового калькулятора»

- для получения прогнозных значений агрегированных поступлений для учета прямых эффектов воздействия на налоговую базу и структуру налогов

- для моделирования подоходного налога и налога на прибыль

2. Прогноз временных рядов

1 - метод ВСС

2 - метод двойного экспоненциального сглаживания

3 - метод Хольта-Винтерса

4 - метод АРМА

- для прогноза налоговых поступлений в любом разрезе

3. Прогноз моделей

1 - структурные экономические модели

2 — линейные и нелинейные уравнения

3 - индикаторные модели

- для прогноза отдельных видов налогов

  1.  Детерминистический подход  построения прогнозов налоговых поступлений

на практике часто реализуется через:

1. Условный метод прогнозирования налоговых поступлений - используется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения.

Существуют два типа условных методов прогнозирования:

1). Статистические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых типов налогов. В этих данных уже отразилась та часть изменений налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений.

Разделить эффекты можно различными способами. В частности, можно использовать текущую стоимость налоговых ставок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структуры налогов. Для такого подхода требуется детальная информация по базам налогообложения, что осложняет его применение.

Другой подход основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникавших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообложения необходима только информация, касающаяся объема поступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые поступления в основном реагируют только на изменения объема налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной в исследуемый период.

2. Метод «налогового калькулятора» широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении «налоговых калькуляторов» используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

1) Применение модели типичного налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории; во-вторых, расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации.

Эта модель позволяет анализировать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.

2) С помощью модели агрегирования можно при наличии индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления.

Применение этой модели предполагает:

  1.  во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса;
  2.  во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;
  3.  в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

Модель агрегирования используется для прогнозирования налоговых поступлений казначейством США. На основании модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.

II. Прогнозы временных рядов налоговых поступлений

осуществляются на основании их собственной динамики с использованием:

  1.  метода взвешенного скользящего среднего (ВСС);
  2.  метода двойного экспоненциального сглаживания;
  3.  метода Хольта-Винтерса;
  4.  модели авторегрессии и скользящего среднего (АКМА).

Все эти методы и модели — с одной переменной. Прогноз строится на основе использования только предыдущего значения переменной, в данном случае показателя налоговых поступлений. Названные модели с одной переменной считаются простыми и более надежными по сравнению со сложными структурными моделями. Например, модель временного ряда может использовать месячные данные о прошлых поступлениях подоходного налога и на основании прошлых закономерностей в поведении этой переменной предскажет будущие величины поступлений.

Поэтому для использования моделей временных рядов необходимо иметь только прошлые значения самой прогнозируемой переменной. Сдвиги в динамике временных рядов, связанные с реформами в налоговом законодательстве (структуре налога) или с какими-то иными крупными изменениями, могут быть учтены в модели с помощью специального статистического приема — учета так называемой фиктивной переменной.

Прогнозы налоговых поступлений с использованием моделей нескольких переменных создаются потому, что информация в таком многомерном временном ряде может улучшить качество прогноза исследуемого показателя. В частности, при прогнозе налога на прибыль в качестве переменных, связанных с налоговой базой, можно использовать зарплату, прибыль, ставку процента. В настоящее время существует несколько типов моделей прогнозирования с несколькими переменными: структурные эконометрические модели; линейные и нелинейные уравнения; модели, основанные на построении опережающих экономических индикаторов.

Точный прогноз налоговых поступлений — одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов и, тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.


II
. Учет в системе налогового администрирования

Оперативно-бухгалтерский учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:

  1.  регистрация и учет налогоплательщиков;
  2.  прием и обработка налоговых деклараций и отчетности;
  3.  учет налоговых поступлений и задолженности;
  4.  учет использования средств на содержание налоговых органов; - бухгалтерский анализ и контроль.

Учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т. д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования (рис.5).

ОПЕРАТИВНО-БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Регистрация и учет налогоплательщиков

Учет поступления налогов и платежей

Прием и обработка отчетности налогоплательщиков

Учет финансово-хозяйственной деятельности налогового органа

Отчетность низовых налоговых органов — инспекций (ИФНС)

Анализ отчетности

Свод и обработка оперативно-бухгалтерской информации вышестоящими налоговыми органами — управлениями (УФНС)

 

Информация для принятия решений

Рис. Организация учета в системе налогового администрирования

Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризации задолженности по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Экономический субъект, состоящий из большого числа взаимосвязанных элементов, относится к сложным системам управления. С философской точки зрения всякое сложное явление природы, экономики или техники можно расчленить на множество составляющих. Поэтому любую сложную систему можно охарактеризовать одновременно по многим специфическим для нее параметрам. Чаще всего встречаются такие характеристики сложности:

—  много мерность системы (большое число элементов, существенные объемы циркулирующих в них потоков информации и т. д.);

—  многообразие возможных форм связи элементов между собой;

—  многокритериальное, т. е. наличие ряда часто противоречащих критериев, которым должна удовлетворять система;

—  многообразие природы элементов, составляющих систему (технические средства, людские ресурсы и т. п.);

—  многократное изменение состояния структуры и состава системы;

—  разнородность циркулирующей информации.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Ее использование в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом науки в практику. Системный подход универсален, поскольку это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления применительно к организации и управлению1.

Все организации (хозяйствующие субъекты) являются открытыми системами. Для них характерно многообразное взаимодействие с внешней средой. В частности, информация — это объект обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от информации, поступающей извне. Кроме того, открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Влияние процесса управления налоговыми отношениями на формирование учетной информации в системе налогового администрирования представлено на рис.

Известно, что в системах управления имеют место два вида связей: прямые и обратные.

Прямая связь характеризуется четко ориентированной направленностью (от органа управления к объектам управления) и опосредует определенные воздействия управляющей подсистемы на управляемую. Такие воздействия должны обеспечивать эффективность функционирования объекта управления и системы управления в целом, содействовать достижению поставленных целей. Последнее возможно только тогда, когда орган управления располагает достоверной и достаточной информацией о фактическом состоянии объекта управления.

Показатели деятельности экономических субъектов — налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.

Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней (входящей) информации, чем внутренней, следует сделать акцент на содержании этой информации.

Как пользователя отчетности экономического субъекта (организации) налоговый орган интересует информация 2 видов: о денежных накоплениях (доходах),  формировании налогооблагаемой базы.

Формирование денежных накоплений тесно связано с формированием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Учет в системе налогового администрирования является «преобразователем» внешней информации.

Не следует упускать из виду требование достоверности информации, ибо достоверность в системе бухгалтерского учета котируется как одна из важнейших качественных характеристик бухгалтерской информации.

Соответствие входящей информации требованию достоверности особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Налогооблагаемая база — дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения. Однако применительно к отдельным группам налогов можно использовать одну налогооблагаемую базу. Например, для исчисления единого социального налога.

Самым сложным в бухгалтерской практике организации-налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (независимо от того, организован или не организован отдельный налоговый учет в соответствии с гл. 25 НК у налогоплательщика) является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей, в свою очередь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.

В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.

Кроме упомянутой выше внешней информации, в системе налогового администрирования подлежит преобразованию, анализу и интерпретации и другая учетная информация:

  1.  получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);
  2.  внутренняя, формируемая в оперативно-бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС

Таким образом, учет является одной из основных функций налогового администрирования, его цель — информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

III. Контроль в системе налогового администрирования

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная цель налогового контроля — противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

  1.  уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
  2.  полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  3.  снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, т~ таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

IV. Регулирование в системе налогового администрирования

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т. е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.

В качестве форм налогового регулирования можно назвать:

1. Система налогового стимулирования предполагает:

  1.  изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
  2.  предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  3.  предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
  4.  реструктуризация задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам.

В целях создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством РФ в соответствии со ст. 115 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан вариант погашения задолженности — реструктуризация накопленной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки ее погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учетом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условий.

Процедура реструктуризации была рассчитана на массовое применение на 10-летний период.

Порядок проведения реструктуризации задолженности для организаций любой организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности может предусматривать:

  1.  погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам;
  2.  реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням и штрафам без реструктуризации задолженности по основному долгу;
  3.  списание половины долга по пеням и штрафам при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения;
  4.  полное списание задолженности по пеням и штрафам при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет также в течение четырех лет

Поскольку экономический эффект от реструктуризации бесспорен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих платежей по налогам и сборам не в полном объеме или несвоевременно за истекший квартал, или с нарушением графика. Логическим продолжением реструктуризации можно считать создание благоприятного налогового режима с начала 2004 года для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

2. Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании.

Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями — фискальной и регулирующей.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

История свидетельствует, что налоговые стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот может отрицательно сказаться на финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и даже на экономике страны в целом.

Проблема всегда заключалась в повышении эффективности существующих в действующем законодательстве налоговых стимулов. Применение налоговых стимулов не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам.

3. К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования, именуемой «Налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством».

К ним относятся:

  1.  льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
  2.  льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.

Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т. е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут возникать в следствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо вследствие имеющих место в отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц.

Временные разницы — это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.

Их можно подразделить на две группы.

  1.  Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вследствие предоставляемых налоговых каникул органами государственной власти;
  2.  Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вследствие распределения налогов между отчетными периодами.

Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Рассмотренные элементы налогового стимулирования непосредственно оказывают стимулирующее действие на деятельность хозяйствующего субъекта, поэтому их можно рассматривать как элементы прямого налогового стимулирования.

Однако перечень элементов, оказывающих стимулирующее действие на деятельность субъекта хозяйствования, этим не исчерпывается. С помощью государства происходит межотраслевой перелив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях.

Реалии современной экономики приводят к необходимости поддержки государством целого ряда отраслей и производств. Это осуществляется по экономическим и социальным причинам, а также в целях национальной безопасности.

Одним из наиболее действенных государственных стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчетными предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальной формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:

  1.  государственных субсидий;
  2.  государственных субвенций;
  3.  государственных дотаций.

Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует организацию к производству определенных видов продукции, выполнению определенных работ или оказанию определенных услуг, но при этом возникает необходимость уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.

Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении бюджетных средств, кроется в том, что в величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы.

Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической природе и могут быть представлены в форме:

  1.  уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определенных законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;
  2.  изменения сроков уплаты обязательств перед государством: здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заемными средствами хозяйствующего субъекта. И те, и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче товарно-материальных или денежных ценностей;
  3.  государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определенные цели и носит безвозвратный характер, т. е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

4. Меры санкционного воздействия

  1.  Формы ответственности за правонарушения
  2.  Налоговая ответственность
  3.  Финансовая ответственность
  4.  Административная ответственность
  5.  Уголовная ответственность

10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13663. Берне Л. Без многого может обойтись человек, только не без человека 15.56 KB
  Без многого может обойтись человек только не без человека Л. Берне Я считаю что высказывание Людвига Берне немецкого публициста и писателя о том что без многого может обойтись человек только не без человека верно и сохраняет свою актуальность сегодня поскольку о
13664. Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности 16.27 KB
  Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. А. Шопенгауэр А. Шопенгауэр выдающийся философ нового времени был пессимистом. Он считает что женитьба и создание семьи лишь увеличивает обязанности. Семья это объединени...
13665. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают 16.52 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность – отстаивают. А.Г.Асмолов Личностью не родятся личностью становятся. А.Н. Леонтьев Фундаментальная цель жизни человека – развить и выразить себя. Но ребенок не самодостаточен. Он слаб и физически и духовно ...
13666. Дарендорф. Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории 14.32 KB
  Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания берет под свой контроль ритм истории. Р.Дарендорф. Зададимся вопросом: А что значит конфликт Ученые дают такие варианты определений Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия субъе...
13667. Личность – это человек как носитель сознания 13.9 KB
  Личность – это человек как носитель сознания К.К. ПлатоновЧеловек вечная проблема. Наши предки считали что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни а может быть и за пределами ее. И сейчас немало ...
13668. Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается 13.85 KB
  Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности как и его сознание она ею порождается А.Н. ЛеонтьевЛеонтьев Алексей Николаевич советский психолог занимавшийся проблемами сознания и деятельности.Личность это конкр
13669. Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками 14.77 KB
  Люди рождаются только с чистой природой лишь потом отцы делают их иудеями христианами или огнепоклонниками. Саади Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек существо биосоциальное. От рождения мы обладаем по словам поэта Саади чистой природой. Мале...
13670. Люди существуют друг для друга 16.04 KB
  Люди существуют друг для друга Марк АврелийЧеловек по своей природе существо социальное. Такими нас сделала природа: с самых древних времен люди живут социумом т.е. коллективом. И даже когда не было создано речи люди общались с помощью жестов и звуков. Человек не мож
13671. Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия 14.14 KB
  Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия. Н. Бердяев На протяжении развития общества существовало много различных мнений по поводу того какой этнос считать нацией. Так н...