58142

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством проявленной воинами российской армии положившим начало освобождению славянских народов на Балканах. Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России...

Русский

2014-04-22

76.5 KB

14 чел.

Урочный план.

Урок № 2 Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами российской армии, положившим начало освобождению славянских народов на Балканах.

Задачи:

1. Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России в борьбе славянских народов за освобождение от ига Османской империи и роль Запада в продлении турецкого владычества на Балканском полуострове.

2. Развивающие: навыки работы с картой и документами, умение выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, делать сообщения, отвечать на проблемные вопросы.

3. Воспитательные: на примерах доблести и мужества воинов российской армии прививать чувство любви и гордости за свою Родину.

Тип урока: комбинированный.

Дидактические средства: учебник, п.28.,карта "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.", атласы по истории России XIX в., раздаточный материал, ТСО (компьютер, проектор).

Структура и ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1. Организационный момент

1) Настроить учащихся на работу.

2) Проверить готовность учащихся в классе.

3) Отметить отсутствующих.

Приветствуют учителя.

1

2. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

В русско-турецкой войне, о которой мы сегодня будем говорить, погибло около 200 тысяч русских воинов. Символом её стали Шипка и Плевна. (рис. 1)

Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков не существовавшего на политической карте мира.

Но европейские державы не желали усиления России и сделали всё для того, чтобы свести на нет её победу в этой войне, не допустить её доминирования на Балканах.

Победа России в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX века.

Итак, цель нашего урока: ознакомиться с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами русской армии, положивших начало освобождению балканских народов от османского ига.

«Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

1. Предпосылки русско-турецкой войны.

2. Силы и планы сторон.

3. Ход военных действий.

4. Сан-Стефанский мирный договор.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Записывают в тетрадях тему и план урока.

5

3. Проверка домашнего задания.

Беседа с учениками.

Ребята, давайте назовём основные направления внешней политики Александра II. Что такое внешняя политика? (Это взаимоотношения с другими государствами.)

Правильно. Давайте вернёмся к направлениям. Какие направления? (Это ближневосточное, европейское, дальневосточное и среднеазиатское направления, а также продажа Аляски.)

Давайте теперь по-порядку:

Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи. (рис. 2) 

2. Европейское направление. В 1870-е гг. после Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. В 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях - "Союз трёх императоров".

3. Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под командованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

4. Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем.

5. Продажа Аляски.  Решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США.

Какое событие во внешней политике России в то время можно было назвать "триумфом российской дипломатии"? (Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.)

Раскрывают содержание направлений внешней политики Александра II.

5

4. Изучение нового материала Вопрос на повторение.

Рассказ с элементами беседы

Работа с картой.

Работа с текстом  учебника.

Работа с картой и атласами.

Работа с атласом.

Вывод, результаты войны.

1. Предпосылки войны. 

Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.)

Ребята, всё внимание к карте и своим атласам.. Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - критик Стасов, скульптор Антакольский, с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей.

Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы. (рис. 3)

Вспомните, в каких военных действиях принимал участие генерал Черняев? (Черняев в 1860-е гг. командовал русскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.)

Россия не была готова к войне. Почему? (Потому что военные реформы были ещё не завершены.)

Именно так. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

Как вы думаете, что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? Смотрим на карты. (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.)

Совершенно верно. Что и было сделано. Путём негласных переговоров Россия обеспечила нейтралитет Австро-Венгрии. По Будапештской конвенции, подписанной в январе 1877 года, Россия соглашалась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины.

2. Силы и планы сторон.

12 апреля 1877 г. - манифест Александра II о начале войны с Турцией. (рис. 4)

Балканский фронт

Кавказский фронт

Русские – 250 тыс.; турки – 338 тыс.

Русские – 55 тыс.; турки – 70 тыс.

Обратимся к карте. Стратегически важные пункты театра военных действий.

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

3. Ход военных действий.

Сейчас ребята, давайте прочтём о ходе боевых действий и падении Плевны, с.199-201 учебника.

А теперь послушаем сообщение о генерале Скобелеве. (рис. 6)

4. Сан-Стефанский мирный договор.

Успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. 19 февраля 1878 г. -подписание договора между Россией и Турцией.

Согласно договору: Сербия, Черногория и Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи, т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.

Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.

Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получавшая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

Почему же Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе? (Условия Сан - Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.)

Оцените коротко результаты русско-турецкой войны.

(Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобождённых Россией от турецкого ига. Его решения показали непрочность союза трёх императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.)

Записывают в тетрадь.

Один ученик делает сообщение.

Запись на доске и в тетрадях.

Запись в тетрадях и на доске.

20

5. Закрепление материала.

Работа над текстом и ошибками.

Ребята, сейчас вы поработаете с текстом. Найдите в нём ошибки и напишите правильный ответ.

Текст читается учащимися вслух с исправлением ошибок. 

6

6. Подведение итогов.

Каждое крупное событие оставляет след в истории, живёт в памяти человечества. Героизм и мужество русских и болгар были увековечены в памятниках. Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружён на Шипке в Болгарии.

Несмотря на вынужденные уступки России, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки. И каждый из вас, памятуя об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!

3

Выставление оценок.

2

Домашнее задание.

п.28. Составить хронологическую таблицу войны 1877-1878 гг. Прочитать документы на с.203-204, ответить на вопросы.

Записывают в дневник.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43177. Главная линия рабочей клети № 6 черновой группы стана 2000 10.58 MB
  Листовой горячекатаный прокат производится на непрерывных и полунепрерывных широкополосных станах горячей прокатки (примерно 3/4 общего объема производства), полосовых станах с моталками в печах, планетарных и толстолистовых станах. В настоящее время наиболее эффективным способом производства горячекатаных листов и полос является прокатка в непрерывных и полунепрерывных станах. На этих станах прокатывается также подкат для станов холодной прокатки. Современные широкополосные станы горячей прокатки рассчитаны на прокатку полос широкого сортамента (толщина от 0,8-1,2 до 16-25 мм, ширина 600-2300 мм). Масса прокатываемых слябов до 6-7 млн. т/год
43178. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ АТС «КВАНТ-Е» ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА СВЯЗИ 1.15 MB
  Расчет нагрузки цифровых потоков между блоками БАЛ и УКС [5] Список использованной литературы Введение Цифровые автоматические телефонные станции АТСЦ широко применяются на сети связи железнодорожного транспорта. Для предварительного смешивания и концентрации телефонной нагрузки от абонентских и соединительных линий служат коммутационные блоки емкостью 8х8 цифровых трактов расположенные в блоках БАЛ БСЛ и других блоках абонентского и линейного доступа. К оборудованию абонентского доступа относятся аналоговые абонентские комплекты АК...
43179. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕХАНИЗМА 1.35 MB
  Постановка общей задачи стабилизации рабочего механизма. Математическое описание системы стабилизации. Формирование функциональной схемы системы. Построение линеаризованной математической модели системы. Формирование структурной схемы системы.
43180. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА 1.03 MB
  Определение мощности на выходе РВ где окружная сила на барабане в кН скорость конвейера в м с Определение общего КПД привода где ц=092 – КПД цепной передачи табл.6 з=097 – КПД зубчатой передачи табл.6 м=098 – КПД муфты табл.6 оп=0992 – КПД опор приводного вала табл.
43181. Организация связи между дорожными и отделенческими узлами магистрали 5.27 MB
  Определение количества каналов различных видов связи между узлами магистрали [2.3 Составление таблицы схемы распределения каналов между пунктами [3] 2 Выбор оптимального варианта организации связи [3.1] 3 Построение схем связи [4] 4 расчет магистрали [4.
43182. Разработки и эксплуатации нефтегазодобывающих предприятиях «Джалильнефть», «Елховнефть» 1.77 MB
  Литологофизическая характеристика коллекторов Физикохимические свойства жидкостей и газов Эксплуатация скважин насосными установкам. Классификация и характеристика видов подземного ремонта скважин. Классификация и характеристика видов капитального ремонта скважин. Причины снижения продуктивности скважин в процессе эксплуатации.
43183. ВИВЧЕННЯ МУТАГЕННОЇ АКТИВНОСТІ ГРУНТІВ З ПОРОДНЬОГО ВІДВАЛУ ВУГІЛЬНИХ ШАХТ ЦЗФ ЗАТ «ЛЬВІВ СИСТЕМ ЕНЕРГО» 334 KB
  Основний породний відвал ЦЗФ має висоту 68 метрів і займає площу 75 га. Верхівка відвалу плоска з горбом посередині, висота якого 10-12 метрів. Навколо горба на верхівці відвалу, розташовані досить великі за площею, плоскі відсипки породи, які відрізняються за кольором – при обстеженні нами у 2006 році на території породного відвалу ЦЗФ переважали аргілітові породи в основному чотирьох кольорів – чорного, червоного, темно-сірого та сіро-жовтого, які і займали основну площу породного відвалу. Площа відвалу терасована на 5 терас, шириною приблизно 8-10 метрів, які утворились за рахунок доріг, по яких їздять важковантажні машини.
43184. Особливості уяви дітей дошкільного віку 340 KB
  Центральним новоутворенням психічного розвитку дітей дошкільного віку є уява. Уява - один із важливих психічних процесів, що безпосередньо входить у будь-який творчий процес людини на різних етапах її життя та забезпечує засвоєння різних форм людської культури в онтогенезі. Уява формується разом із допитливістю дитини ще в ранньому віці, але свого інтенсивного розвитку і особливого значення набуває саме в дошкільному віці.
43185. Эффективность действия галоперидола и сероквеля на продуктивную, негативную, депрессивную симптоматику в рамках параноидной непрерывно-текущей шизофрении (согласно критериям МКБ 10) у женщин 310.5 KB
  От своевременной и адекватной терапии больных шизофренией в конечном счете зависит отдаленный прогноз и исход заболевания. К ним следует отнести вопросы о предпочтительности монотерапии или полипрогмазии необходимость лечения в межприступном периоде вопрос о способах введения нейролептиков и уровня их доз резистентность к нейролептической терапии. В связи с этим трудно переоценить значение любого атипичного нейролептика особенно если он действительно позволяет решить проблему побочных эффектов и резистентности к терапии. Общие принципы...