58151

Общество и государство

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Общество - совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть общие постоянные потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями.

Русский

2014-05-26

215.5 KB

0 чел.

         Тема: Общество и государство

Общество-совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть общие постоянные потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями.

Любое общество нуждается в управлении, регулирующееся  общественными отношениями. Обществу присуще различные формы организации – на первобытнообщинной  стадии: родоплеменная, позже: политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государства определенного типа.

Древнегреческий философ Демокрит считал  государством то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. Знаменитый римский оратор Цицерон рассматривал государство, как дело достойное народа, причем под народом понималось – соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Ленин отмечал, что государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникает деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые. Это машина для поддержания господства одного класса над другим.

Государство – это политическая организация общества, выражающая интересы  его граждан (подданных), классов и социальных групп, (прежде всего экономически господствующее в данном обществе), располагающая данным особым аппаратом управления и подавления, придающая своим велением общеобязательную силу и обладающая суверенитетом.

Признаки государства:

1) Публичная власть - ее составляют аппарат власти, управления и принуждения. Аппарат власти и управления включает особый слой людей, выделившихся из общества, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают  в силу избрания, назначения, наследования, замещения. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, разведки, милиции (полиции), а также различных принудительных учреждений: следственные изоляторы, колонии, тюрьмы и так далее.

2) Территория – если при первобытнообщинном строе  власть распространяется на людей, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду, то с появлением государства власть  распространяется на них в зависимости от территории их проживания, независимо от родственных связей, люди проживающие на территории государства  попадают под действие его законов и являются их гражданами (в республиках), подданными (в монархиях), иностранцами ( имеющее иное гражданство или подданство), либо апатридами (лица без гражданства или подданства). Вся территория государства разбивается на ряд административно – территориальных единиц, на которых организована государственная власть и управление. В различных государствах эти единицы именуется по-разному: области, края, дистрикты, воеводства (Польша), кантоны, районы и так далее.

3) Суверенитет:

а) Верховенство государственной власти внутри страны

б) Независимость государства на международной арене

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правило поведения, устанавливать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общеобязательных органов. В суверенитете выражается способность государства формировать свою внутреннюю и внешнюю политику. Государственный суверенитет имеет две стороны:

а) Внутреннюю сторону- монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории.

б) Внешнюю сторону-самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограничения числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (введение международных миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее уставом). Государственный суверенитет, как особенности (свойство государственной власти) следует отличать  от народного и национального суверенитета. Народный суверенитет – это содержание демократии –

основы  народовластия, право народа самому определять свою судьбу, подобное значение имеет национальный суверенитет – это право наций и народностей на самостоятельные решения вопросов своей жизни, право на свое национальное самоопределение, государственный суверенитет может сочетаться с народным и национальным.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальный суверенитет – когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения на него влияния других государств, диктующих ему свою волю  не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета

может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения для всех этих государственных целей, добровольность ограничения суверенитета наблюдается при объединении государств в федерацию, и передаче федерации части своих суверенных прав.

4) Налоги и сборы – общеобязательные, безвозмездные платежи, взимаемые заранее в установленных размерах, и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания органов управления (государственного аппарата), социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура), правоохранительных органов (армии), создание резервов на случай чрезвычайных происшествий и т. д..

Помимо перечисленных признаков, каждое государство обладает своими символами (гербом, гимном, флагом, национальной денежной единицей и т. д.).

Тема:  Функции государства

Социальное назначение государства проявляется в его функциях, то есть в основных направлениях и сторонах государственной деятельности внутри страны и на международной арене по достижению конкретных внутриполитических и внешнеполитических целей. Под целью деятельности государства понимается желаемый результат, его внутриполитические или международные деятельности.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие  сущность и назначение государства в обществе. Все функции государства делятся на внутренние   и внешние:

I. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизни страны.

1. Экономическая выражается в выработке и координации государством в стратегии  и тактике наиболее оптимального развития страны: строительство авто и железнодорожных автомагистралей, создание транспортных, энергетических, и информационных и других систем, установление льгот для хозяйствующих субъектов и так далее.

2. Политическая функция проявляется в осуществлении государством гармонизации  интересов различных социальных групп. Посредством проведения референдумов, выборов государство должно учитывать интересы различных социальных групп и не допускать их открытого столкновения.

3. Социальная функция проявляется в установлении государством минимального размера оплаты труда, пенсии, стипендии, пособия, обеспечение населения бесплатным образованием, медицинской помощью, строительство жилья, обеспечение бесперебойной работы общественного транспорта и т. д.

4. Правоохранительная функция – деятельность государства по обеспечению законности и правопорядка.

5. Экологическая функция – обеспечение  государством соблюдения природоохранного законодательства.

II. Внешние функции- основные направления деятельности государства на международной арене.

1.Функция обороны проявляется в обеспечении  территориальной целостности страны, защите государства от нападения извне.

2.Дипломатическая функция способствует поддержке добрососедских отношений между странами независимо от их экономического и идеологического развития.

3.Внешнеэкономическая функция способствует сотрудничеству между различными странами в сфере экономик, торговли.

4. Культурное сотрудничество между странами предусматривает проведение фестивалей, выставок, гастролей артистов и так далее.

5.Сотрудничество  государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, проведение разумной демографической политики)  

Тема: Формы государства

Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента:

1.Форму правления

2.Форму государственного устройства

3.Политический режим 

Форма правления - характеризует организацию государственной власти,

систему высших государственных  органов,

а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия - означает, что в стране правит один человек или в стране имеется персональное единовластие.

  Признаки монархии:

1)Существование единоличного главы государства выступающего во внутренней и внешней политики в качестве главы.

2)Власть монарха является нераздельной  - высшей, суверенной (независимой) и священной.

3)Бессрочное пожизненное правление монарха

4)Наследственный порядок, передача власти.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха никем не ограничена при отсутствии представительных учреждений народа. Монархия издает законы, назначает высших чиновников, контролирует сбор налогов и расходует по своему усмотрению, сосредотачивает в своих руках карательные функции.

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов еще слаб  взять всю власть в свои руки.

Признаки дуалистической монархии:

1)Наличие двухпалатной структуры парламента, при которой нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя назначается монархом.

2)Правительство подчинено монарху, по своему усмотрению назначающего и отстраняющего членов правительства.

3)Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия – ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительной сферах, не взирая на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров. Правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх является фигурой символичной. Он царствует, но не правит (Бельгия, Швеция, Испания).

Республика – форма государственного управления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам при одновременном существовании муниципального самоуправления и независимого правосудия

Признаки республики:

1)Коллективное правление, осуществляемое системой государственных органов.

2)Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3)В формировании власти участвует народ при использовании различных избирательных систем.  

4)Представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок.

5)Высшие должностные лица несут ответственность перед избравшим их органом или народом.

Все республики делятся на парламентские и президентские.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо – президент.

Признаки:

1.Верховенство власти парламента.

2.Правительство формируется ставленником партии победившей на парламентских выборах.  

3.Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность

4.Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуются поддержкой большинством парламентариев

5.Парламент может выразить вотум недоверия  правительству в целом или одному из его членов. После чего правительство обязано уйти в отставку. Парламентские республики существуют (Италия, Германия, Турция)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединенных в его руках полномочий   главы государства и главы правительства.

Признаки:

1)Президент избирается не парламентом, а в результате референдума

2)Президент назначает правительство (его членов), несущий перед ним ответственность

3)Президент обладает правом вето на законы, принимаемые парламентом.

4)Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны (США, Мексика, Румыния, Сирия, Россия)

Республиканская форма, носящая смешанный характер – Франция, где сильная является президентская власть и власть парламента.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, характер, определенный порядок во взаимоотношениях центральной региональной и местной властей.

По форме правления государственного устройства все государства делятся на унитарные ( простые) и федеративные (сложные).

Признаки унитарного гос-ва:

1)Единая структура государственного аппарата  на территории всей страны, распространяющая свою юрисдикцию в равной степени на все территориальные единицы.

2)Равенство административно – территориальных единиц по отношению к центральным органам

3)Единое гражданство

4)Единая конституция на базе, которой создается единая правовая система  

5)Общая для всех административно – территориальных единиц налоговая и кредитная политика

6)Составные части унитарного государства  не обладают суверенитетом, то есть не являются государственными образованиями

Унитарное государство может быть многонациональным (Афганистан, Пакистан и Китай) и однонациональным (Япония, Египет)

Федерация-это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления. Однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого государственного образования – члена федерации ( республик, штатов, земель)

Признаки федерации:

1)Территория федерации состоит из территории ее субъектов

2)Верховная законодательная власть, исполнительная и судебная власть принадлежат  федеральным государственным органам

3)Компетенция между субъектами федерации   и самой федерацией разграничиваются союзной конституцией

4)Субъекты федерации имеет свои конституции, свои высшие

законодательные, исполнительные и судебные органы

5)Высшей законодательный ( представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру ( имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата представляющая интересы населения всей страны)

Виды федераций:

а) Территориальная:

1) Государственное образование, составляющее данный вид федерации не являются суверенным образованиями

2) Субъекты лишены конституции права прямого представительства в международных отношениях

3) Установлен запрет одностороннего выбора из союза

4) Управление вооруженными силами осуществляется  федеральными органами( ФРГ, Бразилия, США, Аргентина)

б) Национальное:

1)Субъекты –  национально- государственные  образования

2)Субъекты федерации объединяют по принципу  добровольности

3)Гарантированность суверенитета в больших и малых наций

4)Формирование высших государственных органов в определенный части из представителей субъектов федераций

5)Утверждение   право наций на самоопределение (Индия, Россия)

   

Конфедерация – это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Этот союз немеждународно – правовой, а именно государственный. В котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенно – государственной деятельности (обороны страны, внешняя торговля, таможенное дело). Входят страны Евросоюза.

Признаки конфедерации:

  1.  Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенной цели.
  2.  Конфедерация – нестабильное, как правило, временное образование.
  3.  Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территории государств – членов конфедерации)
  4.  Отсутствие единого гражданства
  5.  Право свободного выхода субъектов из конфедерации.
  6.  Бюджетная конфедерация состоит из добровольных взносов ее членов.
  7.  Предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мир, международной политики)
  8.  Армия состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации.

Тема: Государственный аппарат (механизм государства)

Государственный аппарат (механизм государства) – это иерархическая система государственных органов, осуществляющих  практическую работу по реализации функций государства.

Государственные органы являются частицей, мельчайшим элементом государственного аппарата, существенно отличаясь от предприятий и учреждений.

Признаки государственного органа:

1.Государственный орган признан

выполнять государственные задачи, отвечающие интересам если не всех, то многих граждан, для чего он наделяется компетенцией.

2.Государственный орган имеет властные полномочия, то есть право давать указания (индивидуальные, нормативные), имеющие обязательный характер.

3.За нарушение распоряжения компетентных органов могут применяться санкции, то есть неблагоприятные последствия в виде наказания (штраф, лишение прав и так далее)

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

а) Правотворческая - деятельность по подготовке проектов юридических актов, их принятию и изданию.

б) Правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм, в том числе по реализации индивидуально-конкретных подписаний      

в) Правоохранительная деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности. Каждый  государственный аппарат состоит из государственных служащих, объем властных полномочий, которых зависит от должностной инструкции.

Классификация государственных органов:

По характеру выполняемых ими задач все государственные органы можно разделить на 3 группы:

1)Законодательная (представительная) – высшим представительным органом (парламентом) в РФ является Федеральное собрание, состоящее из 2 палат:

1. Верхняя палата – Совет федераций.

2. Нижняя палата – Государственная дума

В субъектах федерации имеются свои законодательные (представительные) органы, которые называются по-разному: дума, законодательное собрание, верховный совет, национальное собрание и так далее.

Перед высшим законодательным органом (парламентом) стоят следующие задачи:

а) Издавать законы.

б) Рассматривать вопросы, связанные с государственным бюджетом (государственными финансами).

в) Назначать высших должностных лиц (генерального прокурора, главу Центробанка).

г) Осуществлять контроль за деятельностью правительства.

2) Исполнительные органы – составляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Исполнительная власть носит подзаконный характер, то есть все действия, и акты соответствующих органов исполнительной власти основываются на законе, направленные на его исполнение и не должны ему противоречить. Носителем высшей исполнительной власти является президент, являющийся также главой государства, ему подчиняется правительство, осуществляющее управление  страной во главе председателем (премьер – министр).

Центральными исполнительными органами являются министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администрациями (правительствами) субъектов федерации, а на местах функционируют местные администрации, либо органы местного самоуправления. Исполнительные органы объединены в строго иерархическую систему, то есть между ними существует строгая подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, в отличие от представительных органов. Исполнительная власть опирается на силовые структуры (армию, милицию, прокуратуру и так далее). Задача исполнительных органов – претворение в жизнь функций государства.

3) Правоохранительные органы образуют систему, эффективность работы которой зависит от слаженного взаимодействия этих органов. Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий. Судебные органы в этой системе занимают особое место, к ним относятся: конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный суд контролирует высшую законодательную и исполнительную власти.

Особенности судебных органов:

  1.  В отличие от законодательных органов, суды новых правил не создают.
  2.  Они также не управляют обществом, как исполнительные органы.
  3.  Судебные органы не находятся в прямой подчиненности друг к другу.
  4.  Возможно лишь отмена вышестоящими судами решение судов нижестоящих, таким образом, судебная власть – это независимая власть.

  1.  Органы милиции, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное действие находятся также над надзором прокуратуры, как и уголовно – исполнительное учреждение, помимо этого прокуратура – орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Прокуратура ведет расследование наиболее опасных преступлений.
  2.  Милиция – орган, призванный охранять законность и обеспечивать общественный правопорядок, пресечение и предупреждение преступлений, обеспечивает розыск скрывшихся лиц, производство дознания и предварительного дознания.
  3.  Уголовно – исполнительное учреждение – входят в систему министерства юстиции РФ, также выделены в особую группу правоохранительных органов (следственные изоляторы, колонии и тюрьмы), организуют работу по исправлению и воспитанию лиц, находящихся в местах лишения свобод и под следствием.
  4.  Органы государственной безопасности – объединены в ФСБ, стоят на страже национальной безопасности страны, выявляют посягательство на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России.
  5.  Внешняя разведка – государственный орган, ставящий свои задачи выявления информации, способствующей упрочению безопасности России.     
  6.  Нотариат – это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, за свидетельствование их результатов для придания им достоверности. Нотариальные органы обеспечивают законную силу различным фактическим обстоятельством, и тем самым содействуют утверждению правового порядка в общественной жизни.
  7.  Налоговая инспекция – осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, обеспечивает учет плательщиков налогов, контролирует своевременность предъявления плательщиками налогов, необходимых документов, применяет финансовые санкции.  
  8.  Таможенные органы – отвечают за экономическую безопасность страны и одновременно способствуют пополнению государственной казны.
  9.  Адвокатура – негосударственная организация, являющаяся добровольным объединением лиц профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры – оказание юридической помощи гражданам и организациям, которая необходима не только при судебном разбирательстве, но и в случаях, когда граждане и организации вступают в любые отношения с правоохранительными органами.  

Тема: Политический режим.

Политический режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, в которых выражается отношение демократическим методом правления и законности. Все политические режимы можно разделить на 2 группы: на недемократические, демократические.

К числу недемократических относятся следующие:

1) Деспотический режим – характерен для абсолютной монархии, при которой власть осуществляется исключительно одним лицом.

За собой монарх непременно оставляет карательную и налоговую функцию. Главным в деспотическом государстве является повиновение, подчинение воле правителя. Сила, могущая противостоять воле деспота (монарха)  - религия, которая является обязательно и для государя. При деспотическом режиме жестоко подавляется  любая самостоятельность, независимость, возмущение, недовольство и несогласие подвластных. Главные санкции, применяемые наиболее часто – смертная казнь.

2) С деспотическим режимом во многом сходен тиранический режим, имеющий подобные характерные черты.

3) Тоталитарный режим – всеобщая, всеохватная власть. Экономическая основа тоталитаризма является крупная собственность – общинная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологией и одной правящей партией. При таком режиме выделяется вождь, который обожествляется.

4) Фашистский режим (расистский режим) – отличается от тоталитаризма, тем, что основан на националистической (расистской, шовинистской) идеологии, возводимый в ранг государственный. Люди не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности.

Милитаризация – гонка вооружений, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и наконец, военная экспансия – отличительные признаки фашизма. В основном он сходен с тоталитаризмом, поэтому фашизм считается разновидностью тоталитаризма.

5) Авторитарный режим – по сравнению  с предыдущим более мягкий. Власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли не играют, выполняя роль декорации, придание власти формы цивилизованности – выборы проводятся, но формально. Реальная же жизнь в стране задается волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет  по своим правилам. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизованно, инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Авторитарное государство опирается на политический и военный аппарат. Оппозиция при авторитарном режиме не допускается.

В политической жизни  могут участвовать несколько партий, которые должны  ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, иначе они распускаются. Личность не пользуется конституционными правами  и свободами, даже если они закреплены в конституции.

Демократические режимы:

1)Либеральный режим существует в  тех странах, где развиты рыночные отношения, либеральный режим формально провозглашает равенство всех граждан, фактического же равенства нет. Провозглашается свобода слова, экономическую основу либерального государства составляет частная собственность. Либеральный режим допускает существование оппозиции, существует многопартийность.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей политических партий отдельного кандидата. Осуществление государственного управления   производится на основе принципа разделения властей.

2)Демократический режим – режим будущего. Некоторые страны, например, Скандинавские вплотную к нему приблизились. Этот режим предоставляет гражданам широкие и реальные права и свободы. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица  в демократическом государстве также избираются, но критериями являются не политические, а профессиональные качества. Референдум, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни, право уступает  место морали, гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

           Тема: Правовое государство.

Правовое государство – теория правового государства была создана раньше появления первых государств такого рода. Основателем теории являются  Монтескью Шарль, Эммануил Кант. Практическое воплощение в жизнь данная теория получила в середине 20 века в таких странах  как США, Англия, Франция, Германия, Скандинавские страны.

Признаки: 1)Господство (верховенство) права означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон, но не всякий, а лишь отвечающий, сложившимся реалиям, жизненным потребностям  людей, воплощающие принципы права, законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, принятые законы не должны противоречить конституции и международноправовым нормам. Но не только в издании качественных законов выражается господство права – правовым законам должны подчиняться и сама государственная власть, создающая законы. Нормы права должны быть обязательными и для государственных органов в той же мере, что и для граждан.

2)Разделение властей - правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения  всей полноты государственной власти в руках какой-либо  одной из ее ветвей: законодательная, исполнительная, судебная. С целью предотвращения возможности злоупотребления властью. Должна быть создана система сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, судебной, исполнительной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правовых пределах. Говорить о разделении властей можно лишь условно, поскольку государственная власть едина, речь может идти лишь о распределении функции в государственном управлении, о рассредоточении, распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1)Предотвратить злобоупотребление властью

2)Повысить профессионализм в государственном управлении

3)Осуществлять контроль за действиями государственных органов

4)Возлагать на виновных лиц ответственность  за ошибки в государственном управлении

3)Широкие и реальные права и свободы личности - закрепляются в конституции, однако этого не достаточно, поскольку в правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации

4)Взаимная ответственность государства и личности – отношение между государством, как носителем политической власти и гражданами, как участниками ее формирования и осуществления, должны строиться  на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях, оно берет на себя обязанность обеспечивать справедливость,

в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его подписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Основа правового государства:

а) Экономической основой правового государства является определенные общественные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности в свободном предпринимательстве.

б) Социальной основой правового государства является создание в обществе условий, необходимые для реализаций каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека.

в) Политической основой правового государства является суверенитет.

      Тема: Политическая система.

Политическая система представляет собой

совокупность государственных  и общественных органов и  организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в  политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы:

1)Собственно- политические, к числу которых относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерными признаками этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель, заключающаяся в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом  воздействии (воспитании) на различные слои  и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов, господствующих классов  и от части всего общества в жизнь. Решающую роль среди собственно- политических, также как и всех остальных частей политической системы общества, всегда играло и продолжает играть государство, которое будучи оснащенным специальным  аппаратом принуждения и подавления выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества, и, следовательно, его политической системы. В отличии от других составных звеньев политической системы ( политической партии, движения), могущих появляться и исчезать.

2)Несобственно-политические объединения, к которым относятся организации, возникающие и развивающиеся не в силу непосредственно-политических, а в силу экономических, культурных, производственных и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования в отличие от собственно – политических объединений никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность эти организации осуществляют не в политической, а в производственной, социально – бытовой, культурной и в других сферах жизни общества.

Политическая деятельность этих организаций не составляет их функционирования, она не имеет для них решающего значения.

3)Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной и деятельностью (Объединение нумизматов, филателистов, туристов, автомотолюбителей и другие).     

       

 

 

Тема: Виды политических систем в современном виде.

Для демократических политических систем характерно наличие государственных органов в центре и на местах, легальное существование на ряду с правящими партиями и оппозиционных; формальное провозглашение и фактическое использование политических и иных прав и свобод граждан, осуществление на практике принципов законности и конституционности, построение государственного механизма в соответствии с принципом разделения властей, относительная самостоятельность законодательной, исполнительной, судебной властей. Для политических систем с недемократическим режимом характерны полная ликвидация и отсутствие фактического  использования политических и иных прав и свобод. Отказ от демократических методов формирования и функционирования государственных органов. Широкое использование методов государственного принуждения в повседневной жизни, отсутствие инакомыслия. В зависимости от наличия в них политических партий. Политические партии подразделяются на многопартийные, однопартийные, двухпартийные.

В политической теории и практике различаются следующие основные группы многопартийных систем:

1) Многопартийные системы в которых отсутствует доминирование какой- либо одной партии, и поэтому не одна из них не может самостоятельно сформировать правительство, и по этой причине правительство имеет коалиционный характер (Италия).

2) Многопартийные системы с одной доминирующей  партией. Характерными  

для них является обладание одной партией самостоятельно или в союзе с другими партиями большинством мест в парламенте. Наличие реальной возможности формирования однопартийного правительства (Индия- Индийский национальный конгресс, Япония- либеральная демократическая партия)

3) При двухпартийной системе доминирующее положение на политической арене занимают две крупные политические партии, периодически сменяющие друг друга у власти (США - демократическая и республиканская партии; Англия - лейбористы и консерваторы)

Политическая партия - партии создаются на определенной социальной (классовой, групповой) национальной, религиозной или иной основе. Формируется на добровольных началах. Выражают волю и представляют интересы тех слоев, классов, групп населения и религиозных прослоек, на базе которых они возникают. Целью создания политических партий является борьба за завоевание власти или воздействие на власть. Партии имеют свои уставы, программы, формальное или неформальное членство, аппарат.

Основными функциями парии являются:

1)Функция представительства интересов партийного аппарата и рядовых членов партии.

2) Идеологическая функция

3) Функция борьбы за власть и пополнение государственных структур новыми политическими кадрами

4) Функция связующего звена между различными частями общества и государства, а также между законодательной, исполнительной, судебной властями государства.

5) Функция формирования и проведения в жизнь внутри страны и на международной арене.

Тема: Социальные нормы и место права в их системе.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, руководящее начало, все норм, используемые людьми делятся на 2 группы:

1)Несоциальные нормы, характеризующие отношение человека к природе, к технике, и регулирующие отношения между природой и техникой, представляющие собой специфическое средство общения человека с материальными объектами (технические, медицинские, биологические, геологические, сельскохозяйственные и иные нормы). Особенностью этих норм является то, что в случае их нарушения природа наказывает людей, налагает на них своеобразные санкции.

2) Социальные нормы - правило поведения, регулирующие отношения между людьми. Среди этих норм можно выделить:

1. Мифы- образные примеры ( сказки, былины) учащие людей, что следует делать, чего нельзя.

2. Ритуалы - правило поведения, в которой усилена роль внешней формы поведения (исполнение гимна на торжественных мероприятиях)

3. Обряды - в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуя воспитательные, идеологические цели (обряд брака и так далее)

4. Обычаи - правило поведения, сложившиеся исторически и закрепленные в силу многократного повторения. Обычаи – стереотип поведения.

5. Традиции, также как обычаи регулируют устойчивое отношение, но они носят поверхностный характер, так как  не затрагивают какой- либо общественной закономерности, а больше относится к внешней стороне поведения людей.

6. Религиозные нормы – правило поведения регулирующее отношения к божественному началу и выражающая его взгляды, подходы к жизни.

7. Правовые нормы – правило поведения, являющиеся общеобязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения.

8. Нормы морали – правило поведения, устанавливаемые в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинстве. Ответственность в отличие от ответственности в праве за нарушения соответствующих норм имеет не материальный, а идеальный, духовный характер (осуждение, призрение, порицание)

9. Этические нормы – правило поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, манеры, одежда и так далее)

10. Эстетические нормы – правило поведения, регулирующее отношения к прекрасному и безобразному.

Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но часто самой важной, поскольку они не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае их действия и качество их реализации падает.

Влияние морали на правотворчество

При создании правовых норм требования нравственности характерные для данного общества, безусловно должны учитываться правотворческими органами  при осуществлении своей деятельности законодатель обязан руководствоваться общепризнанными моральными принципами, поскольку противоречие правовых норм справедливым моральным устоям ведет к значительному падению авторитета права в обществе. В Российском законодательстве имеются правовые нормы, содержащие в себе моральные категории, сама по себе ложь аморальна, однако при некоторых разновидностях лжи законом предусмотрено уголовная ответственность за клевету, дачу ложных показаний, подделка документов.    

Тема: Источники «формы права»

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен. Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действия. В этом смысле источник права можно сравнивать с корнем большого дерева, либо с родником из которого берет начало большая полноводная река.

Форма права - это внешнее проявление, выражение права, способ формирования, закрепление правовых норм. Форма права – это способ закрепления правотворческой (нормотворческой) деятельности государства. Существуют следующие основные формы права:

1)Обычаи – это самая древняя форма права.

2)Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу (судебному, административному), ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент возникает тогда, когда какое-либо дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

3) Нормативно-правовой акт – это юридический акт, содержащий в себе правовую норму, то есть правило поведения, установленное или санкционированное государством. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку:

а) Он позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения потребностей жизни.

Нормативные акты могут быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены.

б) Нормативные акты объединены конституцией РФ и не должны ей противоречить.

в) Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как являются письменными источниками права.

4) Нормативный договор – соглашение равноправных участников договора, как правило, международно-правового характера.

Виды нормативных актов:

I.Законы образуют стержень правовой системы, принимаются государственной думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом. Такой сложный порядок вступления закона в силу необходимо  для того, чтобы исключить создание скороспелых несовершенных, непродуманных законов, недопустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

1)Основные законы конституции, регулирующие основополагающие вопросы жизни государства.

2)Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы,

отнесенные к предмету конституции (закон о президенте, о выборах, о гражданстве)

3)Обыкновенные (обычные) законы принимаются  по иным важным вопросам общественной жизни. Особое место среди законов занимают кодексы. Кодекс (книга, пень) – это единый нормативно – правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданского, уголовного, трудового и так далее)

Структура кодекса, как правило, складывается из 2 элементов – общей и особенной части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, определяющие характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Закон – нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый специально уполномоченным на то компетентным государственным органом, то есть органом законодательным (представительным).

Законотворческий (законодательный) проходит в своем развитии несколько стадий:

1)Законодательная инициатива – право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение государственной думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладает президент, совет федераций, правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный верховный и высшие арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты государственной думы.

2)Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Образуются специальные комиссии для подготовки законопроектов.

3)Обсуждение законопроектов, которое происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. В проект может проходить несколько чтений, число которых в законе не ограничено.

4)Принятие закона, которое происходит посредством открытого голосования. Голосование может быть за  проект в целом или постатейно. Для принятия простых законов достаточно простого большинства голосующих (226 депутатов), для конституционных – не менее 2/3 от общего количества.

Закон в течении двух недель должен быть рассмотрен советом федерации, который может его одобрить или отклонить, однако все конституционные подлежат рассмотрению советом федераций, и за этот

закон должно проголосовать не менее 3/4 членов совета федераций.

Если совет федераций не отклонил закон, то он считается принятым. В двухнедельный срок после этого, закон должен подписать президент, который может наложить на него вето.

5)Опубликование закона – публикуются законы в течение десяти дней, после их подписания в собрании законодательства и российской газете.

После законов по своей юридической силе следуют подзаконные нормативные акты:

1.Указы президента, по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него очень широка, поскольку, так как он является главой государства и возглавляет исполнительную власть. В случае противоречия указу конституции  и законам РФ  - этот указ конституционным судом может быть признан не действительным.

2.Постановление правительства

3.Нормативные акты субъектов федерации (законы, указы)

4.Локальные нормативные акты, то есть акты местного характера, принимаются вопросом регулирования трудовых отношений: коллективный договор, правило внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков и так далее.

Понятие структуры правовой нормы:

Правовая норма – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – это вводная вступительная часть правовой нормы, предусматривающее на кого распространяются ее действия.

2)Диспозиция – это основная часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения, либо наоборот какого поведения следует воздержаться.

3)Санкция – юридическая ответственность, предусмотренная за нарушение данной правовой нормы. Словесно структуру правовой нормы можно изобразить следующей формулой:

«если», «то», «иначе» - Если гипотеза, то диспозиция, иначе санкция.

Норма права – не одно и то же, что статья нормативно-правового акта, поскольку норма права -  это логически завершенное правило поведения, а статья нормативно-правового акта – формы воплощения, способ изложения правовой нормы.

В статье закона может содержаться вся норма целиком или часть нормы, часть элемента, поэтому норма права может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.

Тема: Правотворчество.

Все нормативно – правовые акты, то есть законы, указы, и так далее являются результатом правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность – это форма деятельности компетентных органов государства в ходе, которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Особо следует отметить, что государство не создает право, а лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества самых различных факторов (политические, экономические, культурные и другие) общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.

 

Правотворческая деятельность может осуществляться тремя способами, посредством:

1) Признание государством законными правил поведения, которые сложились в виде обычаев или выработаны не государственными организациями (в случае развода супругов – ребенок остается с матерью)

2) Установление правовых норм уполномоченными государственными органами (законы, принимаемые государственной думой, а также законодательными органами субъектов Федераций)  

3) Непосредственного правотворчества народа, проводимого в форме всенародного голосования (принятие Конституции РФ)

Значение правотворческой деятельности весьма серьезно, так как от качества нормативного акта, от того насколько полно в нем отражены объективные потребности развития общества зависит возможность его точного и неуклонного соблюдения.   

Тема: Система права.

Системы права это внутреннее строение, внутренняя организация, выражающаяся в единстве и согласованности  правовых норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых комплексах.

Система права – это внутреннее строение права, выражающаяся в делении права на составные элементы – отрасли, подотрасли и институты.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (конституционное, уголовное, семейное)

Именно предмет и метод правового регулирования – основа разделения системы права на отрасли. Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Предмет  любой отрасли права отвечает на вопрос, что какие именно общественные отношения регулируются нормами конкретной отрасли права.

Метод правового регулирования – совокупность приемов способов и средств, с помощью которых нормы данной отрасли права регулируют общественные отношения.

Способы правового регулирования:

а) Дозволение – предоставление лицу права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом.

б) Обязывание – возложение на субъекта обязанности совершения тех или иных действий.

в) Запрещение – возложение на субъекта обязанностей: воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

В теории права различают два метода правового регулирования:

1. Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний (дозволено все, что не запрещено)

2. Авторитарный метод – базируется на применении властных юридических предписаний, не допускающих отступлений от четко установленных правил поведения (запрещено все, кроме прямо дозволенного).

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри самой отрасли права (институт собственности в гражданском праве, институт трудового договора в трудовом праве).

Подотрасль права – объединение (совокупность) нескольких правовых институтов одной и той же отрасли права (обязательственное право в составе гражданского права)

Систему права следует отличать от правовой системы, поскольку правовая система – это более широкое понятие, чем система права. Правовая система представляет совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Правовая система определяет своеобразие права той или иной страны:

  1.  Романо- германская правовая система – главенствующую роль в качестве источника права играет нормативно-правовой акт.
  2.  Англо – саксонская правовая система – доминирующее значение в ней имеет юридическая практика (судебный или административный прецедент)
  3.  Мусульманская правовая система – важнейшее место в ней занимают религиозные нормы.   

 

Тема: Правоотношение.

Нормы права и нормативные акты, в которых они зафиксированы, не принесут результатов, если не будут действовать.

Правоотношения – это общественные отношения урегулированными правовыми нормами. Став правовым, общественное отношение приобретает ряд свойств:

1) Конкретизируется субъекты, так как правоотношение возникает между определенными лицами.  

2) Определяется не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению друг к другу, их права и обязанности.

3) Общественное отношение (правоотношение) обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Состав правоотношения -

Правоотношения имеют сложный состав, поскольку его элементами  являются:

1. Субъекты – то есть участники

2. Содержание

3. Объекты

Субъектами правоотношения могут быть  индивиды, организации, государство в целом. Индивиды делятся на 3 группы:

  1.  Граждане
  2.  Иностранные граждане
  3.  Лица без гражданства

В жизни не все из перечисленных групп могут быть субъектами правоотношений (иностранцы и апатриды не могут служить в армии, состоять на государственной службе, быть избранными в органы государственной власти  и местного самоуправления).

К организациям относятся государственные органы, юридические лица, общественные организации. Юридические лицами признаются различные организации, обладающие обособленным имуществом, которые могут от своего имени приобретать

имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Быть истцами и ответчиками в суде и арбитраже. Юридические лица, вступая в правоотношение с другими субъектами права,

выступают на началах равенства.  Государственные органы в отличие от юридических лиц осуществляют какую – либо управленческую деятельность, имеют властные полномочия, что выражается вправе издавать какие- либо государственно-правовые акты (нормативные, индивидуальные), а также возможность принудительными средствами обеспечить их соблюдения и исполнения. Общественные организации (партии, объединения, движения, союзы) реализуют не властные полномочия, так как их нет, а свои права, предусмотренные их уставами (проведение демонстраций, митингов, забастовок). Государство в целом вступает во многие правоотношения – международно-правовые – с другими государствами; государственно – правовые – с субъектами федераций; от имени государства осуществляется прием в российское гражданство; гражданско-правовые – по поводу использования федеральной государственной собственности; в уголовные правовые – по поводу применения мер наказания и так далее. Чтобы быть субъектом права следует обладать  правосубъектностью, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность лица быть носителем прав и обязанностей. Дееспособность – это способность субъекта своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. У государства и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования, относительно государственных органов следует говорить о компетенции – совокупности прав и обязанностей, полномочий, предоставленных государственному органу для выполнения им своих функций. Компетенция высших органов государственной власти и должностных лиц закрепляется в конституции или конституционных законах.

Правоспособность и дееспособность граждан:

С 14 лет возникает обязанность отвечать в уголовном порядке за отдельные наиболее тяжкие преступления; с 16 лет граждане считаются дееспособными по всем нормам трудового и уголовного права, частично гражданского. С 18 лет наступает полная гражданская дееспособность (с 21 года гражданин может стать депутатом), с 25 лет – судьей, с 35 лет – президентом. На дееспособность оказывает влияние состояния здоровья: душевная болезнь (слабоумие, шизофрения) может стать причиной  признания судом гражданина недееспособным и тогда за него гражданские права осуществляет опекун. Правовой статус, то есть совокупность всех принадлежащих прав свобод и обязанностей граждан, иностранцев и лиц без гражданства различны – у граждан наиболее полный, у иностранцев и апатридов ограниченный. Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право представляет собой меру возможного или дозволенного поведения. Юридическая обязанность – это мер необходимого или должного поведения. Без соответствующей обязанности субъективное право превратилось бы в фикцию. Объект правоотношения – это то, на что воздействуют субъективные права и обязанности. Объектами правоотношений являются различные социальные блага:

1.Материальные (вещи, результаты действия) – дарение, купля-продажа, транспортные и издательские услуги и др.

2.Социально-политические – выборы кандидата в депутаты, участие в референдуме и др.

3.Социально-экономические – поступление на работа, получение заработной платы и др. 4.Интеллектуальный – учеба в ВУЗе, создание научного произведения, изобретения и др.

5.Эстетические – посещение музея, театра.

6.Личные – жизнь, достоинство, комфорт, вступление в брак, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, пользование медициной.

Правоотношения и субъективные права и обязанности, являющиеся их содержанием, возникают, изменяются и прекращаются под влиянием определенных условий – юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. Юридические факты содержатся в гипотезе правовой нормы. При наличии юридических фактов осуществляется диспозиция, а если содержащиеся обязанности нарушаются, срабатывает санкция правовой нормы. Классификация юридических фактов:

Все юридические факты делятся на различные виды по различным основаниям:

I.По характеру правовых последствий делятся на:

1.Правообразующая – это юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновения правоотношений (рождение человека, заключение договора, поступление в ВУЗ).

2.Правоизменяющие – юридические факты, с которыми правовые нормы связывают изменение правоотношений (перевод на другую работу, принятие нового гражданства).

3.Правопрекращающие – юридические факты, с которыми правовые нормы связывают прекращение правоотношений (увольнение с работы, расторжение брака между супругами и др.).

II.По волевому признаку юридические факты делятся на:

1.Событие – юридические факты, не зависящие от воли и сознания людей (стихийные бедствия, землетрясение, смерть человека).

2.Действия – юридические факты, зависящие от воли и сознания людей (убийство человека, заключение договора)

        

 

Тема: Общественное сознание и правосознание.

Общественное сознание выступает комплексным духовным явлением, обладающим внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическая, нравственная, религиозная). В зависимости от характера человеческих отношений – общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного, правового сознания.

Правосознание форма общественного сознания, в которой находят свое отражение – идеи, теории, доктрины, научная школа, взгляды, мнения, эмоции, переживания, общества по поводу права, законности, справедливости. В правосознании формируется представление общества о том, каким должно быть право, какой нужен закон. Общественное правосознание всегда внутренне противоречиво, так как различные слои, группы, классы могут иметь только им присущие представления, суждения. В общественном правосознании выделяется 2 уровня: правовая идеология, правовая психология.

Правовая идеология представляет собой совокупность теорий, доктрин, научных правовых школ, взглядов, в которых находят отражение научные представления, система теоретических взглядов на право, закон, законность, справедливость.

Правовая психология –совокупность переживаний, чувств, эмоций, мнений людей, общества по поводу права, законности, справедливости.

К психологическим свойствам каждого отдельного гражданина относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности – способность человека критически оценивать свое поведение с позиций норм, действующего права. У порядочных людей неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, то есть внутренне сознание неудовлетворенности совершенным поступком. Но только лишь одна совесть побуждает любого гражданина к нравственному правомерному поведению. Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило, объединяют в 3 большие группы: идеологические, психологические, поведенческие.

1)К идеологическим элементам относятся правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения. Через эту группу элементов обеспечивается правильное понимание людьми деятельности государства по созданию и осуществлению права, содержание прав и свобод граждан по укреплению законности и правопорядка.

2) К психологическим элементам относятся правовые чувства, эмоции, настроения, переживания. Анализ этой группы элементов позволяет ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения, поэтому воспитания граждан в духе уважения к закону должно строиться с учетом воздействия на данную группу элементов.

3) К поведенческим элементам относят правовые мотивы, поведения, установки, готовность к действию. Эта группа элементов формируется под воздействием первой и второй групп элементов.

Так, ведущая идея (например идея законности) формирует у людей, такие взгляды, представления, убеждения, которые способствуют воспитанию законопослушных граждан. Совершению ими правомерных действий. В случае, если эта идея проводится эффективно, как в деятельности государственных органов, так и должностных лиц, то в этом случае осуществляется положительные воздействия на правовые чувства граждан. В общественной деятельности роль правосознания огромна. Правосознание также играет большую роль в правотворчестве и в реализации права. Так правосознание членов парламента непосредственно отражается на принимаемых ими законах и иных правовых актах, а правосознание должностных лиц и граждан – на соблюдении, исполнении и применении норм права. Правосознание имеет различные формы проявления, которые обычно называют видами правосознания.

Правосознание может быть общественным, групповым, индивидуальным, обыденным, профессиональным. Общественное правосознание выражает правовые воззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц – трудового коллектива, семьи и так далее) и индивидуальные правосознания – правовые воззрения каждого гражданина (ученого, рабочего, студента и так далее).

О профессиональном правосознании  говорят применительно к юристам, которые в силу своей профессии связаны с претворением правовых установлений в жизнь. Профессиональное правосознание готовится посредством специального обучения (в юридических колледжах, на юридических факультетах в вузах), а также посредством соответствующей работы в правоохранительных органах (в органах МВД, прокуратуры, судах). Уровень и качество профессионального сознания во многом может определять качество и эффективность работы юриста и таким образом профессиональное сознание может определять работу всей системы соответствующих государственных органов.

Правосознание тесно связано с правовой культурой и правовым воспитанием. Под правовой культурой понимается все то, что связано с правовой жизнью общества, то есть совокупность права, правосознание, правопорядка, законности, справедливости и другое. Роль правовой культуры во всех сферах деятельности общества огромна, поэтому ставится задача постоянно повышать уровень правовой культуры, что достигается посредством правового просвещения, распространения знаний в государстве и праве, воспитанием у людей чувства уважения к закону, в борьбе с проявлениями правового нигилизма.      

 

   

Тема: Реализация права.

Правовые нормы создаются для того, чтобы их реализовать, то есть претворять их требования в жизнь. Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение правовых норм в фактическом поведении субъектов.

Формы реализации права – в зависимости от вида правовых норм, различаются 3 формы реализации права:

  1.  Использование – форма реализации права, при которой субъект использует возможности, представляемые ему правовой нормой, то есть лицо вправе использовать или не использовать, предоставляемые ему законом права (поступление в ВУЗ). Реализация управомочивающих норм – совершение субъектом по своему усмотрению действий, на которые оно управомочено нормами права.
  2.  Соблюдение – форма реализации права при которой субъект строго следует установленным запретам – не совершает не дозволенных действий (соблюдение правил дорожного движения). Реализация запрещающих норм – воздержание субъектов от совершения поступков, на которые нормами права наложен запрет.
  3.  Исполнение – форма реализации, при которой  субъект совершает активные действия во исполнение, возложенные на него юридической обязанностью (исполнение воинского долга). Реализация обязывающих норм – это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер.

Таким образом, соблюдение, исполнение, использование – это основные формы реализации права, которые полностью соответствуют характеру правил поведения, закрепленных в норме права.

Применение норм права – особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных  организаций). Применение норм должно строго соответствовать закону, иначе будет не применение норм права, а обход их требований: следует исходить из тех фактических обстоятельств, которые предусмотрены гипотезой норм права или предполагаются санкции.

   

Правоприменение – это всегда логическое       действие, состоящее в подведении какого - либо индивидуального случая под общее правило норм права.

Принятия акта применения – это деятельность компетентного органа, процесс предусматривающий издание акта. Содержание этого процесса в самом общем виде сводится к изучению нормативных актов, фактических обстоятельств, имеющих юридическую значимость, применительно к данной норме – все это является сложной, активно - познавательной  деятельностью. Применение права – особая форма воплощения требования юридических норм в отношениях людей, являющаяся одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Применение  права необходимо:

  1.  Когда предусмотренные права и обязанности не могут возникнуть и реализоваться без государственно – властной деятельности. Для возникновения и реализации прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица по определенному вопросу, например, чтобы учиться в ВУЗе (реализовать свое право на образование) необходим приказ ректора о зачислении данного лица на учебу.
  2.  Когда имеются препятствия для использования субъективных прав гражданами и организациями, а также если юридические обязанности не выполняются добровольно (не платятся налоги – штраф, уголовная ответственность)
  3.  Если совершено правонарушение и нужно определить меру юридического взыскания к правонарушителю.

Во всех этих случаях требуется тщательное исследование и установление конкретных обстоятельств дела, а затем верное применение к ним требований закона.

Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно – властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Признаки актов применения права:

  1.  Властный характер и охрана принудительной силой государства – заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.
  2.  Акт применения – это индивидуальный правовой акт, он относится к строго определенным лицам.

Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и не распространяется на подобные случаи, в отличии от нормативно – правового акта, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однородных случаев и распространяются на все лица, находящихся в сфере их действия. Нормы права рассчитаны на многократное применение. Индивидуальные акты применения права к источникам права в нашей стране не относятся.

Основные стадии процесса применения норм права:

Применение права представляет собой сложную многоступенчатую деятельность, в ходе которой следует выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последовательность действий при рассмотрении юридического дела. Таких основных стадии три:

I.Установление фактических обстоятельств дела – фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены главные факты, к которым применяются правовые нормы. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным, что достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявление их истинности, и объективной достоверности. Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (кража, причиненный ущерб) и источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения, например, приглашение понятых при обыске, их подписи в протоколе. Не допустимы в качестве юридических доказательств  сведения, полученные в результате психологического воздействия. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, представляющего собой деятельность по установлению истинности, отобранных и изученных обстоятельств дела.

II. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам, после установления подлинности юридических доказательств определенного дела, начинается вторая стадия применения права на которой возникает вопрос о том на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела. Правовая квалификация – это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела  путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами. При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают и даже противоречат друг другу по своему содержанию – это явление называется коллизией правовых норм.

Способы разрешения коллизий:

  1.  Если обнаруживается противоречие между нормой федерального закона и республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона.
  2.  Если имеется коллизия между нормами исходящими от различных органов -   применяется норма вышестоящего органа.
  3.  При противоречии между нормами принятыми одним и тем же органом, но в разное время применяется норма принятая позднее.
  4.   В случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная.

III. Решение конкретного юридического дела и его документальное оформление – это завершающая и основная стадия норм права. Компетентные правоприменительные органы (прокуратура, суд) на основании подлинного знания и убеждения, достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения норм права заканчивается и начинается реализация акта применения права, то есть воплощение конкретных прав и обязанностей, указанных в этом акте в жизнь.

Наличие строго определенных реквизитов. Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальности актов применения права. Например, акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

а) Вводную часть, – в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего этот акт, время издания, конкретные адреса.

б) Описательную часть – где излагается фактическое обстоятельство дела.

в) Мотивировочную часть – дающую обоснование принятого решения.

г) Итоговую часть, – в которой излагается содержание решения.

Акты применения права подразделяются на следующие виды:

  1.  В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности:
  2.  Акты законодательных органов государственной власти (государственная дума РФ, совета федерации РФ, законодательных органов субъектов РФ)
  3.  Акты исполнительных органов государственной власти (указы президента, постановление правительства)
  4.  Акты правоохранительных органов (прокуратура, органов следствия, суда)
  5.  Акты органов государственного контроля (налоговая инспекция, таможенных органов)

  1.  В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права:
  2.  Регулятивные – устанавливающие конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением граждан (приказ ректора о зачислении в ВУЗ)
  3.  Охранительные – издающийся в связи с совершением правонарушений (приговор суда, протест прокурора).

Тема: Соотношение морали и права.

1)  По времени возникновения – исторически мораль возникла за долго до появления права и государства.

  1.  По способу образования – нормы морали формируются обществом на основе представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Правовые нормы устанавливаются государством, становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

  1.  По форме (источнику выражения): моральные нормы не закреплены в специальных актах, а содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение.

Правовые нормы содержатся в официальных, государственных нормативных актах (законах, указах, постановлениях)

  1.  По степени детализации: требование норм морали носят достаточно расплывчатый характер, представляя собой, общие правила поведения (будь честным, добрым, справедливым). Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание.
  2.  По способу охраны от нарушений: осуществление требований морали не нуждается в государственно – властном    принуждении, их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека и (или) средствами общественного мнения. За нарушение правовых норм предусмотрена юридическая ответственность.

Тема: Признаки права.

Признаки права:

  1.  Общеобязательность – право является единственной системой общеобязательных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Другие социальные нормы не являются общеобязательными для всех, например, религиозные предписания, обряды, ритуалы различны для лиц, исповедующих различные религии. Эстетические нормы приемлют лишь те, чьим вкусам они соответствуют; политические нормы применимы лишь для членов той или иной политической партии и так далее. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начало в общественную жизнь.
  2.  Формальная определенность – признак, указывающий на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы способны в отличии от других норм точно в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, препятствует распространению насилия и произвола, утверждает надежный и устойчивый порядок в обществе. Только лишь государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, постановлениях, указах), которые являются единственным источником правовых норм.
  3.  Обеспеченность исполнения юридической силой государства – этот признак свидетельствует о поддержке требований права государством. Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их соблюдения: компетентные государственные органы привлекают правонарушителей к юридической ответственности.
  4.  Многократность применения – юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью и их применение рассчитано на неограниченное количество случаев.
  5.  Справедливость содержания юридических норм – право призвано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе – в этом заключается его главное предназначение.


Правоотношение

равовая норма

Юридический факт

События

Действия

Правомерные

Неправомерные

г

и

п

о

т

е

з

а

с

а

н

к

ц

и

я

д

и

с

п

о

з

и

ц

и

я


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

947. Знакомство с программой Volkov Commander 63.5 KB
  Записать в тетрадь все команды и приглашение операционной системы, на которое вводилась каждая команда. Используя программу vc, зарисуйте структуру диска F:. Создайте в корневом каталоге диска E: новый файл с именем new.txt.
948. Знакомство с программными возможностями Volkov Commander 122.5 KB
  Сервисный пакет Volkov Commander обеспечивает в простой и наглядной форме выполнение наиболее употребительных операций при работе с файлами пользователя. Вызов операций, перечисленных в информационной строке экрана, осуществляется нажатием функциональных клавиш с соответствующими номерами.
949. Операционная система Windows XP 67.5 KB
  Запуск задачи в системе, принципы организации многозадачной работы в системе, вход в систему и выход из нее, изменение размеров и положение окон на экране, перемещение и переупорядочивание значков, использование меню, выполнение типичных действий с помощью меню.
950. Основы работы в операционной системе Windows XP 73 KB
  Работа с файловой структурой в программе Проводник. Исследование методов запуска программы Проводник. Поиск файлов. Создание ярлыков.
951. Привод ленточного конвейера 270.5 KB
  Нахождение мощности на приводном валу. Определение возможной частоты вращения вала электродвигателя. Выбор типа и схема установки подшипников. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости. Выбор смазочных материалов и системы смазывания. Расчет на сопротивление усталости.
952. Разработка типовой конфигурации для рекрутинговых агентств в системе 1С: Предприятие 8 441 KB
  Краткая характеристика предприятия. Аппаратное и программное обеспечение места прохождения практики. Описание этапов разработки программного продукта. Описание пользовательского интерфейса. Обоснование выбора средств разработки программного продукта.
953. Расчет соединений деталей 236 KB
  Кинематический расчет привода. Проверочный расчет валов на прочность. Определение частоты вращения вала электродвигателя. Проверка прочности шпоночного соединения. Эквивалентные нагрузки на подшипник с учетом переменности режима работы. Эквивалентные нагрузки на подшипник с учетом переменности режима работы.
954. Основы экономической теории 541 KB
  Предмет и метод экономической теории. Общие проблемы экономического развития и основные экономические системы. Рынок, его сущность и функции. Правовые предпосылки рыночного хозяйства. Эластичность спроса и предложения. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.
955. Статистический анализ рынка труда 554.5 KB
  Пoнятиe,структурa,знaчeниe рынкa трудa, eгo виды. Спрoс и прeдлoжeниe нa рoссийскoм рынкe трудa. Урoвeнь сбaлaнсирoвaннoсти спрoсa и прeдлoжeния нa рынкe трудa. Стaтистичeский aнaлиз пoкaзaтeлeй oплaты трудa и зaнятoсти. Стaтистичeский aнaлиз oплaты трудa.