58153

Место неметаллических элементов в периодической системе. Особенности строения атомов. Физические и химические свойства элементов - неметаллов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Место неметаллических элементов в периодической системе. Физические и химические свойства элементов неметаллов. По электронному строению внешнего энергетического уровня атомов большинство неметаллических элементов являются рэлементами...

Русский

2014-04-22

41 KB

3 чел.

Урок 3. Место неметаллических элементов в периодической системе. Особенности строения атомов. Физические и химические свойства элементов - неметаллов.

Металлические  элементы  в  периодической  системе  Менделеева, особенности строения  атомов 

Неметаллические  элементы  размещены в  главных подгруппах  3-7 групп  периодической  системы, занимают  правую  часть  ее длинного варианта.

По электронному строению  внешнего энергетического уровня атомов большинство неметаллических элементов являются р-элементами, а Водород и Гелий — s-элементами.

Атомы неметаллических элементов на внешнем энергетическом уровне имеют, как правило, от 4 до 8 электронов. Почти все они могут присоединять определенное количество электронов и превращаться в негативно заряженные ионы — анионы.  В результате на внешнем энергетическом уровне новой частицы (аниона) пребывает 8 электронов, т.е. электронный октет.

Т. е., фактически, атомы неметаллов могут быть окислителями, и в реакциях с металлами восстанавливаться за счёт их электронов.

Пример превращения атома Серы в сульфид-ион:

Анионы неметаллов вместе с катионами металлических элементов входят в состав бинарных соединений – оксидов (например таких как MgO, CaO, CrO3) солей (ZnCI2, FeSO4 , CaCO3 ) некоторых других соединений.

В молекулах многих веществ содержатся атомы неметаллических элементов, соединённые ковалентными связями. Атомы неметаллов участвуют в образовании ковалентных полярных и ковалентных неполярных связей.

Если участки перекрывания орбиталей  равноудалены от ядер атомов – связь ковалентная неполярная.

Если участки перекрывания орбиталей по-разному удалены от ядер атомов – связь ковалентная полярная.  

Величину, которая характеризует способность атома притягивать электроны, называют электроотрицательностью.

Сопоставляя её значения для разных элементов можно выяснить, смещается ли электронная пара, а если смещается, то в сторону какого атома.

Способность атомов неметаллических элементов присоединять электроны либо смещать их в свою сторону возрастает в периоде слева направо, а в группе – снизу вверх. Потому самый типичный неметаллический элемент расположен в правом верхнем углу – это Фтор.

 Валентность. Значение валентности химического элемента определяется количеством общих электронных пар, которые образует атом с другими атомами.

Степень окисления. Степень окисления – это условный целочисленный заряд атома в веществе. При определении степени окисления в веществе пользуются правилом электронейтральности: сумма степеней окисления всех атомов в веществе равна нулю.

Значение степени окисления элемента в веществе часто совпадает со значением его валентности.

Строение атома неметаллов. Часть неметаллов имеет атомное строение. Из отдельных атомов состоят инертные газы – гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. В графите, алмазе, силиции, боре, красном фосфоре все атомы соединены друг с другом. Остальная часть неметаллов – молекулярные вещества, которые состоят из двухатомных молекул. Атомы в неметаллах соединены ковалентными связями.

Аллотропия – свойство элемента образовывать два или более разных по строению свойствам простых вещества. Простые вещества элемента могут отличаться по строению, количеству атомов в молекулах, способу их соединения. Это влияет на физические свойства веществ, а часто и на их активность в химических реакциях.  Это состоящие из углерода уголь, графит, алмаз, состоящие из атомов кислорода молекула кислорода и молекула озона. И т.д.

  1.  Физические  свойства. 

Неметаллы отличаются  один от другого по  физическим свойствам в большей степени, чем металлы. Для них характерны  невысокие температуры плавления и кипения. Простые вещества инертных элементов, азот, кислород, озон, водород, фтор и хлор, при обычных условиях являются газами, бром — жидкостью, а другие находятся в твердом состоянии. Почти все неметаллы не проводят электрический ток, не растворяются или слабо растворяются в воде.

  1.  Химические свойства. 

Неметаллы имеют много общих химических свойств. Они взаимодействуют с металлами, между собой, а самые активные реагируют ещё и с водой, некоторыми кислотами, щелочами, другими соединениями.

  1.  Распространение  в  природе. 

На нашей планете неметаллические элементы более распространены, чем металлические
Атмосфера состоит преимущественно из азота и кислорода. В воздухе есть примеси инертных газов, воды, углекислого газа, некоторых других соединений неметаллических элементов. Основное вещество гидросферы — вода. В ней растворенные газы, которые входят в состав воздуха, а также соли хлоридной, карбонатной, сульфатной кислот.

В литосфере содержится почти 90 химических элементов, однако и в ней наиболее  распространены  неметаллы. Они  образуют основную  массу  минералов.
В живых организмах преобладают  органические  вещества  и  вода, но и они  есть  производные неметаллов.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59427. Українські вечорниці “Пісенне село” 1.78 MB
  Святково прибрана світлиця. В кутку — макет сільської хати з соломяною стріхою, пліт, лавочка, на якій сидить бабуся, виготовлені мальви, соняшники, на плоті висять глечики.
59428. Нашому роду – нема переводу 45.5 KB
  Сумна, трагічна історія нашої землі, нашої України. Скільки разів топтали нашу землю чоботи чужинців, скільки разів червоніла вона від крові і промокала від сліз! Україна! Європейські правителі мали за честь одружуватися з українками.
59429. Cценарій. Вечорниці 40 KB
  1ша жінка: Ні таки що не кажіть а світ перемінився. Куди то все поділося Похитавши головою сумно наспівує 2га жінка: То ж і я кажу а співали як ми молодими. Пісня Шли корови з темної діброви Котрась із жінок перериваючи пісню говорить 3тя жінка...
59430. Небезпека від вогню 56 KB
  А загадки мої такі: Хто я такий Де я ховаюся Як мене перемогти Діти як видумаєте хто такий злий В Це злий Вогонь. І як я сама не здогадалась що це злий Вогонь. Друга загадка де він ховається Сірники загапальнички новорічні хлопавки свічки бенгальський вогонь вогонь у печі...
59431. Cценарій: Живи, книжко! 74 KB
  Тиждень книжки зазвучало Серед міста як сигнал. 4й учень: За той тиждень розмаїті Полюбились так книжки Що кладуть донині діти На ніч їх під подушки. Палітурки як ганчірки Ті книжки ридають гірко. Дівчинка: Бився Олесь з хлопчаками Він розмахував книжками...
59432. Правила дорожнього руху: вивчай, знай, виконуй! 30.5 KB
  Ознайомити учнів з правилами переходу дороги за несприятливих умов. Оголошення теми заняття €œПравила дорожнього руху: вивчай знай виконуй€. План заняття Правила дорожнього руху.
59433. Літературно-мистецьке свято за творчістю І.Франка «Тричі являлася мені любов» 61 KB
  Франко працюючи репетитором у сина сільського священика Михайла Рошкевича знайомиться з його донькою Ольгою. Франко залучає Ольгу до літературної діяльності. Врештірешт Франко прохає Ольгу стати її нареченою.
59434. Cценарій. Барвиста писанка 45.5 KB
  Матеріали: Таблиці та кольорові фотографії писанок Таблиці символіки Кольорові фотографії писанок регіонів України Натуральні писанки Мотивація навчальної діяльності. Діти повинні знати звичаї та обряди українського народу...
59435. Рекомендації щодо проведення свята до Дня Матері 30.5 KB
  З першої миті життя схиляються над нами обличчя матерів. Матері Все життя дивляться вони нам услід бажають добра і щастя. Тож друже мій схилімо голови перед величчю матері перед її світлим образом.