58153

Место неметаллических элементов в периодической системе. Особенности строения атомов. Физические и химические свойства элементов - неметаллов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Место неметаллических элементов в периодической системе. Физические и химические свойства элементов неметаллов. По электронному строению внешнего энергетического уровня атомов большинство неметаллических элементов являются рэлементами...

Русский

2014-04-22

41 KB

3 чел.

Урок 3. Место неметаллических элементов в периодической системе. Особенности строения атомов. Физические и химические свойства элементов - неметаллов.

Металлические  элементы  в  периодической  системе  Менделеева, особенности строения  атомов 

Неметаллические  элементы  размещены в  главных подгруппах  3-7 групп  периодической  системы, занимают  правую  часть  ее длинного варианта.

По электронному строению  внешнего энергетического уровня атомов большинство неметаллических элементов являются р-элементами, а Водород и Гелий — s-элементами.

Атомы неметаллических элементов на внешнем энергетическом уровне имеют, как правило, от 4 до 8 электронов. Почти все они могут присоединять определенное количество электронов и превращаться в негативно заряженные ионы — анионы.  В результате на внешнем энергетическом уровне новой частицы (аниона) пребывает 8 электронов, т.е. электронный октет.

Т. е., фактически, атомы неметаллов могут быть окислителями, и в реакциях с металлами восстанавливаться за счёт их электронов.

Пример превращения атома Серы в сульфид-ион:

Анионы неметаллов вместе с катионами металлических элементов входят в состав бинарных соединений – оксидов (например таких как MgO, CaO, CrO3) солей (ZnCI2, FeSO4 , CaCO3 ) некоторых других соединений.

В молекулах многих веществ содержатся атомы неметаллических элементов, соединённые ковалентными связями. Атомы неметаллов участвуют в образовании ковалентных полярных и ковалентных неполярных связей.

Если участки перекрывания орбиталей  равноудалены от ядер атомов – связь ковалентная неполярная.

Если участки перекрывания орбиталей по-разному удалены от ядер атомов – связь ковалентная полярная.  

Величину, которая характеризует способность атома притягивать электроны, называют электроотрицательностью.

Сопоставляя её значения для разных элементов можно выяснить, смещается ли электронная пара, а если смещается, то в сторону какого атома.

Способность атомов неметаллических элементов присоединять электроны либо смещать их в свою сторону возрастает в периоде слева направо, а в группе – снизу вверх. Потому самый типичный неметаллический элемент расположен в правом верхнем углу – это Фтор.

 Валентность. Значение валентности химического элемента определяется количеством общих электронных пар, которые образует атом с другими атомами.

Степень окисления. Степень окисления – это условный целочисленный заряд атома в веществе. При определении степени окисления в веществе пользуются правилом электронейтральности: сумма степеней окисления всех атомов в веществе равна нулю.

Значение степени окисления элемента в веществе часто совпадает со значением его валентности.

Строение атома неметаллов. Часть неметаллов имеет атомное строение. Из отдельных атомов состоят инертные газы – гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. В графите, алмазе, силиции, боре, красном фосфоре все атомы соединены друг с другом. Остальная часть неметаллов – молекулярные вещества, которые состоят из двухатомных молекул. Атомы в неметаллах соединены ковалентными связями.

Аллотропия – свойство элемента образовывать два или более разных по строению свойствам простых вещества. Простые вещества элемента могут отличаться по строению, количеству атомов в молекулах, способу их соединения. Это влияет на физические свойства веществ, а часто и на их активность в химических реакциях.  Это состоящие из углерода уголь, графит, алмаз, состоящие из атомов кислорода молекула кислорода и молекула озона. И т.д.

  1.  Физические  свойства. 

Неметаллы отличаются  один от другого по  физическим свойствам в большей степени, чем металлы. Для них характерны  невысокие температуры плавления и кипения. Простые вещества инертных элементов, азот, кислород, озон, водород, фтор и хлор, при обычных условиях являются газами, бром — жидкостью, а другие находятся в твердом состоянии. Почти все неметаллы не проводят электрический ток, не растворяются или слабо растворяются в воде.

  1.  Химические свойства. 

Неметаллы имеют много общих химических свойств. Они взаимодействуют с металлами, между собой, а самые активные реагируют ещё и с водой, некоторыми кислотами, щелочами, другими соединениями.

  1.  Распространение  в  природе. 

На нашей планете неметаллические элементы более распространены, чем металлические
Атмосфера состоит преимущественно из азота и кислорода. В воздухе есть примеси инертных газов, воды, углекислого газа, некоторых других соединений неметаллических элементов. Основное вещество гидросферы — вода. В ней растворенные газы, которые входят в состав воздуха, а также соли хлоридной, карбонатной, сульфатной кислот.

В литосфере содержится почти 90 химических элементов, однако и в ней наиболее  распространены  неметаллы. Они  образуют основную  массу  минералов.
В живых организмах преобладают  органические  вещества  и  вода, но и они  есть  производные неметаллов.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75966. Шоковая терапия и ее исторические последствия 53 KB
  Шоковая терапия - пропагандистское (газетное) название, с легкой руки некоторых публицистов приклеившееся к политике, которую начало проводить, придя к власти, реформаторское правительство Ельцина-Гайдара – политике стабилизации экономики. (попытка России перейти к Рыночной Экономике)
75967. Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена 15.84 KB
  Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...
75968. Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок 17.05 KB
  Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок Направления византийского влияния: Византия помогала Руси стать православным государством. Принятие на Руси христианства резко усилило влияние византийской культуры. Крещение Руси по православному обряду ввело киевского князя в круг европейских монархов и позволило использовать типичный для Средневековья способ закрепления дип. Крещение Руси также дало нам славянскую азбуку и приобщило к европейской культурной традиции.
75969. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика 18.4 KB
  Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия
75970. И.А. Ильин о сущности русской идеи 16.89 KB
  В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская...
75971. СВЯТО ПОХІДНОЇ 94.5 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити і систематизувати знання учнів 11-го класу по темі «Похідна та її застосування», формувати навички практичного застосування отриманих знань; розвивальна: розвивати знання учнів про похідну, формувати навички контролю....
75972. СВЯТО ПОКРОВИ 517 KB
  Мета: ознайомити учнів зі святом Покрови, пробуджувати пізнавальні інтереси до історії української культури; сприяти примноженню родинних і національних традицій. Виховувати любов та пошану до традицій українського народу.
75973. Інтегрований урок в 3 класі «Поле чудес» 57.5 KB
  Формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, звязно висловлюватися в контексті змісту; здоровязбережувальної...
75974. Ескіз розпису косовської кераміки 312 KB
  Мета уроку: розвивати вміння дітей складати декоративну композицію для розпису косовської кераміки. Матеріали до уроку: керамічні вироби косовських майстрів: вази глечики свічники миски кашпо; навчальні таблиці з зображенням виробів з Косова...