58160

Соседи восточных славян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Эти народы жили в трудных природно-климатических условиях. Поэтому вместе с земледелием они занимались скотоводством, собирательством, охотой, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках.

Русский

2014-04-22

33.5 KB

34 чел.

УРОК №3.

Тема: Соседи восточных славян.

План.

1.Жители лесной полосы Восточной Европы:

а) финно-угорские племена

б) прибалтийские племена

в) ираноязычные скифо-сарматские племена

2. Тюркский и Аварский каганат. Хазарское царство.

3. Волжская Булгария. Византийская империя

                                                 Соседи восточных славян

                                                              

                                                               Весь, чудь

                               Сумь, емь, водь       карелы          меря

     Эсты, латгалы                       с-з                с            с-в

     Ливы, курши, пруссы                                                              мурома

      Жемайты, аукшайты                                                          мордва

                                          з              восточные славяне        в    марийцы, Волжская Булгария

                                                     ю-з              ю             ю-в   Хазарское царство

                                         

                                            Византийская империя

1. До заселения лесной части (северной) Восточной Европы она была заселена другими племенами – финно-угорскими. 

- финно-угорские племена. (Весь, чудь, сумь, емь, водь, карелы, меря,  мурома,  мордва марийцы)

На северо-западе жили балты.

- прибалтийские племена. (Эсты,  латгалы, ливы, курши, пруссы, жемайты, аукшайты)             

                                                                                                                              

Эти народы жили в трудных природно-климатических условиях. Поэтому вместе с земледелием они занимались скотоводством, собирательством, охотой, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках. Неподалеку строили городища – укрепленные территории, защищенные земляными валами. В случае опасности в них укрывались и спасали запасы урожая и скот.

Славяне занимали эти территории мирно, без завоеваний. Они расселялись на свободных землях, очищая их от леса, «просачиваясь» между племенами финно-угров и балтов. Между ними устанавливались добрососедские отношения и взаимообмен: славяне учили своих соседей более передовым приемам земледелия, ремеслам, коренные жители учили славян выживанию в более суровых условиях. Постепенно происходило смешение народов.

  •  См. с.19. Как называется такой процесс освоения новых земель? (колонизация)

На юге – в бассейне реки Южный Буг и Днепр жили потомки скифо-сорматских племен (ираноязычных).

Все эти племена находились со славянами приблизительно на равном уровне развития хозяйства и общества.\

2.

Кроме этих народов, славяне, продвигаясь на восток, столкнулись с представителями иных племен, которые находились на более высокой стадии развития – они уже имели государство и религию единобожия. С Волги до Азии В VI веке простирался могущественный Тюркский каганат. Глава государства звался каган (хан над ханами), он подчинил себе более мелких вождей племен – ханов. Но затем, в VII веке  Тюркский каганат распался.

Другим могущественнейшим государством в VIVШ веках был Аварский каганат, созданный племенем аваров – кочевников скотоводов. Эти племена вторглись из Центральной Азии, а государство создали на территории современной Венгрии. В п.п VII в. авары потерпели сокрушительное поражение от Византии, а в конце VIII в. были окончательно разгромлены войсками Карла Великого в союзе со славянскими племенами.

С VII века в Нижнем Поволжье создали своё государство тюркоязычные хазары- Хазарское царство, включив в состав своего государства земли вплоть до Днепра, получая дань с покоренных племен. Они уже жили в городах, столицей был город Итиль. В VIII веке они приняли иудаизм – (религия единобожия, возникшая среди еврейских племен, в основе культ бога Яхве, священная книга - Тора).

Хазары контролировали торговлю по Волге, собирали дань со многих народов, в том числе и со славянских племен – полян.

3.

Соперником Хазарии стало мощное государство, простиравшееся от Кубани до Днепра – Булгария. В результате поражения часть булгарских племен ушла на Дунай, где создали государство – Болгарию. Впоследствии булгары слились с местными племенами южных славян, так появились болгары. Другая часть ушла северо-восточнее, на Волгу и Каму, подчинив себе коренные племена башкир, возникло государство – Волжская Булгария. От кочевого скотоводства они перешли к оседлому скотоводству и земледелию. В X веке булгары приняли ислам.

Но, пожалуй, самым мощным государством в культурном и экономическом отношении была Византийская империя.

  •  Что вы знаете о Византии. (Это могущественная империя, возникла в концеIV века, в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную, столица- город Константинополь, среди восточных славян чаще именовался как Царьград. Население исповедовало православие.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31828. Реалии Третьего рейха и проблема их перевода 1.1 MB
  Вот некоторые из подобных явлений: Слово о воздушной войне речь рейхсминистра Геббельса Ein Wort zum Luftkrieg von Reichsminister Doktor Goebbelsâ N № 210 Вера и красота женская фашистская организация Glube und Schönheit N № 21 офицеры вермахта офицерыэсэсовцы Offiziere der Wehrmcht SSOffiziereâ R № 59 Германия и песнь о Хорсте Весселе ds Deutschlnd und ds HorstWesselLied R № 214 назначенный на 1 апреля 1933 года бойкот врачебной практики...
31829. ИМЯ, ЧИСЛО, МИФ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 182.34 KB
  Триединство имени-числа-мифа, возможно, является инструментом для осознанной интерпретации потока реальности, которая необходима как связующий бытие и сознание элемент, но также как специфический «фильтр» воспринимающего субъекта.
31830. Рассчитаны основные элементы схемы, разработана печатная плата и конструкция универсального модуля 877 KB
  1 Выбор типа печатной платы.2 Выбор материала печатной платы.3 Выбор метода изготовления печатной платы.6 Расчет размеров печатной платы15 2.
31831. Нетрадиционные формы урока 178 KB
  Специфика урока иностранного языка. У урока иностранного языка особенная специфика которую учитель иностранного языка не может не учитывать. Именно преподавание организованное на основе заданий коммуникативного характера обучение иноязычной коммуникации используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка. Интернет на уроках иностранного языка.
31834. Участок по централизованному ремонту детали класса “корпусные” 1.65 MB
  На первом этапе технологического процесса восстановления детали класса “корпусные” поступают на рабочие места для контроля на наличие скрытых дефектов и дефектов другого характера. Далее деталь поступает на участок слесарно-механической обработки с учетом технологического маршрута со склада деталей ожидающих ремонта. Участок предназначен для восстановления деталей слесарно-механической обработкой, а также для изготовления дополнительных ремонтных деталей
31835. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ООО «ЕВРОДОР» 838 KB
  Возрастающая непредсказуемость рынка требует от предприятия нахождения адекватных способов реагирования обеспечивающих в перспективе сохранение или повышение эффективности его деятельности конкурентоспособности устойчивости развития и т. Перед предприятиями данной отрасли возник комплекс проблем стратегического характера: обеспечение выживаемости выбор и реализация конкурентных и интеграционных стратегий развития в новых экономических условиях реформирование моделей организации управления и др. Цель дипломной работы разработка...