58166

Формы государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента...

Русский

2014-05-26

51.5 KB

0 чел.

      Тема: Формы государства

Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента:

1.Форму правления

2.Форму государственного устройства

3.Политический режим 

Форма правления - характеризует организацию государственной власти,

систему высших государственных  органов,

а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия - означает, что в стране правит один человек или в стране имеется персональное единовластие.

  Признаки монархии:

1)Существование единоличного главы государства выступающего во внутренней и внешней политики в качестве главы.

2)Власть монарха является нераздельной  - высшей, суверенной (независимой) и священной.

3)Бессрочное пожизненное правление монарха

4)Наследственный порядок, передача власти.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

                                                                              Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха никем не ограничена при отсутствии представительных учреждений народа.

Монархия издает законы, назначает высших чиновников, контролирует сбор налогов и расходует по своему усмотрению, сосредотачивает в своих руках карательные функции.

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов еще слаб  взять всю власть в свои руки.

Признаки дуалистической монархии:

1)Наличие двухпалатной структуры парламента, при которой нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя назначается монархом.

2)Правительство подчинено монарху, по своему усмотрению назначающего и отстраняющего членов правительства.

3)Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия – ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительной сферах, не взирая на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров. Правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх является фигурой символичной. Он царствует, но не правит (Бельгия, Швеция, Испания).

Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам при одновременном существовании муниципального самоуправления и независимого правосудия

Признаки республики:

1)Коллективное правление, осуществляемое системой государственных органов.

2)Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3)В формировании власти участвует народ при использовании различных избирательных систем.  

4)Представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок.

5)Высшие должностные лица несут ответственность перед избравшим их органом или народом.

Все республики делятся на парламентские и президентские.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо – президент.

Признаки:

1.Верховенство власти парламента.

2.Правительство формируется ставленником партии победившей на парламентских выборах.  

3.Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность

4.Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуются поддержкой большинства парламентариев

5.Парламент может выразить вотум недоверия  правительству в целом или одному из его членов. После чего правительство обязано уйти в отставку.

Парламентские республики существуют (Италия, Германия, Турция)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий   главы государства и главы правительства.

Признаки:

1)Президент избирается не парламентом, а в результате референдума

2)Президент назначает правительство (его членов), несущий перед ним ответственность

3)Президент обладает правом вето на законы, принимаемые парламентом.

4)Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны (США, Мексика, Румыния, Сирия, Россия)

Республиканская форма, носящая смешанный характер – Франция, где сильная является президентская власть и власть парламента.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, характеризующий определенный порядок во взаимоотношениях центральной региональной и местной властей.

По форме правления государственного устройства все государства делятся на унитарные ( простые) и федеративные( сложные) .

Признаки унитарного гос-ва:

1)Единая структура государственного аппарата  на территории всей страны, распространяющая свою юрисдикцию в равной степени на все территориальные единицы.

2)Равенство административно – территориальных единиц по отношению к центральным органам

3)Единое гражданство

4)Единая конституция на базе, которой создается единая правовая система  

5)Общая для всех административно – территориальных единиц налоговая и кредитная политика

6)Составные части унитарного государства  не обладают суверенитетом, то есть не являются государственными образованиями

Унитарное государство может быть многонациональным (Афганистан, Пакистан и Китай) и однонациональным (Япония, Египет)

Федерация-это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство.  

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления. Однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого государственного образования – члена федерации (республик, штатов, земель)

Признаки федерации:

1)Территория федерации состоит из территории ее субъектов

2)Верховная законодательная власть, исполнительная и судебная власть принадлежат  федеральным государственным органам.

3)Компетенция между субъектами федерации   и самой федерацией разграничиваются союзной конституцией

4)Субъекты федерации имеет свои конституции, свои высшие

законодательные, исполнительные и судебные органы

5)Высшей законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру ( имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата представляющая интересы населения всей страны)

Виды федераций:

а) Территориальная:

1) Государственное образование, составляющее данный вид федерации не являются суверенным образованиями

2) Субъекты лишены конституции права прямого представительства в международных отношениях

3) Установлен запрет одностороннего выхода из союза

4) Управление вооруженными силами осуществляется  федеральными органами( ФРГ, Бразилия, США, Аргентина)

б) Национальное:

1)Субъекты –  национально- государственные  образования

2)Субъекты федерации объединяют по принципу  добровольности

3)Гарантированность суверенитета в больших и малых наций

4)Формирование высших государственных органов в определенный части из представителей субъектов федераций

5)Утверждение   право наций на самоопределение (Индия, Россия)

 

 

  

Конфедерация – это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Этот союз немеждународно – правовой, а именно государственный, в котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенно – государственной деятельности (обороны страны, внешняя торговля, таможенное дело). Входят страны Евросоюза.

Признаки конфедерации:

  1.  Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенной цели.
  2.  Конфедерация – нестабильное, как правило, временное образование.
  3.  Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территории государств – членов конфедерации)
  4.  Отсутствие единого гражданства
  5.  Право свободного выхода субъектов из конфедерации.
  6.  Бюджетная конфедерация состоит из добровольных взносов ее членов.
  7.  Предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мир, международной политики)
  8.  Армия состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации.