58169

Письмо. История письма

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.

Русский

2014-05-26

41 KB

11 чел.

Письмо

Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.

До появления начертательного письма, т.е. письма, использующего графические знаки (картинки, значки, буквы, цифры), люди передавали сообщение с помощью различных предметов, т.е. пользовались символической и условной сигнализацией. Предметная символика – это предыстория письма.

Широко известно предметное письмо, где каждый предмет что-либо обозначал: стрела – поражать, птица – летать, уголь – мрачность.

Так, в начале XX века миссионеры обнаружили у народа, проживающего на водоразделе рек Нила и Уэле, «письмо ньям-ньям». Когда племени грозило нападение, воины втыкали в землю на пути следования противника початок кукурузы, куриное перо и стрелу, что означало: «Если вы сорвете хоть один початок кукурузы, похитите хоть одну курицу, вы умрете от стрел».

Более высокая ступень – условная сигнализация, где вещи использовались лишь как условные знаки, что требует предварительной договоренности людей о значении предметов. Примером письма условными сигналами служит перуанское письмо древних инков – кипу (система шнуров из шерсти разного цвета с завязанными на них узлами. Простой узел обозначал 10, двойной – 100, тройной – 1000 и т.д.)

Сходным с «письмом» кипу является ирокезское «письмо» вампум. Это нити с нанизанными на них раковинами разного цвета и размера. Обычно такие нити соединялись вместе, образуя пояс вампум.

Кроме кипу и вампума как разновидностей письма условными сигналами, был распространен такой вид условного письма, как бирки с зарубками. У восточных славян они назывались «памятными дощечками», или «нóсами», т.к. люди всюду носили их с собой. Отсюда пошло выражение «зарубить  на носу», т.е. запомнить крепко.

Основные этапы истории начертательного письма

Традиционно выделяют 4 типа начертательного письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенное  (или буквенно-звуковое). Особенности каждого из этих типов определяются тем, какие элементы звукового языка – целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы – служили единицей письменного обозначения. Каждый тип представляет собой более высокую ступеньку в развитии письма. При этом отмечается, что каждый из указанных типов включает в себя элементы другого типа  и что не каждый народ должен был пройти все эти этапы развития письменности.

1. Пиктографическое письмо – первый исторический тип письма. Пиктографическое письмо (от лат. pictus – живописный,  писанный красками, греч. grapho - пишу) – это рисуночное, картинное письмо, при котором картинка или условное изображение служит для передачи содержания речи – жизненных ситуаций, событий и т.д., но не отражает языковых форм.

Знаки пиктографического письма называют пиктограммами. Некоторые пиктограммы читаются с трудом, особенно те, где выражаются отвлеченные понятия.

Типичный пример пиктограммы, приводимый в учебной литературе - «дневник эскимоса-охотника», который читается так: «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке к другим охотникам, заночевал». Эта пиктограмма представляет собой расположенные в ряд схематические рисунки: фигура человека, человек с палкой над головой, человек, шкура, человек, шкура, человек, человек, морж, человек, лодка с двумя фигурами, чум (жилище эскимосов).

Появление пиктографического письма связано с тем периодом, когда рисунки стали использоваться для передачи сообщений. Пиктограмма в отличие от рисунка получает условный характер и постоянное значение.

Пиктография сейчас не используется как основной вид письма, но мы встречаемся с ней на витринах магазинов, в рекламе, в дорожных знаках. Из-за возможности разных толкований и малой приспособленности к передаче абстрактных понятий пиктографическое письмо уступило место идеографическому.

2. Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие + grapho - пишу) – письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за  словом, но не его звучание. Графические знаки в этом виде письма передают сообщение дословно, передают они и порядок слов. Знаки идеографического письма называют идеограммами.

Идеограммы имеют устойчивое начертание и одинаковый для всех пишущих набор (состав).

Первая ступень развития идеографического письма – рисунчатая идеография, когда рисунок мог иметь два значения – прямое и более абстрактное переносное. Так, рисунок пчелы мог обозначать пчелу и трудолюбие, изображение ног – ноги и понятие «идти», рисунок глаза – глаз и зрение.

Идеографическое письмо в высшем своем этапе называют иероглифическим. Оно возникло впервые в Египте около IV в. до н.э. Более древняя, чем египетские иероглифы, еще одна разновидность идеографического письма – шумерское клинописное письмо (4-ое тысячелетие до н.э.), возникшее в Месопотамии и распространившееся по всей Передней Азии. Идеографическое письмо оказалось довольно устойчивым. Оно закрепилось в Китае, где существует уже более 3,5 тысяч лет. В современных словарях китайского языка насчитывается от 40 до 60 тысяч иероглифов, что делает китайское письмо сложным для усвоения.

3. Слоговое или силлабическое письмо – это такая разновидность письма, в которой каждый графический знак служит для передачи слога. Графические знаки слогового письма называют силлабемами (от греч. syllabē - слог). Оно возникло во III тысячелетии до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Чаще всего элементы слогового письма постепенно развивались внутри идеографического письма. На основе идеографии возникли следующие слоговые системы письма: шумерское, ассиро-вавилонское, кипрское и библосское письмо.

Особый путь развития у индийского слогового письма – брахми и кхароштхи. Видимо, эти виды письма возникли в результате вокализации консонантного письма. К числу слоговых принадлежит и эфиопское письмо, и японское письмо кана, и новоизобретенные системы письма некоторых индейских племен (чироки, ваи, кри).

Слоговое письмо, более удобное, чем идеографическое, все-таки имеет свои недостатки – большее количество силлабем (до 200), поэтому на смену ему пришло буквенное письмо.

4. Буквенно-звуковое письмо – это письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи. Графическими знаками этого письма являются буквы. В настоящее время это основной тип письма у большинства народов.

Древнейшая разновидность буквенно-звукового письма – консонантное письмо. Его появление относится ко второй  половине        II в. до н.э. В этом типе письма графическими знаками обозначались только согласные звуки. Гласные не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что затрудняло понимание.

Одним из древнейших в консонантно-звуковом типе является финикийское письмо (II в до н.э.). К этому типу относятся также древнееврейское, арамейское, иранское, сирийское, арабское и некоторые другие типы письма. Со временем в некоторых языках (еврейском, арабском) для обозначения гласных звуков стали использовать диакритические (различительные) знаки.

Вокализованно-звуковое письмо. В нем графическими знаками стали обозначать как гласные, так и согласные звуки. Оно возникло в начале I в до н.э. у древних греков. К IV в до н.э. у греков уже был алфавит, который состоял из 24 букв. Греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, а не справа налево, как семиты.

На греческой основе сложилось и латинское вокализованное письмо, и кириллица, а затем и русский алфавит.

К вокализованному относится также этрусское, армянское, грузинское, малоазийское и другие типы письма.

Простота в употреблении и тесная связь с фонетикой делает буквенно-звуковое письмо наиболее удобным видом письма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18884. Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов, Н.Н Ге, И.Н.Крамской, В.Д. Поленов 31.82 KB
  Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов Н.Н Ге И.Н.Крамской В.Д. Поленов. Центральной фигурой в живописи середины века был Александр Андреевич Иванов 1806–1858. Путь А. Иванова никогда не был легким за ним не летела крылатая слава. При жизни его талант цени...
18885. Рококо. Интерьер - как ансамбль 25.86 KB
  Рококо. Интерьер как ансамбль. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме. Рококо декоративный стиль в искусстве и архитектуре зародившийся во Франции в начале 18 в. достигло апогея при Людовике XV. и распространившийся по все...
18886. Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Е. Репин, Передвижники 25.74 KB
  Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов В.Г.Перов И.Е. Репин Передвижники. П.А.Федотов ― добрая ирония и красота предметного мира. Сватовство майора Вдовушка Анкор ещё анкор. В.Г.Перов ― острота социальной критики Крестный ход на Пасху Тройка Провод...
18887. Постимпрессионизм. В. Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн 23.7 KB
  Постимпрессионизм. В. Ван Гог П.Гоген П.Сезанн. Постимпрессионизм от лат. post после и импрессионизм условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX начала XX вв. Мастера постимпрессионизма многие из которых ранее примыкали к имп...
18888. Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I 27.9 KB
  Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I. Русский классицизм архитектурный стиль распространённый в России во второй половине 18 19вв. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разнос...
18889. Художественное объединение «Мир искусства» 28.78 KB
  Художественное объединение Мир искусства. Мир искусства русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890х гг. официально в 1900 в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный...
18890. Стиль Ампир. Величие и закат классицизма 22.13 KB
  Стиль Ампир. Величие и закат классицизма. Ампи́р от фр. empire империя стиль позднего высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века; сменил...
18891. Нелинейная архитектура 24.7 KB
  Нелинейная архитектура. Архитектура последнего десятилетия XX века ориентированная на новую сверхмощную компьютерную технологию продемонстрировала стремление к небывалому авангардистскому по сути прорыву в области формообразования на фоне которого переломы пост
18892. От «социалистического реализма» к « суровому стилю». Живопись советского периода 30х – 60х гг. XX века 28.82 KB
  От социалистического реализма к суровому стилю. Живопись советского периода 30х – 60х гг. XX века. В 30е годы Рабочий и колхозница Мухиной. В начале 30х годов произошел серьезный перелом. 1932 год – вышло постановление ЦКВКПБ о перестройке литературных художественных о