58169

Письмо. История письма

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.

Русский

2014-05-26

41 KB

18 чел.

Письмо

Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.

До появления начертательного письма, т.е. письма, использующего графические знаки (картинки, значки, буквы, цифры), люди передавали сообщение с помощью различных предметов, т.е. пользовались символической и условной сигнализацией. Предметная символика – это предыстория письма.

Широко известно предметное письмо, где каждый предмет что-либо обозначал: стрела – поражать, птица – летать, уголь – мрачность.

Так, в начале XX века миссионеры обнаружили у народа, проживающего на водоразделе рек Нила и Уэле, «письмо ньям-ньям». Когда племени грозило нападение, воины втыкали в землю на пути следования противника початок кукурузы, куриное перо и стрелу, что означало: «Если вы сорвете хоть один початок кукурузы, похитите хоть одну курицу, вы умрете от стрел».

Более высокая ступень – условная сигнализация, где вещи использовались лишь как условные знаки, что требует предварительной договоренности людей о значении предметов. Примером письма условными сигналами служит перуанское письмо древних инков – кипу (система шнуров из шерсти разного цвета с завязанными на них узлами. Простой узел обозначал 10, двойной – 100, тройной – 1000 и т.д.)

Сходным с «письмом» кипу является ирокезское «письмо» вампум. Это нити с нанизанными на них раковинами разного цвета и размера. Обычно такие нити соединялись вместе, образуя пояс вампум.

Кроме кипу и вампума как разновидностей письма условными сигналами, был распространен такой вид условного письма, как бирки с зарубками. У восточных славян они назывались «памятными дощечками», или «нóсами», т.к. люди всюду носили их с собой. Отсюда пошло выражение «зарубить  на носу», т.е. запомнить крепко.

Основные этапы истории начертательного письма

Традиционно выделяют 4 типа начертательного письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенное  (или буквенно-звуковое). Особенности каждого из этих типов определяются тем, какие элементы звукового языка – целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы – служили единицей письменного обозначения. Каждый тип представляет собой более высокую ступеньку в развитии письма. При этом отмечается, что каждый из указанных типов включает в себя элементы другого типа  и что не каждый народ должен был пройти все эти этапы развития письменности.

1. Пиктографическое письмо – первый исторический тип письма. Пиктографическое письмо (от лат. pictus – живописный,  писанный красками, греч. grapho - пишу) – это рисуночное, картинное письмо, при котором картинка или условное изображение служит для передачи содержания речи – жизненных ситуаций, событий и т.д., но не отражает языковых форм.

Знаки пиктографического письма называют пиктограммами. Некоторые пиктограммы читаются с трудом, особенно те, где выражаются отвлеченные понятия.

Типичный пример пиктограммы, приводимый в учебной литературе - «дневник эскимоса-охотника», который читается так: «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке к другим охотникам, заночевал». Эта пиктограмма представляет собой расположенные в ряд схематические рисунки: фигура человека, человек с палкой над головой, человек, шкура, человек, шкура, человек, человек, морж, человек, лодка с двумя фигурами, чум (жилище эскимосов).

Появление пиктографического письма связано с тем периодом, когда рисунки стали использоваться для передачи сообщений. Пиктограмма в отличие от рисунка получает условный характер и постоянное значение.

Пиктография сейчас не используется как основной вид письма, но мы встречаемся с ней на витринах магазинов, в рекламе, в дорожных знаках. Из-за возможности разных толкований и малой приспособленности к передаче абстрактных понятий пиктографическое письмо уступило место идеографическому.

2. Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие + grapho - пишу) – письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за  словом, но не его звучание. Графические знаки в этом виде письма передают сообщение дословно, передают они и порядок слов. Знаки идеографического письма называют идеограммами.

Идеограммы имеют устойчивое начертание и одинаковый для всех пишущих набор (состав).

Первая ступень развития идеографического письма – рисунчатая идеография, когда рисунок мог иметь два значения – прямое и более абстрактное переносное. Так, рисунок пчелы мог обозначать пчелу и трудолюбие, изображение ног – ноги и понятие «идти», рисунок глаза – глаз и зрение.

Идеографическое письмо в высшем своем этапе называют иероглифическим. Оно возникло впервые в Египте около IV в. до н.э. Более древняя, чем египетские иероглифы, еще одна разновидность идеографического письма – шумерское клинописное письмо (4-ое тысячелетие до н.э.), возникшее в Месопотамии и распространившееся по всей Передней Азии. Идеографическое письмо оказалось довольно устойчивым. Оно закрепилось в Китае, где существует уже более 3,5 тысяч лет. В современных словарях китайского языка насчитывается от 40 до 60 тысяч иероглифов, что делает китайское письмо сложным для усвоения.

3. Слоговое или силлабическое письмо – это такая разновидность письма, в которой каждый графический знак служит для передачи слога. Графические знаки слогового письма называют силлабемами (от греч. syllabē - слог). Оно возникло во III тысячелетии до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Чаще всего элементы слогового письма постепенно развивались внутри идеографического письма. На основе идеографии возникли следующие слоговые системы письма: шумерское, ассиро-вавилонское, кипрское и библосское письмо.

Особый путь развития у индийского слогового письма – брахми и кхароштхи. Видимо, эти виды письма возникли в результате вокализации консонантного письма. К числу слоговых принадлежит и эфиопское письмо, и японское письмо кана, и новоизобретенные системы письма некоторых индейских племен (чироки, ваи, кри).

Слоговое письмо, более удобное, чем идеографическое, все-таки имеет свои недостатки – большее количество силлабем (до 200), поэтому на смену ему пришло буквенное письмо.

4. Буквенно-звуковое письмо – это письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи. Графическими знаками этого письма являются буквы. В настоящее время это основной тип письма у большинства народов.

Древнейшая разновидность буквенно-звукового письма – консонантное письмо. Его появление относится ко второй  половине        II в. до н.э. В этом типе письма графическими знаками обозначались только согласные звуки. Гласные не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что затрудняло понимание.

Одним из древнейших в консонантно-звуковом типе является финикийское письмо (II в до н.э.). К этому типу относятся также древнееврейское, арамейское, иранское, сирийское, арабское и некоторые другие типы письма. Со временем в некоторых языках (еврейском, арабском) для обозначения гласных звуков стали использовать диакритические (различительные) знаки.

Вокализованно-звуковое письмо. В нем графическими знаками стали обозначать как гласные, так и согласные звуки. Оно возникло в начале I в до н.э. у древних греков. К IV в до н.э. у греков уже был алфавит, который состоял из 24 букв. Греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, а не справа налево, как семиты.

На греческой основе сложилось и латинское вокализованное письмо, и кириллица, а затем и русский алфавит.

К вокализованному относится также этрусское, армянское, грузинское, малоазийское и другие типы письма.

Простота в употреблении и тесная связь с фонетикой делает буквенно-звуковое письмо наиболее удобным видом письма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81803. Глобальные научные революции, их социокультурные предпосылки 33.12 KB
  Так создание механической картины мира сопровождалось борьбой двух научно-исследовательских программ ньютоновской и картезианской. Сущностные основания регулярного воспроизводства такой фазы развития науки как революция следующие при этом каждое последующее основание вытекает из предыдущего..
81804. Первая научная революция и формирование научного типа рациональности 29.03 KB
  В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности получивший название научного. Научный тип рациональности радикально отличаясь от античного тем не менее воспроизвел правда в измененном виде два главных основания античной рациональности: вопервых принцип тождества мышления и бытия вовторых идеальный план работы мысли. Тип рациональности сложившийся в науке невозможно реконструировать не учитывая тех изменений которые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия.
81805. Смена типов научной рациональности 41.37 KB
  С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро фундаментальные допущения и частные теоретические модели которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о физической реальности то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии постоянного роста энтропии фундаментальные физические константы характеризующие основные свойства универсума: пространство...
81807. Главные характеристики современной, постнеклассической науки 33.24 KB
  В ходе развития науки в последней трети XX в. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. Вопервых принцип развития эволюции в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.
81808. Новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 33.72 KB
  Синергетика оказалась весьма продуктивной научной концепцией, предметом которой выступили процессы самоорганизации — спонтанного структурогенеза. Она включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса.
81809. Этические проблемы науки XXI века. Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика 29.07 KB
  Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые требуюшие своего неотлагательного решения и реакции общества. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.
81810. Этика науки и ответственность учёного. Нормы научной деятельности и расширение этоса науки 43.55 KB
  Нормы научной деятельности и расширение этоса науки. В процессе вершения науки этически оцениваемые объекты производят этически оцениваемые деяния и тогда деяния порождают этически оцениваемые отношения а объекты становятся субъектами этих отношений. Римскими цифрами обозначены классы отношений: I личные отношения ученых; II заочные отношения ученых внутри мира науки; III отношения между миром науки с одной стороны и человечеством и природой с другой.
81811. Сциентизм и антисциетизм. Наука и паранаука 34.61 KB
  Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Анти-фундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу научности. Следует отметить направление теории познания имеющее долгую историю в котором акцент делается на...