58179

Экономическая система общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формы собственности и их эволюция. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Социально экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. отношения собственности определяют социальную структуру...

Русский

2014-04-22

35 KB

1 чел.

Тема 2. Экономическая система общества.

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

3. Производительные силы и производственные отношения.

4. Собственность в экономической системе.

5. Формы собственности и их эволюция.

1. Понятие экономической системы.

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений.

В рамках экономической системы устанавливаются и поддерживаются определённые отношения между хозяйствующими субъектами. Это достигается с помощью множества институтов (рынок, государство, право, традиции и др.), которые обеспечивают организационное оформление хозяйственной деятельности людей, формируют организационную структуру экономической системы.

 

2. Типы экономических систем.

Выделяются традиционная, рыночная, командная и смешанная экономики.

Традиционная экономика базируется на обычаях и традициях, в которых воплощается многолетний опыт поведения людей в конкретных экономических ситуациях. Такая система представлена натуральным хозяйством, отличается консервативностью и недостаточной гибкостью.

В основе рыночной экономики лежит механизм рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Объём и структура производства, движение ресурсов приспосабливаются к изменяющемуся спросу. Этот процесс определяет поведение хозяйствующих субъектов. Такая система отличается динамизмом и способностью саморегуляции.

Командной экономикой управляет административный центр. Движение ресурсов и действия субъектов регулируются государством. Такая экономика основана на планах, приказах.  Командная экономика отличается отсутствием гибкости.

Смешанная экономика основана на интегрированном механизме координации, включающем и традиции, и рынок, и команду. В современных условиях ни один из данных типов координации сам по себе не обеспечивает эффективного и устойчивого функционирования экономики. Смешанная экономика представлена разнообразными моделями социально – ориентированного рыночного хозяйства.

3. Производственные силы и производственные отношения.

Значительную роль в развитии взглядов на экономику как систему сыграло учение Маркса о способе производства.

Способ производства – исторически определённый способ добывания людьми материальных благ, единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – выражают отношения человека к природе. Они включают в себя людей с их способностями и навыками к труду, средства производства, знания и т.п. Производительные силы развиваются. Переходят от одного качественного уровня к другому. Уровень развития производительных сил определяется степенью развития производительности труда, совершенствованием средств производства, использованием достижений науки.

Производительные отношения возникают между людьми в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

4. Собственность в экономической системе.

Собственность – это отношения людей по поводу вещей, по поводу присвоения экономических благ. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Субъекты (индивид, семья, коллектив, класс, общество в целом). Объекты (рабочая сила, услуги, информация и т.п.).

Социально – экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. Присвоение – означает включение субъектами благ в свою жизнедеятельность, приобретение благ и их полезных эффектов. Данный процесс реализуется в формах:

1) пользовании – отношении по поводу извлечения и потребления полезного эффекта блага;

2) владении – юридически  обеспеченная возможность господствовать над имуществом.

3) распоряжении – право определять судьбу имущества.

В результате отчуждения утрачиваются блага и их полезные эффекты.

Т.о. отношения собственности определяют социальную структуру общества, т.е. социальное положение человека, как правило, определяется тем, чем он владеет.

От отношения собственности зависит степень активности и инициативы хозяйствующих субъектов. Отношениями собственности объясняется восприимчивость предприятий к новым технологиям, достижениям науки и техники, новым формам организации производства.

5. Формы собственности и их эволюция.

В соответствии с субъектами принято выделять частную, коллективную и государственную формы собственности.

Частная форма собственности основана на чёткой фиксации принадлежности объекта собственности определённому лицу. Это лицо располагает всеми правами, необходимыми для использования объекта.

Коллективная собственность характеризуется закреплением объекта собственности за группой, коллективом.

Государственная собственность – является достоянием всего общества, но функции управления и распоряжения объектами собственности закреплены за государством.


Тема 2: «Экономическая система общества».

Цель учения:

1. Уметь характеризовать сущность и типы экономической системы общества.

2. Уметь определять понятия производственных сил и производственных отношений.

3. Уметь охарактеризовать понятия собственности  формы собственности.

4. Воспитывать культуру взаимоотношения в коллективе.

Цель преподавания:

1. Сформировать представление о сущности и типах экономической системы общества.

2. Раскрыть сущность понятий производственных сил и производственных отношений.

3. Объяснить сущность понятий собственности и формах собственности.

4. Сформировать условия для активной работы учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Проверка домашнего задания (20 мин.)

3.Вхождение в тему (5 мин.)

4.Реализация обучающей темы (40 мин.)

5.Закрепление нового материала (5 мин.)

6.Подведение итогов (5 мин.)

Д.з. Конспект,  Н.М. Зубко с.15 – 17, 55 – 57.

Вопрос: Какой тип экономической системы характерен для экономики РБ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.
67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозвязку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.