58179

Экономическая система общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формы собственности и их эволюция. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Социально экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. отношения собственности определяют социальную структуру...

Русский

2014-04-22

35 KB

1 чел.

Тема 2. Экономическая система общества.

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

3. Производительные силы и производственные отношения.

4. Собственность в экономической системе.

5. Формы собственности и их эволюция.

1. Понятие экономической системы.

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений.

В рамках экономической системы устанавливаются и поддерживаются определённые отношения между хозяйствующими субъектами. Это достигается с помощью множества институтов (рынок, государство, право, традиции и др.), которые обеспечивают организационное оформление хозяйственной деятельности людей, формируют организационную структуру экономической системы.

 

2. Типы экономических систем.

Выделяются традиционная, рыночная, командная и смешанная экономики.

Традиционная экономика базируется на обычаях и традициях, в которых воплощается многолетний опыт поведения людей в конкретных экономических ситуациях. Такая система представлена натуральным хозяйством, отличается консервативностью и недостаточной гибкостью.

В основе рыночной экономики лежит механизм рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Объём и структура производства, движение ресурсов приспосабливаются к изменяющемуся спросу. Этот процесс определяет поведение хозяйствующих субъектов. Такая система отличается динамизмом и способностью саморегуляции.

Командной экономикой управляет административный центр. Движение ресурсов и действия субъектов регулируются государством. Такая экономика основана на планах, приказах.  Командная экономика отличается отсутствием гибкости.

Смешанная экономика основана на интегрированном механизме координации, включающем и традиции, и рынок, и команду. В современных условиях ни один из данных типов координации сам по себе не обеспечивает эффективного и устойчивого функционирования экономики. Смешанная экономика представлена разнообразными моделями социально – ориентированного рыночного хозяйства.

3. Производственные силы и производственные отношения.

Значительную роль в развитии взглядов на экономику как систему сыграло учение Маркса о способе производства.

Способ производства – исторически определённый способ добывания людьми материальных благ, единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – выражают отношения человека к природе. Они включают в себя людей с их способностями и навыками к труду, средства производства, знания и т.п. Производительные силы развиваются. Переходят от одного качественного уровня к другому. Уровень развития производительных сил определяется степенью развития производительности труда, совершенствованием средств производства, использованием достижений науки.

Производительные отношения возникают между людьми в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

4. Собственность в экономической системе.

Собственность – это отношения людей по поводу вещей, по поводу присвоения экономических благ. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Субъекты (индивид, семья, коллектив, класс, общество в целом). Объекты (рабочая сила, услуги, информация и т.п.).

Социально – экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. Присвоение – означает включение субъектами благ в свою жизнедеятельность, приобретение благ и их полезных эффектов. Данный процесс реализуется в формах:

1) пользовании – отношении по поводу извлечения и потребления полезного эффекта блага;

2) владении – юридически  обеспеченная возможность господствовать над имуществом.

3) распоряжении – право определять судьбу имущества.

В результате отчуждения утрачиваются блага и их полезные эффекты.

Т.о. отношения собственности определяют социальную структуру общества, т.е. социальное положение человека, как правило, определяется тем, чем он владеет.

От отношения собственности зависит степень активности и инициативы хозяйствующих субъектов. Отношениями собственности объясняется восприимчивость предприятий к новым технологиям, достижениям науки и техники, новым формам организации производства.

5. Формы собственности и их эволюция.

В соответствии с субъектами принято выделять частную, коллективную и государственную формы собственности.

Частная форма собственности основана на чёткой фиксации принадлежности объекта собственности определённому лицу. Это лицо располагает всеми правами, необходимыми для использования объекта.

Коллективная собственность характеризуется закреплением объекта собственности за группой, коллективом.

Государственная собственность – является достоянием всего общества, но функции управления и распоряжения объектами собственности закреплены за государством.


Тема 2: «Экономическая система общества».

Цель учения:

1. Уметь характеризовать сущность и типы экономической системы общества.

2. Уметь определять понятия производственных сил и производственных отношений.

3. Уметь охарактеризовать понятия собственности  формы собственности.

4. Воспитывать культуру взаимоотношения в коллективе.

Цель преподавания:

1. Сформировать представление о сущности и типах экономической системы общества.

2. Раскрыть сущность понятий производственных сил и производственных отношений.

3. Объяснить сущность понятий собственности и формах собственности.

4. Сформировать условия для активной работы учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Проверка домашнего задания (20 мин.)

3.Вхождение в тему (5 мин.)

4.Реализация обучающей темы (40 мин.)

5.Закрепление нового материала (5 мин.)

6.Подведение итогов (5 мин.)

Д.з. Конспект,  Н.М. Зубко с.15 – 17, 55 – 57.

Вопрос: Какой тип экономической системы характерен для экономики РБ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61916. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ 122.13 KB
  Расходуются средства на оплату труда всем специалистам вовлеченным в этот процесс на лечение и реабилитацию пострадавшего. После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответствующий отдел здравоохранения. Порядок действий в случае если учащийся во время учебного процесса получил травму: а оказать первую медицинскую помощь; б доставить пострадавшего в лечебное учреждение; в немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения дежурному администратору и...
61917. Метод проектов на уроках иностранного языка 23.64 KB
  Как уже говорилось в основе проекта лежит какая-либо проблема. 4 Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; 5 Использование исследовательских методов: определение проблемы вытекающих из нее задач исследования...
61918. ВИКОРИСТАННЯ МЕТОДУ ПРОЕКТУ НА УРОКАХ ІСТОРІЇ ЯК ЗАСОБУ ФОРМУВАННЯ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ 32.61 KB
  При використанні методу проекту виникає ситуація коли для вчителя велику цінність становить не сам результат хоча й він важливий а ставлення учня до матеріалу бажання не тільки вивчити його довідатись щось нове але й здатність реалізувати себе в пізнавальній діяльності досягти бажаного.
61919. Заправочные супы 17.77 KB
  Образовательные задачи урока: Обеспечить в ходе урока закрепление классификации супов значение супов качественных требований общих правил при приготовлении заправочных супов.
61920. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе 39.37 KB
  Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...
61921. Методическое содержание урока иностранного языка 14.42 KB
  Особенность урока ИЯ заключается в том что он не самостоятельная единица учебного процесса а звено в цепи уроков. Основа для построения урока это совокупность научных положений определяющих его особенности структуру логику и приемы работы.
61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника