58179

Экономическая система общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формы собственности и их эволюция. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Социально экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. отношения собственности определяют социальную структуру...

Русский

2014-04-22

35 KB

1 чел.

Тема 2. Экономическая система общества.

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

3. Производительные силы и производственные отношения.

4. Собственность в экономической системе.

5. Формы собственности и их эволюция.

1. Понятие экономической системы.

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений.

В рамках экономической системы устанавливаются и поддерживаются определённые отношения между хозяйствующими субъектами. Это достигается с помощью множества институтов (рынок, государство, право, традиции и др.), которые обеспечивают организационное оформление хозяйственной деятельности людей, формируют организационную структуру экономической системы.

 

2. Типы экономических систем.

Выделяются традиционная, рыночная, командная и смешанная экономики.

Традиционная экономика базируется на обычаях и традициях, в которых воплощается многолетний опыт поведения людей в конкретных экономических ситуациях. Такая система представлена натуральным хозяйством, отличается консервативностью и недостаточной гибкостью.

В основе рыночной экономики лежит механизм рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Объём и структура производства, движение ресурсов приспосабливаются к изменяющемуся спросу. Этот процесс определяет поведение хозяйствующих субъектов. Такая система отличается динамизмом и способностью саморегуляции.

Командной экономикой управляет административный центр. Движение ресурсов и действия субъектов регулируются государством. Такая экономика основана на планах, приказах.  Командная экономика отличается отсутствием гибкости.

Смешанная экономика основана на интегрированном механизме координации, включающем и традиции, и рынок, и команду. В современных условиях ни один из данных типов координации сам по себе не обеспечивает эффективного и устойчивого функционирования экономики. Смешанная экономика представлена разнообразными моделями социально – ориентированного рыночного хозяйства.

3. Производственные силы и производственные отношения.

Значительную роль в развитии взглядов на экономику как систему сыграло учение Маркса о способе производства.

Способ производства – исторически определённый способ добывания людьми материальных благ, единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – выражают отношения человека к природе. Они включают в себя людей с их способностями и навыками к труду, средства производства, знания и т.п. Производительные силы развиваются. Переходят от одного качественного уровня к другому. Уровень развития производительных сил определяется степенью развития производительности труда, совершенствованием средств производства, использованием достижений науки.

Производительные отношения возникают между людьми в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

4. Собственность в экономической системе.

Собственность – это отношения людей по поводу вещей, по поводу присвоения экономических благ. Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. Субъекты (индивид, семья, коллектив, класс, общество в целом). Объекты (рабочая сила, услуги, информация и т.п.).

Социально – экономическое содержание собственности раскрывается на основе понятий присвоения и отчуждения. Присвоение – означает включение субъектами благ в свою жизнедеятельность, приобретение благ и их полезных эффектов. Данный процесс реализуется в формах:

1) пользовании – отношении по поводу извлечения и потребления полезного эффекта блага;

2) владении – юридически  обеспеченная возможность господствовать над имуществом.

3) распоряжении – право определять судьбу имущества.

В результате отчуждения утрачиваются блага и их полезные эффекты.

Т.о. отношения собственности определяют социальную структуру общества, т.е. социальное положение человека, как правило, определяется тем, чем он владеет.

От отношения собственности зависит степень активности и инициативы хозяйствующих субъектов. Отношениями собственности объясняется восприимчивость предприятий к новым технологиям, достижениям науки и техники, новым формам организации производства.

5. Формы собственности и их эволюция.

В соответствии с субъектами принято выделять частную, коллективную и государственную формы собственности.

Частная форма собственности основана на чёткой фиксации принадлежности объекта собственности определённому лицу. Это лицо располагает всеми правами, необходимыми для использования объекта.

Коллективная собственность характеризуется закреплением объекта собственности за группой, коллективом.

Государственная собственность – является достоянием всего общества, но функции управления и распоряжения объектами собственности закреплены за государством.


Тема 2: «Экономическая система общества».

Цель учения:

1. Уметь характеризовать сущность и типы экономической системы общества.

2. Уметь определять понятия производственных сил и производственных отношений.

3. Уметь охарактеризовать понятия собственности  формы собственности.

4. Воспитывать культуру взаимоотношения в коллективе.

Цель преподавания:

1. Сформировать представление о сущности и типах экономической системы общества.

2. Раскрыть сущность понятий производственных сил и производственных отношений.

3. Объяснить сущность понятий собственности и формах собственности.

4. Сформировать условия для активной работы учащихся.

Ход занятия.

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Проверка домашнего задания (20 мин.)

3.Вхождение в тему (5 мин.)

4.Реализация обучающей темы (40 мин.)

5.Закрепление нового материала (5 мин.)

6.Подведение итогов (5 мин.)

Д.з. Конспект,  Н.М. Зубко с.15 – 17, 55 – 57.

Вопрос: Какой тип экономической системы характерен для экономики РБ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54207. Задачі на знаходження суми і остачі 1.89 MB
  Скільки прапорців залишилось у дівчинки 2. Скільки горобців залишилось 3. Скільки пасажирів стало в автобусі 4. Скільки літрів молока залишилось в бідоні 5.
54208. Основные черты и признаки скотоводческих культур и их исторические судьбы 15.06 KB
  Скотоводство — доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока, говядины, кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы. Скотоводство практикуется во всём мире и играет важную роль в экономике многих стран.
54210. Упражнения и задачи на применение таблиц сложения и вычитания в пределах 10 1.52 MB
  Зима. Да дети к нам в гости пришла Зима. Скажите сколько букв в слове зима 1. 22=4 31=4 13=4 Зима нас решила провести по зимнему лесу.
54211. Математична гра-казка. Подорож Петрика пяточкіна по країны числяндії 248 KB
  Хід гри казки Учитель. Він пише учитель дістає листа з конверта підписаного за всіма правилами й адресованого учням 2А класу і зачитує: Любі другокласники Ви вже не новачки в школі. Учитель.
54212. Дослідження таблиці додавання. Різні прийоми додавання одноцифрових чисел. Закріплення додавання багатоцифрових чисел з переходом через розряд та складання і розвязування задач за схемами 78 KB
  Продовжувати роботу над дослідженням таблиці додавання. Ознайомлення з властивостями додавання числа 9 і до числа 9. Закріпити вміння додавати багатоцифрові числа з переходом через розряд. Вдосконалювати вміння складати і розв’язувати задачі до схеми; розв’язувати рівняння.
54213. Закріплення табличного множення і ділення 826.5 KB
  Множення і ділення виконує перевірку множення і ділення знаходить половину третину чверть іисла; розуміє залежність результату дії множення ділення від зміни ОДНОГО 3 компонентів високий достатній середній Завдання 11 Завдання 5 Завдання 3 2.і і Завдання 6 3. Рівняння і нерівності розвязує рівняння 3 одним невідомим; наводить приклад змінної яке...
54214. Нахождение неизвестного делителя. Задачи в два действия. Составление и решение выражений 45.5 KB
  Неизвестное число разделили на 6 и получили 5. Найдите неизвестное число. Неизвестное число уменьшили на 7 и получили 89. Чему равно неизвестное число Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили 7.