58187

Липиды. Состав и строение белков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи представляет первичную структуру белка. Она уникальна для любого белка и определяет его форму свойства и функции. Эта спираль вторичная структура белка.

Русский

2014-04-22

714 KB

1 чел.

Урок 5. Липиды. Состав и строение белков     1.3-1.4

1. Липиды

Липиды. (от греч. lipos — жир) — обширная группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде. Содержание липидов в разных клетках сильно варьирует: от 2—3 до 50—90% в клетках семян некоторых растений и жировой ткани животных.

Липиды присутствуют во всех без исключения клетках, выполняя специфические биологические функции.

Жиры — наиболее простые и широко распространенные липиды — играют важную роль как источник энергии. При полном расщеплении 1 г жира до конечных продуктов выделяется 38,9 кДж энергии. Жиры состоят из трех остатков высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина (рис. 4). При окислении они дают более чем в два раза больше энергии по сравнению с углеводами.

Жиры являются основной формой запасания энергии в клетке. У позвоночных животных примерно половина энергии, потребляемой клетками в состоянии покоя, образуется за счет окисления жиров.

Жиры могут использоваться также в качестве источника воды (при окислении 1 г жира образуется более 1 г воды). Это особенно ценно для арктических и пустынных животных, обитающих в условиях дефицита свободной воды.

Благодаря низкой теплопроводности липиды выполняют защитные функции, т. е. служат для теплоизоляции организмов. Например, у многих позвоночных животных хорошо выражен подкожный жировой слой, что позволяет им жить в условиях холодного климата, а у китообразных он играет еще и другую роль — способствует плавучести.

Липиды выполняют и строительную функцию, так как нерастворимость в воде делает их важнейшими компонентами клеточных мембран.

Многие гормоны (например, коры надпочечников, половые) являются производными липидов. Следовательно, липидам присуща регуляторная функция.

2. Состав и строение белков.

Среди органических веществ белки, или протеины, — самые многочисленные, наиболее разнообразные и имеющие первостепенное значение биополимеры. На их долю приходится 50—80% сухой массы клетки.

Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами. Белки отличаются друг от друга числом (от ста до нескольких тысяч), составом и последовательностью мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты (Рис. 5). Бесконечное разнообразие белков создается за счет различного сочетания всего 20 аминокислот. В состав аминокислот кроме углерода, кислорода, водорода и азота, может входить сера. Каждая аминокислота имеет свое название, особое строение и свойства. Их общую формулу можно представить в следующем виде:

Молекула аминокислоты состоит из двух одинаковых для всех аминокислот частей, одна из которых является аминогруппой (—NH2) с основными свойствами, другая — карбоксильной группой (—СООН) с кислотными свойствами. Часть молекулы, называемая радикалом (R), у разных аминокислот имеет различное строение. Наличие в одной молекуле аминокислоты основной и кислотной групп обусловливает их высокую реакционную способность. Через эти группы происходит соединение аминокислот при образовании белка. При этом возникает молекула воды, а освободившиеся электроны образуют пептидную связь. Поэтому белки называют полипептидами.

Молекулы белков могут иметь различные пространственные конфигурации, и в их строении различают четыре уровня структурной организации (рис. 6).

Последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи представляет первичную структуру белка. Она уникальна для любого белка и определяет его форму, свойства и функции.

Большинство белков имеют вид спирали в результате образования водородных связей между —СО- и —NH-rpynnaми разных аминокислотных остатков полипептидной цепи. Водородные связи малопрочные, но в комплексе они обеспечивают довольно прочную структуру. Эта спираль — вторичная структура белка.

Третичная структура — трехмерная пространственная «упаковка» полипептидной цепи. В результате возникает причудливая, но для каждого белка специфическая конфигурация — глобула.

Прочность третичной структуры обеспечивается разнообразными связями, возникающими между радикалами аминокислот. Четвертичная структура характерна не для всех белков. Она возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс. Например, гемоглобин крови человека представляет комплекс из четырех макромолекул белка (рис. 7).

Такая сложность структуры белковых молекул связана с разнообразием функций, свойственных этим биополимерам. Нарушение природной структуры белка называют денатурацией (рис. 8). Она может происходить под воздействием температуры, химических веществ, лучистой энергии и других факторов.

При слабом воздействии распадается только четвертичная структура, при более сильном — третичная, а затем — вторичная, и белок остается в виде полипептидной цепи. Этот процесс частично обратим: если не разрушена первичная структура, то денатурированный белок способен восстанавливать свою структуру. Отсюда следует, что все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой. Кроме простых белков, состоящих только из аминокислот, есть еще и сложные белки, в состав которых могут входить углеводы (гликопротеины), жиры (липопротеины), нуклеиновые кислоты (нуклеопротеины) и др.

Роль белков в жизни клетки огромна. Современная биология показала, что сходство и различие организмов определяется, в конечном счете, набором белков. Чем ближе организмы друг к другу в систематическом положении, тем более сходны их белки.

Карточка у доски:

  1.  Из остатков каких молекул состоят жиры?
  2.  Какова основная функция жиров?
  3.  Сколько энергии выделяется при окислении жира по сравнению с углеводами?
  4.  В чем проявляется строительная функция липидов?
  5.  В чем проявляется регуляторная функция липидов?
  6.  Запишите общую формулу аминокислоты.
  7.  Чем определяется первичная структура белка?
  8.  Чем представлена вторичная структура белка?
  9.  Чем представлена третичная и четвертичная структуры белка?
  10.  Что такое денатурация?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. Липиды. 2. Жиры. 3. Белки. 4. Аминокислоты. 5. Пептидная связь. 6. Структуры белка. 7. Денатурация.
  2.  Липиды и их значение.
  3.  Строение белков.
  4.  Структуры белковых молекул.

Компьютерное тестирование

**Тест 1. Из остатков каких молекул состоят жиры?

  1.  Аминокислот.
  2.  Глицерина.
  3.  Высокомолекулярных жирных кислот.
  4.  Нуклеотидов.

Тест 2. Какова основная функция жиров?

  1.  Строительная.
    1.  Запасающая.
    2.  Энергетическая.
    3.  Хранение генетической информации.

**Тест 3. Основные функции липидов:

  1.  Строительная.   5. Хранение генетической информации.
  2.  Запасающая.   6. Основной источник энергии для клетки.
  3.  Регуляторная.   7. Источник воды.
  4.  Теплоизоляционная.

Тест 4. Из остатков каких молекул состоят белки?

  1.  Аминокислот.
  2.  Глицерина.
  3.  Жирных кислот.
  4.  Нуклеотидов.

Тест 5. Какие свойства проявляет карбоксильная группа?

  1.  Основные.
  2.  Кислотные.

Тест 6. Какие свойства проявляет карбоксильная группа?

  1.  Основные.
  2.  Кислотные.

Тест 7. Пептидная связь образуется:

  1.  Между карбоксильными группами соседних аминокислот.
  2.  Между аминогруппами соседних аминокислот.
  3.  Между карбоксильной группой одной аминокислоты и аминогруппой другой.
  4.  Между карбоксильной группой одной аминокислоты и радикалом другой.

Тест 8. Последовательность аминокислот в полипептиде:

  1.  Первичная структура белка.
  2.  Вторичная структура белка.
  3.  Третичная структура белка.
  4.  Четвертичная структура белка.

**Тест 9. Спираль из аминокислот, удерживаемая водородными связями:

  1.  Первичная структура белка.
  2.  Вторичная структура белка.
  3.  Третичная структура белка.
  4.  Четвертичная структура белка.

Тест 10. Конфигурация полипептида в виде глобулы:

  1.  Первичная структура белка.
  2.  Вторичная структура белка.
  3.  Третичная структура белка.
  4.  Четвертичная структура белка.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27409. Значение уроков технологии, изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39.5 KB
  Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности освоение прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. самостоятельно реализация своих возможностей благодаря творческой деятельности способствует проявлению самодеятельности самореализации воплощению собственных идей. В творческой деятельности решаются поисковотворческие задачи с целью развить способности ребенка. под способностями понимаются индивидуально психологические и двигательные особенности индивида Способность к...
27410. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 31.5 KB
  Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание что известно и неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Специфика технологии: ...
27411. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 25.5 KB
  Познавательные УУД: общеучебные логические постановка и решение проблемы.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности;формы уд для формирования ууд: учебное сотрудничество творческая проектная учебноисследовательская деятельность контрольнооценочн и рефлексивная Д Познават общеучебные ууд...
27412. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 26.5 KB
  Коммуникативные УУД: ‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели функций участников способов взаимодействия; ‒ постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ‒ разрешение конфликтов выявление идентификация проблемы поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта принятие решения и его реализация; ‒ управление поведением партнёра контроль коррекция оценка его действий; ‒ умение с полно и точно выражать мысли в соответствии с...
27413. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по технологии для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 32 KB
  УМК Перспективная начальная школа практикоориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и техно логических задач применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. УМК Гармония; УМК Классическая начальная школа; Учебники из серии Маленький мастер Издательство АСТПРЕСС ШКОЛА; учебники образовательной системы Школа...
27414. Формирование культуры труда у младших школьников на уроках технологии 29 KB
  КУЛЬТУРА ТРУДА комплексная качественная характеристика состояния труда. Включает рациональную организацию труда благоприятные условия труда использование передовых технологий высокий профессионализм работника партнерские отношения между участниками совместного труда. способствует: сохранению здоровья работника; развитию чувства удовлетворенности трудом хорошего настроения интереса и активности при выполнении работы; росту профессиональной квалификации; профессиональной и личной самореализации; освоению рациональных приемов труда новой...
27415. Конструирование и его организация на уроках технологии в начальных классах 33 KB
  Модель и моделирование техническое моделирование и конструирование на уроках технологии получают первоначальные сведения о моделях машинах знакомятся с технической терминологией производством рабочими профессиями. Конструирование по образцу предлагают образцы построек = обеспечивается прямая передача детям готовых знаний способов действий основанная на подражании. Конструирование по условиям определяют условия которым постройка должна соответствовать. начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий...
27416. Проектирование/моделирование, организация и методика проведения интегрированных уроков в процессе обучения искусству 36 KB
  Уроки художественноэстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры обучающихся. На протяжении работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства хотелось сделать уроки искусства более эмоциональными запоминающимися и плодотворными а главное заинтересовать обучающихся вызвать желание творить. Проникновение современных технологий в образовательную практику в том числе и в уроки искусства открывает новые возможности и перспективы. Интегрированные уроки изобразительного искусства и...
27417. Понятие открытого образовательного пространства как пространства субъектного действия. Модульная система оргформ порождения и становления образовательного пространства в области художественного образования 48.5 KB
  Когда мы говорим о пространстве образования то имеем в виду пространство где формируется образ человека его внутренняя форма. Фомина рассматривает образовательное пространство района как систему управления развитием личности. Автор отмечает что образовательное пространство формируется с помощью целого комплекса направлений деятельности. Под образовательным пространством мы понимаем пространственновременное поле функционирования и развития системы образования как открытой и активной социальной сферы в которой действует своя идеология...