58190

Правовая основа бухгалтерского учета в РФ. Понятие организации бухгалтерского учета в РФ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Правовая основа бухгалтерского учета в РФ. Понятие организации бухгалтерского учета в РФ. Документы регламентирующие организацию бухгалтерского учета. Международные стандарты учета и адаптация к ним российской системы учета.

Русский

2014-04-22

166 KB

15 чел.

Урок 5.

Тема. Правовая основа бухгалтерского учета в РФ.

Понятие организации бухгалтерского учета в РФ.

Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».

Международные стандарты учета и адаптация к ним российской системы учета.

Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

План:

1. Общие принципы организации бухгалтерского учета.

2. Факты, влияющие на организацию учета на предприятии.

3. Вопросы адаптации бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам.

1. Общие принципы организации бухгалтерского учета

Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета на предприятии являются:

имущество,

обязательства,

хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

Организация, ведение  бухгалтерского  учета  в  РФ  осуществляется  в  соответсвии  с  Федеральным  законом  «О  бухгалтерском  учете»  от  21.11.1996 № 129-ФЗ, последняя  редакция  от  27.07.2010 № 209-ФЗ.  

   Положения  по  бухгалтерскому  учету  (ПБУ)  являются  основными  нормативными  документами, которые  устанавливают  правила  и  требования  к  организации  учета, порядку  раскрытия  информации  в  бухгалтерской  отчетности, а  также  состав  и  основные  финансовые  показатели  форм  бухгалтерской  отчетности. Положения  по  бухгалтерскому  учету  выпускаются  и  утверждаются  Министерством  Финансов  РФ, и  на  их  основании  разрабатываются  действующие  методические  рекомендации  по  ведению  бухгалтерского  учета.

ПБУ  1/2008  Учетная  политика  организации. Документ  устанавливает  правила  формирования  (выбора  или  разработки)  и  раскрытия  учетной  политики  организаций, являющихся  юридическими  лицами. Описывает  требования  к  отражению  в  бухгалтерском  учете  фактов  хозяйственной  деятельности. Порядок  изменения  учетной  политики  организации.

ПБУ  2/2008  Учет  договоров  строительного  подряда. Устанавливает  особенности  порядка  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  раскрытия  в  бухгалтерской  отчетности  информации  о  доходах, расходах  и финансовых  результатах   организациями, выступающими  в  качестве  подрядчиков, либо  субподрядчиков  в  договорах  строительного  подряда. Определяет  порядок  учета  доходов, расходов  и  финансовых  результатов  по  договорам  данного  вида, раскрывает  порядок  признания  доходов  и  расходов.

ПБУ 3/2006 Учет  активов  и  обязательств, стоимость  которых  выражена  в  иностранной  валюте. Положение  устанавливает  особенности  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  бухгалтерской  отчетности  информации  об  активах  и  обязательствах, стоимость  которых  выражена в  иностранной  валюте, в  том  числе  подлежащих  оплате  в  рублях, организациями, являющимися  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской  Федерации (за  исключением  кредитных  организаций  и  бюджетных  учреждений).

ПБУ 4/99 Бухгалтерская  отчетность  организации. Данное  ПБУ  устанавливает  состав, содержание  и  методические  основы  формирования  бухгалтерской  отчетности  организаций, являющихся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской  Федерации.

ПБУ 5/01 Учет  материально-производственных  запасов. Настоящее  Положение  устанавливает  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  информации  о  материально-производственных  запасах  организации. Определяет  порядок  оценки  материально-производственных  запасов, регламентирует  порядок  определения  их  себестоимости  при  передаче  в  производство  и  ином  выбытии.

ПБУ 6/01 Учет  основных средств. Настоящее  Положение  устанавливает   правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  информации  об  основных  средствах  предприятия. Описываются  критерии  по  которым  актив  принимается  организацией  к  учету  в  качестве  основного  средства. Раскрывается  методика  оценки  основных  средств  и  формирования  первоначальной  стоимости  объекта.

ПБУ 7/98 События  после  отчетной  даты. ПБУ  устанавливает  порядок  отражения  в  бухгалтерской  отчетности  коммерческих  организаций (кроме  кредитных  организаций), являющихся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской  Федерации, событий  после  отчетной  даты. Определяет  требования  к  отражению  таких  событий  и  их  последствий  в  бухгалтерской отчетности. В приложении  приводится  примерный  перечень  фактов  хозяйственной  деятельности, которые  могут  быть  признаны  событиями  после  отчетной  даты.

ПБУ 8/01 Условные  факты  хозяйственной  деятельности. Устанавливает  порядок  отражения  условных  фактов  хозяйственной  деятельности  и  их  последствий  в  бухгалтерской  отчетности  коммерческих  организаций. Определяет  состав  условных  фактов  для  бухгалтерского  учета. Устанавливает  правила  их  отражения  и  методику  оценки  последствий  в  денежном  выражении.

ПБУ 9/99 Доходы  организации. Это  Положение  по  бухгалтерскому  учету  устанавливает  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  информации  о  доходах  коммерческих  организаций  (кроме  кредитных  и  страховых  организаций). Документ  раскрывает  перечень  и  состав  доходов  организации, утверждает их  классификацию.

ПБУ 10/99 Расходы  организации. Определяет  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  информации  о  расходах  предприятий, классифицирует  их  состав  и  устанавливает  условия  для  признания  расходов. Описывает  порядок  признания  и  раскрытия  коммерческих  и  управленческих  расходов  в  отчетности.

ПБУ 11/2008 Информация  о  связанных  сторонах. Это  Положение  устанавливает  порядок  раскрытия  информации  и  связанных  сторонах  в  бухгалтерской  отчетности. Определяет  перечень  операций  со  связанной  стороной, а  так  же  обязательный  состав  информации  подлежащий  раскрытию.

ПБУ 12/2000 Информация  по  сегментам. Положение  применяется  организацией  при  составлении  сводной  бухгалтерской  отчетности  в  случае  наличия  у  нее  дочерних  и  зависимых  обществ, а  также  если  на  нее  учредительными  документами  объединений  юридических  лиц  (ассоциаций, союзов  и  др.), созданных  на  добровольных  началах, возложено  составление  сводной  бухгалтерской  отчетности.

ПБУ 13/2000 Учет  государственной  помощи. Документ  устанавливает  правила  формирования  в  учете  информации  о  получении  и  использовании  государственной  помощи, предоставляемой  коммерческим  организациям  (кроме  кредитных  организаций), являющимся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской  Федерации (далее  организации), и  признаваемой  как  увеличение  экономической  выгоды  конкретной  организации  в  результате  поступления  активов  (денежных  средств, иного  имущества).

ПБУ  14/2007  Учет  нематериальных  активов. Устанавливает  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  бухгалтерской  отчетности  информации  о  нематериальных  активах  организаций. Определяет  условия  принятия  к  бухгалтерскому  учету  объекта  в  качестве  нематериального  актива, и  регламентирует  порядок  первоначальной  оценки. Задает  правила  учета  операций, связанных   с  предоставлением   (получением) права  использования  НМА.

ПБУ  15/2008  Учет  расходов  по  займам  и  кредитам. ПБУ  раскрывает  особенности  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  бухгалтерской  отчетности  информации  о  расходах, связанных  с  выполнением  обязательств  по  полученным  займам (включая  привлечение  заемных  средств  путем  выдачи  векселей, выпуска  и  продажи  облигаций)  и  кредитам  (в  том  числе  товарным   и  коммерческим).

ПБУ  16/02  Информация  по  прекращаемой  деятельности. Устанавливает  порядок  раскрытия  информации  по  прекращаемой  деятельности  в  бухгалтерской  отчетности  коммерческих  организаций. Описывает  понятие  прекращаемой  деятельности, условия  ее  признания  и  оценки. Задает  требования  к  раскрытию  информации  в  отчетности.

ПБУ  17/02  Учет  расходов  на  научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и  технологические  работы. Настоящее  Положение  устанавливает  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  бухгалтерской  отчетности  коммерческих  организаций, являющихся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской  Федерации  (за  исключением  кредитных  организаций), информации  о  расходах, связанных  с  выполнением  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и  технологических  работ.

ПБУ  18/02 Учет  расчетов  по  налогу  на  прибыль  организаций. Это  ПБУ  определяет  правила  формирования  в  учете  и  порядок  раскрытия  в  бухгалтерской  отчетности  информации  о  расчетах  по  налогу  на  прибыль  организаций  для  организаций, признаваемых  в  установленном  законодательством  Российской  Федерации  порядке  налогоплательщиками  налога  на  прибыль  (кроме  кредитных  организаций  и  бюджетных  учреждений), а  также  определяет  взаимосвязь  показателя, отражающего  прибыль  (убыток), исчисленного  в  порядке, установленном  нормативными  правовыми  актами  по  бухгалтерскому  учету  Российской  Федерации  (далее – бухгалтерская  прибыль  (убыток), и  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  за  отчетный  период  (далее – налогооблагаемая  прибыль  (убыток), рассчитанной  в  порядке, установленном  законодательством  Российской  Федерации   о  налогах  и  сборах.

ПБУ 19/02  Учет  финансовых  вложений. Определяет  правила  формирования  в  бухгалтерском  учете  и  отчетности  информации  о  финансовых  вложениях  организации. Правила  их  первоначальной  и  последующей  оценки, выбытия, а  также  требования  к  порядку  определения  доходов  и  расходов  по  финансовым  вложениям.

ПБУ 20/03 Информация  об  участии в  совместной  деятельности. Настоящее  Положение  устанавливает  правила  и  порядок  раскрытия  информации  об  участии  в  совместной  деятельности  в  бухгалтерской  отчетности  коммерческих  организаций  (кроме  кредитных  организаций), являющихся  юридическими  лицами  по  законодательству  РФ. Раскрывает  понятия: совместно  осуществляемые  операции, совместно  используемые  активы  и  совместная  деятельность. Определяет  требования  к  раскрытию  информации  в  бухгалтерской  отчетности.

ПБУ 21/2008 Изменение  оценочных  значений. Данное  ПБУ  устанавливает  правила  признания  и  раскрытия  в  бухгалтерской  отчетности  информации  об  изменении  оценочных  значений  и  устанавливает  порядок  раскрытия  таких  данных  в  пояснительной  записке  к бухгалтерской  отчетности.

Приказ  Минфина РФ  от  28.06.2010  №63Н  «Об  утверждении  Положения  по  бухгалтерскому  учету  «Исправления  ошибок  в  бухгалтерском  учете  и  отчетности  (ПБУ  22/2010)». (Зарегистрировано  в  Минюсте  РФ  30.07.2010  № 18008).  
В конце 1997 года была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета в РФ к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета и т.д.). Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1.94. и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса в значительной мере соответствуют международным стандартам). Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

к последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:

Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета

Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.

Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета

Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.

Подходы к регулированию бухгалтерского учета (международная практика)

Выделяется 2 основных подхода к организации бухгалтерского учета: британо-американская и континентальная модели бухгалтерского учета.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров, гибкие учетные стандарты (их разрабатывают на основе накопленного опыта, доводов и т.д.). В основе этой модели – система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено). Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действий. Распространена в США, Англии, Голландии и т.д. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совет является независимым. Независимость обеспечивается тем, что наблюдение за деятельностью Совета осуществляется Фондом финансового учета. Помимо Совета сформирован Совет по стандартам учета в государственных учреждениях. Параллельно с этим Советом регулированием учетной практики занимается правительственная организация Комиссия по ценным бумагам и биржам (представление и защита интересов инвесторов в соответствии с законом о ценных бумагах).

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета. Цель регулирования бухгалтерского учета наиболее точно и полно сформулирована международной группой экспертов ООН: обеспечение доступной и сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, предоставление правдивого и объективного финансового положения, доходов и убытков в финансовой отчетности.

В большинстве стран регулирования бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности (принципы бухгалтерского учета, методы оценки, круг информации в отчетности и т.д.).

В РФ происходит смешение этих двух моделей регулирования бухгалтерского учета. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в следующем порядке.

1 уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законодательной и исполнительной власти.

2 уровень. Положения по бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.

3 уровень. Методические указания и рекомендации Минфина и др. органов (содержат детальные рекомендации по организации учета по соответственным объектам).

4 уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).

Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) – свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).

Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Приведенная система регулирования и организации бухгалтерского учета в РФ является упрощенной, однако она позволяет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулирования. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бухгалтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осуществляется на концептуальном уровне и в отношение конкретных учетных методик. Позволяет создать необходимую основу для точной, достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и интерпретации информации.

Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерской информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информации, принципы отчетности. Концептуальные положения наиболее консервативны, те. Наименее всего поддаются изменениям.

Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значения государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

В последнее время все большую роль в регулировании бухгалтерского учета в РФ играют профессиональные организации. Это отражает тенденцию к тому, что разработка норм учета является в большей степени процессом согласования интересов различных групп.

Резкое расширение функций бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны, статус открытости отчетности обуславливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных видов учета финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет ориентирован на получение информации, необходимой для составления финансовой отчетности (в соответствии с законодательством и т.д.).

Управленческий учет – на получение внутренней информации, необходимой для управления и принятия решения руководителем на перспективу, исчисление себестоимости, финансовых результатов и т.д. Методику управленческого учета целесообразно применять на предприятии исходя из специфических условий.

Взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом осуществляется различными способами (единый План счетов с субсчетами или отдельные Планы счетов и т.д.).

Стратегическая система учета, основанная на гармонизации учета и маркетинга, призвана систематизировать информацию, связанную с реализацией продукции. В условиях рынка, характеризующегося стремительным направлением хозяйственных субъектов завоевать рынок и т.д. будет способствовать информация по значительному числу позиций и т.д.

Другим важным стратегическим элементом стратегической системы учета является определение финансового положения предприятия. Важным условием совершенствования учета является повышение образовательного уровня бухгалтерских кадров в учебных заведениях, необходимо создать особую систему профессионального образования. Важным представляется повышение профессиональной аттестации бухгалтеров.

Международное сотрудничество – важно вступление и осуществление активной работы в международных организациях, взаимодействие с другими международными организациями по регулированию бухгалтерского учета.

Несмотря на все проведенные мероприятия по совершению бухгалтерского учета, действующая система бухгалтерского учета еще не отвечает международным стандартам, т.к. не обеспечивает необходимой информацией. Важная проблема в соотношении правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Первый существенно зависит от последнего. При действующей налоговой системе часть предприятий сознательно искажает учетные данные. В целях изменения такого положения в конце 1997 года была разработана правительственная программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформирования бухгалтерского учета заключаются:

в формировании бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивая полезность информации для внешних пользователей,

увязка их с международными стандартами,

оказание методической помощи предприятию во внедрении системы управленческого учета.

Основные направления системы:

создание законодательной базы (национальных стандартов),

методическое обеспечение,

подготовка кадров,

международное сотрудничество.

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета – разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику.

Международные стандарты.

Разработаны комитетом международных стандартов учета, созданным в 1973 году в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного Королевства, США, Голландии.

Задачи комитета:

формировать и издавать в государственных интересах стандартов учета, стимулировать их принятие в мире и наблюдать за их внедрением,

работать для совершенствования стандартов и т.д.

Комитет имеет полную автономию от международной Ассоциации бухгалтеров. Все члены согласны выполнять следующие обязательства:

поддерживать работу комитета, публикуя в своих странах все стандарты;

соответствовать международным стандартам;

убеждать правительство в том, что публикуемая финансовая отчетность соответствует национальным стандартам;

убеждать контролирующие органы и деловую общественность в том, что публикуемая финансовая отчетность соответствует международным стандартам и отражает различные стороны экономической деятельности;

гарантировать, чтобы аудиторы убеждались в том, что публикуемая финансовая отчетность соответствует международным стандартам.

Международные стандарты учета не исключают и не искажают национальные стандарты и инструкции по составлению финансовой отчетности в определенной стране.

Там, где локальные стандарты и инструкции требуют отклонения от международных стандартов, члены комитета пытаются убедить власти применять международные стандарты.

В настоящее время комитет опубликовал 31 стандарт.

Применение международных стандартов бухгалтерского учета позволит любому предприятию:

- отражать результаты деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме;

- оперативно получать информацию, доступную и понятную иностранным партнерам;

- проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, дающий более реалистичную оценку состояния дел предприятия;

- сравнивать свое финансовое положение с финансовым положением аналогичных иностранных компаний;

- более эффективно реализовывать управленческие и контрольные функции.

При постоянной необходимости предоставлять отчеты иностранному партнеру предприятия ведут, как правило, двойную бухгалтерию с использованием таких бухгалтерских программ как Platinum, Scala, Sun. Для разовых целей (скажем, для получения иностранного кредита) можно прибегнуть к трансформации финансовой отчетности в соответствии с принципами IAS/GAAP.

Можно выделить два основных способа получения отчетности, отвечающей требованиям IAS/GAAP.

Один из них основан на перегруппировке статей российской бухгалтерской отчетности в соответствии со статьями международных форм отчетности. Для более точного отражения хозяйственной деятельности того или иного предприятия суммы операций для ряда счетов пересчитываются по курсу на дату проводки; для остатков по другим счетам берется текущий курс, то есть на дату составления отчетности. Серьезным недостатком данного метода является то, что он дает невысокую точность получаемых данных, а практически все статьи отчетности нуждаются в пояснениях и корректировках.

Другой способ предполагает перевод каждой совершенной операции по методу "проводка за проводкой" и практически представляет собой восстановление бухгалтерского учета. Это чрезвычайно трудоемкий способ, предполагающий участие большого числа специалистов в области IAS/GAAP. Однако именно этот метод может обеспечить достоверную информацию о деятельности предприятия, которая соответствовала бы западным принципая учета и отчетности.

Международные стандарты финансовой отчётности

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS [1].

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Содержание

[убрать]

  •  1 Применение в различных странах 
  •  2 Список действующих в настоящее время стандартов 
    •  2.1 IFRS 
    •  2.2 IAS 
  •  3 Примечания 
  •  4 Ссылки 
  •  5 Литература 

[править] Применение в различных странах

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании (ожидается, что к этому времени их будет не менее 110) будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.[2]

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

[править] Список действующих в настоящее время стандартов

[править] IFRS

  •  IFRS 1 Принятие Международных стандартов финансовой отчётности впервые (First Time Application of International Financial Reporting Standardts)
  •  IFRS 2 Выплаты на основе долевых инструментов (Share-Based Payments)
  •  IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  •  IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  •  IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  •  IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  •  IFRS 7 Финансовые инструментыраскрытия (Financial Instruments: Disclosures)
  •  IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)

[править] IAS

  •  IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  •  IAS 2 Запасы
  •  IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)
  •  IAS 8 Учетная политика, изменения в расчётных бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  •  IAS 10 События после отчётной даты (Events After the Balance Sheet Date)
  •  IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
  •  IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  •  IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  •  IAS 17 Аренда (Leases)
  •  IAS 18 Выручка (Revenue)
  •  IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  •  IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  •  IAS 21 Влияние изменения валютных курсов (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
  •  IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  •  IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  •  IAS 26 Учет и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  •  IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
  •  IAS 28 Инвестиции в ассоциированные организации (Investments in Associates)
  •  IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  •  IAS 31 Участие в совместной деятельности (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
  •  IAS 32 Финансовые инструменты — представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  •  IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  •  IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  •  IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  •  IAS 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  •  IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  •  IAS 39 Финансовые инструменты: признание и оценка (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
  •  IAS 40 Инвестиционная недвижимость (Investment Property)
  •  IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  •  IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  •  IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members' Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  •  IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
  •  IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  •  IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  •  IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  •  IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
  •  IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
  •  IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  •  IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 — Group and Treasury Share Transactions)
  •  IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  •  IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
  •  IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  •  IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
  •  IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  •  IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  •  IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)
  •  SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  •  SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  •  SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation — Special Purpose Entities)
  •  SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities — Non-Monetary Contributions by Venturers)
  •  SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases — Incentives)
  •  SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes — Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
  •  SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
  •  SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
  •  SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  •  SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue — Barter Transactions

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42763. Перемещение по документу. Строка состояния 336.5 KB
  Строка состояния С помощью этой лабораторной работой Вы сможете: выяснить приемы перемещения по документу с помощью мыши и клавиатуры; потренироваться в работе со встроенной Справкой; выяснить технологию вставки одного документа MS Word в другой; изучить структуру и назначение элементов строки состояния. Перемещение с помощью мыши Перемещение по тексту с помощью мыши осуществляется с помощью вертикальной и горизонтальной полос прокрутки и кнопок расположенных в нижней части вертикальной полосы Рис. Назначение компонент вертикальной полосы...
42765. Основы редактирования текста в MS Word 175 KB
  Основы редактирования текста в MS Word С помощью этой лабораторной работой Вы сможете: научиться работать с фрагментами текста; познакомиться с правилами набора текста в MS Word; повторить технологию оформления символов. Работа с фрагментами в MS Word MS Word1 позволяет копировать перемещать и удалять любые фрагменты2 текста. В качестве такого фрагмента могут быть выступать различные части текста: слово строка абзац рисунок и т. В появившемся списке аналогичным образом откройте пункт Выделение там – Выделение текста...
42767. Форматирование абзацев и всего документа 1007 KB
  Основные поля страницы Абзац в MS Word представляет собой последовательность символов заканчивающаяся символом конец абзаца. Форматирование абзацев Под форматированием абзаца будем понимать определение следующих характеристик данного объекта: а вид абзаца: задание отступов левого и правого краев абзаца от границы области текста; определение отступа красной строки от границы области текста; задание межстрочных интервалов; выравнивание текста абзаца; дополнительного оформления абзаца: цвета границы списочные метки и др. б определение...
42768. Інформатика. Лабораторний практикум 2.9 MB
  Комплекс лабораторних робіт призначений для оволодіння і засвоєння знань студентами з дисципліни “ Інформатика та програмування ”. Дисципліну читають у двох семестрах. В першому семестрі в лабораторних роботах у студентів формуються тверді знання про загальні принципи побудови і закони функціонування обчислювальної техніки, структури програмного забезпечення сучасних комп’ютерів, операційної системи Windows, розглядаються алгоритми розв’язку математичних та інженерних задач та їх реалізація засобами алгоритмічної мови Turbo Pascal.
42770. Розрахунок фізичних властивостей вільного та супутнього вуглеводневих газів одного з родовищ України за їх компонентним складом 1.97 MB
  Процес експлуатації нафтових і газових свердловин вимагає виконання низки розрахунків фізичних властивостей компонентів, що видобуваються, які істотно залежать від термобаричних умов, за яких вони знаходяться.