58191

Предложение. Три аспекта предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная

Русский

2014-05-26

33 KB

19 чел.

Предложение. Три аспекта предложения.

Предложение – минимальная коммуникативная единица языка и речи.

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная (средство общения), познавательная и экспрессивная (выражение чувств и эмоций).  

Одно из серьёзных определений предложения дализвестный учёный середины 20 века Виктор Владимирович Виноградов в работе «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предложением называется грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщения мыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своего высказывания»

Главные  признаки предложения – предикативность, модальность,  коммуникативность.

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными;

Предложение - это единица языка. В речи оно соотносится с высказыванием.

 Дифференциальные (различительные) признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.

Структурный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют структуру, строение предложения: это признаки, по которым мы характеризуем обычно предложение):

- характер членимости/нечленимости предложения;

- способ выражения предикативной основы (предикативную основу составляют подлежащее и сказуемое);

- распространенность/нераспространенность;

- полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

- наличие осложнения предложения.

Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют):

- функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

- эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

- актуальное (тема-рематическое) членение (тема – это то,что уже известно, обычно подлежащее; рема – это новая информация, обычно её передаёт сказуемое, например: Александр – студент. Тема: Александр. Что нового мы узнаём о теме? Что он является студентом. Студент - рема);

- информативный центр и способ его актуализации (проявления).  

Из этого теоретического вопроса вытекает и план практического анализа предложения.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

1.Семантический аспект: по цели высказывания- повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное (с семантического аспекта мы начинаем анализ. Так принято). Далее переходим к структурной характеристике.

2. Структурный аспект: предложение членимое, грамматическая основа: Онегин родился, значит, предложение простое, имеет одну грамматическую основу, полное, двусоставное, осложнено обособленным приложением (осложнять простое предложение могут обособленные члены, однородные члены, вводные конструкции).

Если предложение сложное, то начинаем всё равно с семантического аспекта, потом ищем подлежащие и сказуемые и устанавливаем, что предложение сложное, а дальше мы уже не говорим, двусоставное,распространенное и т. д., так как это характеристики простого предложения. В сложном мы устанавливаем вид сложного предложения по средству связи и смысловым отношениям.

Коммуникативный аспект – это предмет специального анализа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8166. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя 29.5 KB
  Тема уроку. Ціннісні виміри людського життя. Смерть і безсмертя. Мета:сформувати уявлення учнів про цінності та їх роль у житті людини ознайомити учнів з основними аспектами проблеми смерті та безсмертя як фінальних цінностей людини формуват...
8167. Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини 44 KB
  Почуття, інтелект, воля. Ідеали в житті людини. Мета: Розглянути поняття почуття, інтелект, воля, та проаналізувати ідеали в житті людини розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати толерантне ставлення до п...
8168. Завершення І світової війни 33 KB
  Завершення І світової війни. Хоч головні битви розгорталися в 1918 р. на Західному фронті, історія розпорядилася так, що не вони завершили війну, а події на Східному фронті. Упродовж двох років у північній частині Греції англо-французькі війська без...
8169. Особа, суспільство, держава 31 KB
  Тема уроку. Особа, суспільство, держава. Мета: Навчити ліцеїстів розрізняти поняття людина, індивід, особистість, особа, громадянин. розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання...
8170. Громадянство. Правова і соціальна держава 27 KB
  Тема уроку. Громадянство. Правова і соціальна держава. Мета уроку: визначити поняття громадянство, правова і соціальна держава розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання: Дош...
8171. Культура Гетьманщини 15.54 KB
  Культура Гетьманщини 1648 pp. - період гетьманської держави, її очолюють високоосвічені, європейського рівня політичні й громадські діячі: П. Сагайдачний, Б. Хмельницький, І. Виговський, І. Мазепа. Вони докладають великих зусиль і кош...
8172. Феофан Прокопович - видатний діяч просвітництва і культури 15.29 KB
  Феофан Прокопович - видатний діяч просвітництва і культури Феофан Прокопович народився в Києві 1677 р. Рано втратив рідних, жив під опікою дядька, професора і ректора Києво-Могилянської академії. Дядько рано віддав хлопчика на навчання до Акаде...
8173. Козацькі Літописи 18.81 KB
  Козацькі Літописи Історії Запорозької Січі присвячено численні розвідки - від суто популяризаторських до капітальних праць. Різними дослідниками це явище висвітлюється по-різному: і як цілісний процес, і як окремі його складові чи персонали. Пр...
8174. Вплив української культури на розвиток культурних процесів Росії 18.05 KB
  Вплив української культури на розвиток культурних процесів Росії У козацьку добу Україна посідала чільне місце серед держав Східної Європи. Чигирин став центром, куди приїздили для політичних і ділових контактів посли Молдавії, Швеції, Валахії, Поль...