58191

Предложение. Три аспекта предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная

Русский

2014-05-26

33 KB

14 чел.

Предложение. Три аспекта предложения.

Предложение – минимальная коммуникативная единица языка и речи.

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная (средство общения), познавательная и экспрессивная (выражение чувств и эмоций).  

Одно из серьёзных определений предложения дализвестный учёный середины 20 века Виктор Владимирович Виноградов в работе «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предложением называется грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщения мыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своего высказывания»

Главные  признаки предложения – предикативность, модальность,  коммуникативность.

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными;

Предложение - это единица языка. В речи оно соотносится с высказыванием.

 Дифференциальные (различительные) признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.

Структурный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют структуру, строение предложения: это признаки, по которым мы характеризуем обычно предложение):

- характер членимости/нечленимости предложения;

- способ выражения предикативной основы (предикативную основу составляют подлежащее и сказуемое);

- распространенность/нераспространенность;

- полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

- наличие осложнения предложения.

Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют):

- функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

- эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

- актуальное (тема-рематическое) членение (тема – это то,что уже известно, обычно подлежащее; рема – это новая информация, обычно её передаёт сказуемое, например: Александр – студент. Тема: Александр. Что нового мы узнаём о теме? Что он является студентом. Студент - рема);

- информативный центр и способ его актуализации (проявления).  

Из этого теоретического вопроса вытекает и план практического анализа предложения.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

1.Семантический аспект: по цели высказывания- повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное (с семантического аспекта мы начинаем анализ. Так принято). Далее переходим к структурной характеристике.

2. Структурный аспект: предложение членимое, грамматическая основа: Онегин родился, значит, предложение простое, имеет одну грамматическую основу, полное, двусоставное, осложнено обособленным приложением (осложнять простое предложение могут обособленные члены, однородные члены, вводные конструкции).

Если предложение сложное, то начинаем всё равно с семантического аспекта, потом ищем подлежащие и сказуемые и устанавливаем, что предложение сложное, а дальше мы уже не говорим, двусоставное,распространенное и т. д., так как это характеристики простого предложения. В сложном мы устанавливаем вид сложного предложения по средству связи и смысловым отношениям.

Коммуникативный аспект – это предмет специального анализа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55243. Турнір правознавців 82.5 KB
  Мета: виховувати у школярів інтерес до правових знань популяризувати правові закони розвивати пізнавальний інтерес до предмета зясувати як учні знають основні поняття з правознавства навчити дітей користуватися своїми правами в різних ситуаціях виховувати почуття відповідальності за свої вчинки...
55244. Сценарий «Праздник бабушек» 34.5 KB
  Ведущий: Наш праздник мы сегодня посвящаем самым Ученик: любимым Ученик: добрым Ученик: ласковым Ученик: терпеливым Ученик: мудрым Ученик: красивым Ученик: умелым Ученик: милым Ученик: обаятельным Ученик: и очень привлекательным Все вместе: Нашим бабушкам...
55245. В некотором царстве, в музыкальном государстве. Инсценированный праздник 48 KB
  Праздник является итогом Недели музыки. Действующие лица: Учитель Скрипичный ключ Ведущая нотки Королева музыки Учитель. Встречайте королеву музыки.Чайковского входит королева музыки.
55246. Неразлучные друзья – взрослые и дети 51.5 KB
  По ступенькам мы идём Мой город. У каждого человека должен быть свой дом своя семья. А что такое семья Как появилось слово семья Учитель. Все: Так на земле появилась семья Учитель.
55247. ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ» 79 KB
  Ты из какой сказки сбежала Баба-Яга: А почему вы решили что я сбежала Мне Кащей Бессмертный на ушко шепнул что сегодня у ребятишек здесь праздник. Королева: Ну раз ты уж здесь Баба-Яга помоги нам праздник интересно провести.
55248. Путешествие в страну правильной и красивой речи 182 KB
  Всех нас зовет она Надо всем детям научиться 2 раза Правильно говорить В эту страну мы все умчимся Будем всегда там жить Сцена 2 Под музыку выбегает звукомор Звукомор: Ага так вот где находится страна правильной и красивой речи Ничего ничего после моей работы здесь не останется ни одного слова ни одной буквы и даже звука Под музыку выходит Фея Фея: Это кто...
55249. Посвящение в юные читатели. Праздник для первоклассников 48 KB
  Как зовется эта книжка Как зовется сам мальчишка Буратино Буратино: Кто тут меня вспоминает Как здесь много мальчиков и девочек Шел в театр и услышал что меня ктото зовет. Учитель: Ребята давайте попробуем объяснить Буратино зачем нужно учиться.Ответы учеников Буратино: Ну и оставайтесь здесь учиться а я лучше пойду а театр. Учитель: Покажи Буратино свой билет.