58191

Предложение. Три аспекта предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная

Русский

2014-05-26

33 KB

11 чел.

Предложение. Три аспекта предложения.

Предложение – минимальная коммуникативная единица языка и речи.

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная (средство общения), познавательная и экспрессивная (выражение чувств и эмоций).  

Одно из серьёзных определений предложения дализвестный учёный середины 20 века Виктор Владимирович Виноградов в работе «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предложением называется грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщения мыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своего высказывания»

Главные  признаки предложения – предикативность, модальность,  коммуникативность.

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными;

Предложение - это единица языка. В речи оно соотносится с высказыванием.

 Дифференциальные (различительные) признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.

Структурный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют структуру, строение предложения: это признаки, по которым мы характеризуем обычно предложение):

- характер членимости/нечленимости предложения;

- способ выражения предикативной основы (предикативную основу составляют подлежащее и сказуемое);

- распространенность/нераспространенность;

- полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

- наличие осложнения предложения.

Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют):

- функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

- эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

- актуальное (тема-рематическое) членение (тема – это то,что уже известно, обычно подлежащее; рема – это новая информация, обычно её передаёт сказуемое, например: Александр – студент. Тема: Александр. Что нового мы узнаём о теме? Что он является студентом. Студент - рема);

- информативный центр и способ его актуализации (проявления).  

Из этого теоретического вопроса вытекает и план практического анализа предложения.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

1.Семантический аспект: по цели высказывания- повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное (с семантического аспекта мы начинаем анализ. Так принято). Далее переходим к структурной характеристике.

2. Структурный аспект: предложение членимое, грамматическая основа: Онегин родился, значит, предложение простое, имеет одну грамматическую основу, полное, двусоставное, осложнено обособленным приложением (осложнять простое предложение могут обособленные члены, однородные члены, вводные конструкции).

Если предложение сложное, то начинаем всё равно с семантического аспекта, потом ищем подлежащие и сказуемые и устанавливаем, что предложение сложное, а дальше мы уже не говорим, двусоставное,распространенное и т. д., так как это характеристики простого предложения. В сложном мы устанавливаем вид сложного предложения по средству связи и смысловым отношениям.

Коммуникативный аспект – это предмет специального анализа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие губернат...
14251. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 159.5 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая дея...
14252. Немецкая опера первой половины 19-го века 294.5 KB
  Немецкая опера первой половины 19го века В одной из глав романа Жизнь музыканта Вебер характеризует положение оперного искусства в Германии начала 19го века. Гансвурст излюбленный персонаж немецкого народного театра нечто вроде нашего русского Петрушки поочерёд
14253. Музыкальная драматургия, её структурные элементы 12.93 KB
  Музыкальная драматургия её структурные элементы. Система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведении музыкальносценического жанра опере балете оперетте. В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного и...
14254. Выразительные возможности музыки 13.81 KB
  Выразительные возможности музыки. Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы. Музыка может подражать и иным проявлениям жизни имитировать передавать с помощью музыкальных ин...
14255. Основные закономерности музыкальной драматургии. Сонатная форма 13.94 KB
  Основные закономерности музыкальной драматургии. Сонатная форма. СОНА́ТНАЯ ФО́РМА сонатное allegro музыкальная форма основанная на сопоставлении и развитии 2х тем обычно контрастных. Представляет обширные возможности для воплощения драматизма в музыке. Применяется
14256. Принципы использования и назначение музыки в немом кино 13.7 KB
  Принципы использования и назначение музыки в немом кино. Музыка заменяла отсутствовавший в немых фильмах диалог точнее говоря его интонационную сторону так как текст появлявшийся время от времени на экране только пояснял происходящее. Музыка сообщает картине в ц