58191

Предложение. Три аспекта предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная

Русский

2014-05-26

33 KB

35 чел.

Предложение. Три аспекта предложения.

Предложение – минимальная коммуникативная единица языка и речи.

Современное языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная (средство общения), познавательная и экспрессивная (выражение чувств и эмоций).  

Одно из серьёзных определений предложения дализвестный учёный середины 20 века Виктор Владимирович Виноградов в работе «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предложением называется грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщения мыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своего высказывания»

Главные  признаки предложения – предикативность, модальность,  коммуникативность.

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными;

Предложение - это единица языка. В речи оно соотносится с высказыванием.

 Дифференциальные (различительные) признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.

Структурный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют структуру, строение предложения: это признаки, по которым мы характеризуем обычно предложение):

- характер членимости/нечленимости предложения;

- способ выражения предикативной основы (предикативную основу составляют подлежащее и сказуемое);

- распространенность/нераспространенность;

- полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

- наличие осложнения предложения.

Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков (тех признаков, которые характеризуют):

- функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

- эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

- актуальное (тема-рематическое) членение (тема – это то,что уже известно, обычно подлежащее; рема – это новая информация, обычно её передаёт сказуемое, например: Александр – студент. Тема: Александр. Что нового мы узнаём о теме? Что он является студентом. Студент - рема);

- информативный центр и способ его актуализации (проявления).  

Из этого теоретического вопроса вытекает и план практического анализа предложения.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

1.Семантический аспект: по цели высказывания- повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное (с семантического аспекта мы начинаем анализ. Так принято). Далее переходим к структурной характеристике.

2. Структурный аспект: предложение членимое, грамматическая основа: Онегин родился, значит, предложение простое, имеет одну грамматическую основу, полное, двусоставное, осложнено обособленным приложением (осложнять простое предложение могут обособленные члены, однородные члены, вводные конструкции).

Если предложение сложное, то начинаем всё равно с семантического аспекта, потом ищем подлежащие и сказуемые и устанавливаем, что предложение сложное, а дальше мы уже не говорим, двусоставное,распространенное и т. д., так как это характеристики простого предложения. В сложном мы устанавливаем вид сложного предложения по средству связи и смысловым отношениям.

Коммуникативный аспект – это предмет специального анализа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86075. ФУНКЦИАНАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ 316.5 KB
  Принцип работы процессора. Основные параметры процессора. Программы для диагностики процессора. Процессоры персональных компьютеров отвечают единому стандарту который задан фирмой Intel мировым лидером в производстве процессоров для ПК. От процессора зависит как быстро будут запускаться программы и даже насколько быстро будет происходить процесс архивации данных в WinRR не говоря уже о создании трёхмерной анимации в 3D MX Studio.
86076. Организация информационной системы управления предприятием ООО «Строй лига» 470 KB
  Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. Существует множество причин, в силу которых маркетинговая информация должна собираться при разработке, реализации и пересмотре маркетингового плана фирмы...
86077. МАРКЕТИНГ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 3.83 MB
  Концепция совершенствования товара исходит из того что потребители предпочитают качественные товары и в этом случае стимулирование сбыта не требуется. Сравнительная характеристика концепций управления производством и сбытом в условиях рынка Концепция Объект внимания Средство достижения цели Конечная цель...
86079. ЛЕКСИКОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1.31 MB
  В общей своей совокупности данные единицы представляющие собой не что иное как строительный материал для коммуникантов образуют систему лексических единиц языка или его словарный состав. Несомненно что в процессе коммуникации говорящие могут создавать или порождать новые слова которых...
86081. Информационные системы предприятия. Основные концепции ИКИСП. Физическая и программная структуры ИКИСП 672 KB
  Особенности современных систем управления предприятием корпорацией. Свойства и значение современных ИКИСП для управления предприятием. Особенности современных систем управления предприятием корпорацией. Особенности современных систем управления предприятием привели к выделению седьмого этапа повышения...