58206

Производство и потребности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Целью любого производства является удовлетворение человеческих потребностей. Связь между производством и потребностями проявляется в действиях: потребности запросы потребителя стимулируют производителя а производство создавая новые блага оказывает влияние на потребление...

Русский

2014-04-22

39.5 KB

1 чел.

Тема3. «Производство и потребности».

1.Взаимодействие производства и потребностей.

2.Классиыикация потребностей.

3.Факторы производства и их характеристика.

1.Производство – это деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Целью любого производства является удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности – это осознанные запросы или нужды в чём – либо, достижение необходимых условий материальной и духовной жизни.

Связь между производством и потребностями проявляется в действиях:

  1.  потребности, запросы потребителя стимулируют производителя, а производство, создавая новые блага, оказывает влияние на потребление;
  2.  объём производства, количество видов производимой продукции ограничены производственными ресурсами, а потребности людей растут;
  3.  чтобы больше потреблять, надо больше производить;
  4.  общий объём потребления никак не может быть больше количества производимых благ;
  5.  взаимодействие производства и потребностей носит различный характер в разных экономических системах;
  6.  производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них.

2. Классификация потребностей.

Иерархия потребностей согласно теории А. Маслоу.

 

 


1.Физиологические (потребности в еде, питье, одежде).

2.Безопасности и уверенности в будущем (защита от физического и психологического нападения).

3.Социальные (потребности ощущать себя членом какой – либо общности, иметь социальные контакты).

4.Уважения (потребность в признании личных качеств и достижений).

5.Самовыражения (реализация человека как личности).

По отношению к масштабам и структуре производства экономические потребности подразделяются:

1) абсолютные перспективные потребности, ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

2) действительные необходимые потребности, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства, при оптимальном ходе воспроизводства;

3) фактически удовлетворяемые потребности (фактически удовлетворённый спрос).

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом (государственные, национальные, религиозные); потребности классов, социальных групп (шахматисты – в шахматном клубе); личные потребности (одежда, бытовые услуги и т.д.).

Исходя из очерёдности удовлетворения потребностей, встречаются их деления на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные, удовлетворяются после насыщения первичными).

Эластичные и неэластичные. Эластичные (вторичные потребности, т.к. их можно временно отложить или заменить). Неэластичные (первичные потребности, т.к. не отменяются в течение длительного времени).

Потребности динамичны. Они изменяются с прогрессам общества. В соответствии с законом возвышения потребностей происходит их постоянный и качественный рост.

3. Факторы производства и их классификация.

Любое производство, независимо от того, в какой бы экономической системе оно не совершалось, состоит в потреблении производственных, экономических ресурсов, называемых факторами производства.

Ресурсы – те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.


Факторы производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в производство ресурсы.

Классификация факторов производства.

  •  Марксистская концепция:1) целесообразная деятельность,2) сам труд, 3)предметы труда,4) средства труда.

Труд - осмысленная деятельность человека; процесс воздействия его на предметы природы с целью создания материальных и духовных благ.

Предметы труда – это вещества природы, на которые человек воздействует в процессе производства (уголь в шахтах, руда в рудниках).

Средства труда – это то, чем человек воздействует на предметы труда (станки, машины, оборудование).

  •  Альтернативная неоклассическая концепция.

Ресурсы подразделяются на материальные и людские.

Труд – физическая и интеллектуальная деятельность человека в целях получения благ или оказания услуг.

Земля – естественный природный фактор, который используется в производственном процессе.

Капитал – денежные активы, акции, здания и т.д.

  •  Современные экономисты факторы производства подразделяют:

Природные ресурсы (полезные ископаемые, лес…).

Людские ресурсы (труд).

Инвестиционные ресурсы (денежный капитал, который может быть использован для закупки…).

Предпринимательский фактор – особый вид людского ресурса, специфическое знание которого раскрывается в функциях предпринимателя:

1) он берёт на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства;

2) берёт на себя задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;

3) рискует трудом и деловой репутацией, вложенными средствами…

4) предприниматель – это новатор, стремится вводить новые продукты, внедрять новые технологии.

Информационный фактор – передовой опыт хозяйствования, «ноу - хау».

«Ноу - хау» -совокупность знаний научного, технического, производственного , административного, финансового, коммерческого характера.


Вывод: все факторы производства

  1.  неразрывно связаны между собой;
  2.  каждое благо для своего производства требует определённого набора факторов;
  3.  любое благо может быть произведено путём использования различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях;
  4.  хозяйствующий субъект, организующий производство, соединяет все его факторы таким путём, чтобы получить больше продукта при возможно меньших затратах.
  5.  все экономические ресурсы или факторы производства имеются в ограниченном количестве. Это ставит перед обществом проблему их эффективного использования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61210. Г.С. Сковорода. «Сад Божественних пісень», «Всякому городу нрав і права», «De Libertate» 113 KB
  Охарактеризувати збірку його поетичних творів пісень; розкрити ідейнохудожній зміст програмових віршів митця; розвивати увагу пам’ять спостережливість уміння глибоко мислити надавати власну оцінку відповідний коментар...
61212. Структура ІС. Апаратна та програмна складові ІС 133.5 KB
  Учитель: С поняттям €œсистема ви багаторазово зустрічалися як в навчальних предметах так й в повсякденному житті: Сонячна система; періодична система хімічних елементів...
61213. Основні етапи розв’язання прикладної задачі з використанням комп’ютера. Поняття інформаційної моделі. Побудова моделі 264.5 KB
  Навчальні цілі: визначити поняття інформаційної моделі реального обєкта; розвинути вміння описувати інформаційні моделі шляхом виділення суттєвих (відповідно до мети моделювання) властивостей обєктів...
61216. Інформатика – наука ХХ століття. Поняття інформації і повідомлення. Інформація та інформаційні процеси. Носії інформації. Кодування. Інформаційні процеси 154 KB
  Мета: засвоєння та узагальнення окремих фактів до формування в учнів понять категорій систем на ocнoві життєвого досвіду загальні основи термінології предмету Інформатика спеціалізаціі технологія властивості...