58218

Нуклеиновые кислоты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Различают два типа нуклеиновых кислот дезоксирибонуклеиновые сокращенно ДНК и рибонуклеиновые РНК. Различие в названиях объясняется тем что молекула ДНК содержит углевод дезоксирибозу а молекула РНК рибозу.

Русский

2014-04-23

138 KB

0 чел.

Урок 7. Нуклеиновые кислоты         1.6

1. Строение и функции ДНК

Нуклеиновые кислоты (от лат. nucleus — ядро) впервые были обнаружены в ядрах лейкоцитов. Впоследствии было выяснено, что нуклеиновые кислоты содержатся во всех клетках, причем не только в ядре, но также в цитоплазме и различных органоидах.

Различают два типа нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Различие в названиях объясняется тем, что молекула ДНК содержит углевод дезоксирибозу, а молекула РНК — рибозу.

Нуклеиновые кислоты — биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов. Мономеры-нуклеотиды ДНК и РНК имеют сходное строение.

Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями. Это азотистое основание, углевод (рибоза или дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты (рис. 9).

В состав молекулы ДНК входят четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин или тимин. Они и определяют названия соответствующих нуклеотидов: адениловый (А), гуаниловый (Г), цитидиловый (Ц) и тимидиловый (Т) (рис. 10).

Каждая цепь ДНК представляет полинуклеотид, состоящий из нескольких десятков тысяч нуклеотидов.

Молекула ДНК имеет сложное строение. Она состоит из двух спирально закрученных цепей нуклеотидов, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.

При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. При этом обнаруживается важная закономерность: против аденина одной цепи всегда располагается тимин другой цепи, против гуанина — цитозин, и наоборот. Это объясняется тем, что пары нуклеотидов аденин и тимин, а также гуанин и цитозин строго соответствуют друг другу и являются дополнительными, или комплементарными (от лат. complementum — дополнение), друг другу. Между аденином и тимином всегда возникают две, а между гуанином и цитозином — три водородные связи (рис. 11).

Следовательно, у всякого организма число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых — числу цитидиловых. Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК, по принципу комплементарности можно установить порядок нуклеотидов другой цепи.

С помощью четырех типов нуклеотидов в ДНК записана вся важная информация об организме, передающаяся по наследству следующим поколениям. Другими словами, ДНК является носителем наследственной информации. Молекулы ДНК в основном находятся в ядрах клеток, но небольшое их количество содержится в митохондриях и пластидах.

2. Строение и функции РНК

Молекула РНК, в отличие от молекулы ДНК, — полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров. Мономерами РНК являются нуклеотиды, состоящие из рибозы, остатка фосфорной кислоты и одного из четырех азотистых оснований. Три азотистых основания — аденин, гуанин и цитозин — такие же, как и у ДНК, а четвертое — урацил. Образование полимера РНК происходит через ковалентные связи между рибозой и остатком фосфорной кислоты соседних нуклеотидов.

Выделяют три типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям.

Рибосомные РНК (рРНК) входят в состав рибосом и участвуют в формировании их активных центров, где происходит процесс биосинтеза белка.

Транспортные РНК (тРНК) — самые небольшие по размеру — транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.

Информационные, или матричные, РНК (иРНК) синтезируются на участке одной из цепей молекулы ДНК и передают информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где эта информация реализуется.

Таким образом, различные типы РНК представляют собой единую функциональную систему, направленную на реализацию наследственной информации через синтез белка. Молекулы РНК находятся в ядре, цитоплазме, рибосомах, митохондриях и пластидах клетки.

Карточка у доски:

  1.  Где в клетке находятся молекулы ДНК?
  2.  Из каких компонентов состоят нуклеотиды ДНК?
  3.  Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК?
  4.  Сколько водородных связей образуется между комплементарными азотистыми основаниями в ДНК?
  5.  Какие функции выполняет ДНК в клетке?
  6.  Какие углеводы входят в состав нуклеотидов ДНК? РНК?
  7.  Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов РНК?
  8.  Какие виды РНК различают в клетке?
  9.  Где в клетке находятся молекулы РНК?
  10.  Какие функции выполняет РНК в клетке?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. ДНК. 2. РНК. 3. Нуклеотид ДНК. 4. Комплементарные азотистые основания. 5. Рибосомные РНК. 6. Транспортные РНК. 7. Информационные РНК.
  2.  Транспортная, защитная и регуляторная функции белков.
  3.  Сигнальная, двигательная и энергетическая функции белков.
  4.  Ферментативная функция белков.

Компьютерное тестирование

**Тест 1. Молекулы ДНК в клетках животных, растений и грибов находятся:

  1.  В ядре.
  2.  В цитоплазме.
  3.  В митохондриях.
  4.  В пластидах.
  5.  В рибосомах.

**Тест 2. Молекулы РНК в клетках животных, растений и грибов находятся:

  1.  В ядре.
    1.  В цитоплазме.
    2.  В митохондриях.
    3.  В пластидах.
    4.  В рибосомах.

**Тест 3. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК?

  1.  Аденин.
  2.  Тимин.
  3.  Урацил.
  4.  Гуанин.
  5.  Цитозин.

**Тест 4. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов РНК?

  1.  Аденин.
  2.  Тимин.
  3.  Урацил.
  4.  Гуанин.
  5.  Цитозин.

**Тест 5. Сколько водородных связей образуется между комплементарными азотистыми основаниями в ДНК?

  1.  Между аденином и тимином – две водородные связи.
  2.  Между аденином и тимином – три водородные связи.
  3.  Между гуанином и цитозином – две водородные связи.
  4.  Между гуанином и цитозином – три водородные связи.

**Тест 6. Какие углеводы входят в состав нуклеотидов ДНК? РНК?

  1.  В ДНК – углевод рибоза.
  2.  В ДНК – углевод дезоксирибоза.
  3.  В РНК – углевод рибоза.
  4.  В РНК – углевод дезоксирибоза.

Тест 7. Входят в состав рибосом:

  1.  Рибосомные РНК (рРНК).
  2.  Транспортные РНК (тРНК).
  3.  Информационные РНК (иРНК).
  4.  ДНК.

Тест 8. Транспортируют аминокислоты в рибосомы:

  1.  Рибосомные РНК (рРНК).
  2.  Транспортные РНК (тРНК).
  3.  Информационные РНК (иРНК).
  4.  ДНК.

Тест 9. Переносят информацию о белке из ядра к рибосомам:

  1.  Рибосомные РНК (рРНК).
  2.  Транспортные РНК (тРНК).
  3.  Информационные РНК (иРНК).
  4.  ДНК.

**Тест 10. ДНК и РНК в клетке выполняют следующие функции:

  1.  ДНК отвечают за синтез белка.
  2.  ДНК отвечает за хранение генетической информации.
  3.  РНК отвечают за синтез белка.
  4.  РНК отвечает за хранение генетической информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27362. Эмоции и чувства 21.82 KB
  С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение сколько на процесс и результат учебной деятельности удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих.Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их преодолевая внешние или внутренние препятствия в формировании дополнительных мотивовстимулов к слабомотивированной деятельности.Волевое действие школьника развивается в том случае если: цели которых он должен достигнуть в деятельности им поняты и осознаны;...
27363. Личность в психологии. Характер человека 25.5 KB
  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента характера привычках преобладающих интересах в качествах познавательных процессов восприятия памяти мышления воображения в способностях индивидуальном стиле деятельности и т. Характер это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении обусловливая типичные для индивида способы поведения. Экстровертный тип эмоциональная взвинченность жажда общения и деятельности зачастую безотносительно к ее необходимости и...
27364. Самосознание в психической деятельности человека 25.89 KB
  Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя развернутый во времени связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование понятие собственного Я. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету и средствам деятельности к другим людям. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности ценностными ориентациями установками; выполняя функцию...
27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...