58222

Счет лет в истории

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...

Русский

2014-05-26

51 KB

2 чел.

Урок 7. Счет лет в истории

Вопросы для повторения:

1. С улучшением орудий труда большое хозяйство общины начало распадаться на мелкие хозяйства отдельных семей. Какое название получила такая общность людей?

2. Почему в родовой общине невозможно было ведение отдельного хозяйства?

3. Что появилось нового в соседской общине?

4. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

5. Почему с развитием хозяйства появился обмен? Что такое разделение труда?

6. Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми. Выделите главные причины возникновения неравенства.

7. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Новая тема.

Учитель:  Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.

Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте («Алиса в стране чудес», «Сказка о потерянном времени»).

Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время - историческое.

Чтобы представить себе ход времени, нарисуем прямую линию, на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий:

В самом правом углу поместим год, в котором мы живем:

Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками времени, как:

Век -  отрезок времени, равный 100 годам.

Тысячелетие - отрезок времени, равный 1000 лет.

Дорога, по которой мы с вами пойдем, называется лентой времени.  Для обозначения исторических событий обычно пользуются римскими цифрами. Ими обозначают века.

Задание.

I) Определите, какой век обозначен римскими цифрами:

На доске:

XX-

IX-

XIX-

IV-

XVI-

 V-

2)Отметьте на ленте времени: I (один век равен одной клетке), V, X, XIII и XX вв.

0   1 V X       ХIII XVIII  XX

3) В каком веке произошли события:

1147г. - основание Москвы - ... век;

988г. - принятие христианства на Руси- ... век;

1242г. - Ледовое побоище -... век;

1703г. - основание Санкт-Петербурга -... век;

4) Обозначьте на ленте времени год, когда Санкт-Петербург отметил свое 300-летие (2003г.) В каком веке это произошло?

Учитель: Лента, времени делится на части: до нашей эры (до н.э.) и наша эра (н.э.).

Эра - это точка отсчета времени, момент, с которого ведется счет лет.

И в нашей летоисчислении существует некая точка отсчета.

Вопрос: От какого события мы ведем счет лет?

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Иисус Христос. Сказания о Христе были созданы 2000 лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась во многих странах. В VI веке настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый предложил вести счет лег от рождения Христа. По римскому летоисчислению Иисус Христос родился в 753 г. от основания Рима. Обозначим это на ленте времени.

733 0 I тыс. II тыс.

до н.э. РХ н.э.

Для нас рождение Иисуса Христа кажется событием глубокой древности. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древние египтяне, греки, римляне. События, происходившие до нашей эры, откладываются на ленте времени в обратном порядке (рис. вверху на стр. 29 учебника):

до н.э.        рх н.э.

Задание: Обозначьте на ленте времени следующие события, которые произошли до нашей эры:

776 г. до н.э. - начало Олимпийских игр;

74 г. до н.э. - начало восстания Спартака.

                        VIII в.         1в. РХ 

До н.э.

Посчитайте, сколько лет назад произошли эти события? (2002+74=2076 лет назад;     2002+776=2778 лет назад).

Какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?

ВОПРОС: Вспомните из курса истории в начальной школе, каким летоисчислением пользовались древние египтяне, греки,- римляне? Какой счет лет удобнее? Чем?

В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год - вторым и т.д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным было летоисчисление у римлян. Год основания Рима они считали первым, следующий - вторым и т.д.

Задание: Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

-В каком году, по римскому летоисчислению, началось восстание Спартака? (753-74=679 год.)

Древние греки вели счет лет со дня первых Олимпийских игр. (766 г до н.э.)

Потребность же измерять время возникла много тысяч лет назад.

Задание.

Прочитайте п. 1  главы 3, стр. 28-29.

- Ответьте на вопросы:

  1.  Почему первобытные охотники и собиратели наблюдали за временем, измеряли его? Чем была вызвана такая потребность?
  2.  В одном сказании говорится, что Солнце преследует Луну, отрезая у нее куски мяса! А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Какое явление природы отражено в этом сказании? Как оно помогало людям измерять большие отрезки времени?
  3.  Охотники и собиратели, например, в Африке, заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой период, а затем через много дней вновь начинают лить дожди. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона. Почему им было это жизненно важно? (В зависимости от времени года меняется количество зверей и съедобных плодов и кореньев).
  4.   С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной года. Почему?

Учитель: Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого, проходит примерно равное число дней. Время научились считать не только по суткам и месяцам, но и годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Об этих событиях, которые хранит человеческая память, мы узнаем, изучая историю древнего мира.

Домашнее задание.

1) Прочитайте главу 3,стр. 28-30.

  1.   Письменно ответьте на вопросы на стр. 30.

3) Повторите изученное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13643. Теплов. Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются 13.87 KB
  Не в том дело что способности человека проявляются в деятельности а в том что они в ней создаются. Б. Теплов Данное высказывание связано с проблемой развития человеческих способностей. Эта проблема важна для обществознания в целом так как от развития человека зависит д
13644. Объявить себя гением легче всего по радио 14.01 KB
  Объявить себя гением легче всего по радио.Дон АминадоРадио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.Радио телевидение пресса Интернет продукты информационной эпохи которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном общ...
13645. Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое 15.12 KB
  Прогресс это движение по кругу но все более быстрое. Л.Левинсон.Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука техника человеческий разум и если сравнить первобытность и наши дни то видно что человеческое общество прогрессирует. От первобытного ста...
13646. Революции – варварский способ прогресса 14.02 KB
  Революции варварский способ прогресса. Ж.Жорес Революция это коренной перелом в жизни общества ведущий к смене старых порядков на новые.Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии все известные рев
13647. Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью 14.41 KB
  Революция это переход от неправды к правде от лжи к истине от угнетения к справедливости от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью Роберт ОуэнРеволюцию часто называют общественным взрывом именно поэтому на мой взгляд революция не решает полностью ...
13648. Свобода есть право на неравенство. Эссе 15.51 KB
  Тема: Свобода есть право на неравенство.Свобода это основная характеристика человеческого бытия его суть. Как писал немецкий философ Гегель: Свобода есть познанная необходимость. Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цив...
13649. Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги 15.62 KB
  Эссе на тему: Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги Э. Севрус русский литераторЭкономика является важнейшей сферой жизни общества так как именно она обеспечивает людей материал
13650. Деньги - это свобода, выкованная из золота 14.46 KB
  Деньги это свобода выкованная из золота. Э.М. Ремарк Э.М. Ремарк называет деньги свободой. Деньги согласно Ремарку дают возможность их владельцу поступать так как он захочет. Например купить какие-либо товары дать их под залог обменять на ценные бумаги. Все это может ...
13651. Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей 14.06 KB
  Конкуренция единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей. Ф. Хайек Поскольку данное высказывание дано в разделе экономика то под конкуренцией следует понимать эконо