58222

Счет лет в истории

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...

Русский

2014-05-26

51 KB

2 чел.

Урок 7. Счет лет в истории

Вопросы для повторения:

1. С улучшением орудий труда большое хозяйство общины начало распадаться на мелкие хозяйства отдельных семей. Какое название получила такая общность людей?

2. Почему в родовой общине невозможно было ведение отдельного хозяйства?

3. Что появилось нового в соседской общине?

4. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

5. Почему с развитием хозяйства появился обмен? Что такое разделение труда?

6. Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми. Выделите главные причины возникновения неравенства.

7. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Новая тема.

Учитель:  Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.

Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте («Алиса в стране чудес», «Сказка о потерянном времени»).

Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время - историческое.

Чтобы представить себе ход времени, нарисуем прямую линию, на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий:

В самом правом углу поместим год, в котором мы живем:

Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками времени, как:

Век -  отрезок времени, равный 100 годам.

Тысячелетие - отрезок времени, равный 1000 лет.

Дорога, по которой мы с вами пойдем, называется лентой времени.  Для обозначения исторических событий обычно пользуются римскими цифрами. Ими обозначают века.

Задание.

I) Определите, какой век обозначен римскими цифрами:

На доске:

XX-

IX-

XIX-

IV-

XVI-

 V-

2)Отметьте на ленте времени: I (один век равен одной клетке), V, X, XIII и XX вв.

0   1 V X       ХIII XVIII  XX

3) В каком веке произошли события:

1147г. - основание Москвы - ... век;

988г. - принятие христианства на Руси- ... век;

1242г. - Ледовое побоище -... век;

1703г. - основание Санкт-Петербурга -... век;

4) Обозначьте на ленте времени год, когда Санкт-Петербург отметил свое 300-летие (2003г.) В каком веке это произошло?

Учитель: Лента, времени делится на части: до нашей эры (до н.э.) и наша эра (н.э.).

Эра - это точка отсчета времени, момент, с которого ведется счет лет.

И в нашей летоисчислении существует некая точка отсчета.

Вопрос: От какого события мы ведем счет лет?

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Иисус Христос. Сказания о Христе были созданы 2000 лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась во многих странах. В VI веке настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый предложил вести счет лег от рождения Христа. По римскому летоисчислению Иисус Христос родился в 753 г. от основания Рима. Обозначим это на ленте времени.

733 0 I тыс. II тыс.

до н.э. РХ н.э.

Для нас рождение Иисуса Христа кажется событием глубокой древности. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древние египтяне, греки, римляне. События, происходившие до нашей эры, откладываются на ленте времени в обратном порядке (рис. вверху на стр. 29 учебника):

до н.э.        рх н.э.

Задание: Обозначьте на ленте времени следующие события, которые произошли до нашей эры:

776 г. до н.э. - начало Олимпийских игр;

74 г. до н.э. - начало восстания Спартака.

                        VIII в.         1в. РХ 

До н.э.

Посчитайте, сколько лет назад произошли эти события? (2002+74=2076 лет назад;     2002+776=2778 лет назад).

Какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?

ВОПРОС: Вспомните из курса истории в начальной школе, каким летоисчислением пользовались древние египтяне, греки,- римляне? Какой счет лет удобнее? Чем?

В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год - вторым и т.д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным было летоисчисление у римлян. Год основания Рима они считали первым, следующий - вторым и т.д.

Задание: Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

-В каком году, по римскому летоисчислению, началось восстание Спартака? (753-74=679 год.)

Древние греки вели счет лет со дня первых Олимпийских игр. (766 г до н.э.)

Потребность же измерять время возникла много тысяч лет назад.

Задание.

Прочитайте п. 1  главы 3, стр. 28-29.

- Ответьте на вопросы:

  1.  Почему первобытные охотники и собиратели наблюдали за временем, измеряли его? Чем была вызвана такая потребность?
  2.  В одном сказании говорится, что Солнце преследует Луну, отрезая у нее куски мяса! А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Какое явление природы отражено в этом сказании? Как оно помогало людям измерять большие отрезки времени?
  3.  Охотники и собиратели, например, в Африке, заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой период, а затем через много дней вновь начинают лить дожди. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона. Почему им было это жизненно важно? (В зависимости от времени года меняется количество зверей и съедобных плодов и кореньев).
  4.   С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной года. Почему?

Учитель: Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого, проходит примерно равное число дней. Время научились считать не только по суткам и месяцам, но и годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Об этих событиях, которые хранит человеческая память, мы узнаем, изучая историю древнего мира.

Домашнее задание.

1) Прочитайте главу 3,стр. 28-30.

  1.   Письменно ответьте на вопросы на стр. 30.

3) Повторите изученное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29578. Состояние медиарынка в кризисный и поскризисный период, тенденции дальнейшего развития 24.52 KB
  Те компании которые выжили в это время оказались в очень неплохой ситуации. Как отмечают специалисты основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации – не замалчивать события говорить все и как можно скорее. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей которых вы не знаете или в которых вы не уверены не следует включаться в догадки поскольку вы можете оказаться не правы. Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [10 с.
29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия – элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия – массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия – СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...
29583. Массовое сознание: Субъективистский и объективистский подходы 14.37 KB
  Массовое сознание включает в себя понятие массы: МассаОртега и Гаса это суждение некомпетентных низкое качество современной цивилизации; Масса Юнгер механизное общество в котором человек является придатком машины; Масса Зиммель Вебер Манхейм – это бюрократическое общество которое отличается широко расчленненой организацией в которой принятие решений допускается на высших этапах иерархии; МассаЛенин – совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. МассаШарков это шаблонное Например когда в деревнях все...
29584. Стратегия и тактика планирования рекламной кампании 16.33 KB
  Стратегия и тактика планирования рекламной кампании. Планирование рекламной кампании это процесс в котором принимают участие все структурные подразделения рекламного агентства и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса составление плана рекламной кампании на определенный период. Главная задача планирования рекламной кампании определить как будет доноситься рекламное послание до потребителя: в какой форме с помощью каких средств массовой информации и в рамках какого бюджета.
29585. Основные понятия в медиапланировании (рейтинг, доля, HUT, PUT, PUR). Их расчет и соотношение в планировании рекламных кампаний 33.55 KB
  Home Using TV одним из базовых показателей в медиапланировании является число людей или домохозяйств в которых смотрят телевизор. Этот показатель описывает количество людей или домохозяйств использующих ТВ на определенный момент времени Иными словами это процент индивидуумов или домохозяйств использующих телевизор в данное время дня. Показатель HUT не включает людей смотрящих телевизор вне дома например в магазинах аэропортах отелях и т. То есть рекламное сообщение смогут увидеть те люди которые по крайней мере в данный момент...
29586. Медиавес рекламной кампании и его измерение (охват, частота, количество предъявлений) 46.5 KB
  Охват — это количество разных индивидуумов, которые были затронуты графиком прохождения рекламной кампании за данный период времени, или, другими словами, увидели нашу рекламную кампанию, наше рекламное объявление хотя бы один раз, обычно представляется в процентном формате.