58222
Счет лет в истории
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...
Русский
2014-05-26
51 KB
2 чел.
Урок 7. Счет лет в истории
Вопросы для повторения:
1. С улучшением орудий труда большое хозяйство общины начало распадаться на мелкие хозяйства отдельных семей. Какое название получила такая общность людей?
2. Почему в родовой общине невозможно было ведение отдельного хозяйства?
3. Что появилось нового в соседской общине?
4. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
5. Почему с развитием хозяйства появился обмен? Что такое разделение труда?
6. Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми. Выделите главные причины возникновения неравенства.
7. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?
Новая тема.
Учитель: Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.
Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте («Алиса в стране чудес», «Сказка о потерянном времени»).
Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время - историческое.
Чтобы представить себе ход времени, нарисуем прямую линию, на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий:
В самом правом углу поместим год, в котором мы живем:
Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками времени, как:
Век - отрезок времени, равный 100 годам.
Тысячелетие - отрезок времени, равный 1000 лет.
Дорога, по которой мы с вами пойдем, называется лентой времени. Для обозначения исторических событий обычно пользуются римскими цифрами. Ими обозначают века.
Задание.
I) Определите, какой век обозначен римскими цифрами:
На доске:
XX- |
IX- |
XIX- |
IV- |
XVI- |
V- |
2)Отметьте на ленте времени: I (один век равен одной клетке), V, X, XIII и XX вв.
0 1 V X ХIII XVIII XX
3) В каком веке произошли события:
1147г. - основание Москвы - ... век;
988г. - принятие христианства на Руси- ... век;
1242г. - Ледовое побоище -... век;
1703г. - основание Санкт-Петербурга -... век;
4) Обозначьте на ленте времени год, когда Санкт-Петербург отметил свое 300-летие (2003г.) В каком веке это произошло?
Учитель: Лента, времени делится на части: до нашей эры (до н.э.) и наша эра (н.э.).
Эра - это точка отсчета времени, момент, с которого ведется счет лет.
И в нашей летоисчислении существует некая точка отсчета.
Вопрос: От какого события мы ведем счет лет?
Счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Иисус Христос. Сказания о Христе были созданы 2000 лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась во многих странах. В VI веке настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый предложил вести счет лег от рождения Христа. По римскому летоисчислению Иисус Христос родился в 753 г. от основания Рима. Обозначим это на ленте времени.
733 0 I тыс. II тыс.
до н.э. РХ н.э.
Для нас рождение Иисуса Христа кажется событием глубокой древности. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древние египтяне, греки, римляне. События, происходившие до нашей эры, откладываются на ленте времени в обратном порядке (рис. вверху на стр. 29 учебника):
до н.э. рх н.э.
Задание: Обозначьте на ленте времени следующие события, которые произошли до нашей эры:
776 г. до н.э. - начало Олимпийских игр;
74 г. до н.э. - начало восстания Спартака.
VIII в. 1в. РХ
До н.э.
Посчитайте, сколько лет назад произошли эти события? (2002+74=2076 лет назад; 2002+776=2778 лет назад).
Какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?
ВОПРОС: Вспомните из курса истории в начальной школе, каким летоисчислением пользовались древние египтяне, греки,- римляне? Какой счет лет удобнее? Чем?
В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год - вторым и т.д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.
Иным было летоисчисление у римлян. Год основания Рима они считали первым, следующий - вторым и т.д.
Задание: Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?
-В каком году, по римскому летоисчислению, началось восстание Спартака? (753-74=679 год.)
Древние греки вели счет лет со дня первых Олимпийских игр. (766 г до н.э.)
Потребность же измерять время возникла много тысяч лет назад.
Задание.
Прочитайте п. 1 главы 3, стр. 28-29.
- Ответьте на вопросы:
Учитель: Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого, проходит примерно равное число дней. Время научились считать не только по суткам и месяцам, но и годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.
Об этих событиях, которые хранит человеческая память, мы узнаем, изучая историю древнего мира.
Домашнее задание.
1) Прочитайте главу 3,стр. 28-30.
3) Повторите изученное.