58222

Счет лет в истории

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...

Русский

2014-05-26

51 KB

2 чел.

Урок 7. Счет лет в истории

Вопросы для повторения:

1. С улучшением орудий труда большое хозяйство общины начало распадаться на мелкие хозяйства отдельных семей. Какое название получила такая общность людей?

2. Почему в родовой общине невозможно было ведение отдельного хозяйства?

3. Что появилось нового в соседской общине?

4. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

5. Почему с развитием хозяйства появился обмен? Что такое разделение труда?

6. Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми. Выделите главные причины возникновения неравенства.

7. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Новая тема.

Учитель:  Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем.

Когда вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на месте («Алиса в стране чудес», «Сказка о потерянном времени»).

Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время - историческое.

Чтобы представить себе ход времени, нарисуем прямую линию, на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий:

В самом правом углу поместим год, в котором мы живем:

Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками времени, как:

Век -  отрезок времени, равный 100 годам.

Тысячелетие - отрезок времени, равный 1000 лет.

Дорога, по которой мы с вами пойдем, называется лентой времени.  Для обозначения исторических событий обычно пользуются римскими цифрами. Ими обозначают века.

Задание.

I) Определите, какой век обозначен римскими цифрами:

На доске:

XX-

IX-

XIX-

IV-

XVI-

 V-

2)Отметьте на ленте времени: I (один век равен одной клетке), V, X, XIII и XX вв.

0   1 V X       ХIII XVIII  XX

3) В каком веке произошли события:

1147г. - основание Москвы - ... век;

988г. - принятие христианства на Руси- ... век;

1242г. - Ледовое побоище -... век;

1703г. - основание Санкт-Петербурга -... век;

4) Обозначьте на ленте времени год, когда Санкт-Петербург отметил свое 300-летие (2003г.) В каком веке это произошло?

Учитель: Лента, времени делится на части: до нашей эры (до н.э.) и наша эра (н.э.).

Эра - это точка отсчета времени, момент, с которого ведется счет лет.

И в нашей летоисчислении существует некая точка отсчета.

Вопрос: От какого события мы ведем счет лет?

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Иисус Христос. Сказания о Христе были созданы 2000 лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась во многих странах. В VI веке настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый предложил вести счет лег от рождения Христа. По римскому летоисчислению Иисус Христос родился в 753 г. от основания Рима. Обозначим это на ленте времени.

733 0 I тыс. II тыс.

до н.э. РХ н.э.

Для нас рождение Иисуса Христа кажется событием глубокой древности. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древние египтяне, греки, римляне. События, происходившие до нашей эры, откладываются на ленте времени в обратном порядке (рис. вверху на стр. 29 учебника):

до н.э.        рх н.э.

Задание: Обозначьте на ленте времени следующие события, которые произошли до нашей эры:

776 г. до н.э. - начало Олимпийских игр;

74 г. до н.э. - начало восстания Спартака.

                        VIII в.         1в. РХ 

До н.э.

Посчитайте, сколько лет назад произошли эти события? (2002+74=2076 лет назад;     2002+776=2778 лет назад).

Какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?

ВОПРОС: Вспомните из курса истории в начальной школе, каким летоисчислением пользовались древние египтяне, греки,- римляне? Какой счет лет удобнее? Чем?

В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год - вторым и т.д. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным было летоисчисление у римлян. Год основания Рима они считали первым, следующий - вторым и т.д.

Задание: Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

-В каком году, по римскому летоисчислению, началось восстание Спартака? (753-74=679 год.)

Древние греки вели счет лет со дня первых Олимпийских игр. (766 г до н.э.)

Потребность же измерять время возникла много тысяч лет назад.

Задание.

Прочитайте п. 1  главы 3, стр. 28-29.

- Ответьте на вопросы:

  1.  Почему первобытные охотники и собиратели наблюдали за временем, измеряли его? Чем была вызвана такая потребность?
  2.  В одном сказании говорится, что Солнце преследует Луну, отрезая у нее куски мяса! А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Какое явление природы отражено в этом сказании? Как оно помогало людям измерять большие отрезки времени?
  3.  Охотники и собиратели, например, в Африке, заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой период, а затем через много дней вновь начинают лить дожди. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона. Почему им было это жизненно важно? (В зависимости от времени года меняется количество зверей и съедобных плодов и кореньев).
  4.   С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной года. Почему?

Учитель: Представление о продолжительности года возникло еще у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого, проходит примерно равное число дней. Время научились считать не только по суткам и месяцам, но и годам. Люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Об этих событиях, которые хранит человеческая память, мы узнаем, изучая историю древнего мира.

Домашнее задание.

1) Прочитайте главу 3,стр. 28-30.

  1.   Письменно ответьте на вопросы на стр. 30.

3) Повторите изученное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67234. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 22.11 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. В первый из названных типов входят социально-политические конфликты а в последний три класса чрезвычайных ситуаций стихийные бедствия техногенные технологические катастрофы...
67235. Историческая типологизация культуры 31.5 KB
  Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...
67237. Активный и пассивный словарный запас 110.5 KB
  Лексика языка почти непрерывно пополняется новыми словами возникновение которых связано с изменениями в жизни общества развитием производства науки и культуры. Так как закрепление в языке новых слов и значений и особенно уход из языка устаревшего – процесс постепенный и...
67238. СУТНІСТЬ ТА ФУНКЦІОНУВАННЯ ПОЛІТИЧНИХ ПАРТІЙ 121.5 KB
  Поняття політичної партії її виникнення етапи розвитку. Типологія політичних партій і партійних систем Партії і партійна система в Україні. Поняття політичної партії її виникнення етапи розвитку Політичне життя в сучасному суспільстві не мислиме без партій.
67239. Плаваючі елементи та очищення 346 KB
  У цій темі ми познайомимося з плаваючими елементами (float) і очищенням (clearing) – двома обов’язковими інструментами сучасного Web-дизайнера. Вони є багатогранними інструментами, які можна використовувати для реалізації обтікання текстом зображень і навіть створення багатостовпцевих компонувань.
67240. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 106.5 KB
  Разные области коры подразделяются в зависимости от выполняемой функции на проекционные соматосенсорная зрительная слуховая моторные и ассоциативные префронтальная теменно-височно-затылочная лимбическая Рис. В каждом пункте переключения происходит переработка передаваемого сигнала каждый такой информационный...
67241. ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА СТАЛЕЙ 78 KB
  Цементация сталей Насыщение поверхности стали углеродом называется цементацией. В результате цементации в поверхностном слое стали образуются железо-углеродистые фазы соответствующие диаграмме состояния Fe Fез С. Атомарный углерод адсорбируется поверхностью стали и диффундирует в глубь металла.
67242. Роздрібний товарооборот. Товарні запаси торгового підприємства 40.41 KB
  Суть та склад товарних запасів торгових підприємств. Показники що характеризують стан товарних запасів торгового підприємства. Фактори що визначають розмір та швидкість обороту товарних запасів. Нормування та планування товарних запасів.