58227

АТФ и другие органические соединения клетки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

АТФ и другие органические соединения клетки. Аденозинтрифосфат АТФ. АТФ нуклеотид состоящий из азотистого основания аденина углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты рис. АТФ неустойчивая структура.

Русский

2014-04-23

240 KB

26 чел.

Урок 8. АТФ и другие органические соединения клетки.    1.7

1. Аденозинтрифосфат (АТФ).

АТФ – нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты (рис. 12), содержится в цитоплазме, митохондриях, пластидах и ядрах.

АТФ — неустойчивая структура. При отделении одного остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в аденозиндифосфат (АДФ), если отделяется еще один остаток фосфорной кислоты (что бывает крайне редко), то АДФ переходит в аденозинмонофосфат (АМФ). При отделении каждого остатка фосфорной кислоты освобождается 40 кДж энергии. Связь между остатками фосфорной кислоты называют макроэргической (она обозначается символом ~), так как при ее разрыве выделяется почти в четыре раза больше энергии, чем при расщеплении других химических связей (рис. 13). АТФ — универсальный источник энергии для всех реакций, протекающих в клетке.

2. Витамины.

Витамины (от лат. vita — жизнь) —биоорганические соединения, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организмов. В отличие от других органических веществ витамины не используются в качестве источника энергии или строительного материала, соединяясь с белками в качестве коферментов, они приводят к образованию ферментов.

Некоторые витамины могут синтезироваться самим организмом (например, бактерии способны образовывать практически все витамины). Другие витамины поступают в организм с пищей. Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. В основу современной классификации витаминов положена их способность растворяться в воде и жирах. Различают жирорастворимые (A, D, Е и К) и водорастворимые (В, С, РР и др.) витамины.

Витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности организма. Как недостаток, так и избыток витаминов может привести к серьезным нарушениям многих физиологических функций в организме.

Кроме перечисленных выше органических соединений (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, витамины) в любой клетке всегда есть много других органических веществ. Они являются промежуточными или конечными продуктами биосинтеза и распада.

Карточка у доски:

  1.  Какое азотистое основание входит в состав АТФ?
  2.  Какой углевод входит в состав АТФ?
  3.  Сколько макроэргических связей в молекуле АТФ?
  4.  Какое количество энергии выделяется при разрушении всех макроэргических связей в молекуле АТФ?
  5.  Какие функции выполняет АТФ в клетке?
  6.  Каково значение витаминов для организма?
  7.  Каково значение ферментов для организма?
  8.  Перечислите жирорастворимые витамины.
  9.  В каких изученных молекулах встречается углевод рибоза?
  10.  В каких изученных молекулах встречаются остатки фосфорной кислоты?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. АТФ. 2. АДФ. 3. АМФ. 4. Макроэргические связи. 5. Витамины. 6. Коферменты.
  2.  Строение АТФ, АДФ, АМФ.
  3.  Значение АТФ.
  4.  Характеристика витаминов.

Компьютерное тестирование

**Тест 1. В состав молекулы АТФ входят:

  1.  Азотистое основание.
  2.  Аминокислота.
  3.  Три остатка фосфорной кислоты.
  4.  Углевод.

**Тест 2. Углевод и азотистое основание АТФ:

  1.  Углевод рибоза.
    1.  Углевод дезоксирибоза.
    2.  Азотистое основание урацил.
    3.  Азотистое основание аденин.

Тест 3. В молекуле АТФ макроэргических связей:

  1.  Одна.
  2.  Две.
  3.  Три.
  4.  Четыре.
  5.  Цитозин.

Тест 4. При распаде АТФ до АМФ и 2 молекул Н3РО4 выделилось энергии:

  1.  40 кДж.
  2.  80 кДж.
  3.  120 кДж.
  4.  30,6 кДж.

Тест 5. Значение витаминов:

  1.  Соединяясь с белками образуют ферменты.
  2.  Соединяясь с жирами образуют ферменты.
  3.  Соединяясь с углеводами образуют ферменты.
  4.  Соединяясь с РНК образуют ферменты.

Тест 6. Жирорастворимые витамины?

  1.  А, С, D, K.
  2.  A, B, D, K.
  3.  A, D, E, K.
  4.  A, C, B, K.

**Тест 7. К малым органическим молекулам относятся:

  1.  Белки.
  2.  Жиры.
  3.  Витамины.
  4.  АТФ.

**Тест 8. Азотистое основание аденин входит в состав:

  1.  ДНК.
  2.  РНК.
  3.  АТФ.
  4.  Белков.

Тест 9. Моносахарид рибоза входит в состав:

  1.  ДНК.
  2.  РНК.
  3.  АТФ.
  4.  Мальтозы.

**Тест 10. Остатки фосфорной кислоты входят в состав:

  1.  ДНК.
  2.  РНК.
  3.  АТФ.
  4.  Лактозы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55341. Біосферно-ноосферні ідеї В.І. Вернадського – основа сучасної екології 3.33 MB
  Вчення В. Вернадського тим рельєфніше виступає роль і значення для нас всього того що зробив цей геніальний учений мислитель справжній син України який розробив науковий фундамент силу і глибину глобального геологічного процесу втілюючого сучасний перехід біосфери в ноосферу.
55342. ВПРОВАДЖЕННЯ ПЕДАГОІЧНОЇ ІННОВАЦІЇ 178.5 KB
  Актуальність порушеної проблеми зумовлена наступними суперечностями: між вимогами що постали перед шкільною освітою щодо забезпечення всебічного розвитку учнів і наявними засобами їхнього розвитку...
55343. Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ 133.5 KB
  Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...
55344. ПРОЕКТНА ТЕХНОЛОГІЯ ЯК ШЛЯХ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНОГО НАВЧАННЯ 162.5 KB
  Хотілося б звернути увагу на те що проектні технології навчання відтворюють процеси дослідницької діяльності оскільки містять цикл і мають на меті процеси руху від незнання до знання на відміну від традиційних лінійних технологій навчання.
55345. ПІДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА 295.5 KB
  Визначити призначення виробу: підставка призначена для утримання електропаяльника в нагрітому чи холодному стані в проміжках між роботою та зберігання матеріалу необхідного при паянні.
55347. Зелений клас 192 KB
  Вирішили зробити проект тому що форма проектування дійсно дає змогу консолідувати зусилля усіх сторін і субєктів навчальновиховного процесу розширює рамки творчої діяльності. Тематичний напрямок проекту.
55348. Біла ромашка - символ чистого дихання 41 KB
  Мета проекту: формування у шкільної молоді моральних цінностей та життєвих навиків, які сприяють вихованню потреби практично впливати на подолання негативних поведінкових проявів...
55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;