58244

Клеточная теория. Клеточная мембрана

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Клетки различных органов животных растений грибов внешне не очень похожи друг на друга. Все клетки сходны по строению химическому составу и жизненным функциям.

Русский

2014-04-23

113.5 KB

0 чел.

Урок 10. Клеточная теория. Клеточная мембрана    2.1 – 2.2

1. Создание клеточной теории.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.

Клетка — элементарная единица жизни на Земле. Она обладает всеми признаками живого организма: растет, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители. Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа березы? И тем не менее между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий.

И хотя многие ученые пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVIIXVIII вв. была еще очень несовершенной. Лишь в начале XIX в. Р. Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX в. (в 1838 году) немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну из основных в современной биологии. Каковы же ее главные положения?

  1.  Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.
  2.  Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.
  3.  Несмотря на то, что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р. Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории:

4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

2. Клеточная мембрана.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Они содержат структуры для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности клетки должны быть тесно связаны друг с другом.

Исследования, проводившиеся в течение многих десятилетий и не прекращающиеся до сих пор, позволяют нарисовать достаточно полную картину строения клетки. Мы можем связать отдельные функции клетки с множеством различных мельчайших образований, обнаруженных в ней.

Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы. В цитоплазме большинства клеток находится ядро, координирующее жизнедеятельность клетки, и многочисленные органоиды, выполняющие разнообразные функции.

Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части — цитоплазма, ядро, органоиды — удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась клеточная мембрана, которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды. Наружная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки — цитоплазму и ядро — от повреждений, поддерживает постоянную форму клетки, обеспечивает связь клеток между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Строение мембраны у всех клеток одинаково. Ее толщина составляет приблизительно 8 нм (1 нм = 10-9м), и поэтому увидеть мембрану в световой микроскоп невозможно. Данные, полученные при помощи электронного микроскопа, позволили заключить, что основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов (рис. 18), в котором расположены многочисленные молекулы белков.

Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие — пронизывают оба слоя липидов насквозь. Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут.

Молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды — попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза. В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (рис. 19, А).

Внутрь образовавшегося пузырька проникают пищеварительные ферменты, и возникает пищеварительная вакуоль. Путем фагоцитоза питаются простейшие.

У многоклеточных организмов некоторые лейкоциты крови — довольно крупные амебовидные клетки, передвигаясь в крови и лимфе, также способны активно захватывать и переваривать чужеродные бактерии. Их называют фагоцитами. Так как клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки, они не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза.

Клетки растений, грибов и бактерий поверх клеточной мембраны имеют прочную клеточную стенку, обеспечивающую механическую прочность клеточной оболочке. У растений клеточная стенка состоит в основном из полисахарида целлюлозы, у грибов – из хитина, у бактерий – из муреина. У клеток с развитой клеточной стенкой фагоцитоз невозможен.

Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами (рис. 19, Б). Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

Карточка у доски:

  1.  Элементарная единица жизни на Земле?
  2.  Кто впервые предложил термин «Ядро»?
  3.  Кто сформулировал основные положения клеточной теории?
  4.  Какое положение клеточной теории было ошибочным?
  5.  Кто дополнил клеточную теорию положением о том, что новые клетки могут образовываться путем деления?
  6.  Какова толщина клеточной мембраны?
  7.  Что является основой клеточной мембраны?
  8.  Чем образована клеточная стенка растений, грибов, бактерий?
  9.  Что такое фагоцитоз?
  10.  Что такое пиноцитоз?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. Р.Броун. 2. М.Шлейден и Т.Шванн. 3. Р.Вирхов. 4. Клеточная теория. 5. Клеточная мембрана. 6. Фагоцитоз. 7. Пиноцитоз. 8. Клеточная стенка.
  2.  Основные положения клеточной теории.
  3.  Создание клеточной теории.
  4.  Строение клеточной мембраны .

Компьютерное тестирование

Тест 1. Элементарная единица жизни на Земле:

  1.  Атом.
  2.  Молекула.
  3.  Клетка.
  4.  Организм.

Тест 2. Термин ядро впервые использовал:

  1.  Р.Броун.
    1.  М.Шлейден.
    2.  Т.Шванн.
    3.  Р.Вирхов.

Тест 3. Основные положения клеточной теории в 1838 г были сформулированы:

  1.  Р.Броуном.
  2.  Р.Вирховым.
  3.  М.Шлейденом и Т.Шванном.
  4.  Ч.Дарвином.

Тест 4. Ошибочное положение клеточной теории:

  1.  Дочерние клетки образуются в результате деления материнских клеток.
  2.  Все живые существа состоят из клеток.
  3.  Клетки могут самопроизвольно зарождаться или во множестве образовываться внутри старых клеток.
  4.  Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

Тест 5. Доказал, что клетки могут образовываться только путем деления:

  1.  Р.Вирхов.
  2.  Р.Броун.
  3.  М.Шлейден.
  4.  Т.Шванн.

Тест 6. Толщина клеточной мембраны:

  1.  8 нм.
  2.  8 мкм.
  3.  8 мм.
  4.  0,8 мм.

Тест 7. Основа клеточной мембраны:

  1.  Белки на поверхности мембраны и пронизывающие мембрану насквозь.
  2.  Жиры.
  3.  Двойной слой липидов.
  4.  Углеводный бислой (двойной слой).

**Тест 8. Основу клеточных стенок растений, грибов и бактерий образует:

  1.  Целлюлоза (клетчатка).
  2.  Хитин.
  3.  Муреин.
  4.  Цитоплазматическая мембрана.

Тест 9. Фагоцитоз:

  1.  Захват плазматической мембраной твердых пищевых частиц.
  2.  Захват плазматической мембраной растворов.
  3.  Транспорт веществ через каналы белков, встроенных в мембрану.
  4.  Диффузия малых молекул через плазматическую мембрану.

Тест 10. Пиноцитоз:

  1.  Захват плазматической мембраной твердых пищевых частиц.
  2.  Захват плазматической мембраной растворов.
  3.  Транспорт веществ через каналы белков, встроенных в мембрану.
  4.  Диффузия малых молекул через плазматическую мембрану.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29504. «ЧЕЛОВЕК СОВЕТСКИЙ» ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: 1989-1994 (Предварительные итоги сравнительного исследования) 86 KB
  ВЦИОМ провел обширное исследование Советский человек результаты которого составили основу коллективной монографии2. было осуществлено новое исследование направленное на выявление изменений в установках ценностях нормативных структурах поведения человека в условиях социальных перемен и потрясений прошедшего периода. В первом исследовании было опрошено 2700 человек в нескольких республиках СССР в том числе 1325 человек в России во втором 3000 человек в различных регионах России.
29505. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ФЕНОМЕНУ «ЧЕЛОВЕКА СОВЕТСКОГО»: проблемы методологии анализа 89 KB
  Все это совершенно новые типы ориентаций не имеющие аналогов и корней в советской реальности или в традиционных характеристиках человека советского. В условиях продолжающегося кризиса государственно-политических институтов общества не только важнейшими показателями его состояния но в значительной мере и условием социального выживания являются именно те нормативные и ценностные структуры которые действуют на уровне социального человека то есть те которые интериоризированы в структуре усвоенных им ориентаций и рамок восприятия...
29506. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ: проблема социальных критериев 97 KB
  С мыслью о своем народе опрошенные по программе Советский человек в 1989 и 1994 гг. Место где я родился и вырос 40 41 Наше прошлое наша история 24 37 Территория на которой мы живем 10 25 Язык моего народа 22 19 Родная природа 16 18 Государство в котором я живу 28 17 Исследования по программе Советский человек 1989 г. N = 1325 человек и 1994 г. N = 3000 человек.
29507. Сексуальні девіації, їх причини і форми 106.5 KB
  Вона характеризується значним підвищенням цінності сексуального життя для людини і витискання інших цінностей. При девіантній гіперсексуальності людина використовує статевий контакт не тільки для отримання сексуального задоволення а скоріше для себе здійснюється сексуальний контакт без урахування згоди партнера за кількістю тривалістю часом місцем та формою реалізації. При цьому можуть використовуватись засоби сексуального контакту з приниженням партнера залякуванням його тощо. Асексуальна поведінка людина знижує значимість і...
29508. Сексуальні перверзії, їх причини і форми 73 KB
  Особливу групу сексуальних девіацій раніше уподобань тепер є: з одного боку традиційна гетеросексуальна орієнтація а з другого має місце тенденція до порушення ідентифікації своєї статі. Гомосексуальна поведінка сексуальна орієнтація людини нетрадиційна спрямована на осіб своєї статі без суттєвої зміни ідентифікації своєї статі. Гомосексуалізм при вихованні або перебуванні ддовгий час серед людей своєї статі вязниця інтернати тощо. Такий тип гомосексуалізму зветься егодистонічним якщо у людини виявляється спаяність зрощування...
29509. Психотерапія сексуальних розладів 83 KB
  Психотерапія сексуальних розладів. Психотерапія сексуальних розладів. В наш час дія при проведенні психотерапії сексуальних дисфункцій більш визначена ніж медикаментозна терапія. Карен Хорні підкреслювала що розвиток сексуальних порушень найбільшу роль відіграє невротичний перехрест комплексів.
29510. Статеві стосунки в подружньому житті 86.5 KB
  Це важливо також при вирішенні сексуальних проблем подружжя і їх родинної взаємодії. В основі розгортання сексуальних реакцій тільки гормональна забезпеченість представляється більш важливою ніж психологічна складова. На рівні підсистеми сексуальних відносин мають значення гармонія сексуальних стосунків чи дисгармонія їх. Жіночі сексуальні розлади які призводять до дисгармонії сексуальних стосунків.
29511. Статеві стосунки в сімейному житті 91.5 KB
  Нерідко психічна імпотенція накладається на органічну але незначну і виникає психосоматична модель порушень статевого акту. Особлива схильність пацієнтів з психічною імпотенцією звинувачувати себе в онанізмі та інших âрозпуствахâ і шукати причини свого статевого безсилля в неіснуючих у них венеричних захворюваннях не завжди справдуються. А також алкоголізм чи застосування алкогольних напоїв для стимуляції статевого збудження. Зниження статевого потягу може бути повязана з транзиторною сублімацією переключенням сексуальної...
29512. Означення поняття сексологія і сексопатологія 158.5 KB
  Сексологія вивчає закономірності психосексуального розвитку диференціації і детермінації статі формування сексуальної орієнтації та ідентичності статевовікові особливості психосексуального розвитку і сексуальної поведінки. Статеве дозрівання статевий розвиток це процес формування вторинних статевих ознак розвиток репродуктивних органів і здатність до народження дітей. Психосексуальний розвиток ПСР це формування статевої самосвідомості статевої ролі і психосексуальної орієнтації а саме формування векторів сексуального потягу...