58244

Клеточная теория. Клеточная мембрана

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Клетки различных органов животных растений грибов внешне не очень похожи друг на друга. Все клетки сходны по строению химическому составу и жизненным функциям.

Русский

2014-04-23

113.5 KB

0 чел.

Урок 10. Клеточная теория. Клеточная мембрана    2.1 – 2.2

1. Создание клеточной теории.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.

Клетка — элементарная единица жизни на Земле. Она обладает всеми признаками живого организма: растет, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители. Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа березы? И тем не менее между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий.

И хотя многие ученые пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVIIXVIII вв. была еще очень несовершенной. Лишь в начале XIX в. Р. Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX в. (в 1838 году) немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну из основных в современной биологии. Каковы же ее главные положения?

  1.  Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.
  2.  Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.
  3.  Несмотря на то, что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р. Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории:

4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

2. Клеточная мембрана.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Они содержат структуры для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности клетки должны быть тесно связаны друг с другом.

Исследования, проводившиеся в течение многих десятилетий и не прекращающиеся до сих пор, позволяют нарисовать достаточно полную картину строения клетки. Мы можем связать отдельные функции клетки с множеством различных мельчайших образований, обнаруженных в ней.

Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы. В цитоплазме большинства клеток находится ядро, координирующее жизнедеятельность клетки, и многочисленные органоиды, выполняющие разнообразные функции.

Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части — цитоплазма, ядро, органоиды — удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась клеточная мембрана, которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды. Наружная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки — цитоплазму и ядро — от повреждений, поддерживает постоянную форму клетки, обеспечивает связь клеток между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Строение мембраны у всех клеток одинаково. Ее толщина составляет приблизительно 8 нм (1 нм = 10-9м), и поэтому увидеть мембрану в световой микроскоп невозможно. Данные, полученные при помощи электронного микроскопа, позволили заключить, что основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов (рис. 18), в котором расположены многочисленные молекулы белков.

Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие — пронизывают оба слоя липидов насквозь. Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут.

Молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды — попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза. В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (рис. 19, А).

Внутрь образовавшегося пузырька проникают пищеварительные ферменты, и возникает пищеварительная вакуоль. Путем фагоцитоза питаются простейшие.

У многоклеточных организмов некоторые лейкоциты крови — довольно крупные амебовидные клетки, передвигаясь в крови и лимфе, также способны активно захватывать и переваривать чужеродные бактерии. Их называют фагоцитами. Так как клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки, они не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза.

Клетки растений, грибов и бактерий поверх клеточной мембраны имеют прочную клеточную стенку, обеспечивающую механическую прочность клеточной оболочке. У растений клеточная стенка состоит в основном из полисахарида целлюлозы, у грибов – из хитина, у бактерий – из муреина. У клеток с развитой клеточной стенкой фагоцитоз невозможен.

Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами (рис. 19, Б). Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

Карточка у доски:

  1.  Элементарная единица жизни на Земле?
  2.  Кто впервые предложил термин «Ядро»?
  3.  Кто сформулировал основные положения клеточной теории?
  4.  Какое положение клеточной теории было ошибочным?
  5.  Кто дополнил клеточную теорию положением о том, что новые клетки могут образовываться путем деления?
  6.  Какова толщина клеточной мембраны?
  7.  Что является основой клеточной мембраны?
  8.  Чем образована клеточная стенка растений, грибов, бактерий?
  9.  Что такое фагоцитоз?
  10.  Что такое пиноцитоз?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. Р.Броун. 2. М.Шлейден и Т.Шванн. 3. Р.Вирхов. 4. Клеточная теория. 5. Клеточная мембрана. 6. Фагоцитоз. 7. Пиноцитоз. 8. Клеточная стенка.
  2.  Основные положения клеточной теории.
  3.  Создание клеточной теории.
  4.  Строение клеточной мембраны .

Компьютерное тестирование

Тест 1. Элементарная единица жизни на Земле:

  1.  Атом.
  2.  Молекула.
  3.  Клетка.
  4.  Организм.

Тест 2. Термин ядро впервые использовал:

  1.  Р.Броун.
    1.  М.Шлейден.
    2.  Т.Шванн.
    3.  Р.Вирхов.

Тест 3. Основные положения клеточной теории в 1838 г были сформулированы:

  1.  Р.Броуном.
  2.  Р.Вирховым.
  3.  М.Шлейденом и Т.Шванном.
  4.  Ч.Дарвином.

Тест 4. Ошибочное положение клеточной теории:

  1.  Дочерние клетки образуются в результате деления материнских клеток.
  2.  Все живые существа состоят из клеток.
  3.  Клетки могут самопроизвольно зарождаться или во множестве образовываться внутри старых клеток.
  4.  Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

Тест 5. Доказал, что клетки могут образовываться только путем деления:

  1.  Р.Вирхов.
  2.  Р.Броун.
  3.  М.Шлейден.
  4.  Т.Шванн.

Тест 6. Толщина клеточной мембраны:

  1.  8 нм.
  2.  8 мкм.
  3.  8 мм.
  4.  0,8 мм.

Тест 7. Основа клеточной мембраны:

  1.  Белки на поверхности мембраны и пронизывающие мембрану насквозь.
  2.  Жиры.
  3.  Двойной слой липидов.
  4.  Углеводный бислой (двойной слой).

**Тест 8. Основу клеточных стенок растений, грибов и бактерий образует:

  1.  Целлюлоза (клетчатка).
  2.  Хитин.
  3.  Муреин.
  4.  Цитоплазматическая мембрана.

Тест 9. Фагоцитоз:

  1.  Захват плазматической мембраной твердых пищевых частиц.
  2.  Захват плазматической мембраной растворов.
  3.  Транспорт веществ через каналы белков, встроенных в мембрану.
  4.  Диффузия малых молекул через плазматическую мембрану.

Тест 10. Пиноцитоз:

  1.  Захват плазматической мембраной твердых пищевых частиц.
  2.  Захват плазматической мембраной растворов.
  3.  Транспорт веществ через каналы белков, встроенных в мембрану.
  4.  Диффузия малых молекул через плазматическую мембрану.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53844. Сценарій виховного заходу за темою: «Наша мрія крилата – стати справжніми козачатами» 72 KB
  Не сумуйте гори й ріки Не журиться мами: Коли виростем великі Будем козаками Приспів: Гей хто любить Наш козацький край З нами разом Козаком ставай Хлопець: Мамо моя За час за годину Свиснуть кулі заграють гармати. Звучить пісня Гей на горі та й женці жнуть. Для присяги звучить пісня Гей там на горі Січ іде: Гей там на горі Січ іде. Гей малиновий стяг несе.
53845. КОЗАЦЬКОМУ РОДУ – НЕМА ПЕРЕВОДУ 67 KB
  Карта козаків Козацька вікторина. Але підростають достойні нащадки козаків. А чи ж були у козаків скрині Дійсно кожному відомо що у козаків насамперед був кінь стрімкий шабля гостра шаровари червоного кольору А що ще ви знаєте про козаків Давайте но пригадаємо історію Сьогодні ми станемо свідками Козацьких розваг між двома курінями козаків і козачок. Отже зустрічаємо наших сильних вихованих розумних чесних козаків та приголомшливо прекрасних чарівних спокусливих козачок Знайомство команд.
53846. Доба героїчних походів козаків. Петро Конашевич-Сагайдачний 116.5 KB
  Доба героїчних походів козаків. Мета: розглянути напрями морських походів козаків; охарактеризувати діяльність гетьмана П. Актуалізація опорних знань учнів: фронтальна бесіда: Про кого ми вивчаємо у 8класі про козаків; Хто такі козаки Які причини виникнення козацтва З ким воювали козаки поляками турками ІІІ. План Доба героїчних походів козаків.
53847. Козацькому роду нема переводу (конкурс-змагання 2-х команд) 3-і класи 47.5 KB
  Складемо Присягу юних козачат Бути чесним і сміливим Присягаємось Боронити справедливість Присягаємось Цінувати побратимство Присягаємось Шанувати всі народи Присягаємось І плекати рідну мову Присягаємось Щоб козацькому роду не було переводу. Присягаємось на вірність Вітчизні й народу. Присягаємось Присягаємось Присягаємось Журі підводить підсумки.
53848. Сценарій спортивного свята «Козацькому роду нема переводу» 29 KB
  Зал святково прикрашений вишитим рушником короваєм із калиною та барвінкомконкурсними газетами. Ведуча Оголошується перший конкурс: Переправа. Гетьман 2 Конкурс: Гиря. 3 конкурс Інтелектуальний.
53849. Козацька Україна і наш край 360.5 KB
  Мета: повторити і закріпити матеріал теми; ознайомити із подіями що відбувалися на території нашого краю в період козаччини; поглибити знання учнів; розвивати їх память творчу уяву; формувати інтерес до історії; виховувати повагу до славного минулого нашого народу і його захисників любов до рідного краю; підготуватись до тестування з даної теми. В програмі для 5 класу зібрані початкові відомості з найважливіших тем історії України від найдавніших часів до нашого часу. Однією з цих тем є тема нашого уроку що включає такі важливі питання...
53850. Інтелектуальна гра «Козацькими стежками» 42.5 KB
  Дозволяємо і призначаємо організовувати реєстрове військо в числі 20 тис. чоловік.Це військо гетьман і старшина повинні набрати і записати в реєстр,і вони мусять перебувати в маєтках, що містяться у воєводстві Київському,не маючи нічого до воєводств Брацлавського і Чернігівського. А маєтки шляхетські мусять лишатися вільними, і в них реєстрові козаки ніде не повинні лишатись
53851. Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ 1.2 MB
  Мета: навчальна ознайомити учнів із виникненням на українських землях козацтва й Запорозької Січі; сформувати уявлення учнів про запорозьких козаків як хоробрих вояківземлеробів; розвивальна розвивати вміння знаходити необхідну інформацію в історичних джерелах; створення атмосфери довіри і відкритості робота з різними аналізаторами; виховна формування позиції взаємодії; виховувати повагу до українських козаків захисників рідної землі. Тип уроку Комбінований Основні дати Кінець ХV століття перші відомості про українських козаків у...
53852. МИ РОДУ КОЗАЦЬКОГО НАЩАДКИ 47 KB
  Гей долиноюгей широкою козаки йдуть Звучить пісня Ой на горі та й женці жнуть. До залу урочисто входять козаки двох куренів команд зі своїми прапорами. Показати хочем нині Як колись в Україні Веселились козаки Наші прадіди й діди. З незапамятних часів в Україні козаки славилися силою та спритністю.