58258

Религия древних египтян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Геродот писал про египтян что они в отличие от других народов чрезвычайно религиозны. Религия зародилась у египтян как и у других народов еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям например льву собаке кошке птицам например коршуну соколу ибису крокодилам лягушкам змеям жукам.

Русский

2014-05-30

44.5 KB

0 чел.

Урок 12 Религия древних египтян

Учитель: О жизни древних египтян мы узнаем по вещественным и письменным источникам. Среди письменных источников до нас дошли сочинения греческого ученого-историка Геродоте, побывавшего в Египте в V в. до н.э.

Геродот писал про египтян, что они в отличие от других, народов чрезвычайно религиозны. Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям (например, льву, собаке, кошке), птицам (например, коршуну, соколу, ибису), крокодилам, лягушкам, змеям, жукам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения (например, пальму, папирус). Эти верования, сохранившиеся на протяжении всей истории Древнего Египта, называют тотемизмом.

На одном из папирусов Каирского музея изображена царская дочь, жрица Исетемхеб, на берегу водоема. Грациозным движением она простирается перед крокодилом, который лежит под деревом на другом берегу. Без тени отвращения она пьет воду, где только что плескалось это чудовище, ибо крокодил - это Себек, один из самых почитаемых богов. Два главных центра его культа находились: один в Фаюме. позднее названном греками Крокодилополем, и другой в Сумену, а храмы - почти по всей стране.

Жители Мемфиса и Она почитали быка, которого называли Апис. Его отличали по особым признакам - белой отметине на лбу и черному окрасу. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца дней его, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур.

В Шмуне священными считались ибисы.

Жители Бубаста поклонялись кошке. В Имете богиней была ужасная змея Уаджет.

Себек был олицетворением бога Нила, бараны - символом плодородия, павиан считался священным животным Тота, шакалы почитались в связи с богом Анубисом, коршун - символ неба, навозный жук - скарабей почитался священным насекомым в связи с культом Хепри - одним из воплощений Ра. Изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от злых духов, от ядовитых укусов, способствующими воскресению из мертвых в загробном мире.

Вопросы: Вспомните, что такое религия? Что могло послужить возникновению тех или иных религиозных верований у древних египтян?

В III тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие, и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь.

Египтяне верили в могущество бога солнца.

Вопрос: На одной древнеегипетской росписи изображены бог погребальных церемоний Анубис и фараон. Анубис передает фараону жезл - символ власти. Фараон изображен с богом Анубисом одного роста. Какие выводы можно сделать из этого?

Как бог солнца управляет богами, могущественен и всесилен, так и фараон обладает безграничной властью. Его называют «великим богом».

Задание: Давайте, прочитав текст §10, п. 2-3, стр. 49-50, познакомимся с древнеегипетской мифологией и попытаемся определить, какие явления природы и общественной жизни отражены в ней.

  1.   Смена дня и ночи (Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу... На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы Апопом...)

Земля и звездное небо (Нут изображалась в образе коровы).

Возникновение письменности (Бог мудрости Тот).

Смена времен года (Миф об Осирисе и Исиде).

Вопрос: О каких явлениях общественной жизни сообщает нам этот миф?

В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т.к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Задание: В учебнике (п. 4) содержится этот миф, на стр. 52 - рисунок «Суд Осириса», на стр. 51 - клятва, которую давал умерший. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.  Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

В «стране мертвых» существует полное изобилие: плодородные поля и полноводные каналы, пшеница в рост человека, много разной еды и напитков.

Но для существования в царстве мертвых нужны тело, жилье и пища. В тело умершего, верили они, могла вновь вселиться его душа, поэтому умерших людей (и животных) бальзамировали.

Сначала бальзамировщик извлекал мозг и внутренние органы умершего и складывал их в специальные сосуды, или канопы.

Затем он обрабатывал труп бальзамирующими веществами. Забальзамированный труп оборачивали во много слоев полосками льняной ткани, а на лицо надевали погребальную маску.

Обработанный таким образом труп называют мумией.

Процесс бальзамирования знатного покойника длился 70 дней, а затем его хоронили.

Мумию клали в гроб - саркофаг. Все, что должно было понадобиться умершему в царстве мертвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы.

Египтяне считали, что тот, кто получил хороший урожай, вылечился от тяжелой болезни, заслужил милость богов. Они обращались к богам с молитвой и приносили им жертвы.

Боги Древнего Египта. Слева - Исида. Справа - боги с головами птиц и животных. Внизу справа - Гор.

Жилищем богов являлись храмы. Они являлись замечательными произведениями архитектуры. Служители храма - жрецы - совершали Священные обряды.

Задание: Найдите описание обряда в учебнике: §10, п. 1. стр. 49.

Жрецы составляли особую категорию населения, были богаты и влиятельны, помогали фараонам держать народ в повиновении, ибо египтяне верили, что жрецы говорят от имени самих богов: «Горе тому, кто не пойдет на войну по царскому приказу, горе тому, кто не выйдет на рытье канала, не сдаст налог!»

Домашнее задание:

1) Прочитайте §10.

  1.  Выпишите в тетрадь новые понятия. Составьте пантеон египетских божеств.
  2.  Ответьте на вопросы к §10 на стр. 53.

4) *Составьте рассказ, который бы начинался так: «Если бы
нам была известна только религия египтян, то из нее мы многое могли бы
узнать об их жизни...»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8980. Основания науки 34 KB
  Основания науки Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарн...
8981. Формирование первичных теоретических моделей и законов 35.5 KB
  Формирование первичных теоретических моделей и законов. Модели играют большую роль в научно-теоретическом познании. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: например, модель атома,...
8982. Научная революция. Появление аномалий и кризис 38.5 KB
  Научная революция Появление аномалий. Как мы отмечали выше, факты, с которыми имеет дело научная теория, можно разделить на три группы: факты, которые она успешно объясняет факты, которых она пока не объясняет, но есть надежда, что со временем ей э...
8983. Главные характеристики современной постнеклассической науки 40.5 KB
  Главные характеристики современной постнеклассической науки 1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не...
8984. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации 36 KB
  Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Современный техногенный мир сложен, техногенная цивилизация ориентирована на ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных свя...
8985. Структура и функции науки 36.5 KB
  Структура и функции науки Понятие бытия включает в себя природу, человека и общество. В зависимости от этих трех сфер бытия выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание. Естествознание - это со...
8986. Общество как объект философского познания 43 KB
  Общество как объект философского познания. Общество как объект философского познания. Понятие общество, общественный, социальный, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Общность определя...
8987. Проблемы и предмет социальной философии 33 KB
  Проблемы и предмет социальной философии Традиционное философствование и социально-философская проблематика Сверхчеловеческий характер всеобщих категорий Является ли социальная философия философией человека Отрыв бытия социального от бытия человече...
8988. Специфика социального познания 44.5 KB
  Специфика социального познания Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина философия в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний...