58258

Религия древних египтян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Геродот писал про египтян что они в отличие от других народов чрезвычайно религиозны. Религия зародилась у египтян как и у других народов еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям например льву собаке кошке птицам например коршуну соколу ибису крокодилам лягушкам змеям жукам.

Русский

2014-05-30

44.5 KB

1 чел.

Урок 12 Религия древних египтян

Учитель: О жизни древних египтян мы узнаем по вещественным и письменным источникам. Среди письменных источников до нас дошли сочинения греческого ученого-историка Геродоте, побывавшего в Египте в V в. до н.э.

Геродот писал про египтян, что они в отличие от других, народов чрезвычайно религиозны. Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям (например, льву, собаке, кошке), птицам (например, коршуну, соколу, ибису), крокодилам, лягушкам, змеям, жукам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения (например, пальму, папирус). Эти верования, сохранившиеся на протяжении всей истории Древнего Египта, называют тотемизмом.

На одном из папирусов Каирского музея изображена царская дочь, жрица Исетемхеб, на берегу водоема. Грациозным движением она простирается перед крокодилом, который лежит под деревом на другом берегу. Без тени отвращения она пьет воду, где только что плескалось это чудовище, ибо крокодил - это Себек, один из самых почитаемых богов. Два главных центра его культа находились: один в Фаюме. позднее названном греками Крокодилополем, и другой в Сумену, а храмы - почти по всей стране.

Жители Мемфиса и Она почитали быка, которого называли Апис. Его отличали по особым признакам - белой отметине на лбу и черному окрасу. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца дней его, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур.

В Шмуне священными считались ибисы.

Жители Бубаста поклонялись кошке. В Имете богиней была ужасная змея Уаджет.

Себек был олицетворением бога Нила, бараны - символом плодородия, павиан считался священным животным Тота, шакалы почитались в связи с богом Анубисом, коршун - символ неба, навозный жук - скарабей почитался священным насекомым в связи с культом Хепри - одним из воплощений Ра. Изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от злых духов, от ядовитых укусов, способствующими воскресению из мертвых в загробном мире.

Вопросы: Вспомните, что такое религия? Что могло послужить возникновению тех или иных религиозных верований у древних египтян?

В III тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие, и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь.

Египтяне верили в могущество бога солнца.

Вопрос: На одной древнеегипетской росписи изображены бог погребальных церемоний Анубис и фараон. Анубис передает фараону жезл - символ власти. Фараон изображен с богом Анубисом одного роста. Какие выводы можно сделать из этого?

Как бог солнца управляет богами, могущественен и всесилен, так и фараон обладает безграничной властью. Его называют «великим богом».

Задание: Давайте, прочитав текст §10, п. 2-3, стр. 49-50, познакомимся с древнеегипетской мифологией и попытаемся определить, какие явления природы и общественной жизни отражены в ней.

  1.   Смена дня и ночи (Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу... На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы Апопом...)

Земля и звездное небо (Нут изображалась в образе коровы).

Возникновение письменности (Бог мудрости Тот).

Смена времен года (Миф об Осирисе и Исиде).

Вопрос: О каких явлениях общественной жизни сообщает нам этот миф?

В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т.к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Задание: В учебнике (п. 4) содержится этот миф, на стр. 52 - рисунок «Суд Осириса», на стр. 51 - клятва, которую давал умерший. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.  Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

В «стране мертвых» существует полное изобилие: плодородные поля и полноводные каналы, пшеница в рост человека, много разной еды и напитков.

Но для существования в царстве мертвых нужны тело, жилье и пища. В тело умершего, верили они, могла вновь вселиться его душа, поэтому умерших людей (и животных) бальзамировали.

Сначала бальзамировщик извлекал мозг и внутренние органы умершего и складывал их в специальные сосуды, или канопы.

Затем он обрабатывал труп бальзамирующими веществами. Забальзамированный труп оборачивали во много слоев полосками льняной ткани, а на лицо надевали погребальную маску.

Обработанный таким образом труп называют мумией.

Процесс бальзамирования знатного покойника длился 70 дней, а затем его хоронили.

Мумию клали в гроб - саркофаг. Все, что должно было понадобиться умершему в царстве мертвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы.

Египтяне считали, что тот, кто получил хороший урожай, вылечился от тяжелой болезни, заслужил милость богов. Они обращались к богам с молитвой и приносили им жертвы.

Боги Древнего Египта. Слева - Исида. Справа - боги с головами птиц и животных. Внизу справа - Гор.

Жилищем богов являлись храмы. Они являлись замечательными произведениями архитектуры. Служители храма - жрецы - совершали Священные обряды.

Задание: Найдите описание обряда в учебнике: §10, п. 1. стр. 49.

Жрецы составляли особую категорию населения, были богаты и влиятельны, помогали фараонам держать народ в повиновении, ибо египтяне верили, что жрецы говорят от имени самих богов: «Горе тому, кто не пойдет на войну по царскому приказу, горе тому, кто не выйдет на рытье канала, не сдаст налог!»

Домашнее задание:

1) Прочитайте §10.

  1.  Выпишите в тетрадь новые понятия. Составьте пантеон египетских божеств.
  2.  Ответьте на вопросы к §10 на стр. 53.

4) *Составьте рассказ, который бы начинался так: «Если бы
нам была известна только религия египтян, то из нее мы многое могли бы
узнать об их жизни...»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34492. Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи 28 KB
  Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Венецианов.Ранние портретные работы Венецианова несмотря на тонкую одухотворенность казались современникам слишком скромными лишенными артистического блеска недостаточно проникновенными. В самом деле Венецианов не был прирожденным портретистом.
34493. Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова 35 KB
  Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.
34494. Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма 32 KB
  Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...
34495. Русская живопись второй половины 19в.: Теория реалистического искусства. Передвижничество. Представители направления 34 KB
  Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила выражение в знаменитом академическом бунте 1863 года: четырнадцать молодых художников выпускников Академии решительно отказались писать программу то есть дипломную картину на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу протестантов И. Выйдя из Академии протестанты образовали Артель художников. Кроме петербургских художников в том же направлении работала в...
34496. Русская живопись к.19-н.20в.: Мир искусства – союз русских художников. Голубая роза. Бубновый валет 51.5 KB
  : Мир искусства союз русских художников. Мир искусства группа в которой зародилось это сильное и влиятельное культурноэстетическое течение возникла в Петербурге в самом начале 1890 годов. Дягилев будущий вдохновитель и руководитель практической деятельности â Мира искусстваâ. Этапным событием на этом пути явилось издание первого номера журнала âМир искусстваâ.
34497. Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство 35.5 KB
  Окна роста. Окна Роста или Окна сатиры Роста особого типа плакаты на политические военные и хозяйственные темы дня которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. Окна Роста обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура Окна Роста: несколько от 2 до 14 самостоятельных рисунков расположенных в логической последовательности и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую тему.
34498. Конструктивизм – главенствующий стиль Советской России. Этапы развития 32.5 KB
  Конструктивизм возник в Советской России как концепция формообразования в художественном творчестве и производственном искусстве 1920х гг. Первый этап сложения концепции конструктивизма экспериментальнохудожественный. Конструктивизм исходил из концепции построения форм основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами изучении выразительности сочетаний различных материалов.
34499. Искусство первобытнообщинного строя. Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества. Мадленский период. Росписи Альтамиры, Ляско. Анималистический жанр. Образ человека в первобытном искусстве. Мезолит. Наскальные росписи Восточн 23.57 KB
  Образ человека в первобытном искусстве. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки происходило общение людей друг с другом. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Например к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий...
34500. Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства. Архитектура гробниц и храмов. Искусство Среднего царства. Архитектура, скульптура, росписи. Искусство Нового царства. Новый тип храмов (Карнак, Луксор), скульптура, росписи 23.44 KB
  Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего Египта живопись скульптура архитектура и другие виды искусства которые зародились в Нильской долине ок. Архитектура Древнего Египта. Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.