58263

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Конспект урока

Педагогика и дидактика

По данным Всемирной организации здравоохранения на 50 здоровье человека зависит от его образа жизни. Здоровье человека общие понятия и определения. Здоровье физическое и духовное. Здоровье индивидуальное и общественное.

Русский

2014-04-23

54 KB

20 чел.

Тема 3: «Основы медицинских знаний и  здорового образа жизни»

Урок 13:  «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний».

Вопросы урока:

1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе  и трудовой деятельности.

Все граждане при начальной постановке на воинский учет и призыве проходят медицинское освидетельствование врачей-специалистов, и только 2 категории подлежит призыву: категория «А» - годен к военной службе; категория «Б» - годен к военной службе с незначительными отклонениями.

Для того чтобы определить годность допризывников к военной службе, военные комиссариаты запрашивают следующие сведения:

- из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических диспансеров списки лиц, состоящих в этих учреждениях на учете;

- из других медучреждений списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными заболеваниями, а также мед. карты и др. мед. документы, характеризующие состояние здоровья граждан;

- из органов соц. защиты населения информацию о лицах, признанных инвалидами;

- из правоохранительных органов сведения о лицах состоящих на учете за правонарушения.

Служба в армии даже в мироне время требует от каждого военнослужащего высоких духовных качеств и высокого уровня физического здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на 50 % здоровье человека зависит от его образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и неотъемлемая часть подготовки каждого гражданина к выполнению своего воинского долга.

Мероприятия, проводимые в воинских частях с целью укрепления и сохранения здоровья военнослужащих, в полной мере способствуют поддержанию здоровья военнослужащих на необходимом уровне.  

2. Здоровье человека, общие понятия и определения. Основные критерии здоровья. Здоровье физическое и духовное. Здоровье индивидуальное и общественное.

Что такое здоровье? 

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней  и физических дефектов.

Существует ряд определений, которые содержат 5 критериев определяющих здоровье человека:

- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

- нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»

- умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

- отсутствие болезней;

- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье имеет 2 составляющие: духовную и физическую.

Духовное здоровье – это мышление и отношение человека к окружающему миру. Оно заключается в умении строить свои взаимоотношения  с другими людьми, анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить свое поведение.

Физическое здоровье – это двигательная активность, рациональное питание, умение сочетать отдых и работу, а также безопасное поведение, отказ от вредных привычек.

Духовное и физическое здоровье должны находиться в постоянной гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.  

Ваше личное здоровье во многом зависит от вас и вашего поведения. В основном выделяют 4 фактора, определяющих состояние личного здоровья. Распределение факторов примерно таково:

- биологические (наследственность) – 20 %;

- окружающая среда, экология – 20 %;

- индивидуальный образ жизни, привычки и поведение человека, микросоциальная среда – 50 %;

- служба здоровья – 10 %.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. (Пример Суворова).

Вашингтон Ирвинг, американский писатель: «Великие люди ставят себе цели, остальные живут своими желаниями».

3. Основные составляющие здорового образа жизни.

Режим дня.

Что необходимо знать о правильной организации работы.

Режим труда и отдыха — это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, года Режим дня, организации труда и отдыха необходимы для того, чтобы избежать усталости.  Что такое усталость?  Усталость  - закономерное явление, возникающее после любого вида деятельности. С тоски зрения физиологии – субъективное ощущение утомления. Утомление – совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих  к временному снижению его эффективности.

Начальные фазы утомления оказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют в последующем более быстрой и совершенной мобилизации резервов и компенсаторных функций, ускоряют овладение навыком и его упрочение.

Выраженное утомление отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу к предпатологической фазе  срыва, а при нерациональном отдыхе – и к развитию патологического состояния переутомления. Чрезмерное утомление может сопровождаться неврозами и сосудистыми заболеваниями.

И. Павлов: «Отдых – это смена трудовой деятельности».

Профилактика переутомления.

Борьба с утомлением осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением различных рекомендаций по организации рабочего места, рациональным распределением функций между человеком и машиной.

Серьезное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает утомление. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длительное сохранение оптимальной работоспособности, способствуют более полной мобилизации физиологических резервов организма.

Движение – естественная потребность организма.

Движение – это жизнь.

Гипокинезия (понижение, уменьшение движения) – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

Гиподинамия (понижение силы) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водносолевого баланса, состава крови, деминерализация костей.

Гиподинамия в школьном возрасте чаще всего связана с нерациональным распорядком для ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок , подвижных игр, спорта.

Проведенные исследования школьников в 2004-2006 гг. показали что:

- около 53 % учащихся образовательных школ имеют ослабленное здоровье;

- доля здоровых детей к окончанию обучения в школе составляет  20-25%;

- около 50% молодых людей старших  классов не выполняют предусмотренных нормативов, а      20 %  - признаются непригодными к военной службе.   

Физическая культура и закаливание.

Занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.

    Под закаливанием понимается система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, и укрепление механизмов приспособления к холоду и жаре.

     При закаливании у организма вырабатывается устойчивость к простудам и некоторым другим заболеваниям. У тренированного к охлаждению человека реакция на холод происходит следующим образом: увеличивается выработка тепла и быстро происходит его задержание за счет сокращения сосудов кожи, повышается обмен веществ. Для полноценного закаливания необходимо соблюдать определенные принципы: постепенность, регулярность и систематичность, многофакторность, учет индивидуальных особенностей организма.

     В комплекс закаливающих процедур входят воздушные ванны, солнечные ванны и закаливание водой. Воздушные и солнечные ванны, как правило, являются общими, т. е. действуют на всю поверхность тела. Наибольший эффект при профилактике простудных заболеваний имеет закаливание водой. Оно может быть общим или местным, когда воздействию подвергается определенный орган или участок тела.

Водные процедуры применяются в виде купания в открытых водоемах, обтирания, обливания, ножных ванн, контрастного воздействия теплой и холодной воды. Очень полезно сочетание купания и плавания, так как в этом случае происходит не только закаливание организма, но и массаж кожи и мышц. Движение в воде улучшает обмен веществ, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, развивает мускулы.

Личная гигиена.

Гигиеной называется наука, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека (личная гигиена) и всего населения (общественная гигиена) и разрабатывает нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности, продления активного долголетия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Личная гигиена включает в себя уход за кожей, зубами, волосами, гигиену одежды и обуви, питания, жилища. Каждое из этих направлений имеет большое значение для здоровья людей. Невыполнение гигиенических норм по любому из упомянутых разделов влечет за собой ущерб здоровью.

Гигиена питания. Гигиена воды. Гигиена одежды. Гигиена жилища.

Гигиенические требования к жилищу:

- комнатная температура зависит от климатических условий. В северных районах она должна быть в пределах 20-21 градус С, в умеренных широтах -18-19 градусов с, в жарком поясе – 17-18 градусов С. Разница между  температурой комнатного воздуха и температурой наружной поверхности подогреваемой стены не должна превышать 3-5 градуса С, а разница в температуре воздуха у пола и потолка, а также в соседних помещениях одной квартиры – не более 2 градусов С.

- относительная влажность воздуха в жилом помещении при температуре 18-20 градусов с – 40-60 %,

- скорость движения комнатного воздуха не должна превышать 0,2-0,3 м/с,

- естественная  освещенность жилища – в норме отношение площади остекления окон к площади пола в пределах 1/6-1/8,

искусственное освещение – жилая комната – 75-100 люкс,

Домашнее задание.

  1.  Основы безопасности жизнедеятельности: Уч. для общеобразовательных учр. 10 кл./ Смирнов А.Т.  и др.   – Глава 3, стр. 76-93.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.
82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...
82243. Ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 34.11 KB
  Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
82244. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера 30.45 KB
  Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.
82245. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук 33.42 KB
  Все больше возрастает значимость понятия картина мира для методологии соцгум наук а развитие соцгум наук в свою очередь все активнее вводит гум составляющую в НКМ. Понимание КМ в соцгум науках не возможно без ориентации на человека понимания его места в культуре в мире способов видения им мира. В КМ соцгум наук нет противопоставления субъектачеловека и объектамира описываются лишь типы понимания мира включающего самого человека.