58265

Особенности учета в автотранспортных организациях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учет автомобильных шин и запасных частей Автомобильные шины поступающие вместе с новым автомобилем либо прицепом на колесах и один запасной комплект входят в стоимость автотранспортного средства и учитываются на счете 01 Основные средства.

Русский

2014-04-23

60.5 KB

20 чел.

Тема «Особенности учета в автотранспортных организациях»

Вопросы к теме:

1. Особенности учета автотранспортных средств и их износа;

2. Учет автомобильных шин и запасных частей:

3. Учет ремонта автотранспортных средств;

4. Порядок оформления путевой документации

1. Особенности учета автотранспортных средств и их износа

Порядок учета поступления и выбытия автотранспортных средств, а также их лизинг и аренда соответствуют общеустановленному. Аналогично производится начисление амортизации с использованием производительного способа.

Приход автотранспортных средств, бывших в эксплуатации, отражается в учете по покупной стоимости.

Учет операций, связанных с выбытием автотранспортных средств, производится на счете 91 в общеустановленном порядке. При этом следует иметь в виду, что для государственных организаций минимальная стоимость реализуемого автотранспортного средства не должна быть ниже его остаточной стоимости, определенной по результатам последней переоценки основных средств, с учетом коэффициента (индекса) изменения стоимости на первое число месяца, предшествующего месяцу отчуждения. В случае реализации транспорта субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности применение коэффициентов Министерства статистики и анализа РБ для определения минимальной отпускной стоимости необязательно.

При продаже полностью изношенного автотранспорта применяется экспертная оценка его фактического физического износа, проводимая специально создаваемой комиссией с привлечением специалистов (экспертов), данные которой используются для определения фактической остаточной стоимости полностью амортизированных средств.

В случае отчуждения полностью амортизированных основных средств, находящихся в государственной собственности, оценка их стоимости производится в размере десяти процентов от их первоначальной стоимости с учетом переоценок и применения коэффициентов изменения стоимости, ежемесячно доводимых Министерством статистики и анализа РБ, но не ниже ликвидационной стоимости.

2. Учет автомобильных шин и запасных частей

Автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем либо прицепом  (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автотранспортного средства и учитываются на счете 01 "Основные средства". Шины, приобретаемые отдельно от автомобиля, учитываются в оборотных средствах на счете 10 "Материалы" (субсчет 5 "Запасные части").

В крупных автоорганизациях бухгалтерский учет автомобильных шин может вестись в следующей группировке: 10/5-1 "Автомобильные шины в запасе"; 10/5-2 "Автомобильные шины в обороте" (в вулканизационных и шиноремонтных цехах, в обороте службы технической эксплуатации, на автомобилях технической помощи и т.п.).

На шины, установленные на автомобиль при его комплектовании или во время эксплуатации, заводятся карточки учета работы автомобильной шины. На основании показаний спидометра ежемесячно в указанные карточки вносятся данные о фактическом пробеге шин. При замене шины запасной в карточке фиксируются показания спидометра в момент ее замены.

Стоимость выдаваемых автомобильных шин со склада взамен изношенных относится на затраты производства либо списывается за счет ремонтного фонда (если он создается).

При этом составляются следующие проводки:

а) Д-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26)

К-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 5 или 5-2) — на стоимость выданных шин со склада или из оборотного фонда для замены на автомобилях;

б) Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчет "Ремонтный фонд")

К-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 5 или 5-2) — на стоимость выданных шин со склада или из оборотного фонда для замены на автомобилях в условиях создания ремонтного фонда.

Эксплуатационные нормы пробега отдельных моделей автомобильных шин, а также нормы их износа (в % на 1000 км пробега к стоимости комплекта) приведены в Правилах эксплуатации автомобильных шин. По шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатации, владельцы транспортных средств по согласованию с НПО "Транстехника" могут устанавливать временные нормы на основании средних пробегов списанных глин аналогичной конструкции и соответствующей модели с последующим их утверждением в установленном порядке. По мере снятия шин с эксплуатации в карточки учета работы шин (гр. "Причины снятия шины с эксплуатации") заносятся данные об их пробеге, техническом состоянии, куда направляется шина (в ремонт, на восстановление, в утиль). Если шина направляется на восстановление или в утиль, карточка учета ее работы "подписывается членами специально создаваемой комиссии и является актом списания шины. На поступившие шины после восстановления заводятся новые карточки учета их работы.

По шинам, не прошедшим эксплуатационную норму пробега, комиссией составляется акт, в котором указываются причины преждевременного выхода шины из строя. Если это произошло по вине завода-изготовителя, то комиссия составляет рекламационный акт. Данная шина вместе с актом и карточкой учета ее работы направляется заводу-изготовителю. При этом на сумму недопробега составляется проводка:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 3 "Расчеты по претензиям") — на сумму с учетом НДС

             К-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26);

К-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам" (68).

Если же шина преждевременно пришла в негодность по вине водителя, то с него удерживается ее стоимость, приходящаяся на недопробег. Эта стоимость определяется как разность между первоначальной стоимостью шины и величиной износа за время эксплуатации.

На стоимость не допробега по вине водителя делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" — на
стоимость недостачи с учетом НДС

К-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26, 96) — при отнесении суммы недопробега на недостачи;

К-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам"   (68) — на сумму НДС, относящуюся к недостаче;

б) Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет 2)

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" — при отнесении суммы недопробега согласно решению на виновное лицо.

Изношенные шины, подлежащие восстановлению методом наложения нового протектора, сдаются на склад. При этом делаются проводки:

             Д-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 5)

             К-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26, 96).

При передаче шин шиноремонтной организации в учете делаются записи:

             Д-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 7)

             К-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 5 или 5-1).

Услуги шиноремонтной организации по восстановлению шин относятся на счета, на которых ведется учет автомобильных шин (10/5, 10/5-1). Изношенные шины, непригодные к восстановлению, а также утиль резины учитываются на счете 10 (субсчет 6) по ценам возможного использования.

При поступлении на склад восстановленных шин делаются записи:

  Д-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 5 либо 5-1) — на стоимость шин с учетом работ по восстановлению;

                Д-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам" — на сумму НДС, относящуюся к услугам по восстановлению шин

                 К-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 7) — на стоимость шин;

    К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость работ по восстановлению шин с учетом НДС.

При сдаче утильной резины организациям вторсырья делается проводка:

                 Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" (45)

                  К-т сч. 10 "Материалы" (субсчет 6) — по стоимости в оценке, принятой в организации;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на сумму налогов,

относимых на реализацию.

Учет поступления, на складе и отпуска запасных частей ведется в соответствии с Положениями по учету материальных ценностей в общеустановленном порядке. Однако крупные автотранспортные и другие организации могут вести учет автоагрегатов, узлов и базовых деталей в разрезе следующих субсчетов: "Агрегаты на складе", "Агрегаты в обороте". При списании оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей их стоимость (за минусом возвратных отходов) списывается с кредита счета "Агрегаты в обороте" в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26). Затраты по ремонту агрегатов хозяйственным способом учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства" . На основании актов затраты по законченному ремонту по фактической себестоимости списываются с кредита счета 23 в дебет счета 20.

При выполнении ремонта сторонними организациями его стоимость отражается следующей проводкой:

Д-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26);

Д-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость с учетом НДС.     

3. Учет ремонта автотранспортных средств

Если автотранспортная организация имеет незначительное количество единиц транспортных средств, то расходы на их ремонт и техническое обслуживание могут относиться непосредственно на счета затрат на производство (20, 25, 26). "В случае осуществления ремонта собственными силами затраты, как правило, учитываются на дебете счета 23.

При проведении ремонта в специализированных авторемонтных организациях в учете делаются проводки:

Д-т сч. 25 "Общепроизводственные расходы" (20, 26);

Д-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость   ремонта с учетом НДС.

Оплата услуг авторемонтной организации отражается записью:

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т сч. 51 "Расчетный счет" (52, 55).

После оплаты услуг по ремонту на сумму НДС, подлежащую возмещению, делается проводка:

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам":

Расходы, собранные на дебете счета 23, в конце месяца по фактической себестоимости списываются с него по направлениям оказанных услуг. При этом составляются проводки:

Д-т сч. 20 "Основное производство" (25, 26, 29, 97 и др.) — на стоимость работ (услуг), оказанных основному производству (25, 26);

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные", 90 "Реализация" (в зависимости от применяемого автотранспортной организацией метода определения реализации) — на стоимость работ (услуг), выполненных на сторону

К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" \

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на налоги, уплачиваемые от услуг, оказываемых на сторону.

Торговые, снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации затраты по ремонту собственного автотранспорта учитывают на счете 44 "Расходы на реализацию" (субсчет 2 "Издержки обращения") с последующим их списанием по окончании отчетного периода на дебет счета 90.

При наличии значительного количества автомобилей, требующих существенных затрат на их ремонт и обслуживание, или если оказываемые услуги носят сезонный характер, автотранспортные организации могут создавать специальный ремонтный фонд. Он формируется за счет ежемесячных отчислений по нормативам, устанавливаемым самой организацией. Причем нормативы отчислений могут устанавливаться исходя из плановой сметы затрат на ремонт автотранспортных средств или их балансовой стоимости, а для организаций, занимающихся перевозкой пассажиров, — исходя из балансовой стоимости транспорта с учетом его пробега.

При начислении в ремонтный фонд составляются проводки:

Д-т сч. 25 "Общепроизводственные расходы" (26, 20) К-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчет "Ремонтный фонд").

В торговых, снабженческо-сбытовых и других посреднических организациях отчисления в ремонтный фонд относятся в дебет счета 44 (субсчет 2).

Все расходы, связанные с ремонтом, отражаются по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом разных счетов в зависимости от вида понесенных затрат (10, 25, 26, 68, 69, 70, 71 и

др.).

Если организация имеет собственную ремонтную базу, то все затраты, связанные с ремонтом, сначала учитываются на дебете счета 23 с последующим списанием с этого счета в дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов".

При осуществлении ремонта в специализированных ремонтных организациях принятые к оплате расчетно-платежные документы отражаются записью:

Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчет "Ремонтный фонд");

Д-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам" — на сумму НДС

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на общую стоимость ремонта с учетом НДС.

По окончании года неиспользованные остатки ремонтного фонда не переходят на следующий год. В случае создания и неиспользования резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) его излишки в конце года подлежат сторнированию. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.

Образование ремонтного фонда оговаривается в приказе об учетной политике организации. Если будет принято решение о нецелесообразности создания ремонтного фонда, то его остатки по состоянию на 31 декабря отчетного года присоединяют к прибыли.

В случае, когда автотранспортной организацией ремонтный фонд не создается, расходы, связанные с неравномерно проводимым в течение года ремонтом основных средств, могут сначала учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на издержки производства.

4.  Порядок оформления путевой документации

Перевозчики (юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленные структурные подразделения, а также индивидуальные предприниматели) должны при выпуске автомобиля на» линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы.

Путевые листы грузового автомобиля установлены трех форм:

- типовая форма № 3 (с) предназначена для осуществления работы грузового автомобиля в пределах РБ при оплате стоимости перевозок грузов по сдельным тарифам;

типовая форма № 3 (п) предназначена для работы грузового автомобиля в пределах РБ при оплате стоимости перевозок грузов по повременным  тарифам;

типовая форма № 4 предназначена для работы грузового автомобиля в международном сообщении.

Путевой лист грузового автомобиля является основным первичным учетным документом, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов показатели учета работы грузовых автотранспортных средств и водителя, а также данные для начисления заработной платы водителю, осуществления расчетов за перевозки грузов и формирования статистической отчетности.

Путевые листы автобуса установлены четырех видов:

типовая форма № 1 (р) предназначена для осуществления регулярных пассажирских перевозок в пределах РБ;

типовая форма № 1 (н) предназначена для осуществления нерегулярных пассажирских перевозок в пределах РБ;

типовая форма № 2 (р) предназначена для осуществления регулярных пассажирских перевозок в международном сообщении;

типовая форма № 2 (н) предназначена для осуществления
нерегулярных пассажирских перевозок в международном сообщении.

Путевой лист автобуса является основным первичным учетным документом, определяющим показатели для учета работы автобуса и водителя, а также данные для начисления заработной платы водителю, осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности.

Для легкового автомобиля-такси предназначена типовая форма путевого листа № 5, а для легкового служебного (специального) автомобиля — формы № 6 и № 7.

Бланки путевых листов изготавливаются централизованно по заказу "Белбланкоиздата" типографским способом по утвержденным формам и являются документом строгой отчетности, имеют серию и учетный номер, хранятся у перевозчика и по мере потребности выдаются под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта.

Путевые листы оформляются в соответствии с инструкциями по их изготовлению, учету, заполнению и обработке.

Применение товарно-транспортных накладных и путевых листов неустановленной формы запрещается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21147. Методы обеспечения и повышения надежности 26.5 KB
  Общие методы реализуются на стадиях проектирования и производства и осуществляются следующими путями: максимальным упрощением принципиальной схемы с одновременным уменьшением числа элементов с невысокой надежностью; ослаблением влияния внешних воздействий герметизацией амортизацией охлаждением и т. Специальные методы реализуются путем облегчения режима работы элементов схем и конструкции предварительной тренировкой элементов резервированием и др. Облегчение режима работы схемных элементов снижает интенсивность отказов. Для учета нагрузки...
21148. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ ЭВМ 124 KB
  Для всех методов обработки кроме ультразвуковых производительность не зависит от твердости и вязкости обрабатываемого материала. Электроэрозионные методы обработки Электроэрозионные методы обработки это совокупность электрических химических воздействий на обрабатываемую деталь для придания ей заданной формы и размеров. Основными методами электроэрозионной обработки являются электроискровая и анодномеханическая.
21149. МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОНСТРУКЦИИ СВТ 38.5 KB
  Наибольшее разрушающее воздействие на конструкцию СВТ оказывают вибрации. Он в свою очередь приводит к увеличению амплитуды колебаний СВТ. Введение амортизаторов между СВТ и объектом в качестве среды уменьшающей амплитуду передаваемых колебаний и ударов снижает действующие на СВТ механические силы но не уничтожают их полностью.
21150. Основные характеристики МПП общего применения на фольгированном диэлектрике 855.5 KB
  Основные характеристики МПП общего применения на фольгированном диэлектрике Показатель Характеристика Область применения Спецтехника вычислительная техника средства связи Класс точности 1;2; 3 Группа жесткости I IV Рекомендуемые максимальные размеры мм 360 х 420 γ = 033 Материал основания Стеклотекстолит фольгированный например СТФ1 СТФ2 стеклоткань СТП1 Минимальный диаметр отверстия мм Переходное 04 Сквозное 06 Минимальная ширина проводника мм 025 Тип производства Мелкосерийное серийное крупносерийное Методы...
21151. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 870.53 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівною) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику, підтримували антиукраїнські сили
21152. Поиск и устранение неисправностей в CD-ROM 57.5 KB
  Много неприятностей доставляют и так называемые условные отказы плавающие неисправности когда чтение диска либо внезапно прекращается а потом возобновляется либо производится с ошибками. Конечно многие отказы связаны с дешевыми пиратскими дисками использование которых может нарушить бесперебойную работу устройства. Причем помимо того что информация на таком диске может не читаться использование несбалансированных дисков в высокоскоростных приводах зачастую ведет к разрушению как самого диска он буквально разлетается на мелкие...
21153. Неисправности винчестера 81.5 KB
  Изза сложности работ с парами металла понадобилось много лет для разработки технологии обеспечивающей практически идеальную поверхность диска при разумной стоимости. Эти дорожки содержат специальные файлы DOS основной каталог диска и информацию о распределении дискового пространства. Если головка упадет на эту область DOS не сможет читать с диска вообще и фактически все данные окажутся потерянными несмотря на то что каждый байт данных лежит нетронутый гдето на диске.
21155. Основные определения ПП 122.5 KB
  Печатная плата: 1 крепежные отверстия; 2 концевые печатные контакты; 3 монтажное отверстие; 4 место маркировки ПП; 5 печатный проводник; 6 ориентирующий паз. Односторонняя печатная плата ОПП ПП на одной стороне которой выполнены элементы проводящего рисунка рис. Двусторонняя печатная плата ДПП ПП на обеих сторонах которой выполнены элементы проводящего рисунка и все требуемые соединения в соответствии с электрической принципиальной схемой рис.