58270

Начало Французской революции. Свержение монархии. Якобинская диктатура

Конспект урока

Педагогика и дидактика

И сразу начались затяжные споры по различным вопросам: о способах проверки полномочий депутатов о совместных и раздельных заседаниях о задачах Генеральных штатов о правах третьего сословия завтрашнем дне страны о будущем Франции.

Русский

2014-04-23

147.5 KB

23 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Урок 16-17. Начало Французской революции. Свержение монархии. Якобинская диктатура.

Великая французская буржуазная революция XVIII в. оказала огромное влияние на весь ход мировой истории.

Во второй половине XVIII в. абсолютная монархия перестала быть прогрессивным явлением и во французском обществе давно назрели перемены. Международный авторитет Франции резко упал. Сельское хозяйство переживало кризис. Крестьяне бежали из деревень, пополняя толпы бродяг и нищих. Состояние финансов королевства оставалось крайне тяжелым.

Великие просветители Франции XVIII в. Монтескье, Вольтер, Руссо обосновали необходимость коренных реформ. В своем произведении «О духе законов» Монтескье писал: «Свободы нет там, где в одном лице или органе соединена законодательная, исполнительная и судебная власть, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом». Горячий поборник народного суверенитета Руссо заявлял: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах».

С целью пополнить казну и дабы избежать государственного банкротства, король обратился к Генеральным штатам, которые не созывались 175 лет, надеясь получить согласие на новые налоги. Созыв Генеральных штатов проходил в напряженной обстановке. Наказы делегатам содержали радикальные требования. Причем на этот раз число делегатов от третьего сословия было удвоено. Но при сложившемся порядке работы Генеральных штатов данное обстоятельство не имело существенного значения, так как по старинному обычаю каждое сословие имело один голос.

Открытие Генеральных штатов состоялось 5 мая 1789 г. И сразу начались затяжные споры по различным вопросам: о способах проверки полномочий депутатов, о совместных и раздельных заседаниях, о задачах Генеральных штатов, о правах третьего сословия, завтрашнем дне страны, о будущем Франции. Дебаты переросли в острый конфликт с королем.

Потеряв терпение и опираясь на растущую поддержку народа, 17 июня третье сословие объявило себя Национальным собранием. Позднее к нему присоединились либеральные депутаты от духовенства и дворянства. С этого момента только с разрешения собрания, король мог взимать налоги.

Делегат Генеральных штатов мог действовать только от имени своего округа в пределах данного ему наказа. Депутат же Национального собрания являлся представителем всего народа. Императивный мандат был аннулирован. Собрание представляло всю нацию и имело полное основание говорить и действовать от ее имени.

Игнорируя приказы и протесты короля, 9 июля 1789 г. Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Тем самым оно взяло на себя историческую миссию создать новые политические и государственно-правовые институты, разработать и утвердить Конституцию.

Попытка короля разогнать депутатов вызвала возмущение парижан.

В своем развитии революция во Франции прошла следующие этапы:

Первый этап (14 июля – 10 августа 1792 г.). Восстание (3) народа 14 июля, в результате которого была разгромлена крепость-тюрьма Бастилия — символ королевского абсолютизма, является началом революции. Этот день считается национальным праздником французского народа. Революция охватила всю страну. По почину парижан население провинций разрушало свои «бастилии», смещало королевских чиновников, создавало новые органы местного самоуправления. Период создания новой власти на местах получил название «муниципальной революции». Крестьяне повсеместно отказывались выполнять повинности, решительно требовали передачи им общинных земель.

Для защиты революции народ создал вооруженные силы в лице национальной гвардии. Однако служба в ней из-за дороговизны снаряжения была недоступна бедным гражданам. Новая армия оказалась в руках крупной буржуазии.

Огромное значение имел декрет 5 августа об окончательном уничтожении феодального режима. В первой половине августа Учредительное собрание отменило церковную десятину и личные повинности крестьян, однако землю крестьяне могли получить в собственность только за выкуп. Такая половинчатость августовских декретов объясняется тем, что на первом этапе революции у власти находилась крупная буржуазия (1) и ее партия фейянов. Движущей силой в революции был союз буржуазии с народом, в котором крестьянство и плебейство выполняли роль ударной силы.

26 августа 1789 г. Собрание приняло первый конституционный акт — Декларацию прав человека и гражданина. Во вводной части Декларации (4) записано, что причиной пороков правительства и общественных бедствий является невежество людей, забвение естественных, неотъемлемых и священных прав человека.

«1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах...

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому» (ст. 4). Граждане могли беспрепятственно выражать свои мысли устно или печатно, иметь свободу религиозных убеждений. «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

3. Декларация торжественно провозгласила равенство людей перед законом, суверенитет нации, право народа на участие в выработке законов, ответственность и подотчетность должностных лиц, принцип разделения властей (3) (законодательной, исполнительной и судебной), равномерное, соответствующее состоянию граждан взимание налогов.

4. Она зафиксировала гарантии прав личности и принципы буржуазной законности: нет преступления — нет наказания, презумпцию невиновности (всякий считался невиновным, пока судом не установлено обратное), соразмерность наказания преступлению. Эти статьи имели большое прогрессивное значение.

5. В ст. 17 сформулирован важнейший институт буржуазного права — священность и неприкосновенность частной собственности.

После того, как народные массы сорвали замысел короля разогнать депутатов, не допустить осуществления августовских декретов, Учредительное собрание, а также король переехали из Версаля в Париж.

В начале 1790 г. вступили в силу ряд важных декретов. Церковная собственность была конфискована и признана национальным имуществом. У церкви было изъято право регистрации браков, рождений, смерти. Священнослужителей заставили присягать новому строю. Влияние церкви существенно уменьшилось, она ставилась под контроль государства.

Вводилось новое административное деление, по которому Франция была разбита на 83 департамента, в каждый из них входили дистрикты, кантоны, коммуны. Единой стала система обложения налогами, ликвидировались многие феодальные препятствия, тормозящие развитие торговли, и т.д. Полностью отменялось сословное деление граждан, все дворянские титулы и звания, упразднялись средневековые цехи. Эти реформы упрочили единство нации, нанесли непоправимый удар абсолютизму.

Отменив феодальные правила и ограничения в области торговли и промышленности, революция предоставила буржуазии все условия для предпринимательской деятельности. Получив власть, достаточные права, крупная буржуазия начала вскоре тяготиться давлением демократических сил народа. 21 октября 1789 г. был принят декрет, который разрешил применять вооруженные силы для подавления народных выступлений. 14 июня 1791 г. вступил в силу закон Ле-Шапелье, запретивший под страхом большого штрафа или тюремного наказания создание профсоюзов, проведение стачек.

После попытки короля бежать за границу позиции сторонников конституционной монархии ослабли. Все громче раздавались голоса за создание республики. Крупная буржуазия стремилась задержать революцию. Она поворачивает вправо. Расстрел национальными гвардейцами мирной демонстрации, выступившей 17 июля 1791 г. против монархии, убедил многих, что верхушка собственников стала контрреволюционной силой.

По настоянию фейянов Собрание в спешном порядке 13 сентября 1791 г. утвердило Конституцию, по которой за королем сохранялись значительные права. Декларации прав человека и гражданина 1789 г. стала преамбулой Конституции. Вторая часть основного закона посвящена высшим органам власти.

По форме правления французское буржуазное государство утверждалось в виде конституционной монархии. Авторы Конституции исходили из учения Монтескье о необходимости разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась однопалатному законодательному корпусу. Граждане делились на активных и пассивных. Активными считались французы, достигшие 25-летнего возраста, проживающие в данной местности не менее года, уплачивающие прямой налог, не находящиеся в услужении, занесенные в списки национальной гвардии. Только они имели право избирать. Пассивные граждане отстранялись от участия в выборах. Цензовое избирательное право находилось в явном противоречии с Декларацией. Выборы были двухстепенные, а выборщиками могли стать только активные граждане, отвечающие требованиям имущественного ценза. Неимущие граждане, а их было большинство, лишались политических прав.

Исполнительная, административная власть, отдавалась королю и министрам, ответственным перед ним. Король мог наложить вето на принятые законы, которое, однако, имело лишь отлагательный характер. Он являлся главой армии и флота, ему поручалось заботиться о поддержании общественного порядка и т.д. Судебная власть осуществлялась выборными и в принципе несменяемыми лицами. Конституция закрепила политические интересы крупной буржуазии. Ее действие не распространялось на колонии. Таким образом, Конституция отошла от революционных принципов Декларации.

Перед своим роспуском в сентябре 1791 г. Учредительное собрание постановило, что ни один его депутат не может быть избранным в Законодательный корпус, созданный на основе Конституции 1791 г. Фейяны — сторонники конституционной монархии, представители крупной буржуазии считали, что революция закончилась. Представители средней буржуазии в лице жирондистов предлагали идти дальше, продолжить ломку многих феодальных институтов. Программа жирондистов, хотя и встречала поддержку большинства депутатов, не была последовательной. Наиболее радикальные преобразования предлагали якобинцы — выразители интересов широких народных масс. Вскоре выяснилось, что жирондисты не решились полностью отменить феодальные повинности крестьян, не дали им землю, попустительствовали спекулянтам и контрреволюционерам, не собирались лишать власти короля. По этой причине между жирондистами и якобинцами произошел окончательный раскол.

Второй этап (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.). 10 августа в Париже началось народное восстание, в результате которого монархия была уничтожена. Некоторое время власть находилась в руках Парижской коммуны. Законодательное собрание согласилось на арест короля. Был издан декрет (5) о созыве Национального конвента (6), причем избрание его депутатов следовало производить без деления граждан на активных и пассивных.

В страхе перед народом жирондисты согласились произвести раздел общинных земель, сдавать в аренду или продавать земли эмигрантов. Отменялась собственность на землю тех, кто не мог доказать законность владения. Августовские декреты удовлетворили многие требования крестьян, хотя их осуществление встретило упорное сопротивление крупных собственников.

Избранный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент 21 сентября провозгласил упразднение монархии. Франция стала республикой. Но борьба между Горой (якобинцами) и Жирондой не прекратилась. Она носили острый, порой драматический характер.

Сторонники монархии отчаянно сопротивлялись проведению суда над королем. В самый последний момент, когда решался вопрос о жизни короля, они предложили провести тайное голосование. Якобинцы во главе с Робеспьером разгадали их маневр. По настоянию Марата, каждый депутат лично выходил на трибуну и публично объявлял свое мнение. Глубокой ночью 17 января 1793 г. голосование закончилось. Людовик XVI был признан «виновным в заговоре против нации, в покушении на безопасность государства» и приговорен к смертной казни. 21 января его отправили на гильотину.

Якобинцы с полным основанием разъясняли и убеждали народ, что революция может идти вперед только после уничтожения монархии. Летом 1793 г. республика оказалась на краю гибели. Армия отступала, многие генералы изменили, в ряде мест вспыхнули роялистские мятежи, свирепствовал белый террор. Народ голодал, росла инфляция, англичане наводнили страну фальшивыми ассигнациями. Влияние жирондистов стало падать. В этой сложной обстановке якобинцы проявили себя как ведущая партия революции.

Третий этап революции (31 мая и 2 июня 1793 г. – 27 июня 1794 г.). 31 мая и 2 июня 1794 г. народ Парижа дважды поднимал восстание. По его требованию часть депутатов жирондистов была арестована. Ведущей силой Конвента стали якобинцы. Они заявили, что спасти республику может только прочное единство нации и полное искоренение остатков феодализма.

10 июня принимается декрет, положивший начало отмене феодальных порядков в деревне. 17 июля Конвент окончательно упразднил все сеньориальные платежи и феодальные права без всякого выкупа. Земли общины подлежали немедленному разделу среди крестьян. С тех пор мелкое землевладение стало основной формой землепользования. Хранение феодальных актов на землю, утайка их от сожжения карались каторгой. Характерно, что, будучи у власти, жирондисты грозили гильотиной всякому депутату, который внесет законопроект подобного рода.

В ответ на обвинение жирондистов в узурпации власти якобинцы в спешном порядке и с поразительной быстротой подготовили проект самой демократической конституции Франции. 24 июня 1793 г. Конвент торжественно одобрил ее текст и поставил на всенародное обсуждение. Проект был одобрен огромным большинством нации.

Конституция закрепила республиканский режим. «Республика едина и неделима», — записано в ст. 1. Якобинская конституция содержала более радикальное толкование принципов суверенитета народа, чем Конституция 1791 г. Прежнее абстрактное понятно верховенство нации заменяется более конкретным и глубоко демократическим содержанием «Суверенный народ это совокупность всех граждан» (ст. 7). Для принятия закона или важного общегосударственного решения голосования Законодательного корпуса было недостаточно. Требовалось еще получить одобрение граждан, по крайней мере, очевидного большинства. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только священным правом, но и необходимой обязанностью граждан. «Цель общества — общее счастье». «Всякий кто захватит суверенитет, да будет немедленно умерщвлен свободными людьми».

Она установила избирательное право для всех французов, достигших возраста 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов — прямые, равные. Высшая законодательная власть принадлежала самой нации. Учреждался постоянно действующий однопалатный законодательный корпус. Срок легислатуры один год, Конституция установила, что этот орган может издавать декреты и предлагать законы. Если проект одобрялся депутатами первичных собраний большинства департаментов страны в течение 40 дней, он становился законом. Декреты не нуждались в санкции народа и вступали в силу немедленно.

Функции государственного управления возлагались на Исполнительный совет из 24 человек. К его избранию привлекались выборщики из департаментов. Этот орган мог действовать только на основе законов и декретов и за свои действия был подотчетен законодательному корпусу. В конце каждой сессии исполнительный комитет надлежало наполовину обновлять. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета имели цель не допустить узурпации его власти. В ст. 30 Декларации говорилось: «Государственные должности по существу временны, их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но как обязанность».

Якобинская конституция была самой радикальной по духу и по форме, наиболее передовым актом французской буржуазной революции. Но она могла вступить в силу лишь после того, как соберется новый законодательный корпус, куда не мог быть избран никто из депутатов Конвента. Однако тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести Конституцию в действие.

Власть революционного правительства якобинцев сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами, ему подчинялись другие органы, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом.

Якобинцы реорганизовали армию, ввели всеобщую воинскую повинность. Декрет 23 августа 1793 г. впервые в истории ввел всеобщую воинскую обязанность. Все французы призывались под ружье до тех пор, «пока враги не будут изгнаны, за пределы республики».

К осени 1793 г. в армии насчитывалось около миллиона человек. Такой численности войск история еще не знала. По-революционному решалась проблема командных кадров. На любую должность, вплоть до командующих армиями, выдвигались те, кто умел побеждать, кто не знал слова «невозможно». Бывший продавец галантерейной лавки Журдан в 31 год назначается командующим. Такой же пост в 25 лет занял бывший конюх Гош. Генералами стали писарь Марсо, сын каменщика Клебер. После взятия Тулона по плану 24-летнего безвестного артиллерийского офицера Наполеона Бонапарта началась его военная карьера.

В конце июля фактическим руководителем Комитета стал Робеспьер. Ему принадлежат слова: «Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все». В одном из своих выступлений Робеспьер сказал: «Погибни свобода Франции, и природа покроется погребальным покрывалом, а человеческий разум отойдет назад ко времени невежества и варварства. Деспотизм, подобно безбрежному морю, зальет земной шар... Мы боремся... за людей, живущих ныне, и за тех, которые будут жить». Его соратником по Комитету были знаменитый математик Л. Карно и ближайший сподвижник Сен-Жюст.

Борьбу с врагами революции вел Комитет общественной безопасности. После того, как он заканчивал следствие, материал направлялся в трибунал. Трибуналы были и в некоторых департаментах.

В ответ на террор контрреволюции был введен террор против врагов республики. 17 сентября Конвент разрешил производить аресты подозрительных. Обвинение означало приказ об аресте, арест зачастую означал смерть. Арестованный, доставленный вечером в тюрьму, на следующий день допрашивался, слушал приговор трибунала, а к вечеру мог сидеть в телеге смертников.

В октябре были казнены вожди жирондистов, и сама партия окончательно сошла с политической сцены. Угроза гибели революционных завоеваний была велика, буржуазия нуждалась в яростной энергии якобинцев и понимала, что без их железной руки нельзя отбить натиск интервентов. Беспощадно карая врагов, якобинцы в силу своей непоследова­тельности, неопределенности политической платформы часто били по истинным патриотам. Уничтожив Дантона и его сторонников «снисходительных», они затем отправили на гильотину своих верных друзей: левых якобинцев, вождей партии «бешенных», а также эбертистов.

Чрезвычайная обстановка заставила Конвент выходить за рамки законодательного органа. Вместе с Комитетом общественного спасения он действовал как революционное правительство Франции. Он ввел твердые цены на основные предметы потребления (всеобщий максимум). Продовольствие реквизировалось и распределялось через специальную государственную комиссию.

За внешней торговлей и деятельностью крупных торговцев устанавливался жесткий контроль. Осенью 1793 г. были созданы отряды санкюлотов, призванных бороться со спекулянтами, изыскивать для Парижа продовольствие и уничтожать заговоры роялистов. За спекуляцию грозила смертная казнь. С помощью революционной армии у зажиточных крестьян реквизировался хлеб. Было взято на учет золото и серебро частных лиц. У богатых брали принудительные займы, их облагали высоким налогом. В то же время для рабочих был установлен максимум зарплаты, что вызвало их возмущение, так как дороговизна росла, а покупательная способность денег падала. Консолидация политической, законодательной и исполнительной власти явилась эффективным средством в революционных преобразованиях и борьбе с врагами Франции.

В конце февраля и начале марта 1794 г. были изданы знаменитые вантозские декреты. Имущество контрреволюционеров намечалось раздать бедным гражданам, нищим инвалидам, сиротам, престарелым. «Собственность патриотов священна,— говорил Сен-Жюст,— но имущество заговорщиков может быть роздано несчастным».

Выборы в муниципалитеты из-за сложной обстановки не проводились. Фактически власть на местах находилась в ведении революционных комитетов. Члены комитетов избиралась из числа самых надежных, политически грамотных, честных и абсолютно преданных революции граждан. Для пресечения злоупотреблений председатель и секретарь революционного комитета должны были заменяться через каждые две недели.

Якобинцы ввели новое летоисчисление с момента республики, утвердили новый календарь, провели декрет об обязательном начальном образовании, даже пытались создать новую религию — культ Разума. Все жители стали называться гражданами, отменялось обращение на «вы» и т.д.

Летом 1794 г. Франция была очищена от интервентов, подавлены основные контрреволюционные мятежи. Буржуазия, поняв, что ей ничто не угрожает, перестала нуждаться в диктатуре якобинцев. Это поняли и вожди якобинцев. «Революция закончена», — говорил тогда Сен-Жюст. Якобинцы произвели за год самую глубокую чистку всех остатков феодализма, разбили внешних врагов и создали максимально благоприятные условия для развития капитализма. Не получив удовлетворения своих коренных требований, от якобинцев стали отходить рабочие. Крестьяне сопротивлялись реквизиции продуктов. Недовольство народных масс было одной из главных причин гибели якобинцев.

27 июля (9 термидора) в заседании Конвента произошла схватка заговорщиков с якобинцами. Робеспьер и его соратники были арестованы, а на следующий день без суда отправлены на гильотину. Их судьбу разделили сотни якобинцев. Массовый белый террор против якобинцев и санкюлотов охватил всю страну. Торжествующая реакция требовала от нового правительства: «Если вы их не накажете, каждый француз будет иметь право их задушить». «Очистим землю от этих людоедов». Конституция 1793 г. придавалась анафеме и проклятьям. «Этот гнусный акт, - сказал деятель Директории, — должен быть похоронен в той же могиле, которая поглотила наших тиранов». Падение диктатуры якобинцев и приход к власти термидорианцев означали конец восходящего этапа Великой французской революции.

Государственный переворот 9 термидора (27 июли 1794 г.) дал крупной буржуазии возможность ликвидировать демократи­ческие институты народного суверенитета. Термидорианская ре­акция торжествовала.

В 1795 г. была принята новая Конституция. Она учредила двухпалатный Законодательный корпус, состоявший из Совета старейшин и Совета пятисот. Совет старейшн состоял из 250 членов. К исключительной компетенции Совета старейшн относилось одобрение и отклонение решений Совета 500. законодательная инициатива принадлежала исключительно Совету 500, который формировался путем двухступенчатых выборов. Граждане, проживающие в одном кантоне выбирали выборщиков. Выборщиком мог стать французский гражданин, достигший 25-летнего возраста, владеющий имуществом на сумму, равную стоимости 200 или 500 рабочих дней. Выборщики выбирали совет 500. Законодательный корпус избирал директорию. Директории принадлежала исполнительная власть, которая осуществлялась пятью директорами. Они могли быть избраны из числа граждан, бывших членов Законодательного корпуса или министрами. Директория назначала главнокомандующих, министров, контролировала и обеспечивала исполнение законов.

Политика Директории, где главенствовал П. Баррас, не отличалась стабильностью и последовательностью. Ее деятели па­нически боялись реставрации монархии, так как многие из них, будучи членами Конвента, голосовали за казнь Людовика XVI. Но еще больше, пожалуй, их пугала опасность слева, выступления плебейско-демократических сил народа. При Директории почти все оставшиеся в живых депутаты-якобинцы и сотни санкюлоты погибли на гильотине. Был казнен знаменитый социалист-утопист Г. Бабеф.

Эпоха Директории — это годы спекуляций банкиров, махинаций крупных и мелких казнокрадов, взяточников, с одной стороны, нужды и бесправия народа — с другой. Начались новые волнения народных масс. Крупная буржуазия стала искать сильную личность. Выбор пал на популярного генерала Бонапарта.

Договорившись с председателем Совета пятисот, своим братом Л. Бонапартом и двумя членами Директории, Наполеон 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. вместе со своим зятем Мюратом разогнал Директорию. Переворот, вошедший в историю под названием «18 брюмера», фактически означал установление военной диктатуры.

Конституция 1799 г. внешне сохраняла республиканский строй. Конституция 1799 г. формально провозгласила всеобщее избирательное право, на деле же хитроумными разъяснениями превращала его в фикцию. Коммунальный первичный округ избирал из своей среды 1/10 часть граждан. В совокупности с другими округами они составляли окружной список. Собравшись воедино, они избирали 1/10 своего состава. Так появлялся «департаментский список». Из последний – национальный. Из него черпались все депутатов, министры. Избрание членов законодательных собраний, консулов и членов суда конституция вверяла сенату. Он же наделялся правом отменять законы. Комплектование сената поручалось определенным лицам. Законопроекты составлялись и редактировались государственным советом, обсуждалось в трибунате, принималось или отвергалось Законодательным корпусом. Исполнительная власть находилась в руках трех консулов, из которых первый получал право принимать решения. Он же замещал государственный совет и руководил его работой, назначал и смещал министров, посланников, офицеров, руководящих чиновников местной администрации. Первый и второй консулы имели совещательный голос. Первым консулом был Наполеон, второй Камбасерос, третий – Лебрен. Как известно, диктатура Наполеона вначале была временной, затем десятилетней, а с 1802 г. пожизненной и за­вершилась империей.

Проведенный в 1802 г. по желанию Наполеона плебисцит одобрил его назначение пожизненным консулом. Это было шагом па пути к империи. Органический сенатус-консульт 1804 г. упразднял республику. «Наполеон Бонапарт, — говорилось в нем, — нынешний первый консул республики является императором французов».

Восстанавливались звания графов, принцев и т.д. С папой римским был подписал конкордат, католичество признавалось «религией большинства французов». Свобода слова фактически была под запретом, печать находилась под строжайшим контролем цензуры. Малейшая критика правительства строго наказывалась. Ничего неодобрительного не разрешалось печатать не только о сановниках, но и об их поварах и лакеях. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновничества, многочисленная полиция составляли, механизм империи.

Управление империи строилось на началах жесткой централизации. Департаменты были разбиты на округа и коммуны. В департаментах административные и полицейские функции перешли целиком к префекту, в округе — супрефекту, в городах — мэру. Местные чиновники полностью подчинялись центральной власти. Роль органов местного самоуправления резко ограничивалась. Система администрации должна была функционировать почти так же, как в армии: «Обсуждать коллегиально, действовать единолично».

После разгрома Наполеона в 1814г., во Францию вернулись Бурбоны. Главой государства снова стал король. Реставрация монархии не означала восстановление абсолютизма. Даже такие сторонники самодержавия, как русский царь Александр I и австрийский канцлер Меттерних, понимали невозможность восстановления феодального режима во Франции. Тем не менее, в прокламации Людовика XVII говорилось, что он «призывается любовью своего народа на трон своих предков».

4 июня 1814 г. король октроировал Хартию. По форме прав­ления Франция стала конституционной дуалистической монар­хией в ее реакционной разновидности. Монарх наделил себя об­ширными полномочиями. Он являлся главой государства, глав­нокомандующим армии. Перед ним были ответственны министры, им назначались и смещались чиновники, без подписи короля не вступали в силу законы и т.д. «Во Франции вся власть воплощена в лице короля»,— говорилось в Хартии.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Члены первой назначались королем, во вторую депутаты избирались двухстепенными выборами. Круг избирателей ограничивался высоким возрастным и имущественным цензами.

Палата депутатов в результате «выборов», проходивших в обстановке белого террора, состояла из тех, кто называл себя «более последовательным монархистом, чем сам король». Но случайно она получила прозвище «бесподобной палаты». Ультрароялистские замашки палаты и особенно проект восстановления прав католической церкви вынудили правительство разогнать ее. Палата пэров, по словам современника, состояла из «ничтожеств, пользующихся благосклонностью короля», и лиц «выдающихся, но которых опасались».

Министры были на положении знатных лакеев короля. Они могли предлагать королю: «Вот наше мнение», на что получали обычно ответ: «Вот моя воля». О Бурбонах справедливо говорили, что за 25 лет изгнания они «ничему не научились и ничего не забыли».

В ходе белого террора, чистки и мести были уничтожены, загнаны в тюрьмы, сосланы на каторгу десятки тысяч республиканцев. Погибло немало тех, кто верно служил родине. В 1825 г. издается закон о святотатстве, по которому проступки против церкви карались смертной казнью с предварительным отсечением правой руки.

Режим Реставрации характеризовался союзом дворян и крупной буржуазии. С укреплением монархии дворяне, не довольствуясь тем, что за счет народа им была выплачена огромная компенсация за отобранное революцией имущество (свыше 1 млрд. фр.) пытались оттеснить буржуазию от власти.

Бурбоны путем террора стремились восстановить прежний абсолютистский порядок. Эта попытка закончилась для монарха полным крахом. В результате революции 1830 г. легитимная монархия исчезла. Карл X едва успел спастись от гнева восставшего народа.

В результате революции 1830 г. королем стал Луи Филипп Орлеанский — из младшей ветви династии Бурбонов. Хартия 1830 г. расширила полномочия палат, особенно в области законодательства. Был уменьшен имущественный ценз для тех, кто баллотировался в парламент, для выборщиков — в нижнюю палату. Король не мог издавать законы помимо парламента, хотя за ним сохранялось право внесения законопроектов. Наследственное звание пэров отменялось. Права католической церкви ограничивались. В целом механизм государства остался прежний, несколько изменился лишь политический режим. После революции  1830 г. Франция обрела только внешние признаки парламентарной монархии. Дворянство отошло на второй план. Власть окончательно сосредоточилась в руках буржуазии. Махинации финансовой аристократии с займами и ценными бумагами опустошили казну, а государство оказалось в долговой кабале. Не случайно парижскую фондовую биржу именовали притоном спекулянтов, чья триумфальная безнаказанность затмила подвиги каторжников.

Монополия банкиров в использовании власти и законов вызвала сильное недовольство промышленников и торговцев. В стране началось движение за избирательную реформу, и в первую очередь за снижение избирательного ценза. В ответ на это глава правительства Гизо цинично заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы будете избирателями».

Пролетариат перешел к более решительным действиям. Многие рабочие считали, что парламентская реформа поможет им добиться принятия жизненно важных декретов. Они боролись за республику нового типа, которая бы не только гарантировала широкие политические свободы, но и освободила от гнета, капитализма. В этом состояла особенность новой революционной ситуации, во время которой был популярен лозунг: «Даешь социальную республику!»

Всеобщее восстание рабочих Парижа в феврале 1848 г., переход на их сторону национальной гвардии означали конец монархии. Король отрекся от престола и бежал за границу. С криками «Долой торгашей! Да здравствует республика!» толпа парижан ворвалась во дворец, разбила все символы монархии. Королевский трон был торжественно сожжен на площади. Февральская буржуазно-демократическая революция 1848 г. установила Вторую республику.

Ведущую роль в революции сыграл пролетариат. В этом ее отличие от революции 1789 г. Под давлением рабочих правительство вынуждено было сделать ряд уступок: восстановило свободу слова, печати и собраний, амнистировало политических заключенных, ввело 10-часовой рабочий день и даже обещало гарантировать право на труд. Многие обещания рабочим остались на бумаге.

Захватив власть, буржуазные республиканцы повели наступление на своего бывшего союзника — рабочий класс. В июне 1848 г. пролетариат Парижа снова поднял восстание, которое было жестоко подавлено. По приказу военного министра Кавеньяка войска в течение четырех суток стреляли по участникам июньского восстания. Это была одна из первых организованных схваток буржуазии и пролетариата. «Социальную республику» утвердить не удалось.

Буржуазия тогда имела перевес, ее партии получили большинство в Учредительном собрании, 4 ноября 1848 г. вступила в силу новая Конституция Франции. Республика провозглашалась окончательной формой правления. Ее принципами были национальный суверенитет, свобода, равенство, братство. К основам общества относились: семья, собственность, труд, общественный порядок. В ст. 11 записано: «Всякая собственность неприкосновенна». Государственные должности признавались выборными и сменяемыми.

Разделение властей считалось первым условием существования свободного правительства. Законодательная власть переходила к однопалатному Национальному собранию. Провозглашались прямые, всеобщие выборы при тайном голосовании (возрастной ценз для мужчин — 21 год). Ценз оседлости сохранялся. Эти граждане имели активное избирательное право. Пассивным правом наделялись те, кто избирался в Национальное собрание (возрастной ценз — 25 лет). Избирательный корпус вырос с 240 тыс. до 9 млн. человек.

Приветствуя республику, избиратели шли на первые выборы как на праздник с мэрами и священниками, распевая «Марсельезу» и псалмы. В Национальное собрание впервые были избраны 26 рабочих.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и контроля административных органов учреждался Государственный совет. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому всеобщим голосованием сроком на 4 года. Президент был наделен широкими полномочиями. Его огромная власть представляла угрозу республиканскому режиму. Этим вскоре воспользовался Луи Бонапарт.

По своему содержанию Конституция являлась буржуазно-демократической. Однако, провозглашая свободу в общей форме, она упраздняла эту свободу в правилах ее осуществления. Спустя два года было отменено всеобщее избирательное право, уничтожена свобода собраний, ограничена свобода слова, школа поставлена под контроль католического духовенства. Правительство Франции, выполняя волю крупной буржуазии, постепенно ликвидировало республиканский режим.

Вскоре после вступления в силу Конституции 1848 г. были проведены выборы президента. Большинство голосов получил Луи Бонапарт, племянник Наполеона. Его поддержало крестьянство. В Бонапартах крестьяне видели тех, кто окончательно утвердил их право на землю, отнятую у помещиков. С помощью Луи Бонапарта они надеялись удержать свои наделы, добиться снижения налогов.

Испугавшись буржуазно-демократических революций, прокатившихся по Европе в середине XIX в., новых выступлений пролетариата, Бонапарту оказали поддержку также крупная финансовая буржуазия и католическая церковь. Бонапарт попытался сразу восстановить империю, однако натолкнулся на сопротивление членов Законодательного корпуса. В 1848—1851 гг. против крупной буржуазии и ее правительства сложился мощный блок левых сил во главе с пролетариатом. На дополнительных выборах в парламент 10 марта левые силы добились значительного успеха. В ответ на это Законодательное собрание отменило всеобщее избирательное право, ввело ценз оседлости.

Используя недовольство масс, Луи Бонапарт с помощью армии 2 декабря 1851 г. захватил столицу, распустил парламент, обвинив его в заговоре против республики. Для маскировки единовластья объявлялось восстановление всеобщего избирательного права. 14 января 1852 г. за несколько часов была написана и вступила в силу новая конституция. Вся полнота власти переходила к президенту, избираемому на 10 лет. Сделан был еще один шаг к установлению империи. После проведения плебисцита, 2 декабря 1852 г., Бонапарт объявил себя императором под именем Наполеона III. Империя выражала интересы крупной буржуазии, особенно финансовой, а также дельцов, заинтересованных в захвате новых колоний. По форме правления бонапартизм есть форма правления, которая рождается из контрреволюционности буржуазии. Возникнув в период подъема революции, бонапартистская монархия вынуждена была лавировать. Она опиралась на армию и ее реакционные элементы. Империя не могла сохранить господство буржуазии только штыками и репрессиями, поэтому она прибегала к обману народных масс, давала пролетариату мелкие подачки, ложные обещания, маскировала свой реакционный политический режим конституционным прикрытием.

В первый период империи существовал режим авторитарной власти. Парламентские учреждения сохранились, но их роль была чисто декларативной. Заседания Законодательного корпуса, сената, и особенно Государственного совета, проводились негласно, отчеты о заседаниях не публиковались. В руках императора сосредоточивалась вся полнота власти. Фактически же страной правила группа политических и финансовых авантюристов во главе с Луи Бонапартом.

Буржуазно-демократические свободы отменялись, республиканцы подвергались преследованиям, местное самоуправление ставилось в полную зависимость от центра. На выборах депутатов местные власти обязывались поддерживать «официальных кандидатов». Под бдительным оком полиции и церкви проводились плебисциты, которые являлись карикатурой на всенародное голосование. Свободы печати почти не существовало, цензура свирепствовала.

За населением была учреждена слежка, контроль, полиции, духовенства, школьных учителей. Военно-полицейский бюрократический режим охватывал почти все стороны социальной жизни. «Они удушили народ, заткнули рот свободе, обесчестили знания, попирают ногами народ и очень счастливы!» — писал находившийся в эмиграции Виктор Гюго,

Торгово-промышленная буржуазия терпела Луи Бонапарта до тех пор, пока отмечался экономический подъем. Положение изменилось в начале 60-х годов. Кризис перепроизводства, безработица, скандальные провалы в области внешней политики разрушили основу прежнего авторитета императора.

Во второй период так называемой «либеральной» монархии Бонапарт вынужден был лавировать, даже пытался выдать себя за друга бедных. Формально рабочие могли обсуждать на своих собраниях политические вопросы. Однако в любой момент по приказу присутствующего полицейского комиссара собрание могло быть закрыто. Законодательному собранию и сенату разрешалось публиковать отчеты о заседаниях. Все это мало помогало правительству, влияние республиканцев возрастало. Уже на выборах в 1863 г. оппозиция собрала 2 млн. из 7 млн. голосов. Испугавшись январской демонстрации, в которой участвовало более 200 тыс. человек, Бонапарт в апреле 1870 г. издал еще одну конституцию. Она расширила права парламента и установила ограниченную ответственность министров перед ним. Однако дни империи были сочтены. Ее социальная база резко сужалась. В мае начались схватки рабочих с полицией, на улицах Парижа снова появились баррикады.

Чтобы поправить положение, приостановить катастрофическое падение своего авторитета, «Наполеон Малый» прибегнул к крайнему средству — к войне, хотя сам повторял не раз: «Империя — это мир». Спор о престолонаследии в Испании, ловко использованный Бисмарком, дал Наполеону желанный повод начать войну. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. 1 сентября под Седаном Луи Бонапарт потерпел поражение. Стотысячная армия вместе с пим сдалась в плен.

Восставший народ Парижа 4 сентября ворвался в парламент и принудил Законодательное собрание объявить о низложении императора и потребовал провозгласить республику. Было сформировано правительство «национальной обороны» во главе с военным губернатором Трошю, получившее позднее название «правительства национальной измены».

Разгром под Седаном поставил Францию на грань национальной катастрофы. Пруссаки заняли большую часть ее территории и на короткое время оккупировали некоторые районы Парижа. Избранное 8 февраля 1871 г. Национальное собрание состояло из скрытых и явных монархистов. Главой правительства собрание назначило монархиста Тьера. Крупная буржуазия больше опасалась вооруженных рабочих, чем Бисмарка. По условиям предварительного мира Франция обязалась выплатить Пруссии огромную контрибуцию в 5 млрд. фр., Эльзас и Лотарингия отошли к Пруссии.

На защиту столицы выступили рабочие, передовая интеллигенция, мелкие буржуа. В сентябре 1870 г. в Париже было сформировано 215 батальонов национальной гвардии, тогда же возникла массовая политическая организация — Республиканская федерация национальной гвардии Сены. Обстановка в Париже была предреволюционной. Тогда А. Тьер решил силой оружия разогнать национальную гвардию, арестовать ее Центральный комитет, подписать окончательный мир с Бисмарком, а затем восстановить монархию. Ночью 18 марта 1871 г. правительственные войска успели захватить почти всю артиллерию национальной гвардии, расположенную на высотах Монмартра. По тревоге поднялся народ Парижа. Вскоре почти вся дивизия версальцев перешла на сторону восставших рабочих. Так, в результате народного восстания возникла Парижская коммуна — первое в мире пролетарское государство, орган диктатуры рабочего класса. Она просуществовала 72 дня.

28 мая 1871 г. версальцы заняли Париж. 22 трибунала беспрерывно днем и ночью выносили обвинительные приговоры коммунарам. Испытав страх перед революцией пролетариата, крупная буржуазия стремилась создать сильную централизованную власть.

В такой обстановке решался вопрос о форме правления Франции. Национальное собрание состояло в основном: из сторонников монархии, «реакционной деревенщины», которые, однако, не представляли монолитную группу. Часть депутатов монархистов добивалась реставрации власти королей из династии Бурбонов (легитимисты), другие выступали за восстановление на престоле наследников Луи Филиппа (орлеанисты), третьи действовали в интересах родственников Наполеона. Спор о форме правления затянулся до начала 1875 г.

Сторонники республики в собрании первое время были в явном меньшинстве. Однако подавляющая часть рабочих, мелкой буржуазии, фермеры уже отвернулись от монархии. Даже Тьер понимал невозможность восстановления монархии. Его лозунгом было: «Республика без республиканцев».

На рассвете 30 января 1875 г. большинством в один голос собрание приняло предложение университетского преподавателя Валлона, которое косвенно признавало Францию республикой.

Конституция Третьей французской республики состояла из трех органических законов. Первый из них назывался законом об организации государственных властей, он вступил в силу 25 февраля 1875 г. Закон установил, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и сенатом. Нижняя палата должна была формироваться на основе всеобщего избирательного права. Фактически право участвовать в избрании депутатов получили не все. Не имели права голосовать женщины и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проходили, как правило, в два тура. Действовала мажоритарная система голосования: в первом туре абсолютного большинства, во втором туре — относительного. В палате депутатов часто имели мандаты те, против кого голосовало большинство избирателей округа.

В полномочия палаты депутатов входило принятие законов и бюджета. Правительство несло ответственность перед национальным собранием. В случае вотума недоверия оно должно было немедленно уйти в отставку.

В сенат входило 300 членов, из которых 75 избирались палатой депутатов пожизненно, остальные — департаментами. Закон об организации сената (24 февраля 1875 г.) установил, что сенат может преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами, может разбирать дела о посягательстве на безопасность государства. Как и палата депутатов, сенат обладал законодательной инициативой, фактически он был призван играть роль сдерживающего органа по отношению к нижней палате. Спустя девять лет институт пожизненных сенаторов был заменен выборными.

Обе палаты в совокупности составляли парламент. К его компетенции относились принятие законов, избрание президента, контроль за деятельностью правительства. Принятый закон требовал идентичных формулировок обеих палат, если была разница в тексте, прибегали к повторному голосованию до их полного единообразия (способ «челнока»).

В законе об отношениях государственных властей от 16 июля 1875 г. подробно записаны полномочия президента. Он избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на семь лет, мог переизбираться на следующий срок. Президент имел право законодательной инициативы, являлся командующим армией, назначал и смещал чиновников, осуществлял функции; главы государства. Кроме того, он мог с согласия сената распустить палату депутатов или отложить ее заседания. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра (контрассигнатура). Президент не мог выступить в палатах, а должен был сноситься с ними через министров или посредством посланий.

Довольно широкими полномочиями президент обладал при заключении и ратификации международных договоров, в том числе тайных. Однако без согласия палат не разрешалось объявлять войну. Законы не содержали каких-либо указаний о составе и компетенции совета министров. Формально министры являлись чиновниками президента. Высший суд мог привлечь президента к ответственности, но только за измену.

Органические законы 1875 г. были известным достижением по сравнению с Конституцией второй империи хотя бы потому, что они оформили республиканский строй. Но так как законы принимались республиканцами-консерваторами при отчаянном сопротивлении монархистов, то в них ничего не говорится о суверенитете народа, о правах человека и гражданина.

В 80-х годах республиканцы добились того, что президент постепенно был оттеснен от выполнения важных полномочий, а реальная власть перешла к совету министров.

Феодальная система права в ходе революции подверглась ко­ренной реформе. Основные начала и принципы нового, буржуазного по своему характеру права нашли закрепление в конституционных актах: Декларации 1789 г. и особенно в якобинской конституции. Они были конкретизированы в декретах революции. Лозунги революции: свобода, равенство, собственность, безопасность явились фундаментом буржуаз­ного права и законности.

Свобода понималась как право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, выбирать любую профессию, вести коммерческие и финансовые операции. На практике оно означало свободу договора, полную возможность для собственника эксплуатировать наемный труд, использовать капитал для собственного обогащения, извлекать любыми за­конными способами прибыли и т.д. «Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности использовать и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего промысла»,— записано в ст. 16 якобинской конституции. Вводится более широкое право наследования, отменяется вечная аренда, майоратная собственность на землю. Крупное значение имела отмена феодальных повинностей крестьян, проведенная якобинцами.

В то же время декреты, принятые в период революции, повторяли в различных вариантах положение о защите и всемерной охране частной собственности — основного института буржуазного гражданского права. «Никто не может быть лишен ее, — записано в ст. 17 Декларации 1789 г., — иначе как в случае установленной законом общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного, возмещения».

Победившая буржуазия ставила задачу установить твердый и выгодный для нее правовой порядок. Не случайно закон Ле-Шапелье, принятый в 1791 г., запретил профсоюзы, стачки. Вожаки стачек карались штрафом в 500 ливров, лишением активных прав граждан или трехмесячным тюремным заключением. Этот закон сохранялся при смене режимов и окончательно потерял силу лишь в 1864 г.

Самым знаменитым памятником права Франции XIX в. является Кодекс Наполеона. Работа по систематизации норм гражданского права по указанию первого консула началась еще летом 1800 г. Видную роль сыграли известные юристы Транше, Порталис. При составлении проекта были систематизированы акты гражданского права периода революции и консульства, использованы многие принципы и положения свода римского гражданского права Юстиниана. В работе над кодексом принял участие Наполеон.

Гражданский кодекс вступил в силу 21 марта 1804 г. В 1807 г. его назвали Кодексом Наполеона, в 1816 г.— Гражданским кодексом. В 1852 г. восстановили прежнее название. Последнее название чаще употребляется в исторической и правовой литературе.

Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. Структура расположения правовых норм заимствована у римлян и построена по так называемой институционной системе — «лица — вещи — сделки». Первая книга посвящена правовому положению физических лиц, брачно-семейным отношениям. Понятие юридического лица отсутствует. Вторая книга содержит нормы имущественного права, трактует о частной собственности. В третьей книге помещены предписания о способах приобретения и распоряжения собственностью (договорное, наследственное право, имущественные отношения супругов и т.д.). Всего в Кодексе 2281 статья.

Важнейший принцип буржуазного гражданского права — равенство лиц перед законом — признавался конституционным. Он зафиксирован особенно четко и определенно. Утрата гражданских прав наступала для лиц, осужденных за уголовное преступление. Кодекс исходит из деления частного права на гражданское и торговое. Он дает собственнику полное и самое неограниченное право распоряжения имуществом. «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом. Ограничение этому может сделать только закон». Кодекс окончательно оформил права крестьян на полученную ими во время революции землю.

В ст. 552 сказано: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу». Из этого вытекало полное и неограниченное право на разработку полезных ископаемых. Следовательно, закон строго охранял интересы собственника, гарантировал широкую свободу наследования.

Кодекс, однако, ограничил права наследодателя, часть наследства, в том числе земля, принадлежала законным детям. Здесь не признавалась полная свобода завещания. Такой порядок приводил к дроблению крестьянских наделов. Если часть имущества потребовалась обществу, собственнику полагалось справедливое возмещение. «Собственность на имущество приобретается или передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств» (ст. 711).

Свобода предпринимательской деятельности находит в Кодексе самые полные правовые гарантии. Самое широкое определение прав частной собственности открыло простор для предпринимательской деятельности, для эксплуатации наемного труда. В Кодексе не было норм, допускающих вмешательство государства в трудовые отношения. Официально признавалось равенство участников договора личного найма. Однако из-за фактического неравенства рабочему могли навязать самые невыгодные условия. В Кодексе имелось всего две статьи по трудовому праву, причем работодатель имел гораздо больше прав, чем рабочий. Последний не имел права обращаться в суд по вопросам о заработной плате.

Очень важное значение для буржуазии имели статьи Кодекса о незыблемости договора, о его обязательной силе для сторон. В нем фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это практиковалось в некоторых странах.

В области семейного права Кодекс признавал господство мужа над женой и сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями, порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена — послушание мужу». Жена не могла без согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее имущественные права были ограничены. Ребенок, родившийся вне брака, не имел права отыскивать своего отца.

Статьи Кодекса написаны кратко и очень емко. «Моя слава,— говорил Наполеон,— не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что будет жить всегда, это мой гражданский кодекс». Действительно, в этом своде законов отражены передовые по тому времени принципы и нормы буржуазного права. Кодекс оказал, огромное воздействие на гражданское законодательство многих стран. Один из буржуазных историков права назвал его «правом для всех народов».

Главные достоинства Кодекса для буржуазии: всемерная защита института частной собственности, провозглашение свободы и незыблемости договорных отношений, невмешательство государства в трудовые отношения рабочего и предпринимателя. За более чем вековую историю существования Кодекса Наполеона в его основные положения было внесено не так уж много поправок. В 1810 г. был принят закон, по которому разработка недр земли могла производиться лишь с разрешения правительства. Считаясь с интересами промышленников, закон несколько ограничил права землевладельцев. В начале XX в. было разрешено прокладывать через частновладельческие земли трубопроводы, кабели и т.д. Основные положения Кодекса действуют и в настоящее время.

В 1807 г. вступил в силу торговый кодекс, который в основном лишь детализировал нормы, касающиеся купли-продажи, институтов морской торговли, определял условия несостоятельности, торговое судопроизводство. В том же году был издан гражданско-процессуальный кодекс, закрепивший многие из принципов ведении процесса, провозглашенных в период революции.

Вступление Франции в стадию империализма изменило отношение буржуазии к государству. Монополии требовали от правительства более активного вмешательства в их отношения с рабочими, усиленной защиты интересов частной собственности. Она добились одобрения так называемых договоров присоединения, или «торговых обыкновений», в которых монополии сами определяли условия выполнения договора. Отказ принять типовой договор влек для контрагента неблагоприятные последствия.

Государство не препятствовало возникновению картелей, трестов. В законах, в отличие от Кодекса Наполеона, понятие юридического лица получило полное выражение. В частности, законы 1856 и 1867 гг. давали подробное разъяснение о правовом статусе акционерного общества. Их создание не требовало специального разрешения правительства. Оно должно было состоять не менее чем из 7 членов. Эти законы были правовой основой деятельности фирм и акционерных обществ.

Только под влиянием рабочего движения в нормы гражданского права в течение XIX и в начале XX вв. были внесены от­дельные поправки, несколько облегчающие положение трудящихся, ограничивающие применение детского труда, устанавливающие ответственность хозяина за вред, причиненный рабочему на предприятии. Лишь в 1884 г. пролетариат добился отмены закона Ле-Шапелье, признания легального существования профсоюзов. В 1900 г. рабочий день был определен в 10 ч, а в 1906 г. установлен еженедельный день отдыха. В целом социальное законодательство Франции отставало от английского.

В семейном праве несколько расширяется гражданская дееспособность женщины, кое-что было сделано в защиту внебрачных детей и детей, оставленных отцом. Принципы буржуазной законности отразились не только в гражданском праве, но и судопроизводстве, уголовном и процессуальном законодательстве.

Суд был отделен от администрации. Закон не имел обратной силы. Вводится суд присяжных. В якобинской декларации 1793 г. говорится, что арест и заключение допускаются только в случаях, предусмотренных законом, каждый предполагается невиновным, пока не установлено противное (презумпция невиновности), соразмерность наказаний преступлению.

В области уголовного права наиболее крупным памятником является уголовный кодекс 1810 г. руководитель комиссии по составлению уголовного кодекса Таржье оставил следующие замечания по поводу Уголовного кодекса:

1. Конечная цель закона не в том, чтобы виновный страдал, а чтобы были предупреждены преступления.

2. Гуманность страдает от того, что наказание является необходимостью, она взывает во всяком случае к умеренности и мягкости.

3. Разум законодателя использует плоды философии, но считается с фактами, окружающими его, изменить которые не в его власти.

4. Когда издаются законы для общества, то надо иметь в виду общество, каким оно является в действительности, а не каким может быть.

Работа над кодексом продолжалась 10 лет.

Структура кодекса.

Кодекс состоял из 4 книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. В кодексе преступных действий существовало большое количество, но законодатель и карательные учреждения имеют немногочисленный характер. Вид преступного деяния определяется просто – в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом. Всего насчитывается три вида наказаний: полицейские (штраф, конфискация определенных предметов, тюремное заключение от одного до пяти дней), исправительное (тюремное заключение на срок (исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф, мучительные и позорящие.

Мучительные и позорящие включали в себя много видов и подвидов: 1. Смертная казнь; 2. Бессрочные каторжные работы; 3. Депортация; 4. Каторжные работы; 5. Смирительный дом, иногда с клеймением и конфискацией имущества.

Только позорящие наказания включали в себя следующие: 1. Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832 г.); 2. Изгнание; 3. Гражданская смерть – лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем, лишение права носить оружие и служить в войсках империи, снятие с публичных должностей.

Кодекс включает в себя часть составов преступлений и наказаний, которые были упразднены в республиканский период. Восстановлена пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии и гражданская смерть. Был введен новый и подробный раздел о государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный характер (призывы в публичных речах – ст.102; посягательство на изменение формы правления – 87.) В последствии были отменены некоторые средневековые наказания: клеймение и отсечение руки отцеубийце (1832 г.), гражданская смерть (1854 г.). Смертная казнь за политические преступления была отменена в 1848 г. С 1885 г. вводится условное освобождение, которое в начале применялось лишь по отношению к лицам, отбывшим наказание в виде половины положенного срока тюремного заключения, но не касалось лиц, осужденных к депортации, каторге, пожизненному заключению.

Французский кодекс оказал значительное влияние на законодательство Испании, Бразилии, отдельных германских государств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49047. Устройство селекции по амплитуде с формированием стробирующего импульса внешнему устройству 201.5 KB
  Данное устройство обеспечивает измерение амплитуды импульсов следующих с периодом 50 мкс осуществляет их селекцию по амплитуде и выдачу импульса уровня 0 длительностью 05 мкс если амплитуда в пределах допустимого диапазона. Описание принципа работы Микропроцессорный блок осуществляет опрос входа в моменты прихода импульсов ВИК с периодом 50 мкс. При попадании в порог ≤ 5В запускается таймер который формирует строб длительностью 05 мкс.5мкс.
49051. Дискретная обработка аналогового сигнала 1.78 MB
  Дискретная обработка аналогового сигнала. Сравнить форму спектра дискретизированной последовательности со спектром исходного аналогового сигнала. Цель работы: Дискретная и цифровая обработка заданного сигнала. Дискретная обработка аналогового сигнала
49052. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА В ГИПЕРТЕКСТОВОЙ СРЕДЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА ПК» 2.8 MB
  Теоретическая часть Программные средства по созданию электронного пособия Новые возможности Microsoft Office PowerPoint 2007 6 Технология создания электронного пособия средствами Office PowerPoint 2007 17 Объект: обучающий материал Предмет: Microsoft Office PowerPoint 2007. Электронные учебники в формате Microsoft Office Word 2007...
49053. Цифровая система передачи непрерывных сообщений 614.5 KB
  Краткое описание процесса преобразвания сигнала от источника сообщения. Источник сообщений выдает на выходе непрерывный сигнал t который пeредаётся в формирователь первичного сигнала для преобразования в первичный электрический сигнал bt. Количество уровней квантования L определяется исходя из ошибки квантования пикфактора сигнала и отношения сигнал шум. Далее сигнал bикмt передается в модулятор это преобразование цифрового сигнала в аналоговый ut.
49054. Прогнозирование ДТП 205 KB
  Основные модели и стратегии Перспективы метода компьютерного моделирования Основные модели и стратегии Искусственный интеллект – это научная отрасль занимающаяся исследованием и моделированием естественного интеллекта человека. Естественный интеллект человека является очень сложным объектом исследований и его моделирование осуществляется на разных уровнях абстрагирования...
49055. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОТИРОВОК АКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОСЕТИ 253 KB
  Сущность акций Факторы влияющие на котировки акций Прогнозирование котировок акций с применением Нейросимулятора