58291

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Знать: что такое профессия чем она отличается от специальности; условия способствующие успешному трудоустройству; мотивы определяющие выбор конкретной профессии; особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Мотивы выбора профессии.

Русский

2014-04-23

62.5 KB

34 чел.

О.А. Галунчикова

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 10 КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

“Деятельность в социально-гуманитарной сфере и

профессиональный выбор»

(На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок - конспект представлен ниже; 2-й урок - круглый стол «Встреча профессий»; 3-й урок - практикум, включающий тест «Профессиональная ориентация», составление резюме для трудоустройства, решение проблемных и познавательных заданий)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами дискуссии, интерактивных форм обучения (работа в группах).

Цель: усвоение учащимися основных понятий темы, знакомство с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля.

Задачи:

  1.   Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию качеств будущего специалиста.
  2.   Знать:

- что такое профессия, чем она отличается от специальности;

- условия, способствующие успешному трудоустройству;

- мотивы, определяющие выбор конкретной профессии;

- особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

  1.   Развивать активные познавательные процессы, умения анализировать социальные явления, вести дискуссию, опираясь на источники социальной информации и свой социальный опыт, решать познавательные и проблемные задания.

Понятия: профессия, специальность, должность, мотив, профессиограмма, эмпатия, социально-гуманитарные знания.

Оборудование и средства обучения:

- мультимедийный проектор с экраном;

- карточки с заданиями для работы в группах.

Демонстрационный материал:

- мультимедийная презентация.

Использованная литература:

- Обществознание: профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и других. – М.: Просвещение, 2007;

- Обществознание: практикум: пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

-  Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Эпиграф к уроку (на доске):

«В современном мире образование является

одной из важнейших социальных ценностей»

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на учебную деятельность.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Сообщение темы урока (Слайд № 1).

Знакомство с планом урока (Слайд № 2).

План:

1. Потребности общества и мир профессий.

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. 

- Предположите, что вы должны знать к концу урока? Каким образом вам предстоит организовать свою деятельность, направленную на усвоение новых знаний и применение уже имеющихся по данной теме?

Осуществление учащимися целеполагания с опорой на тему и план урока (Слайд № 3).

Мотивация (организуется дискуссия на основе эпиграфа к уроку), определяется первоначальная личностная значимость содержания темы для учащихся.

Комментированное чтение вводной части параграфа 5 (стр. 48, абзац 1).

III. Изучение нового материала.

1. Потребности общества и мир профессий.

- Что же такое «профессия»?

Мозговой штурм «Профессия» (составление кластера и формулирование учащимися на его основе определения понятия).

- Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки (Слайд № 4).

- Как вы считаете, какие факторы определили возникновение профессий? (Возникновение профессий связано с разделением труда, специализацией в различных видах хозяйственной деятельности).

- На сегодняшний день насчитывается более 20 тысяч профессий и их число постоянно растет.

- С чем, на ваш взгляд, связано появление такого огромного количества разнообразных профессий?

(Слайд № 5)

Рост потребностей людей,                             Развитие науки                   Появление новых

жажда знаний                                                   и техники                             профессий

- Профессии могут быть дефицитными, сложными, востребованными, но малооплачиваемые.

- Как вы это понимаете?

(Слайд № 6)

- В профессиональной деятельности существую такие понятия и категории как «специальность», «должность». Специальность - более узкий вид деятельности в профессии. Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении.

- Попытайтесь назвать специальности, имеющиеся в такой профессии как юрист.

(Слайд № 7)

- Приведите свои примеры, раскрывающие отличия и взаимосвязь таких категорий как профессия, специальность, должность.

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

- Как уже отмечалось, в современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей.

(Слайд № 8)

- Сегодня, современное явление нашей жизни - «избыточное образование». Проблемы «избыточного образования»:

1) в числе безработных большое количество людей с высшим образованием;

2) растет число выпускников ВУЗов, работающих не только не по специальности, а там, где высшее образование вообще не требуется.

Сегодня количество менеджеров, эстрадных исполнителей, юристов превышает потребности общества более чем в два раза; экономистов на одну треть.

- Почему стало возможным такое явление как «избыточное образование»?

- Каким образом можно решить данные проблемы?

- Как вы понимаете выражение «конкуренция на рынке труда»?

- (Работа в парах). В течение 2-х минут попытайтесь ответить на вопросы: Что может позволить вам успешно конкурировать на рынке труда? Какие условия способствуют успешному трудоустройству? (Качество образования - дипломы престижных учебных заведений; владение практическими навыками для ряда профессий; наличие хотя бы небольшого стажа работы; положительные личные качества и др.)

- Знание этих условий, их  выполнение, позволит вам более осмысленно овладевать профессией, умениями и навыками, и позволит в дальнейшем успешно трудоустроиться.

3. Мотивы выбора профессии.

- Как уже отмечалось, мир профессий огромен. Обучаясь в 10 классе, вы наверняка уже сделали свой профессиональный выбор.

- Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?

- Вспомните, что означает слово «мотив»? (Внутреннее побуждение к какому-либо действию).

- Что бы выяснить различные мотивы, влияющие на выбор профессии человеком, поработаем в группах.

Работа в группах

1-я группа

На примерах из социального опыта близких, родственников, знакомых предложить как можно больше ответов на вопрос: Чем еще определяется профессиональный выбор?

(Возможные ответы: склонности, способности к избранной профессии; интерес к данной профессиональной деятельности; престижность профессии; востребованность на рынке труда; собственные возможности: умственные, физические, материальные и др.; привлекательность содержания образования, круг учебных дисциплин, которые предстоит изучать; семейные традиции; желание родителей и т.п.).

2-я группа (Карточка с заданием)

Люди по-разному приходят в профессию. Прочитайте высказывания респондентов о причинах выбора профессии.

Я выбрал философский, потому что был одержим проблемами морали и шел туда, чтобы улучшить наше поколение. Меня интересовали вопросы самоорганизации, самовоспитания, воспитания молодежи.

К учебе на философском факультете меня побудила вовсе не любовь к философии. Просто тогда… представление, что есть места, где должны говорить «настоящую правду».

Вопросы и задания: 1) Охарактеризуйте мотив выбора профессии авторами высказываний. 2) Что можно сказать о личности людей на основании приведенных высказываний? Обоснуйте свою точку зрения.

3-я группа (Карточка с заданием)

Люди по-разному приходят в профессию. Прочитайте высказывания респондентов о причинах выбора профессии.

Решил открыть какой-нибудь социальный закон, придумать такую анкету, чтобы народ не догадался, о чем его на самом деле спрашивают.

Я попал лаборантом в Институт социологии, и мне казалось, что жизнь моя не удалась и пропала… а сейчас вижу, что лучшего шанса не было бы… смена интересов прошла мимо меня… тема кандидатской сформировалась независимо от меня, но я нашел в ней интерес, сам создал этот интерес.

 Вопросы и задания: 1) Охарактеризуйте мотив выбора профессии авторами высказываний. 2) Что можно сказать о личности людей на основании приведенных высказываний? Обоснуйте свою точку зрения.

Контроль выполнения заданий

- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

Прокомментируйте следующий факт:

Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%.

- Всегда ли люди правильно делают свой выбор?

- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

- Выбирая профессию, необходимо четко представлять, чем придется заниматься, каким будет ваш круг обязанностей, плюсы, минусы, возможные сложности. В этом вам поможет так называемая профессиограмма - информация с описанием профессии, ее особенностей, особенностей профессиональной деятельности.

Учет всего вышеперечисленного позволит вам в дальнейшем успешно трудоустроиться, не испытать разочарования в избранной профессии.

4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

Комментированная работа с учебным текстом (стр. 51, п.3, абзацы 1-3)

- Что понимается под «социально-гуманитарными знаниями»?

- Назовите профессии, которые имеют социально-гуманитарную направленность?

Самостоятельная работа с текстом (п.3 до конца)

Задание:  прочитать и выписать особенности профессий

социально-гуманитарной направленности

Контроль выполнения задания (Слайд № 9)

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности:

в основе межличностные отношения, взаимодействие с людьми;

владение искусством общения, коммуникативными навыками;

наличие соответствующих личностных качеств, эмпатия;

присутствие элемента творчества;

признание самобытности и уникальности каждой человеческой личности, толерантность;

знания из смежных областей.

V. Закрепление. Коррекция.

1)  -  Чем профессия отличается от специальности? Приведите примеры.

 -  Назовите условия, способствующие успешному трудоустройству.

 - Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.

2)  -  Раскройте смысл следующих высказываний, афоризмов (Слайд № 10):

· Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. (А.И. Крылов)

· Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество (Л. Гинзбург)

· Специалист – это тот, кто знает очень много об очень малом (Н. Батлер)

· Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде (Д. Галифакс)

VI. Контроль усвоения понятий.

На слайдах демонстрируются определения, учащиеся должны указать (письменно) соответствующее каждому определению понятие:

· профессия, специальность, должность, мотив, профессиограмма, эмпатия, социально-гуманитарные знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33894. Поиск путей обновления общественно-политической жизни в СССР в 1953-1955 гг 37 KB
  Маленков председатель Совмина глава министерства Берия МВД МГБ зам председателя совмина Каганович первый заместитель председателя Совета Министров СССР с 1952 года член Президиума ЦК КПСС Молотов МИД Булганин министр обороны Ворошилов председатель президиума верховного совета. После этого большую власть получил Маленков заявление о группе В нужно поднимать деревню. На ней учредили пост 1 секретаря на который избрали Хрущева доклад Хрущева о с х Январь 1955 пленум ЦК КПСС слушалось дело Маленкова которого обвинили в...
33895. ХХ съезд КПСС и его историческое значение. Борьба с оппозицией в послевоенный период 27.5 KB
  Первоначально преодоление культа личности сводилось к перестройке пропаганды 1953 но Маленков заявил что дело не только в этом ведь этот вопрос связан с вопросом коллективного руководства.1956 доклад Хрущева О культе личности и его последствиях. Идея попытки преодолеть культ личности принадлежит Маленкову а не Хрущеву. Все идеи доклада были повторены в постановлении ЦК: в стране сложился культ личности Сталина вопрос о причинах свелся к личным качествам Сталина опубликованы последние работы Ленина культ личности не...
33896. Индустриальное развитие страны в 50-х гг 53.5 KB
  Индустриальное развитие страны в 50х гг. широкое развитие получает НТП. Индустриальное развитие шло по пятилеткам 19511955 пятая 19561960 шестая. Достижения в транспорте воздушный реактивные самолеты в пассажирских перевозках водный суда на подводных крыльях морской атомный ледокол сухопутный переход на электровозы и электрички автомобильный примитивное развитие трубопроводный трубопровод Дружба.
33897. Сельское хозяйство СССР в 50-х гг 27.5 KB
  Еще на XIX съезде заявили что продовольственная проблема решена но это было ложью. Вопрос о насыщении с х техникой и снабжении кадрами для этой техники проблема кадров инженернотехнического профиля. В январе 1955 на пленуме Хрущев поставил задачу подъема животноводства проблема кормов. Проблема раскрестьянивания одна из главных в нашей историографии.
33898. Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг 38 KB
  Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50х первой половине 60х гг. Попытка усовершенствования структуры управления рычага АКС: признано что главный порок экономики чрезмерная централизация управления многоступенчатость управления до 6 звеньев огромное количество чиновников отрыв аппарата от управления производством. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде. С 1957 началась реформа управления промышленностью.
33899. Развитие искусства в период «оттепели». Международные культурные связи 30 KB
  Развитие искусства в период оттепели. проявилась ограниченность развитие связей с заграницей международный конкурс Чайковского в 1958 с 1956 проводиться в Москве кинофестиваль в 1956 выставка Дрезденской галереи в Москве 1957 фестиваль молодежи в Москве новые произведения антисталинсткой направленности Солженицын. качественные изменения в материальной базе культуры радиофикация электрификация развитие телевидения. развитие альтернативного искусства в литературе.
33900. Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с социалистическими странами 34 KB
  Внешнеполитическая деятельность СССР в 50х начале 60х гг. СССр послал в Югославию комиссии для изучения того что сделано за годы разрыва. Официальный разрыв в 1960 когда КПК обвинила СССР в ревизионизме. Отказавшись от курса на мировую революцию СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран.
33901. Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с развивающимися государствами 36.5 KB
  Внешнеполитическая деятельность СССР в 50х начале 60х гг. СССР оказывает экономическую помощь странам 3го мира. успех СССР в мире Женевская конференция в 1954 и 1955. СССР оказывает экономическую помощь странам 3го мира.
33902. Относительные величины, используемые в статистической практике 23.61 KB
  Относительная величина структуры ОВС характеризует структуру совокупности определяет долю удельный вес части в общем объеме совокупности. ОВС рассчитывают как отношение объема части совокупности к абсолютной величине всей совокупности определяя тем самым удельный вес части в общем объеме совокупности : Относительная величина координации ОВК отношение одной части совокупности к другой ее части; показываетсколько единиц части стоящих в числителе формулы приходится на единицу другой части находящейся в знаменателе....