58327

Единицы измерения информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера дать представление о единицах измерения информации. Задачи урока: образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации научить находить информационный объем сообщений...

Русский

2014-04-24

2.95 MB

17 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ                                                                     «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»                                                                                        БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»                                                                                                    СТУДЕНТКИ ОАОУ СПО БОРОВИЧСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА                                                    ГРУППЫ 5 «И»                                                                                                                                                             МАТВЕЕВОЙ АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Класс: 6

Тема урока: «Единицы измерения информации».

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации.

Задачи урока:

  •  образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации, научить находить информационный объем сообщений;
  •  развивающая: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, формировать информационную компетентность;
  •  воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: персональные компьютеры, карточки.

Литература:

  1.  Л.Л.Босова, А.Ю.Босова,Ю.Г.Коломенская. “Занимательные задачи по информатике”. М,БИНОМ ,Лаборатория знаний,2006г.
  2.  Л.Босова, Информатика: учебник для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2004г
  3.  Л.Босова, Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005г


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Презентация

Методические пометки

Организационный

2 минуты

Организация учащихся на работу на уроке.

Проходите в кабинет, готовьтесь к уроку.

Все приготовились. Встали возле своих рабочих мест.

Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Анна Григорьевна, сегодня я проведу у вас урок информатики.

Проходят в кабинет, готовятся к уроку.

Взаимное приветствие.

Производится организация учащихся и проверка  их готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

8 минут

–Проверка домашнего задания (взаимопроверка);

–Актуализация ранее изученного материала.

Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке? Какая была тема?

«Представление информации в памяти компьютера. Цифровые данные»

Актуализация знаний выстроена в виде фронтальной беседы.

Проверка домашнего задания по образцу. Взаимопроверка учащимися.

Сейчас я буду задавать вопросы, вы их внимательно слушайте и если знаете ответ – поднимайте руку.

– В каком виде представлена информация в памяти компьютера?

–Какая информация может быть представлена в цифровом виде?

Верно, любая информация может быть представлена в цифровом виде. На предыдущем уроке вы узнали, как графическая информация кодируется в памяти компьютера.

–Как кодируется растровое изображение?

–Как кодируется векторное изображение?

Вывод.

–Какие задания вам было необходимо сделать дома к сегодняшнему уроку?

Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Откройте тетради и поменяйтесь друг с другом. Карандашом рядом с заданиями ставите + или –. Итак проверяем.

Информация в памяти компьютера представлена  цифровом виде. В виде последовательностей нулей и единиц.

В цифровом виде может быть представлена любая информация: текстовая, видеоинформация, графическая, аудиоинформация и т.д.

Растровое изображение кодируется в виде двоичного числа цвет каждого пикселя.

Векторное изображение кодируется в цифровом виде последовательность команд для его создания.

№37 (2), №40 (2,3) в рабочей тетради.

Решение заданий демонстрируется на слайде, учащиеся проверяют, ставят + или –.

Изучение нового материала

15 минут

Формирование новых знаний и способов действий.

Введение основных понятий темы.

–Какие единицы измерения вы уже знаете?

–А знаете ли вы, как они связаны между собой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сегодня мы с вами об этом поговорим и узнаем ещё другие единицы измерения информации.

Давайте вместе сформулируем тему урока.

Сегодня мы узнаем, какие бывают единицы измерения информации, и научимся с помощью них находить объем информации.

Итак, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации.

 Вам известны единицы измерения длины?

–Как связаны между собой метры и километры?

–В чем измеряется масса?

–Как связаны между собой граммы и килограммы?

–В чем измеряются углы?

–В чем измеряется время?

А в чем же измеряется количество информации?

Разгадав кроссворд, вы узнаете самую маленькую единицу измерения информации

1. Как же пишутся программы?
На особых языках.
А из них простейшим самым
………(БЕЙСИК) числится пока!

2. Под дисплеем – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)

3. Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (ПРИНТЕР)

–Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Бит-это самая маленькая единица измерения информации.

–А какая единица измерения информации следует за ней?

Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты.

1 байт – это 8 битов.

Существуют еще более крупные единицы измерения информации.

–Можете их назвать в порядке возрастания?

  1.  бит
  2.  байт  
  3.  Кбайт
  4.  Мбайт
  5.  Гбайт

Посмотрите на доску. Давайте рассмотрим, на каких носителях какие объемы информации могут быть.

–Как связаны между собой бит и байт?

–Как связаны между собой байты и килобайты?

1 бит

1 байт = 8 битов

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт

1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт

1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт

У кого-нибудь есть вопросы?

«Единицы измерения информации»

миллиметры, сантиметры, метры, километры

1км=1000м

в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.  1кг=1000гр

градусы

часы, минуты, секунды

БИТ

1байт=8битов

Первичное закрепление

5 минут

Формирование навыков и умений

Эта тема не сложная. Все поняли тему.

Теперь давайте попробуем применить эти знания, для решения некоторых заданий.

Задание 1: Переведите в биты 12 байтов.

–Как это выполнить?

–Какое действие необходимо совершить?

Умножение, верно. Какой результат у нас получится?

Задание 2: Переведите в байты 24 бита.

Что больше: бит или байт?

–Если байт больше, а нам необходимо перевести в биты, что мы будем делать?

Задание 3: Найдите информационный объем слова КОДИРОВАНИЕ, если известно, что каждый символ, введенный с клавиатуры, несет в себе 1 байт информации

КОДИРОВАНИЕ – 11 символов, следовательно, это сообщение несет в себе информационный объем равен…

У кого-нибудь есть вопросы? Если есть, поднимите руку.

12 байт = 12 * 8 = 96 битов

байт

деление

24 бита = 24 : 8 = 3 байта

11*1 = 11 байтов или

11*1*8= 88 битов.

Учащиеся задают вопросы, если есть.

Домашнее задание

2 минуты

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1. Найдите информационный объем, который несет в себе ваши ФИО – обязательное для всех Д/з

2. Выполните №43, 44 в рабочей тетради (номера упражнений даются в двоичной системе счисления) – дифференцированное Д/з

3. Найдите информацию о других единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з

4. Сочините сказку о единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з.

Ученики открывают тетради, записывают домашнее задание.

Определяются ученики, для выполнения творческого задания

Для реализации домашнего задания используется дифференцированный подход. Одно общее задание для всего класса, дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради для более сильных учеников. Два творческих задания (исполнитель определяется на уроке).

Практическая работа

5 минут

Сейчас я раздам вам листы с заданиями. Вы будете выполнять практическую работу.

Переведите одни единицы измерения информации в другие. Для этого воспользуйтесь Калькулятором. Ответ запишите в Блокноте.

Задание 1: Переведите в биты 1 Кбайт

Задание 2: Переведите в килобайты 8192 бита

Внимательно прочитайте задание. Если нет вопросов, то садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся читают задание, задают вопросы.

Ученики садятся за компьютеры, выполняют работу.

Задания для практической и памятки с единицами измерения информации

Заключительный

3 минуты

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

Заканчивайте работу. Садитесь на свои рабочие места.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.

Я буду задавать вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

Какова минимальная единица измерения информации?

–Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?

–Как эти единицы измерения информации связаны между собой?

–Сколько байт содержит 1 Кбайт информации?

Вы сегодня хорошо работали на уроке, молодцы. Послушайте, какие оценки получили за урок…

Оценки за практическую работу, которую вы выполняли за компьютерами, я вам сообщу на следующем уроке.

Учащиеся завершают работу за компьютерами, сохраняют текстовый документ, садятся за парты.

бит

единицы измерения информации

1байт=8бит и т.д…

1 Кбайт=1024 байт

сообщение оценок за урок

Фронтальный опрос,

беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54237. Разработка стратегии лидерства по издержкам для усиления конкурентного преимущества компании ЗАО «ПО «Спеццистерны» при ограниченной конкуренции рынка перевозок в России 5.3 MB
  Основным видом деятельности ОАО «СИБУР Холдинг» является осуществление операционной деятельностью в качестве управляющей компании нефтехимического комплекса и поставке сырья на производственные предприятия на условиях процессинга. ОАО «СИБУР Холдинг» является собственником сырья и готовой продукции...
54238. Випадкові, неймовірні і достовірні події 103 KB
  Чи сподівались ви що сьогодняшній урок почнеться саме так Відповіді дітей Подія яка відбулась зараз була для вас неочікуваною Відповіді дітей У житті з нами відбуваються різін події: приємні і неприємні очікувані і неочікувані випадкові. Розглянемо приклад: Чи буде завтра іти сніг Відповіді дітей Тобто подія може відбутися а може і ні Випадкова подія це подія що при одних і тих же умовах може відбутися а може й не відбутися. Ще один...
54239. Раціональні числа 901 KB
  З двох відємних чисел більше те яке ближче до нуля або те яке стоїть правіше 4. Сумою двох відємних чисел є число відємне 5. Добуток двох обернених чисел дорівнює одиниці 6. Добуток двох чисел з різними знаками є число відємне 8.
54240. Повторення. Розвязування завдань на додавання і віднімання раціональних чисел 493.5 KB
  Налаштування дітей на роботу Мотивація навчальної діяльності 1 хвилина Учитель. Учні виставляють оцінки один одному у зошит олівцем зазначаючи вартість кожного завдання Учитель Наскільки ж добре ви підготовані до подорожі Давайте з вами зорієнтуємось у цьому разом. Відповідно до того у який колір буде пофарбовано клас учитель робить певні висновки і переходить до актуалізації опорних знань та навичок. Актуалізація опорних знань та навичок учнів 8 хвилин Учитель Скажіть мені будь ласка які ключові поняття математики...
54241. Координатна пряма. Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа 63.5 KB
  Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа Державна спеціалізована художня школаінтернат ІІІІ ступенів Колегіум мистецтв в Опішні Урок математики в 6 класі Тема уроку: Координатна пряма. Протилежні числа.
54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розвязувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розвязувати рівняння. Одночасно по три учні розвязують рівняння біля дошки. Розвяжіть рівняння 2 3.
54244. Винесення множника з-під знаку кореня. Перетворення виразів, які містять квадратні корні 147.5 KB
  Мета уроку: Повторити навчальний матеріал із теми Квадратні корені; Узагальнити і систематизувати знання учнів по використанню різних підходів до перебудови вираження яке містить квадратні корені; Формувати вміння логічно думати аналізувати й порівнювати одержані результати; Розвивати креатині та алгоритмічні здібності учнів; Виховувати вміння самостійно виконувати перебудову виразів із радикалами.192 №505 Творче креативне завдання: Побудовати...
54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...