58327

Единицы измерения информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера дать представление о единицах измерения информации. Задачи урока: образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации научить находить информационный объем сообщений...

Русский

2014-04-24

2.95 MB

17 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ                                                                     «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»                                                                                        БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»                                                                                                    СТУДЕНТКИ ОАОУ СПО БОРОВИЧСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА                                                    ГРУППЫ 5 «И»                                                                                                                                                             МАТВЕЕВОЙ АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Класс: 6

Тема урока: «Единицы измерения информации».

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации.

Задачи урока:

  •  образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации, научить находить информационный объем сообщений;
  •  развивающая: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, формировать информационную компетентность;
  •  воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: персональные компьютеры, карточки.

Литература:

  1.  Л.Л.Босова, А.Ю.Босова,Ю.Г.Коломенская. “Занимательные задачи по информатике”. М,БИНОМ ,Лаборатория знаний,2006г.
  2.  Л.Босова, Информатика: учебник для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2004г
  3.  Л.Босова, Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005г


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Презентация

Методические пометки

Организационный

2 минуты

Организация учащихся на работу на уроке.

Проходите в кабинет, готовьтесь к уроку.

Все приготовились. Встали возле своих рабочих мест.

Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Анна Григорьевна, сегодня я проведу у вас урок информатики.

Проходят в кабинет, готовятся к уроку.

Взаимное приветствие.

Производится организация учащихся и проверка  их готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

8 минут

–Проверка домашнего задания (взаимопроверка);

–Актуализация ранее изученного материала.

Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке? Какая была тема?

«Представление информации в памяти компьютера. Цифровые данные»

Актуализация знаний выстроена в виде фронтальной беседы.

Проверка домашнего задания по образцу. Взаимопроверка учащимися.

Сейчас я буду задавать вопросы, вы их внимательно слушайте и если знаете ответ – поднимайте руку.

– В каком виде представлена информация в памяти компьютера?

–Какая информация может быть представлена в цифровом виде?

Верно, любая информация может быть представлена в цифровом виде. На предыдущем уроке вы узнали, как графическая информация кодируется в памяти компьютера.

–Как кодируется растровое изображение?

–Как кодируется векторное изображение?

Вывод.

–Какие задания вам было необходимо сделать дома к сегодняшнему уроку?

Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Откройте тетради и поменяйтесь друг с другом. Карандашом рядом с заданиями ставите + или –. Итак проверяем.

Информация в памяти компьютера представлена  цифровом виде. В виде последовательностей нулей и единиц.

В цифровом виде может быть представлена любая информация: текстовая, видеоинформация, графическая, аудиоинформация и т.д.

Растровое изображение кодируется в виде двоичного числа цвет каждого пикселя.

Векторное изображение кодируется в цифровом виде последовательность команд для его создания.

№37 (2), №40 (2,3) в рабочей тетради.

Решение заданий демонстрируется на слайде, учащиеся проверяют, ставят + или –.

Изучение нового материала

15 минут

Формирование новых знаний и способов действий.

Введение основных понятий темы.

–Какие единицы измерения вы уже знаете?

–А знаете ли вы, как они связаны между собой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сегодня мы с вами об этом поговорим и узнаем ещё другие единицы измерения информации.

Давайте вместе сформулируем тему урока.

Сегодня мы узнаем, какие бывают единицы измерения информации, и научимся с помощью них находить объем информации.

Итак, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации.

 Вам известны единицы измерения длины?

–Как связаны между собой метры и километры?

–В чем измеряется масса?

–Как связаны между собой граммы и килограммы?

–В чем измеряются углы?

–В чем измеряется время?

А в чем же измеряется количество информации?

Разгадав кроссворд, вы узнаете самую маленькую единицу измерения информации

1. Как же пишутся программы?
На особых языках.
А из них простейшим самым
………(БЕЙСИК) числится пока!

2. Под дисплеем – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)

3. Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (ПРИНТЕР)

–Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Бит-это самая маленькая единица измерения информации.

–А какая единица измерения информации следует за ней?

Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты.

1 байт – это 8 битов.

Существуют еще более крупные единицы измерения информации.

–Можете их назвать в порядке возрастания?

  1.  бит
  2.  байт  
  3.  Кбайт
  4.  Мбайт
  5.  Гбайт

Посмотрите на доску. Давайте рассмотрим, на каких носителях какие объемы информации могут быть.

–Как связаны между собой бит и байт?

–Как связаны между собой байты и килобайты?

1 бит

1 байт = 8 битов

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт

1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт

1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт

У кого-нибудь есть вопросы?

«Единицы измерения информации»

миллиметры, сантиметры, метры, километры

1км=1000м

в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.  1кг=1000гр

градусы

часы, минуты, секунды

БИТ

1байт=8битов

Первичное закрепление

5 минут

Формирование навыков и умений

Эта тема не сложная. Все поняли тему.

Теперь давайте попробуем применить эти знания, для решения некоторых заданий.

Задание 1: Переведите в биты 12 байтов.

–Как это выполнить?

–Какое действие необходимо совершить?

Умножение, верно. Какой результат у нас получится?

Задание 2: Переведите в байты 24 бита.

Что больше: бит или байт?

–Если байт больше, а нам необходимо перевести в биты, что мы будем делать?

Задание 3: Найдите информационный объем слова КОДИРОВАНИЕ, если известно, что каждый символ, введенный с клавиатуры, несет в себе 1 байт информации

КОДИРОВАНИЕ – 11 символов, следовательно, это сообщение несет в себе информационный объем равен…

У кого-нибудь есть вопросы? Если есть, поднимите руку.

12 байт = 12 * 8 = 96 битов

байт

деление

24 бита = 24 : 8 = 3 байта

11*1 = 11 байтов или

11*1*8= 88 битов.

Учащиеся задают вопросы, если есть.

Домашнее задание

2 минуты

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1. Найдите информационный объем, который несет в себе ваши ФИО – обязательное для всех Д/з

2. Выполните №43, 44 в рабочей тетради (номера упражнений даются в двоичной системе счисления) – дифференцированное Д/з

3. Найдите информацию о других единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з

4. Сочините сказку о единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з.

Ученики открывают тетради, записывают домашнее задание.

Определяются ученики, для выполнения творческого задания

Для реализации домашнего задания используется дифференцированный подход. Одно общее задание для всего класса, дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради для более сильных учеников. Два творческих задания (исполнитель определяется на уроке).

Практическая работа

5 минут

Сейчас я раздам вам листы с заданиями. Вы будете выполнять практическую работу.

Переведите одни единицы измерения информации в другие. Для этого воспользуйтесь Калькулятором. Ответ запишите в Блокноте.

Задание 1: Переведите в биты 1 Кбайт

Задание 2: Переведите в килобайты 8192 бита

Внимательно прочитайте задание. Если нет вопросов, то садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся читают задание, задают вопросы.

Ученики садятся за компьютеры, выполняют работу.

Задания для практической и памятки с единицами измерения информации

Заключительный

3 минуты

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

Заканчивайте работу. Садитесь на свои рабочие места.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.

Я буду задавать вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

Какова минимальная единица измерения информации?

–Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?

–Как эти единицы измерения информации связаны между собой?

–Сколько байт содержит 1 Кбайт информации?

Вы сегодня хорошо работали на уроке, молодцы. Послушайте, какие оценки получили за урок…

Оценки за практическую работу, которую вы выполняли за компьютерами, я вам сообщу на следующем уроке.

Учащиеся завершают работу за компьютерами, сохраняют текстовый документ, садятся за парты.

бит

единицы измерения информации

1байт=8бит и т.д…

1 Кбайт=1024 байт

сообщение оценок за урок

Фронтальный опрос,

беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69970. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72 KB
  Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1 нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2 специфика отражения в содержании образования глобальных...
69971. Профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми 34.41 KB
  Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической...
69972. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 59.5 KB
  В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями экстраполируются принципы подхода. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития.
69973. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 105 KB
  В последние десятилетия все более актуальной становится проблема оказания адекватной психологической помощи студенческой молодежи в связи с чем возникает потребность в повышении уровня компетенций психологов в области психологического консультирования.
69974. ЛОГИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ» 66 KB
  Начало XXI века как в социальной производственной так и в образовательной сфере в научной и производственной литературе в СМИ и других источниках стали широко употребляться такие устойчивые словосочетания как: инновационная деятельность; инновационные направления; инновационные решения...
69975. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 95.5 KB
  Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы образ слово действие.
69976. ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА 141.5 KB
  Анализируются идеи формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Отмечается значимость историко-педагогического наследия актуализация которого способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального...
69977. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 90 KB
  В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.
69978. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 117.5 KB
  Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...