58327

Единицы измерения информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера дать представление о единицах измерения информации. Задачи урока: образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации научить находить информационный объем сообщений...

Русский

2014-04-24

2.95 MB

17 чел.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ                                                                     «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»                                                                                        БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»                                                                                                    СТУДЕНТКИ ОАОУ СПО БОРОВИЧСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА                                                    ГРУППЫ 5 «И»                                                                                                                                                             МАТВЕЕВОЙ АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Класс: 6

Тема урока: «Единицы измерения информации».

Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации.

Задачи урока:

  •  образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации, научить находить информационный объем сообщений;
  •  развивающая: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, формировать информационную компетентность;
  •  воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: персональные компьютеры, карточки.

Литература:

  1.  Л.Л.Босова, А.Ю.Босова,Ю.Г.Коломенская. “Занимательные задачи по информатике”. М,БИНОМ ,Лаборатория знаний,2006г.
  2.  Л.Босова, Информатика: учебник для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2004г
  3.  Л.Босова, Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005г


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Презентация

Методические пометки

Организационный

2 минуты

Организация учащихся на работу на уроке.

Проходите в кабинет, готовьтесь к уроку.

Все приготовились. Встали возле своих рабочих мест.

Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Анна Григорьевна, сегодня я проведу у вас урок информатики.

Проходят в кабинет, готовятся к уроку.

Взаимное приветствие.

Производится организация учащихся и проверка  их готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний

8 минут

–Проверка домашнего задания (взаимопроверка);

–Актуализация ранее изученного материала.

Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке? Какая была тема?

«Представление информации в памяти компьютера. Цифровые данные»

Актуализация знаний выстроена в виде фронтальной беседы.

Проверка домашнего задания по образцу. Взаимопроверка учащимися.

Сейчас я буду задавать вопросы, вы их внимательно слушайте и если знаете ответ – поднимайте руку.

– В каком виде представлена информация в памяти компьютера?

–Какая информация может быть представлена в цифровом виде?

Верно, любая информация может быть представлена в цифровом виде. На предыдущем уроке вы узнали, как графическая информация кодируется в памяти компьютера.

–Как кодируется растровое изображение?

–Как кодируется векторное изображение?

Вывод.

–Какие задания вам было необходимо сделать дома к сегодняшнему уроку?

Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Откройте тетради и поменяйтесь друг с другом. Карандашом рядом с заданиями ставите + или –. Итак проверяем.

Информация в памяти компьютера представлена  цифровом виде. В виде последовательностей нулей и единиц.

В цифровом виде может быть представлена любая информация: текстовая, видеоинформация, графическая, аудиоинформация и т.д.

Растровое изображение кодируется в виде двоичного числа цвет каждого пикселя.

Векторное изображение кодируется в цифровом виде последовательность команд для его создания.

№37 (2), №40 (2,3) в рабочей тетради.

Решение заданий демонстрируется на слайде, учащиеся проверяют, ставят + или –.

Изучение нового материала

15 минут

Формирование новых знаний и способов действий.

Введение основных понятий темы.

–Какие единицы измерения вы уже знаете?

–А знаете ли вы, как они связаны между собой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сегодня мы с вами об этом поговорим и узнаем ещё другие единицы измерения информации.

Давайте вместе сформулируем тему урока.

Сегодня мы узнаем, какие бывают единицы измерения информации, и научимся с помощью них находить объем информации.

Итак, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации.

 Вам известны единицы измерения длины?

–Как связаны между собой метры и километры?

–В чем измеряется масса?

–Как связаны между собой граммы и килограммы?

–В чем измеряются углы?

–В чем измеряется время?

А в чем же измеряется количество информации?

Разгадав кроссворд, вы узнаете самую маленькую единицу измерения информации

1. Как же пишутся программы?
На особых языках.
А из них простейшим самым
………(БЕЙСИК) числится пока!

2. Под дисплеем – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ)

3. Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (ПРИНТЕР)

–Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Бит-это самая маленькая единица измерения информации.

–А какая единица измерения информации следует за ней?

Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты.

1 байт – это 8 битов.

Существуют еще более крупные единицы измерения информации.

–Можете их назвать в порядке возрастания?

  1.  бит
  2.  байт  
  3.  Кбайт
  4.  Мбайт
  5.  Гбайт

Посмотрите на доску. Давайте рассмотрим, на каких носителях какие объемы информации могут быть.

–Как связаны между собой бит и байт?

–Как связаны между собой байты и килобайты?

1 бит

1 байт = 8 битов

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт

1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт

1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт

У кого-нибудь есть вопросы?

«Единицы измерения информации»

миллиметры, сантиметры, метры, километры

1км=1000м

в граммах, килограммах, центнерах, тоннах.  1кг=1000гр

градусы

часы, минуты, секунды

БИТ

1байт=8битов

Первичное закрепление

5 минут

Формирование навыков и умений

Эта тема не сложная. Все поняли тему.

Теперь давайте попробуем применить эти знания, для решения некоторых заданий.

Задание 1: Переведите в биты 12 байтов.

–Как это выполнить?

–Какое действие необходимо совершить?

Умножение, верно. Какой результат у нас получится?

Задание 2: Переведите в байты 24 бита.

Что больше: бит или байт?

–Если байт больше, а нам необходимо перевести в биты, что мы будем делать?

Задание 3: Найдите информационный объем слова КОДИРОВАНИЕ, если известно, что каждый символ, введенный с клавиатуры, несет в себе 1 байт информации

КОДИРОВАНИЕ – 11 символов, следовательно, это сообщение несет в себе информационный объем равен…

У кого-нибудь есть вопросы? Если есть, поднимите руку.

12 байт = 12 * 8 = 96 битов

байт

деление

24 бита = 24 : 8 = 3 байта

11*1 = 11 байтов или

11*1*8= 88 битов.

Учащиеся задают вопросы, если есть.

Домашнее задание

2 минуты

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1. Найдите информационный объем, который несет в себе ваши ФИО – обязательное для всех Д/з

2. Выполните №43, 44 в рабочей тетради (номера упражнений даются в двоичной системе счисления) – дифференцированное Д/з

3. Найдите информацию о других единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з

4. Сочините сказку о единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з.

Ученики открывают тетради, записывают домашнее задание.

Определяются ученики, для выполнения творческого задания

Для реализации домашнего задания используется дифференцированный подход. Одно общее задание для всего класса, дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради для более сильных учеников. Два творческих задания (исполнитель определяется на уроке).

Практическая работа

5 минут

Сейчас я раздам вам листы с заданиями. Вы будете выполнять практическую работу.

Переведите одни единицы измерения информации в другие. Для этого воспользуйтесь Калькулятором. Ответ запишите в Блокноте.

Задание 1: Переведите в биты 1 Кбайт

Задание 2: Переведите в килобайты 8192 бита

Внимательно прочитайте задание. Если нет вопросов, то садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся читают задание, задают вопросы.

Ученики садятся за компьютеры, выполняют работу.

Задания для практической и памятки с единицами измерения информации

Заключительный

3 минуты

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

Заканчивайте работу. Садитесь на свои рабочие места.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.

Я буду задавать вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

Какова минимальная единица измерения информации?

–Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?

–Как эти единицы измерения информации связаны между собой?

–Сколько байт содержит 1 Кбайт информации?

Вы сегодня хорошо работали на уроке, молодцы. Послушайте, какие оценки получили за урок…

Оценки за практическую работу, которую вы выполняли за компьютерами, я вам сообщу на следующем уроке.

Учащиеся завершают работу за компьютерами, сохраняют текстовый документ, садятся за парты.

бит

единицы измерения информации

1байт=8бит и т.д…

1 Кбайт=1024 байт

сообщение оценок за урок

Фронтальный опрос,

беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51467. Средства разработки приложений в Visual Studio.NET 307.06 KB
  Необходимо отметить что процесс написания программ за последние 50 лет прошел путь от программирования в инструкциях процессора программирование в машинных кодах через программирование на низкоуровневых языках ассемблер до программирования на языках высокого уровня.
51468. Создание и выполнение Windowsпроектов с несколькими формами. Стандартные модули и модульная структура приложений в VB 843.34 KB
  Диалоговое окно Добавление нового элемента dd New Item предлагает несколько шаблонов доступных для использования в проектах. Окно Обозреватель решений Solution Explorer в списке компонент проекта содержит модуль который был добавлен в программу.
51469. Объектно-ориентированный подход в программировании. Теоретические основы объектно-ориентированного программирования 435.5 KB
  Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Составные части объектного подхода Задачи для самостоятельного решения по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Тестовые задания по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования...
51470. Средства объектно-ориентированного программирования в Visual Basic 187.42 KB
  С классами студенты сталкивались практически во всех предыдущих темах. Объектноориентированное программирование и проектирование построено на классах. Очень важно обратить внимание на то что у класса две различные роли: модуля и типа данных. Вторая роль класса не менее важна.
51471. Отношения между классами. Интерфейсы, делегаты и события 40.52 KB
  Отношения между классами. Понятие отношения между классами. Классы с событиями. Обработчик события: всегда принадлежит классу зажигающему событие; никогда не принадлежит классу зажигающему событие; может принадлежать классу зажигающему событие; принадлежит только одному классу слушающему событие; может принадлежать многим классам слушающим события. Отметьте истинные высказывания: все события имеют одинаковую сигнатуру из двух аргументов с одними и теми же типами; все события имеют сигнатуру из двух аргументов но с...
51472. Основы проектирования баз данных средствами СУБД 474.58 KB
  Основы проектирования баз данных средствами СУБД. Основные понятия баз данных. Основные понятия реляционной модели данных. Задачи для самостоятельного решения по теме Основы проектирования баз данных средствами СУБД ccess.
51473. Технология работы с данными в среде Visual Studio .NET 969.72 KB
  Создание приложений для обработки данных в среде Visul Studio . Примеры разработки приложений для работы с базами данных СУБД ccess. Создание приложений для обработки данных в среде Visul Studio .NET С самого своего рождения программирование решало задачи обработки данных поэтому практически во всех приложениях данные в том или ином виде хранятся в некоторых хранилищах а сами приложения предоставляют способы просмотра редактирования обновления и использования этих данных рис.
51474. Средства создания Web-сайтов. Введение в разработку Web-приложений 1.06 MB
  Введение в разработку Webприложений. Webстраницы Webсайты Webсервисы и Webприложений. Средства создания Webсайтов. Примеры создания простых Webсайтов средствами языка HTML.
51475. Создание Web-приложений средствами ASP.NET 1.1 MB
  Создание Webприложений средствами SP. Начало работы с Visul Studio и создание нового Webприложения NET Почти все крупномасштабные Webсайты на базе технологии SP.NET разрабатываются с использованием Visul Studio предлагаемой компанией Microsoft полнофункциональной среды разработки Webприложений гибкого и универсального инструмента проектирования и создания законченных приложений для платформы Windows.