58335

Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.

Русский

2014-04-24

356.5 KB

15 чел.

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Игра «Информатик-бизнесмен»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формированию навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2.  Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3.  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1.  В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2.  Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3.  Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4.  Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая кома должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1.  По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1.  Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2.  Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3.  Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4.  Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
  5.  Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
  6.  Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1.  Конкурс «разминка».
  2.  Конкурс банкиров.
  3.  Конкурс консультантов.
  4.  Конкурс контролеров.
  5.  Конкурс менеджеров.
  6.  Конкурс президентов банка.
  7.  Конкурс кассиров.
  8.  Конкурс охранников.
  9.  Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.

  1.  Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1.  Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1.  Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1.  В каком году были созданы первые ЭВМ?

Ответ: в 40-х.

3. Конкурс контролеров.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?

Ответ: 11 (10)

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

4. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счислении?
  2.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3.  Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4.  Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
  5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2.  Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3.  Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4.  Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5.  Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

5. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-ряба» и «Колобок»).

6. Конкурс президентов банков.

Задания:

  1.  Перевести число 12 из десятичной  системы счисления в произвольную, заданную участником команды-противника.
  2.  Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.
  3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных. Например:

10 P=1

20 IF P<1 THEN P=10*P

30 PRINT P

  1.  Чему равно значение переменной А, В:

10 DATA 3.4.5.6

20 READ  A,B,B,A

  1.  Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!».

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!». Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

7. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

8. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд  по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итого игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления, представлении информации в ЭВМ и программировании на языке Бейсик – достигнута за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбирали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельность учащихся с помощью игровой технологии. Игра прошла очень весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег», дети очень ответственно подошли к подготовке, были представлены очень интересные визитные карточки команд. Все участники  продемонстрировали высокий уровень подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53472. Рання статева близькість - за і проти». Захворювання статевих органів. Венеричні захворювання, їх профілактика 86 KB
  1 група ЗА 1 учень 1314 років це період статевого дозрівання період коли організм виробляє велику кількість статевих гормонів коли виникає тяга до протилежної статі. 2 учень Іноді статева близькість відбувається в результаті того що дівчина боїться втратити коханої людини. 3 учень Відповідно до статистики більшість підлітків вступають у статевий зв'язок у 1415 років. 4 учень Ви знаєте що в Донбасі жахливе навколишнє середовище.
53473. 3 історії виникнення української писемності та мови 78 KB
  Ушинський Мета: 1 ознайомити учнів із витоками з´ясувати історичний шлях розвитку української писемності та мови її місце серед інших мов; 2 сприяти формуванню елементарних вмінь аналізу різноманітної інформації закріпити навички виразного читання; 3 формувати естетичні уявлення учнів; 4 виховувати почуття патріотизму і пошану до рідної мови та літератури інтерес до історичного минулого. Ми з вами визначаємо свято День української писемності та мови. На сьогоднішньому уроці ви дізнаєтесь про витоки нашої мови її місце серед інших...
53474. Оптимизация процедуры Newman_sort, особенности 19.39 KB
  Формирование результирующего упорядоченного массива осуществляется по этапам. На нулевом этапе считаем, что т исходный массив состоит из кусков, содержащих не менее одного элемента.
53475. Ценностно-ролевая готовность выпускников ВУЗа и персонала промышленного предприятия к работе в условиях инноваций 69.42 KB
  Цель работы: Выявить характеристики ценностно–ролевовой готовности выпускников ВУЗа (на примере финансового факультета и факультета социальных наук ) к работе в условиях инноваций.
53476. Учебное пособие по истории средних веков 2.21 MB
  Урок 5: Образование Франкского государства. Возникновение ислама образование единого государства. Урок 32: Образование централизованного государства в Англии. Урок 36: Завершение складывания централизованного государства в Англии.
53477. Жива історія школи 48 KB
  2012 рік Жива історія школи Мета. Познайомити учнів зі сторінками історії школи через спілкування з випускниками вчителями батьками в телестудії. Дорогі гості шановні колеги сьогодні ми зібралися у кабінеті історії з особливої нагоди відзначити День народження нашої школи. День народження школи це свято всього села Васильківське а також сіл Запоріжжя Русаково Куніново Сидоренково.
53478. Ігровий майданчик на уроках української літератури (5 клас) (розділ «Історичне минуле нашого народу») 238.5 KB
  Але є ще в нас орли Та не тут не в цій палаті А в мужицькій простій хаті Запитання. А тут бємо в мури вже більше як тиждень мури нітрохи не подаються Що се Якісь чари Запитання. Погляньте: став як дуб І стукає в ворота Змій виглянув з вікна І сипле іскри з рота Запитання. Запитання.
53479. Компетентності як ключ до оновлення змісту історичної освіти 80 KB
  Але справжній процес реформування модернізації змісту освіти стартував тільки сьогодні: про це свідчить впровадження з 1 вересня 2012 р Державного стандарту початкової загальної освіти на основі якого розроблено навчальні програми для початкової школи підготовлення підручників і за формою і за змістом нового покоління. Державний стандарт базової і повної ЗСО ще один помітний успіх у процесі модернізації освіти. Під стандартами освіти розуміється система основних параметрів що приймаються за Державну норму...
53480. Менеджмент. Навчально-методичний посібник 536 KB
  Розуміння, знання історії менеджменту визначає можливості його ефективного удосконалення. Знання історії менеджменту має велике значення в формуванні професійної свідомості менеджера, розвиває у нього почуття відповідальності, навички стратегічного та широкомасштабного мислення. Потреба в знаннях історії будь-якої науки виникає на певному етапі розвитку і самої науки і суспільства в цілому.