58335

Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.

Русский

2014-04-24

356.5 KB

14 чел.

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Игра «Информатик-бизнесмен»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формированию навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2.  Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3.  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1.  В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2.  Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3.  Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4.  Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая кома должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1.  По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1.  Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2.  Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3.  Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4.  Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
  5.  Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
  6.  Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1.  Конкурс «разминка».
  2.  Конкурс банкиров.
  3.  Конкурс консультантов.
  4.  Конкурс контролеров.
  5.  Конкурс менеджеров.
  6.  Конкурс президентов банка.
  7.  Конкурс кассиров.
  8.  Конкурс охранников.
  9.  Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.

  1.  Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1.  Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1.  Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1.  В каком году были созданы первые ЭВМ?

Ответ: в 40-х.

3. Конкурс контролеров.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?

Ответ: 11 (10)

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

4. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счислении?
  2.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3.  Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4.  Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
  5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2.  Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3.  Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4.  Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5.  Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

5. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-ряба» и «Колобок»).

6. Конкурс президентов банков.

Задания:

  1.  Перевести число 12 из десятичной  системы счисления в произвольную, заданную участником команды-противника.
  2.  Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.
  3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных. Например:

10 P=1

20 IF P<1 THEN P=10*P

30 PRINT P

  1.  Чему равно значение переменной А, В:

10 DATA 3.4.5.6

20 READ  A,B,B,A

  1.  Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!».

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!». Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

7. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

8. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд  по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итого игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления, представлении информации в ЭВМ и программировании на языке Бейсик – достигнута за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбирали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельность учащихся с помощью игровой технологии. Игра прошла очень весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег», дети очень ответственно подошли к подготовке, были представлены очень интересные визитные карточки команд. Все участники  продемонстрировали высокий уровень подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46346. История автомобилестроения 207 KB
  В конце XIX столетия развитие автомобилестроения двигалось медленно и неповоротливо: с современным его роднил разве что двигатель внутреннего сгорания. Однако в 1914 году, с началом первой мировой войны, — спустя всего 29 лет с момента появления первой незатейливой модели Бенца
46347. Расчет погружного насоса 362.03 KB
  Анализ и оценка опасностей при выполнении работ связанных с обслуживанием скважин оборудованных УЭЦН. Для надежной работы насоса требуется его правильный подбор к данной скважине. При работе скважины постоянно меняются параметры плата призабойной зоны пласта свойства отбираемой жидкости: содержание воды количество попутного газа количество механических примесей и как следствие отсюда идет не доотбор жидкости или работа насоса...
46349. Деятельность предприятий в секторах рынка на примере ОАО Тирасполь-ТрансГаз-Приднестровье 203 KB
  Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор
46350. Проектування механоскладального цеху укрупненим методом 386.66 KB
  крупнений розрахунок технологічних параметрів цеху Підготовка вихідних даних Режим роботи цеху та фонди часу Тип виробництва та форми організації робіт Склад цеху Розрахунок загальної кількості технологічного устаткування робочих місць та площі цеху Укрупнений розрахунок чисельності працюючих в цеху Проектування складської системи Транспортна система Проектування системи інструментального забезпечення Проектування системи ремонтного і технічного обслуговування...
46352. Проектирование системы водоснабжения и водоотведения жилого здания квартирного типа 242 KB
  Подключение к сети городского водопровода выполнено в водопроводном колодце В11 с установкой запорной арматуры задвижек. Отвод сточных вод от здания осуществляется самотеком в дворовую сеть канализации и затем в приемный колодец городской канализационной сети КК6. Диаметр трубы наружной сети водопровода 150 мм уличной сети канализации 300 мм. Водоснабжение здания запроектировано от существующей городской водопроводной сети.
46353. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 71.92 KB
  Проектирование сварных конструкций: Рабочая программа задание на контрольную работу методические указания к выполнению контрольной работы задание на курсовой проект методические указания к выполнению курсового проекта. Дисциплина охватывает основные разделы расчёта и проектирования сварных конструкций. Рассматриваются общие сведения методика расчета сварных соединений и основных элементов сварных конструкций примеры сварных конструкций и сооружений.
46354. Разработка технологического процесса детали «Кольцо» 546.7 KB
  Анализ чертежа детали. Анализ свойств материала детали. Разработка технологического процесса изготовления заготовки детали. Анализ чертежа детали.