58335

Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.

Русский

2014-04-24

356.5 KB

13 чел.

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Игра «Информатик-бизнесмен»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формированию навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2.  Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3.  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1.  В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2.  Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3.  Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4.  Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая кома должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1.  По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1.  Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2.  Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3.  Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4.  Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
  5.  Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
  6.  Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1.  Конкурс «разминка».
  2.  Конкурс банкиров.
  3.  Конкурс консультантов.
  4.  Конкурс контролеров.
  5.  Конкурс менеджеров.
  6.  Конкурс президентов банка.
  7.  Конкурс кассиров.
  8.  Конкурс охранников.
  9.  Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.

  1.  Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1.  Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1.  Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1.  В каком году были созданы первые ЭВМ?

Ответ: в 40-х.

3. Конкурс контролеров.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?

Ответ: 11 (10)

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

4. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счислении?
  2.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3.  Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4.  Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
  5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2.  Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3.  Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4.  Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5.  Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

5. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-ряба» и «Колобок»).

6. Конкурс президентов банков.

Задания:

  1.  Перевести число 12 из десятичной  системы счисления в произвольную, заданную участником команды-противника.
  2.  Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.
  3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных. Например:

10 P=1

20 IF P<1 THEN P=10*P

30 PRINT P

  1.  Чему равно значение переменной А, В:

10 DATA 3.4.5.6

20 READ  A,B,B,A

  1.  Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!».

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!». Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

7. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

8. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд  по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итого игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления, представлении информации в ЭВМ и программировании на языке Бейсик – достигнута за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбирали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельность учащихся с помощью игровой технологии. Игра прошла очень весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег», дети очень ответственно подошли к подготовке, были представлены очень интересные визитные карточки команд. Все участники  продемонстрировали высокий уровень подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41907. Создание консольного приложения на языке C# 12.39 KB
  Используя среду разработки MS Visul Studio 2010 необходимо создать консольное приложение выполняющее определённые действия над указанным текстовым файлом: Вариант 1: Рассчитать и вывести на консоль количество гласных и количество согласных букв в тексте файла. Вариант 2: Рассчитать и вывести на консоль сумму целых чисел перечисленных во входном файле. Вариант 3: Вывести самое длинное слово из текста находящегося во входном файле несколько таких слов если их длина одинакова. Вариант 4: Вывести три слова из текста находящегося во входном...
41908. Управление списком сущностей. 19.38 KB
  Выход из приложения происходит после ввода команды exit Создать класс для сущности по заданию см. Придумать не менее 6 свойств для этой сущности одно из свойств должно быть ключевым уникальным например уникальный номер. Все свойства класса сущности реализовать через property. Например каждая сущность в файле может храниться в отдельной строке файла а свойства сущности быть записаны в этой строке через пробел или символ табуляции или другой символ в определённом порядке продумать как хранить значения свойств которые в себе...
41909. Простое приложение Windows Presentation Foundation 19.29 KB
  Реализовать отображение свойств объекта сущности по своему варианту задания наподобие того как это сделано в демонстрационном приложении. Реализовать загрузку коллекции объектов из файла наподобие того как это сделано в демонстрационном приложении название файла вводить например через TextBox. Реализовать выбор редактируемого объекта через ввод ключевого свойства. Этого нет в примере Реализовать удаление объекта из коллекции.
41910. Использование приёма «внедрение зависимости» 19.62 KB
  Избавиться от зависимости MinViewModel от класса MessgeBox путём создания интерфейса IDilogService. Написать модульные тесты проверяющие результаты работы команды поиска объекта в классе MinViewModel по образцу в примере. Вызов диалогов из MinViewModel делать с соблюдением шаблона MVVM то есть не создавая зависимостей MinViewModel от конкретных классов диалогов делать через интерфейс. Если реализация будет как в примере то есть с использованием свойства типа ObservbleCollection в классе MinViewModel то в коде MinViewModel придётся...
41911. WPF приложение с многооконным (MDI) интерфейсом 19.15 KB
  Часть 1 Необходимо перенести интерфейс редактирования свойств объектов коллекции в отдельное окно. Главное окно приложения должно содержать грид со списком объектов функции открытия сохранения файла коллекции функции удаления объектов из коллекции и вызова окон для редактирования объекта или создания объекта в отдельном окне. При выборе пользователем команды редактирования выделенного объекта в гриде должно появиться отдельное окно для редактирования свойств этого объекта. Должна быть возможность открывать одновременно несколько окон для...
41912. ВИКОРИСТАННЯ СИСТЕМИ S-KEYS ТА ЗАСТОСУВАННЯ РЕЖИМУ ІМІТОВСТАВКИ АЛГОРИТМУ ГОСТ 28147-89 349.39 KB
  Проімітуйте роботу системи S/key при одноразовому підключенні користувача. Для цього підготуйте послідовність . Використовуйте хеш-функцію , значення пароля і параметра з наступної таблиці (пароль заданий в системі числення з основою 16).
41913. СЧЕТЧИКИ И РАСХОДОМЕРЫ ВОДЫ 1.08 MB
  Изучить устройство принцип действия и применение расходомеров и счетчиков Задачи: Изучить устройство принцип действия схемы установки учет передачу данных счетчиков горячей и холодной воды с ультразвуковым преобразователем; Изучить устройство принцип действия схемы...
41914. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА «ВОЛМА» 2.78 MB
  Изучить элементов системы теплоснабжения учебно-научного комплекса Волма котла на древесной щепе. Технические характеристики котла даны в таблице 1. Технические характеристики котла PYROT 300 Тепловая мощность кВт 300 Минимальная тепловая мощность кВт 80 Коэффициент полезного действия 9092 Максимальное содержание влаги 40 Средняя температура отходящих газов при номинальной тепловой мощности 160 Максимально допустимое давление в системе бар 30...
41915. Измерение параметров электрической энергии 1.13 MB
  Задачи: изучить устройство принцип действия схемы подключения приборов для измерения напряжения силы тока мощности сопротивления цепи и др. Класс точности 25 Пределы измерений Номинальная частота Гц Способ включения 10; 30; 50; 100; 150; 250; 500 В 50; 60; 200; 400500; 800; 1000 непосредственный 175 кВ с трансформатором напряжения 1500 100 В 75 кВ с трансформатором напряжения 6000 100В 12 кВ с трансформатором напряжения 10000 100В 600; 750 В с добавочным сопротивлением Р85 Условия эксплуатации: прибор выдерживает вибрацию с...