58335

Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.

Русский

2014-04-24

356.5 KB

15 чел.

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Игра «Информатик-бизнесмен»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формированию навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2.  Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3.  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1.  В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2.  Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3.  Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4.  Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая кома должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1.  По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1.  Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2.  Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3.  Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4.  Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
  5.  Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
  6.  Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1.  Конкурс «разминка».
  2.  Конкурс банкиров.
  3.  Конкурс консультантов.
  4.  Конкурс контролеров.
  5.  Конкурс менеджеров.
  6.  Конкурс президентов банка.
  7.  Конкурс кассиров.
  8.  Конкурс охранников.
  9.  Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.

  1.  Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1.  Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1.  Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1.  В каком году были созданы первые ЭВМ?

Ответ: в 40-х.

3. Конкурс контролеров.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?

Ответ: 11 (10)

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

4. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счислении?
  2.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3.  Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4.  Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
  5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2.  Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3.  Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4.  Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5.  Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

5. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-ряба» и «Колобок»).

6. Конкурс президентов банков.

Задания:

  1.  Перевести число 12 из десятичной  системы счисления в произвольную, заданную участником команды-противника.
  2.  Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.
  3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных. Например:

10 P=1

20 IF P<1 THEN P=10*P

30 PRINT P

  1.  Чему равно значение переменной А, В:

10 DATA 3.4.5.6

20 READ  A,B,B,A

  1.  Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!».

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!». Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

7. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

8. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд  по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итого игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления, представлении информации в ЭВМ и программировании на языке Бейсик – достигнута за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбирали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельность учащихся с помощью игровой технологии. Игра прошла очень весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег», дети очень ответственно подошли к подготовке, были представлены очень интересные визитные карточки команд. Все участники  продемонстрировали высокий уровень подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26562. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ 3.52 KB
  ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ. У свиней трихинеллез протекает без выраженных признаков. ВСЭ: все туши свиней начиная с 3недельного возраста исследуются на трихинеллез.
26563. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ 3.85 KB
  Шкуры после посолки без ограничений. Свиные при наличии пораже в нижнеч л у зачищают голову на проварку тушу без ограничений. При очагах на брыжейке кишк утилизируют туши и внут орг без ограничений.
26564. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЭМФИЗЕМАТОЗНОМ КАРБУНКУЛЕ 8.51 KB
  Печень пятнистоглинистого цвета имеет очаги красноватожелтого цвета величиной до грецкого ореха иногда в ней содержатся газы. Почки дряблые с некротическими очагами темнокоричневого цвета или глинистые граница между корковым и мозговым слоями сглажена. Мышцы дряблые темнокрасного цвета местами сероватые мышечные волокна деструктированы миолиз при надавливании на них выжимается кровянистый липкий сок содержащий пузырьки газа неприятного прогорклого запаха. Ткани в области карбункула темнокрасного дегтеобразного цвета; рыхлая...
26565. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЯЩУРЕ 25.74 KB
  К ящуру также восприимчивы северный олень и верблюд а из диких животных лось олень антилопа кабан косуля сайга бизон зубр. Человек заражается ящуром при употреблении в пищу необезвреженного молока от больных животных а также при доении больных животных или их переработке на мясо. У молодых животных при ящуре находят катар верхних дыхательных путей острый катар желудочнокишечного тракта. У отдельных видов животных эти изменения проявляются следующим образом.
26566. ВСЭ ТУШЕК И ОРГАНОВ ПТИЦЫ ПРИ ПАСТЕРЕЛЛЕЗЕ, ПУЛЛОРОЗЕ, ТУБЕРКУЛЕЗЕ, ЛЕЙКОЗЕ И ОРНИТОЗЕ 10.76 KB
  Изменения у птиц выявляют чаще в печени кишечнике селезенке яичниках и костях реже в легких почках и на серозных покровах. За местную локальную форму туберкулеза у птиц принимают наличие очагов только в кишечнике или печени без поражения кишечника. Туберкулезный процесс с одновременным поражением кишечника и печени или нескольких органов считают г'енерализованным. Патологоанатомически лейкоз у кур чаще проявляется очаговыми или диффузными разрастаниями лимфоидных элементов в печени селезенке яичнике и других органах.
26567. ГИГИЕНА ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА МОЛОКА НА ФЕРМАХ 6.04 KB
  ГИГИЕНА ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА МОЛОКА НА ФЕРМАХ. Комплексы по производству молока на промышленной основе это сельскохозяйственные предприятия с круглогодовым производством продукции высокой механизацией производственных процессов автоматическим управлением системами механизмов и наличием в структуре стада 90 дойных коров. ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА И ХРАНЕНИЕ МОЛОКА. Первичную обработку молока выполняют в молочной.
26568. ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИЙ ВСЭ НА КОЛХОЗНЫХ РЫНКАХ 15.81 KB
  Департамент ветеринарии разработал и утвердил нормы затрат времени при проведении ветеринарносанитарной экспертизы пищевых продуктов на рынках а также расчет нагрузки на ветеринарного специалиста. В ней должны быть: комната для регистрации доставленных пищевых продуктов смотровой зал для ветсанэкспертизы мяса и мясопродуктов рыбы и других гидробионтов; смотровой зал для ветсанэкспертизы молока и молочных продуктов; комната для контроля растительных продуктов и меда; кабинет заведующего лабораторией или старшего ветврача; комната для...
26569. ОБЩАЯ СХЕМА ЛИМФООБРАЩЕНИЯ, СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ 6.62 KB
  Л у: нижнечелюстной околоушной поверхностный шейный заглоточный средний боковой; передние средостенные средние средостенные задний средостенный средостенные дорсальные бронхиальный бифуркационный правый бронхиальный эпартериальный л у печени желудочные брыжеечные ободочной кишки аноректальные почечные передний грудной кости межреберные глубокие шейные реберношейный подмышечный подлопаточный 1 ребра коленной складки подколенный седалищный поверхностный паховый подвздошный округлый боковой средний крестцовый...
26570. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОЛОКА 3 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОЛОКА. Бактериальная обсемененность это количество микроорганизмов в 1 см3 молока. Повышенная бактериальная обсемененность результат несоблюдения правил гигиены при производстве молока и его хранении. Технические условия для высшего сорта молока ориентировочное количество бактерий составляет до 300 тыс.