58335

Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.

Русский

2014-04-24

356.5 KB

14 чел.

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования». Игра «Информатик-бизнесмен»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формированию навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1.  Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2.  Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3.  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1.  В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2.  Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3.  Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4.  Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая кома должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1.  По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1.  Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2.  Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3.  Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4.  Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
  5.  Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
  6.  Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1.  Конкурс «разминка».
  2.  Конкурс банкиров.
  3.  Конкурс консультантов.
  4.  Конкурс контролеров.
  5.  Конкурс менеджеров.
  6.  Конкурс президентов банка.
  7.  Конкурс кассиров.
  8.  Конкурс охранников.
  9.  Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.

  1.  Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1.  Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1.  Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1.  В каком году были созданы первые ЭВМ?

Ответ: в 40-х.

3. Конкурс контролеров.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?

Ответ: 11 (10)

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

4. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счислении?
  2.  Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3.  Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4.  Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
  5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1.  Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2.  Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3.  Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4.  Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5.  Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

5. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-ряба» и «Колобок»).

6. Конкурс президентов банков.

Задания:

  1.  Перевести число 12 из десятичной  системы счисления в произвольную, заданную участником команды-противника.
  2.  Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.
  3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных. Например:

10 P=1

20 IF P<1 THEN P=10*P

30 PRINT P

  1.  Чему равно значение переменной А, В:

10 DATA 3.4.5.6

20 READ  A,B,B,A

  1.  Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!».

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!». Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

7. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

8. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд  по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итого игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).

Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления, представлении информации в ЭВМ и программировании на языке Бейсик – достигнута за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбирали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельность учащихся с помощью игровой технологии. Игра прошла очень весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег», дети очень ответственно подошли к подготовке, были представлены очень интересные визитные карточки команд. Все участники  продемонстрировали высокий уровень подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81240. Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии» 38.58 KB
  Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; Познакомить учся с основными инф. услугами сетей с возможностями internet; Обучить способам обмена файлами в лок. сетей на 2 типа: локальные сети и глобальные. сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.
81242. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в общеобразовательной школе 35.38 KB
  Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее полное общее образование; внутри ступеней по учебным предметам Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей: освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации информационных процессах системах технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ организовывать...
81243. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе 34.46 KB
  Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом определяющим требования: к месту базового курса информатики в учебном плане школы; к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания базового образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям школьников; к технологии и средствам проверки и оценки достижений учащихся. технологии в обществе. и Информационные технологии: обработка текста; обработка графики; мультимедийные...
81244. Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий 36.98 KB
  Рассмотрим программу курса информатики для III IV классов начальной общеобразовательной школы составители: а. Первин Цель этого курса развитие алгоритмического подхода к решению задач формирование представлений об информационной картине мира практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений пронизывающих все темы курса: 1. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих исследовательских качеств.
81245. Место курса информатики в системе учебных дисциплин. Базисные учебные планы. Анализ школьных программ по информатике в общеобразовательной школе 37.67 KB
  А в это же самое время уже шла работа над созданием новой концепции так называемого базисного учебного плана БУП. утвердило и ввело в действие первую версию российского БУП общеобразовательных учреждений в котором в максимальной степени должны были учитываться и интересы государства и интересы региона и интересы образовательного учреждения т. БУП сам по себе не является рабочим учебным планом для школы он лишь представляет собой основу для разработки регионального базисного учебного плана на основе которого в свою очередь школа...
81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...
81247. Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике 38.5 KB
  Школьный урок образует основу классноурочной системы обучения характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы наблюдение за работой учащихся в том числе и через локальную сеть КВТ а также оказание им оперативной...
81248. Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке ППС 39.36 KB
  Например в институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств: По предметному содержанию; По функции: диагностические контролирующие обучающие демонстрационные справочноинформационные формирующие тренажерные; По степени активности учащихся которая определяется структурой и характером деятельности программы рассчитанные на минимальную степень активности демонстрационные на максимальную степень конструирующие программы; По целевой группе пользователя ...