58338

Человек. Информация и информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...

Русский

2014-04-24

635 KB

0 чел.

Урок информатики в 8 классе

По содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы»

На тему «Человек. Информация и информационные процессы»

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача, хранение, обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи.

Задачи:

- образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы;

- развивающая: развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания, аналитические умения;

- воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, ответственность при работе в коллективе.

Оборудование: презентация, доска, компьютеры.

Литература: учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса Угринович Н.Д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

  1.  1. Организационный момент

2 мин.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке.

- Готовимся к уроку! Все встали, подравнялись! Здравствуйте, садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Информация и информационные процессы». Рассмотрим, как человек воспринимает информацию, после чего вы выполните практическую работу за компьютерами – будете определять информационные процессы.

Учащиеся приветствуют учителя, слушаю план урока.

Словесный метод – рассказ.

  1.  2. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  

- Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой?

Для неживой и живой  природы характерно либо увеличение информации (от хаоса к порядку), либо уменьшение информации (от порядка к хаосу).

  1.  

С помощью чего человек воспринимает информацию?

Перечислите органы чувств.

Какую информацию с помощью каждого органа чувств мы воспринимаем?

С помощью органов чувств.

Глаза, уши, нос, кожа, язык.

Глаза – визуальная (зрительная); уши – звуковая; нос – обонятельная; кожа – осязательная; язык – вкусовая.

  1.  Изучение нового материала

15 мин.

Дидактическая задача: сформировать знания учащихся о восприятии человеком информации.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Тема нашего урока «Человек. Информация и информационные процессы».

В информатике к информационным процессам следует относить:

  •  Обмен информации;
  •  Хранение информации;
  •   Обработка информации.

Учащиеся слушают учителя.

Словесный метод – фронтальная беседа, беседа – сообщение. Наглядный метод – иллюстрация.

- Как вы понимаете информационный процесс обмен информацией?

Приведите примеры обмена информацией.

В процессе обмена информацией обязательно участвуют источник и приемник информации. Что делает источник с информацией?

А что же делает приемник с информацией?

Как они передают информацию друг другу, с помощью чего?

Когда люди общаются друг с другом.

Сеть Интернет, телефонный разговор, учитель-ученик и т.д.

Передает информацию.

Воспринимает информацию.

С помощью канала связи.

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приемнику.

Например, телефонный разговор: источником будет являться говорящий человек; каналом связи – телефонная сеть; приемником – слушающий человек.

Давайте определим в сети Интернет - источник информации, канал связи, приемник информации.

Следующее, учитель – учащиеся?

Источник – человек, который печатает сообщение; канал связи – сеть Интернет; приемник – человек, который читает сообщение.

Источник – учитель; канал связи – урок; приемник – учащиеся.

Хранение информации необходимо для распространения ее во времени, а ее распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.

Приведите примеры хранения информации.

В настоящее время человек больше хранит информацию в своей голове. Но и на носителях информации. Какие носители информации в настоящее время вы знаете?

Учащиеся слушают учителя.

На бумаге, в голове, в библиотеке, в архиве и т.д.

Лазерные диски, USB – устройства и т.д.

Обработка информации – процесс преобразования формы представления информации или ее содержания. Информацию любого вида можно обрабатывать.

Приведите примеры обработки информации.

Также являются обработкой информации: постановка диагноза болезни – жалобы пациента – опыт врача – диагноз; таблица умножения – множители – арифметические действия – произведение.

Учащиеся слушают учителя.

Перевод текста с английского на русский или наоборот, проверка домашнего задания учителем и т.д.

  1.  Домашнее задание

2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание п. 1.1.3., стр. 12-15, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Словесный метод – беседа-сообщение.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  Первичное закрепление пройденного материала

10 мин.

Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу за компьютерами. Вам дана таблица, необходимо ее заполнить. В данной таблице известен информационный процесс, ваша задача определить к какому основному понятию науки он относится (вещество, энергия, информация), определить информационный процесс (передача, хранение, обработка), определить, откуда произошел этот процесс (природа, общество или техника).

Всем понятно, что необходимо сделать? Тогда садимся за компьютеры, документ находится на рабочем столе «Информация и информационные процессы» 8 класс, вписываем фамилию имя. У кого возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Критерии оценивания:

Меньше 6 – «неудовлетворительно»;

6-8 – «удовлетворительно»;

9,10 – «хорошо»;

11,12 – «отлично».

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся садятся за компьютеры, выполняют практическую работу.

Словесный метод – беседа – сообщение.

Практический метод – практическая работа.

  1.  Подведение итогов

4 мин.

Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала.

- Заканчиваем работу! Садимся за свои места.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудно в выполнении практической работы?

Какие информационные процессы мы сегодня изучили?

Открываем дневники, выставляем оценки за практическую работу.

Учащиеся садятся за парты, отвечают на вопросы учителя, выставляют оценки в дневники.

Словесный метод – закрепляющая беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24005. Карта, условные знаки. Дорога и дорожные сооружения 50 KB
  Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида: линейные это дороги линии связи линии электропередач ручьи реки и т. Знаки легче изучать и запоминать знакомясь с ними по группам которые образуются по типу местных предметов: группа № 1 дороги и дорожные сооружения; группа № 2 населенные пункты строения; группа № 3 гидросеть то есть вода на земле; группа № 4 растительность; группа № 5 рельеф; группа № 6 пояснительные и специальные туристские знаки. Дороги и дорожные сооружения Эта группа включает в...
24006. Гидрография, растительность и рельеф 165 KB
  В этой группе пятнадцать важнейших топографических знаков которые необходимо хорошо знать туристу. Поэтому нет простого топографического знака населенного пункта он складывается из топографических знаков различных местных предметов составляющих то что называется населенным пунктом. То есть это уже знак масштабный рис. Для него существует специальный топографический знак рис.
24007. Способы измерения расстояния 24.5 KB
  способы измерения расстояния. Определение расстояний на местности производится следующими способами: измерение расстояния шагами; измерение расстояния глазомерным способом; определение расстояния по времени движения. Самым распространенным и наиболее точным из этих способов является измерение расстояния шагами. Обычно шагомерное определение расстояний проводится на средних отрезках где требуется большая точность так как при равном хорошо выверенном шаге ошибки в среднем составляют только 24 измеренного расстояния.
24008. Ориентирование на местности. Азимут и компас 59 KB
  Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...
24009. Способы и средства ориентирования 49 KB
  К средствам ориентирования и факторам способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе относятся: топографическая карта местности или схема маршрута или маршрутная лента или легенда; топографическая ситуация в районе похода; просматриваемость ситуации небесные светила и так называемые местные признаки по которым грубо можно определить где север; протокол движения; специальные действия привязки разведки опрос местных жителей; инструменты компас часы курвиметр и т. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:...
24010. Действия в случае потери ориентировки 28.5 KB
  Правда иногда ручей может впадать в болото и теряться но чаще всего ручей впадает в реку. Поэтому путь вниз по реке чаще всего имеющей по берегу тропу практически всегда приводит к людям. Если человек вышел на тропу то направление к жилью можно определить по следующим признакам: по состоянию лесной тропы: при приближении к населенному пункту она расширяется становится более натоптанной на ней чаще встречаются ответвления и места стоянок бытовой мусор;Лпри удалении от жилья картина противоположная; выйдя на лесовозную дорогу надо...
24011. Обеспечение безопасности при проведении туристских походов 18.68 KB
  При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...
24012. Опасности в различных видах туризма 18.29 KB
  Признаки лавиноопасности: обильный снегопад перепады температур наличие лавинных концов в нижней части различные валы камни вырванные деревьяМеры предосторожности: переход осуществлять в нижней части; страховка; если участок протяжённый нужно переходить по одному с помощью лавинного шнура обязательно нужен смотритель; желательно проходить утром либо ночью. Меры предосторожности: спланировать переход должна быть тактика перехода выбор места переправы время и способ переправы переправу нужно планировать на утреннее часы. Меры...
24013. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.83 KB
  19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их сбора и распространения информации и идей любыми средствами независимо от государственных границ.29 гарантия свободы мысли и слова свобода искать получать передавать и распространять информацию гарантия свободы массовой информации запрет на цензуру. Журналист имеет право: 1 искать запрашивать получать и распространять информацию; 2 посещать государственные органы и организации предприятия и учреждения либо их прессслужбы; 3 быть принятым должностными лицами в связи с запросом...