58338

Человек. Информация и информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...

Русский

2014-04-24

635 KB

0 чел.

Урок информатики в 8 классе

По содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы»

На тему «Человек. Информация и информационные процессы»

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача, хранение, обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи.

Задачи:

- образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы;

- развивающая: развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания, аналитические умения;

- воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, ответственность при работе в коллективе.

Оборудование: презентация, доска, компьютеры.

Литература: учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса Угринович Н.Д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

  1.  1. Организационный момент

2 мин.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке.

- Готовимся к уроку! Все встали, подравнялись! Здравствуйте, садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Информация и информационные процессы». Рассмотрим, как человек воспринимает информацию, после чего вы выполните практическую работу за компьютерами – будете определять информационные процессы.

Учащиеся приветствуют учителя, слушаю план урока.

Словесный метод – рассказ.

  1.  2. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  

- Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой?

Для неживой и живой  природы характерно либо увеличение информации (от хаоса к порядку), либо уменьшение информации (от порядка к хаосу).

  1.  

С помощью чего человек воспринимает информацию?

Перечислите органы чувств.

Какую информацию с помощью каждого органа чувств мы воспринимаем?

С помощью органов чувств.

Глаза, уши, нос, кожа, язык.

Глаза – визуальная (зрительная); уши – звуковая; нос – обонятельная; кожа – осязательная; язык – вкусовая.

  1.  Изучение нового материала

15 мин.

Дидактическая задача: сформировать знания учащихся о восприятии человеком информации.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Тема нашего урока «Человек. Информация и информационные процессы».

В информатике к информационным процессам следует относить:

  •  Обмен информации;
  •  Хранение информации;
  •   Обработка информации.

Учащиеся слушают учителя.

Словесный метод – фронтальная беседа, беседа – сообщение. Наглядный метод – иллюстрация.

- Как вы понимаете информационный процесс обмен информацией?

Приведите примеры обмена информацией.

В процессе обмена информацией обязательно участвуют источник и приемник информации. Что делает источник с информацией?

А что же делает приемник с информацией?

Как они передают информацию друг другу, с помощью чего?

Когда люди общаются друг с другом.

Сеть Интернет, телефонный разговор, учитель-ученик и т.д.

Передает информацию.

Воспринимает информацию.

С помощью канала связи.

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приемнику.

Например, телефонный разговор: источником будет являться говорящий человек; каналом связи – телефонная сеть; приемником – слушающий человек.

Давайте определим в сети Интернет - источник информации, канал связи, приемник информации.

Следующее, учитель – учащиеся?

Источник – человек, который печатает сообщение; канал связи – сеть Интернет; приемник – человек, который читает сообщение.

Источник – учитель; канал связи – урок; приемник – учащиеся.

Хранение информации необходимо для распространения ее во времени, а ее распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.

Приведите примеры хранения информации.

В настоящее время человек больше хранит информацию в своей голове. Но и на носителях информации. Какие носители информации в настоящее время вы знаете?

Учащиеся слушают учителя.

На бумаге, в голове, в библиотеке, в архиве и т.д.

Лазерные диски, USB – устройства и т.д.

Обработка информации – процесс преобразования формы представления информации или ее содержания. Информацию любого вида можно обрабатывать.

Приведите примеры обработки информации.

Также являются обработкой информации: постановка диагноза болезни – жалобы пациента – опыт врача – диагноз; таблица умножения – множители – арифметические действия – произведение.

Учащиеся слушают учителя.

Перевод текста с английского на русский или наоборот, проверка домашнего задания учителем и т.д.

  1.  Домашнее задание

2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание п. 1.1.3., стр. 12-15, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Словесный метод – беседа-сообщение.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  Первичное закрепление пройденного материала

10 мин.

Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу за компьютерами. Вам дана таблица, необходимо ее заполнить. В данной таблице известен информационный процесс, ваша задача определить к какому основному понятию науки он относится (вещество, энергия, информация), определить информационный процесс (передача, хранение, обработка), определить, откуда произошел этот процесс (природа, общество или техника).

Всем понятно, что необходимо сделать? Тогда садимся за компьютеры, документ находится на рабочем столе «Информация и информационные процессы» 8 класс, вписываем фамилию имя. У кого возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Критерии оценивания:

Меньше 6 – «неудовлетворительно»;

6-8 – «удовлетворительно»;

9,10 – «хорошо»;

11,12 – «отлично».

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся садятся за компьютеры, выполняют практическую работу.

Словесный метод – беседа – сообщение.

Практический метод – практическая работа.

  1.  Подведение итогов

4 мин.

Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала.

- Заканчиваем работу! Садимся за свои места.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудно в выполнении практической работы?

Какие информационные процессы мы сегодня изучили?

Открываем дневники, выставляем оценки за практическую работу.

Учащиеся садятся за парты, отвечают на вопросы учителя, выставляют оценки в дневники.

Словесный метод – закрепляющая беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38956. Общая методика выполнения процедуры ДС. 167.5 KB
  с известным приближением определяется интегральной сверткой: 1 где момент времени в который определяется величина выходного сигнала; сигналы на входе и выходе соответственно; импульсная характеристика линейного элемента. При проектировании известными являются входной сигнал а также...
38957. Общая методика анализа спектра типовых входных сигналов с использованием процедуры ДПФ. Зеркальная особенность (mirror). Эффект появления ложных спектральных компонент (aliasing) 1.76 MB
  Эффект появления ложных спектральных компонент lising. Выбирается интервал Т ограничения сигнала в соответствии с выражениями: для бесконечного апериодического сигнал: где интервал по шкале частот между отсчетами спектра определяющей требуемое по условию задачи разрешение по частоте; для сигнала в виде одиночного импульса или группы импульсов: при отсутствии разрыва хотя бы в одной краевой точке т. Вследствие нарушения условия Котельникова происходит наложение отсчетов спектра соответствующих соседним периодам сто приводит к...
38958. Принципы построения обучаемых АТСН 43.5 KB
  Назначение обучаемых ТВК может быть различным всевозможные измерительные приборы системы технического зрения астронавигационные системы тепловизионные обзорнопоисковые системы и т. Однако режиму автономного функционирования должен предшествовать период обучения системы при временном участии оператора. Изображение эталона посредством оптической системы ОС и телевизионного датчика ТВД преобразуется сначала в аналоговый видеосигнал а затем с помощью формирователя бинарного сигнала ФБС в эталонный бинарный сигнал фиксируемый в...
38959. Функции узла предварительной обработки видеосигнала в структуре ТВК. Состав и назначение его основных компонентов 235.5 KB
  Состав и назначение его основных компонентов Основная функция устройства предварительной обработки УПО – преобразование видеосигнала представляющего собой последовательность видеоимпульсов соответствующих освещенностям в анализируемых точках изображения в адекватные значения кодов двоичных чисел. Кроме АЦП в составе УПО должны быть дополнительные аппаратные средства обеспечивающие условия оптимального согласования параметров видеосигнала с параметрами АЦП независимо от содержания кадра рис. Функциональная схема устройства...
38960. Методы моделирования на этапе проектирования ТВК. Достоинства и недостатки математического (компьютерного) и физического моделирования 30 KB
  Методы математического и физического моделирования проектируемой системы помогают решать задачи связанные с уточнением параметров решающих правил при реализации различных алгоритмов обработки сигналов в ТВК. Они способствуют выявлению обоснованных требований к отдельным звеньям системы особенно в тех случаях когда аналитические расчётные методики оказываются малоэффективными или достаточно сложными. Эта модель обычно включает в себя модели основных звеньев системы: изображения объекта оптической системы фотоприёмного узла анализатора...
38961. Задачи, решаемые на этапе предварительной обработки изображений в ТВК. Назовите и поясните некоторые из методов, которые могут использоваться для решения этих задач 53.5 KB
  Сокращение массива [E ij ] за счет исключения отсчетов сигнала от фона; – использование алгоритмов сглаживания для подавления некоррелированных шумов; – применение методов трансформирования двумерных массивов исходных изображений в двумерные массивы коэффициентов на основе ортогональных преобразований для последующей фильтрации выделения признаков наблюдаемых объектов и т. Подробнее рассмотрим алгоритмы предварительной фильтрации используемые при решении задачи обнаружения и селекции точечных объектов при наличии неоднородного фона....
38962. Алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований 68 KB
  Алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований С какой целью могут использоваться алгоритмы трансформирования исходных изображений на основе ортогональных преобразований Что общего и в чём различия между дискретным преобразованием Фурье и другими видами ортогональных преобразований. Один из видов ортогональных преобразований дискретное преобразование Фурье. В процессе ортогональных преобразований изображения имеющего сильные корреляционные связи между соседними элементами происходит...
38963. Алгоритмы выделения границ (контуров) объектов наблюдения в полутоновых и бинарных изображениях 166 KB
  После этого границы объекта могут быть найдены следующим образом.15 где: ij ∈ωгр – множество координат точек принадлежащих области изображения вблизи границ объекта; D – пороговое значение нормы градиента.15 обычно недостаточно для успешного выделения контуров объекта. Изменяя величину D можно в принципе менять соотношение между вероятностью выделения лишних точек ошибки первого рода и вероятностью пропуска контурных точек объекта ошибки второго рода.
38964. Методы автоматической идентификации объектов без выделения геометрических признаков. Их достоинства и недостатки 46.5 KB
  Идентификация заключается в сравнении изображения одного объекта со всеми эталонами заданного класса. Способ прямого сравнения изображения объекта с эталонным изображением. Пусть [Eij] – исходное изображение объекта; [Fij] – эталонное изображение.4 и следовательно могут возникнуть ошибки связанные с неправильной идентификацией объекта ошибки первого рода.