58338

Человек. Информация и информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...

Русский

2014-04-24

635 KB

0 чел.

Урок информатики в 8 классе

По содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы»

На тему «Человек. Информация и информационные процессы»

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача, хранение, обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи.

Задачи:

- образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы;

- развивающая: развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания, аналитические умения;

- воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, ответственность при работе в коллективе.

Оборудование: презентация, доска, компьютеры.

Литература: учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса Угринович Н.Д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

  1.  1. Организационный момент

2 мин.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке.

- Готовимся к уроку! Все встали, подравнялись! Здравствуйте, садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Информация и информационные процессы». Рассмотрим, как человек воспринимает информацию, после чего вы выполните практическую работу за компьютерами – будете определять информационные процессы.

Учащиеся приветствуют учителя, слушаю план урока.

Словесный метод – рассказ.

  1.  2. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  

- Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой?

Для неживой и живой  природы характерно либо увеличение информации (от хаоса к порядку), либо уменьшение информации (от порядка к хаосу).

  1.  

С помощью чего человек воспринимает информацию?

Перечислите органы чувств.

Какую информацию с помощью каждого органа чувств мы воспринимаем?

С помощью органов чувств.

Глаза, уши, нос, кожа, язык.

Глаза – визуальная (зрительная); уши – звуковая; нос – обонятельная; кожа – осязательная; язык – вкусовая.

  1.  Изучение нового материала

15 мин.

Дидактическая задача: сформировать знания учащихся о восприятии человеком информации.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Тема нашего урока «Человек. Информация и информационные процессы».

В информатике к информационным процессам следует относить:

  •  Обмен информации;
  •  Хранение информации;
  •   Обработка информации.

Учащиеся слушают учителя.

Словесный метод – фронтальная беседа, беседа – сообщение. Наглядный метод – иллюстрация.

- Как вы понимаете информационный процесс обмен информацией?

Приведите примеры обмена информацией.

В процессе обмена информацией обязательно участвуют источник и приемник информации. Что делает источник с информацией?

А что же делает приемник с информацией?

Как они передают информацию друг другу, с помощью чего?

Когда люди общаются друг с другом.

Сеть Интернет, телефонный разговор, учитель-ученик и т.д.

Передает информацию.

Воспринимает информацию.

С помощью канала связи.

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приемнику.

Например, телефонный разговор: источником будет являться говорящий человек; каналом связи – телефонная сеть; приемником – слушающий человек.

Давайте определим в сети Интернет - источник информации, канал связи, приемник информации.

Следующее, учитель – учащиеся?

Источник – человек, который печатает сообщение; канал связи – сеть Интернет; приемник – человек, который читает сообщение.

Источник – учитель; канал связи – урок; приемник – учащиеся.

Хранение информации необходимо для распространения ее во времени, а ее распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.

Приведите примеры хранения информации.

В настоящее время человек больше хранит информацию в своей голове. Но и на носителях информации. Какие носители информации в настоящее время вы знаете?

Учащиеся слушают учителя.

На бумаге, в голове, в библиотеке, в архиве и т.д.

Лазерные диски, USB – устройства и т.д.

Обработка информации – процесс преобразования формы представления информации или ее содержания. Информацию любого вида можно обрабатывать.

Приведите примеры обработки информации.

Также являются обработкой информации: постановка диагноза болезни – жалобы пациента – опыт врача – диагноз; таблица умножения – множители – арифметические действия – произведение.

Учащиеся слушают учителя.

Перевод текста с английского на русский или наоборот, проверка домашнего задания учителем и т.д.

  1.  Домашнее задание

2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание п. 1.1.3., стр. 12-15, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Словесный метод – беседа-сообщение.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  Первичное закрепление пройденного материала

10 мин.

Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу за компьютерами. Вам дана таблица, необходимо ее заполнить. В данной таблице известен информационный процесс, ваша задача определить к какому основному понятию науки он относится (вещество, энергия, информация), определить информационный процесс (передача, хранение, обработка), определить, откуда произошел этот процесс (природа, общество или техника).

Всем понятно, что необходимо сделать? Тогда садимся за компьютеры, документ находится на рабочем столе «Информация и информационные процессы» 8 класс, вписываем фамилию имя. У кого возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Критерии оценивания:

Меньше 6 – «неудовлетворительно»;

6-8 – «удовлетворительно»;

9,10 – «хорошо»;

11,12 – «отлично».

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся садятся за компьютеры, выполняют практическую работу.

Словесный метод – беседа – сообщение.

Практический метод – практическая работа.

  1.  Подведение итогов

4 мин.

Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала.

- Заканчиваем работу! Садимся за свои места.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудно в выполнении практической работы?

Какие информационные процессы мы сегодня изучили?

Открываем дневники, выставляем оценки за практическую работу.

Учащиеся садятся за парты, отвечают на вопросы учителя, выставляют оценки в дневники.

Словесный метод – закрепляющая беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37878. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРИРУЮЩИХ -ЗВЕНЬЕВ 189 KB
  Основные теоретические сведения Схема исследуемой линейной системы представлена на рис. Рассмотрим частотные свойства системы. Для каждого из трех построить следующие графики: Импульсной характеристики ; Амплитудночастотной характеристики в диапазоне частот ; Отклика системы при следующих параметрах воздействия: амплитуда длительность . Нахождение импульсной характеристики системы.
37880. Кодирование и хранение информации. Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование растровых изображений 160 KB
  Современные 16битные звуковые карты обеспечивают возможность кодирования 65536 различных уровней громкости или 16битную глубину кодирования звука. Задание 1 Запустить текстовый редактор MSWORD Ввести текст Кодировка WINDOWS CP1251 Выполнил студент группы ХХХ ФИО Сохранить текст в новой папке TEXT в четырёх различных форматах: Документ WORD.txt Завершить работу в редакторе WORD Просмотреть папку TEXT сравнить объём текста в различных форматах. Pint позволяет создавать рисунки с использованием различных графических...
37881. Создание и редактирование документов в Microsoft Word 15.96 KB
  Создать пользовательский стиль согласно варианту: № варианта Задание А Ж Изменить стиль заголовка 1: Шрифт Times New Romn 20 пт полужирный интервал раздвинутый 2 пт; Абзац выравнивание по центру отступ сверху 13 пт снизу 6 пт красная строка 0 см; Выделение подчеркнуть и сделать цветной фон инструментом Границы и заливка. З М Изменить стиль заголовка 2: Шрифт Courier New Cyr 14 пт полужирный курсив интервал уплотнённый 06 пт; Абзац выравнивание по ширине отступ сверху 8 пт снизу 4 пт красная строка 0 см;...
37882. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК 333.5 KB
  Определение скорости полета пули с помощью крутильного баллистического маятника. Экспериментально определить скорость пули из пружинного пистолета с помощью крутильного баллистического маятника Рис. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И ПРИНЦИП ЕЕ РАБОТЫ Принципиальная схема баллистического крутильного маятника приведена на рис. На стержнях в засечках с помощью прижимных винтов крепятся два перемещаемых груза 4 которые располагают симметрично относительно оси вращения маятника.
37883. Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении 244 KB
  9 Лабораторная работа № 128 Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении 1. Цель работы Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и фазовом переходе первого раза на примере нагревания и плавления олова.1 Обратимым называют такой процесс при котором система может быть возвращена в исходное состояние и при этом все окружающие ее тела будут в том же состоянии что и в первоначальном. Изменение энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении можно определить используя зависимость...
37884. Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения жидкости 983 KB
  12 Лабораторная работа № 130 Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения жидкости 1. Изучение диффузии как одного из явлений переноса в газах. Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения воды.1 где проекция вектора градиента концентрации молекул переносимого вещества на указанную ось х D коэффициент диффузии.
37885. Изучение наглядно-действенного мышления у дошкольников 223.5 KB
  Мышление – это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
37886. УСТАНОВКА ОБЕРБЕКА 300.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Согласно основному закону динамики вращательного движения угловое ускорение твёрдого тела способного вращаться вокруг неподвижной оси определяется суммой проекций моментов всех внешних сил на ось вращения: 1 где Mi проекция момента i той силы действующей на тело на ось вращения ε угловое ускорение I момент инерции тела относительно оси вращения. Прибор носит название установка или крест Обербека. Ось закреплена в подшипниках так что вся система может вращаться вокруг горизонтальной оси....