58338

Человек. Информация и информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...

Русский

2014-04-24

635 KB

0 чел.

Урок информатики в 8 классе

По содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы»

На тему «Человек. Информация и информационные процессы»

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача, хранение, обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи.

Задачи:

- образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы;

- развивающая: развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания, аналитические умения;

- воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, ответственность при работе в коллективе.

Оборудование: презентация, доска, компьютеры.

Литература: учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса Угринович Н.Д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

  1.  1. Организационный момент

2 мин.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке.

- Готовимся к уроку! Все встали, подравнялись! Здравствуйте, садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Информация и информационные процессы». Рассмотрим, как человек воспринимает информацию, после чего вы выполните практическую работу за компьютерами – будете определять информационные процессы.

Учащиеся приветствуют учителя, слушаю план урока.

Словесный метод – рассказ.

  1.  2. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  

- Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой?

Для неживой и живой  природы характерно либо увеличение информации (от хаоса к порядку), либо уменьшение информации (от порядка к хаосу).

  1.  

С помощью чего человек воспринимает информацию?

Перечислите органы чувств.

Какую информацию с помощью каждого органа чувств мы воспринимаем?

С помощью органов чувств.

Глаза, уши, нос, кожа, язык.

Глаза – визуальная (зрительная); уши – звуковая; нос – обонятельная; кожа – осязательная; язык – вкусовая.

  1.  Изучение нового материала

15 мин.

Дидактическая задача: сформировать знания учащихся о восприятии человеком информации.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Тема нашего урока «Человек. Информация и информационные процессы».

В информатике к информационным процессам следует относить:

  •  Обмен информации;
  •  Хранение информации;
  •   Обработка информации.

Учащиеся слушают учителя.

Словесный метод – фронтальная беседа, беседа – сообщение. Наглядный метод – иллюстрация.

- Как вы понимаете информационный процесс обмен информацией?

Приведите примеры обмена информацией.

В процессе обмена информацией обязательно участвуют источник и приемник информации. Что делает источник с информацией?

А что же делает приемник с информацией?

Как они передают информацию друг другу, с помощью чего?

Когда люди общаются друг с другом.

Сеть Интернет, телефонный разговор, учитель-ученик и т.д.

Передает информацию.

Воспринимает информацию.

С помощью канала связи.

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приемнику.

Например, телефонный разговор: источником будет являться говорящий человек; каналом связи – телефонная сеть; приемником – слушающий человек.

Давайте определим в сети Интернет - источник информации, канал связи, приемник информации.

Следующее, учитель – учащиеся?

Источник – человек, который печатает сообщение; канал связи – сеть Интернет; приемник – человек, который читает сообщение.

Источник – учитель; канал связи – урок; приемник – учащиеся.

Хранение информации необходимо для распространения ее во времени, а ее распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.

Приведите примеры хранения информации.

В настоящее время человек больше хранит информацию в своей голове. Но и на носителях информации. Какие носители информации в настоящее время вы знаете?

Учащиеся слушают учителя.

На бумаге, в голове, в библиотеке, в архиве и т.д.

Лазерные диски, USB – устройства и т.д.

Обработка информации – процесс преобразования формы представления информации или ее содержания. Информацию любого вида можно обрабатывать.

Приведите примеры обработки информации.

Также являются обработкой информации: постановка диагноза болезни – жалобы пациента – опыт врача – диагноз; таблица умножения – множители – арифметические действия – произведение.

Учащиеся слушают учителя.

Перевод текста с английского на русский или наоборот, проверка домашнего задания учителем и т.д.

  1.  Домашнее задание

2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание п. 1.1.3., стр. 12-15, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Словесный метод – беседа-сообщение.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  Первичное закрепление пройденного материала

10 мин.

Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу за компьютерами. Вам дана таблица, необходимо ее заполнить. В данной таблице известен информационный процесс, ваша задача определить к какому основному понятию науки он относится (вещество, энергия, информация), определить информационный процесс (передача, хранение, обработка), определить, откуда произошел этот процесс (природа, общество или техника).

Всем понятно, что необходимо сделать? Тогда садимся за компьютеры, документ находится на рабочем столе «Информация и информационные процессы» 8 класс, вписываем фамилию имя. У кого возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Критерии оценивания:

Меньше 6 – «неудовлетворительно»;

6-8 – «удовлетворительно»;

9,10 – «хорошо»;

11,12 – «отлично».

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся садятся за компьютеры, выполняют практическую работу.

Словесный метод – беседа – сообщение.

Практический метод – практическая работа.

  1.  Подведение итогов

4 мин.

Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала.

- Заканчиваем работу! Садимся за свои места.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудно в выполнении практической работы?

Какие информационные процессы мы сегодня изучили?

Открываем дневники, выставляем оценки за практическую работу.

Учащиеся садятся за парты, отвечают на вопросы учителя, выставляют оценки в дневники.

Словесный метод – закрепляющая беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45316. Структура Администрации Президента РФ 21.06 KB
  Президент РФ в целях осуществления своих полномочий создает специальные органы занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1 Администрация Президента РФ; 2 Совет Безопасности РФ. Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. 400 Об Администрации Президента Российской Федерации.
45317. Понятие конституции 24.6 KB
  Правовой статус главы местной администрации. Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования но и так называемый наемный менеджер муниципальный служащий принимаемый на работу по контракту. 37 Закона главой местной администрации может быть лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального...
45318. Конституция - акт учредительной (верховной) власти 23.87 KB
  Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления а также органами государственной власти. В опросе граждан имеют право...
45319. Содержание, форма и основные свойства конституции 25.12 KB
  Правовой статус главы муниципального образования. Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования выборного должностного лица возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального образования соединяет в своем правовом и фактическом статусе черты префекта департамента Франции и председателя исполкома местного Совета. Термин глава муниципального...
45320. Механизм защиты Конституции РФ 22.96 KB
  В конституционной практике Российской Федерации давно сложился ряд правовых форм способов защиты Конституции:1 процесс охраны Конституции Президентом Российской Федерации. Во-первых в качестве гаранта федеральной Конституции Президент Российской Федерации который наделяется прерогативами по защите конституционного строя прав и свобод человека и гражданина осуществлению мер по охране суверенитета РФ ее независимости и государственной целостности обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Суд наделен...
45321. Конституционный строй 19.94 KB
  Одним из ключевых институтов гражданской службы определенных Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации должности...
45322. ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 27.9 KB
  Правовой статус депутата представительного органа мсу Закон об общих принципах организации местного самоуправления развивая нормы Конституции РФ весьма удачно решил проблему политикоправового статуса депутата других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании п. Известно что в мировой истории становления демократических начал императивный мандат сыграл решающую роль при формировании парламентского...
45323. Конституционно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина 19.09 KB
  Основные принципы государственной службы в Российской Федерации. Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы правовой системы не только Российской Федерации но и других стран мира. Термин принципы государственной службы указывает на основополагающие черты сущностные характеристики важнейшее содержание и значение самой государственной службы а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Анализируя принципы государственной службы...
45324. Принципы российского федерализма 27.75 KB
  Российская Федерация состоит из республик краев областей городов федерального значения автономной области автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации в соответствии со ст. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации но...