58338

Человек. Информация и информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...

Русский

2014-04-24

635 KB

0 чел.

Урок информатики в 8 классе

По содержательно-методической линии «Информация и информационные процессы»

На тему «Человек. Информация и информационные процессы»

Цель: ввести понятия информационных процессов: передача, хранение, обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи.

Задачи:

- образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; научить учащихся определять информационные процессы;

- развивающая: развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания, аналитические умения;

- воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, ответственность при работе в коллективе.

Оборудование: презентация, доска, компьютеры.

Литература: учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса Угринович Н.Д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические пометки

  1.  1. Организационный момент

2 мин.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся на данном уроке.

- Готовимся к уроку! Все встали, подравнялись! Здравствуйте, садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать главу «Информация и информационные процессы». Рассмотрим, как человек воспринимает информацию, после чего вы выполните практическую работу за компьютерами – будете определять информационные процессы.

Учащиеся приветствуют учителя, слушаю план урока.

Словесный метод – рассказ.

  1.  2. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Дидактическая задача: проверить знания, умения учащихся по пройденному материалу.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  

- Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой?

Для неживой и живой  природы характерно либо увеличение информации (от хаоса к порядку), либо уменьшение информации (от порядка к хаосу).

  1.  

С помощью чего человек воспринимает информацию?

Перечислите органы чувств.

Какую информацию с помощью каждого органа чувств мы воспринимаем?

С помощью органов чувств.

Глаза, уши, нос, кожа, язык.

Глаза – визуальная (зрительная); уши – звуковая; нос – обонятельная; кожа – осязательная; язык – вкусовая.

  1.  Изучение нового материала

15 мин.

Дидактическая задача: сформировать знания учащихся о восприятии человеком информации.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Тема нашего урока «Человек. Информация и информационные процессы».

В информатике к информационным процессам следует относить:

  •  Обмен информации;
  •  Хранение информации;
  •   Обработка информации.

Учащиеся слушают учителя.

Словесный метод – фронтальная беседа, беседа – сообщение. Наглядный метод – иллюстрация.

- Как вы понимаете информационный процесс обмен информацией?

Приведите примеры обмена информацией.

В процессе обмена информацией обязательно участвуют источник и приемник информации. Что делает источник с информацией?

А что же делает приемник с информацией?

Как они передают информацию друг другу, с помощью чего?

Когда люди общаются друг с другом.

Сеть Интернет, телефонный разговор, учитель-ученик и т.д.

Передает информацию.

Воспринимает информацию.

С помощью канала связи.

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приемнику.

Например, телефонный разговор: источником будет являться говорящий человек; каналом связи – телефонная сеть; приемником – слушающий человек.

Давайте определим в сети Интернет - источник информации, канал связи, приемник информации.

Следующее, учитель – учащиеся?

Источник – человек, который печатает сообщение; канал связи – сеть Интернет; приемник – человек, который читает сообщение.

Источник – учитель; канал связи – урок; приемник – учащиеся.

Хранение информации необходимо для распространения ее во времени, а ее распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Хранение информации – процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.

Приведите примеры хранения информации.

В настоящее время человек больше хранит информацию в своей голове. Но и на носителях информации. Какие носители информации в настоящее время вы знаете?

Учащиеся слушают учителя.

На бумаге, в голове, в библиотеке, в архиве и т.д.

Лазерные диски, USB – устройства и т.д.

Обработка информации – процесс преобразования формы представления информации или ее содержания. Информацию любого вида можно обрабатывать.

Приведите примеры обработки информации.

Также являются обработкой информации: постановка диагноза болезни – жалобы пациента – опыт врача – диагноз; таблица умножения – множители – арифметические действия – произведение.

Учащиеся слушают учителя.

Перевод текста с английского на русский или наоборот, проверка домашнего задания учителем и т.д.

  1.  Домашнее задание

2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся домашнее задание с пояснением.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание п. 1.1.3., стр. 12-15, прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Словесный метод – беседа-сообщение.

Наглядный метод – иллюстрация.

  1.  Первичное закрепление пройденного материала

10 мин.

Дидактическая задача: научить учащихся определять информационные процессы.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу за компьютерами. Вам дана таблица, необходимо ее заполнить. В данной таблице известен информационный процесс, ваша задача определить к какому основному понятию науки он относится (вещество, энергия, информация), определить информационный процесс (передача, хранение, обработка), определить, откуда произошел этот процесс (природа, общество или техника).

Всем понятно, что необходимо сделать? Тогда садимся за компьютеры, документ находится на рабочем столе «Информация и информационные процессы» 8 класс, вписываем фамилию имя. У кого возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Критерии оценивания:

Меньше 6 – «неудовлетворительно»;

6-8 – «удовлетворительно»;

9,10 – «хорошо»;

11,12 – «отлично».

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся садятся за компьютеры, выполняют практическую работу.

Словесный метод – беседа – сообщение.

Практический метод – практическая работа.

  1.  Подведение итогов

4 мин.

Дидактическая задача: проверить у учащихся усвоение нового материала.

- Заканчиваем работу! Садимся за свои места.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудно в выполнении практической работы?

Какие информационные процессы мы сегодня изучили?

Открываем дневники, выставляем оценки за практическую работу.

Учащиеся садятся за парты, отвечают на вопросы учителя, выставляют оценки в дневники.

Словесный метод – закрепляющая беседа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78795. З бабусиної скрині 61.5 KB
  Учень: Україно Україно Краю милий Краю золотавий Поля твої широкополі Пісні дзвінкоголосі Міста наші рідні Сади пишноцвітні Пшениці ряснії Городи багатії. Учень: Українська земле Де є краща Де миліша Як не на Вкраїні Тут городи і сади Тут яблука й гарбузи. Учень:...
78796. Сценарій тематичного вечора «Її величність Скрипка» 70.5 KB
  Скрипка народилася приблизно у 16-му столітті у руках одного з ломбардських майстрів Італії. Віола мала ніжний і мякий голос Але не було у неї високих блискучих звуків що мала скрипка. Говорять що Леонардо да Вінчі подарував їй завиток прикрасив її голівку і народилась скрипка що має характер...
78797. СЛАБКА ЛАНКА 68 KB
  Мета: Закріпити і повторити матеріал з історії України та всесвітньої історії, виявити недоліки в знаннях, розвивати логічне мислення, допитливість, кмітливість, викликати життєвий інтерес до історії.
78798. Закріплення знань про слово, що означають назви предметів 140.5 KB
  Дівчаткам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання що Хлопчикам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання хто Сніг намисто ліс стежка нірка слід хвіст віник Мишка заєць лисиця птахи ведмідь 2 назви кількість предметів...
78800. Словникова робота на уроках української мови у 2 класі 35.5 KB
  Під час читання творів: виконуємо завдання: 1 прочитати слова 2 перекласти слова 3 зрозуміти значення слів робота з тлумачним словником. Подивились значення слів у тлумачному словнику: верболіз лози молоді гнучкі вербові пагони осока багаторічна болотна трава з довгим гострим листям.
78801. Повторение. Имя существительное и имя прилагательное 83 KB
  Приглашаем отправиться с нами в весёлую страну Грамматику, не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность. Наши команды уже прибыли в эту страну. Знакомьтесь, справа команда «Слово», слева - «Предложение».
78802. Світло згаслих зірок 55 KB
  Мета: Сприяти формуванню звичок здорового способу життя. Ознайомити учнів з видатними особистостями, які в розквіті сил та творчої наснаги пішли з життя завдяки страшній хворобі – СНІД. Форма проведення: Вечір-реквієм
78803. Пословицы и поговорки о соли 3.9 MB
  Практическая – расширить знания учащихся о химических веществах, хорошо известных, но малознакомых на примере кухонной соли. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.