58342

Золотая осень

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определённого колорита, настроения цветом, освоением техники живописи «мазком»...

Русский

2014-04-24

5.87 MB

24 чел.

Урок рисования

в 5 классе

Тема: 

«Золотая осень»

Рисунок осеннего

дерева с натуры, по памяти.

Дубинина Валентина Алексеевна- учитель изобразительного искусства и музыки

Изосимовский филиал МОУ Круглинской СОШ имени Героя Советского Союза И.А. Хромова

Мичуринский район

Тамбовская область

2010 год

Цели и задачи: 

  •  изучение строения деревьев, кустарников,
  •  передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы,
  •  создание определённого колорита, настроения цветом,
  •  освоением техники живописи «мазком»;

Вид занятия : рисование с натуры и по памяти.

Оборудование: 

для учащихся:

  1.  - альбом,
  2.  простой карандаш.
  3.  Краски акварельные,
  4.  гуаш,цветные карандаши,
  5.  фломастеры;

для учителя: листья разных деревьев(клёна, берёзы, каштана и др.); мультимедийный проектор, компьютер, презентации, схемы рисования деревьев.

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года»

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Слово учителя 

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.Посмотрите пожалуйста плейкаст.

 Работа на сервисе WEB 2.0 Calameo плейкаст «Золотая осень»

 Какое время года здесь изображено? (осень)

– Любите ли вы осень?

– Чем вам нравится это время года?

– Какую осень вы больше любите? Почему?

– Почему осень называют золотой? Как вы думаете?

Перед вами картина русского художника-пейзажиста В.Д. Поленова

Эту картину называют символом русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.
Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Её высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются будто случайно срезаны рамками картины. Благодаря чему зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатлённых художником приокских лугов.
Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображённой природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая «красою тихой» (Пушкин). На полотнах Поленова жизнь мирная, тёплая, согретая солнцем.

 Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы и является картина В. Поленова “Золотая осень”.

Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину  Поленова “Золотая осень”, мы вспоминаем  Пушкина.

 Работа на сервисе VEB 2.0  Imagechef А. С Пушкин «Осень»А сейчас отгадаем загадки:

Висят на ветке

Золотые монетки.(Осенние листья) 

Маленький Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул.(Лист)

Никто не пугает 

А вся дрожит.(Осина)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Красные кораллы

Осенью надела

.(Рябина)

Ствол белеет,

Шапка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки.(Берёза) 

Кудри в речку опустила

И очём она грустит.

Никому не говорит.(Ива) 

Что же это за девица?

Не швея , не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.(елка, сосна) 

-Давайте рассмотрим особенности формы перечисленных деревьев. Чем они отличаются друг от друга.?(высотой, строением кроны , ствола, размером и формой листьев).

- Всё верно , ребята, ствол и ветки дерева являются его «скелетом», как и у животных, и у птиц.

 Упражнение «Помоги Незнайке»

Ребята, Незнайка гулял в парке и собрал вот такой красивый осенний букет, но не знает с какого дерева веточки и листики. Помоги Незнайке определить из веточек и листов каких деревьев собрал букет?

 

    Работа на сервисе Slide WEB 2.0 Slide  тесты «Знаете ли вы?»

 -Ребята, перед вами ряд картин, как вы думайте, как можно назвать этот жанр изобразительного искусства? (пейзаж)

-Верно, пейзаж: А что такое пейзаж? Это картина на которой изображены поле, река, море или город, деревня, железная дорога.

Пейзаж – от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же пейзаж называют отдельное художественное произведение (живописи или графики) изображающее природу. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем»

Физкультминутка «Мы - осенние листочки»

Мы — осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)

Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)

Полетели, полетели

И на землю сели. (Садятся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)

И на землю опустил. (Садятся на корточки.)

Работа на сервисе WEB 2.0 Calameo презентация «Русские пейзажисты». 

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.

Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

 

Работа на сервисе WEB 2.0  You Toube видеоролик«Художник - осень»

-Ребята. Давайте посмотрим. Что что общего у всех  деревьев?(ствол)

-Верно ствол. Ствол – это самая толстая часть дерева. Вдоль ствола расположены ветки.Посмотрите как много разных веток на дереве, и все они не похожи друг на друга! Ветки тянутся к солнышку, поэтому легко запомнить, что они все направлены вверх. Рассмотрим схему поэтапного изображения дерева.

-А как же выглядят деревья осенью?

-Чем они отличаются от летних деревьев?

-Верно, кроны у деревьев не такие пушистые и зелёные . Изменился цвет листвы и густота кроны.

 

Практическая часть урока изображение деревьев.

-А сечас мы с вами приступим к изображению осенних деревьев.

Первый этап: рисование любого дерева начинается с изображения ствола. Проведём линию сверху вниз. Ствол наверху более тонкий, чем внизу, поэтому старайтесь проводить полоску следующим образом: кисть сверху движется без нажима, оставляя за собой след, ниже она всё больше ложится на лист, образуя широкую полоску. Самая широкая часть ствола (около земли) должна быть равна толщине твоего указательного пальчика. Проверте это , приложив палец левой руки к нарисованному  стволу дерева.

Линии в природе  разные по-характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать  разные образы разных деревьев.Неважно , что у вас получились не совсем прямые линии , которые вы провели, от этого дерево станет ещё живописнее.

 Второй этап – это изображение крупных веток. Они распологаются  вдоль ствола. Запомните, что наверху ветки короче, чем внизу. Направлены они вверх - к солнцу.

 

Третий этап- прорисовывание мелких веток. Эти веточки маленькие и тоненькие их много. При рисовании старайтесь придерживаться того же направления – в сторону и вверх.

А теперь показываем линию горизонта (дальше дерева, около середины листа, тонкой линией). Основание дерева – между линией горизонта и нижним краем листа.

Приступаем к живописи. Ровно заливаем  цветом небо, землю, дерево и его крону. Затем по методической таблице  «Цветовой круг» вспоминаем какие цвета являются «тёплыми» и «холодными».

Украсим деревья осенней листвой , прикладывая кисть  вдоль веток  дерева. Пусть деревья у нас становятся пышными, красивыми и нарядными.

Если на вашем рисунке слева-солнце, значит левая сторона рисунка должна быть более тёплой. Добавляем в цвета этой стороны жёлтые, красные. Оранжевые, розовые, мелкие мазки. Справа показываем на небе тёмно фиолетовую тучку. Которая будет добавлять правой стороне холодные оттенки (синий, голубой, фиолетовый, сине-зелёный) в локальные цвета неба, дерева, земли. Можно показать на земле тень (холодную ) от дерева (падающую слева направо).

И не забываем о законах линейной и воздушной перспективы.

1. Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удалённые-обобщённо. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние –обобщённо.

2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а удалённые - неопределённо. Для передачи пространства  контуры близких предметов надо делать резче, а удалённые-мягче.

3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные-светлее ближних. Для передачи пространства удалённые светлые предметы надо слегка притенить, а тёмные-высветлить.

4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и кажутся плоскими. Значит для передачи для передачи пространства ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние-плоско.

( С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока можно использовать  WEB 2.0 Calameo плейкаст «Золотая осень»

А также WEB 2.0 Slide «Рисунок осеннего дерева»

3.Итог урока .

А теперь посмотрим, что у нас получилось. Сейчас мы с вами посмотрим все наши работы  проанализируем их и поделимся впечатлениями.

Все хорошо потрудились и мы украсим своими работами наш классный уголок.

4.Домашнее задание: нарисовать  осенний пейзаж и подобрать  к  нему  стихотворение.

Список использованных источников:

  1.  Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина/ С.Б. Дроздова._Волгоград: Учитель, 2007.
  2.  Новейший справочник Школьника 1-4 классы\ Г. П. Шалаева, И.Г. Тереньтьева, Н.В. Курбатова М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.
  3.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/211753/
  4.  Дошкольное образование http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/39641.php
  5.  Рисунки и схемы:

http://ejka.ru/blog/risunok/283.html

http://www.stranamam.ru/data/cache/2010jan/19/08/61007_72971thumb500.jpg

http://www.stranamam.ru/post/49110/

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/39641.php

http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s00/e0000189/pic/000_068.jpg

http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/pic/sosna.jpg

http://900igr.net/datai/rastenija-i-griby/Derevja-1.files/0011-023-Osina.jpg

http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s00/e0000189/pic/000_068.jpg

http://gardenin.ru/img-encikloped_les_hoza/image324.jpg

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42254. Базовые алгоритмы 2D-геометрии 638.5 KB
  Геометрически каждая точка на плоскости задается значениями координат радиусвектора относительно выбранной системы координат. В этом случае объект поворачивается относительно оси вращения перпендикулярной плоскости xoy. Наиболее распространен сдвиг в направлении оси x и сдвиг в направлении оси y. Сдвиг выполняется путем умножения однородных координат точки на матрицу сдвига: сдвиг в направлении оси y сдвиг в направлении оси x.
42255. МИКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМАНД СМ ЭВМ 75 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ. Вывод: В ходе работы я ознакомился с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением приобрел навыки микропрограммирования машинных команд СМ ЭВМ.
42256. EMBED PBrush 1007.5 KB
  rry1 db 123423 rry2 db 1500 dup rry3 db 2000 dup 56h В першому випадку кожний елемент масиву ініціалізується незалежно. Багатовимірний масив задається шляхом використання вкладених повторень dup наприклад r1 db 4 dup 3 dup 2 dup В мові Паскаль це еквівалентно наступному оператору r1:rry[0. Наприклад Instr32 struc Opcode dw Modrm db Sib db Disp dd Instr32 ends Сама структура задається в форматі директив визначення даних де в полі мнемокода задається ім'я структури наприклад In1 instr32 Або Min1 instr32 5...
42257. Микропрограммирование кмашинных манд СМ ЭВМ 72 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением, микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ.
42258. Создание экспертной системы с помощью программы VP-EXPERT 97 KB
  VP-EXPERT – интеллектуальная программа, способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач. VP-EXPERT и другие экспертные системы призваны заменить специалиста в конкретной предметной области, то есть решать задачи в отсутствии эксперта
42259. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТАКТОРОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 79 KB
  В работе исследуются коммутационные процессы и динамические характеристики по результатам осциллографирования соответствующих процессов на контакторах постоянного МК1 и переменного РПУ1 тока. Исследование нагрузочной характеристики производится на препарированном образце контактора постоянного тока серии МК1. Устройство контакторов Контактор постоянного тока серии МК1 выполнен на номинальный ток 40 А и напряжение 220 В.
42260. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИЗМ 344.5 KB
  Определив погрешности для нескольких положений призмы и решив систему уравнений связывающих погрешности с клиновидностью развертки находят абсолютное значение углов и величину пирамидальности призмы. Измерив расстояние между ними по горизонтали Г и вертикали В рассчитывают  45 и пирамидальность  призмы: Рис. Погрешность взаимного расположения поверхностей образующих угол 90 90 контролируют по схеме работы призмы как БР 180 рис. Точку пересечения ребер призмы находят по трем подвижным бликам.
42261. Дослідження запиленості і очистки повітря 171 KB
  Мета роботи вивчити запилення повітря дисперсність пилу ефективність пило очистки. При оцінці токсичної дії пилу враховуються такі фактори: хімічний склад дисперсність форма частинок розчинність у воді. В результаті цього залежно від токсичності пилу уражуються ті чи інші органи людини.10 мало небезпечні речовини 10 Для попередження професійних захворювань необхідно щоб в вітрі робочої зони вміст пилу був нижчий гранично допустимої концентрації ГДК .