58376

Простые вещества-металлы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь. Познакомить с общими физическими свойствами металлов. Оборудование: образцы металловN l Mg Zn рры соляной кислоты и медного купороса ложки серебряная стальная алюминиевая горячая вода золотое кольцо...

Русский

2014-04-24

43.25 MB

1 чел.

МОУ Виноградненская СОШ

Урок по теме:

«Простые вещества – металлы».   

8 класс

Учитель: Харгелюнова И.Г.
учитель химии МОУ Вин СОШ

2010-2011 г.

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь.  Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

Оборудование: образцы металлов(Na, Al, Mg, Zn), р-ры соляной кислоты и медного купороса, ложки (серебряная, стальная, алюминиевая), горячая вода, золотое кольцо, волос, деревянная палочка.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Через века и тысячелетие человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающем его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания чудо-храма?

Поднялся каменщик:

Разумеется храм – это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник – но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра как карточный домик.

Но царь Соломон слыл мудрым подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто сделал твой инструмент?

- Конечно, кузнец – ответил удивленный каменщик.

А твой? – обратился царь к плотнику.

Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

Ты же сам знаешь царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.

Когда царь Соломон встал, подошел к человеку скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

  1.  Особенности строения атомов металлов, кристаллическая решетка и химическая связь. (Беседа по вопросам)

- Какой вид химической связи в кристалле металла?

- Почему металлы легко отдают свои электроны?

- Сколько электронов располагается на внешнем уровне атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах и группах и почему?

Еще в глубокой древности человек изготовлял из металлов наконечники стрел и копий, щиты и мечи, плуги и бороны. И все это было возможно, благодаря их особым свойствам.

В древности и в средние века были известны только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Луна (серебро), Юпитер (олово), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера(медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

    2.   Общие физические свойства металлов.

    Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

  •  Все металлы, кроме ртути Hg, твердые вещества. Самый твердый из металлов – хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие – щелочные металлы.

  •  Металлы электро- и теплопроводны. Лучшие проводники – Ag, Cu, Fe, Al; худшие – Hg, Pb, W. (Демонстрация теплопроводности серебра, стали и алюминия)

  •  Ковкие, пластичные, тягучие. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова, которая называлась станиолью.

  •  Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg. Самые блестящие металлы - это Hg ( из нее изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала»), Ag (в древние времена использовали отполированные серебряные пластины, которые отражали все черточки лица и хорошо сохранялись. Теперь же с помощью реакции «серебряного зеркала» изготавливают современные зеркала)

  •  Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – это Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим звоном – малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. (Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на волосе)

  •  По цвету различают металлы черные и цветные. Среди последних выделяют драгоценные - Au, Ag, Pt.

  •   Золото – металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли знаменитые пасхальные яйца Фаберже.

  1.  Понятие аллотропии на примере олова.

   Морозной зимой 1916 года по железной дороге с Дальнего Востока в Петербург была отправлена партия оловянных пуговиц для нужд армии. Каково же было удивление военных чинов, когда вместо блестящих серебристо-белых пуговиц в ящиках прибыл мелкий серый порошок.

    За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией Р. Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива. Оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом.

     Этот секрет открыл русский ученый В.В. Марковников. Оказывается, при температуре ниже 13,2оС в кристаллической решетке олова начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Результат этого превращения называют «оловянной чумой», из-за пятен и наростов, которые образуются на оловянных изделиях.

  1.   Закрепление знаний.

Учитель: Я вам прочитаю стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов речь идет.

1.Век железа был давно в зените.

Но уже у химиков в руках

Засверкал как драгоценность алюминий

Этот легкий сказочный металл. (металлический блеск)

2. Титан – химический реактор

И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы, элеватор,

Конструкций легких кружева. (прочность , пластичность)

3. Громоподобные раскаты

И в небе раскаленный след

На землю огненный камень падал

И ужасался человек.

Но редким был подарок с неба

Им лишь счастливец обладал:

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал. (прочность, металлический блеск)

4. Посмотри! Блестящий чайник

И пузатый самовар

Тонким слоем покрывает

Никель – сказочный металл. ( металлический металл)

5. Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить

И трансформатор без обмотки

Не мог бы технике служить. (электропроводность)

6. «Аргентум» - по латыни светлый

Но темных дел немало есть за ним

Чтоб скрыть подпольный двор монетный

Демидов погубил три сотни крепостных. (металлический блеск)

7. Все знают , что в лампе обычной

Вольфрам - раскаленная нить.

Но вы металлурга спросите

Легко ли его получить. ( теплопроводность)

8. Слез и крови пролито немало

С незапамятных времен до наших дней

За тебя – великий царь металлов

Царь металлов и металл царей.

В россыпях сверкая, в рудных жилах

В непреступных скалах и тайге

Путеводную звездою золото служило

Алчностью сжигаемых людей. (металлический блеск)

  1.  Итоги урока.
  2.     Домашнее задание: § 13.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14712. Изучение магнитного поля соленоида баллистическим методом 50.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 18б Изучение магнитного поля соленоида баллистическим методом Расчетные формулы: где k баллистическая постоянная гальванометра; С постоянная; N2 число витков катушки L2; R2=RкRмRг сумма соп
14713. Определение ЭДС источника тока компенсационным методом 33.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №13 Определение ЭДС источника тока компенсационным методом 1. Расчётная формула для определения величины x где ЭДС эталонного источника тока; компенсирующие длины реохорда. 2. Схема электрической цепи 3. Средств...
14714. Определение сопротивления проводников методом моста Винтстона 60.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 12 Определение сопротивления проводников методом моста Винтстона 1. Расчетные формулы: Формулы для расчёта величина Rx: Rx = R2 ; где R2 известное сопротивление подбираемое для каждо...
14716. Определение вязкости жидкости по методу падающего шарика 87.5 KB
  ОТЧЕТ По лабораторной работе № 4 Определение вязкости жидкости по методу падающего шарика 1. Расчетная формула для измеряемой величины: где плотность материала шариков; плотность жидкости; ...
14717. Определение работы выхода электрона по прямым Ричардсона 323.5 KB
  ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2 Определение работы выхода электрона по прямым Ричардсона по дисциплине Физика твердого тела Цель работы Построить график зависимости анодного тока от анодного напряжения при трех разных значениях тока като...
14718. Визначення втрат тепла з відпрацьованими газами двигуна внутрішнього згоряння 135.5 KB
  Лабораторна робота №5 Визначення втрат тепла з відпрацьованими газами двигуна внутрішнього згоряння Мета роботи: експериментальне визначення витрат тепла поршневого двигуна внутрішнього згоряння з відпрацьованими газами на різних режимах його роботи. Обладн
14719. Вплив регулювань системи запалювання на потужнісні характеристики автомобільного двигуна 356 KB
  Лабораторна робота №2 Вплив регулювань системи запалювання на потужнісні характеристики автомобільного двигуна Мета роботи: визначення впливу регулювань системи запалювання автомобільного двигуна на показники його потужності і приймістості. Обладнання: дви...
14720. Визначення втрат тепла через систему охолодження автомобільного двигуна 405.5 KB
  Лабораторна робота № 4 Визначення втрат тепла через систему охолодження автомобільного двигуна Мета роботи: Вивчення теплового балансу двигуна і практичне визначення втрат тепла через систему охолодження автомобільного двигуна. Обладнання: Двигун ЗІЛ 130 ...