58376

Простые вещества-металлы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь. Познакомить с общими физическими свойствами металлов. Оборудование: образцы металловN l Mg Zn рры соляной кислоты и медного купороса ложки серебряная стальная алюминиевая горячая вода золотое кольцо...

Русский

2014-04-24

43.25 MB

1 чел.

МОУ Виноградненская СОШ

Урок по теме:

«Простые вещества – металлы».   

8 класс

Учитель: Харгелюнова И.Г.
учитель химии МОУ Вин СОШ

2010-2011 г.

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь.  Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

Оборудование: образцы металлов(Na, Al, Mg, Zn), р-ры соляной кислоты и медного купороса, ложки (серебряная, стальная, алюминиевая), горячая вода, золотое кольцо, волос, деревянная палочка.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Через века и тысячелетие человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающем его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания чудо-храма?

Поднялся каменщик:

Разумеется храм – это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник – но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра как карточный домик.

Но царь Соломон слыл мудрым подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто сделал твой инструмент?

- Конечно, кузнец – ответил удивленный каменщик.

А твой? – обратился царь к плотнику.

Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

Ты же сам знаешь царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.

Когда царь Соломон встал, подошел к человеку скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

  1.  Особенности строения атомов металлов, кристаллическая решетка и химическая связь. (Беседа по вопросам)

- Какой вид химической связи в кристалле металла?

- Почему металлы легко отдают свои электроны?

- Сколько электронов располагается на внешнем уровне атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах и группах и почему?

Еще в глубокой древности человек изготовлял из металлов наконечники стрел и копий, щиты и мечи, плуги и бороны. И все это было возможно, благодаря их особым свойствам.

В древности и в средние века были известны только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Луна (серебро), Юпитер (олово), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера(медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

    2.   Общие физические свойства металлов.

    Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

  •  Все металлы, кроме ртути Hg, твердые вещества. Самый твердый из металлов – хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие – щелочные металлы.

  •  Металлы электро- и теплопроводны. Лучшие проводники – Ag, Cu, Fe, Al; худшие – Hg, Pb, W. (Демонстрация теплопроводности серебра, стали и алюминия)

  •  Ковкие, пластичные, тягучие. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова, которая называлась станиолью.

  •  Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg. Самые блестящие металлы - это Hg ( из нее изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала»), Ag (в древние времена использовали отполированные серебряные пластины, которые отражали все черточки лица и хорошо сохранялись. Теперь же с помощью реакции «серебряного зеркала» изготавливают современные зеркала)

  •  Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – это Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим звоном – малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. (Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на волосе)

  •  По цвету различают металлы черные и цветные. Среди последних выделяют драгоценные - Au, Ag, Pt.

  •   Золото – металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли знаменитые пасхальные яйца Фаберже.

  1.  Понятие аллотропии на примере олова.

   Морозной зимой 1916 года по железной дороге с Дальнего Востока в Петербург была отправлена партия оловянных пуговиц для нужд армии. Каково же было удивление военных чинов, когда вместо блестящих серебристо-белых пуговиц в ящиках прибыл мелкий серый порошок.

    За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией Р. Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива. Оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом.

     Этот секрет открыл русский ученый В.В. Марковников. Оказывается, при температуре ниже 13,2оС в кристаллической решетке олова начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Результат этого превращения называют «оловянной чумой», из-за пятен и наростов, которые образуются на оловянных изделиях.

  1.   Закрепление знаний.

Учитель: Я вам прочитаю стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов речь идет.

1.Век железа был давно в зените.

Но уже у химиков в руках

Засверкал как драгоценность алюминий

Этот легкий сказочный металл. (металлический блеск)

2. Титан – химический реактор

И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы, элеватор,

Конструкций легких кружева. (прочность , пластичность)

3. Громоподобные раскаты

И в небе раскаленный след

На землю огненный камень падал

И ужасался человек.

Но редким был подарок с неба

Им лишь счастливец обладал:

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал. (прочность, металлический блеск)

4. Посмотри! Блестящий чайник

И пузатый самовар

Тонким слоем покрывает

Никель – сказочный металл. ( металлический металл)

5. Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить

И трансформатор без обмотки

Не мог бы технике служить. (электропроводность)

6. «Аргентум» - по латыни светлый

Но темных дел немало есть за ним

Чтоб скрыть подпольный двор монетный

Демидов погубил три сотни крепостных. (металлический блеск)

7. Все знают , что в лампе обычной

Вольфрам - раскаленная нить.

Но вы металлурга спросите

Легко ли его получить. ( теплопроводность)

8. Слез и крови пролито немало

С незапамятных времен до наших дней

За тебя – великий царь металлов

Царь металлов и металл царей.

В россыпях сверкая, в рудных жилах

В непреступных скалах и тайге

Путеводную звездою золото служило

Алчностью сжигаемых людей. (металлический блеск)

  1.  Итоги урока.
  2.     Домашнее задание: § 13.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32277. Возведение кирпичных зданий следует осуществлять только поточным методом, предусматривающим деление здания на несколько одинаковых по трудоемкости захваток: по одно-, двух- и трехзахватной системам 67 KB
  Билет 7 Однозахватная система организации работ применяется преимущественно при строительстве небольших в плане односекционных домов при одноэтажном строительстве когда кладку ведут на всю высоту этажа при трехъярусном членении. В этот же день во вторую смену выполняют вспомогательные работы: установку подмостей доставку кирпича на подмости и т. На захватке рабочем участке где выполняют монтажные работы по условиям техники безопасности не могут одновременно работать каменщики и наоборот. В сельскохозяйственном строительстве при...
32278. Организация возведения кирпичных стен 26 KB
  Численность комплексной бригады может изменяться от 20 до 40 человек в зависимости от конструктивных особенностей здания и особенно кладки. При поточном выполнении каменной кладки основные понятия технологии работ имеют свое специфическое определение. Захватка типовая повторяющаяся в плане часть здания с приблизительно равными на данном и последующих за ним участках полсекции секция две секции объемами кладки предоставленная бригаде каменщиков для поточного выполнения работы на целое число смен.
32279. Конструктивных схемы и порядок монтажа конструкций каркасных многоэтажных гражданских зданий 47.5 KB
  Конструктивная схема каркасного здания:1 колонны 2 ригели 3 рядовые плиты перекрытий 4 связеваяплита перекрытий 5 навесные стеновые панели Каркасными рис. 5 сооружают общественные и административные здания. Колонны и ригели образуют несущие рамы воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки здания.
32280. Конструктивные схемы и порядок монтажа конструкций многоэтажных гражданских зданий с неполным каркасом и бескаркасных 138 KB
  Бескаркасные здания из кирпича и мелких камней и блоков возводят обычно с продольными несущими рис. В зданиях с поперечными несущими стенами рис. Возводятся также бескаркасные здания у которых несущими являются как поперечные так и продольные стены. Конструктивные схемы бескаркасных зданий с несущими стенами:а продольными б поперечными Бескаркасные крупноблочные здания со стенами из бетонных и других блоков имеют конструктивные схемы с поперечными и продольными несущими стенами рис.
32281. Схемы монтажа конструкций жилых крупнопанельных зданий с учетом конструктивных особенностей, условий устойчивости элементов, удобств и безопасности монтажа 81 KB
  Схемы монтажа конструкций жилых крупнопанельных зданий сучетом конструктивных особенностей условий устойчивостиэлементов удобств и безопасности монтажа Основные схемы монтажа крупнопанельных зданий Последовательность монтажа здания зависит от многих факторов: конструктивных особенностей здания; последовательности установки элементов рекомендуемой технологической картой; наличия подкосов фиксаторов монтажной оснастки. Схема монтажа крупнопанельных зданий с приобъектного склада рис. Схема монтажа элементов с приобъектного склада...
32282. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права 30 KB
  Роль правосознания в правотворчестве и реализации права. Уровень правосознания законодателя его представления о значимости тех или иных правовых институтов его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права создаваемых в процессе правотворческой деятельности. юристыпрактики привлеченные к разработке проектов нормативных актов помогут обеспечить реальную применимость права его соответствие общественным реалиям связь права с общественной жизнью и юридической практикой. В процессе реализации права уровень...
32283. Правовая культура и правовое воспитание. Их понятие, соотношение и значение в условиях современной России 44.5 KB
  Юридическая культура важнейший элемент правовой системы общества непременное условие нормального функционирования государства. Правовая система без правовой культуры не действует. В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученыеправоведы как Н. Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей 'А.
32284. Понятие правоотношений. Их место в правовой системе и значение. Виды и структура правоотношений 47.5 KB
  Юридическую науку естественно интересуют прежде всего юридические или правовые отношения. Регулируя те или иные отношения оно тем самым придает им правовую форму в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид становятся правовыми облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту придает им упорядоченность стабильность устойчивость желаемую направленность вводит в нужное русло. Любые...
32285. Субъекты права как элементы правоотношений. Понятие и виды субъектов права по российскому зак-ву. Индивиды как субъекты права. Граждане и иностранцы – субъекты российского права 50 KB
  Субъекты права как элементы правоотношений. Понятие и виды субъектов права по российскому закву. Индивиды как субъекты права. Граждане и иностранцы субъекты российского права.