58376

Простые вещества-металлы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь. Познакомить с общими физическими свойствами металлов. Оборудование: образцы металловN l Mg Zn рры соляной кислоты и медного купороса ложки серебряная стальная алюминиевая горячая вода золотое кольцо...

Русский

2014-04-24

43.25 MB

1 чел.

МОУ Виноградненская СОШ

Урок по теме:

«Простые вещества – металлы».   

8 класс

Учитель: Харгелюнова И.Г.
учитель химии МОУ Вин СОШ

2010-2011 г.

Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь.  Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

Оборудование: образцы металлов(Na, Al, Mg, Zn), р-ры соляной кислоты и медного купороса, ложки (серебряная, стальная, алюминиевая), горячая вода, золотое кольцо, волос, деревянная палочка.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Через века и тысячелетие человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающем его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания чудо-храма?

Поднялся каменщик:

Разумеется храм – это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник – но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра как карточный домик.

Но царь Соломон слыл мудрым подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто сделал твой инструмент?

- Конечно, кузнец – ответил удивленный каменщик.

А твой? – обратился царь к плотнику.

Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

Ты же сам знаешь царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.

Когда царь Соломон встал, подошел к человеку скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

  1.  Особенности строения атомов металлов, кристаллическая решетка и химическая связь. (Беседа по вопросам)

- Какой вид химической связи в кристалле металла?

- Почему металлы легко отдают свои электроны?

- Сколько электронов располагается на внешнем уровне атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах и группах и почему?

Еще в глубокой древности человек изготовлял из металлов наконечники стрел и копий, щиты и мечи, плуги и бороны. И все это было возможно, благодаря их особым свойствам.

В древности и в средние века были известны только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Луна (серебро), Юпитер (олово), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера(медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

    2.   Общие физические свойства металлов.

    Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

  •  Все металлы, кроме ртути Hg, твердые вещества. Самый твердый из металлов – хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие – щелочные металлы.

  •  Металлы электро- и теплопроводны. Лучшие проводники – Ag, Cu, Fe, Al; худшие – Hg, Pb, W. (Демонстрация теплопроводности серебра, стали и алюминия)

  •  Ковкие, пластичные, тягучие. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова, которая называлась станиолью.

  •  Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg. Самые блестящие металлы - это Hg ( из нее изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала»), Ag (в древние времена использовали отполированные серебряные пластины, которые отражали все черточки лица и хорошо сохранялись. Теперь же с помощью реакции «серебряного зеркала» изготавливают современные зеркала)

  •  Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – это Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим звоном – малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. (Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на волосе)

  •  По цвету различают металлы черные и цветные. Среди последних выделяют драгоценные - Au, Ag, Pt.

  •   Золото – металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли знаменитые пасхальные яйца Фаберже.

  1.  Понятие аллотропии на примере олова.

   Морозной зимой 1916 года по железной дороге с Дальнего Востока в Петербург была отправлена партия оловянных пуговиц для нужд армии. Каково же было удивление военных чинов, когда вместо блестящих серебристо-белых пуговиц в ящиках прибыл мелкий серый порошок.

    За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией Р. Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива. Оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом.

     Этот секрет открыл русский ученый В.В. Марковников. Оказывается, при температуре ниже 13,2оС в кристаллической решетке олова начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Результат этого превращения называют «оловянной чумой», из-за пятен и наростов, которые образуются на оловянных изделиях.

  1.   Закрепление знаний.

Учитель: Я вам прочитаю стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов речь идет.

1.Век железа был давно в зените.

Но уже у химиков в руках

Засверкал как драгоценность алюминий

Этот легкий сказочный металл. (металлический блеск)

2. Титан – химический реактор

И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы, элеватор,

Конструкций легких кружева. (прочность , пластичность)

3. Громоподобные раскаты

И в небе раскаленный след

На землю огненный камень падал

И ужасался человек.

Но редким был подарок с неба

Им лишь счастливец обладал:

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал. (прочность, металлический блеск)

4. Посмотри! Блестящий чайник

И пузатый самовар

Тонким слоем покрывает

Никель – сказочный металл. ( металлический металл)

5. Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить

И трансформатор без обмотки

Не мог бы технике служить. (электропроводность)

6. «Аргентум» - по латыни светлый

Но темных дел немало есть за ним

Чтоб скрыть подпольный двор монетный

Демидов погубил три сотни крепостных. (металлический блеск)

7. Все знают , что в лампе обычной

Вольфрам - раскаленная нить.

Но вы металлурга спросите

Легко ли его получить. ( теплопроводность)

8. Слез и крови пролито немало

С незапамятных времен до наших дней

За тебя – великий царь металлов

Царь металлов и металл царей.

В россыпях сверкая, в рудных жилах

В непреступных скалах и тайге

Путеводную звездою золото служило

Алчностью сжигаемых людей. (металлический блеск)

  1.  Итоги урока.
  2.     Домашнее задание: § 13.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75991. Я - ОСОБИСТІСТЬ 155 KB
  Людина - індивід особистістю стає в процесі розвитку спілкування життя в суспільстві Розвиток індивідуума відповідає як його інтересам так і загальнодержавним інтересам та інтересам людського суспільства взагалі.
75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.
75993. Ніхто не забутий, ніщо не забуто! 53 KB
  Мета. Поглибити знання дітей про Велику Вітчизняну війну, удосконалювати навички виразного, свідомого читання; розвивати мовлення учнів, вміння висловлювати власну думку; виховувати почуття поваги до героїв війни, гордості за наше героїчне минуле.
75994. «Пандора» (за поемою Овідія «Метаморфози») 55.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського позакласного читання на заявлену тему у 4 класі мета якого продовжувати ознайомлювати учнів з міфами; вчити дітей аналізувати твір складати план розвивати уявлення учнів про світове значення міфології виховувати повагу до історичної спадщини.
75995. Азбука дороги — дорожные знаки 464.5 KB
  Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках, учить называть группы дорожных знаков, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни...
75996. Дорога в школу. Школа «Светофорных наук». Современные средства передвижения 49.5 KB
  Школа Светофорных наук. Всех принять участие в уроке приглашаем И важные правила запомнить разрешаем Приветствуем друзей слева и справа Знать правила дорожные это не забава Пожимаем друзьям множество рук И приглашаем в школу Светофорных наук...
75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...
75998. Безпечний перехід вулиці 840.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з місцями, де можна переходити вулицю; як безпечно переходити проїжджу частину дороги; які знаки, прилади, лінії допомагають безпечному переходу; вчити практично визначати безпечні місця переходу вулиці на шляху додому...
75999. Перехрестя долі Кобзаря. Літературно-музичний вечір для учнів 5 – 8 класів 100.5 KB
  Мета: вшанувати великого Кобзаря, поглибити знання учнів про тяжку долю Шевченка та українського народу; розвивати творчі здібності учнів, артистичність; виховувати любов і повагу до спадщини, яку нам залишив поет, учити учнів наслідувати Т.Шевченка та виконувати його заповіти.