58381

Вежливое общение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: открывать значение слова вежливость; подвести к мысли о том что учиться вежливой речи значит учиться уважительному доброму отношению друг к другу.

Русский

2014-04-24

84.5 KB

3 чел.

Открытый урок риторики в 3 А классе

по теме: "Вежливое общение"

(Программа "Школа-2100")

Сидорова Ольга Михайловна,

учитель начальных классов. 

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи: 

  •  открывать значение слова вежливость;
  •  подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Оборудование: 

  •  учебник Т.А. Ладыженской “Детская риторика”, 3-й класс;
  •  таблицы, карточки;
  •  тест “Оцени свою вежливость”;
  •  словари русского языка по этике, словари синонимов и антонимов.
  1.  Организационный момент

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

II. Актуализация знаний

– Какие средства общения  можно применить? (Работа по цепочке)

 

(Дети говорят, что "улыбка")

– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

  •  Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся                                    Душа зябнет, каменеет.

– Улыбнитесь друг другу.

– Улыбнитесь мне.   Улыбнитесь гостям.

– Как стало на душе? (Радостно)

III. Постановка учебной задачи

– А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.

Ответы детей:

– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

– Он всем грубил, так как был избалованным. – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.

Вывод:  Нельзя грубостью выражать свои обиды.

IV. Открытие детьми нового знания

– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)

– Что такое вежливость? (Ответы детей.)

– А вот как думают друзья Гены-крокодила.    

( у ребят на партах высказывания разных героев)

– Какой тебе ответ больше понравился?

– Как бы ты ответил (а) на вопрос Гены?

– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

– Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)

– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

Физминутка:

  •  Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.
  •  Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.
  1.  Встаньте, пожалуйста!
  2.  Поднимите руки!
  3.  Будьте добры, похлопайте в ладоши.
  4.  Потопайте.
  5.  Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста.
  6.  Потопайте.
  7.  Руки вперед.
  8.  Мои дорогие, прошу вас тихо сядьте!

Итак, добрые слова – добрые дела.  С 116 № 130, 131, 132, 133.

Работа по учебнику.

V. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.   У доски!!!

  •  первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый
  •  вторая группа – подобрать антонимы

ВЕЖЛИВЫЙ

учтивый
корректный
уважительный
обходительный
предупредительный
любезный
галантный


НЕВЕЖЛИВЫЙ

неучтивый
некорректный
неуважительный
необходительный
непредупредительный
нелюбезный
негалантный

– что значит учтивый………………………………………

(На партах – карточки со словами из словаря синонимов.)

– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?   Самостоятельно изучите объяснение.

– А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

– У меня еще осталось  3 лепестка.

– Куда их прикрепить?

– Посмотрите и подумайте.

образованный знающий грамотный

(Ответы детей.)

Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.

4. Игра “Подарок Вежливости».

–Нужно найти слова Вежливости.

Слова на доске:

Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение

– почему вы не взяли другие слова?– Это отрицательные качества.

VI. Самостоятельная работа. Тест “А ты вежлив?

С. 121    №134

VII. Домашнее задание – творческое. На солнышке, которое подарю каждому, подумать и написать ваши добрые слова и добрые дела.

VIII. Итог урока.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

– Что нового узнали про себя или для себя?

–Скажите мне доброе слово.


Самооценка собственной деятельности на уроке.

– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать.

«Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.., (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста).

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).

«Словарь – синонимов».

Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.

Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.

Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.

Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.

Галантный – изысканно вежливый, любезный.

Словарь по этике

«Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»

Самостоятельная работа в группах

Игра «Собери цветок»

Задание:

I подгруппа – подобрать синонимы к слову вежливый

II подгруппа – подобрать антонимы

Слова:

I подгруппа – подобрать синонимы к слову вежливый

II подгруппа – подобрать антонимы

III подгруппа – составить из данных слов словосочетания

Любезный   взгляд

Невежливый поступок

Предупредительный жест

Галантный вид

Некорректный   вопрос

Тест

                                                                              Да/иногда/нет

                                                                                          Я                    Родные

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2. Благодаришь ли ты маму

   или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал

   на урок и вошел в класс после учителя?

4. Ты извиняешься перед малышом,

   которого случайно толкнул?

5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе

решить трудную задачу.

Благодаришь ли ты его (ее)?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,

   даже если споришь?

7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,

   сестру... с праздником 8 Марта?

8. Когда ты ложишься спать,

   прощаешься ли ты со своими домашними?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31891. Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии 198.5 KB
  Андреев Одобрены на заседании кафедры философии. кафедрой философии С. 2005 Введение При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии в которой отражены цели задачи требования к уровню усвоения содержания дисциплины приведена основная и дополнительная литература по всем темам курса контрольные вопросы для подготовки к экзамену.
31892. Задания и методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга» 77.5 KB
  Шапошников Одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга. Методические указания к написанию курсовой работы Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области дисциплины Основы маркетинга заключается в самостоятельной систематической работе. При высоком уровне знаний проявленных при защите курсовой работы и другим контрольным мероприятиям а также на практических занятиях по дисциплине Основы маркетинга студент может быть освобожден от экзамена.
31893. Статистика. Задания к контрольным работам по дисциплине «Статистика» и методические указания для их выполнения 510 KB
  Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам. Группировка выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками называется аналитической группировкой. После определения признака положенного в основание группировки определяют количество групп на которые разбивают исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования типа группировки вида признака положенного в основание группировки численности совокупности степени вариации...
31894. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 366.5 KB
  При изучении данной дисциплины и выполнении курсовой работы студенты должны быть знакомы с вопросами экономической статистики экономики предприятия бухгалтерского учета финансов предприятия изучаемыми на предыдущих курсах. Объектом изучения дисциплины выступает финансовохозяйственная деятельность предприятия соответственно курсовая работа направлена на выявление проблем в финансовохозяйственной деятельности определение резервов использования ресурсов и формулирование мероприятий по их реализации. Цель курсовой работы по дисциплине...
31896. Визначити максимальну температуру електричного дроту 99.5 KB
  Всередині труб рухається гарячий газ із середньою температурою tpiд1 а ззовні повітря що нагрівається із середньою температурою tpiд2.3: Номер варіанта. Сталевий зливок покладено до нагрівальної печі iз температурою середовища tpiд тривалість нагріву  початкова температура зливку t0.5: Номер варіанта S1 мм S2 мм S3 мм tpiд C  год.
31897. Электрический привод системы Г-Д 1.31 MB
  Номер варианта Закон изменения момента сопротивления рабочей машины Мсм Нм Момент инерции рабочей машины Jм в долях от момента инерции двигателя кгм2 Тип двигателя и способ его питания 8 800 60 Постоянного тока от генератора постоянного тока Примечание: Характер момента сопротивления реактивный. Требуемую перегрузочную способность двигателя. Средняя температура нагрева изоляции двигателя не должна превышать допустимую.4 Предварительная мощность двигателя рассчитывается по нагрузочной диаграмме и тахограмме рабочей машины.