58382

Синтаксический разбор сложного предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Лучшие предложения записываются на доске Наступила зима. основу предложения.

Русский

2014-04-24

45 KB

3 чел.

Тема : «Синтаксический разбор сложного предложения»

Цели урока: 1.Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного
предложения.

2.Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».

З Развитие творческого мышления, речи учащихся 

4. Воспитание любви к родной природе, русской поэзии, живописи.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Открываем тетради и записываем число и тему урока.

 А как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

- Молодцы, а кроме этого,  вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей, поэтому мы должны
повторить
знания о предложении, которые помогут нам сделать синтаксический разбор. Помощником нашим будет... ЗИМА

Эпиграф - стихотворение Тютчева
Слайд
1 

Чародейкою Зимою
Околдован,
лес стоит,
И
под снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной
жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не
мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь
опутан, весь окован
Лёгкой
цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На
него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он
весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой

Слайд 2  Шишкин

Задание 1  Составьте небольшой рассказ по картине.

(Лучшие предложения записываются на доске )
Наступила зима. Лес оделся в снежный наряд. Деревья склонили свои ветви под тяжестью снега.

Задание 2  выделите грамм. основу предложения. Какие это предложения по количеству грамматических основ

-Какие предложения называются простыми?

- А какие это предложения по цели высказывания?
-
А если я поставлю вопрос? (вопросительные)

- Ребята, а давайте попросим зиму, чтобы она принесла нам больше снега

(Зимушка-зима принеси нам много  снега.)

- Какое получилось это предложение по цели высказывания? (побудительное)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А какие чувства вы испытываете, когда приходит зима? (восхищение, восторг, удивление)

- Прочитайте предложения так, чтобы они по эмоциональной окраске стали более яркими, передайте в них свои чувства.

- Что изменилось в предложении? (появился восклицательный знак)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 

Слайд 3,4,5  разбросанные предложения.

-Ребята, у нас еще есть предложения, но представьте, что была страшная метель, она размела их у нас.

-Давайте наведем порядок, поставим каждое слово в предложении на свое место.

Запишем предложение на доске.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

( Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья)

- Какое это предложение? (сложное, СПП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения? (подчинительным союзом чтобы)

2. Август собирает, а зима поедает.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, ССП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, БСП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

ВЫВОД: Что такое сложное предложение? Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем связаны части сложного предложения.?

ФИЗ МИНУТКА  -Слайд 6

Давайте немного отдохнем. Представьте, что вы дерево.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо,
Ветер
тише, тише, тише,
Деревцо
все выше, выше.

Ребята, мы повторили все, что нам потребуется для синтаксического разбора сложного предложения

Сейчас мы будем исследователями. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.

(Работа в группах) СЛАИД 7  Предлагается текст.

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно  изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу. Вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты на слайдах 8 - 17  

ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Выписать предложение из текста, прочитать его.

2.Подчеркнуть главные члены предложения.

З.Составить схему предложения, пронумеровать части сложного
предложения.

4.Вид предложения по цели высказывания

5.Вид предложения по эмоциональной окраске.

6.Указать количество частей (грамматических основ), из которых
состоит
предложение.

7.Указать средства связи частей сложного предложения.

8.Объяснить постановку знаков препинания.

9* Разбор и характеристика 1 части как простого предложения.

10* Разбор и характеристика 2 части как простого предложения.

Письменный разбор предложения из текста у доски.                                                                                             СЛАИД 18  составить предложения по схемам на тему «Прогулка в зимнем лесу»

1 человек у доски  самостоятельно, остальные любое составленное предложение в тетради - разбор.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ друг у друга, поставьте оценки друг другу.

ИТОГИ, РЕФЛЕКСИЯ:

Вот наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

СЛАИД 19, выберите понравившееся начало предложения и закончите его.

Домашнее задание: разобрать части сложного предложения как простые предложения (пункт 9, 10). Дать характеристику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67032. Що таке гендерна рівність? Всі ми – різні, але всі ми – однакові 4.19 MB
  Мета: ознайомити дітей з поняттями “гендер”, “гендерна рівність” та основами гендерно-правового законодавства України. Формувати в учнів інтерес до навчання з даної теми. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність та толерантне ставлення один до одного, бажання приносити користь у суспільстві.
67033. Я люблю географію 100.5 KB
  Організаційний момент Сьогодні між командами змагання Нехай образ не буде серед вас Бо переможцем або переможеним Сьогодні може бути хтось із вас. За кожну правильну відповідь команда отримує 1 бал а за музичний конкурс 2 бали. 1 раунд Географічний лікбез командам прпонується однакове завдання: необхідно на слух правильно написати географічну...
67034. Географічна гра «Щасливий випадок» 69 KB
  Мета гри – дає можливість перевірити рівень засвоєних знань,виявити вміння застосовувати набуті знання, розвивати інтерес і пізнавальну діяльність учнів,сприяє розвитку навичок спілкування між підлітками. В грі приймають участь 2 команди по 5-6 учнів в кожній.
67035. Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники 126 KB
  Цели урока: Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты; Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление; Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе.
67036. Проект «Герб і прапор класу» 236.5 KB
  Мета: Сприяти формуванню особистісних якостей, виховувати особистість, якій притаманні демократична громадянська культура, готовність до компетентної участі у житті суспільства. Розвивати національну свідомість. Вивчення геральдики країни, області, міста, гімназії Виховувати патріотизм, повагу до української державної символіки.
67037. День Рождения. Покупки. Mein Geburtstag. Einkaufen 56 KB
  Цель урока: Развитие навыков говорения по теме. Формирование навыков культуры поведения, соблюдение правил этикета во время праздника. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схема супермаркета, картинки с рисунками товаров, поздравительные открытки, приглашение на день рождения.
67038. Johann Wolfgang von Goethe – das Gesicht der deutschen Literatur 3.79 MB
  Літературознавчий матеріал розрахований для використання на уроках в старших класах, для проведення позакласних заходів під час шкільних предметних тижнів іноземної мови, для роботи гуртків та факультативів з німецької мови. За допомогою тематичної лексики, тематичних текстів...
67039. План-конспект уроку здоров’я та фізичної культури у початковій школі 81 KB
  Мета уроку: Сприяти зміцненню здоровя учнів; виховувати свідоме ставлення до занять фізичною культурою та ведення здорового способу життя; формування навичок самостійних занять фізичними вправами; профілактика захворювань: сколіоз плоскостопість; формування ключових компетентностей.
67040. Кольорові сни 11.09 MB
  Ознайомити учнів з основами кольорознавства; формувати в учнів відчуття і розуміння художніх засобів виразності колориту палітри колірної гами; засвоїти мистецьку термінологію; визначити значення кольорів в народно-прикладному мистецтві; дослідити вплив кольорів на настрій людини; кольоромузика...