58382

Синтаксический разбор сложного предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Лучшие предложения записываются на доске Наступила зима. основу предложения.

Русский

2014-04-24

45 KB

3 чел.

Тема : «Синтаксический разбор сложного предложения»

Цели урока: 1.Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного
предложения.

2.Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».

З Развитие творческого мышления, речи учащихся 

4. Воспитание любви к родной природе, русской поэзии, живописи.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Открываем тетради и записываем число и тему урока.

 А как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

- Молодцы, а кроме этого,  вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей, поэтому мы должны
повторить
знания о предложении, которые помогут нам сделать синтаксический разбор. Помощником нашим будет... ЗИМА

Эпиграф - стихотворение Тютчева
Слайд
1 

Чародейкою Зимою
Околдован,
лес стоит,
И
под снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной
жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не
мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь
опутан, весь окован
Лёгкой
цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На
него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он
весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой

Слайд 2  Шишкин

Задание 1  Составьте небольшой рассказ по картине.

(Лучшие предложения записываются на доске )
Наступила зима. Лес оделся в снежный наряд. Деревья склонили свои ветви под тяжестью снега.

Задание 2  выделите грамм. основу предложения. Какие это предложения по количеству грамматических основ

-Какие предложения называются простыми?

- А какие это предложения по цели высказывания?
-
А если я поставлю вопрос? (вопросительные)

- Ребята, а давайте попросим зиму, чтобы она принесла нам больше снега

(Зимушка-зима принеси нам много  снега.)

- Какое получилось это предложение по цели высказывания? (побудительное)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А какие чувства вы испытываете, когда приходит зима? (восхищение, восторг, удивление)

- Прочитайте предложения так, чтобы они по эмоциональной окраске стали более яркими, передайте в них свои чувства.

- Что изменилось в предложении? (появился восклицательный знак)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 

Слайд 3,4,5  разбросанные предложения.

-Ребята, у нас еще есть предложения, но представьте, что была страшная метель, она размела их у нас.

-Давайте наведем порядок, поставим каждое слово в предложении на свое место.

Запишем предложение на доске.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

( Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья)

- Какое это предложение? (сложное, СПП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения? (подчинительным союзом чтобы)

2. Август собирает, а зима поедает.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, ССП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, БСП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

ВЫВОД: Что такое сложное предложение? Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем связаны части сложного предложения.?

ФИЗ МИНУТКА  -Слайд 6

Давайте немного отдохнем. Представьте, что вы дерево.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо,
Ветер
тише, тише, тише,
Деревцо
все выше, выше.

Ребята, мы повторили все, что нам потребуется для синтаксического разбора сложного предложения

Сейчас мы будем исследователями. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.

(Работа в группах) СЛАИД 7  Предлагается текст.

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно  изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу. Вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты на слайдах 8 - 17  

ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Выписать предложение из текста, прочитать его.

2.Подчеркнуть главные члены предложения.

З.Составить схему предложения, пронумеровать части сложного
предложения.

4.Вид предложения по цели высказывания

5.Вид предложения по эмоциональной окраске.

6.Указать количество частей (грамматических основ), из которых
состоит
предложение.

7.Указать средства связи частей сложного предложения.

8.Объяснить постановку знаков препинания.

9* Разбор и характеристика 1 части как простого предложения.

10* Разбор и характеристика 2 части как простого предложения.

Письменный разбор предложения из текста у доски.                                                                                             СЛАИД 18  составить предложения по схемам на тему «Прогулка в зимнем лесу»

1 человек у доски  самостоятельно, остальные любое составленное предложение в тетради - разбор.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ друг у друга, поставьте оценки друг другу.

ИТОГИ, РЕФЛЕКСИЯ:

Вот наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

СЛАИД 19, выберите понравившееся начало предложения и закончите его.

Домашнее задание: разобрать части сложного предложения как простые предложения (пункт 9, 10). Дать характеристику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55318. ПІРАМІДОЛОГІЯ 4.75 MB
  Поспілкувавшись з учнями що вони знають про піраміди чи вивчали в школі на уроках історії щось цікаве хто знає про існування сучасних пірамід де вони зустрічаються нам в оточуючому нас світі легко і ненавязливо викладач підводить учнів до плану дій і розподіл ролей.
55319. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 72.5 KB
  Цель моей работы: помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий; оказывать консультационную помощь в выборе любимого дела; показать неразрывную связь между желаемой профессией и необходимым образованием...
55320. Дружба – найбільший скарб 225 KB
  Напишіть на ньому побажання та добрі слова своїм друзям. Тема: Якщо ви ввічливі Мета: навчити дітей ввічливо спілкуватися з ровесниками та дорослими; розширити і закріпити вміння вживати слова ввічливості; домагатися доброзичливої атмосфери в класі; виховувати в учнів ввічливість чемність доброзичливість; формувати манери культурної поведінки поглибити знання учнів про етикет і його важливість у житті людини. Але чи то уклін чи слова вітання чи лагідна усмішка спільним в них є те що привітання означає: Ти мені приємна...
55321. Олімпійський вогник 47 KB
  Мета проекту Ознайомити учнів із історією виникнення Олімпійського руху. Послідовність виконання проекту Етапи Завдання Діяльність учнів Діяльність педагога...
55322. Різдвяні зустрічі 62 KB
  Стало білим все село двічі Біла стежка біла річка Біла хата і смерічка двічі Біла хата білі коні Тільки носики червоні Діти зупиняються стають дугою.
55323. Подорож картою України 74.5 KB
  Додатково вони будуть розробляти буклети з фотографіями, малюнками, творчими роботами, нададуть матеріали для друкування в шкільну газету «Очима учня». В результаті проекту учні дадуть відповіді на питання, висунуті та удосконалені впродовж розробки теми проекту.
55324. На Україну линуть журавлі 55 KB
  Формувати уявлення про специфіку літератури української діаспори потребу до самостійного читання художньої літератури. Виховувати любов до української літератури.
55325. Здорові зуби 73.5 KB
  Основні цілі: сформувати поняття «здоровя», розкрити його психологічний фізіологічний та соціальний стан, ознайомити учнів з факторами, що визначають здоровя людини.
55326. Україна в моєму житті. Україна в моєму серці 47.5 KB
  Мета проекту: сформувати адекватні ставлення та сприйняття української мови культури традицій тощо в учнів та вчителів школи; викликати справжній інтерес до традицій історії культури українського народу...