58382

Синтаксический разбор сложного предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Лучшие предложения записываются на доске Наступила зима. основу предложения.

Русский

2014-04-24

45 KB

3 чел.

Тема : «Синтаксический разбор сложного предложения»

Цели урока: 1.Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного
предложения.

2.Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».

З Развитие творческого мышления, речи учащихся 

4. Воспитание любви к родной природе, русской поэзии, живописи.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Открываем тетради и записываем число и тему урока.

 А как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

- Молодцы, а кроме этого,  вы сегодня на уроке выступите в роли исследователей, поэтому мы должны
повторить
знания о предложении, которые помогут нам сделать синтаксический разбор. Помощником нашим будет... ЗИМА

Эпиграф - стихотворение Тютчева
Слайд
1 

Чародейкою Зимою
Околдован,
лес стоит,
И
под снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной
жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не
мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь
опутан, весь окован
Лёгкой
цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На
него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он
весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой

Слайд 2  Шишкин

Задание 1  Составьте небольшой рассказ по картине.

(Лучшие предложения записываются на доске )
Наступила зима. Лес оделся в снежный наряд. Деревья склонили свои ветви под тяжестью снега.

Задание 2  выделите грамм. основу предложения. Какие это предложения по количеству грамматических основ

-Какие предложения называются простыми?

- А какие это предложения по цели высказывания?
-
А если я поставлю вопрос? (вопросительные)

- Ребята, а давайте попросим зиму, чтобы она принесла нам больше снега

(Зимушка-зима принеси нам много  снега.)

- Какое получилось это предложение по цели высказывания? (побудительное)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- А какие чувства вы испытываете, когда приходит зима? (восхищение, восторг, удивление)

- Прочитайте предложения так, чтобы они по эмоциональной окраске стали более яркими, передайте в них свои чувства.

- Что изменилось в предложении? (появился восклицательный знак)

ВЫВОД: - Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 

Слайд 3,4,5  разбросанные предложения.

-Ребята, у нас еще есть предложения, но представьте, что была страшная метель, она размела их у нас.

-Давайте наведем порядок, поставим каждое слово в предложении на свое место.

Запишем предложение на доске.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

( Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья)

- Какое это предложение? (сложное, СПП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения? (подчинительным союзом чтобы)

2. Август собирает, а зима поедает.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, ССП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

- Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения.

- Какое это предложение? (сложное, БСП)
-
Чем связаны части этого сложного предложения?

ВЫВОД: Что такое сложное предложение? Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем связаны части сложного предложения.?

ФИЗ МИНУТКА  -Слайд 6

Давайте немного отдохнем. Представьте, что вы дерево.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо,
Ветер
тише, тише, тише,
Деревцо
все выше, выше.

Ребята, мы повторили все, что нам потребуется для синтаксического разбора сложного предложения

Сейчас мы будем исследователями. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.

(Работа в группах) СЛАИД 7  Предлагается текст.

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно  изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу. Вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты на слайдах 8 - 17  

ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Выписать предложение из текста, прочитать его.

2.Подчеркнуть главные члены предложения.

З.Составить схему предложения, пронумеровать части сложного
предложения.

4.Вид предложения по цели высказывания

5.Вид предложения по эмоциональной окраске.

6.Указать количество частей (грамматических основ), из которых
состоит
предложение.

7.Указать средства связи частей сложного предложения.

8.Объяснить постановку знаков препинания.

9* Разбор и характеристика 1 части как простого предложения.

10* Разбор и характеристика 2 части как простого предложения.

Письменный разбор предложения из текста у доски.                                                                                             СЛАИД 18  составить предложения по схемам на тему «Прогулка в зимнем лесу»

1 человек у доски  самостоятельно, остальные любое составленное предложение в тетради - разбор.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ друг у друга, поставьте оценки друг другу.

ИТОГИ, РЕФЛЕКСИЯ:

Вот наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

СЛАИД 19, выберите понравившееся начало предложения и закончите его.

Домашнее задание: разобрать части сложного предложения как простые предложения (пункт 9, 10). Дать характеристику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19214. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию 557 KB
  Лекция № 10. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию. Пленочные катоды. Оксидные катоды. Автоэлектронная эмиссия. Изменение температуры эмиттера при термо и автоэлектронной эмиссии. 9.7. Влияние поверхностной неоднородности материала...
19215. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии 476 KB
  Лекция № 11. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии. Кривая Фаулера. Применение фотоэмиссии в технике. Фотокатоды. XI. ФОТОэлектронная эмиссия. 11.1. Законы фотоэффекта. В широком смысле фотоэффект – это возникновение или измене
19216. Вторичная электрон-электронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела 326 KB
  Лекция № 12. Вторичная электронэлектронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела. Характеристические потери энергии. Закономерности истинной вторичной электронной эмиссии. Приведенная кривая. Эффективные эмиттеры вторичных электронов. XII. вторичная элек
19217. Вторичная электронная эмиссия полупроводников и диэлектриков. Эффективные эмиттеры вторичных электронов 336.5 KB
  Лекция № 13. Вторичная электронная эмиссия полупроводников и диэлектриков. Эффективные эмиттеры вторичных электронов. Электронные умножители. Вторичная ионноэлектронная эмиссия. Потенциальная и кинетическая эмиссия их физический механизм. Закономерности ионноэлек
19218. Поверхностная ионизация. Формула Саха-Ленгмюра. Температурная зависимость плотности тока положительной ионизации 217 KB
  Лекция № 14. Поверхностная ионизация. Формула СахаЛенгмюра. Температурная зависимость плотности тока положительной ионизации. Термодинамичсекий вывод формулы СахаЛенгмюра. Термодинамичсекий вывод формулы СахаЛенгмюра. Отрицательная поверхностная ионизация. XIV...
19219. Ионное распыление. Диссипация энергии атомных частиц при взаимодействии с твердым телом 288.5 KB
  Лекция № 15. Ионное распыление. Диссипация энергии атомных частиц при взаимодействии с твердым телом. Торможение быстрых частиц в твердом теле. Эмиссия атомных частиц. XV. ИОННОЕ распыление 15.1. Характеристики ионного распыления. Явление распыления твердого ...
19220. ИОНИЗАЦИЯ И ВОЗБУЖДЕНИЕ ЧАСТИЦ В ГАЗЕ 163 KB
  ИОНИЗАЦИЯ И ВОЗБУЖДЕНИЕ ЧАСТИЦ В ГАЗЕ Плазму как среду состоящую из заряженных частиц характеризует степень ионизации или соотношение между количеством заряженных и нейтральных частиц: концентрация электронов конц...
19221. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ГАЗЕ 101.5 KB
  Лекция 2 ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ГАЗЕ Одним из известных подходов к описанию плазмы является ее сопоставление с термодинамической системой. При этом состояние плазмы характеризуется такими величинами как температура энтропия и т.д. В термодинамик...
19222. ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ В ГАЗЕ 112.5 KB
  Движение заряженных частиц в газе Ввиду рассмотрения тока в слабоионизованном газе или в низкотемпературной плазме требуется определить основные величины связанные с подвижностью электронов и ионов. Существует ряд экспериментов в которых были найдены значен...