58384

Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.

Русский

2014-04-24

39 KB

5 чел.

        Методическая разработка урока русского языка

       Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2009

 

                          Урок  русского языка  в  9  классе

               Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.

          2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.

         3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)

П. Актуализация опорных знаний.

       1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.

        2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):

             Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.

       2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:

                       - Назовите основные признаки текста.

                       - Что такое тема, основная мысль и идея  текста?

                       - Что может быть отражено в заголовке?

                    - Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание   публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)

                       - В чем особенность публицистического стиля?

                       - Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)

                      - В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)

                            (начертить в тетради)

       3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие   вопросы по выслушанному сообщению:

                    - Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)

                    - Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)

                    - Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).

      

       5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант.  (1 ученик  у  доски).

           

               Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и

           лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.

  

       4. Лексическая работа:

                         - Определите по толковому словарю значение слова

                            «нравственность». Запишите в тетради.

                         -  Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?

                         -  Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм,  воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?

        Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)

           

Ш. Формирование умений и навыков.

       1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)

       2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).

           Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.

             1 группа –  текст о патриотизме;

             2 группа – об интеллигентности;

             3 группа – о воспитанности.

       3. Краткая беседа на восприятие текстов.

          -  К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?

           - Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.

           -  К какому типу речи можно отнести предложенные вам  тексты? (Рассуждение)

           -  А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)

             

        4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)

        5. Самостоятельная работа студентов с текстами.

        6. Устные ответы учащихся по группам.

             Все данные тексты относятся к типу речи – рассуждение. А к какому виду

             рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?

         7. Основополагающие вопросы для каждой группы:

            -  Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению   Д.С.Лихачева?

             - Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?

IY. Итог урока.

      1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему

       научились, к каким выводам пришли?)

      2. Вывод учителя.

      3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.

Y. Домашнее задание. (Слайд  №14.)

     Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему,   озаглавьте  его.

     В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.

 

                              

                                             

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13667. Личность – это человек как носитель сознания 13.9 KB
  Личность это человек как носитель сознания К.К. ПлатоновЧеловек вечная проблема. Наши предки считали что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни а может быть и за пределами ее. И сейчас немало ...
13668. Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается 13.85 KB
  Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности как и его сознание она ею порождается А.Н. ЛеонтьевЛеонтьев Алексей Николаевич советский психолог занимавшийся проблемами сознания и деятельности.Личность это конкр
13669. Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками 14.77 KB
  Люди рождаются только с чистой природой лишь потом отцы делают их иудеями христианами или огнепоклонниками. Саади Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек существо биосоциальное. От рождения мы обладаем по словам поэта Саади чистой природой. Мале...
13670. Люди существуют друг для друга 16.04 KB
  Люди существуют друг для друга Марк АврелийЧеловек по своей природе существо социальное. Такими нас сделала природа: с самых древних времен люди живут социумом т.е. коллективом. И даже когда не было создано речи люди общались с помощью жестов и звуков. Человек не мож
13671. Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия 14.14 KB
  Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия. Н. Бердяев На протяжении развития общества существовало много различных мнений по поводу того какой этнос считать нацией. Так н...
13672. Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер 14.71 KB
  Нация это общество людей которые через единую судьбу обретают единый характер.О. ПауэрПомимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена народности нации. Постараемся ответить на вопр...
13673. Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой 14.56 KB
  Неравенство такой же хороший закон природы как и всякий другой. И.Шерр Все формы общности людей можно разделить на естественноисторические этноисторические и социально исторические. Естественно исторические формы общности людей это раса поколение пол и т.д...
13674. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой. И. Шерр 16.69 KB
  Неравенство такой же хороший закон природы как и всякий другой И. Шерр. Как следует понимать слова известного немецкого публициста и общественного деятеля 18 в. Иоганна Шерра Шерр говорит что неравенство является таким же хорошим законом природы как и всякий дру
13675. Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму 13.67 KB
  Никакая нация не может достичь процветания пока не осознает что пахать поле такое же достойное занятие как писать поэму В. Букер Социология Я полностью разделяю мнение автора так как в нашем веке информационных технологий большое внимание уделяется умственному