58384

Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.

Русский

2014-04-24

39 KB

5 чел.

        Методическая разработка урока русского языка

       Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2009

 

                          Урок  русского языка  в  9  классе

               Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.

          2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.

         3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)

П. Актуализация опорных знаний.

       1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.

        2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):

             Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.

       2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:

                       - Назовите основные признаки текста.

                       - Что такое тема, основная мысль и идея  текста?

                       - Что может быть отражено в заголовке?

                    - Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание   публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)

                       - В чем особенность публицистического стиля?

                       - Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)

                      - В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)

                            (начертить в тетради)

       3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие   вопросы по выслушанному сообщению:

                    - Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)

                    - Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)

                    - Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).

      

       5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант.  (1 ученик  у  доски).

           

               Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и

           лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.

  

       4. Лексическая работа:

                         - Определите по толковому словарю значение слова

                            «нравственность». Запишите в тетради.

                         -  Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?

                         -  Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм,  воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?

        Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)

           

Ш. Формирование умений и навыков.

       1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)

       2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).

           Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.

             1 группа –  текст о патриотизме;

             2 группа – об интеллигентности;

             3 группа – о воспитанности.

       3. Краткая беседа на восприятие текстов.

          -  К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?

           - Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.

           -  К какому типу речи можно отнести предложенные вам  тексты? (Рассуждение)

           -  А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)

             

        4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)

        5. Самостоятельная работа студентов с текстами.

        6. Устные ответы учащихся по группам.

             Все данные тексты относятся к типу речи – рассуждение. А к какому виду

             рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?

         7. Основополагающие вопросы для каждой группы:

            -  Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению   Д.С.Лихачева?

             - Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?

IY. Итог урока.

      1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему

       научились, к каким выводам пришли?)

      2. Вывод учителя.

      3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.

Y. Домашнее задание. (Слайд  №14.)

     Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему,   озаглавьте  его.

     В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.

 

                              

                                             

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35690. Метод проектов (научно-исследовательских или художественно-эстетических) 56 KB
  Результат деятельности каждого из участников проекта фиксируется учитывается его личный вклад в общее дело. На протяжении всего времени реализации проекта осуществляется его психологопедагогическая поддержка и сопровождение. Метод проектов предполагает создание временных творческих коллективов деятельность которых направлена на осуществление данного проекта. Главной целью в данном случае является успешная реализация проекта а личностнопрофессиональное и творческое развитие членов коллектива выступает латентной целью и побочным...
35695. Художественная аппликация «Вытынанка». Творческий проект 13.43 MB
  Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем что данный материал даёт большой простор творчеству. С помощью бумаги можно украсить елку сложить головоломку смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое многое другое что интересует ребенка. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Художественнопроектный раздел История вытынанки Вытынанка вырезание из бумаги Нет сомнений что вам хоть...
35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.