58384

Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.

Русский

2014-04-24

39 KB

5 чел.

        Методическая разработка урока русского языка

       Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2009

 

                          Урок  русского языка  в  9  классе

               Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.

          2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.

         3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)

П. Актуализация опорных знаний.

       1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.

        2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):

             Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.

       2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:

                       - Назовите основные признаки текста.

                       - Что такое тема, основная мысль и идея  текста?

                       - Что может быть отражено в заголовке?

                    - Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание   публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)

                       - В чем особенность публицистического стиля?

                       - Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)

                      - В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)

                            (начертить в тетради)

       3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие   вопросы по выслушанному сообщению:

                    - Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)

                    - Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)

                    - Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).

      

       5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант.  (1 ученик  у  доски).

           

               Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и

           лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.

  

       4. Лексическая работа:

                         - Определите по толковому словарю значение слова

                            «нравственность». Запишите в тетради.

                         -  Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?

                         -  Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм,  воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?

        Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)

           

Ш. Формирование умений и навыков.

       1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)

       2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).

           Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.

             1 группа –  текст о патриотизме;

             2 группа – об интеллигентности;

             3 группа – о воспитанности.

       3. Краткая беседа на восприятие текстов.

          -  К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?

           - Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.

           -  К какому типу речи можно отнести предложенные вам  тексты? (Рассуждение)

           -  А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)

             

        4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)

        5. Самостоятельная работа студентов с текстами.

        6. Устные ответы учащихся по группам.

             Все данные тексты относятся к типу речи – рассуждение. А к какому виду

             рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?

         7. Основополагающие вопросы для каждой группы:

            -  Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению   Д.С.Лихачева?

             - Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?

IY. Итог урока.

      1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему

       научились, к каким выводам пришли?)

      2. Вывод учителя.

      3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.

Y. Домашнее задание. (Слайд  №14.)

     Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему,   озаглавьте  его.

     В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.

 

                              

                                             

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11377. ГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА 30.5 KB
  ГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА Гипотензия может быть острой и хронической. При оказании помощи при острой гипотензии необходимо учитывать причину патологического состояния. Гипотония может быть результатом: а нарушения сердечной деятельности острая сердечная недостат...
11378. ГИПЕРТОНИЯ, АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА 103.5 KB
  В зависимости от этиологии гипертонию подразделяют на два типа:первичную и вторичную симптоматическую. симптоматическая гипертония симптом заболевания какоголибооргана: почек эндокринных желез сосудов сердца ЦНС... Лечат основ...
11379. МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА (ДИУРЕТИКИ) 97.5 KB
  МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА ДИУРЕТИКИ Изменение объема и электролитного состава жидкостей организма наблюдаются довольно часто и являются серьезными клиническими проблемами. Задержка солей и воды в организме с увеличением гидратации тканей образованием отеков и скоплен...
11380. Стимуляторы дыхания (Дыхательные аналептики) 76 KB
  При лечении острых и хронических заболеваний органов дыхания которые широко распространены в медицинской практике могут быть использованы лекарственные средства из различных групп в том числе противомикробные противоаллергические и другие противовирусные. В данн
11381. Средства, влияющие на ЖКТ. Средства, влияющие на аппетит 194 KB
  Лекции по курсу Фармакология тема: Средства влияющие на ЖКТ I. Средства влияющие на аппетит Физиологическая система регуляции аппетита включает центральное и периферическое звенья. Центральные механизмы: в ядрах гипоталамуса находятся центр голода и цен...
11382. Средства, влияющие на гемопоэз 98 KB
  Средства влияющие на гемопоэз Введение. Кровь состоит из форменных элементов и плазмы. Форменные элементы имеют небольшую продолжительность жизни от несколько дней до нескольких месяцев эритроциты = 120 дней тромбоциты = 10 дней. В организме постоянно идет процесс р
11383. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ 211.5 KB
  ЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЛИЯЮЩИЕ НА СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ I Введение В организме две эти системы находятся в динамическом равновесии и в зависимости от конкретных условий преобладает одна или другая. Если равновесие нарушается то либо повышается к...
11384. Моторика и тонус миометрия регулируется нейрогуморальными механизмами 48.5 KB
  Введение. I. Моторика и тонус миометрия регулируется нейрогуморальными механизмами. А В миометрии находятся МХР α1 и β2 АР Возбудители МХР и α АР стимулирующее действие. Возбудители β2 АР угнетающее действие Б Стимулирующее влияние на сократительную актив
11385. Гормональные препараты, Механизм действия гормонов 119 KB
  СПХФА Кафедра фармакологии Лекции по курсу Фармакология тема: Гормональные препараты доц. Н.А. Анисимова 2008 г. Схема организации эндокринной системы В гипоталамус поступает и