58384
Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.
Русский
2014-04-24
39 KB
5 чел.
Методическая разработка урока русского языка
Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Кузовлева Оксана Васильевна
2009
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).
Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.
2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.
Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)
П. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.
2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):
Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.
2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:
- Назовите основные признаки текста.
- Что такое тема, основная мысль и идея текста?
- Что может быть отражено в заголовке?
- Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)
- В чем особенность публицистического стиля?
- Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)
- В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)
(начертить в тетради)
3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие вопросы по выслушанному сообщению:
- Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)
- Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)
- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).
5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант. (1 ученик у доски).
Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и
лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.
4. Лексическая работа:
- Определите по толковому словарю значение слова
«нравственность». Запишите в тетради.
- Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?
- Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм, воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?
Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)
Ш. Формирование умений и навыков.
1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)
2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).
Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.
1 группа текст о патриотизме;
2 группа об интеллигентности;
3 группа о воспитанности.
3. Краткая беседа на восприятие текстов.
- К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?
- Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.
- К какому типу речи можно отнести предложенные вам тексты? (Рассуждение)
- А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)
4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)
5. Самостоятельная работа студентов с текстами.
6. Устные ответы учащихся по группам.
Все данные тексты относятся к типу речи рассуждение. А к какому виду
рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?
7. Основополагающие вопросы для каждой группы:
- Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению Д.С.Лихачева?
- Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?
IY. Итог урока.
1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему
научились, к каким выводам пришли?)
2. Вывод учителя.
3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.
Y. Домашнее задание. (Слайд №14.)
Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему, озаглавьте его.
В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.