58384

Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.

Русский

2014-04-24

39 KB

5 чел.

        Методическая разработка урока русского языка

       Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2009

 

                          Урок  русского языка  в  9  классе

               Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.

          2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.

         3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)

П. Актуализация опорных знаний.

       1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.

        2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):

             Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.

       2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:

                       - Назовите основные признаки текста.

                       - Что такое тема, основная мысль и идея  текста?

                       - Что может быть отражено в заголовке?

                    - Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание   публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)

                       - В чем особенность публицистического стиля?

                       - Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)

                      - В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)

                            (начертить в тетради)

       3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие   вопросы по выслушанному сообщению:

                    - Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)

                    - Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)

                    - Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).

      

       5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант.  (1 ученик  у  доски).

           

               Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и

           лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.

  

       4. Лексическая работа:

                         - Определите по толковому словарю значение слова

                            «нравственность». Запишите в тетради.

                         -  Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?

                         -  Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм,  воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?

        Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)

           

Ш. Формирование умений и навыков.

       1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)

       2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).

           Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.

             1 группа –  текст о патриотизме;

             2 группа – об интеллигентности;

             3 группа – о воспитанности.

       3. Краткая беседа на восприятие текстов.

          -  К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?

           - Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.

           -  К какому типу речи можно отнести предложенные вам  тексты? (Рассуждение)

           -  А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)

             

        4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)

        5. Самостоятельная работа студентов с текстами.

        6. Устные ответы учащихся по группам.

             Все данные тексты относятся к типу речи – рассуждение. А к какому виду

             рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?

         7. Основополагающие вопросы для каждой группы:

            -  Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению   Д.С.Лихачева?

             - Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?

IY. Итог урока.

      1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему

       научились, к каким выводам пришли?)

      2. Вывод учителя.

      3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.

Y. Домашнее задание. (Слайд  №14.)

     Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему,   озаглавьте  его.

     В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.

 

                              

                                             

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14965. Химияны оқытуда халықтық педагогиканың элементтерін пайдалану 77.5 KB
  ӘОК ХИМИЯНЫ ОҚЫТУДА ХАЛЫҚТЫҚ ПЕДАГОГИКАНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІН ПАЙДАЛАНУ Д. Шардарбеков АОМКДИ Алматы қ. Тәуелсіздік алғаннан кейінгі елдің тәуелсіз әрі тегеурінді терең мазмұнды үздіксіз білім жүйесі болуы керек. Ол мемлететтің экономикалық қорғаныс қабілет
14966. Шығыс Қазақстан табиғаты және оны қорғау 224 KB
  Қазақстан білім және ғылым министрілігі 9 сыныпта өткізілген Шығыс Қазақстан табиғаты және оны қорғау тақырыбы бойынша ашық сабақ. Өткізген: Батырханова А. К. Ахмер орта мектебі 2007 жыл. Сабақ тақырыбы: Шығ
14968. Астана - әсем қала 49 KB
  Әсем қала мерейтойы ерлігі де, өрлігі де ұрпаққа өнеге болып жалғасқан қасиетті қазақ жерінің шежіресін паш етер, көңілі дархан,жаны жомарт қазақ елінің ұлылығын ұлықтайтын асқақта, айбынды ажарлы Астананың қазақ елі монументы....
14969. Астана - Қазақстанның саяси ерік-жігерінің нышаны 74.5 KB
  АСТАНА ҚАЗАҚСТАННЫҢ САЯСИ ЕРІКЖІГЕРІНІҢ НЫШАНЫ Астана бұл кең даладағы жай қала ғана емес саяси ерікжігер көрінісінің нышаны . Бұл саяси батыл қадам. Астана шаңырағы әлі де болса биіктей түспек. Жаңа...
14970. Астана қаласының көшелері 809 KB
  Астана қаласы Тілдерді дамыту басқармасының тапсырысы бойынша Руханият орталығы дайындаған Астана қаласы ономастика комиссиясы мақұлдаған Редакция алқасы Рахымжанов Әмірхан Асанғазы Оразкүл Әбжанов Хангелді Жолдасбеков Мырзатай Кекілбаев Әбіш Нұр
14971. Балқаш көлі 52.5 KB
  Балқаш көлі Балқаш өңірі әрі жылы әрі күн сәулесі көп түсетін табиғаты жағынан Қазақстандағы тартымды жерлердің бірі. Шөлді болып келетін қуаң дала Балқаш көлінен нәр алады. Бұл аймақ өзінің әсем көрінісімен ерекше өсімдіктер және жануарлар дүниесімен белгілі....
14972. Әулиеата қаласының тұрғызылуы 66.5 KB
  Әулиеата қаласын тұрғызған Абылай хан еді Ш. Уәлиханов пен өзбек тарихшысы Махмудқа сенсек шындық осындай Бақтияр Әбілдаұлы Тасыған дария тартылып арнасына түскені сияқты 1774 жылы қырғыз басқыншылары да тәубасына келген еді. Ресейге қарасты Еділ қалмақтары Жоң...
14973. Жамбыл облысындағы тарихи тұлғаларға орнатылған ескерткіштер 583.5 KB
  Тәуелсіздікті жақындатқан тұлғалар Азаттықтың ақ таңы атқалы он бес жылда облысымызда орнатылған ескерткіштер елдік еңсемізді биіктетіп тұр Лесбек Сайлаубеков Тәуелсіз ел атануымыздың арқасында өшкеніміз жанып өлгеніміз тіріліп жлоғымыз түгенделуде. Ш