58384

Публицистический стиль речи. Функциональные особенности стиля

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Порядочность бытие начал начала облегчить афера новорожденный прирост черпать красивее позвонит квартал договор гербовый осужденный феномен партер музей.

Русский

2014-04-24

39 KB

5 чел.

        Методическая разработка урока русского языка

       Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2009

 

                          Урок  русского языка  в  9  классе

               Тема: «Публицистический стиль речи. Функциональные  особенности стиля». (Подготовка к написанию сочинения публицистического стиля).

Цели: 1. Научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста.

          2. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; навыки грамотной речи при устном ответе; умение вести беседу; создавать собственный текст на основании заданной проблемы предложенного текста.

         3. Воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития; интерес и бережное отношение к литературному языку.

Оборудование: проектор, слайды, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», словари русского языка под ред. Ожегова С.И, карточки с текстами публицистического стиля, плакат-коллаж с газетными вырезками.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы и целей урока.(слайд №1)

П. Актуализация опорных знаний.

       1. Вступительное слово учителя о функциях языка (Обращение к эпиграфу урока на слайде № 2), о воспитательной ценности литературных произведений.

        2. Орфоэпическая работа (слайд № 3):

             Порядочность, бытие, начал, начала, облегчить, афера, новорожденный, прирост, черпать, красивее, позвонит, квартал, договор, гербовый, осужденный, феномен, партер, музей.

       2. Беседа о признаках и особенностях текста по вопросам:

                       - Назовите основные признаки текста.

                       - Что такое тема, основная мысль и идея  текста?

                       - Что может быть отражено в заголовке?

                    - Какие стили речи вы знаете? Сегодня мы уделим внимание   публицистическому стилю. (Слайд № 4. Лексико-орфографическая работа. Слово «Публицистика»)

                       - В чем особенность публицистического стиля?

                       - Чем различаются типы речи? (Слайд № 5) (запись в тетради)

                      - В чем заключается особенность рассуждения? (Схема-опора на слайде № 6)

                            (начертить в тетради)

       3. Сообщение ученика об особенностях публицистического стиля. Обобщающие   вопросы по выслушанному сообщению:

                    - Каковы основные функции публицистического стиля? (Слайд № 7)

                    - Какие общие стилевые черты мы можем назвать? (Слайд № 8)

                    - Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля. (Слайд № 9).

      

       5. Орфографическая работа. Комментированный словарный диктант.  (1 ученик  у  доски).

           

               Актуальное интервью; экспрессивно-эмоциональная речь; логичность и

           лаконичность выступления; журналистское расследование; аргументированные доводы; высокий интеллект; нравственные качества; интеллигентность; патриотизм; воспитанность; милосердие; уважение; чувство справедливости; воспитывать честность, вежливость, порядочность.

  

       4. Лексическая работа:

                         - Определите по толковому словарю значение слова

                            «нравственность». Запишите в тетради.

                         -  Как вы понимаете значение понятие «нравственные качества»?

                         -  Можно ли отнести понятия интеллигентность, патриотизм,  воспитанность, вежливость, честность к нравственным качествам? Почему?

        Сегодня ключевыми понятиями для нашей работы будут такие слова (слайд № 10)

           

Ш. Формирование умений и навыков.

       1. Сообщение ученика о жизнедеятельности Д.С.Лихачева (предварительное задание). (Слайд № 11)

       2. Слово учителя о статьях Лихачева. (Преимущественное использование публицистического стиля, доступность, эмоциональность, стремление воспитать в молодом поколении лучшие нравственные качества).

           Чтение учителем текстов (отрывков из статей академика) для групповых заданий.

             1 группа –  текст о патриотизме;

             2 группа – об интеллигентности;

             3 группа – о воспитанности.

       3. Краткая беседа на восприятие текстов.

          -  К какому стилю можно отнести данные тексты? Почему?

           - Тексты публицистического стиля обычно построены таким образом. (Слайд № 12) Определите тезисы в ваших отрывках.

           -  К какому типу речи можно отнести предложенные вам  тексты? (Рассуждение)

           -  А к какому виду рассуждения они относятся? (Рассуждение-размышление)

             

        4. Ознакомление с планом работы по тексту (слайд № 13)

        5. Самостоятельная работа студентов с текстами.

        6. Устные ответы учащихся по группам.

             Все данные тексты относятся к типу речи – рассуждение. А к какому виду

             рассуждения относится каждый текст? (Рассуждение-размышление) Почему?

         7. Основополагающие вопросы для каждой группы:

            -  Что значит «быть патриотом», «интеллигентным», «воспитанным», по мнению   Д.С.Лихачева?

             - Совпадает ли ваше собственное мнение с мнением академика? Почему?

IY. Итог урока.

      1.Подведение итогов, формулирование выводов по уроку. (Чем занимались, чему

       научились, к каким выводам пришли?)

      2. Вывод учителя.

      3. Работу в группах ученики оценивают самостоятельно.

Y. Домашнее задание. (Слайд  №14.)

     Напишите сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на обозначенную тему,   озаглавьте  его.

     В своей работе можете использовать рекомендации, размещенные на плакате-коллаже.

 

                              

                                             

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53337. Методична розробка виховного заходу «Було колись на Хортиці…» 1.74 MB
  Звучить мелодія української пісні Реве та стогне Дніпр широкий Ведучий: Було колись на Хортиці ревіли гармати Було колись запорожці вміли панувати. Ій ведучий: Розмовляють розказують Як Січ будували Як козаки на байдарках Пороги минали Як гуляли по синьому Грілися в скутарі то як люльки запалили В Польщі на пожарі В Україну верталися Як бенкетували. 2ий...
53338. Помешкання. Житло в оренду 1016 KB
  Maria lives in a chalet on a mountain in Switzerland. These houses are made of wood. They have usually got two floors and an attic. Greg lives in a huge block of flats in Boston. His flat is on the fifteenth floor and it is in the center of the city. He lives at 332 Newbury Street. There are a lot of expensive shops in the area.
53340. HOUSEHOLD CHORES 122.5 KB
  Today we have some word–combinations on our topic. You can see many pictures on the blackboard. Please, tell me what the people in the pictures are doing. Use The Present Continuous Tense. Use the expressions...
53341. Домогосподарювання. (Householding) 367 KB
  Warming-up Yesterday I had a very hard day. I had a lot of homework. I cooked, I washed the dishes, cleaned the rooms, went shopping and ironed. I was very tired but nobody helped me. Usually my daughter helps me but yesterday she wasn’t at home. And what about you?
53343. Doing housework (Робота по дому) 143 KB
  How are you? Are you ready for the lesson? Please, mark your mood before starting our lesson. If you are fine, raise green cards. If you’re so-so, raise yellow cards. If you’re bad, raise red cards. (Учні підіймають свої картки відповідного кольору.) Cl: We are fine. We are ready for the lesson. Teacher: I am glad to hear you are fine. Today we are happy to have our English lesson in this classroom where you will do a lot of different tasks.
53344. Изготовление из бумаги макетов архитектурных сооружений. Творческий проект 351.5 KB
  Поэтому предлагаю выполнять полуобъемные макеты которые просты и удобны в изготовлении. Такие макеты удобны тем что их можно переносить и хранить в тетради в книге они не мнутся и хорошо складываются. Можно пофантазировать и готовые макеты скомпоновать между собой склеить. На уроках изобразительного искусства и художественной культуры можно выполнять подобные макеты нескольких видов разделив класс на группы.