58387

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Выявление основных сатирических приемов в романе М.

Русский

2014-04-24

50 KB

38 чел.

Методическая разработка урока литературы

11 класс

Тема: «Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 Разработала: учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2010

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

  1.  Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Дать понятия о буффонаде.
  2.  Развивать умение определять конкретную  роль образов; анализировать эпизоды; определять художественно-изобразительные средства языка.
  3.  Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, стремление анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: проблемно-поисковый.

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование: роман «Мастер и Маргарита», электронные слайды с необходимыми терминами и иллюстрациями, видеоклип.

Ход урока.

I. Организационный  момент.   Приветствие, объявление темы, целей и задач урока. (слайды 1 - 3)

Вступительное слово учителя о целях сатирических произведений. Постановка проблемного вопроса об ответственности каждого человека за свои поступки и деяния.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Разминка. Викторина на знание деталей романа.

 2. Назовите основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита». (слайд 4)

                  1.Философская (слайд 5 ).

                  3. Любовная  (слайд 6 ).

                  2. Фантастическая (сатирическая) (слайд  7).

 

 3. Выявление основных сатирических приемов в романе М.А.Булгакова: шарж, ирония, гротеск, сарказм.  (Ответы учащихся об этих приемах).

 4. Объекты и приемы булгаковской сатиры.

а. Изображение Булгаковым Москвы 30-х годов. (слайды 8 - 20)

    Москва 30-х г.г. представлена  в колоритно написанных эпизодах: "Вечер в доме литераторов", "События в жилтовариществе", "На садовой", "Сеанс волшебной магии в Варьете" – это  Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания («Взять бы этого Канта да на Соловки»), шпиономания ("Он никакой не интурист, а шпион"), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов ("А у вас есть документик?"), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание "опасных " книг, магазины для "богатых", буфеты с несвежими продуктами, аресты. Как известно, на терновнике не растет виноград (библейские символы). Мудрено собрать с колючих ветвей сталинизма добрую ягоду; на древе тоталитаризма можно было собрать лишь колючий репейник.

Запись в тетрадях: основными приметами нравственной жизни москвичей 30-х годов становятся атеизм, доходящий до абсурда,  доносительство, подозрительность, слепое следование лозунгам и призывам.

б. Образ жизни людей, нравственное состояние общества этой эпохи

      Предварительный вопрос: Кто наказан в романе? (ответы студентов)

     Всем известно, что наказания без вины не бывает. Давайте подумаем, за что наказаны все эти люди. Обратимся к роману: какой образ жизни вели эти персонажи, какие поступки совершали, о чем думали?

Ответы учащихся, получивших индивидуальные предварительные задания:

- жизнь Степы Лиходеева, Варенухи,  Никанора Босого, Поплавского и буфетчика Сокова.

( слайды 22 - 24)

- Аннушка (слайд 25 - 26), Николай Иванович, Алоизий Могарыч.

- история с костюмом и песней «Славное море…»

- литераторы – члены МАССОЛИТа (гл. 5, эпизод гл. 28). (слайд 28)

в. Коллективный анализ сцены в варьете (гл. 12).

Проблемные вопросы к учащимся (слайды 29 – 31):

- Что происходит с конферансье в театре варьете? Почему?

- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот? Что раскрывает фокус с картами?

- Как характеризует людей фокус с денежным дождем?

- Как вы оцениваете поведение публики во французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?

- Какое разоблачение получил Аркадий Семплияров?

Вывод: Все события в Варьете напоминают буффонаду.

Запись в тетрадях (слайд 32):

Буффонада (итал. buffonata — шутовство):

  1.  Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
  2.  Литературная основа комического представления.
  3.  Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.

Вывод (делает учитель):  Сеанс черной магии собрал всех знакомцев и прочих жителей Москвы. Массовый гипноз обнаружил в каждом его внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Булгаков поручает Воланду произнести "приговор" (чтение отрывка из гл. 12). Писатель глубоко убежден, что "бесовское" начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку? «Квартирный вопрос» одолел всех: и Алозия Могарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского, приехавшего решать квартирный вопрос на похоронах своего дяди – Берлиоза и многих других.

  Запись в тетрадях: используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»  не только извечные людские пороки, но и присущие конкретному времени (квартирный вопрос, шпиономания).

  III. Объяснение нового материала.

  – Кто же вершит все наказания в романе? (Ответы учащихся)

      Итак, в Москве 30-х годов появляется Воланд со своей свитой – котом Бегемотом, Коровьевым-Фаготом,  Азазелло и Геллой.  (Слайды 33 - 42)

         Традиционные функции дьявола в литературе – это искушение и наказание человека. Наиболее значительным изображением дьявола в мировой литературе был образ Мефистофеля в гётевском «Фаусте».  В русской литературе образ сатаны возникает в произведениях Н.В.Гоголя. Но это было несколько комичное изображение, затем – в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» он искушает старшего из братьев – Ивана. Но черт Гоголя и Достоевского – с рогами, копытами и хвостом. (Слайд 43)  У Гёте Мефистофель говорит о том, что он вынужден следовать моде и принимать облик человека, однако ему приходится скрывать свои козлиные ноги под брюками. (Слайды 44 - 45) И вот спустя более ста лет в литературе возникает совершенно иной образ нечистой силы. Учащимся предлагается посмотреть куплеты Мефистофеля в исполнении Муслима Магомаева.  (Слайд  46)  В разные времена художники, писатели, музыканты по-разному представляли образ Воланда (Слады 47 - 50)

– Назовите основные черты внешности  Воланда в романе? (Ответы учащихся)

    У дьявола  много имен: Мефистофель, Люцифер, демон, сатана, черт… Почему же в романе М.А. он назван Воландом?  Чтобы разобраться в этом, обратимся к эпиграфу «Мастера и Маргариты». Трагедия Иоганна Гёте  «Фауст» послужила основой создания образа Воланда. По-немецки Faland - дьявол.

    В романе М.А.Булгакова  Воланд  грозой проносится над Москвой, карая грешников. Образ князя тьмы глубоко символичен и не поддается однозначному толкованию. Воланд в произведении Булгакова практически не творит  зла и признает существование добра. (Чтение отрывка из разговора Воланда с Левием Матвеем). Тьма – повторяющийся мотив в пейзажах Москвы и Ершалаима, символ мировой катастрофы. Как катастрофу оценивает Булгаков уход из этого мира мастера и Иешуа, принесшие  в этот мир истину, и от которой этот мир отвернулся.

  Запись в тетрадях: В своем романе М.А.Булгаков проводит мысль о том, что окончательный жизненный выбор остается за человеком. Каждый человек самостоятельно выбирает себе путь, по которому должен пройти. Преступая общепринятые нормы нравственности и морали, отворачиваясь от них, человек встает на путь лжи, неискренности, безверия, корысти, т.е. греха. И отвечать за свои поступки он будет перед самим собой.

    Однако Воланд прибыл в Москву не один, а со своей свитой. Какова роль этих приспешников сатаны?  Какие эмоции вызвали у вас эпизоды, где Коровьев и Фагот творят свои гаерские выходки?

IY. Итог урока.

  Вывод. Таким образом, используя образы нечистой силы,  Булгаков М.А. обращает внимание читателей на проблемы общественной морали, нравственности людей и о проблеме ответственности человека.

 Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились?

Объявление оценок с комментариями.

Y.  Домашнее задание.

Подготовить сообщения к заключительному уроку по роману:

1 подгруппа: история Мастера и Маргариты;

2 подгруппа: судьба Ивана Бездомного;

3 подгруппа: сопоставить пейзажи в главах 29 и 25.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21792. Санитарные требования к транспортированию, приему, хранению, механической кулинарной обработке пищевых продуктов 75 KB
  ПЛАН ЛЕКЦИИ : Санитарные требования к транспортированию пищевых продуктов. Санитарные требования к приему и хранению пищевых продуктов. Санитарные требования к механической кулинарной обработке пищевых продуктов.
21793. Санитпрные требования к содержанию предприятий общественного питания 110.5 KB
  Санитарные требования к содержанию территории и помещений предприятий общественного питания. Цель способы и средства дезинфекции в предприятиях общественного питания. Гигиена и санитария общественного питания: Учебник для техн.
21794. Санитарные требования к тепловой обработке пищевых продуктов, хранению и раздаче готовой пищи 91 KB
  Санитарные требования к изготовлению кремовых изделий и пирожков во фритюре. Органолептическими признаками готовности мясных изделий являются выделение бесцветного сока в месте прокола и серый цвет на разрезе продукта при этом температура в центре готовых изделий должна быть не ниже 85 град. C для натуральных рубленых изделий и не ниже 90 град. C для изделий из котлетной массы.
21795. Гигиенические требования к факторам внешней среды и благоустройству предприятий общественного питания 112.5 KB
  Гигиена воздуха: а физические свойства воздуха; б химический состав воздуха; в загрязнение воздуха вредными примесями влияющими на организм и условия труда работников предприятия общественного питания. При этом оценивая влияние различных факторов внешней среды на организм человека обычно выделяют преимущественный фактор который по своим параметрам имеет наибольшее отклонение от требований организма человека например повышенная температура воздуха или запылённость его. 2 вопрос Гигиена воздуха Среди факторов внешней среды...
21796. Санитарный надзор в области гигиены паитания 88.5 KB
  Санитарный надзор в области гигиены паитания План лекции Предмет и задачи гигиены и санитарии Органы и службы государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения Украины Основные направления предупредительного и текущего государственного санитарного надзора за предприятиями общественного питания Краткий обзор развития науки о питании Литература основная Закон Украины €œОб обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения€ от 24. Гигиена и санитария общественного питания: Учебник для технол. Гигиена и...
21797. Кишечные инфекции и их профилактика 73.5 KB
  48 стор 1 вопрос Общие сведения об инфекционных заболеваниях. Патогенные микроорганизмы могут вызывать различные заболевания в том числе и инфекционные. Инфекционные заболевания человека могут проходить в трех формах: При заболевании нарушаются физиологические функции организма и организм выводится из состояния равновесия с окружающей средой то есть развивается инфекционное заболевание и при этом признаки заболевания проявляются резко; Признаки заболевания проявляются не резко и как правило такие...
21798. Показатели и критерии оценки систем 504.5 KB
  2 Шкала уровней качества системы 5. Автоматизированные системы создаются для реализации ряда операций. Это зависит от условий протекания операций качества системы реализующих операции и способов достижения требуемых результатов.1 Соотношение понятий качества и эффективности Таблица 1 Соотношение понятий качества и эффективности Понятие Качество Эффективность Определяет Свойства или совокупность свойств системы обусловливающих ее пригодность для использования по назначению.
21799. Методы количественного оценивания систем 130 KB
  1 Общая характеристика количественных методов оценивания Исходная задача количественного оценивания систем формулировалась в терминах критерия превосходства вида: 6. Таким образом наличие неоднородных связей между отдельными показателями приводит к проблеме корректности критерия превосходства. Общность подходов состоит в том что оценивание систем по критериям производится с помощью шкал. Методы устранения многокритериальности задач принятия решений: Выделения главного критерия; Лексикографической оптимизации; Последовательных уступок;...
21800. Основы организационно-технического управления 177.5 KB
  1 Задачи организационнотехнического управления 10.3 Аксиомы теории управления 10. В теории управления принято считать что системы с управлением создаются для достижения конкретных целей которые определяются в рамках других наук занимающихся исследованием конкретных систем.