58387

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Выявление основных сатирических приемов в романе М.

Русский

2014-04-24

50 KB

36 чел.

Методическая разработка урока литературы

11 класс

Тема: «Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 Разработала: учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2010

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

  1.  Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Дать понятия о буффонаде.
  2.  Развивать умение определять конкретную  роль образов; анализировать эпизоды; определять художественно-изобразительные средства языка.
  3.  Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, стремление анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: проблемно-поисковый.

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование: роман «Мастер и Маргарита», электронные слайды с необходимыми терминами и иллюстрациями, видеоклип.

Ход урока.

I. Организационный  момент.   Приветствие, объявление темы, целей и задач урока. (слайды 1 - 3)

Вступительное слово учителя о целях сатирических произведений. Постановка проблемного вопроса об ответственности каждого человека за свои поступки и деяния.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Разминка. Викторина на знание деталей романа.

 2. Назовите основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита». (слайд 4)

                  1.Философская (слайд 5 ).

                  3. Любовная  (слайд 6 ).

                  2. Фантастическая (сатирическая) (слайд  7).

 

 3. Выявление основных сатирических приемов в романе М.А.Булгакова: шарж, ирония, гротеск, сарказм.  (Ответы учащихся об этих приемах).

 4. Объекты и приемы булгаковской сатиры.

а. Изображение Булгаковым Москвы 30-х годов. (слайды 8 - 20)

    Москва 30-х г.г. представлена  в колоритно написанных эпизодах: "Вечер в доме литераторов", "События в жилтовариществе", "На садовой", "Сеанс волшебной магии в Варьете" – это  Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания («Взять бы этого Канта да на Соловки»), шпиономания ("Он никакой не интурист, а шпион"), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов ("А у вас есть документик?"), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание "опасных " книг, магазины для "богатых", буфеты с несвежими продуктами, аресты. Как известно, на терновнике не растет виноград (библейские символы). Мудрено собрать с колючих ветвей сталинизма добрую ягоду; на древе тоталитаризма можно было собрать лишь колючий репейник.

Запись в тетрадях: основными приметами нравственной жизни москвичей 30-х годов становятся атеизм, доходящий до абсурда,  доносительство, подозрительность, слепое следование лозунгам и призывам.

б. Образ жизни людей, нравственное состояние общества этой эпохи

      Предварительный вопрос: Кто наказан в романе? (ответы студентов)

     Всем известно, что наказания без вины не бывает. Давайте подумаем, за что наказаны все эти люди. Обратимся к роману: какой образ жизни вели эти персонажи, какие поступки совершали, о чем думали?

Ответы учащихся, получивших индивидуальные предварительные задания:

- жизнь Степы Лиходеева, Варенухи,  Никанора Босого, Поплавского и буфетчика Сокова.

( слайды 22 - 24)

- Аннушка (слайд 25 - 26), Николай Иванович, Алоизий Могарыч.

- история с костюмом и песней «Славное море…»

- литераторы – члены МАССОЛИТа (гл. 5, эпизод гл. 28). (слайд 28)

в. Коллективный анализ сцены в варьете (гл. 12).

Проблемные вопросы к учащимся (слайды 29 – 31):

- Что происходит с конферансье в театре варьете? Почему?

- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот? Что раскрывает фокус с картами?

- Как характеризует людей фокус с денежным дождем?

- Как вы оцениваете поведение публики во французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?

- Какое разоблачение получил Аркадий Семплияров?

Вывод: Все события в Варьете напоминают буффонаду.

Запись в тетрадях (слайд 32):

Буффонада (итал. buffonata — шутовство):

  1.  Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
  2.  Литературная основа комического представления.
  3.  Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.

Вывод (делает учитель):  Сеанс черной магии собрал всех знакомцев и прочих жителей Москвы. Массовый гипноз обнаружил в каждом его внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Булгаков поручает Воланду произнести "приговор" (чтение отрывка из гл. 12). Писатель глубоко убежден, что "бесовское" начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку? «Квартирный вопрос» одолел всех: и Алозия Могарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского, приехавшего решать квартирный вопрос на похоронах своего дяди – Берлиоза и многих других.

  Запись в тетрадях: используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»  не только извечные людские пороки, но и присущие конкретному времени (квартирный вопрос, шпиономания).

  III. Объяснение нового материала.

  – Кто же вершит все наказания в романе? (Ответы учащихся)

      Итак, в Москве 30-х годов появляется Воланд со своей свитой – котом Бегемотом, Коровьевым-Фаготом,  Азазелло и Геллой.  (Слайды 33 - 42)

         Традиционные функции дьявола в литературе – это искушение и наказание человека. Наиболее значительным изображением дьявола в мировой литературе был образ Мефистофеля в гётевском «Фаусте».  В русской литературе образ сатаны возникает в произведениях Н.В.Гоголя. Но это было несколько комичное изображение, затем – в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» он искушает старшего из братьев – Ивана. Но черт Гоголя и Достоевского – с рогами, копытами и хвостом. (Слайд 43)  У Гёте Мефистофель говорит о том, что он вынужден следовать моде и принимать облик человека, однако ему приходится скрывать свои козлиные ноги под брюками. (Слайды 44 - 45) И вот спустя более ста лет в литературе возникает совершенно иной образ нечистой силы. Учащимся предлагается посмотреть куплеты Мефистофеля в исполнении Муслима Магомаева.  (Слайд  46)  В разные времена художники, писатели, музыканты по-разному представляли образ Воланда (Слады 47 - 50)

– Назовите основные черты внешности  Воланда в романе? (Ответы учащихся)

    У дьявола  много имен: Мефистофель, Люцифер, демон, сатана, черт… Почему же в романе М.А. он назван Воландом?  Чтобы разобраться в этом, обратимся к эпиграфу «Мастера и Маргариты». Трагедия Иоганна Гёте  «Фауст» послужила основой создания образа Воланда. По-немецки Faland - дьявол.

    В романе М.А.Булгакова  Воланд  грозой проносится над Москвой, карая грешников. Образ князя тьмы глубоко символичен и не поддается однозначному толкованию. Воланд в произведении Булгакова практически не творит  зла и признает существование добра. (Чтение отрывка из разговора Воланда с Левием Матвеем). Тьма – повторяющийся мотив в пейзажах Москвы и Ершалаима, символ мировой катастрофы. Как катастрофу оценивает Булгаков уход из этого мира мастера и Иешуа, принесшие  в этот мир истину, и от которой этот мир отвернулся.

  Запись в тетрадях: В своем романе М.А.Булгаков проводит мысль о том, что окончательный жизненный выбор остается за человеком. Каждый человек самостоятельно выбирает себе путь, по которому должен пройти. Преступая общепринятые нормы нравственности и морали, отворачиваясь от них, человек встает на путь лжи, неискренности, безверия, корысти, т.е. греха. И отвечать за свои поступки он будет перед самим собой.

    Однако Воланд прибыл в Москву не один, а со своей свитой. Какова роль этих приспешников сатаны?  Какие эмоции вызвали у вас эпизоды, где Коровьев и Фагот творят свои гаерские выходки?

IY. Итог урока.

  Вывод. Таким образом, используя образы нечистой силы,  Булгаков М.А. обращает внимание читателей на проблемы общественной морали, нравственности людей и о проблеме ответственности человека.

 Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились?

Объявление оценок с комментариями.

Y.  Домашнее задание.

Подготовить сообщения к заключительному уроку по роману:

1 подгруппа: история Мастера и Маргариты;

2 подгруппа: судьба Ивана Бездомного;

3 подгруппа: сопоставить пейзажи в главах 29 и 25.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48997. Массовые коммуникации (Public Relations) 204.56 KB
  Public Relations, СО, Связи с общественностью — комплекс мероприятий по продвижению человека, компании, общественного движения, партии и пр., основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней. На сегодняшний день, существует более пятисот определений PR.
48998. Профессиональная диагностика 532.5 KB
  Ставится задача создания системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Введение профильного обучения - одно из важных направлений модернизации российской школы. Создание системы информационной организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности. С сентября 2003 года в школьную систему было...
48999. Оценка стоимости квартир 582.5 KB
  Искусственные нейронные сети НС имеет клеточную структуру и состоит из клеток нейронов сгруппированных в нейронные ансамбли и сети. Искусственные нейронные сети Нейронные сети представляют собой сеть элементов математических нейронов связанных между собой синоптическими соединениями. Работа сети состоит в преобразовании входных сигналов во времени в результате чего меняется внутреннее состояние сети и формируются выходные воздействия.
49000. Риск родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей 1.77 MB
  Практическое применение нейронных сетей для определения риска родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. В данной курсовой работе я попытаюсь решить такую задачу как принятие решения о возможности родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Цель данной работы: показать можно ли использовать нейронные сети и будет ли эффективным их использование в области социологии при решении лишения родительских прав.
49001. Оценка стоимости квартир 911.5 KB
  Лучшее понимание функционирования нейрона и картины его связей позволило исследователям создать математические модели для проверки своих теорий. В первых же работах выяснилось, что эти модели не только повторяют функции мозга, но и способны выполнять функции, имеющие свою собственную ценность.
49003. ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ 974 KB
  Искусственные нейронные сети Выбор объема сети Выбор архитектуры сети География исследовательских групп применяющих нейросети для разработки медицинских приложений очень широка.
49004. РАЗРАБОТКА СМК ДЛЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОННОГО ДЕПО 1.02 MB
  Список используемой литературы Приложение Структура управления пассажирского вагонного депо. Приложение Реестр процессов пассажирского вагонного депо Приложение Политика депо в области качества.
49005. Методика викладання хімії 118.32 KB
  Діяльність вчителя, яка представляє собою передачу знань, умінь та навичок учням, організація їх самостійної роботи по набуттю знань и навичок, формування наукового світогляду та поведінки, керівництво й управління процесом підготовки учнів до життя в суспільстві