58387

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Выявление основных сатирических приемов в романе М.

Русский

2014-04-24

50 KB

55 чел.

Методическая разработка урока литературы

11 класс

Тема: «Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 Разработала: учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2010

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

  1.  Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Дать понятия о буффонаде.
  2.  Развивать умение определять конкретную  роль образов; анализировать эпизоды; определять художественно-изобразительные средства языка.
  3.  Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, стремление анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: проблемно-поисковый.

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование: роман «Мастер и Маргарита», электронные слайды с необходимыми терминами и иллюстрациями, видеоклип.

Ход урока.

I. Организационный  момент.   Приветствие, объявление темы, целей и задач урока. (слайды 1 - 3)

Вступительное слово учителя о целях сатирических произведений. Постановка проблемного вопроса об ответственности каждого человека за свои поступки и деяния.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Разминка. Викторина на знание деталей романа.

 2. Назовите основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита». (слайд 4)

                  1.Философская (слайд 5 ).

                  3. Любовная  (слайд 6 ).

                  2. Фантастическая (сатирическая) (слайд  7).

 

 3. Выявление основных сатирических приемов в романе М.А.Булгакова: шарж, ирония, гротеск, сарказм.  (Ответы учащихся об этих приемах).

 4. Объекты и приемы булгаковской сатиры.

а. Изображение Булгаковым Москвы 30-х годов. (слайды 8 - 20)

    Москва 30-х г.г. представлена  в колоритно написанных эпизодах: "Вечер в доме литераторов", "События в жилтовариществе", "На садовой", "Сеанс волшебной магии в Варьете" – это  Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания («Взять бы этого Канта да на Соловки»), шпиономания ("Он никакой не интурист, а шпион"), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов ("А у вас есть документик?"), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание "опасных " книг, магазины для "богатых", буфеты с несвежими продуктами, аресты. Как известно, на терновнике не растет виноград (библейские символы). Мудрено собрать с колючих ветвей сталинизма добрую ягоду; на древе тоталитаризма можно было собрать лишь колючий репейник.

Запись в тетрадях: основными приметами нравственной жизни москвичей 30-х годов становятся атеизм, доходящий до абсурда,  доносительство, подозрительность, слепое следование лозунгам и призывам.

б. Образ жизни людей, нравственное состояние общества этой эпохи

      Предварительный вопрос: Кто наказан в романе? (ответы студентов)

     Всем известно, что наказания без вины не бывает. Давайте подумаем, за что наказаны все эти люди. Обратимся к роману: какой образ жизни вели эти персонажи, какие поступки совершали, о чем думали?

Ответы учащихся, получивших индивидуальные предварительные задания:

- жизнь Степы Лиходеева, Варенухи,  Никанора Босого, Поплавского и буфетчика Сокова.

( слайды 22 - 24)

- Аннушка (слайд 25 - 26), Николай Иванович, Алоизий Могарыч.

- история с костюмом и песней «Славное море…»

- литераторы – члены МАССОЛИТа (гл. 5, эпизод гл. 28). (слайд 28)

в. Коллективный анализ сцены в варьете (гл. 12).

Проблемные вопросы к учащимся (слайды 29 – 31):

- Что происходит с конферансье в театре варьете? Почему?

- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот? Что раскрывает фокус с картами?

- Как характеризует людей фокус с денежным дождем?

- Как вы оцениваете поведение публики во французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?

- Какое разоблачение получил Аркадий Семплияров?

Вывод: Все события в Варьете напоминают буффонаду.

Запись в тетрадях (слайд 32):

Буффонада (итал. buffonata — шутовство):

  1.  Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
  2.  Литературная основа комического представления.
  3.  Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.

Вывод (делает учитель):  Сеанс черной магии собрал всех знакомцев и прочих жителей Москвы. Массовый гипноз обнаружил в каждом его внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Булгаков поручает Воланду произнести "приговор" (чтение отрывка из гл. 12). Писатель глубоко убежден, что "бесовское" начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку? «Квартирный вопрос» одолел всех: и Алозия Могарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского, приехавшего решать квартирный вопрос на похоронах своего дяди – Берлиоза и многих других.

  Запись в тетрадях: используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»  не только извечные людские пороки, но и присущие конкретному времени (квартирный вопрос, шпиономания).

  III. Объяснение нового материала.

  – Кто же вершит все наказания в романе? (Ответы учащихся)

      Итак, в Москве 30-х годов появляется Воланд со своей свитой – котом Бегемотом, Коровьевым-Фаготом,  Азазелло и Геллой.  (Слайды 33 - 42)

         Традиционные функции дьявола в литературе – это искушение и наказание человека. Наиболее значительным изображением дьявола в мировой литературе был образ Мефистофеля в гётевском «Фаусте».  В русской литературе образ сатаны возникает в произведениях Н.В.Гоголя. Но это было несколько комичное изображение, затем – в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» он искушает старшего из братьев – Ивана. Но черт Гоголя и Достоевского – с рогами, копытами и хвостом. (Слайд 43)  У Гёте Мефистофель говорит о том, что он вынужден следовать моде и принимать облик человека, однако ему приходится скрывать свои козлиные ноги под брюками. (Слайды 44 - 45) И вот спустя более ста лет в литературе возникает совершенно иной образ нечистой силы. Учащимся предлагается посмотреть куплеты Мефистофеля в исполнении Муслима Магомаева.  (Слайд  46)  В разные времена художники, писатели, музыканты по-разному представляли образ Воланда (Слады 47 - 50)

– Назовите основные черты внешности  Воланда в романе? (Ответы учащихся)

    У дьявола  много имен: Мефистофель, Люцифер, демон, сатана, черт… Почему же в романе М.А. он назван Воландом?  Чтобы разобраться в этом, обратимся к эпиграфу «Мастера и Маргариты». Трагедия Иоганна Гёте  «Фауст» послужила основой создания образа Воланда. По-немецки Faland - дьявол.

    В романе М.А.Булгакова  Воланд  грозой проносится над Москвой, карая грешников. Образ князя тьмы глубоко символичен и не поддается однозначному толкованию. Воланд в произведении Булгакова практически не творит  зла и признает существование добра. (Чтение отрывка из разговора Воланда с Левием Матвеем). Тьма – повторяющийся мотив в пейзажах Москвы и Ершалаима, символ мировой катастрофы. Как катастрофу оценивает Булгаков уход из этого мира мастера и Иешуа, принесшие  в этот мир истину, и от которой этот мир отвернулся.

  Запись в тетрадях: В своем романе М.А.Булгаков проводит мысль о том, что окончательный жизненный выбор остается за человеком. Каждый человек самостоятельно выбирает себе путь, по которому должен пройти. Преступая общепринятые нормы нравственности и морали, отворачиваясь от них, человек встает на путь лжи, неискренности, безверия, корысти, т.е. греха. И отвечать за свои поступки он будет перед самим собой.

    Однако Воланд прибыл в Москву не один, а со своей свитой. Какова роль этих приспешников сатаны?  Какие эмоции вызвали у вас эпизоды, где Коровьев и Фагот творят свои гаерские выходки?

IY. Итог урока.

  Вывод. Таким образом, используя образы нечистой силы,  Булгаков М.А. обращает внимание читателей на проблемы общественной морали, нравственности людей и о проблеме ответственности человека.

 Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились?

Объявление оценок с комментариями.

Y.  Домашнее задание.

Подготовить сообщения к заключительному уроку по роману:

1 подгруппа: история Мастера и Маргариты;

2 подгруппа: судьба Ивана Бездомного;

3 подгруппа: сопоставить пейзажи в главах 29 и 25.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76429. Критерий устойчивости Гурвица 61.79 KB
  Поэтому большее распространение получил алгебраический критерий устойчивости сформулированный в 1895 году математиком А. Критерий устойчивости сводится к тому что при должны быть больше нуля все определителей Гурвица получаемых из квадратной матрицы коэффициентов. Условия нахождения системы на границе устойчивости можно получить приравнивая нулю последний определитель: при положительности всех остальных определителей.
76430. Критерий устойчивости Михайлова 37.19 KB
  Критерий устойчивости Михайлова. 21: чтобы замкнутая система была устойчивой необходимо и достаточно чтобы годограф характеристического многочлена замкнутой системы годограф Михайлова начинался на положительной части действительной оси и проходил последовательно в положительном направлении исключая точку начала координат n квадрантов комплексной плоскости где n порядок характеристического уравнения. Графическое изображение годографов Михайлова для устойчивых и неустойчивых систем Практический пример Пусть характеристическое уравнение...
76431. КРИТЕРИЙ УСТОЙЧИВОСТИ НАЙКВИСТА 155.49 KB
  Предварительно должна быть определена устойчивость исследуемой системы в разомкнутом состоянии. Для неустойчивой разомкнутой системы нужно выяснить какое число корней ее характеристического полинома имеет положительные вещественные части. В одноконтурной системе составленной из последовательно соединенных звеньев корни характеристических полиномов этих звеньев являются одновременно корнями характеристического полинома разомкнутой системы. Если какоелибо звено в прямой цепи системы охвачено обратной связью то нужно определить корни...
76432. Структурные схемы систем автоматического управления 160.04 KB
  Структурная схема Структурная схема САУ схема САУ это изображение системы регулирования в виде совокупности динамических звеньев с указанием связей между ними. Структурная схема САУ может быть составлена на основе известных уравнений системы и наоборот уравнения системы могут быть получены из структурной схемы. Наименование Обозначение на структурной схеме Звено с одним входом Звено с двумя входами Узел разветвление Наименование Обозначение на структурной схеме Cумматор Элемент сравненияаналог сумматора Простейшие сочетания...
76433. Статические и астатические системы управления 21.21 KB
  В зависимости от принципа и закона функционирования ЗУ задающего программу изменения выходной величины различают основные виды САУ: системы стабилизации программные следящие и самонастраивающиеся системы среди которых можно выделить экстремальные оптимальные и адаптивные системы. обеспечивается неизменное значение управляемой величины при всех видах возмущений...
76434. Критерий управляемости САУ 24.47 KB
  Очевидно что эта система является неуправляемой так как управляющее воздействие влияет не на все переменные состояния переменная состояния не поддается управлению. Пусть описание САУ представлено в терминах пространства состояния САУ будет управляемой тогда и только тогда если матрица управляемости имеет ранг . порядок вектора состояния .
76435. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Индексация алиментов 14.47 KB
  Индексация алиментов Индексация алиментов предусмотрена с целью защиты алиментных платежей от инфляции и предотвращения необходимости многократного обращения с иском об изменении размера алиментов выплачиваемых в твердой денежной сумме. Индексация возможна только для алиментов взыскиваемых в твердой денежной сумме. Индексация алиментов взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
76436. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Банк детей, оставшихся без попечения родителей 16.73 KB
  Банк детей оставшихся без попечения родителей Существуют различные обстоятельства в результате которых дети остаются без родительского попечения. Сведения о детях оставшихся без попечения родителей учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом...
76437. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей и способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 14.2 KB
  Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Эти органы ведут учет детей оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания воспитания и образования ст. Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений которые непосредственно соприкасаются с детьми детских садов школ детских поликлиник и т.