58387

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Выявление основных сатирических приемов в романе М.

Русский

2014-04-24

50 KB

36 чел.

Методическая разработка урока литературы

11 класс

Тема: «Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 Разработала: учитель русского языка и литературы

Кузовлева Оксана Васильевна

2010

Сатирическое изображение Москвы 30–х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока:

  1.  Показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; определить основную цель использования сатирических приемов в романе. Дать понятия о буффонаде.
  2.  Развивать умение определять конкретную  роль образов; анализировать эпизоды; определять художественно-изобразительные средства языка.
  3.  Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, стремление анализировать свои действия.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: проблемно-поисковый.

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование: роман «Мастер и Маргарита», электронные слайды с необходимыми терминами и иллюстрациями, видеоклип.

Ход урока.

I. Организационный  момент.   Приветствие, объявление темы, целей и задач урока. (слайды 1 - 3)

Вступительное слово учителя о целях сатирических произведений. Постановка проблемного вопроса об ответственности каждого человека за свои поступки и деяния.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Разминка. Викторина на знание деталей романа.

 2. Назовите основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита». (слайд 4)

                  1.Философская (слайд 5 ).

                  3. Любовная  (слайд 6 ).

                  2. Фантастическая (сатирическая) (слайд  7).

 

 3. Выявление основных сатирических приемов в романе М.А.Булгакова: шарж, ирония, гротеск, сарказм.  (Ответы учащихся об этих приемах).

 4. Объекты и приемы булгаковской сатиры.

а. Изображение Булгаковым Москвы 30-х годов. (слайды 8 - 20)

    Москва 30-х г.г. представлена  в колоритно написанных эпизодах: "Вечер в доме литераторов", "События в жилтовариществе", "На садовой", "Сеанс волшебной магии в Варьете" – это  Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания («Взять бы этого Канта да на Соловки»), шпиономания ("Он никакой не интурист, а шпион"), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов ("А у вас есть документик?"), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание "опасных " книг, магазины для "богатых", буфеты с несвежими продуктами, аресты. Как известно, на терновнике не растет виноград (библейские символы). Мудрено собрать с колючих ветвей сталинизма добрую ягоду; на древе тоталитаризма можно было собрать лишь колючий репейник.

Запись в тетрадях: основными приметами нравственной жизни москвичей 30-х годов становятся атеизм, доходящий до абсурда,  доносительство, подозрительность, слепое следование лозунгам и призывам.

б. Образ жизни людей, нравственное состояние общества этой эпохи

      Предварительный вопрос: Кто наказан в романе? (ответы студентов)

     Всем известно, что наказания без вины не бывает. Давайте подумаем, за что наказаны все эти люди. Обратимся к роману: какой образ жизни вели эти персонажи, какие поступки совершали, о чем думали?

Ответы учащихся, получивших индивидуальные предварительные задания:

- жизнь Степы Лиходеева, Варенухи,  Никанора Босого, Поплавского и буфетчика Сокова.

( слайды 22 - 24)

- Аннушка (слайд 25 - 26), Николай Иванович, Алоизий Могарыч.

- история с костюмом и песней «Славное море…»

- литераторы – члены МАССОЛИТа (гл. 5, эпизод гл. 28). (слайд 28)

в. Коллективный анализ сцены в варьете (гл. 12).

Проблемные вопросы к учащимся (слайды 29 – 31):

- Что происходит с конферансье в театре варьете? Почему?

- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот? Что раскрывает фокус с картами?

- Как характеризует людей фокус с денежным дождем?

- Как вы оцениваете поведение публики во французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?

- Какое разоблачение получил Аркадий Семплияров?

Вывод: Все события в Варьете напоминают буффонаду.

Запись в тетрадях (слайд 32):

Буффонада (итал. buffonata — шутовство):

  1.  Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
  2.  Литературная основа комического представления.
  3.  Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.

Вывод (делает учитель):  Сеанс черной магии собрал всех знакомцев и прочих жителей Москвы. Массовый гипноз обнаружил в каждом его внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Булгаков поручает Воланду произнести "приговор" (чтение отрывка из гл. 12). Писатель глубоко убежден, что "бесовское" начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку? «Квартирный вопрос» одолел всех: и Алозия Могарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского, приехавшего решать квартирный вопрос на похоронах своего дяди – Берлиоза и многих других.

  Запись в тетрадях: используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»  не только извечные людские пороки, но и присущие конкретному времени (квартирный вопрос, шпиономания).

  III. Объяснение нового материала.

  – Кто же вершит все наказания в романе? (Ответы учащихся)

      Итак, в Москве 30-х годов появляется Воланд со своей свитой – котом Бегемотом, Коровьевым-Фаготом,  Азазелло и Геллой.  (Слайды 33 - 42)

         Традиционные функции дьявола в литературе – это искушение и наказание человека. Наиболее значительным изображением дьявола в мировой литературе был образ Мефистофеля в гётевском «Фаусте».  В русской литературе образ сатаны возникает в произведениях Н.В.Гоголя. Но это было несколько комичное изображение, затем – в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» он искушает старшего из братьев – Ивана. Но черт Гоголя и Достоевского – с рогами, копытами и хвостом. (Слайд 43)  У Гёте Мефистофель говорит о том, что он вынужден следовать моде и принимать облик человека, однако ему приходится скрывать свои козлиные ноги под брюками. (Слайды 44 - 45) И вот спустя более ста лет в литературе возникает совершенно иной образ нечистой силы. Учащимся предлагается посмотреть куплеты Мефистофеля в исполнении Муслима Магомаева.  (Слайд  46)  В разные времена художники, писатели, музыканты по-разному представляли образ Воланда (Слады 47 - 50)

– Назовите основные черты внешности  Воланда в романе? (Ответы учащихся)

    У дьявола  много имен: Мефистофель, Люцифер, демон, сатана, черт… Почему же в романе М.А. он назван Воландом?  Чтобы разобраться в этом, обратимся к эпиграфу «Мастера и Маргариты». Трагедия Иоганна Гёте  «Фауст» послужила основой создания образа Воланда. По-немецки Faland - дьявол.

    В романе М.А.Булгакова  Воланд  грозой проносится над Москвой, карая грешников. Образ князя тьмы глубоко символичен и не поддается однозначному толкованию. Воланд в произведении Булгакова практически не творит  зла и признает существование добра. (Чтение отрывка из разговора Воланда с Левием Матвеем). Тьма – повторяющийся мотив в пейзажах Москвы и Ершалаима, символ мировой катастрофы. Как катастрофу оценивает Булгаков уход из этого мира мастера и Иешуа, принесшие  в этот мир истину, и от которой этот мир отвернулся.

  Запись в тетрадях: В своем романе М.А.Булгаков проводит мысль о том, что окончательный жизненный выбор остается за человеком. Каждый человек самостоятельно выбирает себе путь, по которому должен пройти. Преступая общепринятые нормы нравственности и морали, отворачиваясь от них, человек встает на путь лжи, неискренности, безверия, корысти, т.е. греха. И отвечать за свои поступки он будет перед самим собой.

    Однако Воланд прибыл в Москву не один, а со своей свитой. Какова роль этих приспешников сатаны?  Какие эмоции вызвали у вас эпизоды, где Коровьев и Фагот творят свои гаерские выходки?

IY. Итог урока.

  Вывод. Таким образом, используя образы нечистой силы,  Булгаков М.А. обращает внимание читателей на проблемы общественной морали, нравственности людей и о проблеме ответственности человека.

 Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились?

Объявление оценок с комментариями.

Y.  Домашнее задание.

Подготовить сообщения к заключительному уроку по роману:

1 подгруппа: история Мастера и Маргариты;

2 подгруппа: судьба Ивана Бездомного;

3 подгруппа: сопоставить пейзажи в главах 29 и 25.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33683. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОЧНОЙ СТАВКИ 12.34 KB
  Задачи очной ставки: 1 общие: а проверка имеющихся доказательств; б получение новых доказательств; в установление истины по спорным обстоятельствам; 2 конкретные: а преодоление добросовестного заблуждения допрашиваемого; б разоблачение лжи одного из допрашиваемых; в разоблачение ложного алиби; г разоблачение самооговора или оговора одного допрашиваемого другим; д разоблачение инсценировок преступления; е выяснение причин происхождения существенных противоречий; ж изучение личности допрашиваемого; з проверка и оценка следственных...
33684. Тактика подготовки и проведения предъявления для опознания живых лиц в натуре и по фотографии 14.53 KB
  тактика подготовки и проведения предъявления для опознания живых лиц в натуре и по фотографии Предъявление для опознания это самостоятельное следственное действие которое состоит в отождествлении ранее воспринимаемого объекта по его мысленному образу. Цель предъявления для опознания идентификация объекта который ранее воспринимал опознающий в связи с совершением преступления. Подготовка к предъявлению для опознания является обязательным условием успеха этого следственного действия. Она включает в себя: определение конкретной цели...
33686. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 13.35 KB
  Цель следственного эксперимента – проверка и уточнение данных имеющих значение для уголовного дела. Задачи следственного эксперимента: 1 получение новых и проверка имеющихся доказательств; 2 оценка следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов имеющих значение для дела; 3 получение от подозреваемого обвиняемого потерпевшего и свидетеля правдивых показаний; 4 восстановление в памяти участников преступления отдельных обстоятельств которые были ими забыты или по поводу которых они добросовестно...
33688. Проверка показаний на месте 12.14 KB
  Сущность данного действия заключается в воспроизведении лицом дающим показания на месте обстановки и обстоятельств исследуемого события указывании на предметы документы следы имеющие значение для расследуемого уголовного дела. Необходимость в проверке показаний на месте возникает тогда когда в показаниях допрошенного лица есть данные о месте события или о маршруте но следователь не смог установить точное местонахождение. Проверку показаний на месте можно проводить когда в показаниях допрашиваемого содержатся сведения о местонахождении...
33689. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЫСКА. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЫСКА 12.61 KB
  ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЫСКА Обыск – следственное действие состоящее в обследовании помещений участков местности отдельных граждан с целью отыскания и изъятия объектов имеющих значение для расследуемого уголовного дела. Виды обыска: 1 по объектам: а обыск в помещении находящемся в ведении или пользовании граждан предприятий организаций учреждений; б обыск местности; в обыск транспортных средств; г личный обыск; 2 по последовательности: а первоначальный; б повторный; 3 по времени обыска объектов: а одновременный; б...
33691. ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ 13.21 KB
  Цель задержания – проверить причастность лица к совершению преступления. Основания задержания: 1 лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2 при указании потерпевшим или очевидцами на данное лицо как на совершившее преступление; 3 если на этом лице или на его одежде при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; 4 при наличии иных данных дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Условия задержания: 1 наличие возбужденного уголовного дела; 2 совершение...