58401

Чтение рассказов и сказок о милосердии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что за цветок подарила старушка девочке Жене В чём его волшебство На что потратила Женя первый лепесток Почему она лишилась баранок Ловила ворон слайд 3 Соедините это устойчивое словосочетание из сказки...

Русский

2014-04-24

39.5 KB

4 чел.

Урок внеклассного чтения в 1 «а» классе.

Учитель начальных классов Иванова Л.П.  

Тема. Чтение рассказов и сказок о милосердии.

Цели:  ознакомить с рассказами В.Осеевой, сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик»;

учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать,

делать выводы, память; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам.

Выставка книг по произведениям В.Катаева, В.А.Осеевой.

Учебный материал: В.Осеева» Просто старушка»,  карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Посмотрите на гостей, улыбнитесь им.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте глазками друг другу удачи.

2.Актуализация знаний.

-Сегодня  я предлагаю провести исследование, т.е. маленькую научную работу

В любом исследовании есть гипотеза-предположение. Мы возьмём за гипотезу пословицы. ( Слайд 1)  Прочитайте:

_ Добро творить себя веселить.

-Жизнь дана  на  добрые дела.

Нам с вами надо доказать, что это так, или опровергнуть, т.е. доказать, что это выска-

зывание  не  верно.

На  самом деле мы с вами начали наше исследование ещё тогда, когда дома прочитали сказку В.Катаева «Цветик – семицветик».

3. Проверка  Д.З.

(слайд 2)  Беседа по содержанию.

-Кто из вас помнит, в каком году была написана эта сказка автором?(1940г.-71год)

-Что за цветок подарила старушка девочке Жене?

-В чём его волшебство?

-На что потратила Женя первый лепесток?

-Почему она лишилась баранок? (Ловила ворон)

(слайд 3)- Соедините это устойчивое словосочетание из сказки «Цветик-семицветик» с его  значением.

-На что потратила Женя ещё 5 лепестков?

-Стала ли девочка счастливой после исполнения желаний? (не получила никакого удовольствия)

-На кого потратила она последний лепесток?

-Вы помните, каким голосом Женя загадывала желание? (дрожащим от счастья голосом)

-Видели ли вы детей, которые не могут играть и бегать как вы, ходить в школу, заниматься в кружках?

-Как можно сделать этих детей счастливее, как скрасить их, порой, безрадостную жизнь?

-Если бы у вас был волшебный лепесток, какое бы желание загадали вы?

-Почему же, когда человек делает добро, становится весело на душе и у него? (приятно, когда ты  кому-то  помог, радостно  за  этого  человека.)

4. Ф И З. К У Л Ь Т М И Н У Т К А.  (слайд 4)

-Давайте проведём физ-мин. Разученной песенкой из сказки и мысленно загадаем желания.

              Лети, лети, лепесток

             Через запад на восток

              Через север, через юг

               Возвращайся, сделав круг,

               Лишь коснёшься ты земли-

              Быть по –  моему  вели!

5.Подготовка к освоению знаний.    ( слайд 5)

-Посмотрите внимательно на картинки. (серия  картинок   о различном виде   помощи)

-Как думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении?

6. Словарная работа.     ( слайд 6)

- Прочитайте глазками, сначала по слогам, затем целыми словами.

- Объясните смысл слов: поскользнулась (оступилась на скользком месте)

удивилась (прийти в удивление; впечатление от неожиданного)

-Что обозначают слова: старуха  и  старушка?

(слайд 7)

-Посмотрите картинки. Как думаете, где здесь образ старухи, а где старушки?

- Прочитав слова, рассмотрев портреты старушек, можно ли предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?  

(я думаю…   я  считаю… мне кажется…)

7. Об  авторе.            ( слайд 8)

-Что вы  знаете об этой писательнице?

-Какие рассказы Осеевой вы читали?

-В.А.Осеева написала много коротких рассказов для начинающих читателей - для вас.

( слайд 9)- Кто главные герои её рассказов?

- Как правило, герои  этих рассказов, ваши ровесники.

8.Первичное чтение рассказа.- Возьмите  книжки В.А.Осеевой и  распечатки  этого  рассказа.

-Давайте прочитаем этот рассказ и узнаем, оказалось ли наше предположение верным?

(читает Соня, а  все следят)

-Почему рассказ называется «Просто старушка»?

-Оказалось  ли  наше  предположение  верным  или  нет   и  почему?

9.Чтение по ролям.  ( автор - Девочка-Мальчик)

-Чему же удивилась девочка?

-Как бы  вы поступили в такой ситуации?

-Как называют людей, помогающих  чужим людям?

( отзывчивые, добрые, милосердные)

-Очень часто в жизни мы не замечаем, что нужно помочь незнакомой старушке перейти дорогу,

женщине с ребёнком поднять коляску по лестнице,

человеку в инвалидной коляске преодолеть трудный участок дороги.

-Эти люди нуждаются в помощи окружающих, а иногда просто во внимании.

-Будьте милосердны к этим людям, помогайте им, чем можете. Даже ваш ласковый взгляд, доброе слово помогут им облегчить жизнь.

( слайд 10)

- Соедините  слово  с  его  значением. ( милосердие)

10. Работа с пословицами.  ( слайд 11).

-Прочитайте  пословицы  о добре.  Постарайтесь запомнить те, которые вы ещё не знали.

- Выберите  ту, которая по вашему  мнению,

выражает главную мысль рассказа.  Почему?

- Так чему же научил нас этот рассказ?

(индивидуальная работа по карточкам)

-Мы познакомились с двумя произведениями. На партах у каждого карточки с заданием. Вам нужно прочитать и соединить название произведения с главной мыслью.

( слайд 12)- Кто справился, проверьте, верно, ли вы выполнили задание.

11. Итог урока.

- О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься рассказ Осеевой?

-Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

( слайд 13)  - Эти женщины, которых мы поздравляли с Днём Победы, прожили долгую жизнь, много испытаний выпало на их долю. Их жизнь интересна и поучительна, проявляйте милосердие к чужим одиноким, больным, престарелым людям. Помогайте, если можете помочь. Не будьте равнодушными. Постарайтесь узнать больше о своих бабушках, чаще прислушивайтесь к их советам. Не забывайте помогать им, навещать и любить.

- Итак, мы  с  вами  провели  большую  исследовательскую  работу.

- К  какому  выводу  мы  пришли?   (мы согласны с первоначальным высказыванием)

( слайд 14)

ЖИЗНЬ  ДАНА  НА  ДОБРЫЕ  ДЕЛА!

( слайд 15)  - Прочитайте стихотворение.        Спешите делать добро.

12. Рефлексия.

- Наш  урок заканчивается. Вы  ещё  дети, впереди

вас  ждёт  много  славных  дел.  Вы  сделаете нашу планету  Земля  красивой. Но  прежде  вы  должны

вырасти  настоящими   людьми.  А  это  значит:

вы  должны  быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми.

- Будете ли вы ждать награды за сделанные  вами добрые  дела?

-А  вас  поблагодарит солнышко. (слайд 16)              

Улыбнитесь солнышку те, кому понравился урок.

Подарите  гостям  частицу своей радости, добра, волшебства!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8540. Диалектика абсолютной и относительной истины 15.98 KB
  Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не...
8541. Агностицизм и его разновидности 16.42 KB
  Агностицизм и его разновидности Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли, однако выражение позиции агностицизма...
8542. Философия как феномен культуры 18.4 KB
  Философия как феномен культуры. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Философия как наука. Предмет, объект и основные направления философии как науки Философия как феномен культуры. Философия (древнегреч...
8543. Философия древнего мира 22.65 KB
  Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки...
8544. Философия средних веков и эпохи Возрождения 21.52 KB
  Философия средних веков и эпохи Возрождения Основные принципы и проблемы средневековой философии. Философия периода патристики Философия периода схоластики Общая характеристика и основные проблемы философии эпохи Возрождения...
8545. Гносеология и этика И. Канта. 31.91 KB
  Гносеология и этика И. Канта. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскому перевороту в астрономии. Впервые в филосо...
8546. Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители 31.99 KB
  Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты на...
8547. Предмет и функции философии 33.56 KB
  Предмет и функции философии Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разу-меется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенс...
8548. Теория познания Ф. Бекона 40.71 KB
  Теория познания Ф. Бекона Родоначальником эмпиризма является английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он выдвинул доктрину естественной философии, опирающейся на опытное познание, и преследовал цель способствовать человечеству с помощью...