58414

Пограничье Европы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Противоречия между католиками и протестантами в Священной Римской империи явились причиной новой войны: католики создали Католическую лигу а протестанты Евангелическую унию. Голландия и Франция стали вытеснять испанцев и португальцев из их колониальных владений и создали собственные колониальные империи. В течение Нового времени отношение европейцев к Османской империи значительно ухудшилось. Почему Особенности общественного развития Османской империи в период могущества.

Русский

2014-06-05

100.5 KB

19 чел.

Урок № 13  «Пограничье Европы»

Термины, понятия: (в приложении к уроку)

Абсолютная монархия. Сословно-представительная монархия. Республика. Реформация. Лютеранство. Иезуиты. Католичество. Православие. Европа. Австрийская держава. Костел. Эрцгерцог. Магнат. Бояре. Шляхтичи. Мещане. Синагога. Иудаизм. Уния Люблинская. Сейм. Пан. Речь Посполитая. Сенат. Канцлер. Гетман. Трибунал. Уния Брестская. Униатская церковь. Казаки. Засека. Запорожская Сечь. Рада.

Имена:  (в приложении к уроку)

Фердинанд I. Максимилиан II. Богдан Хмельницкий.

Содержание:    

         В западной Европе происходило разрушение аграрного общества и формирование капиталистических отношений. В Восточной Европе сохранялось крепостное право, многочисленные феодальные повинности крестьян, которые были полностью бесправны. Западные европейцы считали восточных более отсталыми. Почему?

         В Польско-Литовском государстве в 1569 году была подписана Люблинская уния депутатами Польши и Великого княжества Литовского. Новое государство получило название Речь Посполитая.                               

Что из себя представляло это государство?

- Центральные органы управления: король, канцлер, главный трибунал. Высший орган власти – шляхетский сейм.

- Короля выбирали паны, они могли его критиковать. Король правил пожизненно, но не мог передавать по наследству свой престол.

- Несмотря на объединение, Польша и Литовское княжество сохранили свои армии, государственные языки.

- В государстве существовала как католическая вера, так и православная. Под нажимом католиков православные священники подписали Брестскую унию, где объявлялась законной Униатская церковь (которая признавала Римского Папу, но управлялась своими священниками; вопросы вероучения определяла католическая церковь, обряды были православными). Возникали конфликты между католиками и православными.

        Данное государство можно считать республикой, так как глава государства назначался и свою власть он не мог передавать по наследству. Но эта республика не была демократической, так как главу государства выбирал не народ, а только представители знати (паны и шляхтичи). Эта система правления не могла способствовать разрушению аграрного общества, так как высшая власть принадлежала земельной аристократии, которой было выгодно сохранение прежних порядков.

        Речь Посполитая была аграрной страной, так как:

- 90% жителей – крестьяне.

- Власть принадлежала земельной аристократией, сохранялся сословный строй.

- Признаков разрушения аграрного общества не было.

- Не было мануфактур, не создавались банки и биржи.

- Не было буржуазии и наемных рабочих.

- Церковь оказывала огромное влияние на все сферы жизни.

        Таким образом европейские страны подразделялись:

Лидеры в деле разрушения аграрного общества

Отстающие в деле разрушения аграрного общества

Англия. Голландия. Франция. Германия. Испания.

Австрийская держава. Речь Посполитая.

           

             Кроме того, в Речи Посполитой возникали противоречия между католиками и православными, проводилась неудачная внешняя политика, что имело негативные последствия для страны.

  1.  После увеличения цены на хлеб на Украине магнаты-католики сгоняли православных крестьян с земель и увеличивали барщину. Многие недовольные бежали в Запорожскую Сечь, становились казаками. Католики пытались запретить деятельность православных общин. Православные священники обратились к казакам, вспыхнуло восстание во главе с Богданом Хмельницким. В 1654 году Левобережная Украина вошла в состав России.
  2.  Речь Посполитая в этот период времени воевала с Россией, Швецией и Турцией. В ходе этих войн страна разорялась, потеряла почти всю Украину и балтийское Поморье.

Вывод: В Речи Посполитой в XVI- XVII веках сохранились черты аграрного общества. Противоречия между католиками и православными привели к восстанию и потере части территории. Участие в войнах ослабляло государство, препятствовало появлению новых порядков.                                                             

 Вопросы и задания:                                                                                                                                                                                                 1. Почему западные европейцы считали восточных европейцев более отсталыми?                                                                                                2. Каким образом возникла Речь Посполитая?                                                                                                                                                              3. Назовите центральные органы управления этого государства.                                                                                                                                    4. Кому принадлежала высшая власть в государстве?                                                                                                                                                    5. Как король получал свой титул?                                                                                                                                                                                     6. Какие отношения были между католиками и православными?                                                                                                                             7. Можно ли считать это государство демократической республикой?                                                                                                                    8. Способствовала ли имеющаяся система управления распаду аграрного общества?                                                                                                    9. Была ли Речь Посполитая аграрной страной?                                                                                                                                                         10. Какие страны являлись лидерами, а какие отстающими в деле разрушения аграрного общества?                                                          11. К чему привели противоречия между католиками и православными в Речи Посполитой?

Домашнее задание:

 Изучить параграф № 11.  Прочитать параграф №12.   Ответить на вопросы на стр. 145.

Урок № 14  «Борьба за господство в Европе»

Термины, понятия: (в приложении к уроку)

Держава. Протестанты. Католики. Православные. Мусульмане. Аугсбургский мир. Католическая лига. Уния Евангелическая. Дипломатия.. Османская империя. Тридцатилетняя война. Гарнизон. Рекрут. Солдат. Вестфальский мир 1648 г.  Война за испанское наследство. Северная война.                        

Имена:  (в приложении к уроку)

Максимилиан Баварский. Фридрих Пфальцский. Фердинанд II. Альбрехт Валленштейн. Густав-Адольф. Людовик XIV.. Леопольд I. Петр I.

Содержание:  

            В истории человечества постоянно происходили войны. Причинами войн являлись:

- Борьба за сферы влияния.

- Борьба за освобождение или захват территорий.

- Противоречия между представителями разных религий.

           В 1618году в Европе вспыхнула война, которую называют общеевропейской. Длилась она до 1648 года, т.е. 30 лет, поэтому ее чаще называют Тридцатилетней войной.

           Противоречия между католиками и протестантами в «Священной Римской империи» явились причиной новой войны: католики создали «Католическую лигу», а протестанты «Евангелическую унию». Это была война между католиками и протестантами, так как в одних странах-участницах господствующей церковью была католическая, а в других – протестантская церковь.

          Поводом к войне послужил эпизод, который произошел в Чехии. При обсуждении кандидатуры нового императора Фердинанда II католическими членами императорского совета в зал ворвались чешские дворяне-протестанты. Посыпались оскорбления в адрес Габсбургов. Это вылилось в перебранку между сторонниками и противниками династии. Многие оказались выброшенными из окна в зловонную жижу. С этого эпизода началась Тридцатилетняя война.  

          Сначала инициатива была на стороне протестантов, но как только в Чехии появилась армия «Католической лиги», ситуация изменилась.

Успехи католиков

Успехи протестантов

1620 год – битва на Белой горе

1625 год – датская армия вторглась в Германию.

1635 год – католическая Франция выступила на стороне протестантов

 

            Император Фердинанд II назначил новым военачальником Альбрехта Валленштайна. Армия Валленштайна одерживала одну победу за другой. Казалось, противники «Католической лиги» повержены. Но усиление Германии не понравилось многим католикам:

- немецким рыцарям (они не хотели терять самостоятельность).

- Римскому Папе (он боялся потерять власть в Италии).

- Франции (не хотела иметь сильную империю у себя на границе)

          А. Валленштайн ушел в отставку.

В 1635 году Франция выступила на стороне протестантов, так как ее больше интересовали территориальные приобретения и интересы торгово-промышленных кругов, нежели борьба между католиками и протестантами.

          Война утратила свой религиозный характер. Все армии использовали правило «война кормит войну». Германия, на территории которой проходили основные события, была разграблена.

          В 1648 году был подписан Вестфальский мир, основным положением которого считалось «чья власть, того и вера», т.е. если правитель католик, значит государственной религией будет католицизм. По этому миру впервые утверждалась свобода совести. Князьям запрещалось подвергать гонениям тех, кто исповедовал другую веру. Было установлено равноправие между Католической церковью и Протестантской.

          В итоге войны: сильные страны – Франция, Австрия, Швеция – поделили сферы влияния и господствовали в определенной части Европы; слабые страны – Германия, которая была разорена в ходе войны, а также «Священная Римская империя» (куда входила Германия), так и осталась раздробленной.

          После Тридцатилетней войны в Европе прошли еще войны:

- Война за испанское наследство (1700-1713): конфликт между Австрией и Францией из-за испанского наследства. Каждая сторона пыталась воспользоваться спорной ситуацией, чтобы усилить свое влияние в Европе.

- Северная война (1700-1721) – борьба за прибалтийские земли, за усиление авторитета на международной арене. После этой войны Россия получила титул – «империя».

- Война между Турцией и «Священной лигой» - борьба за земли.

Вывод: Таким образом, наиболее чаще встречающимися причинами войн являлись – захват территорий, стремление укрепиться на международной арене, стать лидером среди европейских стран и влиять на другие. Борьба за господство – одна из главных причин, которая вызывала многочисленные конфликты.                                                                                                                                                               

Вопросы и задания:                                                                                                                                                                                                        1. Каковы причины войн?                                                                                                                                                                                                       2. Охарактеризуйте Тридцатилетнюю войну (Время, причины, участники и  их цели, основные события, итоги).                                                                                                                                                                                       3. Кому и почему не понравилось усиление Германии в ходе войны?                                                                                                                           4. Почему католическая Франция выступила на стороне протестантов?                                                                                                             5. Каково содержание Вестфальского мира?                                                                                                                                                                  6. Какие войны прошли в Европе после Тридцатилетней войны? Каковы их причины?

Домашнее задание:

 Изучить параграф № 12.  Прочитать параграф №13.   Ответить на вопросы на стр. 159.

Урок № 15  «Борьба европейцев за колонии»

Термины, понятия: (в приложении к уроку)

Империя. Метрополия. Колония. Фактория. Капиталистические отношения. Великие географические открытия. Ост-Индская компания. Латинская Америка. Креолы. Плантация. Негры. Метисы. Мулаты. Полиция. Промышленность. Адмирал. Штат. Губернатор. Индейцы. Северная Америка. Американцы. Семилетняя война.

Имена:  (в приложении к уроку)

Д. Кук. Т. Де Горн. А. Тасман.

Содержание:  

          К началу  XVII в. государствами, владеющими колониями, являлись – Испания и Португалия. В середине  XVII-XVIII вв. стали владеть колониями также Франция, Голландия, Великобритания, Россия. Основные колониальные владения сосредоточились в Америке.

         В XVII-XVIII вв. Голландия и Франция стали вытеснять испанцев и португальцев из их колониальных владений и создали собственные колониальные империи. Англичане, «опоздавшие» к колониальному разделу мира, пытались отвоевать колонии у других государств, а также основывали собственные. Англию теперь называли «владычицей морей».

         Победа Нидерландской революции, развитие черт индустриальной цивилизации, разгром испанской Непобедимой армады привели к тому, что голландцы и англичане получили возможность плавать в южных морях. Стала развиваться торговля, создавались торговые компании, цель которых – получение прибыли.

Вопросы

Колонии в Латинской Америке

Колонии в Северной Америке

Южные колонии

Северные колонии

Территории

Мексика. Новая Гранада. Перу. Бразилия

Луизиана

Канада. Североамериканские штаты

Метрополии

Испания. Португалия

Франция

Великобритания

Управление колониями

Колонии были собственностью европейского короля. Отсутствовали представительные органы. Губернаторы и вице-короли присылались из метрополии.

Управляло Законодательное собрание, в одних штатах депутатов избирали все жители, в других – только богатые.

Губернатор – глава правительства и полиции – назначался королем. Налоги в английскую казну не платили.

Особенности ведения хозяйства

Основу хозяйства составляли хлопковые и сахарные плантации. Все хозяйство подчинялось интересам метрополии. Можно было выращивать только то, что не выращивалось в метрополиях.

Основу хозяйства составляли плантации риса, хлопка, табака.

Основу хозяйства составляли фермерские хозяйства.

В XVII стали появляться мануфактуры.

Основные категории населения

Плантаторы: креолы и переселенцы-дворяне.

Рабочее население: индейские земледельцы, а также негры-рабы.

Плантаторы – землевладельцы.

Негры-рабы.

Свободные фермеры

Вывод: Европейские страны использовали свои колонии для того, чтобы обогатиться, мало заботились об их развитии. Особенно это касается колоний в Латинской Америке. Но колонии в Северной Америке развивались по-разному: южные основывались на рабстве, а в северных колониях развивались черты индустриального общества, в том числе труд свободных фермеров, свободные граждане принимали участие в выборах в Законодательное собрание. Северные колонии меньше зависели от метрополии.     

 Вопросы и задания:                                                                                                                                                                                                 1. Какие страны владели колониями к началу  XVII в?                                                                                                                                        2. Какие страны владели колониями к середине  XVII-XVIII вв.?                                                                                                                               3. С чем связаны изменения в международных отношениях в XVII-XVIII вв.?                                                                                                       4. Какая система управления действовала в колониях?                                                                                                                                          5. Каковы особенности ведения хозяйства в колониях?                                                                                                                                         6. Каковы основные категории населения колоний?                                                                                                                                                    7. Чем отличалось развитие колоний в Латинской Америке и Северной Америке?                                                                                                8. Чем отличалось развитие южных и северных колоний в Северной Америке?

Домашнее задание:

 Изучить параграф № 13.  Прочитать параграф №14.   Ответить на вопросы на стр. 170.

Урок № 16  «Исламский мир – сосед Европы»

Термины, понятия: (в приложении к уроку)

Ислам. Мусульмане. Коран. Халиф. Османская империя. Султан. Диван. Тюрьма. Балдахин. Гарем. Янычар. Визирь. Паша. Шейх. Кадий. Мулла. Сипахи. Джизья. Мечеть. Столица. Гайдуки. Турция. Капитуляция. Персия. Иран. Шиизм. Сефевиды. Средняя Азия. Кишлак. Бухарский эмират.

Имена:  (в приложении к уроку)

Сулейман I. Мурад III. Осман II. Селим III. Аббас I.

Содержание: 

           Исламский мир – страны, в которых господствующей религией был ислам. Среди соседей Европы странами, входившими в исламский мир были: османская империя и Иран (Персия). Лидером исламского мира была Османская империя. В течение Нового времени отношение европейцев к Османской империи значительно ухудшилось. Почему?

Особенности общественного развития Османской империи в период могущества.

Власть

В государстве существовала безграничная власть султана. Он являлся одновременно главой светской и духовной власти.

Всей землей владел султан.

Существовала сильная армия, которая могла вести завоевания

Хозяйство

80% населения было занято в сельском хозяйстве.

Султан поощрял развитие торговли.

Господствовало натуральное хозяйство.

Культура

Христианские храмы становились мечетями. Существовали высшие школы и медресе.

В XVIII веке была открыта первая типография.

Население (слои общества)

Конные воины, получавшие землю за службу.

Крестьяне

Таким образом, в Османской империи сохранились основные черты аграрного общества.

Отношения между христианской Европой  и мусульманской Османской империей   в период могущества

Какие порядки мусульманского государства могли понравиться христианской Европе

Какие порядки мусульманского государства могли НЕ понравиться христианской Европе

Султан карал своих солдат, которые разоряли хозяйства крестьян, вне зависимости мусульмане они или нет.

Многие христиане добровольно селились во владениях султана.

В первые десятилетия христиан не заставляли менять веру

Немусульмане платили особый налог – джизью (небольшой)

Многие христианские храмы были превращены в мечети.

Таким образом, веротерпимость – это была одна из главных особенностей мусульманского государства.

Особенности общественного развития Османской империи в период упадка.

Власть

С конца XVI века султаны мало занимались государственными делами. Армия сократилась и ослабла.

Вспыхивали выступления янычар, восстания православных народов.

Хозяйство

Увеличились налоги.

Основная часть населения занята в сельском хозяйстве.

«Восточные товары» везли теперь в Европу через океаны, в обход Турции.

Культура

При Селиме было открыто инженерное училище. Появлялись книги европейских ученых на турецком языке. Но вскоре приобщение к европейской культуре прекратилось.

Население (слои общества)

Чиновники раздавали земли своим родственникам. Земля становилась их собственностью.

Крестьяне становились крепостными.

Таким образом, в Османской империи сохранились основные черты аграрного общества.

                Отношения между христианской Европой  и мусульманской Османской империей  в период упадка

Какие порядки мусульманского государства могли понравиться христианской Европе

Какие порядки мусульманского государства могли НЕ понравиться христианской Европе

Султан официально признал Российского государя покровителем православных народов.

По особым договорам – «капитуляциям» - европейские купцы фактически не подчинялись султану. Они имели более выгодное положение, чем собственные купцы.

С конца XVI века увеличились налоги с немусульманских подданных в 5 раз. Их требовали даже с младенцев.

Христианам было запрещено носить оружие и одежду, похожую на мусульманскую.

За любое подозрение янычар мог убить и ограбить христианина.

Таким образом, мусульмане очень жестоко относились к христианам, которые проживали на территории империи. Европейцы смогли добиться столь значительных привилегий благодаря ослаблению империи.

Вывод: Европейцы в Новое время по-разному относились к Османской империи: пока мусульманское государство было сильным, армия была способна вести завоевания, на территории мирно жили как мусульмане, так и немусульманское население, но с конца XVI века ситуация изменилась. Государство ослабло, армия сократилась, что повлияло на боеспособность страны. Европейские государства стремились увеличить свое влияние в империи. Кроме того, обострились отношение между мусульманским населением и немусульманским. Начались гонения на православных, что еще больше подрывало авторитет империи в глазах европейских государств.

Вопросы и задания:  

1. Что такое исламский мир?                                                                                                                                                                                                      2. Какое государство было лидером исламского мира?

3. Каковы были особенности общественного развития Османской империи в период могущества?

4. Каковы были отношения между христианской Европой  и мусульманской Османской империей                                                                             в период могущества?

5. Каковы были особенности общественного развития Османской империи в период упадка?

6. Каковы были отношения между христианской Европой  и мусульманской Османской империей                                                                             в период упадка?

7. Почему в Новое время изменилось отношение европейцев к Османской империи?

Домашнее задание:

 Изучить параграф № 14.  Прочитать параграф №15.   Ответить на вопросы на стр. 181.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54874. Двогранні куги піраміди. Побудова лінійного кута двогранного кута між бічною гранню та основою піраміди 196 KB
  Мета: засвоєний поняття двогранного кута та його лінійного кута; формування навичок доведення того що побудований кут є лінійним кутом двогранного кута піраміди; оволодіння навичками побудови лінійних кутів двогранних кутів піраміди; удосконалення вміння зображувати стереометричні фігури. Назвати план побудови лінійного кута двогранного кута між бічною гранню та основою піраміди. Довести що площина лінійного кута перпендикулярна до кожної грані лінійного кута.
54875. Пряма призма. Піраміда. Площа поверхні та об’єм призми і піраміди 152 KB
  Площа поверхні та обєм призми і піраміди. Демонструються моделі пірамід Спільну вершину трикутних граней називають вершиною піраміди протилежну їй грань основою а всі інші грані бічними гранями піраміди. Відрізки що сполучають вершину піраміди з вершинами основи називають бічними ребрами. Перпендикуляр опущений із вершини піраміди на площину її основи називають висотою піраміди.
54876. Подорож до Великих пірамід 352.5 KB
  Вчитель: Сьогодні на уроці ми поговоримо про піраміди як многогранники і основну увагу будемо приділяти правильній чотирикутній піраміді а також заочно побуваємо в Стародавньому Єгипті ознайомимося з першим дивом світупірамідою Хеопса поєднавши знання з геометрії і історії. На попередньому уроці ви одержали творче завдання: провести теоретичне дослідження правильної чотирикутної піраміди і зробити презентацію цього многогранника. Презентація піраміди Презентацію проводять двоє учнів використовуючи моделі пірамід різні слайди. 1й...
54877. Радісне свято Великдень 153.5 KB
  Коломия є музей писанки. Свячені писанки були оберегом житла від грому й вогнюа людей і тваринвід лихого ока.Жупарина Писанки Робота над мелодією дикцією диханням характером твору. Серед її інструментальних творів варіації для фортепіано Українські писанки особливо вирізняються самобутнім використанням та осмисленням української народної пісенності.
54878. Як писанка барвиста, наша славна Україна, її часточка маленька, наша класная родина 128.5 KB
  Приспів: Дуже класно буде тричі Посміхнись До вашої уваги веселий діалог: Кумедні історії нашого класу Максим і Марко МАРКО. Я завжди здоровий коли нема школи МАРКО. МАРКО. МАРКО перебиває.
54879. О писанко! Ти – символ України 104.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з історичними традиціями святкування Великодня з релігійними обрядами повязаних з писанкарством; виховувати цікавість пошану до народних звичаїв та свят; вчити розмальовувати писанки; розвивати фантазію художній смак. Обладнання: інтерєр української світлиці: стіл рушники ікони паски вербові гілки яйця крашанки писанки крапанки фабричні деревяні писанки карта України добірка літератури про традиції святкування Воскресіння Христового писанки із завданнями мультимедійна...
54880. Інтегрований урок в 7 класі (інформатика, трудове навчання) 674.5 KB
  Ще одну писанку встановили у 2007 році на острові Хортиця. Учень Розмалюю писанку я сама Хоч іще маленька та дарма На звичайній крашанці жовтенькій Намалюю смужечки синенькі Червоні цяточки зелені листочки Рожеві блакитні пелюсточки Вийшла в мене писанка кольорова Ніби крапля сонечка веселкова Учень Вважається що чим більше кольорів на писанці тим вона магічніша тим...
54881. Мово українська, мово моя рідна 475.5 KB
  Особливої наруги зазнала наша мова оскільки саме вона була і буде мовою українського народу. Як саме виникла наша мова і яка історія виникнення письма Важкий шлях пройшла мова до сьогодення. Українська мова функціонує як національна мова нашого народу. Поза межами нашої держави українська мова в усній формі поширена в Білорусі Молдові.
54882. Свято до Дня української писемності 265.09 KB
  9 листопада День української писемності та мови. Впродовж кількох століть український народ привчали до думки про нібито вторинність української мови ретельно приховуючи від українців величезний масив української ж писемності історії та культури яка сягає глибокої давнини і нараховує багато тисячоліть. Процес унормування загальнонародної української мови вчені відносять до ХІІІХІV століття.