58432

Национальная экономика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные цели национальной экономики Макроэкономика изучает: процессы использования разнообразных ресурсов которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики...

Русский

2014-04-25

45 KB

3 чел.

Национальная экономика.

1. Основные цели национальной экономики

Макроэкономика изучает:

  1.  процессы использования разнообразных ресурсов, которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей.
  2.  влияние этих процессов на взаимоотношения между различными экономическими субъектами:
  •  между хозяйственными единицами
  •  между различными социальными группами
  •  между отдельными людьми.

Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики, т.е. экономики отдельной страны.

Основные цели макроэкономики:

  1.  стабильный рост национального объема производства
  2.  стабильный уровень цен
  3.  высокий уровень занятости всех ресурсов (в первую очередь трудовых)
  4.  равновесие внешнеторгового баланса.

Стабильный рост национального объема производства –увеличение выпуска продукции без резких колебаний. Основным показателем стабильного роста национального объема производства является валовой национальный продукт: его величина, структура, динамика. При этом выделяют потенциальный и реальный ВНП:

  1.  Потенциальный ВНП: желаемый уровень, который достигается при стабильном уровне цен, высокой занятости всех ресурсов, равновесии внешнеторгового баланса.
  2.  Реальный ВНП: величина ВНП, полученная национальной экономикой за определенный период времени при сложившемся уровне экономического развития.

Разница между потенциальным и реальным ВНП показывает дефицит ВНП, т.е. ту его величину, которую общество недополучает из-за того, что процессы использования ресурсов организованы неэффективно, не рационально.

Стабильный уровень цен предполагает наличие невысоких темпов роста цен, главным условием стабильности является создание рыночных механизмов, обеспечивающих ценообразование с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры.

Измерителем уровня цен является индекс потребительских цен. Темп роста цен определяет уровень инфляции, который показывает, с какой скоростью изменяются цены за определенный период времени. В общем виде уровень инфляции рассчитывается следующим образом:

Значение уровня инфляции:

  1.  оказывает влияние на уровень жизни людей
  2.  определяет величину реальных доходов всех экономических субъектов.

Высокий уровень занятости всех ресурсов: в экономике существуют условия для использования всех ресурсов, которыми располагает общество и получение владельцами этих ресурсов полноценного дохода. Важное значение имеет использование трудовых ресурсов. Его измерителями является уровень безработицы и виды безработицы.

Уровень безработицы определяется как соотношение между количеством трудоспособного населения, (которое хочет и может работать, но не имеющего работы по не зависящим от них причинам), ко всему трудоспособному населению.

Виды безработицы:

  •  добровольная (фрикционная)
  •  структурная
  •  циклическая

Каждый вид характеризует определенное состояние экономики.

Равновесие внешнеторгового баланса разница между экспортом и импортом.

При этом превышение экспорта над импортом означает наличие отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, превышение – положительного.

2. Структура национальной экономики.

Структура национальной экономики получает выражение в системе пропорций – количественное соотношение между различными частями, секторами, отраслями и сферами экономики.

Основные факторы, которые влияют на систему пропорций заключаются в:

  •  Экономическом потенциале страны
  •  Величина и структура потребностей, которые сформированы в обществе в данный момент времени
  •  Эффективность производства
  •  Рыночная конъюнктура
  •  Механизмы хозяйствования, которые понимаются как системы мер государственного регулирования экономики на микро- и макроуровне.

Пропорции национальной экономики могут быть представлены через:

1. Распределение трудовых ресурсов

2. Распределение основных фондов                     3.Распределение денежных средств

2. Национальное богатство –По своему содержанию экономический потенциал страны представляет собой всю совокупность потребительских стоимостей, которые накоплены обществом за весь период существования и использования для развития производства и для личного потребления населения. Поэтому очень часто экономический потенциал страны отождествляется с национальным богатством. Сюда включаются следующие элементы:

  1.  Физические ресурсы, которыми располагает общество (физическая ресурсная база):
    1.  население страны, характеристиками которого являются: доля трудоспособного населения, возрастная структура населения и др.).
    2.  природные ресурсы
      1.  размер и характер территории
      2.  географическое положение страны
      3.  наличие полезных ископаемых
      4.  почвенно-климатические условия
    3.  материальные ценности, созданные человеком и предназначенные для личного и производственного потребления.

Все эти 3 элемента (a, b, c) никогда не используются в полную мощь. Поэтому выделяют 2-й элемент экономического потенциала:

  1.  Используемые физические ресурсы ( та часть физических ресурсов, которые непосредственно задействованы в экономической деятельности государства): занятое в экономике население, природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот, созданные человеком и используемые в экономической деятельности материальные ценности.
  2.  Невещный ресурсный потенциал – его носителем являются люди. Он проявляется в идеях, которые воплощены в практике хозяйствования виде различных элементов хозяйственного механизма: различные формы и методы управления экономикой на разных уровнях, традиции и обычаи населения, господствующие в стране в стране социально-политические концепции.
  3.  Собственно научный потенциал научные идеи, которые не воплощены в хозяйственную практику.

Факторы, влияющие на экономический потенциал:

1. Экономические параметры страны, к которым относится размер ее территории, численность населения, величина национального продукта и его структура, размер сельхоз. угодий.

2. Уровень экономического развития: душевые (на душу населения) характеристики  процессов производства и потребления (величина национального продукта на душу населения, фондоемкость, фондоотдача…).

3. Тип хозяйственной структуры. Тут выделяют основные и дополнительные характеристики:

  1.  Основные:
    1.  Степень развития рынка товарного хозяйства
    2.  Доля лиц наемных в общем числе занятых
    3.  Доля занятых в основных отраслях производства
    4.  Уровень урбанизации
    5.  Средняя продолжительность жизни.
  2.  Дополнительные:
    1.  Степень включенности государства в мировое хозяйство (степень открытости экономики)
    2.  Доля экспорта в общем объеме производства
    3.  Размеры зарубежных инвестиций в экономику страны
    4.  Степень конвертируемости денежной единицы государства.
  3.  Динамичность экономического развития:
  •  Темпы роста ключевых отраслей экономики, прежде всего наукоемких.
  •  Темпы роста ВНП.

Таким образом, экономический потенциал страны, отражая национальное богатство, выступает, с одной стороны как результат функционирования и развития национальной экономики и с другой стороны выступает как база для дальнейшего развития экономики.

Для подсчёта нац. богатства используются понятия «активы» и «пассивы».

Пассивы – это задолженность или обязательства по погашению своих долгов.

Активы – объекты собственности (здания, машины, земля, акции и т.д.), которые обеспечивают владельцу определенную экономическую выгоду.

Чистые активы на уровне нац. экономики характеризуют величину нац – го богатства страны.

Состав нац. богатства:

1. Основные фонды: материальные (здания, оборудования, природные ресурсы), и нематериальные (информационные данные, программное обеспечение).

2. Невоспроизводимые активы имеют источник, не связанный с процессом производства (земля, исторические памятники, предметы искусства, объекты интеллектуальной собственности).

3. Финансовые активы – золото, валютные резервы, ценные бумаги и т.д.

Нац. богатство рассчитывается на основе балансов активов и пассивов на начало и конец определённого периода. На определённую дату нац. богатство представляет собой суммарную разницу между активами и пассивами по всем секторам экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25017. Этические проблемы паблик рилейшнз 19.51 KB
  Вопервых это касается этики поведения каждого специалиста PR вовторых этики поведения собственной организации представляемой специалистом. Здесь речь идет о непосредственной зависимости между этикой поведения и успехом компании. Работниками сферы паблик рилейшнз разработано и предложено немало инструкций по этике поведения и руководящих кадров организаций и собственно специалистов данной сферы. Необходимой линией поведения при разрешении большинства из перечисленных проблем является стремление сохранить взаимное доверие между...
25018. Кодексы профессионального поведения специалиста по связям с общественностью 23.79 KB
  Международные кодексы: Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью IPRA; Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз Афинский кодекс; Профессиональная Хартия международного комитета ассоциаций PRконсультантов Римская Хартия; Кодекс профессионального поведения в области PR Лиссабонский кодекс; Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований и др. Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз АФИНСКИЙ КОДЕКС Принят в Афинах Генеральной ассамблеей IPRA в мае...
25021. Лоббирование как одна из технологий PR-службы в сфере управления 20.59 KB
  Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама должна быть распознаваемой без применения специальных знаний и без применения технических средств; Реклама не должна побуждать к агрессии насилию возбуждать панику побуждать к опасным действиям способным нанести вред; формировать негативное отношение к лицам не пользующимся рекламируемыми товарами или осуждать таких лиц. Не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом...
25022. Возникновение, современное состояние и развитие консалтинга в мире 23.85 KB
  Консалтинг как продукт услуга Консалтинг производство советов. Консалтинг это вид интеллектуальных услуг который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Консалтинг как деятельность фирмы Консалтинг это деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг предприятиям организациям физическим лицам по широким вопросам экономики управления и права. Консалтинг как форма предоставления услуги Консалтинг это профессиональная помощь осуществляемая в форме советов рекомендаций и...
25023. Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса 23.68 KB
  Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса Консалтинг в сфере связей с общественностью является разновидностью любого консалтинга а маркетинговые стратегии применимые на рынке консалтинговых услуг частично заимствованы из теоретических основ любого маркетинга услуг. На практике это реализуется управлением финансовой эффективностью бизнеса выбором маркетинговой стратегии развития фирмы и стратегии продвижения услуг. Стратегия маркетинга любых консультационных услуг а также стратегия развития консалтинговой фирмы это набор приемов по...
25024. Виды и формы консультирования в связях с общественностью 31.29 KB
  Методологическая классификация профессионально ориентирована на самих консультантов так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Следует отметить также что классификации публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов часто объединяют предметный и методологический подходы правда ориентируясь больше на первый. Примером такого синтетического подхода классификация Европейского справочникауказателя консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой ФЕАКО. Выделяют два вида экспертного...
25025. Деятельность политического консультанта во время избирательной кампании 94.15 KB
  Избирательная кампания система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Другая причина обусловливающая необходимость психологического сопровождения клиента связана с крайне напряженным ритмом кампании и с тем что личность кандидата его время его работоспособность и самочувствие являются главным ресурсом кампании. Подготовка клиента к публичным выступлениям Полноценная подготовка заключается в написании речей...