58432

Национальная экономика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные цели национальной экономики Макроэкономика изучает: процессы использования разнообразных ресурсов которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики...

Русский

2014-04-25

45 KB

3 чел.

Национальная экономика.

1. Основные цели национальной экономики

Макроэкономика изучает:

  1.  процессы использования разнообразных ресурсов, которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей.
  2.  влияние этих процессов на взаимоотношения между различными экономическими субъектами:
  •  между хозяйственными единицами
  •  между различными социальными группами
  •  между отдельными людьми.

Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики, т.е. экономики отдельной страны.

Основные цели макроэкономики:

  1.  стабильный рост национального объема производства
  2.  стабильный уровень цен
  3.  высокий уровень занятости всех ресурсов (в первую очередь трудовых)
  4.  равновесие внешнеторгового баланса.

Стабильный рост национального объема производства –увеличение выпуска продукции без резких колебаний. Основным показателем стабильного роста национального объема производства является валовой национальный продукт: его величина, структура, динамика. При этом выделяют потенциальный и реальный ВНП:

  1.  Потенциальный ВНП: желаемый уровень, который достигается при стабильном уровне цен, высокой занятости всех ресурсов, равновесии внешнеторгового баланса.
  2.  Реальный ВНП: величина ВНП, полученная национальной экономикой за определенный период времени при сложившемся уровне экономического развития.

Разница между потенциальным и реальным ВНП показывает дефицит ВНП, т.е. ту его величину, которую общество недополучает из-за того, что процессы использования ресурсов организованы неэффективно, не рационально.

Стабильный уровень цен предполагает наличие невысоких темпов роста цен, главным условием стабильности является создание рыночных механизмов, обеспечивающих ценообразование с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры.

Измерителем уровня цен является индекс потребительских цен. Темп роста цен определяет уровень инфляции, который показывает, с какой скоростью изменяются цены за определенный период времени. В общем виде уровень инфляции рассчитывается следующим образом:

Значение уровня инфляции:

  1.  оказывает влияние на уровень жизни людей
  2.  определяет величину реальных доходов всех экономических субъектов.

Высокий уровень занятости всех ресурсов: в экономике существуют условия для использования всех ресурсов, которыми располагает общество и получение владельцами этих ресурсов полноценного дохода. Важное значение имеет использование трудовых ресурсов. Его измерителями является уровень безработицы и виды безработицы.

Уровень безработицы определяется как соотношение между количеством трудоспособного населения, (которое хочет и может работать, но не имеющего работы по не зависящим от них причинам), ко всему трудоспособному населению.

Виды безработицы:

  •  добровольная (фрикционная)
  •  структурная
  •  циклическая

Каждый вид характеризует определенное состояние экономики.

Равновесие внешнеторгового баланса разница между экспортом и импортом.

При этом превышение экспорта над импортом означает наличие отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, превышение – положительного.

2. Структура национальной экономики.

Структура национальной экономики получает выражение в системе пропорций – количественное соотношение между различными частями, секторами, отраслями и сферами экономики.

Основные факторы, которые влияют на систему пропорций заключаются в:

  •  Экономическом потенциале страны
  •  Величина и структура потребностей, которые сформированы в обществе в данный момент времени
  •  Эффективность производства
  •  Рыночная конъюнктура
  •  Механизмы хозяйствования, которые понимаются как системы мер государственного регулирования экономики на микро- и макроуровне.

Пропорции национальной экономики могут быть представлены через:

1. Распределение трудовых ресурсов

2. Распределение основных фондов                     3.Распределение денежных средств

2. Национальное богатство –По своему содержанию экономический потенциал страны представляет собой всю совокупность потребительских стоимостей, которые накоплены обществом за весь период существования и использования для развития производства и для личного потребления населения. Поэтому очень часто экономический потенциал страны отождествляется с национальным богатством. Сюда включаются следующие элементы:

  1.  Физические ресурсы, которыми располагает общество (физическая ресурсная база):
    1.  население страны, характеристиками которого являются: доля трудоспособного населения, возрастная структура населения и др.).
    2.  природные ресурсы
      1.  размер и характер территории
      2.  географическое положение страны
      3.  наличие полезных ископаемых
      4.  почвенно-климатические условия
    3.  материальные ценности, созданные человеком и предназначенные для личного и производственного потребления.

Все эти 3 элемента (a, b, c) никогда не используются в полную мощь. Поэтому выделяют 2-й элемент экономического потенциала:

  1.  Используемые физические ресурсы ( та часть физических ресурсов, которые непосредственно задействованы в экономической деятельности государства): занятое в экономике население, природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот, созданные человеком и используемые в экономической деятельности материальные ценности.
  2.  Невещный ресурсный потенциал – его носителем являются люди. Он проявляется в идеях, которые воплощены в практике хозяйствования виде различных элементов хозяйственного механизма: различные формы и методы управления экономикой на разных уровнях, традиции и обычаи населения, господствующие в стране в стране социально-политические концепции.
  3.  Собственно научный потенциал научные идеи, которые не воплощены в хозяйственную практику.

Факторы, влияющие на экономический потенциал:

1. Экономические параметры страны, к которым относится размер ее территории, численность населения, величина национального продукта и его структура, размер сельхоз. угодий.

2. Уровень экономического развития: душевые (на душу населения) характеристики  процессов производства и потребления (величина национального продукта на душу населения, фондоемкость, фондоотдача…).

3. Тип хозяйственной структуры. Тут выделяют основные и дополнительные характеристики:

  1.  Основные:
    1.  Степень развития рынка товарного хозяйства
    2.  Доля лиц наемных в общем числе занятых
    3.  Доля занятых в основных отраслях производства
    4.  Уровень урбанизации
    5.  Средняя продолжительность жизни.
  2.  Дополнительные:
    1.  Степень включенности государства в мировое хозяйство (степень открытости экономики)
    2.  Доля экспорта в общем объеме производства
    3.  Размеры зарубежных инвестиций в экономику страны
    4.  Степень конвертируемости денежной единицы государства.
  3.  Динамичность экономического развития:
  •  Темпы роста ключевых отраслей экономики, прежде всего наукоемких.
  •  Темпы роста ВНП.

Таким образом, экономический потенциал страны, отражая национальное богатство, выступает, с одной стороны как результат функционирования и развития национальной экономики и с другой стороны выступает как база для дальнейшего развития экономики.

Для подсчёта нац. богатства используются понятия «активы» и «пассивы».

Пассивы – это задолженность или обязательства по погашению своих долгов.

Активы – объекты собственности (здания, машины, земля, акции и т.д.), которые обеспечивают владельцу определенную экономическую выгоду.

Чистые активы на уровне нац. экономики характеризуют величину нац – го богатства страны.

Состав нац. богатства:

1. Основные фонды: материальные (здания, оборудования, природные ресурсы), и нематериальные (информационные данные, программное обеспечение).

2. Невоспроизводимые активы имеют источник, не связанный с процессом производства (земля, исторические памятники, предметы искусства, объекты интеллектуальной собственности).

3. Финансовые активы – золото, валютные резервы, ценные бумаги и т.д.

Нац. богатство рассчитывается на основе балансов активов и пассивов на начало и конец определённого периода. На определённую дату нац. богатство представляет собой суммарную разницу между активами и пассивами по всем секторам экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52948. London Virtual Tour. The Places of Interest in London 300.5 KB
  T.: The theme of our lesson is “Virtual tour about London”. Today we’ll speak about sightseeing in London. We’ll learn some new facts about London, places of its interest by reading, speaking, listening, watching the presentation of your classmates, where some of you will be guides; we’ll do quiz and tests.
52949. Англійська мова з «Family and Friends» - весело і цікаво! 94 KB
  Як мені здається, ми ще не мали такого підручника, який би так ефективно і ефектно поєднував методику навчання англйської мови її носіїв і методику навчання мови як іноземної. А сам вчитель вперше отримав повне методичне забезпечення: не лише класичний комплект (Class Book, Workbook) та книжку для вчителя, а й повний дедактичний комплект.
52950. Being a Personality 281 KB
  Good morning pupils! I’m glad to see you at our lesson. I want to announce that we are going to speak about family relations today. I want you to accumulate a better vision of the subject that seems to be so trivial at first sight. Really, what can be said about a family? But we are to remember that it is a very complicated phenomenon. It’s worth investigating and that is what we are going to do today.
52951. My family and friends 28 KB
  A to repeat and to actualize lexics on the given topic, to prove grammar material (Past Simple Tense),to learn to put general and special question and answer them B to develop communicative and reading skills, to practice in speaking C to develop ability to form your own point of view D to bring up politeness in intercourse
52952. Famous People of the World. William Shakespeare 30 KB
  T: Look at the blackboard. You can see a portrait of a famous man. Do you know who he is? P: He is W. Shakespeare. T: You are right. Today we will speak about one of the famous people of the world- William Shakespeare, his life and work, his role in English literature. I hope you’ll learn many interesting things about this poet.
52953. Life of a Society. Famous people of the USA 48.5 KB
  Today we start learning a new theme “Life of a Society. Famous people of the USA”. While learning this theme you’ll extend your imagination about some famous people of the USA, there deeds, inventions, interests. You’ll learn how there deeds and ideas have changed life of a society, and have made and still are making history. You’ll extend your vocabulary and broaden your world outlook, practise skills of making simple projects. And I hope, you’ll enjoy English.
52955. Чарівні фарби 52.5 KB
  Яка одноманітна похмура і незвична картина виходить Виявляється дуже багато в нашому житті означає колір Маки червоні. Будьякий предмет має свій колір. Через колір ми пізнаємо природу що нас оточує. Що ж таке колір Яка його природа Чому одні предмети сині інші червоні а треті зелені Щоб відповісти на це запитання відгадайте загадку: Що у світі най світліше Наймиліше найтепліше Все від нього навкруги Набирається снаги.
52956. Їжа. Фрукти та овочі 37.5 KB
  Розглянь малюнки і скажи, яку піцу любить Джулія, а яку Мері.T: What does Julia like on her pizza? P: She like tomatoes, cheese, sausage and a cucumber on her pizza. T: What does Mary like on her pizza? P: She like meat, eggs, onion, mushrooms, tomatoes and some oil on her pizza. Згадування слів usually, never. Гра “Find the difference”.s n pple Wht colour is this fruit Its red. T: Wht does Juli like on her pizz P: She like tomtoes cheese susge nd cucumber on her pizz. T: Wht does Mry like on her pizz P: She like met eggs onion mushrooms tomtoes nd some oil on her pizz. T: Wht is yellow in your picture P: Bnns lemons nd oil.