58438

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.

Русский

2014-06-05

67 KB

0 чел.

Урок 29. Религия древних греков

I. Вопросы и задания для повторения:

  1.  С чего начинается поэма «Илиада»? Чем заканчивается?
  2.  О чем повествуется в «Одиссее»?
  3.  Расскажите коротко, что пришлось испытать Одиссею и где пригодились его ум и находчивость?

4. Расскажите понравившийся эпизод из «Одиссеи»?
      3. О ком идет речь:

Видам и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся Грозно.

У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин.

-Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака.

- Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки

- Царь феаков на острове Схерия; мудрый, гостеприимный великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на Родину.

-Слепой певец у фракийского царя Алкиноя,

6.Какое испытание назначила женихам Пенелопа? Кто его выдержал?

Учитель: Пенелопа не могла поверить, что перед ней стоит Одиссей, супруг, вернувшийся домой после десяти лет странствий, и решила выяснить истину.

Она приказала служанке Эвриклее выдвинуть ложе из опочивальни, на котором бы гость мог отдохнуть.

- Не трудись, няня! - рассмеялся Одиссей. - Ложе, о котором говорит Пенелопа, не сдвинуть с места и мне! Ведь оно вырублено из пня высохшей сливы, чьи корни до сих пор уходят в землю!

Заплакала Пенелопа от радости и бросилась в объятия Одиссея. Ведь только она и он знали эту тайну.

  1.  Прочитайте (или расскажите) миф о Геракле (стр. 132 учебника, внизу). Объясните значение выражения «авгиевы конюшни» (Грязное помещение, запущенность, беспорядок в делах).
  2.  О каких крылатых выражениях идет речь?

-Богатство, которым стремятся овладеть. (Золотое руно). 

- Оказаться в положении, когда со всех сторон угрожает
опасность. (Между Сциллой и Харибдой).

- Нескончаемая работа. (Работа Пенелопы).

 -Причины спора, вражды- (Яблоко раздора).

Путеводная топь, помогающая выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны).

Слабое, уязвимое место: (Ахиллесова пята).

9. Правильно распределите героев поэм: Полифем, Патрокл, Агамемнон, Одиссей, Приам, Посейдон, Гектор, Навсикая, Андромаха, Пенелопа, Ахиллес, Алкиной.

 I вариант II вариант

«Илиада» «Одиссея»

? ?

П. Новая тема

Так же, как и у других народов древнего мира, у греков зародились религиозные верования, отражение которых мы находим в мифах;

Вопрос: Вспомните, что такое религия, каковы причины ее возникновения?

Представления греков о происхождении богов и Мира раскрывает древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».

В начале был хаос, из которого произошла богиня земля Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар - мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гомера - день,

Земля породила Небо - Урана, стала его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса, Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.

Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли. По ее призыву младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.

Хронос (или Крон), желая обезопасить себя от судьбы своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев проглотить пятерых; богиню очага Гестию, богиню плодородия Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, дочь Урана и Геи, по совету своих родителей отправилась на Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки.

Зевс вырос, возмужал, узнало судьбе своих братьев я сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Решающая битва произошла в Южной части Греции - в Олимпии, где великим древнегреческим скульптором Фидием были воздвигнуты храм и статуя Зевса. Именно здесь было положено начало Олимпийским играм.

Сам же Зевс, по греческой мифологии, стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов (гора Олимп находится в Северной Греции); расположенным под землей царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями.

Супруга Зевса - Гера, богиня брака, ее эмблема - корона и покрывало, ее посланница - богиня радуги Ирида.

Деметра была покровительницей злаков и сельского хозяйства. Ее дочь Персефону похитил Аид, и она стала царствовать в подземном царстве...

Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе? (стр. 129, 2 пункт)

На доске вывешивается схема, учитель продолжает раскрывать тему, обращая внимание учащихся на схему:

l. Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен. (Мифы о Посейдоне, Гелиосе, Луне и т.д.)

2. В мифах отражены представления людей о загробном мире. (Миф об Аиде. Он властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром; носятся там души умерших, жалуясь на свою, судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.)

Какое  явление отражено в сказании об Аиде? (Смерть)

3. Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, рек, морей и т.д. (Миф о споре Афины с Посейдоном, о Тесее и Минотавре и др.)

4. Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное. (Миф об аргонавтах)

5.  В мифах отразилась хозяйственная деятельность греков. (Мифы о Дионисе, Гефесте, Гермесе...)

 Задание: Прочитайте миф «О Дионисе и морских разбойниках» на стр. 131 (внизу),

Гефест - сын Зевса и Геры, бог всех ремесел, но в основном - кузнечного. Когда великой Гере показали некрасивого хилого сына, она рассердилась и сбросила его с Олимпа на землю. С тех пор Гефест охромел, но вырос могучим и умелым.

6. Греки воспевали физическую красоту, силу, ловкость, смелость. (12 подвигов Геракла)

7.  В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

8. В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. (Миф о Прометее)

Задание: Прочитайте этот миф (п. 3 §28). Что привлекает нас в Прометее и Геракле?

9. В мифах отражены искусство и культуре Древней  Греции.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Так же, как и в религии народов Древнего Востока, перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Вопрос: Кокой народ, в отличие от древних греков! верил только в одного бога, создавшего весь мир?

Так же, как и на Востоке, религия греков учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. О том, какой же общественный порядок сложился у древних греков, чем они занимались, каков был их быт и культура, мы узнаем на следующих занятиях.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §28, ответьте на вопросы к параграфу.
  2.  Подготовьтесь пересказать понравившийся вам миф.

*Выпишите героев мифов и краткое содержание мифов в книжку-самиздат.

Приложение.

Задание № 1.

1 − бог подземного мира.

2 − бог войны.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

5 − бог моря.

1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

3 − бог красоты.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

Задание №2. Соотнести понятие с именем.

1. Дельфин

1. Дионис

2. Павлин

2. Афина

3. Молния

3. Гермес

4. Сова

4. Зевс

5. Ястреб

5. Аполлон

6. Лавр

6. Арес

7. Жезл с виноградной лозой*

7. Артемида

8. Лань

8. Афродита

9. Роза и голуби

9. Деметра

10. Пшеничный колос

10. Посейдон

11. Крылатые сандалии

11. Гера

Задание №3. Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?


PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82839. Вода в організмі людини: роль і вміст 61 KB
  Кожна жива клітка організму людини містить цілющий водний розчин різних живильних речовин. В цілому організм людини перебуває на 8650 з води 86 у новонародженого і 50 у старого. Значення води в житті людини визначається тими функціями і тією величезною часткою яку вона займає в загальній...
82840. Медицина в средние века 34.72 KB
  В течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой. Как доказательство, приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы...
82841. Стан природи і настрій людини в поезіях Лесі Українки. Розповідь про життя і творчість поетеси. Вірш «Давня весна» 49 KB
  Розширити поглибити й узагальнити знання учнів про дитячі роки поетеси її творчість; викликати емоційне сприйняття; розкрити вплив природи на настрій і почуття поетеси удосконалювати вміння порівнювати; знаходити і пояснювати метафори; розвивати виразність читання; образне мислення уяву.
82842. Леся Українка (стаття). Леся Українка. Вірш «Мамо, іде вже зима» 71 KB
  Тип уроку: комбінований. Обладнання: портрет Лесі Українки виставка видань її книжок підручник картки із завданнями магнітофон проектор мультимедійна дошка презентація до уроку. До уроку додається слайдова презентація яка стимулює пізнавальну активність учнів.
82843. Развитие речи. Толерантность. Деформированный текст с творческим заданием 36.5 KB
  Какие три слова стали законом в семье где царили мир и согласие Любовь прощение терпение Всё это можно назвать одним словом Толерантность запишем его Толерантность II. Наверно это слово было вам незнакомо но в современном мире вы не раз его услышите поэтому сегодня на уроке мы познакомимся...
82844. Склонение имен существительных 37 KB
  Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.
82846. Умови життя тварин. Боротьба тварин за життя 46 KB
  Мета: формувати поняття необхідні умови для життя рослиноїдних хижих і всеїдних тварин уявлення про ознаки пристосування тварин до добування корму; виховувати спостережливість любов до природи та бережливе ставлення до неї. Які групи тварин ви знаєте Як вони поділяються за способом живлення...
82847. Навколишнє середовище (довкілля) тварин. Як тварини пристосувалися до різних умов навколишнього середовища. Охорона тварин 143 KB
  Мета: формувати елементарні поняття про навколишнє середовище тварин та необхідні умови для їх життя уявлення про деякі ознаки пристосування тварин до умов навколишнього середовища та пристосування до захисту від ворогів у природі...