58438

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.

Русский

2014-06-05

67 KB

0 чел.

Урок 29. Религия древних греков

I. Вопросы и задания для повторения:

  1.  С чего начинается поэма «Илиада»? Чем заканчивается?
  2.  О чем повествуется в «Одиссее»?
  3.  Расскажите коротко, что пришлось испытать Одиссею и где пригодились его ум и находчивость?

4. Расскажите понравившийся эпизод из «Одиссеи»?
      3. О ком идет речь:

Видам и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся Грозно.

У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин.

-Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака.

- Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки

- Царь феаков на острове Схерия; мудрый, гостеприимный великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на Родину.

-Слепой певец у фракийского царя Алкиноя,

6.Какое испытание назначила женихам Пенелопа? Кто его выдержал?

Учитель: Пенелопа не могла поверить, что перед ней стоит Одиссей, супруг, вернувшийся домой после десяти лет странствий, и решила выяснить истину.

Она приказала служанке Эвриклее выдвинуть ложе из опочивальни, на котором бы гость мог отдохнуть.

- Не трудись, няня! - рассмеялся Одиссей. - Ложе, о котором говорит Пенелопа, не сдвинуть с места и мне! Ведь оно вырублено из пня высохшей сливы, чьи корни до сих пор уходят в землю!

Заплакала Пенелопа от радости и бросилась в объятия Одиссея. Ведь только она и он знали эту тайну.

  1.  Прочитайте (или расскажите) миф о Геракле (стр. 132 учебника, внизу). Объясните значение выражения «авгиевы конюшни» (Грязное помещение, запущенность, беспорядок в делах).
  2.  О каких крылатых выражениях идет речь?

-Богатство, которым стремятся овладеть. (Золотое руно). 

- Оказаться в положении, когда со всех сторон угрожает
опасность. (Между Сциллой и Харибдой).

- Нескончаемая работа. (Работа Пенелопы).

 -Причины спора, вражды- (Яблоко раздора).

Путеводная топь, помогающая выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны).

Слабое, уязвимое место: (Ахиллесова пята).

9. Правильно распределите героев поэм: Полифем, Патрокл, Агамемнон, Одиссей, Приам, Посейдон, Гектор, Навсикая, Андромаха, Пенелопа, Ахиллес, Алкиной.

 I вариант II вариант

«Илиада» «Одиссея»

? ?

П. Новая тема

Так же, как и у других народов древнего мира, у греков зародились религиозные верования, отражение которых мы находим в мифах;

Вопрос: Вспомните, что такое религия, каковы причины ее возникновения?

Представления греков о происхождении богов и Мира раскрывает древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».

В начале был хаос, из которого произошла богиня земля Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар - мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гомера - день,

Земля породила Небо - Урана, стала его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса, Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.

Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли. По ее призыву младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.

Хронос (или Крон), желая обезопасить себя от судьбы своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев проглотить пятерых; богиню очага Гестию, богиню плодородия Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, дочь Урана и Геи, по совету своих родителей отправилась на Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки.

Зевс вырос, возмужал, узнало судьбе своих братьев я сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Решающая битва произошла в Южной части Греции - в Олимпии, где великим древнегреческим скульптором Фидием были воздвигнуты храм и статуя Зевса. Именно здесь было положено начало Олимпийским играм.

Сам же Зевс, по греческой мифологии, стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов (гора Олимп находится в Северной Греции); расположенным под землей царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями.

Супруга Зевса - Гера, богиня брака, ее эмблема - корона и покрывало, ее посланница - богиня радуги Ирида.

Деметра была покровительницей злаков и сельского хозяйства. Ее дочь Персефону похитил Аид, и она стала царствовать в подземном царстве...

Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе? (стр. 129, 2 пункт)

На доске вывешивается схема, учитель продолжает раскрывать тему, обращая внимание учащихся на схему:

l. Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен. (Мифы о Посейдоне, Гелиосе, Луне и т.д.)

2. В мифах отражены представления людей о загробном мире. (Миф об Аиде. Он властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром; носятся там души умерших, жалуясь на свою, судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.)

Какое  явление отражено в сказании об Аиде? (Смерть)

3. Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, рек, морей и т.д. (Миф о споре Афины с Посейдоном, о Тесее и Минотавре и др.)

4. Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное. (Миф об аргонавтах)

5.  В мифах отразилась хозяйственная деятельность греков. (Мифы о Дионисе, Гефесте, Гермесе...)

 Задание: Прочитайте миф «О Дионисе и морских разбойниках» на стр. 131 (внизу),

Гефест - сын Зевса и Геры, бог всех ремесел, но в основном - кузнечного. Когда великой Гере показали некрасивого хилого сына, она рассердилась и сбросила его с Олимпа на землю. С тех пор Гефест охромел, но вырос могучим и умелым.

6. Греки воспевали физическую красоту, силу, ловкость, смелость. (12 подвигов Геракла)

7.  В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

8. В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. (Миф о Прометее)

Задание: Прочитайте этот миф (п. 3 §28). Что привлекает нас в Прометее и Геракле?

9. В мифах отражены искусство и культуре Древней  Греции.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Так же, как и в религии народов Древнего Востока, перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Вопрос: Кокой народ, в отличие от древних греков! верил только в одного бога, создавшего весь мир?

Так же, как и на Востоке, религия греков учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. О том, какой же общественный порядок сложился у древних греков, чем они занимались, каков был их быт и культура, мы узнаем на следующих занятиях.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §28, ответьте на вопросы к параграфу.
  2.  Подготовьтесь пересказать понравившийся вам миф.

*Выпишите героев мифов и краткое содержание мифов в книжку-самиздат.

Приложение.

Задание № 1.

1 − бог подземного мира.

2 − бог войны.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

5 − бог моря.

1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

3 − бог красоты.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

Задание №2. Соотнести понятие с именем.

1. Дельфин

1. Дионис

2. Павлин

2. Афина

3. Молния

3. Гермес

4. Сова

4. Зевс

5. Ястреб

5. Аполлон

6. Лавр

6. Арес

7. Жезл с виноградной лозой*

7. Артемида

8. Лань

8. Афродита

9. Роза и голуби

9. Деметра

10. Пшеничный колос

10. Посейдон

11. Крылатые сандалии

11. Гера

Задание №3. Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?


PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29341. Бинарное изображение и битовая карта 49.5 KB
  На воспроизведение штрихового изображения влияют 2 группы факторов: 1 группа – факторы определяющие зону размытия пограничной кривой. Определяет резкость изображения на входе аналогично фокусировке в системе фотоаппарата фактор апертурной фильтрации. Эта дискретность возникает как на стадии сканирования вследствие строчной развертки так и на стадии синтеза изображения так же вследствие строчной развертки. В целом границу такого дискретизированного изображения вследствие возникшей ступенчатой структуры можно также представить в виде...
29342. Воспроизведение тонового изображения 46 KB
  Это оригиналы представленные в виде цифровых изображений изготовленных цифровым способом: с помощью цифровых фотокамер методом сканирования. Эта обработка в основном соответствует той обработке в которой нуждаются оригиналы первого класса в системах цифровой обработки. Традиционные оригиналы представляют собой оригиналы аналогового типа в отличие от оригиналов второго класса которые всегда имеют дискретизацию двух видов: в пространстве и по уровню.
29343. Требования к точности для разных классификаций оригиналов 44 KB
  Однако в случае невозможности создания колометрически точного воспроизведения возможно 2 пути решения: 1 – формирование колометрически точного воспроизведения большинства цветов изображения и сведения к максимальному приближению тех цветов которые находятся вне цветового охвата. В случае воспроизведения изображения для каталогов цвета чаще всего не являются насыщенными и входят в цветовой охват и задачей является точное воспроизведение необходимых цветов возможно даже за счет искажения цветов окружающих предметов. Ко второму классу...
29344. Special Literary Vocabulary 24.36 KB
  A term unlike other words directs the mind to the essential quality of the thing phenomenon or action as seen by the scientist in the light of his own conceptualization. With the increase of general education and the expansion of technique to satisfy the evergrowing needs and desires of mankind many words that were once terms have gradually lost their quality as terms and have passed into the common literary or even neutral vocabulary. Such words as 'radio' 'television' and the like have long been incommon use and their terminological...
29345. Special Colloquial Vocabulary 22.56 KB
  The first thing that strikes the scholar is the fact that no other European language has singled out a special layer of vocabulary and named it slang though all of them distinguish such groups of words as jargon cant and the like. Webster's Third New International Dictionary gives the following meanings of the term: Slang [origin unknown] 1: language peculiar to a particular group: as a: the special and often secret vocabulary used by class as thieves beggars; b: the jargon used by or associated with a particular trade profession or...
29346. Phonetic Expressive Means and Stylistic Devices 18.9 KB
  This is the way a word a phrase or a sentence sounds. The sound of most words taken separately will have little or no aesthetic value. The way a separate word sounds may produce a certain euphonic impression but this is a matter of individual perception and feeling and therefore subjective. In poetry we cannot help feeling that the arrangement of sounds carries a definite aesthetic function.
29347. Lexical Expressive Means and Stylistic Devices 21.57 KB
  By being forcibly linked together the elements acquire a slight modification of meaning. The elevated ancestors simile unhallowed disturb in the now obsolete meaning of tear to pieces are put alongside the colloquial contraction the Country's the country is and the colloquial done for. Interaction of different of different types of lexical meaning Words in context as has been pointed out may acquire additional lexical meanings not fixed in dictionaries what we have called contextual meanings. The latter may sometimes deviate from...
29348. Interaction of primary and derivative logical meanings. Stylistic Devices Based on Polysemantic Effect, Zeugma and Pun 23.92 KB
  Epithet is a stylistic device based on the interplay of emotive and logical meanings in an attributive word emotionally colored attitude of the speaker to the object he describes. 1 – refer the mind to the concept due to some quality of the object it is attached to. 2 – attributes used to characterize the object by adding a feature unexpected in it. One of the two members of oxymoron illuminates the feature observed while the other one offers a purely subjective individual perception of the object.
29349. Syntactical expressive means and stylistic devices 23.95 KB
  Its expressive effect may be based on the absence of logically required components of speech parts of the sentence formal words or on the other hand on a superabundance of components of speech; they may be founded on an unusual order of components of speech the change of meaning of syntactical constructions and other phenomena. The object is placed at the beginning of the sentence: Talent Mr. The adverbial modifier is placed at the beginning of the sentence: My dearest daughter at your feet I fall. However in modern English and American...