58438

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.

Русский

2014-06-05

67 KB

0 чел.

Урок 29. Религия древних греков

I. Вопросы и задания для повторения:

  1.  С чего начинается поэма «Илиада»? Чем заканчивается?
  2.  О чем повествуется в «Одиссее»?
  3.  Расскажите коротко, что пришлось испытать Одиссею и где пригодились его ум и находчивость?

4. Расскажите понравившийся эпизод из «Одиссеи»?
      3. О ком идет речь:

Видам и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся Грозно.

У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин.

-Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака.

- Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки

- Царь феаков на острове Схерия; мудрый, гостеприимный великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на Родину.

-Слепой певец у фракийского царя Алкиноя,

6.Какое испытание назначила женихам Пенелопа? Кто его выдержал?

Учитель: Пенелопа не могла поверить, что перед ней стоит Одиссей, супруг, вернувшийся домой после десяти лет странствий, и решила выяснить истину.

Она приказала служанке Эвриклее выдвинуть ложе из опочивальни, на котором бы гость мог отдохнуть.

- Не трудись, няня! - рассмеялся Одиссей. - Ложе, о котором говорит Пенелопа, не сдвинуть с места и мне! Ведь оно вырублено из пня высохшей сливы, чьи корни до сих пор уходят в землю!

Заплакала Пенелопа от радости и бросилась в объятия Одиссея. Ведь только она и он знали эту тайну.

  1.  Прочитайте (или расскажите) миф о Геракле (стр. 132 учебника, внизу). Объясните значение выражения «авгиевы конюшни» (Грязное помещение, запущенность, беспорядок в делах).
  2.  О каких крылатых выражениях идет речь?

-Богатство, которым стремятся овладеть. (Золотое руно). 

- Оказаться в положении, когда со всех сторон угрожает
опасность. (Между Сциллой и Харибдой).

- Нескончаемая работа. (Работа Пенелопы).

 -Причины спора, вражды- (Яблоко раздора).

Путеводная топь, помогающая выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны).

Слабое, уязвимое место: (Ахиллесова пята).

9. Правильно распределите героев поэм: Полифем, Патрокл, Агамемнон, Одиссей, Приам, Посейдон, Гектор, Навсикая, Андромаха, Пенелопа, Ахиллес, Алкиной.

 I вариант II вариант

«Илиада» «Одиссея»

? ?

П. Новая тема

Так же, как и у других народов древнего мира, у греков зародились религиозные верования, отражение которых мы находим в мифах;

Вопрос: Вспомните, что такое религия, каковы причины ее возникновения?

Представления греков о происхождении богов и Мира раскрывает древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».

В начале был хаос, из которого произошла богиня земля Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар - мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гомера - день,

Земля породила Небо - Урана, стала его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса, Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.

Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли. По ее призыву младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.

Хронос (или Крон), желая обезопасить себя от судьбы своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев проглотить пятерых; богиню очага Гестию, богиню плодородия Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, дочь Урана и Геи, по совету своих родителей отправилась на Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки.

Зевс вырос, возмужал, узнало судьбе своих братьев я сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Решающая битва произошла в Южной части Греции - в Олимпии, где великим древнегреческим скульптором Фидием были воздвигнуты храм и статуя Зевса. Именно здесь было положено начало Олимпийским играм.

Сам же Зевс, по греческой мифологии, стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов (гора Олимп находится в Северной Греции); расположенным под землей царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями.

Супруга Зевса - Гера, богиня брака, ее эмблема - корона и покрывало, ее посланница - богиня радуги Ирида.

Деметра была покровительницей злаков и сельского хозяйства. Ее дочь Персефону похитил Аид, и она стала царствовать в подземном царстве...

Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе? (стр. 129, 2 пункт)

На доске вывешивается схема, учитель продолжает раскрывать тему, обращая внимание учащихся на схему:

l. Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен. (Мифы о Посейдоне, Гелиосе, Луне и т.д.)

2. В мифах отражены представления людей о загробном мире. (Миф об Аиде. Он властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром; носятся там души умерших, жалуясь на свою, судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.)

Какое  явление отражено в сказании об Аиде? (Смерть)

3. Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, рек, морей и т.д. (Миф о споре Афины с Посейдоном, о Тесее и Минотавре и др.)

4. Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное. (Миф об аргонавтах)

5.  В мифах отразилась хозяйственная деятельность греков. (Мифы о Дионисе, Гефесте, Гермесе...)

 Задание: Прочитайте миф «О Дионисе и морских разбойниках» на стр. 131 (внизу),

Гефест - сын Зевса и Геры, бог всех ремесел, но в основном - кузнечного. Когда великой Гере показали некрасивого хилого сына, она рассердилась и сбросила его с Олимпа на землю. С тех пор Гефест охромел, но вырос могучим и умелым.

6. Греки воспевали физическую красоту, силу, ловкость, смелость. (12 подвигов Геракла)

7.  В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

8. В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. (Миф о Прометее)

Задание: Прочитайте этот миф (п. 3 §28). Что привлекает нас в Прометее и Геракле?

9. В мифах отражены искусство и культуре Древней  Греции.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Так же, как и в религии народов Древнего Востока, перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Вопрос: Кокой народ, в отличие от древних греков! верил только в одного бога, создавшего весь мир?

Так же, как и на Востоке, религия греков учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. О том, какой же общественный порядок сложился у древних греков, чем они занимались, каков был их быт и культура, мы узнаем на следующих занятиях.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §28, ответьте на вопросы к параграфу.
  2.  Подготовьтесь пересказать понравившийся вам миф.

*Выпишите героев мифов и краткое содержание мифов в книжку-самиздат.

Приложение.

Задание № 1.

1 − бог подземного мира.

2 − бог войны.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

5 − бог моря.

1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

3 − бог красоты.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

Задание №2. Соотнести понятие с именем.

1. Дельфин

1. Дионис

2. Павлин

2. Афина

3. Молния

3. Гермес

4. Сова

4. Зевс

5. Ястреб

5. Аполлон

6. Лавр

6. Арес

7. Жезл с виноградной лозой*

7. Артемида

8. Лань

8. Афродита

9. Роза и голуби

9. Деметра

10. Пшеничный колос

10. Посейдон

11. Крылатые сандалии

11. Гера

Задание №3. Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?


PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46813. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста 31.5 KB
  Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры роль которую берет на себя ребенок ее суть выполнение действия.
46814. Текстовый процессор Word. Методические указания к лабораторным работам 483 KB
  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для ряда технических специальностей выпускник должен владеть компьютерными методами сбора
46815. Сущность и содержание институциональных интересов субъектов рыночной экономики. Трактовка институционального интереса в трудах Т. Веблена, Дж. Коммонса, А. Шюллера, Ф. Петерхоффа 31.54 KB
  К жестким ценностям относят настойчивость высокую значимость работы успех и конкуренцию ценность карьерного роста и др. Харрод в своем исследовании заключается в том чтобы найти механизмы обеспечения такого темпа роста который позволил бы достигнуть полной загрузки производственных мощностей и полной занятости растущего населения. Харрод исходит из того что темп роста главным образом зависит от объема инвестиций и вводит понятие капитальный коэффициент с. Этот коэффициент демонстрирует уровень капиталоемкости прироста т.
46816. Специальные налоговые режимы. Мировая валютная система и формы ее организации 33.55 KB
  Основные элементы мировой и региональной валютных систем: международные платежные средства выполняющие роль мировых денег; условия и режимы обратимости валют; механизм и режим валютных курсов; формы международных расчетов; кредитные орудия обращения и порядок их использования в международных расчетах; международные ликвидные активы и порядок их регулирования; режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты регулирующие валютные отношения. А1 Наиболее ликвидные активы денежные средства и краткосрочные...
46817. Медицина. Прнципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств 28.4 KB
  Так на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы слуховой и зрительный реже отводящий и тройничный создавая определенную клиническую картину. В ряде случаев при менингитах воспалительный процесс не ограничивается мозговыми оболочками а распространяется на вещество мозга которое также подвергается различным патологическим нарушениям менингоэнцефалит....
46818. Функции менеджмента 31.65 KB
  Экономическое прогнозирование это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Стратегическое планирование высший уровень это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. вписываются в такую систему при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей...
46819. Рыночная система и рыночный механизм 33.07 KB
  Рыночная экономика это экономическая система основанная на принципах свободного предпринимательства многообразия форм собственности на средства производства рыночного ценообразования договорных отношений между хозяйствующими субъектами ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. черты: основа экономики частная собственность на средства производства; многообразие форм собственности и хозяйствования; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные...
46820. Статистика уровня жизни населения 32.18 KB
  Статистика уровня жизни населения. Доходы и расходы населения. Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВНП на душу населения национальный доход на душу населения объем потребления на душу населения и ряд других. Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики демографической статистики труда статистики цен социальной статистики материалы выборочных обследований бюджетов...