58438

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.

Русский

2014-06-05

67 KB

0 чел.

Урок 29. Религия древних греков

I. Вопросы и задания для повторения:

  1.  С чего начинается поэма «Илиада»? Чем заканчивается?
  2.  О чем повествуется в «Одиссее»?
  3.  Расскажите коротко, что пришлось испытать Одиссею и где пригодились его ум и находчивость?

4. Расскажите понравившийся эпизод из «Одиссеи»?
      3. О ком идет речь:

Видам и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся Грозно.

У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин.

-Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака.

- Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки

- Царь феаков на острове Схерия; мудрый, гостеприимный великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на Родину.

-Слепой певец у фракийского царя Алкиноя,

6.Какое испытание назначила женихам Пенелопа? Кто его выдержал?

Учитель: Пенелопа не могла поверить, что перед ней стоит Одиссей, супруг, вернувшийся домой после десяти лет странствий, и решила выяснить истину.

Она приказала служанке Эвриклее выдвинуть ложе из опочивальни, на котором бы гость мог отдохнуть.

- Не трудись, няня! - рассмеялся Одиссей. - Ложе, о котором говорит Пенелопа, не сдвинуть с места и мне! Ведь оно вырублено из пня высохшей сливы, чьи корни до сих пор уходят в землю!

Заплакала Пенелопа от радости и бросилась в объятия Одиссея. Ведь только она и он знали эту тайну.

  1.  Прочитайте (или расскажите) миф о Геракле (стр. 132 учебника, внизу). Объясните значение выражения «авгиевы конюшни» (Грязное помещение, запущенность, беспорядок в делах).
  2.  О каких крылатых выражениях идет речь?

-Богатство, которым стремятся овладеть. (Золотое руно). 

- Оказаться в положении, когда со всех сторон угрожает
опасность. (Между Сциллой и Харибдой).

- Нескончаемая работа. (Работа Пенелопы).

 -Причины спора, вражды- (Яблоко раздора).

Путеводная топь, помогающая выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны).

Слабое, уязвимое место: (Ахиллесова пята).

9. Правильно распределите героев поэм: Полифем, Патрокл, Агамемнон, Одиссей, Приам, Посейдон, Гектор, Навсикая, Андромаха, Пенелопа, Ахиллес, Алкиной.

 I вариант II вариант

«Илиада» «Одиссея»

? ?

П. Новая тема

Так же, как и у других народов древнего мира, у греков зародились религиозные верования, отражение которых мы находим в мифах;

Вопрос: Вспомните, что такое религия, каковы причины ее возникновения?

Представления греков о происхождении богов и Мира раскрывает древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».

В начале был хаос, из которого произошла богиня земля Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар - мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гомера - день,

Земля породила Небо - Урана, стала его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса, Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.

Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли. По ее призыву младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.

Хронос (или Крон), желая обезопасить себя от судьбы своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев проглотить пятерых; богиню очага Гестию, богиню плодородия Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, дочь Урана и Геи, по совету своих родителей отправилась на Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки.

Зевс вырос, возмужал, узнало судьбе своих братьев я сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Решающая битва произошла в Южной части Греции - в Олимпии, где великим древнегреческим скульптором Фидием были воздвигнуты храм и статуя Зевса. Именно здесь было положено начало Олимпийским играм.

Сам же Зевс, по греческой мифологии, стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов (гора Олимп находится в Северной Греции); расположенным под землей царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями.

Супруга Зевса - Гера, богиня брака, ее эмблема - корона и покрывало, ее посланница - богиня радуги Ирида.

Деметра была покровительницей злаков и сельского хозяйства. Ее дочь Персефону похитил Аид, и она стала царствовать в подземном царстве...

Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе? (стр. 129, 2 пункт)

На доске вывешивается схема, учитель продолжает раскрывать тему, обращая внимание учащихся на схему:

l. Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен. (Мифы о Посейдоне, Гелиосе, Луне и т.д.)

2. В мифах отражены представления людей о загробном мире. (Миф об Аиде. Он властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром; носятся там души умерших, жалуясь на свою, судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.)

Какое  явление отражено в сказании об Аиде? (Смерть)

3. Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, рек, морей и т.д. (Миф о споре Афины с Посейдоном, о Тесее и Минотавре и др.)

4. Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное. (Миф об аргонавтах)

5.  В мифах отразилась хозяйственная деятельность греков. (Мифы о Дионисе, Гефесте, Гермесе...)

 Задание: Прочитайте миф «О Дионисе и морских разбойниках» на стр. 131 (внизу),

Гефест - сын Зевса и Геры, бог всех ремесел, но в основном - кузнечного. Когда великой Гере показали некрасивого хилого сына, она рассердилась и сбросила его с Олимпа на землю. С тех пор Гефест охромел, но вырос могучим и умелым.

6. Греки воспевали физическую красоту, силу, ловкость, смелость. (12 подвигов Геракла)

7.  В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

8. В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. (Миф о Прометее)

Задание: Прочитайте этот миф (п. 3 §28). Что привлекает нас в Прометее и Геракле?

9. В мифах отражены искусство и культуре Древней  Греции.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Так же, как и в религии народов Древнего Востока, перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Вопрос: Кокой народ, в отличие от древних греков! верил только в одного бога, создавшего весь мир?

Так же, как и на Востоке, религия греков учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. О том, какой же общественный порядок сложился у древних греков, чем они занимались, каков был их быт и культура, мы узнаем на следующих занятиях.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §28, ответьте на вопросы к параграфу.
  2.  Подготовьтесь пересказать понравившийся вам миф.

*Выпишите героев мифов и краткое содержание мифов в книжку-самиздат.

Приложение.

Задание № 1.

1 − бог подземного мира.

2 − бог войны.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

5 − бог моря.

1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

3 − бог красоты.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

Задание №2. Соотнести понятие с именем.

1. Дельфин

1. Дионис

2. Павлин

2. Афина

3. Молния

3. Гермес

4. Сова

4. Зевс

5. Ястреб

5. Аполлон

6. Лавр

6. Арес

7. Жезл с виноградной лозой*

7. Артемида

8. Лань

8. Афродита

9. Роза и голуби

9. Деметра

10. Пшеничный колос

10. Посейдон

11. Крылатые сандалии

11. Гера

Задание №3. Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?


PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76717. Антивирусы 31.64 KB
  Антивирусное ПО, пришлось ждать не долго, оно появилось сразу после появления первых вредоносных программ. В нынешний момент над разработкой антивирусных программ трудятся целые корпорации во главе с тысячами людей...
76718. «Августовский путч» и его влияние на развал СССР 99.5 KB
  События 19-20 августа 1991 года занимают особое положение в отечественной литературе. С одной стороны, можно констатировать, что тема не обделена вниманием, а с другой - то, что преобладают издания мемуарного и публицистического плана, где, хотя и освещаются многие важнейшие...
76719. Индустриализация СССР: достижения и противоречия 92 KB
  В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как в истории появляются все новые и новые материалы. И не все опираются на глубокие знания сложного переплетения исторических событий и фактов. И тема индустриализации обсуждается, многие ее аспекты рассматриваются по-иному.
76720. Прилуки – мій рідний край 32.73 KB
  У 1993 році кількість населення становила 74,1 тис. осіб. В 1999 році населення міста вже становить 70,7 тис. осіб, починаючи з 1993 року, населення Прилук зменшується в результаті механічного і природного руху. Чисельність наявного населення міста станом на 1 жовтня 2005 року становила 61,6 тис. осіб.
76721. Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты) 61.43 KB
  Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития...
76722. Развитие лесного дела в период правления Петра І 130.51 KB
  Сведения о лесах встречаются в разных великокняжеских и царских грамотах некоторых других исторических и географических документах. Рыболовство в лесных озерах и реках охота и бортничество привлекало людей именно в леса.
76723. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития 3.74 MB
  В качестве наиболее общим индикаторов устойчивого развития принят интегральный показатель устойчивого развития, который основан на индексе развития человеческого потенциала. Система индикаторов устойчивого развития включает как общесистемные индикаторы, так и индикаторы...
76724. Вооруженные силы Московского государства в первой половине XVII века. «Полки нового строя» Алексея Михайловича 52.86 KB
  Во время войны они выступали с великим князем или с воеводами а в мирное время являлись помещиками и получали за службу земли в условное держание. В результате вассалитет князей и бояр был преобразован в государевых служилых людей за службу в условное держание реже в вотчину получавших поместья.
76725. Влияние и последствия применения допинга в большом спорте 38.13 KB
  Допинг – это лекарственные препараты, которые применяются спортсменами для искусственного, принудительного повышения работоспособности в период учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.