58438

Религия древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.

Русский

2014-06-05

67 KB

0 чел.

Урок 29. Религия древних греков

I. Вопросы и задания для повторения:

  1.  С чего начинается поэма «Илиада»? Чем заканчивается?
  2.  О чем повествуется в «Одиссее»?
  3.  Расскажите коротко, что пришлось испытать Одиссею и где пригодились его ум и находчивость?

4. Расскажите понравившийся эпизод из «Одиссеи»?
      3. О ком идет речь:

Видам и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся Грозно.

У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин.

-Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака.

- Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки

- Царь феаков на острове Схерия; мудрый, гостеприимный великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на Родину.

-Слепой певец у фракийского царя Алкиноя,

6.Какое испытание назначила женихам Пенелопа? Кто его выдержал?

Учитель: Пенелопа не могла поверить, что перед ней стоит Одиссей, супруг, вернувшийся домой после десяти лет странствий, и решила выяснить истину.

Она приказала служанке Эвриклее выдвинуть ложе из опочивальни, на котором бы гость мог отдохнуть.

- Не трудись, няня! - рассмеялся Одиссей. - Ложе, о котором говорит Пенелопа, не сдвинуть с места и мне! Ведь оно вырублено из пня высохшей сливы, чьи корни до сих пор уходят в землю!

Заплакала Пенелопа от радости и бросилась в объятия Одиссея. Ведь только она и он знали эту тайну.

  1.  Прочитайте (или расскажите) миф о Геракле (стр. 132 учебника, внизу). Объясните значение выражения «авгиевы конюшни» (Грязное помещение, запущенность, беспорядок в делах).
  2.  О каких крылатых выражениях идет речь?

-Богатство, которым стремятся овладеть. (Золотое руно). 

- Оказаться в положении, когда со всех сторон угрожает
опасность. (Между Сциллой и Харибдой).

- Нескончаемая работа. (Работа Пенелопы).

 -Причины спора, вражды- (Яблоко раздора).

Путеводная топь, помогающая выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны).

Слабое, уязвимое место: (Ахиллесова пята).

9. Правильно распределите героев поэм: Полифем, Патрокл, Агамемнон, Одиссей, Приам, Посейдон, Гектор, Навсикая, Андромаха, Пенелопа, Ахиллес, Алкиной.

 I вариант II вариант

«Илиада» «Одиссея»

? ?

П. Новая тема

Так же, как и у других народов древнего мира, у греков зародились религиозные верования, отражение которых мы находим в мифах;

Вопрос: Вспомните, что такое религия, каковы причины ее возникновения?

Представления греков о происхождении богов и Мира раскрывает древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония».

В начале был хаос, из которого произошла богиня земля Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар - мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гомера - день,

Земля породила Небо - Урана, стала его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса, Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.

Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли. По ее призыву младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.

Хронос (или Крон), желая обезопасить себя от судьбы своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев проглотить пятерых; богиню очага Гестию, богиню плодородия Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, дочь Урана и Геи, по совету своих родителей отправилась на Крит и там, в глубокой пещере, родила сына Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки.

Зевс вырос, возмужал, узнало судьбе своих братьев я сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Решающая битва произошла в Южной части Греции - в Олимпии, где великим древнегреческим скульптором Фидием были воздвигнуты храм и статуя Зевса. Именно здесь было положено начало Олимпийским играм.

Сам же Зевс, по греческой мифологии, стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов (гора Олимп находится в Северной Греции); расположенным под землей царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями.

Супруга Зевса - Гера, богиня брака, ее эмблема - корона и покрывало, ее посланница - богиня радуги Ирида.

Деметра была покровительницей злаков и сельского хозяйства. Ее дочь Персефону похитил Аид, и она стала царствовать в подземном царстве...

Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе? (стр. 129, 2 пункт)

На доске вывешивается схема, учитель продолжает раскрывать тему, обращая внимание учащихся на схему:

l. Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен. (Мифы о Посейдоне, Гелиосе, Луне и т.д.)

2. В мифах отражены представления людей о загробном мире. (Миф об Аиде. Он властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром; носятся там души умерших, жалуясь на свою, судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.)

Какое  явление отражено в сказании об Аиде? (Смерть)

3. Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, рек, морей и т.д. (Миф о споре Афины с Посейдоном, о Тесее и Минотавре и др.)

4. Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное. (Миф об аргонавтах)

5.  В мифах отразилась хозяйственная деятельность греков. (Мифы о Дионисе, Гефесте, Гермесе...)

 Задание: Прочитайте миф «О Дионисе и морских разбойниках» на стр. 131 (внизу),

Гефест - сын Зевса и Геры, бог всех ремесел, но в основном - кузнечного. Когда великой Гере показали некрасивого хилого сына, она рассердилась и сбросила его с Олимпа на землю. С тех пор Гефест охромел, но вырос могучим и умелым.

6. Греки воспевали физическую красоту, силу, ловкость, смелость. (12 подвигов Геракла)

7.  В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

8. В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. (Миф о Прометее)

Задание: Прочитайте этот миф (п. 3 §28). Что привлекает нас в Прометее и Геракле?

9. В мифах отражены искусство и культуре Древней  Греции.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Так же, как и в религии народов Древнего Востока, перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Вопрос: Кокой народ, в отличие от древних греков! верил только в одного бога, создавшего весь мир?

Так же, как и на Востоке, религия греков учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. О том, какой же общественный порядок сложился у древних греков, чем они занимались, каков был их быт и культура, мы узнаем на следующих занятиях.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §28, ответьте на вопросы к параграфу.
  2.  Подготовьтесь пересказать понравившийся вам миф.

*Выпишите героев мифов и краткое содержание мифов в книжку-самиздат.

Приложение.

Задание № 1.

1 − бог подземного мира.

2 − бог войны.

3 − богиня любви.

4 − бог торговли.

5 − бог моря.

1 − богиня охоты.

2 − богиня мудрости и победы.

3 − бог красоты.

4 − бог кузнечного дела.

5 − верховный бог.

Задание №2. Соотнести понятие с именем.

1. Дельфин

1. Дионис

2. Павлин

2. Афина

3. Молния

3. Гермес

4. Сова

4. Зевс

5. Ястреб

5. Аполлон

6. Лавр

6. Арес

7. Жезл с виноградной лозой*

7. Артемида

8. Лань

8. Афродита

9. Роза и голуби

9. Деметра

10. Пшеничный колос

10. Посейдон

11. Крылатые сандалии

11. Гера

Задание №3. Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?


PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41219. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЛОЖНОГО СООБЩЕНИЯ 92.5 KB
  Приступая к обсуждению этого вопроса мы тем самым переходим от анализа понимания системы внешних значений речевого высказывания к пониманию его внутреннего смысла от проблем понимания слова фразы и даже внешнего значения текста к пониманию подтекста смысла и в конечном счете к пониманию мотива который стоит за текстом. В проблемах понимания литературного произведения понимание подтекста смысла и в конечном итоге мотива пожалуй является основным. Глубина прочтения текста или обнаружение его подтекста его внутреннего смысла может...
41220. ЯЗЫК И ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОПЕРАЦИЯ ВЫВОДА 91 KB
  Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного индуктивного и дедуктивного мышления которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Сложившийся в течение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетания нескольких высказываний образует основную систему средств лежащих в основе логического мышления человека. Моделью логического мышления осуществляющегося с помощью речи может являться силлогизм. Таким образом силлогизм как аппарат логического мышления...
41221. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПАТОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ 144.5 KB
  Выше мы подробно осветили основные вопросы психологии речевой деятельности. Мы остановились на структуре слова и фразы на происхождении этих основных составных единиц языка на порождении целого речевого высказывания на анализе того пути от мысли к развернутому речевому сообщению который проделывает человек формулируя свое речевое высказывание. Мы остановились на этапах декодирования или понимания речевого сообщения начинающегося с восприятия обращенной к человеку речи проходящего стадии...
41222. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕКОДИРОВАНИЯ (ПОНИМАНИЯ) РЕЧЕВОГО СООБЩЕНИЯ 95 KB
  Этот этап порождения речевого высказывания обеспечивается передними отделами мозга; их поражение как мы видели ведет к своеобразному нару шению речевой деятельности в виде распада синтагматической организации связного речевого сообщения. Вторым этапом речевого высказывания является этап включения высказывания в коды языка. В этих случаях нарушается парадигматическая организация речевого высказывания при сохранности ее синтагматической структуры.
41223. История возникновения и перспективы применения штрихового кодирования 1.42 MB
  История возникновения и перспективы применения штрихового кода Вид и размер штрихового кода EN13.5 Определение размера штрихового кода.2 Плотность штрихового кода.
41224. Сравнительная психология (зоопсихология) 307 KB
  Предмет изучения зоопсихологии это психическая деятельность животных это комплекс проявлений поведения и психики единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Изучение животных стоящих на разных ступенях развития от амёбы до приматов. Ощущения животных рассматриваются как первостепенные явления психики нижняя грань интеллект высшая грань. Импритинг видовая память процессы запечатления Лоренц этологизм поведения животных; 4.
41225. КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ 125 KB
  Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационнопрограммные модули MRP I MRP II DRP OPT QR CR и т. К числу ее важнейших функций относятся в частности контроль за состоянием запасов включая расчет точки заказа формирование связей производства снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса системы MRP. Работа системы DRP осуществляется поэтапно: 1 агрегированное планирование с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах; 2...
41226. Классификационные признаки микроконтроллеров 878 KB
  Модификация памяти и чтение из нее необходимых данных осуществляется только лишь с помощью специальных команд чтения записи; в система команд должна содержать минимальное число наиболее часто используемых простейших команд одинаковой длины: г состав системы команд должен быть оптимизирован с учетом требований компиляторов языков высокого уровня. Центральное процессорное устройство Процессор формирует адрес очередной команды выбирает команду из памяти и организует ее выполнение. Благодаря специальным командам их можно...
41227. ИНТЕРФЕЙСЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 925.5 KB
  Применяются параллельные интерфейсы Centronics магистральные приборный интерфейс GPIB IEEE 488 и функционально-модульные системы CMC и VXI. Магистральный интерфейс VXI Стандарт VXI является одним из прогрессивных направлений развития шины VMEbus VMEbus eXtention for Instrumenttion VXI расширение VMEbus для измерительной техники. Основываясь на шине VMEbus и полностью включая ее как подмножество интерфейс VXI представляет собой самостоятельный стандарт на контрольноизмерительную и управляющую аппаратуру высшего класса...