58454

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Это выдающийся карфагенский полководец Ганнибал. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Ганнибал произнес вслед за ним: Клянусь что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла сколько смогу Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве. Ганнибал был образованным человеком.

Русский

2014-06-05

57 KB

5 чел.

Урок 49. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)

1. Вопросы и задания дли повторения:

  1.  Расскажите, как было организовано римское войско. В чем его преимущество перед греческим и македонским?
  2.  Расскажите, как римляне завоевывали Италию. Каким правилом руководствовался сенат в отношении побежденных народов? Что означало на практике это правило?
  3.  Покажите на карте территорию Римского государства в середине III в. до н.э. Что напоминает по форме Апеннинский полуостров?
  4.  Что означают следующие крылатые выражения: «горе побежденным»; «пиррова победа».

Задание по датам: распределите даты по следующим критериям:

а) греко-персидские войны;

б) войны Рима.

509 г. до н.э.;     490 г. до н.э.;     480 г. до н.э.;     443 г. до н.э.; 390 г. до н.э.;     338 г. до н.э.;     280 г. до н.э.

Почему вы не указали такие даты, как 509 г. до н.э., 443 г. до н.э., 338 г. до н.э.? Какие события произошли в указанные даты?

6. Раскройте смысл следующих понятий: латины, весталки, ликторы, фасции, консул, патриции, плебеи, право «вето», легионер, галлы.

Новая тема

Учитель: Итак, мы знаем, что Римская республика в середине III в. до н.э. занимала всю Италию, кроме долины реки По (найдите этот географический объект на карте). Но завоевания римлян не прекращались.

Обратите внимание на остров треугольной формы близ берегов Южной Италии. Как он называется?

Пролив между Италией и Сицилией был очень узок. И римские аристократы заявляли: «Италия принадлежит нам, а Сицилия - продолжение Италии. Греческие города Сицилии должны подчиниться нам так же, как это сделали греки Южной Италии. И тогда нам достанутся пшеничные поля, виноградники, оливковые сады Сицилии»,

Здесь, на острове Сицилия, в греческой колонии Сиракузы жил ученый Архимед. Сиракузы восстали против римлян, осадивших город. Изобретенные Архимедом приспособления наносили римлянам урон, топили римские корабли.

Завладеть Сицилией было непросто.

Задание: Обратите внимание (см. карту на стр. 203), кому принадлежала западная часть Сицилии? Кто же мог воспротивиться планам римлян? (Карфаген)

Карфаген основали финикийцы. Расположенный в северо-восточной части Африки на Средиземном море, он имел очень выгодное положение. Здесь проходили важные торговые пути, и от процветающей торговли город и его жители богатели. Карфаген имел свой флот.

На доске: Пентеры - большие быстроходные корабли с пятью рядами весел.

Таким образом, Карфаген для Рима был опасным соперником.

Сухопутное войско Карфагена состояло из наемников.

Вопрос: Как вы думаете, в чем сильные и слабые стороны наемного войска?

Сильные: война для наемников - профессия, боевые качества наемного войска высоки.

Слабые: наемники прежде всего заботятся о личной наживе и потому ненадежны.

Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название пунические.

Задание: Прочитайте вступление к §47 на стр. 216.

Обратите внимание на бюст карфагенского полководца (рис. на стр. 216).

Это выдающийся карфагенский полководец Ганнибал. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, отец его, отправляясь в поход, спросил сына: «Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию?» Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гамилькар подвел его к жертвеннику. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - повторяй за мной». Ганнибал произнес вслед за ним: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу!» Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве.

Ганнибал был образованным человеком. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками, а это было важно для командующего карфагенским войском. (Почему?) С каждым из наемников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

Римляне говорили, что он хитер и коварен. Это была правда: римляне никогда не могли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Ганнибал командовал сильным войском, состоявшим из пехоты, конницы и боевых слонов, и готовился напасть на Рим.

Первая пуническая война длилась 23 года. Используя передышку, Карфаген утверждал свое господство в Испании, где полководцы Гамилькар, Гасдрубал и Ганнибал подчиняли город за городом. Ганнибал захватил Сагунт-город, союзником которого был Рим (см. карту на с. 217)

Рим это вторжение карфагенян использовал как повод развязать вторую пуническую войну. Это произошло в 218 г. до н.э.

Задание: Прочитайте п. 1 §47. Где проявилось хитрость Ганнибала?

Ведение войны было поручено консулу Гаю Фламинию, человеку самонадеянному и горячему. Он рассчитывал на быстрый успех. Противники встретились у Тразименского озера. Говорят, что в разгар битвы произошло сильное землетрясение, причинившее этой местности большие разрушения, но сражающиеся его даже не заметили - так жестоко и упорно шла сеча. Римляне потерпели тяжкое поражение (21 июня 217 г. до н.э.) Большая часть римского войска погибла в сражении, остальные были истреблены во время преследования, когда они обратились в бегство. Пал и консул Гай Фламиний.

В знак уважения к доблести врага Ганнибал приказал похоронить римского полководца с почестями. Но тело Фламиния не было найдено.

Известие о поражении вызвало панику. Город лихорадочно стал готовиться к обороне. Между тем Ганнибал решил переместить свою армию на юг, где легче было перезимовать и прокормить отощавших лошадей. Он вызвал к себе проводников и приказал вести войско к городу Казину. Этот город лежал в глубокой речкой заболоченной равнине, окруженной горами.

Ганнибал оказался в ловушке. О том, как он выбрался из нее, вам уже известно.

Между тем Рим готовился к войне, На выборах 216 г. до н.э. были избраны новые консулы: Теренций Варрон и Эмилий Павел. Им предстояло продолжать войну с Ганнибалом. Теренций Варрон требовал решительных действий. Став консулом, он хвастливо говорил, что теперь он быстро расправится с Ганнибалом.

Задание: Удалось ли это Терентию Варрону, мы узнаем, познакомившись с п. 2 §47. (В ходе чтения учитель обращает внимание на схему в учебнике на стр.218)

Как в этой битве проявились слабые стороны управления Римом?  Почему Ганнибал одержал победу? Проинсценируйте это сражение от имени Ганнибала и Теренция Варрона. (Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают от лица римского и карфагенского полководцев)

Карфаген праздновал победу. Но главный расчет Ганнибала в этой войне не оправдался.

Вопрос: В чем заключался этот расчет? Почему он не оправдался? (Завоеванные Римом народы Италии присоединились к Ганнибалу из ненависти к римлянам. Но вскоре поняли, что Ганнибал не освободитель, а завоеватель).

Задание: Прочитайте п. 3  §47.

Чем закончилась II  пуническая война? Каковы ее  итоги?

На доске:

Когда?

Кто воевал?

Кто победил? Что приобрели?

      I пуническая война

264-241 

гг до н.э.

       Рим с Карфа-

геном

Рим одержал победу и завладел Сицилией

II пуническая война

218-201 гг.

до н.э.

  Рим с Карфагеном

216 г. до н.э. - битва при Каннах

- поражение Рима 202 г. до н.э. –

битва у Зама-поражение Карфагена.

Вопрос: Почему Рим победил Карфаген?

Во-первых, римляне вели войну на своей территории, опираясь на огромные людские резервы, народное ополчение.

Во-вторых, Ганнибал воевал на чужой территории, силами наемников, не получал поддержки от правительства. Были большие проблемы со снабжением.

В-третьих, римская техника была выше карфагенской.

В-четвертых, успехи Ганнибала в первые годы войны - стремительность действий, переход на сторону карфагенян галлов и италийских племен, превосходство карфагенской конницы - могли дать результат лишь в ограниченный период.

Итоги: Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, военного флота и обязался выплатить контрибуцию (денежную компенсацию). Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.

Домашнее задание:

  1.  .Прочитайте §47, ответьте на вопросы к §47.
  2.  .Составьте рассказ «Пунические войны».

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20085. Разработка компактных конструкций. «Разнесение» конструкции в радиальном направлении и др. приемы конструирования. Проблемы миниатюризации 125.5 KB
  Разнесение конструкции в радиальном направлении и др.существенное уменьшение осевых размеров конструкции м.достигнуто за счет разнесения конструкции в радиальном направлении Основная идея не встраивать все элементы последовательно друг за другом а встраивать один элемент в другой Конструкция дифференциального винтовой передачи 4. незначительно увеличиваем диаметр и уменьшаем длину 5уменьшение размеров может быть достигнуто за стчет пустот имеющихся в конструкции или создания канавки Н2Н1 Проблема миниатюризации.
20086. Рабочая конструкторская документация. Основные этапы работ на данной стадии 22.5 KB
  При разработке рабочей документации возможны два варианта: Рабочая документация разрабатывается на единичное изделие или небольшую партию. документация разрабатывается без присвоения литеры все недостатки и ошибки устраняют в процессе сборки в чертеже вносят изменения. Документация разрабатывается для серийного или массового производства: 2.
20087. КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ РАЗДЕЛЕНИЯ И СОВМЕЩЕНИЯ ФУНКЦИЙ; ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ 229 KB
  Если конструкция отдельного узла обеспечивает выполнение нескольких функций то в узле осуществлен принцип объединения. уменьшение объема сборочных и регулировочных работ опоры на центрах со смещенным центром – регулировка в двух направлениях Решение на основе совмещения функций имеет отрицательные качества:1 не удается обеспечить оптимальное выполнение отдельных фий особенно это важно в отношении точности и надежности 2.появляется опасность взаимного отрицательного влияния отдельных частных функций друг на друга.
20088. Эскизный проект. Цели и задачи данной стадии разработки. Результаты разработки 22 KB
  Эскизный проект – это совокупность конструкторских документов которые разрабатываются с целью установления принципиальных конструктивных решений. Результат разработки – варианты конструкции соответствующие расчеты обязательная документация ведомость проекта пояснительная записка появляется чертеж общего вида. Эскизный проект и ТП не являются обязательными и выполняются если это предусмотрено в ТЗ а эскизный проект выполняется еще если если это предусмотрено техническим заданием.
20089. Техническое предложение 31.5 KB
  Техническое предложение. Техническое предложение ТП совокупность технических документов которые содержат техническое и техникоэкономическое обоснование целесообразности разработки. 2 – Техническое задание. 3 – Техническое предложение.
20090. Требования к элементам приборов. Эксплуатационные, конструктивно-технологические, специальные. Чувствительность. Линейность 185.5 KB
  Статическая характеристика может быть выражена аналитически уравнением типа y=fx связывающим выходную величину y с входной величиной х в числовой форме в виде таблицы или графически. такая характеристика выгодна для показывающих и особенно для регистрирующих приборов т. Линейная характеристика преобразователей в вычислительных устройствах упрощает осуществление математических операций. Вместе с тем иногда нужны преобразователи с нелинейными характеристиками например с логарифмическими или квадратичными.
20091. Станки фрезерной группы. Их классификация. Краткая характеристика. Виды выполняемых работ. Приспособления и оснастка к ним 1.57 MB
  Приспособления и оснастка к ним. Приспособления для фрезерных станков. Эти приспия харся применением установов для быстрой настройки фрез и направляющих шпонок для правильного расположения приспия на столе станка. Шпонки крепятся на нижней части основания корпуса приспия их 2 разнесены на наибольшее расстояние.
20092. Инструментальные материалы. Требования, предъявляемые к ним. Классификация 38 KB
  Материалы для изготовления режущих инструментов. Инструментальные материалы подразделяются на следующие группы: Инструментальные стали; Твердые сплавы; Керамические материалы; Алмазы и синтетические сверхтвердые материалы. В результате термической обработки углеродистые стали приобретают твердость от 61 до 63 HRCэ и могут обрабатывать материалы твердостью до 30 HRCэ.
20093. Классификация режущего инструмента. Их технологические возможности 25.5 KB
  Габец Применяемые при обработке деталей машин и приборов режущие инструменты подразделяют как правило по конструкции и по виду обрабатываемых повтей. По конструкции инструменты подразделяются на следующие группы: 1 Резцы: резцы общего назначения и фасонные резцы. 2 Сверла –это однолезвийные и многолезвийные режущие инструменты применяемые для получения отверстий в сплошном материале и для рассверливания отверстий. 3 Зенкеры – 28лезвийные инструменты используемые для увеличения отверстий.