58454

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Это выдающийся карфагенский полководец Ганнибал. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Ганнибал произнес вслед за ним: Клянусь что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла сколько смогу Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве. Ганнибал был образованным человеком.

Русский

2014-06-05

57 KB

6 чел.

Урок 49. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)

1. Вопросы и задания дли повторения:

  1.  Расскажите, как было организовано римское войско. В чем его преимущество перед греческим и македонским?
  2.  Расскажите, как римляне завоевывали Италию. Каким правилом руководствовался сенат в отношении побежденных народов? Что означало на практике это правило?
  3.  Покажите на карте территорию Римского государства в середине III в. до н.э. Что напоминает по форме Апеннинский полуостров?
  4.  Что означают следующие крылатые выражения: «горе побежденным»; «пиррова победа».

Задание по датам: распределите даты по следующим критериям:

а) греко-персидские войны;

б) войны Рима.

509 г. до н.э.;     490 г. до н.э.;     480 г. до н.э.;     443 г. до н.э.; 390 г. до н.э.;     338 г. до н.э.;     280 г. до н.э.

Почему вы не указали такие даты, как 509 г. до н.э., 443 г. до н.э., 338 г. до н.э.? Какие события произошли в указанные даты?

6. Раскройте смысл следующих понятий: латины, весталки, ликторы, фасции, консул, патриции, плебеи, право «вето», легионер, галлы.

Новая тема

Учитель: Итак, мы знаем, что Римская республика в середине III в. до н.э. занимала всю Италию, кроме долины реки По (найдите этот географический объект на карте). Но завоевания римлян не прекращались.

Обратите внимание на остров треугольной формы близ берегов Южной Италии. Как он называется?

Пролив между Италией и Сицилией был очень узок. И римские аристократы заявляли: «Италия принадлежит нам, а Сицилия - продолжение Италии. Греческие города Сицилии должны подчиниться нам так же, как это сделали греки Южной Италии. И тогда нам достанутся пшеничные поля, виноградники, оливковые сады Сицилии»,

Здесь, на острове Сицилия, в греческой колонии Сиракузы жил ученый Архимед. Сиракузы восстали против римлян, осадивших город. Изобретенные Архимедом приспособления наносили римлянам урон, топили римские корабли.

Завладеть Сицилией было непросто.

Задание: Обратите внимание (см. карту на стр. 203), кому принадлежала западная часть Сицилии? Кто же мог воспротивиться планам римлян? (Карфаген)

Карфаген основали финикийцы. Расположенный в северо-восточной части Африки на Средиземном море, он имел очень выгодное положение. Здесь проходили важные торговые пути, и от процветающей торговли город и его жители богатели. Карфаген имел свой флот.

На доске: Пентеры - большие быстроходные корабли с пятью рядами весел.

Таким образом, Карфаген для Рима был опасным соперником.

Сухопутное войско Карфагена состояло из наемников.

Вопрос: Как вы думаете, в чем сильные и слабые стороны наемного войска?

Сильные: война для наемников - профессия, боевые качества наемного войска высоки.

Слабые: наемники прежде всего заботятся о личной наживе и потому ненадежны.

Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название пунические.

Задание: Прочитайте вступление к §47 на стр. 216.

Обратите внимание на бюст карфагенского полководца (рис. на стр. 216).

Это выдающийся карфагенский полководец Ганнибал. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, отец его, отправляясь в поход, спросил сына: «Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию?» Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гамилькар подвел его к жертвеннику. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - повторяй за мной». Ганнибал произнес вслед за ним: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу!» Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве.

Ганнибал был образованным человеком. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками, а это было важно для командующего карфагенским войском. (Почему?) С каждым из наемников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

Римляне говорили, что он хитер и коварен. Это была правда: римляне никогда не могли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Ганнибал командовал сильным войском, состоявшим из пехоты, конницы и боевых слонов, и готовился напасть на Рим.

Первая пуническая война длилась 23 года. Используя передышку, Карфаген утверждал свое господство в Испании, где полководцы Гамилькар, Гасдрубал и Ганнибал подчиняли город за городом. Ганнибал захватил Сагунт-город, союзником которого был Рим (см. карту на с. 217)

Рим это вторжение карфагенян использовал как повод развязать вторую пуническую войну. Это произошло в 218 г. до н.э.

Задание: Прочитайте п. 1 §47. Где проявилось хитрость Ганнибала?

Ведение войны было поручено консулу Гаю Фламинию, человеку самонадеянному и горячему. Он рассчитывал на быстрый успех. Противники встретились у Тразименского озера. Говорят, что в разгар битвы произошло сильное землетрясение, причинившее этой местности большие разрушения, но сражающиеся его даже не заметили - так жестоко и упорно шла сеча. Римляне потерпели тяжкое поражение (21 июня 217 г. до н.э.) Большая часть римского войска погибла в сражении, остальные были истреблены во время преследования, когда они обратились в бегство. Пал и консул Гай Фламиний.

В знак уважения к доблести врага Ганнибал приказал похоронить римского полководца с почестями. Но тело Фламиния не было найдено.

Известие о поражении вызвало панику. Город лихорадочно стал готовиться к обороне. Между тем Ганнибал решил переместить свою армию на юг, где легче было перезимовать и прокормить отощавших лошадей. Он вызвал к себе проводников и приказал вести войско к городу Казину. Этот город лежал в глубокой речкой заболоченной равнине, окруженной горами.

Ганнибал оказался в ловушке. О том, как он выбрался из нее, вам уже известно.

Между тем Рим готовился к войне, На выборах 216 г. до н.э. были избраны новые консулы: Теренций Варрон и Эмилий Павел. Им предстояло продолжать войну с Ганнибалом. Теренций Варрон требовал решительных действий. Став консулом, он хвастливо говорил, что теперь он быстро расправится с Ганнибалом.

Задание: Удалось ли это Терентию Варрону, мы узнаем, познакомившись с п. 2 §47. (В ходе чтения учитель обращает внимание на схему в учебнике на стр.218)

Как в этой битве проявились слабые стороны управления Римом?  Почему Ганнибал одержал победу? Проинсценируйте это сражение от имени Ганнибала и Теренция Варрона. (Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают от лица римского и карфагенского полководцев)

Карфаген праздновал победу. Но главный расчет Ганнибала в этой войне не оправдался.

Вопрос: В чем заключался этот расчет? Почему он не оправдался? (Завоеванные Римом народы Италии присоединились к Ганнибалу из ненависти к римлянам. Но вскоре поняли, что Ганнибал не освободитель, а завоеватель).

Задание: Прочитайте п. 3  §47.

Чем закончилась II  пуническая война? Каковы ее  итоги?

На доске:

Когда?

Кто воевал?

Кто победил? Что приобрели?

      I пуническая война

264-241 

гг до н.э.

       Рим с Карфа-

геном

Рим одержал победу и завладел Сицилией

II пуническая война

218-201 гг.

до н.э.

  Рим с Карфагеном

216 г. до н.э. - битва при Каннах

- поражение Рима 202 г. до н.э. –

битва у Зама-поражение Карфагена.

Вопрос: Почему Рим победил Карфаген?

Во-первых, римляне вели войну на своей территории, опираясь на огромные людские резервы, народное ополчение.

Во-вторых, Ганнибал воевал на чужой территории, силами наемников, не получал поддержки от правительства. Были большие проблемы со снабжением.

В-третьих, римская техника была выше карфагенской.

В-четвертых, успехи Ганнибала в первые годы войны - стремительность действий, переход на сторону карфагенян галлов и италийских племен, превосходство карфагенской конницы - могли дать результат лишь в ограниченный период.

Итоги: Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, военного флота и обязался выплатить контрибуцию (денежную компенсацию). Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.

Домашнее задание:

  1.  .Прочитайте §47, ответьте на вопросы к §47.
  2.  .Составьте рассказ «Пунические войны».

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35616. ШКОЛА ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПРОЕКТ 221 KB
  По его вине Древо Жизни утратило крону. ПРОЕКТ ШКОЛА ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Принцип устойчивости экодеревни Проблемы экодеревень ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Экономическая деятельность в поселении Природные виды деятельности Виды деятельности связанные с информационными технологиями Научная деятельность Искусство Народные ремёсла Медицина Туризм Строительство Малые производства Культура Образование Безопасная интеграция в природную среду Топология экологического поселения Проект...
35617. Шарлотка. Творческий проект 68.02 KB
  Тема: Шарлотка. Но от салата я отказалась И решила приготовить пирог шарлотка. Шарлотка фр. Классическая шарлотка это французское сладкое блюдо приготовленное из белого хлеба заварного крема фруктов и ликёра.
35618. Мой выбор. Творческий проект 33.32 KB
  Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру чтобы достичь выдающихся успехов. Можно выделить следующие подпроблемы: Проблемное поле анализа профессиональной деятельности Изучение алгоритма выбора профессии Выявление и анализ личностных и психофизиологических характеристик Изучение требований...
35619. Акустическая система. Творческий проект по технологии 570.93 KB
  ТБ при работе Правила техники безопасности при выполнении ручных работ: Быть внимательной Аккуратно пользоваться ножом и ножницами чтобы не порезаться Технология выполнения изделия Последовательность изготовления звуковой колонки: Приготовить 2 бутылки и картонный рулон Аккуратно разрезать ножом бутылки оставив только донышки Вырезать ножницами входы для картонного рулона Вырезать ножницами в картонном рулоне вход для телефона Раскрасить картонный рулон черной краской добавляя надписи чтобы украсить звуковую колонку Вставить...
35620. Творческий проект «Оформление рамок» 1.29 MB
  Рамка с повторяющимися узорами подчеркивала картину являясь зачастую не только украшением но и идейным продолжением сюжета картины. Аналоговые работы Материалы инструменты приспособления Малика: Рамка с вязаным цветком: Готовая рамка 2 шт. Пряжа синяя Крючок Бисер стеклярус синий Клей Ножницы Нелли: Рамка с розочками из лент: Лента 2 шт.
35621. Композиция Маки. Творческий проект 516.11 KB
  Так как мои цветы должны быть плотными красивыми и немаркими то я буду использовать шерсть красивого цвета и притом она должна иметь низкую себестоимость. Шерсть овец падала на пол пропитывалась влагой а они еще и топтались по ней копытами. Для изготовления маков понадобится шерсть мыльная вода. Так как я решила что мои цветы должны быть немаркими и плотными то я выбрала шерсть красного цвета.
35622. Ночная сорочка. Творческий проект 24.2 KB
  Задачи 1 Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия. 4 Изготовить выкройку швейного изделия. 5 Подобрать ткань для изделия. Критерии выбора идеи изделия 1 Технология изготовления соответствует программе 7 класса.
35623. ИЗГОТОВЛЕНИЕ полки для цветов. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 48.09 KB
  РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА 1. Обоснование выбора данного проекта 2. Описание собственной работы над проектом разработка эскизов шаблонов ознакомление с литературой подготовка материалов инструментов выполнение теоретической части проекта выполнение практической части проекта оформление проекта защита проекта 5. Достоинства проекта 6.