58476

Урок биологии

Лекция

Биология и генетика

Подготовка учителя к урокам. Постановка цели урока. Структура урока этапы комбинированного урока. Проведение урока биологии Перспективное и поурочное планирование Основой для планирования учебно-воспитательного образовательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований программ учебных и дидактических пособий и опыта педагогической деятельности учителя.

Русский

2014-06-05

165 KB

11 чел.

Лекция 5                                   «Урок биологии»

1. Перспективное и поурочное планирование

2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии, требования к уроку

3. Подготовка учителя  к урокам

4. Постановка цели урока

5.  Структура урока, этапы комбинированного урока

6. Проведение урока биологии

  1.  Перспективное и поурочное планирование

Основой для планирования учебно-воспитательного (образовательного) процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований, программ, учебных и дидактических пособий и опыта педагогической деятельности учителя.

Т.е. перед началом учебного года учитель садится за составление тематического плана. Обкладывается всеми необходимыми документами: программой, стандартом, последними нормативными документами Министерства образования, учебниками, учебными пособиями и т.д.

Различают перспективные (= годовые, тематические) и поурочные планы. Перспективные планы позволяют обзорно, в виде крупных блоков представить раздел или тему, выделить главное в содержании и создать систему элементов обучения предмету. Поурочные планы содержат конкретные указания по организации и проведению урока.

Годовой план позволяет равномерно распределить материал программы по времени, предусмотреть заблаговременную закладку опытов, организовать сезонные наблюдения, использовать телепередачи, подготовить нужное оборудование и аппаратуру, инструментарий, спланировать повторение и проведение экскурсий, согласовать внеклассные мероприятия. В работе учителя роль годового плана выполняет календарно-тематическое планирование. 

Разные методисты предлагают свой образец тематического плана.

С некоторыми из этих образцов вы ознакомитесь на лабораторных занятиях, будете с ними работать. Также вам предоставлены образцы разных тематических планов, самостоятельно изучите их.

1. Например, Пономаревой И.Н. с соавт. предлагается  следующая схема тематического плана:

Схема тематического плана обучения биологии

Учебная тема курса

Тема урока

Дата

Внеурочная работа

Домашнее задание

2. Конюшко В.С. с соавт. предлагают свою схему тематического плана:

Схема тематического плана

Номер и тема урока

Тип урока по дидактической цели

Что ученики должны знать и уметь

Повторение и межпредметные связи

Практические и самостоятельные работы

 

3. В книге «Настольная книга учителя биологии» предлагается следующая основа для поурочно-тематического планирования:

Тема урока

Кол-во часов

Учебное пособие

Дом. задание

4. Примерное календарно-тематическое планирование.- Минск:

           Национальный институт образования, 2009

урока

Дата проведения

Тема раздела, урока

Материал учебного пособия

Домашнее задание

1

2

3

4

5

1

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления природы.

Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии.

Значение биологии

Введение к учебному пособию

ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч)

2

Живые организмы.

Методы изучения живой природы

Отличие живых организмов от тел неживой природы.

Методы изучения живой природы

§ 1, 2, заложить опыт «Развитие растений фасоли из семян», подготовиться к экскурсии

Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В  реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы.

Разработка системы уроков под силу не каждому учителю. Поэтому органы образования пошли на публикацию примерного календарно-тематического планирования в методических журналах, пособиях, на Интернет-сайте Министерства образования. В последние годы авторами этих планов являются авторы программы, учебников. Т.е. полное совпадение. Учитель имеет право пользоваться готовым, опубликованным в печати вариантом планирования при условии его точного совпадения с реальной практикой. Большинство учителей составляют собственные календарно-тематические планы на год или используют откорректированные планы прошлых лет. При этом следует учесть возможные потери времени из-за карантина, праздников, сельхозработ и не растягивать изучение первых тем в ущерб последним. В учебных программах по биологии указывается, что учитель имеет право изменять последовательность изучения вопросов  (параграфов) в пределах темы по своему усмотрению, при сохранении логики развития основных биологических понятий. Изменение последовательности прохождения тем и разделов нежелательно, так как при этом может произойти несоответствие изучения материала в разных школах, что отразится на выступлении учеников на олимпиадах, конкурсах и на успешности выполнения контрольных срезов по заданиям районных, областных, республиканских структур.

В календарно-тематическое планирование учитель вносит уроки обобщения и контроля знаний, типы контроля, что служит основанием для соответствующих записей в школьном журнале. Допускается небольшое перераспределение времени между темами.

Не существует нормативов, которые прописывали бы форму календарно-тематического планирования. Она определяется самим учителем либо рекомендуется администрацией школы. Форма должна содержать необходимую для учителя и для организации внутришкольного контроля информацию: распределение учебного времени по темам и по календарным срокам изучения, выполнение программных требований по проведению лабораторных, практических работ, демонстраций, экскурсий. В планирование могут вноситься внеурочные формы обучения биологии – наблюдения, длительные опыты, сбор гербариев и т.п. Учитель может прописать формы уроков, формы и виды контроля знаний, предусмотреть повторение. По возможности, в планирование включены вводные, обобщающие уроки и уроки контроля знаний.

Однако тематический план не следует слишком детализировать, это не удобно и не нужно для работы. Детали лучше предусмотреть в поурочном плане.

Название темы в тематическом плане приводится полное, по программе, а названия уроков можно приводить в сокращенном виде, удобном для записи в журнале. Как правило, названия уроков совпадают с названиями параграфов в учебных пособиях. Но нередко оно формулируется учителем с изменениями для более точного отражения содержания урока. Краткая формулировка урока всегда лучше запоминается учениками.

В своей педагогической работе учитель биологии много времени уделяет текущему планированию – разработке планов уроков, факультативных занятий, курсов по выбору и внеклассных мероприятий. В практике работы учителя используют рабочие планы, планы-конспекты, модели, проекты, технологические карты уроков. Основой для конструирования текущего планирования являются цели, задачи, принципы, методы и содержание образовательного процесса по биологии.

На основе тематического плана (=плана системы уроков) составляют план урока, который представляет собой конкретную программу организации деятельности учителя и учеников на уроке.

2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии

Урок, его построение и методы проведения – главная проблема методики обучения биологии.

Урокэто основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Следует заметить, что проведение уроков возможно вне классного помещения.

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на 3 группы (Бабанский Ю.К., 1983): дидактические, воспитательные и организационные.

К числу дидактических и методических требований относятся:

1) четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;

2) определение оптимального содержания урока согласно требованиям учебной программы, целям урока и с учетом подготовки учеников;

3) выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока;

4) выбор методов, которые обеспечивают познавательную активность;

5) сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учеников. (Как вариант действий это означает, например, составить опорный конспект, графически изобразить на доске сложные понятия. При подаче материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух, предусмотреть комментирование «трудных» понятий).

Воспитательные требования к уроку:

1) четкая постановка воспитательных задач урока, которые обеспечивают формирование научной картины мира, трудолюбия, экологической культуры и т.д.;

2) формирование и развитие у учеников познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного владения знаниями, творческой инициативы и активности;

3) соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

1) наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

2) четкая организация урока на всех этапах его проведения;

3) подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока.

Таким образом, урок, как дидактическая система характеризуется целостностью и системностью, т.е. четко должна прослеживаться взаимосвязь целей, содержания, форм организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем, средств, методов обучения и полученного на уроке результата.

3. Подготовка учителя к урокам

                 

Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1) Определение места данного урока в системе уроков курса темы с учетом программы, отражение внутрипредметных и межпредметных связей.

2) Определение триединой цели урока на основе программы, методических пособий, учебника, дополнительной литературы, особенностей класса и т.д.

3) Обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, корректировка ее с обязательным минимумом и требованиями, выдвигаемыми перед школой по данному курсу биологии.

4) Выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обильной научной информации и определение разноуровневых вопросов.

5) Изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного.

6) Продумывание «изюминки» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

7) Подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения.

8) Отбор нужных объектов, оборудования, составление инструкции для самостоятельного выполнения учениками лабораторных или практических работ. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

9) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

10) Указание фамилий учеников для проверки домашнего задания.

11) Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

12) Разработка структурных элементов урока и хронометраж этапов урока.

13) Составление плана или конспекта урока.

Следует отметить, что порядок этапов в подготовке учителя к уроку может быть иным и этапы могут быть другие. Однако при подготовке обязательным будет составление плана или конспекта урока.

План урока – это краткое отображение содержания и хода урока, перечень действий учителя и учеников без описания учебного материала и методов обучения.

Хорошо разработанный план помогает организовать и провести урок на высоком методическом уровне. Вместе с тем, в литературе нет однозначных рекомендаций, как должен выглядеть план урока и даже обязательное наличие такого плана предполагается, но нормативно не прописывается. Поэтому никаких обязательных форм и схем поурочного плана не существует. 

План урока – личный документ учителя и каждый может писать его так, как считает нужным. Предполагается, что учитель обязан писать новые планы уроков в том случае, если ему предстоит работать по новым программам и учебникам, если он длительное время не работал в данной паралелли. Формально, проверяющий должен потребовать план урока в том случае, если посещенный урок проведен на низком уровне и цели урока не достигнуты.

Обычно в плане урока указывают его тему, учебно-воспитательные цели, оборудование, описывают ход урока по его основным этапам. Ход урока записывают в виде текста или таблицы.  

Описание каждого этапа включает: постановку цели обучения; конспективное изложение основного содержания изучаемого материла; формулировку вопросов и заданий, выводов; указание на используемые методы и приемы обучения. Рабочий план должен обладать определенной гибкостью, позволяющей без особых затрат времени и труда приспосабливать его к конкретным условиям обучения в данном году, к конкретному классу.

Конспект урока – наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, которое отражает совместную деятельность и учителя, и ученика.

В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений. В конспекте также представлены модельные ответы учеников, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Указывается методическая и биологическая литература, использованная при подготовке к уроку. Форма написания конспекта не имеет определенной схемы. Однако опыт работы учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использование разных цветов выделения.

Рекомендуется, чтобы конспект урока содержал три основные части: формальную, содержательную и аналитическую.

Формальная часть содержит: номер урока, дату проведения, тему, цель, оборудование, литературу (с указанием страниц), последовательность отдельных этапов урока с хронометражем.

Формальная часть плана-конспекта урока

Дата «___»____________ ________ г.

Тема урока: в зависимости от перспективного плана может включать 1–2 параграфа или только его часть; соответствовать названию параграфа в учебнике или быть иной.

Триединая задача урока (примеры формулировок см. в теме 2):

– образовательная;

– воспитательная;

– развивающая.

Тип урока: комбинированный.

Методы: необходимо перечислить все используемые на разных этапах урока.

Материалы и оборудование:

 Литература:

1 Учебное пособие.

2 Методическое пособие.

3 Дополнительная литература.

Структура урока (последовательность отдельных этапов урока): приведенные этапы являются обязательными  для комбинированного урока (примерная длительность этапов):

1 организационный этап (2–3 мин);

2 этап всесторонней проверки домашнего задания или этап всесторонней проверки ЗУН (до 15 мин);

3 этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2–3 мин);

4 этап усвоения новых знаний (15–20 мин);

5 этап закрепления нового материала (5 мин);

6 этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2–3 мин);

7 этап подведения итогов занятия (до 5 мин);

8 этап рефлексии (до 5 мин).

Содержательная часть плана-конспекта

Ход урока

В данном разделе конспекта подробно раскрывается каждый из этапов урока. В конспект урока должны быть включены все вопросы учителя и предполагаемые правильные ответы учеников. При использовании карточек с заданиями, тестов или других видов заданий для контроля и оценки знаний, их обязательно прилагают к плану-конспекту вместе с правильными ответами. При написании конспекта урока рекомендуется использовать чернила разных цветов (либо разный шрифт) для выделения следующих позиций: вопросов учителя, предполагаемых правильных ответов учеников, ключевых понятий, терминов, записей на доске и в тетрадях учеников.

Аналитическая часть заполняется после урока. Выполняется анализ собственного урока. Эта часть – необязательная, однако очень важная для повышения уровня квалификации учителя.

Конспекты уроков составляются студентами во время педагогических практик, молодыми специалистами, а также опытными учителями во время подготовки открытых уроков, при проведении педагогического эксперимента по методике обучения биологии, а также в случае введения новых учебных программ.

Таким образом, подготовка к уроку должна быть достаточно обстоятельной для эффективной реализации основной формы обучения – урока. Подготовка к уроку – самая трудоемкая часть работы учителя. При добросовестном отношении к делу даже опытные педагоги тратят на подготовку одного урока около двух часов.

4. Постановка цели урока   

ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА (ТЦУ)- это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

Для урока необходимо определить триединую цель урока (=триединая задача урока). Триединая цель урока складывается из трех аспектов: образовательного, развивающего, воспитывающего (воспитательного).

Образовательный предусматривает: вооружить учеников системой знаний, умений и навыков. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого. 

Развивающий аспект предусматривает: при обучении развивать у учеников познавательный интерес, творческие способности, закалять волю, создавать эмоциональные переживания, самостоятельность в учении, помочь в развитии мышления, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Такое положение объясняется тем,  что 1) нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания; 2) что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Образовательная цель должна быть прописана не только для учителя (Обеспечить усвоение учащимися понятий…), но и обязательно для ученика (Владеть понятием…). Она должна быть конкретной, реальной, отражать суть изучаемого на уроке. Современные педагогические подходы требуют планировать не только деятельность учителя, но и деятельность учеников на каждом этапе урока.

Не на каждом уроке имеются возможности для реализации развивающих и воспитательных аспектов цели в полной мере. Часто такие цели носят декларативный универсальный характер, заносятся учителем в план «по требованию». Например, многие темы биологии позволяют использовать материал для развития у детей бережного отношения к природе, привития любви к родной природе. Это сильный воспитательный ресурс школьной биологии. Но на конкретном уроке по изучению внутреннего строения рыб это не получится. Такие цели лучше планировать, используя слова «содействовать….», «создать условия для…» и др.

Цель урока должна соответствовать содержанию проведенного урока. Оценивается насколько цель урока соответствует его содержанию (алгоритм анализа целей урока):

1. краткость, четкость, простота формулировки цели;

2. степень осознанности учителем цели;

3. заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

4. чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересами учеников, особенностями классного коллектива и т.д.;

5. какова связь цели с темой урока;

6. реальность достижения цели;

7. соотносимость цели содержанию учебного материала, методам обучения и формам организации познавательной деятельности на уроке;

8. отсутствие разрыва между целью и результатом.

5. Структура урока, этапы комбинированного урока  

Структура урока – это совокупность элементов урока, которая обеспечивает его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Составные части (=элементы) урока находятся в тесной взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. К числу составных элементов, например, комбинированного урока, относятся: организационный момент, проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, изложение нового материала, проверка первичного усвоения и закрепление материала, задание на дом. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.

Организационный момент – очень короткий по времени, на 1-2 мин,  но значительный этап. Без него невозможно соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий всеми учениками. Он определяет состояние классного помещения, приветствие, проверку отсутствующих, готовность учеников к уроку – наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и т.д.

Проверка домашнего задания – его задача выявить знания учеников и установить возможности продвижения в изучении дальнейшего материала.

Проверка домашнего задания на уроке не должна занимать более 10-15 мин. Учитель организует этот этап по-разному. Например, заготавливает дидактические карточки для индивидуального опроса нескольких учеников. А с остальными учениками проводит беседу. И т.д.  

Воспроизведение опорных знаний -  На этом этапе сообщается тема нового учебного занятия, формулируются цели урока, желательно в виде проблемного задания, при этом акцентируется внимание на социальную и практическую значимость изучаемого материала. Показывается логическая связь подаваемого учебного материала с ранее изученным. Этап занимает 3-5 мин. Отсутствие этого этапа – методическая ошибка учителя.

Следующий этап – изучение нового материала. На это отводится больше всего времени – 15-20 мин и более. Ему придается особое значение, так как именно на этом этапе происходит формирование и развитие системы биологических понятий, мыслительных способностей, их самостоятельности.

Методы, которые учитель может использовать в процессе изучения нового материала, весьма разнообразны. Это словесные методы (эвристическая или проблемная беседа, рассказ, объяснение и пр.), которые сопровождаются демонстрацией различных наглядных пособий. Из наглядных методов чаще используют результаты опытов, таблицы, схемы, натуральные объекты. Практические методы – это лабораторные работы.

Проверка первичного усвоения. Учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении нового учебного материала. Для этого учитель обычно спрашивает средних и слабых учеников, привлекая класс к оценке их ответов. Выявляются пробелы первичного осмысления изученного материала, ликвидируются неясности в осмыслении материала. Отсутствие данного этапа является ошибкой в работе учителя.

Закрепление – Этап закрепления новых знаний занимает 5-10 мин. Чаще всего педагог задает несколько вопросов по самым существенным, узловым проблемам темы урока. Применяются проблемные вопросы, создаются нестандартные ситуации. Обычно для ответа вызываются сильные ученики. Ответы помогают выявить степень усвоения учебного содержания.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от места урока в образовательном процессе, от используемых средств наглядности, от уровня подготовки и развития учеников, от уровня квалификации учителя.

Структура урока отражается в плане проведения урока. План урока должен быть гибким, продуманным, не сковывать инициативу учителя.

6. Проведение урока биологии, основные организационные моменты

 Рассмотренная структура урока имеет отношение к проведению урока. По указанной схеме обычно проводится урок. Кратко остановимся на  основных организационных моментах, которые следует соблюдать при проведении урока:

1. На урок отводится 45 минут и они должны быть использованы с наибольшим педагогическим эффектом. Поэтому все части урока полезно хронометрировать, проводить его в определенном темпе, без отвлечений.

2. Обязательным условием является вовлечение всего класса к процессу обучения.

3. Учитель не должен отвлекаться от урока поисками пособий, налаживанию аппаратуры. Для этого следует выделить  среди учеников помощников. Их помощь очень экономит время, воспитывает самих школьников, дисциплинирует весь класс.

4. Весь урок ведется учителем в бодром темпе с эмоциональной окраской. Очень важна собственная заинтересованность учителя излагаемым научным материалом и знаниями учеников.

На основе анализа многочисленных разработок, отзывов и предложений педагогов, выработаны рекомендации по рациональной организации урока биологии:

1. Цели урока должны быть диагностируемы, т.е. легко прослеживается их достижение на основе имеющихся в материалах урока заданий.(Например, если в качестве воспитательной цели прописано: «Способствовать формированию чувства прекрасного…», то несомненно, на уроке должен активно использоваться наглядный материал, либо аудиоматериал, который развивает и возбуждает чувство красоты.

2. Обязателен анализ и коррекция содержания учебного материала (т.е. отбор необходимого и достаточного объема изучаемого материала в соответствии с возрастными особенностями учеников).

3. Чередование видов учебной деятельности для более эффективного восприятия и осознания материала.

4. Создание благоприятного микроклимата во время урока.

5. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

6. Управление учебным процессом на уроке; большую часть урока ученики должны работать активно.

7. Систематический и разнообразный контроль и учет знаний учащихся.

8. Использование опорных схем и конспектов, которые обеспечивают структурирование учебного материала.

9. Создание условий для развития устной речи, навыков общения и публичных выступлений.

10. Более широкое и разнообразное использование самостоятельных работ учащихся на уроке при консультативной роли учителя.

11. Обязательное объяснение учителем сложного материала.

12. Проведение учителем необходимых инструктажей.

13. Использование различных средств обучения, в том числе ТСО, наглядных материалов.

14. Использование дифференцированного подхода при организации обучения.

15. Постоянный акцент на практическое значение теоретических знаний в жизни и хозяйственной деятельности человека.

16. Обобщение, систематизация и закрепление изученного материала с опорой на уже усвоенные знания и приобретенные умения.

17. Оптимизация методических приемов и методов обучения.

18. Постоянная рефлексия учебной деятельности учащихся.

Самостоятельно изучите таблицу «Упущения и ошибки при проведении уроков». Указанные критерии будут учитываться при тренингах уроков на лабораторных занятиях.

Таблица. Упущения и ошибки при проведении уроков

Этап урока

Упущения и ошибки

Орг. момент

Проведен не полностью (отсутствует):

- приветствие,

- проверка отсутствующих,

- готовности класса к работе;

- затрачено много времени

Проверка домашнего задания

- при опросе задействовано мало учеников (определяется в зависимости от величины группы);

- не подготовлены задания для всех категорий учащихся;

- методически неправильно организована работа с карточками (не указано время работы, не уточнил все ли понятно, не пересадил за отдельный стол, не попросил убрать все лишнее со стола, забыл забрать карточку и начал объяснение новой темы)

- не контролировал самостоятельность выполнения заданий (переговоры, подсказки);

- забыл выставить отметки за урок;

- выставил, но не аргументировал;

- отметка выставлена за фрагментарный ответ или неверно;

- затрачено слишком много времени

Воспроизведение опорных знаний

Отсутствует, если оно необходимо

Изложение нового материала

- использован только один метод;

- материал изложен только лекционно;

- использован материал только учебника;

- отсутствует контакт с классом;

- учитель не реагирует на то, что ученики занимаются посторонним делом;

- отсутствует работа с учебником;

- отсутствует работа с тетрадями;

- отсутствует первичное закрепление

Закрепление

- затрачено слишком мало времени;

- использованы только репродуктивные методы

- этап отсутствует вообще

Домашнее задание

- забыл задать;

- задал на перерыве, или по подсказке

Цели урока

Реализованы не все запланированные цели

Не уложился в

45 минут

Отклонение более 7 минут (в обе стороны)

Самоанализ урока

Самостоятельно указал свою (свои) методические ошибки

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3346. Физика среды и ограждающих конструкций 167.29 KB
  Физика среды и ограждающих конструкций К ограждающим конструкциям относятся элементы зданий и сооружений, ограничивающие некоторое пространство для создания в нем заданного режима эксплуатации. К ограждающим конструкциям жилых и общественных зданий...
3347. Магнитное поле и его характеристики 673 KB
  Магнитное поле и его характеристики План лекции: Магнитное поле. Индукция и напряженность магнитного поля. Магнитный поток. Теорема Гаусса для магнитного потока. Закон Био-Савара-Лапласа и его применение для расчета магнитных полей. Теорема о циркул...
3348. Краткий курс физики 430 KB
  Методические указания содержат рабочую программу разделов «Классическая механика» и «Молекулярная физика и термодинамика» дисциплины «Физика» и краткое теоретическое изложение основных вопросов этих разделов. Приведены определения физических величин...
3349. Распределения Максвелла и Больцмана. Явления переноса 377.5 KB
  Распределения Максвелла и Больцмана. Явления переноса План лекции: Закон Максвелла о распределении молекул по скоростям. Характерные скорости молекул. Распределение Больцмана. Средняя длина свободного пробега молекул. Явления...
3350. Действие магнитного поля на проводники с током и движущиеся электрические заряды 496 KB
  Действие магнитного поля на проводники с током и движущиеся электрические заряды  Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов. Контур с током в магнитном поле. Работа перемещения проводника с током в магнитном поле. Сила Лоренца...
3351. Методические указания к лабораторным работам по механике 408.5 KB
  В методических указаниях приведены основные теоретические сведения и практические рекомендации по выполнению лабораторных работ по механике. Законы сохранения в механике. Изучение центрального столкновения шаров Цель работы: изучение законов уп...
3352. Исследование электростатического поля 196 KB
  Исследование электростатического поля Изучение электростатического поля; экспериментальное построение эквипотенциальных линий (эквипотенциалей) и линий напряженности; вычисление напряженности поля. Теоретические основы работы Как известно, взаимодей...
3353. Электростатический вольтметр 183.5 KB
  Электростатический вольтметр Цель работы состоит в практическом изучении работы электростатического вольтметра, применении метода измерений разности потенциалов для градуирования электростатического вольтметра. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ Взаимодейс...
3354. Определение электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости диэлектрика 244.5 KB
  Определение электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости диэлектрика Определение электрической емкости плоского конденсатора с помощью мостовой схемы. Определение относительной диэлектрической проницаемости диэлектрика. Теоретические ...