58478

Уроки Чистоты на территории Пермского края

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Технологии сортировки отходов уже реализуются в некоторых российских городах. Для успешной организации сортировки очень важна первая ступень раздельный сбор отходов жителями. По статистике каждый из нас ежегодно образует 300 кг отходов.

Русский

2014-06-05

3.73 MB

5 чел.

кция «Дни защиты от экологической опасности на территории Пермского края»-2009

Урок Чистоты

Проект

«Уроки Чистоты на территории Пермского края»

Информационные материалы для урока по раздельному сбору отходов

Пермь

2009


Уважаемые жители Пермского края!

В послании Губернатора Пермского края Законодательному Собранию проблема обращения с отходами выделена отдельной строкой. Несмотря на финансовый кризис проблемой заниматься необходимо.

Существует множество научно обоснованных подходов к организации систем обращения с отходами. Признано, что приоритет развития отрасли управления отходами – это сортировка и переработка вторичного сырья. Технологии сортировки отходов уже реализуются в некоторых российских городах. Для успешной организации сортировки очень важна первая ступень - раздельный сбор отходов жителями.

По статистике каждый из нас ежегодно образует 300 кг отходов.

В отходах содержится значительная доля вторичных ресурсов, из которых можно получить ценную продукцию. Но отходы, собранные в общий бак или полиэтиленовый пакет, не представляют никакой ценности, с точки зрения их переработки.

В наших силах сократить объемы образующихся отходов, дать отходам вторую жизнь, уменьшить количество опасных отходов и предотвратить смешение их с бытовыми отходами.

Многое еще предстоит организовать. По мнению специалистов, наиболее готовыми к использованию системы раздельного сбора отходов являются города Кунгур и Краснокамск. Но и все остальные муниципальные образования не могут ждать!

Шаг, который может каждый из нас сделать по пути к созданию комфортных условий жизни, привлекательности Пермского края простой – не мусорить, направлять во вторичную переработку, хотя бы, бумагу и стекло.

Мы уверены, что у всех пермяков есть намерение жить в чистом дворе, чистом городе, чистом крае и чистой стране

Оргкомитет  Акции «Дни защиты от экологической опасности на территории Пермского края» - 2009


От составителей

Данные информационные материалы подготовлены в рамках проведения краевой акции «Дни защиты от экологической опасности» - 2009.

«Урок чистоты» - это акция, которую оргкомитет предлагает провести в учебных заведениях Пермского края.

Цель урока – знакомство с понятием «раздельный сбор отходов», «сокращение образования отходов».

Минимальная продолжительность –-  45 минут.

Методы: демонстрация видеосюжета и презентации; интерактивная часть.

Необходимое оборудование: мультимедийная техника для демонстрации фильма, презентации; ватман, маркеры, магниты для организации интерактивной работы в группах.

Рекомендуемое распределение времени урока:

  1.  Введение в тему (с учётом демонстрации презентации) – 10 минут
  2.  Демонстрация фильма 10 минут.
  3.  Интерактивная часть 25 минут.

Демонстрация фильма и презентации проводится с целью актуализации проблемы роста образования отходов, позиционирования раздельного сбора и вторичного использования отходов.

Интерактивная часть урока организуется с целью осмысления  обсуждаемой темы и собственной роли в сокращении образования отходов уже сегодня и в дальнейшем.

Представляется эффективным сочетать проведение данного урока и организацию сбора макулатуры в школе.

Предложенные материалы были апробированы лидерами молодежного экологического движения «Зеленый мир» на конкурсе «Лидер в экологии», 27-28 марта 2009 г. в г.Перми и презентованы на заседании клуба «Эколог» второго апреля 2009 г.

Предлагаемые информационные материалы можно использовать для моделирования своего «Урока Чистоты», эколого-просветительского мероприятия в образовательном учреждении. Будем рады услышать замечания, предложения и рассказы об опыте проведения «Урока Чистоты».

Сообщения можно направлять на электронный адрес:

Ecol_inform@permregion.ru – управление по охране окружающей среды министерства природных ресурсов Пермского края.

Благодарим за сотрудничество!


Составители сборника информационных материалов «Урок Чистоты»: И.Зязева, С.М.Морозова, Е.Н.Овчинникова, Н.А.Пронина

Информационные и презентационные материалы о «Концепции по обращению с отходами потребления на территории Пермского края» предоставлены Ю. Анфимовой, Н.Н. Слюсарь, В.Н. Коротаевым, Ю.М. Трухиным.

Фильм – выпуск передачи «Пермь. Люди. Экология» подготовлен  журналистом  УралИнформТВ Е. Полевщиковой по заказу муниципального управления по экологии и природопользованию г. Перми и любезно предоставлен для использования в «Уроке Чистоты».

Общее руководство проектом -  Л.И.Харун, начальник управления по охране окружающей среды министерства природных ресурсов Пермского края.


Содержание

[1] ЧАСТЬ 1. Постановка проблемы. Описание проблемы твердых бытовых отходов в Пермском крае

[1.0.1] Что такое ТБО?

[1.0.1.1] Что такое вторичное сырье?

[1.0.1.2] Что такое  биоразлагаемые отходы?

[1.0.1.3] Что такое неутилизируемые  отходы?

[1.0.1.4] Классификация и состав твердых бытовых отходов

[1.0.1.5] Причины увеличения образования ТБО

[1.0.2] Стратегия устойчивого развития при обращении с ТБО

[1.0.3] Управление отходами в Пермском крае

[1.1]
Что нам делать с отходами?

[1.2]
Подведем итоги. Что может каждый из нас.

[2]
ЧАСТЬ 2. Формы организации и методы проведения занятий

[2.1] Работа в малых группах сотрудничества

[2.2] Тренинговые занятия

[2.3]
Примеры практических заданий для разработки учебных минипроектов

[3]
ЧАСТЬ 3.  Дополнительная информация

[3.1] ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Немного истории развития системы обращения с отходами

[3.2]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Описание основных методов переработки  отходов

[3.2.1] Энергетическая  утилизация отходов

[3.2.2] Биологические методы утилизации отходов

[3.2.3] Захоронение (депонирование) ТБО

[3.2.4] Мусороперерабатывающие заводы (МПЗ)

[3.3]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Эколого-экономические аспекты перехода к раздельному сбору бытовых отходов

[3.4] ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Креативные технологии – для блестящих идей

[3.4.0.1] Переворот

[3.4.0.2] Ментальная карта

[3.4.0.3] Мозговой штурм

[4]
Литература


ЧАСТЬ 1. Постановка проблемы. Описание проблемы твердых бытовых отходов в Пермском крае

«К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать ни внушить насильно; только само по себе  оно может незаметно  войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом человека –созидателя»

Н. Рерих

«…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»

Д.И.Менделеев

Ежегодно на территории Пермского края образуется порядка 46 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе 1,2 млн. тонн отходов потребления, которые мы называем твердые бытовые отходы - ТБО. В Пермском крае насчитывается  более 1000 свалок твердых бытовых отходов. Кроме того, несанкционированному размещению подвергается порядка 40 % твердых бытовых отходов. Вторичному использованию подвергается менее 1 % отходов.

Каждый житель Пермского края ежегодно образует в среднем 300 кг отходов в год. Причем количество отходов с каждым годом увеличивается по массе на 0,5 – 1 %, и по объему на 3 – 5 %, таким образом, отходы становятся легче и занимают все большие площади на полигонах ТБО и свалках. Возникают стихийные несанкционированные свалки, не отвечающие требованиям стандартов. Состав ТБО усложняется, включая в себя все  большее количество экологически опасных компонентов. Отношение населения к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным.

Что такое ТБО?

Твердые бытовые отходы (ТБО) относят к отходам потребления, образующимся в результате жизнедеятельности людей [4].

Термин «твердые бытовые отходы», кроме отходов, производимых населением, включает также отходы, производимые предприятиями общепита, торговыми предприятиями, учреждениями, муниципальными службами.

Морфологический состав и объем отходов потребления чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов.

Стекло, бумага, пластмасса, черные, цветные металлы, текстиль – потенциально являются вторичным сырьем.

Практически это составляет примерно треть  попадающих сегодня на свалки  Пермского края  отходов (рис.1).

Рис.1. Морфологический состав ТБО (выражен в весовых процентах)

 

Таким образом, ТБО можно подразделить на три категории:

1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Для этого его нужно выделить из общего потока, сортировать и пускать в дальнейшую переработку.

2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать.

3. Неутилизируемые отходы – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики.

4. Опасные отходы – виды отходов (батарейки,  ртутные градусники, лекарственные препараты), содержащие токсичные или  биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду  недопустимо).

Что такое вторичное сырье?

Вторичное сырье – утильные фракции материалы и изделия (макулатура, пластик, ПЭТ-бутылка, полиэтилен, стекло, текстиль, металлическая банка), которые после полного первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.

                                

  

 

  

 

В Екатеринбурге, например, в настоящее время внедряется система так называемого дуального сбора отходов. Отходы, являющиеся вторичными ресурсами, собираются в один контейнер, а все остальные, так называемые «смешанные отходы» (или неутилизируемые отходы) - в другой. Вторичные ресурсы направляются на сортировку. После сортировки отходы направляются в переработку.

Рис. 2. Контейнер для отходов, являющихся вторичным сырьем. г.Екатеринбург

Что такое  биоразлагаемые отходы?

Биоразлагаемые городские отходы образуются в домашнем хозяйстве, в процессе коммерческой деятельности и включают пищевые отходы, садовые отходы, бумагу и картон. Биоразлагаемые городские отходы являются основным источником образования токсичного фильтрата,  биогаза и других неприятных явлений в местах захоронения. Применение альтернативных методов обработки отходов, например, компостирование или анаэробное сбраживание при обеспечении правильного контроля может исключить или существенно снизить потенциал загрязнения и выбросов биоразлагаемых отходов.

Что такое неутилизируемые  отходы?

Непригодные к переработке и компостированию отходы пластмассовые изделия,  электронные и электрические приборы и др.

Что такое опасные отходы?

Например,  ненужные в хозяйстве аккумуляторы, лекарства, химические препараты для защиты растений, использованное масло, краски, ртутные градусники и др.

Классификация и состав твердых бытовых отходов

Существует множество видов классификаций ТБО: по источникам образования, по морфологическому составу, по воздействию на человека, по использованию ресурсного потенциала, по классам опасности.

По степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду отходы делятся на 5 классов опасности:

чрезвычайно опасные (1-й класс)

высокоопасные (2-й класс)

умеренно опасные (3-й класс)

малоопасные (4-й класс)

практически неопасные (5-й класс).

Твердые бытовые отходы относятся к 4 классу - малоопасные.

Сортированные твердые бытовые отходы относятся к 5 классу – практически неопасные.

Твердые бытовые отходы имеют различное происхождение.

Источники образования муниципальных отходов:

  1.  Жилой фонд (индивидуальные и многоквартирные дома);
  2.  Хозяйственные учреждения (магазины, культурные заведения, предприятия общепита, гостиницы);
  3.  Коммунальные службы (снос и строительство зданий, уборка улиц, зеленое строительство, парки, пляжи);
  4.  Социальные учреждения (школы, больницы, тюрьмы).

Причины увеличения образования ТБО

  •  разомкнутость технологических циклов в сравнении с замкнутыми природными циклами,
  •  рост производства товаров массового потребления одноразового использования,
  •  увеличение количества упаковки,
  •  повышение уровня жизни,
  •  моральное, а не физическое устаревание вещей.

Стратегия устойчивого развития при обращении с ТБО

Социально-экономическое развитие промышленно развитых стран мира в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецендентное загрязнение окружающей среды.

Для поддержания достигнутого уровня жизни в таких странах, как Германия, Австрия и Япония, на душу населения расходуется около 20 тонн разнообразного сырья в год, а это значит, что даже без экономического роста экологическая опасность в них с каждым годом будет увеличиваться.

Таким образом, человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и неспособностью биосферы обеспечить эти потребности.

С целью выхода из создавшегося положения в большинстве промышленно развитых стран, начиная с 1987 года, разрабатываются программы и концепции экологически-устойчивого развития общества. В России концепция  перехода к устойчивому развитию  была принята в апреле 1996 года.

Одним из основных условий создания экологически устойчивых обществ  является снижение потока образующихся загрязняющих веществ. В связи с этим деятельность по обращению с отходами должна быть основана на стратегии устойчивого развития. Стратегия устойчивого развития при обращении с твердыми бытовыми отходами включает основные направления  совершенствования  сбора и транспортировки отходов, их утилизации и переработки.

Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые (в идеале) не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

Неотъемлемой частью утилизации отходов (кроме традиционных способов: - сжигание и захоронение) являются мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование.

Населенный пункт, район или область должны выбирать подходы к решению проблемы ТБО в зависимости от своих специфических местных условий и ресурсов.  Однако при определении целей программы по утилизации ТБО и при планировании стратегии  целесообразно  иметь представление об определенной иерархии  комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному, затем - по вторичному сокращению отходов: повторное использование и переработка оставшейся части отходов – и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.

Анализ передового отечественного и зарубежного опыта, а также данные исследований в области обращения с отходами, позволяют  сформулировать основные принципы, которые обеспечат  реализацию стратегии устойчивого развития при обращении с ТБО.

Можно выделить несколько принципов устойчивого развития в области  обращения с ТБО:

1.  Принцип иерархичности.

Обращение с отходами должно подчиняться иерархии, отображенной на рис. 3.

Рис. 3. Иерархия  предпочтения методов обращения с ТБО

2. Принцип предосторожности.

Этот принцип разрешает использовать менее  детализированные доказательства опасности деятельности при принятии решений, если ожидание более детальных доказательств может нанести значительный или необратимый ущерб человеческому здоровью или окружающей среде.

3. Принцип близости.

Отходы должны быть переработаны или утилизированы как можно ближе к месту, где они были произведены.

4. Принцип «загрязнитель платит».

Загрязнитель должен нести все расходы, которые вызывают загрязнение при производстве и потреблении.

5. Принцип ответственности производителя.

Если производитель будет оплачивать стоимость переработки, утилизации и обезвреживания (уничтожения) своей продукции, он будет заинтересован в разработке продукции, производящей меньшее количество отходов, которая более легко утилизируется и может быть повторно использована или переработана.

Вторичное использование, использование материального потенциала отходов, использование энергетического потенциала и размещение, принцип предосторожности, принцип «загрязнитель платит» - имеют отражение в российском законодательстве. Что касается  принципа близости, то в законодательстве РФ нет требования по размещению отходов как можно ближе к месту, где они образовались.

Проблема утилизации достаточно успешно решается в странах Европы, при существовании  трехуровневой (федеральный, субъект федерации, муниципальный уровни) системы управления отходами. Проведем сравнение структуры системы управления отходами в Российской  Федерации и европейском сообществе (ЕС) для установления слабых звеньев.

Управление отходами в Пермском крае

В Пермском крае разработана Концепция по обращению с отходами производства и потребления, призванная закрепить общие подходы к организации системы управления отходами на территории края.

К концептуальным положениям, которые заложены в основу системы управления отходами на территории Пермского края, относятся:

- минимизация образования отходов на всех этапах жизненного цикла материалов, продуктов, изделий;

- экологически безопасное обращение с отходами;

- экономия ресурсов всех видов;

- снижение эмиссий в окружающую природную среду до экологически безопасного уровня;

- исключение перемещения отходов в пространстве и во времени;

- захоронение неутилизируемых отходов, исключающее негативное влияние на объекты окружающей среды и в настоящее время и в будущем («вечное захоронение»).

В первую очередь система должна быть нацелена на предотвращение образования отходов и снижение их токсичности. Если образование отходов не удалось минимизировать, отходы в максимальном объеме должны направляться на вторичное использование или энергетическую утилизацию (требуется  максимальное использование ресурсного потенциала отходов). И только в третью очередь при невозможности материальной и энергетической переработки неутилизируемые отходы и продукты переработки/обезвреживания направляются на захоронение.

В построении политики обращения с отходами установлена четкая иерархия методов обращения с отходами (рис. 4.).

Иерархия устанавливает приоритетные направления развития технологий с учетом устойчивого развития. Впервые иерархия технологий обращения с отходами была представлена в Рамочной   директиве об отходах (75/442/EEC) и в настоящее время является компонентой всех основных директив в области обращения с отходами. Внедрение целесообразности тех или иных технологий определяется на основе выбора Наилучших, с точки зрения экологии, из экономически целесообразных технологий с учетом как экономических, так и социальных аспектов.

Предотвращение или минимизация образования отходов занимает первое место в иерархии методов.  Данный подход позволяет экономить средства на проведение мероприятий по обращению с отходами, а также приводит к повышению производительности и снижению  удельного использования ресурсов. Снижение количества отходов может быть достигнуто за счет переориентирование производства и потребления на продукцию и упаковку, приводящую к образованию меньшего количества отходов (например, пропагандой многократного использования продукции, мотивирование производителей к  снижению количества упаковки и т.п.).

Повторное использование – вторая, наиболее приемлемая технология. Вторичное использование подразумевает повторное использование материалов, без каких-либо существенных переделов. Примером повторного использования является вторичная тара.

Использование материального потенциала отходов: использование вторичных материалов в качестве сырья. К методам использования материального потенциала отходов относят выделение утильных фракций с последующей переработкой в товарную продукцию, компостирование.

Использование энергетического потенциала отходов: получение энергии из отходов.

Размещение/захоронение отходов является наименее приемлемой технологией обращения с отходами и подразумевает безопасное размещение отходов, которые уже не могут быть вовлечены в иные опции иерархии отходов, в окружающей среде. Перед захоронением требуется предварительная подготовка отходов. Предварительная подготовка включает физическую, термическую, химическую и биологическую обработку отходов, с целью снижения количества и токсичности отходов, направляемых на захоронение.


Проведем очень краткое сравнение систем управления отходами, действующих  сегодня в российских и европейских городах.

Рис.3. Сравнение систем управление отходами в европейских и российских городах

В российских городах, и Пермь – не исключение, в среднем 98 % ТБО попадают на свалки.

В европейских городах  осуществляется раздельный сбор отходов от населения.  Соответствующие фракции попадают на компостирование,  во вторичную переработку и на энергетическую утилизацию. (Методы обращения с отходами кратко описаны в приложении 2).

Неутилизируемые фракции и шлаки, получаемые после энергетической утилизации поступают на захоронение. Таким образом, в результате реализации такой технологии на захоронение попадает в среднем 20 % отходов.

 


Что нам делать с отходами?

Известно четыре основных подхода в обращении с ТБО: захоронение, сжигание, ресайклинг и компостирование плюс сбраживание.

Можно бороться с последствиями образования отходов, а можно предотвращать появление проблемы.

И с экологической, и с экономической позиций многократно безопаснее и выгоднее максимально использовать полезную часть отходов, а неутилизируемый остаток - захоранивать на специальных полигонах. Не исключено, что в будущем будут найдены способы полезного использования и этих захоронений. Вспомним, что до изобретения двигателя внутреннего сгорания бензин являлся неутилизируемым и опасным отходом переработки нефти, промышленники избавлялись от него, сливая тайком в реки и озера.

«Мусор - это искусство смешивать разные полезные вещи и предметы. Смешивая полезные предметы с бесполезными, токсичные вещества с безопасными, горючие материалы с несгораемыми мы получаем бесполезную, токсичную и плохо горящую смесь». Трудно не согласиться с таким мнением Пола Коннетта, известного американского эксперта по проблеме отходов. Перефразируя Коннета, можно сказать, что управление отходами - это искусство извлекать из него полезные компоненты и после переработки использовать повторно. Такой подход к ТБО решает многие проблемы:

сохраняет природные ресурсы для наших потомков,

сокращает объем отходов, которые вывозят на свалку,

сокращает транспортные расходы,

меньше загрязняет окрестности,

сохраняет наше здоровье.

Вот почему в последние годы во всем мире вес более активно осваивается именно такой подход. Проще контролировать то, что попадает на свалку, чем продукты разложения отходов, мигрирующие со свалки в окружающую среду. Бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые в идеале не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экологичным и экономически выгодным способом.

Путь вторичного использования отходов наиболее перспективен и связан с высоким уровнем сознания всего населения. Именно там, где мусор образуется - дома, в учреждении, на предприятии легче всего сразу же отделять бумагу от стекла, алюминия, пластмассы и т.д. А власти городов должны обеспечить дальнейшее движение раздельных фракций мусора на пункты их переработки.


Подведем итоги. Что может каждый из нас.

Прежде всего, перестать мусорить самому! Ведь это так просто: кидать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер, а не на тротуар! Забрать мусор из леса после пикника.

Не мусорить — это важно, но еще не все. Каждый человек, думающий о своем здоровье, о здоровье близких, может и должен как можно меньше заваливать мусорки предметами своего обихода. Многим, казалось бы, ненужным вещам человек может дать вторую жизнь, не увеличивая количество отходов.

Пользуйтесь площадками для раздельного сбора твердых бытовых отходов и приучайте к этому своих родителей, близких и друзей.

Пользуйтесь пунктами приема вторсырья. На подобные пункты можно сдавать стеклянные бутылки, банки, металлолом, тряпье и бумагу. 60 килограммов макулатуры сохранят жизнь 1 дереву, которое было бы срублено для производства бумаги. Сдача вторичного сырья - это не только способ заработать деньги, но и сберечь наши природные ресурсы, сохранить чистоту воздуха, лесов и рек.

Конечно, не каждому хочется идти на приемный пункт вторсырья с грузом. Поэтому позволим себе совет, основанный на опыте. Можно поставить аккуратную связку той же макулатуры рядом с мусорным ящиком. Вскоре она исчезнет. Те, кому не лень, доставят ее на приемный пункт.

Не допускайте сжигания бытовых отходов (см. Диоксины).

Ненужные вещи - одежду, обувь, игрушки - лучше отдать людям нуждающимся. И дело доброе сделали, и отходов не добавили.

Бережно относитесь к старым вещам: не спешите их выбрасывать. Найдите для них новое применение. Включив фантазию, можно из ненужной банки сделать оригинальный горшок для цветов, который прослужит вам не один год. Хорошо, когда полиэтиленовый пакет, пластиковая бутылка используются в хозяйстве неоднократно, когда вы ходите за продуктами с хлопковой сумкой, а не полиэтиленовым пакетом. Покупая прохладительные напитки, выбирайте стеклянную бутылку, которую легче сдать (это сэкономит 30-50% ресурсов, которые тратятся на изготовление новой стеклянной тары).

При выборе между обычной чашкой и одноразовым стаканчиком выберите чашку. Вообще, использование одноразовой посуды не только создает горы мусора, но и вредит вашему здоровью. Пластик, в отличие от нейтральных и стабильных традиционных материалов, в какой-то степени растворяется, особенно в теплой и горячей жидкости, выделяя в нее содержащиеся стабилизаторы и пластификаторы.

Это учли организаторы Олимпийских игр в Нагано. Для участников и гостей Олимпиады было изготовлен 1 млн. экологически чистых тарелок из жмыха яблок (отход от производства яблочного сока). После Олимпиады тарелки снова попали в яблоневые сады, но уже в качестве удобрения. Вот такой одноразовой посуде отдать предпочтение можно!

При покупке моющих средств выбирайте концентрированные, так как их можно разводить, или средства, расфасованные в большие упаковки, — вы сэкономите деньги и выбросите меньше мусора.

Мы, как потребители, можем повышать спрос на товары, которые меньше вредят окружающей среде. Внимательно относитесь не только к цене и качеству продукции, но и к ее экологической чистоте. Сейчас многие фирмы-производители имеют свои знаки экологической чистоты. Постарайтесь узнать их и покупайте товары с этими знаками. Для многих потребителей в развитых странах Запада знак «Подлежит вторичной переработке» значит больше, чем знак качества.

«Не сорите!» — так можно расшифровать знак, появляющийся на упаковках. Посмотрите на него внимательно — он словно руководство к действию. Вам предлагается собирать использованную тару и сдавать се на пункты переработки.

На товарах, произведенных в России, уже начинает встречаться надпись «подлежит сдаче». К сожалению, пока не так легко можно сдать подобную пустую тару, но мы надеемся на лучшее.


ЧАСТЬ 2. Формы организации и методы проведения занятий

Какие формы организации занятий и используемые при их проведении методы и методические приемы можно считать наиболее эффективными? Обратимся к результатам психологических исследований: в памяти человека остается примерно 10% из того, что он слышит; 50% — из того, что он видит и 90% — из того, что делает. А это значит, что главное - организовать занятия таким образом, чтобы ученики не просто получали некий объем информации, пусть даже чрезвычайно важной и актуальной, а были бы активными участниками организованного вами диалога. Напомним несколько простых на первый взгляд правил, которыми вам следует руководствоваться:

Расскажи им - и они забудут.

Покажи им - и они запомнят.

Покажи и объясни - и они поймут.

Вовлеки их - и они почувствуют.

Повтори вместе с ними - и они захотят.

Приучи их - и они будут делать сами.

В этом разделе мы познакомим вас с некоторыми вариантами работы в малых группах сотрудничества, элементов тренинга.

Работа в малых группах сотрудничества

Малая группа — это группа взаимной поддержки и помощи, объединяющая от 3 до 5 человек. Деятельность такой группы направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение учебных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов.

Для того чтобы работа в малых группах была успешной, каждый участник должен сотрудничать с другими членами в достижении поставленных целей. Такая форма работы с организационно-деловой точки зрения имеет большое преимущество перед индивидуальными и фронтальными формами работы в силу того, что на смену соперничеству приходит сотрудничество.

Существует множество моделей работы учащихся в малых группах. Мы остановимся на классификации, предложенной американским педагогом Дж. Хассардом, который выделяет пять основных моделей: «Взаимообучение и взаимотренировка», «Мозаика», «Кооперация», «Исследовательская работа в группах» «Познания через ощущения и переживания».

Кратко охарактеризуем некоторые из этих моделей.

I. "Взаимообучение и взаимотренировка". Данная модель наиболее проста, кроме того, она хорошо сочетается с традиционными приемами учебной работы. Работа организуется в четыре этапа:

изложение материала — в ходе фронтальной работы учитель вводит основные понятия, характеризует умения и навыки, связанные с темой занятия, а также способы их приобретения и отработки; для работы в группах учитель заранее подготавливает листы заданий и контрольные вопросы;

формирование учебных команд (групп) — команды должны состоять из 4—5 человек; учащиеся могут работать внутри команды парами, а затем обмениваться усвоенным материалом; каждый член команды должен уметь ответить на любой вопрос, содержащийся в листе заданий, чувствовать ответственность за другого;

контрольный опрос и определение достижений команды - после того, как работа в учебных командах будет закончена, учитель проводит контрольный опрос для выяснения уровня усвоения изученного материала каждым учеником; эффективность работы команды определяется суммой баллов, полученных каждым ее членом;

поощрение, признание достижений команды — достижения команд целесообразно отмечать в специальном бюллетене (ведомости), в котором указывается количество баллов, полученных каждой командой, и ее место среди всех команд класса; отмечаются также особые достижения отдельных учащихся.

 Данная модель может быть использована при изучении истории проблемы отходов производства и потребления.

2. "Мозаика". В данном случае каждый из членов команды становится экспертом по определенной части темы, изучаемой в данный момент, и обучает остальных членов команды. Учащиеся, которым предстоит стать экспертами в выбранной ими области, собирают необходимую информацию из разных источников; они не только читают литературу, но и берут интервью, просматривают видеофильмы, выполняют лабораторные и практические работы, используют при возможности компьютер и INTERNET. Ответственность за качество выполненной работы в равной степени несут все члены команды, хотя, естественно, глубина и качество сообщений будут различны.

Целесообразно использование данной модели при изучении различных видов отходов. Ее результатом может быть, например, «Энциклопедия отходов от А до Я»

3. «Кооперация». Эта модель объединяет многие элементы первой и второй модели. Ее главная идея — создать такие условия, чтобы целью каждой команды стало умение передавать свои знания всему классу. Каждая команда выбирает тему в соответствии с изучаемым разделом, которая затем разбивается на подтемы. Каждый член команды будет ответственен за сбор материалов по одной из подтем и ознакомление с этой информацией своей команды. Для этого необходимо приготовить для команды небольшое сообщение.

Особенность данной модели заключается и в представлении результатов работы команды всему классу. Такое сообщение готовится совместными усилиями всех членов команды. Учащимся предлагается найти такой способ представления результатов, который предполагал бы непосредственное участие в нем слушателей. Дискуссии, демонстрации, практические работы, сценки, видео - и звукозаписи являются эффективными способами представления материала.

Один из вариантов оценки работы групп — использование опросного листа, в котором учащиеся ставят баллы за работу каждой группы, тем самым оценивая работу своих одноклассников.

Вы можете использовать эту модель при изучении различных видов переработки отходов. Например, каждая из малых групп изучает положительные и отрицательные стороны таких видов утилизации отходов, как сжигание и захоронение, затем проводится коллективное обсуждение.

«Исследовательская работа в группах» — одна из наиболее сложных моделей работы и малых группах. Как отмечает Дж. Хассард, "в основе ее философии лежит воспитание демократических отношений в группах и достаточно справедливое распределение привилегированных ролей докладчиков внутри группы се руководителем". Основные этапы работы по данной модели включают:

выбор темы предстоящей работы — учащиеся определяют подтемы в рамках одной большой изучаемой в данный момент темы и организуют для отработки каждой подтемы небольшие группы от двух до пяти человек;

совместное планирование — учитель вместе с каждой группой учащихся формулирует цели и задачи, способы и методы работы в соответствии с выделенными подтемами;

выполнение исследовательской работы — процесс освоения материала должен включать в себя широкий набор разнообразных заданий, рассчитанных на отработку определенных умений, и побуждать учащихся обращаться к различным источникам информации; учитель консультирует группы, контролирует их продвижение вперед, предлагает в случае необходимости свою помощь;

анализ и синтез — учащиеся анализируют и оценивают собранную информацию, планируют, как будут подводиться итоги, выбирают наиболее интересный способ презентации материала всему классу;

представление окончательных результатов групповой работы — группы организуют в занимательной форме презентацию изученного ими материала; основная цель при этом состоит в том, чтобы увлечь учащихся работой друг друга и распространить эту увлеченность на предмет изучения; учитель координирует весь процесс презентации результатов;

оценка результатов — оцениваются отчеты, представленные группами; кроме того, может быть оценен индивидуальный вклад каждого учащегося в проведенное исследование.

Данная модель возлагает максимальную ответственность на учащихся за определение того, что и как они будут изучать, за сбор информации, за анализ и интерпретацию полученных данных, за коммуникативность, за умение представить результаты работы. Она рекомендуется в том случае, если вы планируете выполнение школьниками проектов. В этом случае проведенное в такой форме занятие является вводным в начало выполнения индивидуальных или коллективных проектов.

Тренинговые занятия1

Экологический тренинг — комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (своему здоровью, своим поступкам) и к окружающей социо-природной среде.

Тренинг — это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг позволяет преодолевать различные стереотипы и решать личностные проблемы участников. Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие личностные изменения членов группы после одного или даже серии тренинговых упражнений. Но, тем не менее, в ходе подобных занятий происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания и появляется опыт позитивного отношения к себе, к людям, окружающей среде. Участники тренинга становятся более компетентными в сфере общения.

Это важно в связи с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного "взрыва" — значительной интенсификации  общения, вызванной дальнейшей  специализацией, необходимостью координации усилий в различных отраслях жизни, бурным развитием средств связи и транспорта. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня (менеджеры, работники сферы обслуживания и т.д.), а это требует специальной коммуникативной подготовки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, несвойственные ему ранее коммуникативные учения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. И, пожалуй,  самое главное, тренинг — это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе, приобретение позитивного жизненного опыта.

Использование элементов тренинга в рамках данного модуля позволяет решать следующие задачи:

коррекция и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматизма;

формирование умений, необходимых для экологически грамотного обращения с отходами;

осознание индивидуальной ответственности за решение проблемы сокращения отходов производства и потребления, расширение индивидуального экологического пространства;

развитие коммуникативных навыков, в том числе умения корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Предлагаем вам познакомиться с основными тренинговыми формами, а также с методикой подготовки и проведения отдельных упражнений и этюдов. Проанализируйте особенности и достоинства каждой из них - в последующем это поможет вам выбирать формы упражнений в зависимости от психологического климата класса, возраста учащихся, своего собственного взгляда на рассматриваемую проблему и т.п.

Основная цель предлагаемых упражнений и этюдов — развитие личности ребенка, его умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою гражданскую позицию. Но при этом не следует забывать и о конкретном результате, например, о составлении перечня конкретных советов для жителей города по уменьшению количества бытовых отходов.

Если эта форма работы Вам еще мало знакома, советуем начинать с индивидуальных тренинговых упражнений. Это удобно даже тем, что ребят не надо пересаживать или изменять обстановку в классе. Общегрупповые формы требуют определенной предварительной подготовки, поэтому их целесообразно использовать после того, как Вы и Ваши ученики хорошо освоили предыдущие формы.

«Размышляя о себе самом» — индивидуальная работа

Основное назначение этой формы работы — формирование навыков элементарного самоанализа. Во время индивидуальной работы целесообразно включить легкую или классическую музыку, которая настраивает на спокойные размышления, помогает сосредоточиться, «гасит» посторонний шум, который может отвлекать от серьезной аналитической работы.

Результаты индивидуальной работы учащихся могут быть обсуждены сразу после окончания отведенного времени, или на следующем занятии, или вообще не рассматриваться ни классом, ни педагогом. В этом случае они остаются у самих ребят. Основной принцип — работает сам ребенок, и не следует спешить оценивать его работу. Достаточно, если он впервые задумался о себе, о своих поступках, о своем отношении к окружающей среде.

Пусть ребенок ничего не написал, но если он думал о себе, этого часто бывает вполне достаточно для того, чтобы начались положительные изменения в нем самом, осознание своего отношения к изучаемой проблеме. Не следует требовать немедленных результатов индивидуального самоанализа, а тем более ставить неудовлетворительные оценки. Подчеркнем, что задача в другом — создать условия для развития и положительных изменении в ребенке.

Рассмотрим особенности этой формы на примере тренинга «Мои потребности».

Учащимся предлагается следующее задание: «В течение 2-3 мин. подумайте и запишите пять наиболее важных для вас предметов, без которых вы не можете обойтись в течение дня. Следующую пятерку составит то, что необходимо вам хотя бы раз в неделю; еще пять - то, что необходимо вам раз не чаще 1 месяца».

После того, как школьники составят список, они делится своими соображениями со всем классом. Целесообразно систематизировать высказывания учащихся, записывая их на доске. После составления списка примерно из 20-ти пунктов сделайте обобщение о том, каковы потребности человека, как они изменяются с возрастом, к каким последствиям приводят стремительно возрастающие потребности людей.

«Лицом к лицу» — работа в парах

Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.

Один из вариантов парной работы диалог «От чего бы я мог отказаться» Он может быть продолжением предыдущего упражнения. Партнеры обмениваются списками своих потребностей. Каждый из них вычеркивает из списка те предметы, от которых его напарник мог бы отказаться (или сократить их использование) в первую или же в последнюю очередь. Затем ребята знакомят друг друга со своими записями, комментируя их, аргументируя свой выбор, выслушивая замечания «противоположной стороны».

Школьники иногда высказывают недоумение: «А почему нельзя просто спросить?» В этом случае учащимся следует объяснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в человеке, сидящем рядом, понять его, увидеть его основные потребности, которые во многом зависят от интересов, характера, образа жизни. После этого целесообразно обсудить, что означает принцип разумного ограничения потребностей. При подведении итогов работы вы можете определить лидера пары, который работал более эффективно и/или наиболее «эффективную» пару. Для этого каждая пара участников кратко рассказывает о своей работе классу, а затем вопрос о наиболее «эффективной» паре решается голосованием.

«Четверка» — работа в малой группе

Особенность этой формы — возможность более широкого общения, в ходе которого школьники учатся открыто и настойчиво, но вместе с тем тактично отстаивать свое мнение перед другими людьми. Педагогу не следует настаивать на конкретном составе групп, но вместе с тем, учащимся нужно объяснить, что чем чаще они будут работать в разных группах, тем больший опыт общения они получат; у них будет реальный шанс проверить себя и свои способности убеждать разных людей.

Для работы в четверках можно просто сдвинуть столы парами и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Можно всей четверке сесть за один стол, но обязательно лицом друг к другу. Рассмотрим особенности этой формы работы на примере этюда «Простые советы». Вводное слово учителя может быть примерно следующим: «Сегодня вы будете тренировать свое умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение 5 мин. составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что ваш конкретный совет по тому, как сократить количество твердых бытовых отходов является наиболее действенным. При составлении тезисов вам нужно написать советы на трех различных уровнях: 1 - для своих сверстников; 2 - для жителей своего города; 3 - для жителей всей планеты.

Обдумайте и запишите несколько возможных вариантов советов для каждого уровня. Это позволит избежать повторения в том случае, если у кого-то из участников упражнения ответ совпадет с вашим. При формулировании совета имейте в виду, что он должен быть простым, выполнимым и очень конкретным. Во время выступления ваша речь должна быть достаточно убедительной, чтобы в последующем члены малой группы проголосовали за ваш совет, так как только в этом случае он будет включен в большую книгу «Простые советы для ответственных граждан планеты Земля», которая будет опубликована вашим классом. Для этого нужно приводить как можно больше фактов, примеров, реальные случаи, в которых этот совет помогал восстановлению природы и т.п. Одним словом, ваша задача убедить малую группу в том, что ваш совет наиболее действенный. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы».

После завершения составления тезисов учащихся по сигналу педагога обсуждают их в своих «четверках». Время выступления каждого участника – ограничено – 1 минута. После выступления всех членов группы дается еще 2 минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой группе о том, чей совет действительно достоин воплощению в жизнь. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п. В каждой группе должен быть выбран один из предложенных советов.

 В США в 1989 году была издана книга «50 Simple Things…» - «50 простых советов каждому: что делать для спасения Земли». Вот несколько советов из американского издания:

  •  не выписывать лишних газет и журналов – на их изготовление идет древесина;
  •  установить разбрызгиватели на краны – они экономят до 50% воды;
  •  не лениться собирать информацию, какие именно отходы и куда можно сдавать;
  •  не давать воде течь зря – чистить зубы, используя стакан воды;
  •  по возможности использовать аккумуляторы, которые можно перезаряжать, а не батарейки и т.д.


Примеры практических заданий для разработки учебных минипроектов 

Практическое задание предусмотрено с целью освоения понятия «раздельный сбор отходов» и спланировано в форме разработки учебного проекта.

Темы должны быть выданы ребятам заранее, чтобы участники группы могли ознакомиться с проблемой, изучить существующие концепции и методики, наработки в представленной области (информация может быть предложена педагогом, а также подобрана самостоятельно в научной литературе, печатных изданиях, в сети Интернет и т.д.).

Результаты работы группы представляются в бумажной или электронной форме в виде плакатов, презентаций. В отчете группы должно быть представлено тезисное изложение проблемы, решение проблемы (в форме графических, технологических схем с указанием основных входящих и выходящих потоков), дано заключение по представленной проблеме. Приветствуется творческий, нестандартный подход к решению поставленной задачи перед учащимися.

В группе выбирается презентатор(ы), докладывающий результаты работы группы и представляющий минипроект. 

Для разработки минипроетктов можно использовать самый распространенный метод «мозговой штурм» или другие  креативные технологии (см. приложение 4).

Вариант № 1

Ситуация: В городах Пермского края не внедрена культура раздельного сбора бытовых отходов. Даже если администрации городов поставят отдельные контейнеры для раздельного сбора отходов в каждом дворе, не каждый житель согласиться сортировать мусор и поставить на своей кухне несколько ведер. Какими методами и на какие целевые группы можно воздействовать, внедряя систему раздельного сбора бытовых отходов? Как должны отличаться методы воздействия в зависимости от целевой группы?

Тема работы в группе: организация системы раздельного сбора бытовых отходов для города Пермского края среди населения. Либо:  «Как бороться с теми, кто мусорит?».

Задание: Подготовить проект внедрения системы раздельного сбора бытовых отходов для города Пермского края среди населения.

Вариант № 2

Ситуация: в городах Пермского края накоплено огромное количество ТБО, объемы которых постоянно возрастают. Каждый житель ежегодно увеличивает объем образования отходов, увеличиваются упаковочные (не разлагаемые) материалы в общей массе отходов. Как уменьшить объем отходов, какие принципы должны быть заложены?

Тема работы в группе: Сокращение образования твердых бытовых отходов.

Задание: Разработать систему сокращения твердых бытовых отходов (ТБО), на примере г. Перми и Пермского края.

Вариант № 3

Ситуация: в Пермском крае и г. Перми вторичная переработка бытовых отходов практически не осуществляется. Рециклинг отходов ведется крайне не повсеместно и в ограниченных масштабах. Люди, начинающие заниматься данным бизнесом, быстро уходят с рынка и прекращают свою деятельность. Какие способы вторичной переработки отходов можно применить для Пермского края и как можно усовершенствовать систему переработки.

Тема работы в группе: Вторичная переработка ТБО (например, стекло, бумага, пластмасса, резина, металлы т.д.).

Задание: Разработать комплекс вторичной переработки (рециклинг) бытовых отходов, на примерах переработки стекла, стальных и алюминиевых банок, бумажных отходов, пластмассы, резиновых отходов (на выбор).

Вариант № 4

Ситуация: Огромное место на мусорных свалках и полигонных занимают крупногабаритные отходы. Объемы этих отходов увеличиваются колоссальными темпами, вследствие научно-технического развития общества. Данный вид отходов трудно поддается переработке, потому что содержит одновременно разные компоненты (металлы, пластмассу, резину, кожу, композиционные материалы и т.д.). Какие схемы комплексной переработки крупногабаритных отходов можно осуществить, какие схемы движение данных отходов можно предложить?

Тема работы в группе: Комплексная переработка крупногабаритных отходов (автомобили, компьютерная и оргтехника, бытовая техника, мебель и т.д.).

Задание: Создание комплексных схем переработка крупногабаритных отходов (автомобилей, компьютерной и оргтехники, бытовой техники, мебели и т.д.).

Вариант № 5

Ситуация: Мусорные свалки и полигоны занимают огромные пространства. По технологии  полигоны и свалки подлежат рекультивации. Территории, занятые полигонами и свалками выведены из хозяйственного обращения на многие десятилетия.

Тема работы в группе: Использование территорий, занятых рекультивированными свалками и полигонами.

Задание: Создание проектов размещения на территориях, занятых  рекультивированными свалками и полигонами, различных хозяйственных объектов.

Вариант № 7

Ситуация: Мусорные свалки и полигоны занимают огромные пространства. По технологии  полигоны и свалки подлежат рекультивации. Территории, занятые полигонами и свалками выведены из хозяйственного обращения на многие десятилетия.

Тема работы в группе: Использование территорий, занятых рекультивированными свалками и полигонами.

Задание: Создание проектов размещения на территориях, занятых  рекультивированными свалками и полигонами, различных хозяйственных объектов.

Вариант № 8

Ситуация: Вы Губернатор Пермского края.

Тема работы в группе: Использование всех рычагов – политических, экономических,  социальных для эффективного управления отходами.

Задание: Что бы Вы сделали для решения «мусорной»  проблемы.


ЧАСТЬ 3.  Дополнительная информация 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Немного истории развития системы обращения с отходами

Человек на протяжении своей истории в меру сил старался оградить среду своего обитания от накапливающихся отходов. В XV веке до новой эры пророк Моисей обязал свой народ возвращать отбросы обратно в землю (Второзаконие. Гл. 23, стихи 12-13). И пока человек жил натуральным хозяйством, природа справлялась с его отходами.

Чем меньше страна и чем более она экономически развита, тем быстрее она сталкивается с этой проблемой. Не случайно первый закон, связанный с мусором, появился в Англии в 1297 году и обязывал домовладельцев содержать тротуар перед своими домами в чистоте, а спустя 50 лет в Англии же появилась профессия мусорщика и первые специальные повозки для уборки грязи

Несмотря на это, день 30 июня 1858 года в Лондоне вошел в историю как день «великой вони», исходящей от катастрофически загрязненной Темзы. В этот день зловония были столь интенсивны, что в Вестминстере парламенту пришлось прервать заседание. Потом и весь год назвали - «год великой вони».

В России в те времена с инженерным - и даже правовым! - обеспечением развития канализационных систем дело обстояло получше.

Еще 9 апреля 1699 года Петр I издал Указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Документ, в частности, гласил: «На Москве по большим улицам и по переулкам, чтобы помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто...»

До начала 90-х годов 20 века ситуация с отходами в большинстве стран была такой же, как сегодня в России: отходы в основном отправляли на полигоны, свалки для захоронения или сжигали. Так, в середине 90-х годов на свалки или полигоны захоронения в Швеции попадало 40% отходов, в Великобритании - 90%, в США - 80%, в Канаде - около 95%, в среднем по Европе - до 60% отходов (после извлечения стекла, бумаги, металлов). Большинство полигонов было переполнено, сжигание особо не контролировали, как воздействуют свалки и мусоросжигающие заводы (МСЗ) на окружающую среду не исследовали. Хотя их отрицательное влияние уже тогда было очевидно.

Правительства развитых стран, обеспокоенные растущей лавиной отходов и их явной вредоносностью, начинают разрабатывать концепции современного обращения с отходами. Рождается индустрия сбора, переработки и захоронения отходов, защищенная системой законов.

Известно четыре основных подхода в обращении с ТБО: захоронение, энергетическая утилизация (сжигание), рециклинг и компостирование плюс сбраживание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Описание основных методов переработки  отходов

Энергетическая  утилизация отходов 

Энергетический метод утилизации отходов  рассматривает отходы как топливо для получения тепловой или электрической энергии путем сжигания отходов, а также жидкого (метод пиролиза) или газообразного (метод газификации) топлив.  Это технологически сложный способ утилизации отходов, но и наиболее эффективный с точки зрения  снижения общей массы  и объема отходов. На энергетическую утилизацию должны поступать только предварительно подготовленные (отсортированные) отходы. Это позволит повысить количество получаемой энергии и снизить опасность продуктов сгорания отходов. Энергетическая утилизация осуществляется в печах различных конструкций при температурах от 800 до 1200 °С.  Продукты сгорания отходов проходят многоступенчатую систему газоочистки, обеспечивая соответствие выбросов в атмосферу самым жестким экологическим нормативам.

Тепло, выделяющееся в процессе энергетической утилизации используется для отопления и горячего водоснабжения бытовых и производственных помещений, в жилищно-коммунальном хозяйстве.  

Пиролиз – это термическое разложение органической части твёрдых отходов без доступа кислорода. Продуктами процесса пиролиза является твердый остаток (карбонизат), смолы, парообразные и газообразные пиролизные газы.

Процесс газификации отличается от процесса пиролиза тем, что процесс газификации направлен на получение газообразный продуктов. Жидкие и газообразные продукты пиролиза и газификации используют в качестве низкокалорийного топлива, для обеспечения теплом объектов жилищно-коммунального хозяйства и котельных.

Энергетическая утилизация отходов, несмотря на высокую стоимость, позволяет:

  •  Снизить потребление природного топлива. Одна тонна отходов заменяет одну тонну бурого каменного угля.
  •  Уменьшить количество отходов, направляемых на захоронение. Один стандартный контейнер (750 литров) после сжигания занимает пять десятилитровых ведер.
  •  Исключить выброс парниковых газов и снизить загрязнение сточных вод на объектах захоронения (полигонах) отходов.
  •  На десятки лет сократить срок, когда можно будет использовать территории, занятые объектами захоронения отходов.

Биологические методы утилизации отходов

Существует два метода биологической утилизации отходов аэробная и анаэробная стабилизация.

Аэробную стабилизацию отходов проводят посредством компостирования. Компостирование – это аэробный процесс, биотермической переработки и обезвреживания ТБО, при котором происходит микробиальный биохимический распад органических веществ с превращением их в гумус (компост). Компост – отличное органическое удобрение для сельскохозяйственных полей. Для процесса компостирования пригодны пищевые отходы (яичная скорлупа, кости), садовый мусор (опавшая листва, ветки, укос газонов и др.), вата, бинты и многие другие биоразлагаемые  вещества.

При компостировании отходы помещают в штабеля (бурты), кучи (полевое компостирование) или в различные виды реакторов – биобарабаны, биобашни (промышленное компостирование), где содержащиеся в отходах органические вещества при доступе кислорода воздуха интенсивно окисляются бактериями [1].

При анаэробном методе утилизации или метановом сбраживании сложные органические вещества разлагаются в отсутствие кислорода под воздействием микробиологических процессов до СО2 и СН4 с образованием биогаза и органического остатка. Анаэробные процессы сопровождаются незначительным выделением тепла.

Метановое сбраживание – это технология переработки ТБО в анаэробных условиях с получением горючего газа (биогаза) и органического удобрения. Биогазсмесь газов, образующаяся при анаэробном разложении органической составляющей ТБО. Сбраживание отходов производится в специализированных биореакторах –  метантенках.

Биогаз после метаногенеза используется для получения тепловой и электрической энергии, а остатки после сбраживания бытовых отходов используются как органическое удобрение, вносимое на сельскохозяйственные поля.  

Захоронение (депонирование) ТБО

Складирование (депонирование) ТБО на усовершенствованных контролируемых свалках (полигонах) является самым распространенным методом их обезвреживания. В Перми на полигоны и свалки ТБО направляется более 98 % отходов. Складируя бытовые отходы на свалках, переносим наши проблемы будущим поколениям, просто откладывая проблему на потом. Полигон твердых бытовых отходов оставленный в окружающей среде, после завершения его эксплуатации, остается антропогенным источником воздействия более 1000 лет.  

Свалки представляют угрозу для окружающей среды, являясь источниками загрязнения поверхностных и подземных вод токсичным фильтратом, выделяющимся из тела свалки, который в несколько раз опаснее хоз-фекальных сточных вод. Являются местом размножения птиц и грызунов, представляющих опасность в санитарно-эпидемиологическом отношении. В атмосферу выделяется, так называемый, биогаз, в состав которого входит метан – парниковый газ в 21 раз вносит большее эффект в потепление климата, по сравнению с СО2. На свалках возникают пожары, которые трудно потушить. Свалки задалживают земельные территории, нарушая эстетику природных ландшафтов.

Полигон захоронения ТБО является сложным производственно-природоохранным сооружением. В его устройстве предусмотрено водонепроницаемое основание, уплотнение ТБО, засыпка грунтом, многоярусное складирование, бессточная система. На полигонах ТБО располагаются очистные сооружения для очистки поверхностных стоков и фильтрационных вод. Предусматриваются дегазационные установки по сбору биогаза. Осуществляется надежная система контроля (технологического, экологического и санитарного) [4].

В будущем, по средствам развития различных методов переработки и обезвреживания ТБО объем отходов направляемых на полигоны должен быть снижен и сведен к минимуму.

Рис.5. Воздействие объектов захоронения отходов на окружающую среду


Мусороперерабатывающие заводы (МПЗ)

В состав мусороперерабатывающего комплекса входит:

  •  объект захоронения отходов;
  •  участок сортировки;
  •  участок компостирования;
  •  участок выделения энергетические фракции (сжигание и пиролиз);
  •  участок переработки опасных биологических отходов и т.д. [7].

 

 

 

         

  1.  

  

         

Рис.6. Основные элементы мусороперерабатывающего комплекса


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Эколого-экономические аспекты перехода к раздельному сбору бытовых отходов

По эколого-экономическим критериям захоронение самый дорогостоящий способ обращения с отходами. При раздельном сборе ТБО и дальнейшей их утилизации мы несем гораздо большие материальные затраты (превышающие в 5 – 7 раз), по сравнению с захоронением отходов на полигонах ТБО. Но ущерб наносимый окружающей среде складированием отходов, который сложно выразить в денежном эквиваленте, в сотни раз превышает затраты на организацию систем раздельного сбора отходов и их переработки.

Экономические аспекты перехода на раздельный сбор бытовых отходов:

  •  инвестиционная привлекательность территории Пермского края;
  •  прибыльный бизнес связанный с переработкой отходов;
  •  уменьшение экологических платежей за размещение отходов  в ОС;
  •  предотвращение экологического ущерба;
  •  выведение отрасли санитарной очистки городов Пермского края из убыточной.

Экологические аспекты перехода на раздельный сбор бытовых отходов:

  •  использование материального и энергетического потенциала отходов;
  •  уменьшение и предотвращение негативного воздействия свалок на ОС (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы);
  •  уменьшение экологического риска, связанного с наличием свалок.

Социальные аспекты перехода на раздельный сбор бытовых отходов:

  •  повышение культуры населения;
  •  улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки территорий;
  •  улучшение эстетики территорий.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Креативные технологии – для блестящих идей

Креативность – это способность подходить к любому процессу творчески. Это качество, которое в какой-то мере присутствует у всех людей. Но есть способы, позволяющие улучшить ваши способности к творчеству и созданию новых идей. Далеко не каждый может быть великим художником или гениальным поэтом. Но вполне разумно использовать наш потенциал по максимуму.

Креативные технологии можно использовать для  разработки нестандартных эффективных решений. Например, всем известный «мозговой штурм». Словосочетание «мозговой штурм» - у всех на слуху. При этом, правда, мозговой штурм понимают просто как раскрепощение ума, отбрасывание рамок и правил, зачастую и не подозревая о том, что это конкретная методика, и как раз со своими рамками и правилами. Без них мозговой штурм — как самолет без взлетной полосы. Т.е соблюдая определенные правила организации столь естественного для нас мыслительного процесса можно получить неожиданно для себя полезные для жизни идеи.

Разработку идей, например, таких как объяснить соседям или родителям или друзьям необходимость сокращения образования отходов можно осуществлять с помощью креативных технологий.

Некоторые примеры креативных технологий приведены в данном приложении.

Переворот

Авторы : Эдвард де Боно и Майкл Микалко

Последовательность шагов в «Перевороте» выглядит следующим образом:

  •  Сформулировать задачу.
  •  Перечислить все предположения и допущения, которые роятся вокруг этой задачи. Это могут быть допущения, сделанные при ее формулировке, или принятые подходы к решению таких задач, или предположения, относящиеся к каким-то элементам задачи.
  •  Перевернуть все эти предположения. При этом будут ли они перевернуты верх ногами, задом наперед или вывернуты наизнанку, нас заботит меньше всего.
  •  Взять каждое перевернутое предположение и спросить себя, как сделать его возможным. Что должно произойти для того, чтобы это имело смысл? Эта операция должна быть проделана со всеми, в том числе (и в особенности) с самыми невероятными перевертышами.
  •  Ну и, естественно, необходимо сразу фиксировать все возникающие идеи. Для этого удобно использовать ментальную карту. Оценку и отбор идей лучше делать несколько позже и, возможно, в другом составе (если работа командная).

Ментальная карта

Автор метода-Тони Бюзен

1.Вместо линейной записи-радиальная

2. Записывается не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на разноцветных ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи- ветки должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации могут подкрепляться символическими рисунками.

Рис.7. Пример ментальной карты

Советы по созданию ментальных карт

  •  Важно помещать слова НА ветках. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими.
  •  Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  •  Длина линии должна равняться длине слова. Это проще и экономнее.
  •  Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
  •  Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
  •  Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
  •  Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
  •  Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы – А3.
  •  Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  •  Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
  •  Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна - какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Мозговой штурм

10 отличий хорошего мозгового штурма

  •  Группа может состоять из 6-12 человек. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди.
  •  Один из участников (не руководитель) выбирается ведущим, задача которого — следить за соблюдением правил и напоминать о них участникам.
  •  Еще один человек выбирается для фиксации идей. Все высказанные идеи должны быть записаны, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.
  •  Если члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию на простую тему
  •  Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.
  •  Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать.
  •  Продолжительность сессии — 20-30 минут.
  •  По окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.
  •  Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой).

Метод Уолта Диснея 

Суть стратегии креативности Уолта Диснея заключается в точном разделении творческого процесса на несколько этапов, а ее необычайная эффективность объясняется следующими характеристиками.

  •  Трехактное мышление. В отличие от большинства людей, Уолту Диснею было присуще не двухактное мышление (генерация идей, затем критика), а трехактное (генерация, затем поиск путей реализации и только потом критика). Каждый этап требует исполнения определенной роли: Мечтатель формирует новые идеи и цели, Реалист преобразует эти идеи в конкретные предложения, Критик является фильтром и стимулом к усовершенствованию. Результат определяется согласованностью действий всех звеньев — Критик без Реалиста непродуктивен, а Реалист без Мечтателя не знает, куда двигаться.
  •  Установление пространственных «якорей». Существенным для получения особого эффекта является закрепление для каждой роли отдельного места в пространстве. В терминологии НЛП — установление пространственных «якорей», закрепляющих подходящие для выполнения задачи внутренние ресурсы. Другими словами, формируется условный рефлекс: позиция Мечтателя вызывает состояние вдохновения, позиция Критика активизирует критическое мышление, позиция Реалиста — здравый смысл и практический, прагматичный подход.
  •  Микроуровень. Каждому состоянию (Мечтателя, Реалиста и Критика) соответствуют определенные психологические и физиологические характеристики — поза, жесты, а также тип информации, с которой преимущественно происходит работа — зрительная, слуховая либо чувственная. Каждый из нас обладает ипостасями и Мечтателя, и Реалиста, и Критика. Но, к сожалению, очень редко эти персонажи находятся в гармонии, на равных участвуя в решении задач, а перекосы в сторону определенных ролей приводят к различным неприятным последствиям.

Если привычными являются позиции Мечтателя и Реалиста, но отсутствует критическое начало, человек неадекватно оценивает обстоятельства и рискует допустить фатальные ошибки. Если слаб Мечтатель — отвергается все новое, упускаются шансы и возможности. Если же из троицы выпадает Реалист, то смелые проекты вряд ли могут быть воплощены в жизнь — придуманное Мечтателем погубит Критик.

По оценкам психологов, именно такое сочетание — Мечтатель + Критик при слабом Реалисте наиболее характерно для нашего менталитета. А финансовый взлет Японии объясняют тем, что в середине 50-х гг. прошлого века там сделали ставку на построение системы реализации, внедрения новых технологий и идей (отечественных и зарубежных) в сочетании с жестким контролем качества.

Упражнение для индивидуальной работы

1. Определите, какую задачу Вы будете решать.

2. Подготовьте места в пространстве для Мечтателя, Реалиста, Критика. И четвертое место — метапозиция — для Наблюдателя, который будет беспристрастно следить за процессом со стороны. Можно написать на листочках бумаги заглавные буквы М, Р, К и положить их на пол. Желательно, чтобы Критик находился на отдалении от Мечтателя и Реалиста.

 

Рис. 8. Этапы создания идеи в соответствии с  методом Уолта Диснея

3. Установите «якоря», то есть свяжите эти позиции с соответствующими ресурсными состояниями:

3.1. Войдите в позицию Мечтателя. Вспомните случай из своей жизни, когда Ваше воображение не знало ограничений, идеи били фонтаном, а Вы были полны вдохновения. Проживите этот опыт снова.

Выйдите в метапозицию.

  1.  Войдите в позицию Реалиста. Подумайте о времени, когда Вам удалось разработать и реализовать план по осуществлению какой-либо идеи. Окунитесь в то состояние и прочувствуйте его заново.

Выйдите в метапозицию.

  1.  Войдите в позицию Критика. Вспомните время, когда Вы могли выразить конструктивное критическое мнение, найти проблемы, выявить недостатки и упущения. Погрузитесь в такое состояние сейчас.

Выйдите в метапозицию.

  1.  Войдите в позицию Мечтателя. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград. Для него все возможно. Его воображение способно отрываться от реальности. Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность решения Вашей задачи. Вы достигнете больших результатов, если увидите все это как цветной и яркий фильм.
  2.  На помощь Мечтателю можно призвать выдающихся креативщиков. Для этого просто задайте себе вопрос: «А как бы представил себе решение этой задачи Леонардо да Винчи? Мой шеф? Николай Фоменко? Обезьяна из «38 попугаев»?
  3.   Войдите в позицию Наблюдателя. Наблюдатель — лицо нейтральное. Его цель — наладить эффективную работу всех трех позиций и осуществлять связь между ними. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, Вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту.
  4.   Войдите в позицию Реалиста. Реалист — человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности.
  5.  Рассмотрите проект, предложенный Мечтателем, и выберите из него только те пункты, за реализацию которых Вы можете поручиться. Для осуществления этой задачи Вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и почувствовать, как Вы воплощаете ее в жизнь. Как эта мечта может быть выражена реальной серией действий?
  6.   Войдите в позицию Наблюдателя. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните ее. Затем передайте решение, готовое к реализации, Критику на доработку.
  7.   Войдите в позицию Критика. Задача Критика — предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как проект начал реализовываться. Критик умеет задавать вопросы, о которых не задумывались ни Мечтатель, ни Реалист. Он осознает все подводные камни на пути реализации решений, видит все опасности, чувствует все угрозы. Передайте информацию, полученную от Реалиста и Критика, снова Мечтателю.
  8.   Вернитесь в позицию Мечтателя. Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций, на ее основе дополните и создайте обновленный образ мечты. Используя свои креативные способности и тот материал, который Вы получили, нарисуйте новый, совершенный, самый лучший образ будущего результата.
  9.   Войдите поочередно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для обработки дополнительной информации, полученной от Мечтателя. Переход по позициям согласно шагам 2–7 совершается до тех пор, пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки.
  10.   Интеграция позиций. Когда проект будет полностью доработан, войдите еще раз в каждую из трех позиций, на этот раз уже минуя позицию Наблюдателя, возьмите характерные для каждой позиции состояние и способ работы и объедините их в себе.
  11.   Подстройка к будущему. Теперь, когда Вы имеете полное представление о том, что и как следует делать, определитесь, с каких конкретных шагов Вы начнете действовать, чтобы задуманное начало осуществляться.


Литература

  1.  Компостирование твердых бытовых отходов: Учеб пособие. /Я.И. Вайсман, В.Ю. Петров; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 1996. 100 с.
  2.  Состояние и охрана окружающей среды Пермского края в 2007 году. Управление по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края. Краевое государственное учреждение «Аналитический центр». г. Пермь, 2008 г., 266с.
  3.  Санитарная очистка и уборка населенных мест: Справочник/А.Н. Мирный, Н.Ф. Абрамов, Д.Н. Беньямовский и др.; Под ред. А.Н. Мирного. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1990. – 413 с.
  4.  Стратегия устойчивого развития: учеб. пособие / Я.И. Вайсман, Л.В. Рудакова. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. – 486 с.  
  5.    Управление отходами. Захоронение твердых бытовых отходов: Учеб. Пособие / Я.И. Вайсман, В.Н. Коротаев, Петров В.Ю.; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2001. 133 с.
  6.  Мартынова Л., Станковский А. Пособие для учителей по организации экологического конкурса «Разрушители мусора». Омск, 2002 г.
  7.  Пирожкова В. Разделяй и управляй: концепция обращения с отходами производства и потребления в Пермском крае // Промышленная безопасность и экология. 2008. № 2 [23], с. 22 – 29.
  8.  Прокуратура Пермского края. Соблюдение законодательства при обращении с отходами производства и потребления // Промышленная безопасность и экология. 2008. № 2 [23], с. 32 – 34.
  9.  Табункин П. Отходное место // Промышленная безопасность и экология. 2007. № 5 [14], с. 62 – 66.
  10.  Концепция обращения с отходами  производства и потребления  на территории Пермского края на 2008-2012 годы. Перспективы развития до 2017 года», ООО, «Конвэк», Пермь, 2007 г.
  11.  Самкова В.А., Г.П. Сапожникова Методические рекомендации для учителей «Рециклинг отходов потребления», С.-Петербург, 2008 г.
  12.  В.И.Катаева «Креативный менеджер -стратегия успеха», 2003 г.
  13.  Сайт  www.kolesnik.ru

1 1 Тренинги и игры разработаны В.А.Самковой, Г.П.Сапожниковой совместно с д.пед.н. А.С. Прутченковым , Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 388


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59029. Листок - орган фотосинтезу 51 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про фотосинтез; зясувати особливості будови листка в звязку з його функціями; формувати вміння встановлювати взаємозвязок між будовою листка і його функціями; вміння працювати з мікроскопом; розкрити значення фотосинтезу в природі і житті людини...
59030. Лицар в іржавих обладунках. Роман Сервантеса Премудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі 78 KB
  Можна спитати в учнів які лицарські романи знаходились в бібліотеці Дон Кіхота про це вони повинні були прочитати вдома у розділі VI першої частини. Назва роману Сервантеса та імя головного героя Коли взимку 1605 року у книжкових лавках Мадрида...
59031. Позакласна робота з математики. Логічні задачі 48 KB
  Завжди робіть таблицю, у ній ви зможете враховувати всі ймовірні варіанти. Уважно читайте кожне твердження. По-справжньому уважно. Звичайно кожне твердження містить щось таке, що дозволить вам спростувати хоча б один із варіантів.
59032. Матеріали до вивчення творів Ернеста Хемінгуея (1899-1961). Людина не для того створена, щоб терпіти поразки 40.5 KB
  Старий рибалка Сантьяго спіймав велику рибину але додому привіз тільки хребет бо рибу зїли акули. Чому хлопець пішов від Сантьяго Звелів тато. Який звичай був у Сантьяго Базікати в морі самим з собою. Яка єдина зброя є у Сантьяго Воля і розум.
59033. М. Метерлінк. Синій птах - лірична оповідь про пошуки щастя 38 KB
  Мета: проаналізувати філософські роздуми автора про велич навколишнього світу в якому живе людина про бажання пізнати таємниці речей і щастя постановку ним питань загальнолюдської моралі; донести учням гуманізм письменника...
59034. Мій рідний край у думах та піснях 60 KB
  Українська мова дуже багата на казки та пісні але найхарактернішими для творчості цього народу є дума епічна поема. І над чим він тяжко в пісні плаче Що він знає а не знаєм ми. Що ж можуть розповісти дослідникові Одещини українські народні пісні та думки Багато аби ми хотіли в ті пісні вслухатися або вчитатися.
59035. Містер початкових класів. Струнко дуть солдати 29.5 KB
  Привітання учасників 10 балів 2.Кожен отримує ту кількість балів скільки разів відіжметься 4. Найбільша кількість балів 5. Перший хто склав отримує 8 балів.
59036. Сценарій виховного заходу. Масляна 51 KB
  Весна Вбігають блазні. Допоможе нам у цьому Масляна. Ведуча: Масляна Масниця Колодій одне з календарно-побутових свят яке повязане із давнім народним звичаєм проводами зими і зустріччю весни. Пісня Масляна Муз.