58482

Ресурсы и факторы производства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: ресурсы факторы производства процесс производства доходность факторов производства; научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия; Развивающие: привить интерес к изучаемому материалу...

Русский

2014-04-25

90.5 KB

74 чел.

Урок экономики в 10 классе

     Урок:                                                                                   Дата 22. 04. 2011 г.

Тема: Ресурсы и факторы производства.

Трудиться - это значит в одно и то же

время зарабатывать деньги

и не иметь времени их тратить.

Поль Декурсель

Какое место отводится экономике в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок экономики и выполняли домашнее задание  с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых мне помогло применение  нетрадиционных форм проведения  уроков и  внеклассных мероприятий. Представленная здесь разработка «Ресурсы и факторы производства» может  использоваться как на занятии по экономике, так и на уроках по технологии.  Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят поиском «истины» и стимулировать их активность и творчество.

Цели: 

Обучающие:

- познакомить учащихся с понятиями: «ресурсы», «факторы производства», «процесс производства», « доходность факторов производства»;

- научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия;

Развивающие: 

- привить интерес к изучаемому материалу; развивать предпринимательское мышление.

Воспитывающие: 

- воспитание уважения к чужому мнению и доброжелательного отношения к «коллегам»;

Создать условия для:

- мобилизации знаний и опыта учащихся;

- совершенствования навыков публичного выступления;

- слуховой и речевой коррекции.

Время: 1 час

Оснащение:  Портреты российских предпринимателей, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Подготовительная работа:  сформулировать тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.

Рекомендуемые источники информации :  Липсиц И.В. «Экономика»; « Учебное пособие по «Экономической культуре» СИПКРО Курак Е.А.; В.Д.Симоненко « Технология 10»; СМИ.

Ход урока

  1.  Вступительная часть
  2.  Организационный момент.

а) Проверка явочного состава школьников,

б) Проверка готовности домашнего задания.

  1.  Повторение пройденного материала.

а) Устный опрос учащихся по теме « Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления».

Вопросы для повторения:

1. Какую деятельность называют предпринимательством, и кто имеет право заниматься предпринимательством?

 Примерные выступления учащихся:

Предпринимательство- это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли.

Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может любой субъект права: лицо физическое или лицо юридическое.

Учитель: Кто хочет дополнить ответ?

  1.  Какие условия необходимы для развития предпринимательства в России?

Примерные выступления учащихся:

Закон Российской Федерации « О предприятиях и предпринимательской деятельности», введенный в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведет свое дело:

во-первых, от своего имени,

во-вторых, на свой риск,

в-третьих, под свою имущественную ответственность.

По сути дела, все три условия говорят, как о свободе предпринимателя заниматься собственным делом и извлекать из него личную выгоду, прибыль, так и о его свободе либо выиграть, либо разориться, потеряв даже собственное имущество.

 3. Какими качествами должен обладать предприниматель?

Примерные выступления учащихся:

Предпринимательская деятельность требует от предпринимателя коммерческой инициативы, деловой хватки, способности принимать решения с учетом риска.

Предприниматель находится в свободном поиске новых идей, технологий, нового, более экономичного и выгодного сырья, новых рынков сбыта, всего, что может сделать эффективнее работу его предприятия. Он постоянно должен следить за тем, что потребуется людям завтра, он должен следить за всем новым, что появляется у его конкурентов, таких же, как он, предпринимателей.

4. Какие главные вопросы решает предприниматель?

Примерные выступления учащихся:

Предприниматель решает вопросы:

1. Что производить? Производить товары и услуги, пользующиеся спросом у потребителя.

2. Как производить? Производить товары или услуги по такой технологии, которая обеспечивает получение наибольшей прибыли.

3. Кто будет потребителем товаров и услуг? Тот, кто имеет средства.

  1.  Что вы знаете из истории становления предпринимательства в России?

Выступления учащихся. 

- предприниматели Рябушинские.

- предприниматель Савва Морозов.

          - предприниматель Третьяков П.М.

На данном этапе учитель  руководит  ходом выступлений, тактично останавливая выступления не по теме, заполняя паузы, подталкивая коллективную мысль, задавая наводящие вопросы.

     На этом этапе критика разрешается. Учитель стимулирует активность учащихся.

Учитель: Давайте из нашего сегодняшнего разговора выберем основную, самую значимую  для нашей страны черту  предпринимательства.

Примерное выступление учащихся:

На первый план выдвигается такая черта предпринимательства как новаторство. Когда в стране действуют сотни тысяч таких предпринимателей, озабоченных вроде бы собственной выгодой развивается, идет вперед все хозяйство страны, растет производительность труда, технический прогресс.

  •  Школьники, подготовившие кроссворд по теме, предлагают классу разгадать его.

Ребята отгадывают кроссворд.

Творческие работы школьников проверяет учитель, рецензирует их и оценивает. Оценки за творческие работы доводятся до сведения школьников.

  1.  Основная часть
  2.   Постановка задач и актуализация опорных знаний.

Слово учителя (сопровождается демонстрацией презентации  на компьютере).

           Профессии  предпринимателя нет, ей нигде не обучают. Есть учебные заведения, готовящие  экономистов, работников торговли,  и т.п. А, занимаясь предпринимательской деятельностью, человек должен владеть сразу всеми этими и многими другими специальностями. Словом, организация предпринимательского дела требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков. Воспользуемся накопленным опытом хороших, деятельных предпринимателей, позаимствуем их секреты, а кое-где обратимся за помощью экономистов.

  •  Обращение  к учащимся:

- Подумайте и скажите, что нужно иметь, чтобы начать любое производство? Можете ответить на конкретном примере.

- Да, верно: необходимо иметь деньги, чтобы приобрести все необходимое. Это производственное здание, оборудование, сырье и материалы. Кроме того, необходимо привлечь людей, которые будут работать, и создавать экономический продукт.

      Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров и услуг. Для любого производства необходимы ресурсы – это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать.

       Все ресурсы делятся на: природные, финансовые, материальные и трудовые.

  •  Обращение к учащимся:

- Скажите, что относят к природным ресурсам?

- Как вы понимаете, что такое финансы?

- А кого мы называем трудовыми ресурсами?

   Верно. Природные ресурсы потенциально пригодные для применения в производстве. Это естественные силы и вещества, которые делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (к сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчарпаемыми ресурсами), возобновляемые и невозобновляемые – земля, вода, лес, различные руды и т. д.

    К финансовым ресурсам относятся денежные средства во всем их многообразии  ( наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги).

         Материальные ресурсы – ресурсы, созданные трудом человека: оборудование, станки, компьютеры, производственные здания транспортные средства, материалы.

        Трудовые – население трудоспособного возраста.

       Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство. Поэтому их называют базовыми.

        Финансовые ресурсы, возникшие в условиях рынка, получили название производных.

         Ресурсы, вовлеченные в процессе производства (т.е. они работают ), называют факторами производства. Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов. Различают три основных фактора производства: земля, труд, капитал.

  1.  Земля в сфере производства имеет троякое значение:

         а) земля как источник естественных ресурсов;

         б) земля как объект хозяйствования;

         в) земля как объект собственности.

2. Труд. Трудовое населениета часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.

3. Капитал объединяет материальные и финансовые ресурсы.

       Каждый фактор производства приносит владельцу доход: земля – ренту, капитал -  %, труд – зарплату.

      Система взаимодействия трех факторов: труда, земли и капитала – образует процесс производства.

      Организовать доходное производство может только предприниматель, т. к. он заинтересован вложить свой капитал в такое дело, которое приносит прибыль.

III.Заключительная часть

1.  Закрепление нового материала.

      Учащимся предлагается изучить по учебнику В.Д.Симоненко « Технология 10» схему  2 (стр. 20) и схему (стр. 21). Рекомендуется данные схемы перенести в рабочую тетрадь.

      Опыт работы показал, что школьники не могут дать однозначного ответа на вопрос: что необходимо иметь, чтобы организовать производство? Поэтому ответ прозвучал хором.

      После этого школьники выполняют практическую работу (стр.21). Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы.

      По окончанию выполнения работы школьникам предлагается назвать ресурсы, которые они записали в тетрадь.

      Допущенные ошибки обсуждаются и исправляются.

2. Подведение итогов. Выставление оценок.

  •  Устные ответы учащихся оцениваются и комментируются учителем.

3. Анализ урока, сообщение оценок. 

  •  Оцениваю работу учащихся на уроке, устные ответы. Отмечаю активность учащихся.

  Оценки, прокомментировав, выставляю в журнал.

4. Домашнее задание:

Учебник Липсиц И.В. «Экономика» § 2;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43047. Теоретические и эмпирические исследования в социологии. Этапы социологического исследования 16.94 KB
  Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
43048. Проектирование автодорожного моста 265.5 KB
  Организация строительства. Список основных потребных машин и механизмов при выполнении определённых строительных работ. Потребность в строительных кадрах Количество работающих на строительстве определяется на основе календарного плана. Сочи характеризуется следующими факторами: наличие проезда к площадке объекта ПС500кв Вардане; наличие в Краснодарском крае специализированных мостостроительных организаций оснащенных требуемой строительной техникой...
43049. Разработка специализированного цифрового узла 672.5 KB
  Интегральные микросхемы, содержащие в своем составе десятки, сотни, тысячи, а в последнее время многие десятки и сотни тысяч и даже миллионы компонентов, позволили по-новому подойти к проектированию и изготовлению цифровых устройств. Надежность отдельной микросхемы мало зависит от количества элементов и близка к надежности одиночного транзистора, а потребляемая мощность в пересчете на отдельный компонент резко уменьшается по мере повышения степени интеграции.
43050. Погрузочная машина непрерывного действия 1ПНБ-2 Копейского машиностроительного завода 930.5 KB
  Определяется требуемый расход дросселя: Определяется площадь расходного окна: μ = 062 коэффициент расхода жидкости Uдр=1 параметр регулирования дросселя ρ = 890 плотность жидкости ∆Pдр перепад давления в дросселе Тип дросселя Параметры Номинальное давление Pдр МПа Номинальный расход Qдр Площадь расходного окна fдр Потери давления ∆Pдр МПа Г7732 125 18 0176 02 8. μ = 062 коэффициент расхода жидкости фактическое значение величины расходного окна дросселя Uдр параметр регулирования дросселя ρ = 890...
43052. Аванпроект пассажирского среднемагистрального самолета 316.5 KB
  Выбор и обоснование схемы крыла. Определение основных геометрических характеристик крыла57 2. км ч Взлетная маса самолета т кг Относительная маса снаряженного самолета Относительная маса полезной нагрузки Относительная масса платной нагрузки Количество и тип двигателей Взлетная тягя мощность кН кВт Крейсерская тягамощность кН кВт Степень повышения давления Степень двухконтурности Эквивалентный диаметр фюзеляжа м Удлинение фюзеляжа Удлинение носовой и хвостовой частей фюзеляжа Стреловидность крыла по 1 4 хорд 0...
43053. Рассчет и конструирование станочного приспособления - для сверления 5-ти отверстий Ø11Н14 в детали опора 187.5 KB
  Изучение закономерности влияние приспособления на точность и производительность выполняемых операций позволяет проектировать приспособление интенсифицирующее производство и повышающее его точность. Проводимая работа по унификации и стандартизации элементов приспособления создала основу для автоматизированного проектирования приспособлений с использованием ЭВМ и автоматов для графического изображения что приводит к ускорению технологической подготовки производства. Принципиальную схему приспособления изображаем на рисунке 4. Рисунок...
43055. Разработка предложений по созданию логистической системы 353.5 KB
  Считается, что анализируемые грузопотоки характеризуются стабильностью на проектную перспективу. Основной показатель, на который мы будем ориентироваться в ходе выполнения курсовой работы – это суммарные расходы на перевозку груза, которые зависят от количества перевозимого груза, расстояния перевозки и грузоподъемности подвижного состава, а также тарифа на перевозку.