58482

Ресурсы и факторы производства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: ресурсы факторы производства процесс производства доходность факторов производства; научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия; Развивающие: привить интерес к изучаемому материалу...

Русский

2014-04-25

90.5 KB

72 чел.

Урок экономики в 10 классе

     Урок:                                                                                   Дата 22. 04. 2011 г.

Тема: Ресурсы и факторы производства.

Трудиться - это значит в одно и то же

время зарабатывать деньги

и не иметь времени их тратить.

Поль Декурсель

Какое место отводится экономике в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок экономики и выполняли домашнее задание  с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых мне помогло применение  нетрадиционных форм проведения  уроков и  внеклассных мероприятий. Представленная здесь разработка «Ресурсы и факторы производства» может  использоваться как на занятии по экономике, так и на уроках по технологии.  Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят поиском «истины» и стимулировать их активность и творчество.

Цели: 

Обучающие:

- познакомить учащихся с понятиями: «ресурсы», «факторы производства», «процесс производства», « доходность факторов производства»;

- научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия;

Развивающие: 

- привить интерес к изучаемому материалу; развивать предпринимательское мышление.

Воспитывающие: 

- воспитание уважения к чужому мнению и доброжелательного отношения к «коллегам»;

Создать условия для:

- мобилизации знаний и опыта учащихся;

- совершенствования навыков публичного выступления;

- слуховой и речевой коррекции.

Время: 1 час

Оснащение:  Портреты российских предпринимателей, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Подготовительная работа:  сформулировать тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.

Рекомендуемые источники информации :  Липсиц И.В. «Экономика»; « Учебное пособие по «Экономической культуре» СИПКРО Курак Е.А.; В.Д.Симоненко « Технология 10»; СМИ.

Ход урока

  1.  Вступительная часть
  2.  Организационный момент.

а) Проверка явочного состава школьников,

б) Проверка готовности домашнего задания.

  1.  Повторение пройденного материала.

а) Устный опрос учащихся по теме « Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления».

Вопросы для повторения:

1. Какую деятельность называют предпринимательством, и кто имеет право заниматься предпринимательством?

 Примерные выступления учащихся:

Предпринимательство- это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли.

Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может любой субъект права: лицо физическое или лицо юридическое.

Учитель: Кто хочет дополнить ответ?

  1.  Какие условия необходимы для развития предпринимательства в России?

Примерные выступления учащихся:

Закон Российской Федерации « О предприятиях и предпринимательской деятельности», введенный в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведет свое дело:

во-первых, от своего имени,

во-вторых, на свой риск,

в-третьих, под свою имущественную ответственность.

По сути дела, все три условия говорят, как о свободе предпринимателя заниматься собственным делом и извлекать из него личную выгоду, прибыль, так и о его свободе либо выиграть, либо разориться, потеряв даже собственное имущество.

 3. Какими качествами должен обладать предприниматель?

Примерные выступления учащихся:

Предпринимательская деятельность требует от предпринимателя коммерческой инициативы, деловой хватки, способности принимать решения с учетом риска.

Предприниматель находится в свободном поиске новых идей, технологий, нового, более экономичного и выгодного сырья, новых рынков сбыта, всего, что может сделать эффективнее работу его предприятия. Он постоянно должен следить за тем, что потребуется людям завтра, он должен следить за всем новым, что появляется у его конкурентов, таких же, как он, предпринимателей.

4. Какие главные вопросы решает предприниматель?

Примерные выступления учащихся:

Предприниматель решает вопросы:

1. Что производить? Производить товары и услуги, пользующиеся спросом у потребителя.

2. Как производить? Производить товары или услуги по такой технологии, которая обеспечивает получение наибольшей прибыли.

3. Кто будет потребителем товаров и услуг? Тот, кто имеет средства.

  1.  Что вы знаете из истории становления предпринимательства в России?

Выступления учащихся. 

- предприниматели Рябушинские.

- предприниматель Савва Морозов.

          - предприниматель Третьяков П.М.

На данном этапе учитель  руководит  ходом выступлений, тактично останавливая выступления не по теме, заполняя паузы, подталкивая коллективную мысль, задавая наводящие вопросы.

     На этом этапе критика разрешается. Учитель стимулирует активность учащихся.

Учитель: Давайте из нашего сегодняшнего разговора выберем основную, самую значимую  для нашей страны черту  предпринимательства.

Примерное выступление учащихся:

На первый план выдвигается такая черта предпринимательства как новаторство. Когда в стране действуют сотни тысяч таких предпринимателей, озабоченных вроде бы собственной выгодой развивается, идет вперед все хозяйство страны, растет производительность труда, технический прогресс.

  •  Школьники, подготовившие кроссворд по теме, предлагают классу разгадать его.

Ребята отгадывают кроссворд.

Творческие работы школьников проверяет учитель, рецензирует их и оценивает. Оценки за творческие работы доводятся до сведения школьников.

  1.  Основная часть
  2.   Постановка задач и актуализация опорных знаний.

Слово учителя (сопровождается демонстрацией презентации  на компьютере).

           Профессии  предпринимателя нет, ей нигде не обучают. Есть учебные заведения, готовящие  экономистов, работников торговли,  и т.п. А, занимаясь предпринимательской деятельностью, человек должен владеть сразу всеми этими и многими другими специальностями. Словом, организация предпринимательского дела требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков. Воспользуемся накопленным опытом хороших, деятельных предпринимателей, позаимствуем их секреты, а кое-где обратимся за помощью экономистов.

  •  Обращение  к учащимся:

- Подумайте и скажите, что нужно иметь, чтобы начать любое производство? Можете ответить на конкретном примере.

- Да, верно: необходимо иметь деньги, чтобы приобрести все необходимое. Это производственное здание, оборудование, сырье и материалы. Кроме того, необходимо привлечь людей, которые будут работать, и создавать экономический продукт.

      Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров и услуг. Для любого производства необходимы ресурсы – это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать.

       Все ресурсы делятся на: природные, финансовые, материальные и трудовые.

  •  Обращение к учащимся:

- Скажите, что относят к природным ресурсам?

- Как вы понимаете, что такое финансы?

- А кого мы называем трудовыми ресурсами?

   Верно. Природные ресурсы потенциально пригодные для применения в производстве. Это естественные силы и вещества, которые делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (к сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчарпаемыми ресурсами), возобновляемые и невозобновляемые – земля, вода, лес, различные руды и т. д.

    К финансовым ресурсам относятся денежные средства во всем их многообразии  ( наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги).

         Материальные ресурсы – ресурсы, созданные трудом человека: оборудование, станки, компьютеры, производственные здания транспортные средства, материалы.

        Трудовые – население трудоспособного возраста.

       Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство. Поэтому их называют базовыми.

        Финансовые ресурсы, возникшие в условиях рынка, получили название производных.

         Ресурсы, вовлеченные в процессе производства (т.е. они работают ), называют факторами производства. Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов. Различают три основных фактора производства: земля, труд, капитал.

  1.  Земля в сфере производства имеет троякое значение:

         а) земля как источник естественных ресурсов;

         б) земля как объект хозяйствования;

         в) земля как объект собственности.

2. Труд. Трудовое населениета часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.

3. Капитал объединяет материальные и финансовые ресурсы.

       Каждый фактор производства приносит владельцу доход: земля – ренту, капитал -  %, труд – зарплату.

      Система взаимодействия трех факторов: труда, земли и капитала – образует процесс производства.

      Организовать доходное производство может только предприниматель, т. к. он заинтересован вложить свой капитал в такое дело, которое приносит прибыль.

III.Заключительная часть

1.  Закрепление нового материала.

      Учащимся предлагается изучить по учебнику В.Д.Симоненко « Технология 10» схему  2 (стр. 20) и схему (стр. 21). Рекомендуется данные схемы перенести в рабочую тетрадь.

      Опыт работы показал, что школьники не могут дать однозначного ответа на вопрос: что необходимо иметь, чтобы организовать производство? Поэтому ответ прозвучал хором.

      После этого школьники выполняют практическую работу (стр.21). Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы.

      По окончанию выполнения работы школьникам предлагается назвать ресурсы, которые они записали в тетрадь.

      Допущенные ошибки обсуждаются и исправляются.

2. Подведение итогов. Выставление оценок.

  •  Устные ответы учащихся оцениваются и комментируются учителем.

3. Анализ урока, сообщение оценок. 

  •  Оцениваю работу учащихся на уроке, устные ответы. Отмечаю активность учащихся.

  Оценки, прокомментировав, выставляю в журнал.

4. Домашнее задание:

Учебник Липсиц И.В. «Экономика» § 2;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21630. Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология 44 KB
  Семеновой 1999 ДЦП на территории России в 1962 году составлял 04 случая на 1000 детского населения а в 1992 9 случаев на 1000 детского населения. В Украине как и во всем мире также растет численность детей страдающих ДЦП. ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и К.
21631. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП 153.5 KB
  Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеющих специализированные группы детей с ДЦП. Понятие о ДЦП: эпидемиология классификация этиология ДЦП органическое поражение мозга возникающее в период внутриутробного развития в родах и в период новорожденности и сопровождающееся двигательными речевыми и психическими нарушениями.Семеновой 1999 ДЦП на территории России в 1962 году составлял 04 случая на 1000 детского населения а в 1992 9 случаев на 1000 детского населения.
21633. Двигательная реабилитация детей с ДЦП 47.5 KB
  ЛФК проводят в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет в детских садах в форме малогрупповых занятий от 3 до 5 раз в неделю по 1530 минут. Специалисту по ЛФК необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. В занятиях ЛФК используют как статические так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом ритмом с акцентом на вдох или выдох с использованием различных предметов надувание шариков пускание мыльных пузырей игра на духовых инструментах и пр.
21634. Фазированные антенные решетки 52.5 KB
  Если на первых этапах развития антенна должна была обеспечить эффективное излучение и прием то потом от антенны потребовалось значительное усиление получаемое за счет направленности действия. С появлением радиосистем локации навигации и управления приемные антенны стали осуществлять пеленгацию т. Помеховая обстановка непрерывно меняется поэтому потребовались самоприспосабливающиеся антенны адаптивные.
21635. Введение в макроэкономику 161 KB
  Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономические модели. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. Основные макроэкономические переменные; Методы измерения ВВП...
21636. Дифференциальная диагностика и лечение боли в области сердца 444 KB
  Этиология, патогенез и классификация перикардитов; клиника, диагностика фибринозного перикардита. Дифференциальный диагноз; лечение фибринозного перикардита; клиника, диагностика экссудативного перикардита. Дифференциальный диагноз; лечение экссудативного перикардита. Показания к перикардиоцентезу;
21637. Распространение радиоволн, процессы распространения электромагнитных волн радиодиапазона в атмосфере, космическом пространстве и толще Земли 401.5 KB
  Радиоволны излучаемые передатчиком прежде чем попасть в приёмник проходят путь который может быть сложным. Радиоволны могут достигать пункта приёма распространяясь по прямолинейным траекториям огибая выпуклую поверхность Земли отражаясь от ионосферы и т. существенно зависят от длины волны  от освещённости земной атмосферы Солнцем и от ряда др. Прямые волны.
21638. ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОТКИХ РАДИОВОЛН 405 KB
  В отличие от более коротких волн которые распространяются земной волной декаметровые волны распространяются в основном путем отражении от ионосферы. Но короткие волны могут распространяться на многие тысячи километров путем многократных последовательных отражений от ионосферы и Земли рис. Кроме радиосвязи декаметровые волны широко используются для радиовещания дальней загоризонтной радиолокации исследования ионосферы и др. Одной из основных особенностей KB радиолиний является ограничение рабочих частот как со стороны высоких так и...