58485

Равнины и горы России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уральские горы Физминутка Восточно-Европейской равнине Кавказкие горы Работа в тетради Подведение итог Д з. Сегодня мы с вами будем изучать новую тему как вы думаете как она будет называться равнины и горы России. Что находится выше Возвышенности и горы у них желтая окраска и коричневая.

Русский

2014-04-25

70 KB

3 чел.

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                             Конспект

пробного урока

по окружающему миру

                             в 4 «В» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Тарасовой Ларисы Сергеевны.

                             на 9 октября  2012 г.

                             студентки 442 группы

                             Сухоруких Любови Анатольевны.

г. Серпухов

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                            Конспект

пробного урока

по окружающему миру

                             в 4 «В» классе МОУ СОШ №9

                             у учителя

                             Тарасовой Ларисы Сергеевны.

                             на 9 октября 2012 г.

                             студентки 442 группы

                             Сухоруких Любови Анатольевны.

                                           Подпись учителя:

   

Подпись методиста:

       

  Оценка за подготовку:

 

                                          Оценка за проведение:

г. Серпухов

Ф.И.О. Сухоруких Любовь Анатольевна

Тема:  Равнины и горы России.

Цели:

- образовательные: сформировать у учащихся представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на территории России;                                                                                                                        - развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

- воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

    1)  для учителя - физическая карта России, учебник, изображения изучаемых объектов, схемы,  конспект, «солнце».

  1.  для учащихся - учебники, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.

Литература:

1) учебник  А.А. Плешаков  Мир вокруг нас часть 1 «Зеленый дом»  класс 4

2) ресурсы интернета. Картинки.

Ход урока

Этапы, время

Содержание

I Орг. Момент

II Вводная беседа. Постановка целей и темы урока.

III Беседа по теме.

Обозначения на карте

IV. Путешествие по Камчатке

V.

Средне-Сибирским плоскогорьем

Алтай и Саяны

Западно-Сибирской равнине

Уральские горы

Физминутка

Восточно-Европейской равнине,

Кавказкие горы

Работа в тетради

Подведение итог

Д\з.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Любовь Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок  окружающего мира, садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению  второго  раздела нашего учебника.  Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте ее.

- Как  называется второй раздел учебника? Природа России

- Что нового для себя вы узнаете в этом разделе? (учебник с. 63 см.) 

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

( Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это  наш дом, который невозможно не любить).

- Сегодня я  приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит  поверхность, куда текут   реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница- карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как  выглядит земная поверхность.  

Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, как вы думаете,  как она будет называться?   (равнины и горы России).                                                            

На доске и в тетрадях записана тема урока.

- У нас с вами есть спутник, вместе с которым мы будем  путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(солнце)

- Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это  мы будем его спутниками. Где встает солнце?

(солнце встает на востоке.)

- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на карте. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите.

( на карте России несколько цветов: зеленый , желтый, и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)

- Давайте  разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Что интересного вы  увидели на этой диаграмме?

( Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные – пунктирные.)

-Что находиться ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте  они  имеют зеленую окраску.)

- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

- с цветовой гаммой мы разобрались.

- Начнем мы наше путешествие с востока России. И сейчас мы с вами находимся на полуострове Камчатка.

Показ вулканов Камчатки

-  Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

-Что вы скажите о поверхности полуострова? ( С севера на юг по всему полуострову  проходят горы.)

-Обратите внимание  на вулкан  Ключевская Сопка.  Какую он имеет высоту? (Его высота 4750 м.) показ вулкана  Ключевская Сопка.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые  6-7 лет,  извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.

-Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

(Над Средне-Сибирским плоскогорьем).

- Что вы видите на карте?  (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый).

- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете?  (Плоскогорье – это плоская гора.)

- более точное толкование  можно найти в словаре С. И Ожегова.

Плоскогорье – место с равниной или  холмистой поверхностью, лежащее над уровнем моря.

Показ Средне-Сибирского плоскогорья.

- Что вы можете сказать  о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)

-В целом Средне-Сибирское  плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:

-Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг  Сибири.

-Какая здесь земная поверхность?  (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом )

- А какие горы? (Алтай и Саяны.)

- Что вы можете сказать о высоте гор? ( Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно коричневым цветом. На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506м. А еще Алтай входит в список всемирного наследия.)

Показ гор  Алтай и Саяны.

Посмотрите  иллюстрации на странице 69.  Хотели бы вы побывать в горах?

- продолжим наше путешествие. Где мы оказались?

(на Западно-Сибирской равнине)

-Что нам об этой равнине расскажет  карта? (эта равнина  занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории это болота. По равнине течет много рек.)

- Западно – Сибирская равнина  это огромная  низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему  так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете  плоские  поверхности. (подоконник, стол и т.д.)

-представьте  себе, что вода, выпавшая  в осадках и появившаяся от талых снегов,  никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь  земли. Так  появляются болота. Вот вам объяснение заболоченности этой равнины.

-Продолжаем двигаться дальше за солнцем на запад.

-Что вы видите на карте?

(Горы, так как окраска коричневая и желтая.)

-Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?  (Это - Уральские горы. Они протянулись  с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого  цвета, как на Алтае.)

-Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае. (гора Белуха на 2611 м. выше, чем гора Народная.)

-Что это доказывает?( это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы – невысокие.)

Просмотр гор.

Уральские горы, уральский хребет, а когда- то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

- уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.

Посмотрите на эту схему:

На рисунке изображены старые горы.

- Что вы можете сказать о вершинах гор? (вершины не высокие и неострые, склоны пологие)

- а теперь пора сделать небольшой привал  и отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

-Продолжим наш путь.

Солнце движется на запад, а мы вслед за ним.

Где мы остановились сейчас? Что вы можете сказать изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.

Давайте посмотрим иллюстрации.

-Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность не ровная, встречаются возвышенности)

-Как  вы думаете чем могут быть желтые пятна на карте (это возвышенности)

-Да это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнинах из учебника на странице 66. над фотографией.

-Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (эту равнину еще называют русской культурой).

- А  сейчас держим путь на юго-запад.

Посмотрите, где остановилось солнце

-Что рассказывает нам карта? (это горы, они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора- Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше  горы Белухи на Алтае.)

Просмотр иллюстраций.

- что вы можете сказать об этих горах? (это высокие горы, их вершины покрыты снегом.)

- Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор? Вершины острые.

- что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?  (на территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности и плоскогорья.)

Все верно, ребят. Наше путешествие подошло к концу, так как солнце закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до  западных.

- А сейчас откройте ваши рабочие тетради на стр. 21 и выполните №2.

- ПРОЧИТАЙТЕ

- Используя карту учебника определите высоту гор.

- Какие названия гор и равнин вам запомнилось? Назовите их.

Д.з – уч. Стр. 64-71;  р.т. №1,3

 

отвечают

отвечают

Выполняют физминутку


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14790. Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. “Қалдырған” әні 41 KB
  Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. €œҚалдырған€ әні Смағұл РАХЫМБЕК журналист. Тайга ішінің аязы бүгін ерекше шаңытып тұр. Барактан барынша жылы киініп шыққан қария қуаты қайта бастағанын бойының лезде қалтырап қоя бергенінен аңғарғандай болды. Қалың оппа қардан ма
14791. ГӘККУ 80.5 KB
  ГӘККУ Қай заманда қазақ үшін ән өнердің ұшар басында тұрды. Көшпелілердің сахнасын өлеңмен ашу ата дәстүрі болса сол рухани азығымыздың өрісі өрлеп өркендей түсті. Сұлу саз көркем сөз асқақ ән дегенде қазақтың салсерілерінің бейнелері көзге елестейді. Бұл орайда
14792. ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ 87.25 KB
  ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ ФАРАБИДІҢ МУЗЫКАЛЫҚ ІЛІМІ Фарабидің ғылым мен өнердегі үлкен де кесек дүниесі оның музыкасы. Ол ең әуелі музыканын аса ұлы теоретигі саналады. Фарабидің музыка теориясын дамытудағы тарихтан алатын орнын анықтамастан бұрын музыка те...
14793. Классик - композитор Ықылас Дүкенұлы (1843-1916) 103.02 KB
  Классик композитор Ықылас Дүкенұлы 1843-1916. Күй мектебінің қалыптасып өркендеуі. Қазақстанда ысқылы қылқобыз аспаптарда орындау дәстүрі өнері ұлттық бастау алды. ХІХ ғасырдың екінші жартысында аспаптық музыканың даму кезеңі майталман қобызшы Ықылас Дүкенұл
14794. ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА 38 KB
  ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА Ә.Қ. Махадиева Ж.Ж. Баймолдаева Тараз мемлекетік педагогикалық институты Тараз қ. Музыка зерттеуші ғалымдар мен музыка қайраткерлері Шоқан кезеңін қазақ халқы музыка мәдениетінің гүлдену шағы халық музыка шығармашылының профессионалды –кла...
14796. Абай - Толық Адам және Мен 1.31 MB
  Абай Толық Адам және Мен Ақынның Толық Адам туралы тағылымы тәрбие үрдісінде авторлық бағдарлама Жұмыстың жалпы сипаттамасы Елбасымыз өзінің халыққа Жолдауында: ...Біз қазақ халқының сан ғасырлық дәстүрін тілі мен мәдениетін сақтап түлете бере
14797. АҚЫН–ЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР 82 KB
  АҚЫН–ЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР ХҮХҮІІІ ғ.ғ. ақынжыраулардың тәлімдік идеялары. Билердің шешендік сөз өнерінің үлгіөнегесі 1. Асанқайғы Сәбитұлы Шалкиiз Тiленшiұлының этнопедагогикалық ойпікірлері. 2. Ақтамбердi Сарыұлы Бұхар Жы
14798. Ата мен ана – бала тәрбиесiнiң қамқоршысы, өнегесi 43 KB
  Ата мен ана – бала тәрбиесiнiң қамқоршысы өнегесi. Қазақстан Республикасы Ата Заңының 27бап 2тармағында Балаларына қамқорлық жасау және оларды тәрбиелеу – ата ананың табиғи құқығы әрi парызы делiнсе Қазақстан –2030 бағдарламасында Әкелер мен аналардың аталар ме...