5849

Лицензирование и квотирование вывоза товаров

Реферат

Логистика и транспорт

Лицензирование и квотирование вывоза товаров Введение Целью контрольной работы является показать основное понятие и значение лицензирования и квотирования товаров, раскрыть основные виды лицензий, а также кем и зачем выдается лицензия, Объектом иссл...

Русский

2012-12-23

56.5 KB

17 чел.

Лицензирование и квотирование вывоза товаров

Введение

Целью контрольной работы является показать основное понятие и значение лицензирования и квотирования товаров, раскрыть основные виды лицензий, а также кем и зачем выдается лицензия,

Объектом исследования контрольной работы является лицензирование и квотирование товаров.

При написании контрольной работы использовались следующие методы:

- анализа;

- логический;

- сравнения;

- нормативный.

1 Лицензирование деятельности по экспорту-импорту отдельных видов товаров

Лицензирование экспорта и импорта - это выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз или вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.

Лицензия - документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органом.

В Республике Беларусь введен единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), распространяющийся на всех субъектов хозяйствования, действующих на ее территории, независимо от форм собственности и подчиненности [3, с.74].

Лицензии на экспорт и импорт в зависимости от характера товаров в Республике Беларусь выдаются Советом Министров, Министерством иностранных дел, Министерством торговли и другими министерствами для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. На абсолютное большинство товаров лицензии выдаются Министерством торговли.

Различают следующие виды лицензий:

— разовые;

— генеральные;

— специальные.

Разовая лицензия - выдается на один контракт на срок до 12 месяцев, а для квотируемых товаров - в пределах календарного года.

Генеральная лицензия выдается в следующих случаях:

— по решению Совета Министров Республики Беларусь;

— при реализации товаров в пределах установленных квот;

— при выполнении межправительственных соглашений;

— при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.

Специальная лицензия выдается заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию.

Для оформления лицензии в Министерство торговли необходимо представить следующие документы:

— з явление;

— оригинал и копию внешнеторгового договора;

— документ на право представления интересов заявителя;

— копию документа о присвоении заявителю учетного номера налогоплательщика;

— документы, подтверждающие происхождение экспортируемого/импортируемого товара;

— документ, подтверждающий выделение квоты с указанием объемов (только для квотируемых товаров);

— конкурентный лист цен (только для генеральных лицензий);

— обоснование цены товара (для товарообменных операций - экономическое обоснование эффективности сделки).

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

— неправильное оформление заявления-лицензии;

— наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых для получения лицензии;

— отсутствие хотя бы одного из необходимых для оформления лицензии документов;

— несоответствие условий договора (контракта) законодательству или международным обязательствам Республики Беларусь;

— наличие в договоре (контракте) положений, обязательств, противоречащих друг другу или взаимоисключающих.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме с указанием причины отказа.

Министерство торговли Республики Беларусь оформляет три экземпляра оригинала лицензии: два выдаются заявителю, один - в таможню, в которой будет производиться таможенное оформление [3, с.75].

Наименование реквизитов, оформляемых на типовой форме документа:

Заявление/лицензия;

Организация-заявитель, ее адрес;

Регистрационный №_ ;

Изготовитель/потребитель товара;

Страна назначения;

Страна происхождения;

Таможня;

Заявление №_ на генеральную/разовую;

Покупатель/продавец, его почтовый адрес, телефон;

Страна покупателя /продавца;

Срок действия лицензии по заявлению/лицензии;

Характер сделки;

Валюта платежа;

Наименование и полная характеристика товара;

Код товара по ТН ВЭД;

Единица измерения;

Количество;

Стоимость;

Основание для запроса лицензии;

Ф.И.О., должность, подпись руководителя-заявителя, место печати, дата;

Согласовано: Ф.И.О., должность, подпись, место печати, дата;

Министерство (ведомство), выдавшее лицензию; Ф.И.О., должность, подпись, место печати, дата;

Особые условия лицензии.

Заявление-лицензия приобретает статус лицензии с момента ее подписания уполномоченным должностным лицом Министерства торговли Республики Беларусь и регистрации в установленном порядке.

При оформлении разрешительных документов на осуществление внешнеторговых операций с товарами с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь взимается плата:

— за выдачу генеральной лицензии - 26 базовых величин;

— за выдачу разовой лицензии - 17 базовых величин;

— за внесение изменений в выданные лицензии — 50% суммы платежей, предусмотренной за их выдачу;

— за продление действия лицензии - 50 % суммы платежей, предусмотренной за их выдачу;

— за выдачу сертификата регистрации контракта - 17 базовых величин;

— за внесение изменений в сертификат регистрации контракта - 9 базовых величин;

— за выдачу дубликата лицензии (сертификата регистрации контракта) в случае ее (его) утери - 9 базовых величин.

С субъекта хозяйствования взыскиваются штрафы: - за вывоз и ввоз товаров (работ, услуг), на осуществление которых требуется лицензия, без наличия лицензии - в размере суммы сделки;

- за представление заведомо ложных сведений при оформлении лицензии, а также за внесение изменений в какой-либо реквизит лицензии после ее подписания без согласования с органом, выдавшим лицензию, - в размере от 50 до 100 % суммы сделки;

- за вывоз и ввоз товаров (работ, услуг) на основании лицензии по договору (контракту), основные условия которого изменены после выдачи лицензии без согласования с органом, выдавшим лицензию, - в размере от 50 до 100 % суммы сделки;

- за превышение установленных законодательством сроков исполнения товарообменных договоров (контрактов) - до 50 % суммы сделки;

- за проведение внешнеторговых товарообменных операций с использованием расчетно-финансовых операций -в размере 20 % суммы сделки;

- за экспорт товаров, приобретенных в розничных и оптовых организациях государственной торговли и кооперативной торговли системы Белкоопсоюза, - в размере стоимости реализованного товара;

- за экспорт товаров за официальную валюту Республики Беларусь в случае их закупки за счет кредитования нерезидента субъектами хозяйствования Республики Беларусь - в размере полученного дохода;

- за непредставление в двухнедельный срок копии подписанного договора (контракта) на экспорт товаров с оплатой за свободно конвертируемую валюту органу, выдавшему лицензию, - в размере 10 % суммы сделки.

2 Квотирование

Квотирование — временное количественное ограничение экспорта (импорта) отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.

Экспорт и импорт устанавливается, как правило, без количественных ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся в целях:

— защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;

— выполнения международных обязательств Республики Беларусь.

К квотируемым товарам в Республике Беларусь за последние годы относятся импорт табачных изделий, алкогольной продукции, сахара, давальческого зерна и некоторых других товаров. Рассмотрим правила импорта этих товаров [2, с.128].

Импорт табачных изделий (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии у них специального разрешения (лицензии) на право импорта табачных изделий и части импортной квоты, которые выдаются Министерством торговли:

- сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей (годовая импортная квота составляет примерно (по данным за 3 последних года) 3 млрд. шт., размер платы за получение квоты -1200 млн. руб.);

— табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции (годовая импортная квота составляет примерно 2 тонны, размер платы - около 2 млн. руб.).

(Правила импорта табачных изделий см. раздел «Контроль за импортными операциями».)

Импорт на таможенную территорию Республики Беларусь субъектами хозяйствования алкогольных изделий и спирта осуществляется при наличии у них квот и лицензий на импорт этих изделий (кроме транзитной перевозки через таможенную территорию Республики Беларусь).

Квоты получают победители проводимого конкурса по реализации квот на импорт алкогольных изделий и спирта. Проведение конкурсов организует Межведомственная комиссия. Основной задачей деятельности комиссии является оптимальное размещение квот на импорт алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья путем проведения среди субъектов хозяйствования независимо от форм собственности конкурсов с соблюдением принципов гласности, объективности оценки, единства требований и создания равных конкурсных условий.

В Республике Беларусь ежегодно устанавливаются квоты на импорт алкогольной продукции:

— вино виноградное; вина игристые; вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ;

— спирт этиловый неденатурированный, с концентрацией спирта менее 80 %; спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки;

— коньячный спирт;

— водка.

Импорт сахара-сырца тростникового в Республику Беларусь осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями также на основании квот.

Реализацию квот на импорт сахара-сырца тростникового осуществляет Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Межведомственная комиссия по вопросам поставок сахара-сырца тростникового в Республику Беларусь и оборота сахара белого осуществляет контроль за соблюдением объемов поставок сахара-сырца тростникового и оборотом сахара белого.

Основной задачей деятельности Межведомственной комиссии является определение объемов поставок сахара-сырца тростникового для отдельных поставщиков, выработка предложений по регулированию этих поставок с целью бесперебойного обеспечения организаций, перерабатывающих сахар-сырец тростниковый в сахар белый, а также необходимых объемов импорта сахара белого

Межведомственная комиссия организует и проводит конкурс по реализации части квоты на импорт сахара-сырца тростникового.

Подготовку материалов к заседаниям, организационно-техническое и финансовое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Квоты на импорт сахара-сырца тростникового на год составляют примерно 400 тыс. т.

Ввоз на территорию Республики Беларусь сахара белого, произведенного из сахара-сырца тростникового и из свекловичного сырья, происходящего из стран Таможенного союза, с которыми отменено таможенное оформление, или реимпортируемого из этих стран, осуществляется только через склады временного хранения, определенные Министерством торговли. При этом ввоз сахара белого, произведенного из сахара-сырца тростникового, осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых Министерством торговли, с уплатой за выдачу таких лицензий суммы в размере 60 базовых величин за 1 тонну сахара белого [2, с.129].

Ввоз сахара белого, произведенного из свекловичного сырья, осуществляется при наличии:

— сертификата происхождения, выданного в стране изготовителя такого сахара, подтверждающего его производство из свекловичного сырья,

— сертификата соответствия, выданного органом по сертификации продукции системы сертификации страны происхождения.

Годовые квоты на переработку на давалъческих условиях зерна в муку, не происходящего с территории Республики Беларусь, установлены в объеме примерно 100 тыс. т.

В случае переработки на давальческих условиях зерна, не происходящего с территории Республики Беларусь, в муку без наличия квоты, установленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут экономическую ответственность в размере дохода, полученного от его переработки.

Заключение

Лицензирование экспорта и импорта - это выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз или вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.

Лицензия - документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органом.

В Республике Беларусь введен единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), распространяющийся на всех субъектов хозяйствования, действующих на ее территории, независимо от форм собственности и подчиненности.

Квотирование — временное количественное ограничение экспорта (импорта) отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.

Экспорт и импорт устанавливается, как правило, без количественных ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся в целях:

— защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;

— выполнения международных обязательств Республики Беларусь.

К квотируемым товарам в Республике Беларусь за последние годы относятся импорт табачных изделий, алкогольной продукции, сахара, давальческого зерна и некоторых других товаров.

Список использованных источников

1  Таможенный кодекс Республики Беларусь.  Мн.: Амалфея, 1998. 208с.

2  Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью. Мн.: Амалфея, 2005. 416с.

3  Игнатюк А.З. Таможенное право.  Мн.: Амалфея, 2002. 400с.

4  Таможенное право / Пол ред. Б.Н. Габричидзе.  М.: БЕК, 1995. 480с.

5  Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность.  М.: Маркетинг, 1998.   208с.

6  Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. Мн.: Высшая школа, 1997. 207с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26761. Понятие и классификация основных (конституционных) прав человека 96 KB
  Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства
26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...
26767. Гражданское общество в начале ХХ века 29.5 KB
  Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.
26768. Основатели российского государства 45.5 KB
  3 Нет сведений о сделках с землей на северовостоке России до первой половины XIV века и очень немного таких сведений во второй половине этого века. Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной писал историк далекого прошлого Александр Лакиер. Можно сказать что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками которые мы наблюдали в западных странах и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого...
26769. История прогрессивных идей в России 46 KB
  В это время в России впервые появляется первое печатное издание газета Ведомости издаваемая лично Петром I. Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории какой являлась Россия привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство.2 В России таким образом оказалась чрезвычайно сильна роль мыслящего меньшинства 1 от населения страны приобщенного к просвещению....