58499

Принципы, этапы контролируемой чистки. Способы мотивации пациента

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для мотивации пациента кабинет гигиены и профилактики предполагает обязательное наличие умывальника, зеркала и специальных средств, предназначенных для информирования пациентов...

Русский

2014-04-25

51 KB

38 чел.

Урок гигиены.

Принципы, этапы контролируемой чистки.

Способы мотивации пациента.

Мотивация пациента к проведению профилактических мероприятий.

Для  мотивации  пациента  кабинет  гигиены  и  профилактики  предполагает  обязательное  наличие  умывальника,  зеркала  и  специальных  средств,  предназначенных  для  информирования  пациентов:

  •  образцы  зубных  паст  и  зубных  щеток  для  демонстрации  и  обучения;
  •  специальные  средства  гигиены (межзубные  щетки,  флоссы  и  др.);                                                                                                                                                                                                              
  •  средства  контроля  качества  чистки  зубов (таблетки,   растворы  для  окрашивания  зубного  налета);
  •  фантомы  челюстей  для  демонстрации  техники  чистки  зубов;
  •  плакаты,  цветные  атласы;
  •  видео программы

Способы  мотивации:

  1.  Демонстрация  состояния  гигиены  полости  рта. С окрашиванием и без (внутриротовая  видеокамера,  визуальный  осмотр  с  использованием  зеркала).
  2.  Демонстрация пациенту патологических проявлений в полости рта (анализ причин)
  3.  Информирование  пациента  о  дальнейших  осложнениях.
  4.  Обучение пациента навыкам ухода за полостью рта
  5.  Контролируемая  чистка.

Контролируемая  чистка  зубов – это  чистка,  которую  пациент  осуществляет  самостоятельно  в  присутствии  гигиениста.

Обучение и коррекция имеющихся навыков персонального гигиенического ухода за полостью рта.

Гигиенист,  учитывая   индивидуальные  особенности  полости  рта,  назначает  современные  средства  индивидуальной  гигиены  (щетки,  пасты,  флоссы, ершики,  специальные  средства  и  т.д.)  и  рекомендует  пациенту  наилучший  метод,  с  помощью  которого  будет  получен  хороший  очищающий  эффект.  Для  достижения  этой  цели  от  гигиениста (ассистента)  требуется  подробный  инструктаж  и  демонстрация  сначала на  модели, а потом на пациенте выбранного  метода,  а  от  пациента - последовательное  исполнение  движений  до  полного  овладения  выбранной  методикой. Необходимо корректировать действия пациента, выявить ошибки, отработать правильные движения и научить правильно пользоваться всеми подобранными для данного пациента средствами. В большинстве случаев приходится несколько раз повторять и закреплять полученные навыки.  Необходимо снабдить пациента подробной письменной инструкцией по уходу за его полостью рта (памятка). Пациент  ежедневно  повторяет  в  домашних  условиях  выбранную  методику  чистки  зубов,  следуя  полученным  рекомендациям.

Обучение обязательно должно происходить после использования индикаторов налета для демонстрации качества и эффективности манипуляций и возможности контроля усваиваемых навыков. В кабинете рекомендуется использовать индикаторы в виде профессиональных жидкостей. Применение з\п- не рекомендуется для хорошего визуального контроля. Обучение можно проводить прямо в стоматологическом кресле.

Подбор  индивидуальных средств гигиенического ухода за полостью рта и доступных методов профилактики  определяется в соответствии с клинической необходимостью и данными  о    социальном и стоматологическом статусе пациента;

Внимание!!!  Гигиенист обязан  информировать  пациента  обо  всех  существующих  средствах  индивидуальной  гигиены.

Индикаторами  эффективности  обучения  гигиене  полости  рта  являются  индексы  зубного  налета,  которые  измеряются  до  и  после  проведения  программы  обучения  и  выполнения  гигиены  полости  рта.

Первая оценка программы  гигиенического  обучения  может  быть  проведена  через  4-6  недель, сравнивают  величину  индексов  зубного  налета  с  исходными  значениями.

Так  называемую  контролируемую  чистку  зубов  с  определением  гигиенических  индексов  можно  проводить  с  разной  периодичностью  в  лечебном  учреждении,  а  также  в  домашних  условиях  (например,  родителями). Пациенту рекомендуются индикаторы налета для домашнего использования (в таблетках)

Активное и пассивное обучение гигиеническим навыкам

Убедить пациента изменить свои привычки или приобрести новые - очень трудный и долгий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща человеку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим.

Умение и желание соблюдать гигиену полости рта зависит от наличия положительной мотивации, внутреннего побуждения, наличия потребностного состояния.

Для выработки полезной привычки человек должен идти в теории от знания через понимание до убеждения. Далее следуют практические этапы - выработка навыков выполнения гигиенических манипуляций, которые путем многократных упражнений превращаются в привычку.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. К активным формам можно отнести: систематическое обучение рациональной гигиене полости рта, контролируемая чистка зубов, обеспечение средствами индивидуальной гигиены, система контактного обучения гигиеническим навыкам (на самом пациенте). Ежедневный контроль над  регулярностью и правильностью чистки зубов.

Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию.

Средствами пассивного обучения являются:   радио, телевидение, газеты, журналы, учебная литература, памятки, брошюры,  видеоролики и т. д.

Обучение гигиеническим навыкам пациентов разных возрастных групп

Например, проводя беседы среди беременных женщин, можно рассказать об особенностях ухода за полостью рта при беременности, о вреде алкоголя, курения, приема лекарственных средств без назначения врача, о закладке и формировании зубной ткани плода, о грибковом стоматите у детей первого года жизни и т.д. Программа занятий и график работы с беременными утверждается главным врачом стоматологической поликлиники и женской консультации. Занятия проводятся на базе школы матерей. Санитарно-просветителъские мероприятия среди беременных рекомендуется проводить:

- в первые 20 недель беременности - 1 раз в месяц;

- после 20 недель - 2 раза в месяц;

- после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Санитарно-просветительская работа может быть индивидуальной, коллективной и массовой. При организации и проведении санитарного просвещения в системе профилактики стоматологических заболеваний акцент делается на детей и их родителей.

Санитарно-просветительская работа и гигиеническое воспитание среди детей должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста.

Основная форма воздействия на ребенка - это обучение с повседневным повторением при обязательном личном примере взрослых. Прививать детям гигиенические навыки должны родители, воспитатели, педагоги. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формируется гигиенический навык по уходу за полостью рта, переходящий в стойкую привычку. Поэтому начинать санитарно-просветительную работу следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к состоянию зубов и органов полости рта у детей, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников. Гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков и привычек на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В условиях детского сада обучение детей методам чистки зубов проводится с учетом возраста.

С детьми трех-четырех лет работу рекомендуется строить с использованием игровых элементов, с использованием рисунков, плакатов, игрушек, кукол, зубных щеток, паст и т.д. Такая игра-беседа должна быть короткой и продолжаться на нескольких занятиях. Дети через сказочные персонажи должны усвоить, что надо употреблять овощи, фрукты, чтобы зубы не болели, что после еды необходимо полоскать рот, меньше кушать сладостей и чистить зубы. При этом рекомендуется в форме игры показать детям, как правильно чистить зубы. Обучая детей правилам чистки зубов, важно повторять, закреплять полученный навык и поощрять тех детей, которые успешно им овладели.

 Детям четырех-семи лет занятия необходимо проводить в популярной форме, используя персонажи сказок, рассказывая и показывая, как надо правильно чистить зубы. При обучении чистке зубов необходимо окрасить фронтальные зубы красителями и показать окрашенный налет ребенку в зеркало.

Обращают внимание на размер щеток для детей, их состояние и уход за ними. В ходе беседы выясняют, имеет ли ребенок свою зубную щетку, объясняют, какая зубная паста лучше. Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

Для формирования осознанных культурно-гигиенических навыков у младших школьников нужно применять метод медико-педагогического убеждения. Метод является совокупностью мер по санитарному просвещению, которые направлены на повышение гигиенических навыков. Составными частями метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, демонстрация техники чистки зубов и средств ухода за полостью рта. Обучение методам гигиены лучше проводить в специальных комнатах или классах гигиены (класс гигиены и профилактики).

Классы гигиены и профилактики рассчитывают на 15-20 учащихся. Их размещают вблизи стоматологических кабинетов. На двух стенах класса устанавливают туалетные раковины, над которыми крепят зеркала. На третьей стене класса во всю ее длину оборудуется шкаф с ячейками для хранения индивидуальных средств гигиены. На окнах класса должны быть шторы, а на одной из стен устанавливается экран для демонстрации фильмов и диапозитивов. На видном месте вывешиваются памятки и информация по уходу за полостью рта. В центре класса размещаются школьные парты или индивидуально изготовленная для проведения уроков гигиены мебель.

На уроках гигиены в младших классах необходимо объяснить строение зуба, функции зубов, значение органов полости рта. Следует обращать внимание на причины заболеваний зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Важно подчеркнуть роль питания, гигиены полости рта в развитии и состоянии зубочелюстной системы. С этой целью можно подготовить памятки для школьников. Выступления перед детьми лучше строить в форме диалога. Можно предложить для младших школьников десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств.

1. Энергично и много жевать, особенно к концу приема пищи, не отказываться от жестких овощей и фруктов.

2. Не есть много сладостей и мучных изделий.

З. Употреблять различные пищевые продукты съедая всю порцию.

Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай.

5. После каждого приема пищи, сладостей полоскать рот водой, лучше щелочной минерaльной или раствором питьевой соды.

6. Правильно чистить зубы два раза в день, после завтрака и ужина.

7. После чистки зубов втирать пальцами пасту в поверхности эмали зубов в течение двух минут.

8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой крепости два-три раза в день.

9. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, поочередно слабо и крепко сжимая зубы, захлопывая рот легко и с большей силой, отводя нижнюю челюсть вправо и влево со скольжением бугров по буграм.

10. Закаливать организм и заниматься гимнастикой.

Формирование навыка должно осуществляться по трем направлениям. Сначала формируется представление о значении культурно-гигиенических навыков по уходу за полостью рта. Затем необходимо обучить последовательность действий, составляющих навык. Третье направление - это закрепление и совершенствование навыка. Для закрепления полученных знаний на уроке гигиены целесообразно, привлекая учащихся старших классов, выпустить санбюллетень. Для первого урока гигиены со школьниками первых-третьих классов можно предложить тему: как ухаживать за зубами, для второго урока - Чтобы зубы не болели, Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми и т.д. Можно использовать диафильмы, кинофильмы, которые обязательно обсуждаются после просмотра.

 Ученики средних и старших классов на уроках гигиены должны получить знания по анатомии и физиологии органов полости рта, сведения о причинах возникновения заболеваний зубочелюстной системы, о способах профилактики стоматологических заболеваний. Выбор тем по профилактике стоматологических заболеваний среди взрослой аудитории зависит от их профессионального состава, возраста, уровня образования, пола и т.д. Например, на педсовете перед педагогами можно выступить с лекцией, беседой по актуальным вопросам стоматологии или провести консультацию во внеурочное время, по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Им могут быть предложены темы: Зубы, их функции, связь зубов с организмом, Значение санации полости рта. Очень эффективно дополнять лекцию (беседу) показом кинофильмов по профилактике болезней зубов и полости рта. Для выступлений перед родителями используются родительские классные собрания, на которых родителям можно предложить прослушать лекцию, беседу на темы: Значение зубов для человека, Вредные привычки у детей, Связь стоматологических заболеваний с заболеваниями органов и систем, Берегите зубы смолоду и т.д.

Ведущая форма работы со взрослым населением - это убеждение и пропаганда.

Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств мотивации, обучения и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75409. Вводные слова и основания для их выделения в особую часть речи 29 KB
  Вводные слова и основания для их выделения в особую часть речи. Как особая часть речи нередко рассматриваются вводные или модальные слова. Это неизменяемые слова производные от слов иных частей речи при помощи которых выражается субъективное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения достоверности недостоверности т. Как правило эти слова выступают в синтаксической функции вводного слова: вопервых итак разумеется вернее дескать всего подобных слов около трёхсот.
75410. Проблема местоимений как особой части речи. Особенности местоименной семантики и функции местоименных слов. Основания для их разведения по разным частям речи 12.67 KB
  Термин местоимение в грамматической науке употребляется также применительно к более широкому кругу слов, чем местоимения-существительные: местоимениями называются слова – существительные, прилагательные, числительные
75411. Проблема слов «категории состояния». Их признаки и основания для выделения в особую часть речи. Понятие «предикатив» и его соотношение с «категорией состояния» 13.23 KB
  Проблема слов категории состояния. Понятие предикатив и его соотношение с категорией состояния. Категория состояния это класс слов которые обозначают независимый признак состояние душевное физическое или эмоциональное состояние человека окружающей среды и природы и не имеют форм словоизменения склонения и спряжения но могут с помощью глаголасвязки выражать значение времени. При характеристике категории состояния как части речи основная трудность связана с необходимостью отграничивать эти слова от омонимичных им форм...
75412. Наречие как часть речи. Проблема компаратива 17.62 KB
  Главным формальным признаком наречия как части речи является отсутствие словоизменения. Исключение составляют наречия образующие формы сравнительной степени. По своему общему значению непроцессуального признака наречия близки прилагательным. Этим значением определяются синтаксические функции наречий: вопервых они определяют глагол имя или другое наречие соединяясь с ним связью примыкания; вовторых наречия свободно употребляются в функции сказуемого; втретьих наречия определяют предложение в целом.
75413. Глагол как часть речи. Принципиальное отличие глагола от имени. Особенности глагольной основы. Классы глаголов 46 KB
  Глагольные спрягаемые формы чаще всего в предложении выполняют предикативную функцию. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов ть ти: собирать.
75415. Способы глагольного действия. Их соотношение с видом 17.09 KB
  С категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов называемые способами глагольного действия. Иначе говоря способы глагольного действия это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов в основе которых лежат модификации изменения значений беспрефиксных глаголов с точки зрения временных количественных специально результативных характеристик значение начала действия может быть выражено различными префиксами: за по вз воз: заговорить пойти вскричать одноактность мигнуть Мы характеризуем какой...
75416. Оптичні давачі. Давачі дифузного типу 2.47 MB
  Давачі дифузного типу Давач дифузного типу створений за принципом давача з відбиттям від рефлектора. Давачі дифузного типу Давач дифузного типу з придушенням заднього фону Давачі дифузного типу з придушенням заднього фону були розроблені для того щоб досягти визначеного діапазону сканування для будьяких обєктів незалежно від їх яскравості кольору та інших властивостей а також від яскравості заднього фону. Такі давачі ігнорують всі обєкти які знаходяться до давача ближче ніж попередньо налаштований діапазон виявлення.
75417. Безконтактний магніточутливий давач 262 KB
  Давач що виявляє зміну напруженості постійного магнітного поля має напівпровідниковий комутуючий елемент і що не містить рухомих частин в чутливому елементі рис. Спрацювання давача відбувається при зміні напруженості магнітного поля викликаного наприклад переміщенням постійного магніту розташованого на рухомої частини механізму. Крім того магніточутливих давачи можуть відрізнятися по реакції на зміну магнітного поля: При збільшенні напруженості зовнішнього магнітного поля наприклад при наближенні постійного магніту...