58506

УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...

Русский

2014-06-05

71 KB

2 чел.

УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Определение понятия урок;
экскурс в историю классно-урочной системы обучения.

В педагогике существует много различных определений урока. Вот некоторые из них:

1) Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Вагин).1

2) Урок - это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить (И.П. Подласый).

3) Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (С.Е. Кузмичкина).

Очевидно, все приведенные примеры различаются скорее количеством используемых их авторами слов, нежели смыслом.

Интересной, стоящей в отдельном ряду от приведенных примеров определений урока видится следующая точка зрения (хотя рассматривать этот текст как определение понятия нельзя, но он как нельзя лучше отражает творческую суть процесса – в то время как формальные определения ее напрочь упускают из виду):

«Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» [Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227].

Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.).

Считается, что наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского, которая в дальнейшем усовершенствовалась и успешно дошла до наших дней. Со слов преподавателей студенты педвузов и колледжей усваивают, что заслуга Я.А. Коменского состоит, прежде всего,  в разработке и реализации ряда идей, из которых важнейшее значение имеют две, а именно:

  1.  идея совместного обучения (под которым понимается сам принцип объединения учащихся в большие группы /классы/), что было прогрессивным на фоне бурного экономического развития европейских стран в XXVIIв. в связи с ростом производства и, соответственно, - потребностью в квалифицированных кадрах;
  2.  разбивке программы изучения каждого предмета на разделы (классы), которые, в свою очередь, делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя.

Но с этой предельно распространенной точкой зрения (точнее, с первой из двух изложенных идей) мог бы поспорить… сам Коменский. Во-первых, под совместным обучением он понимал… не столько обучение в группах как таковое. (В главном труде своей жизни он критикует качество организации педагогического процесса в школьных учреждениях подобного вида, уже получивших широкое распространение до того, как увидела свет "Великая дидактика")2.

Термин "совместное обучение" используется им в более широком смысле; в нескольких значениях. Беглый просмотр труда Коменского позволил нам выявить 3 смысла, которые вкладывал великий педагог в этот термин.

1) Обучение школьников в больших группах. Трудно представить, чтобы мы могли бы похвастаться сегодня "усовершенствованием" системы Коменского в плане совместного обучения. На сегодняшний день учителю класс, состоящий из 70 учащихся, может присниться разве что в кошмарном сне. Коменский же мечтал о школах, в которых размер каждой группы обучающихся может быть увеличен до сотен (!) учащихся, если правильно организовать процесс обучения. В частности, распределить часть руководящих обязанностей между назначенными учителем "десятниками" – учащимися, несущими ответственность за поведение и успеваемость вверенных их опеке подгрупп, состоящих из десяти учеников.

2) Еще одно из значений термина - совместное обучение в одном и том же учреждении, в общей группе ("классе") детей обоих полов – мальчиков и девочек. Характерно: эта идея Коменского, рожденная в XVII веке, была то ли не реализована, то ли утрачена в ходе истории вплоть до 50-х гг. ХХв. А на сегодняшний день мы вновь близки к тому, чтобы разделить детей на "однополые" школы.

3) И, наконец, третий, и самый глубокий смысл термина: "учиться совместно = учиться вместе, а не рядом". До постановки задач стандартов второго поколения учителя в большинстве своем "что-то слышали" о приемах взаимообучения, методах организации работы на уроке в малых группах и пр. Некоторые учителя используют такие методы и формы организации деятельности учеников лишь для того, чтобы была возможность "показать что-то особенное", разнообразить будни учебного процесса. Малое число учителей применяет такие приемы редко, но хотя бы регулярно. "Избранные" единицы строят обучение как воистину совместную коллективную деятельность.

Но в основном все обучение в современной российской школе организуется фронтально. Потребность ребенка спросить что-то на уроке у товарища в течение предыдущих веков рассматривается обычно как нарушение дисциплины и подлежит наказанию.

Но сам Коменский (как минимум, на уровне идеи) видел свою классно-урочную систему совсем не такой примитивной. Уже само выдвинутое им предложение назначать "десятников" из числа учеников указывает на идею введения некоторого рода ученического самоуправления3. И на этом Ян Амосович не останавливается. Впрочем, не пора ли ему самому дать слово? Цитируем (все цветные выделения – мои – Н.Л.):

Будет умножать знание тот, кто всегда:

I. Будет искать и привлекать к себе духовную пищу.

II. Будет пережёвывать и переваривать то, что он найдёт и привлечёт.

III. Переварив, будет выделять и сообщать другим.

Многое спрашивать, усваивать, учить – тайна великой учёности.

44. Эти требования выражены в следующем латинском стихе: как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Спрашивать - это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или к книге... Усваивать - это значит узнанное и понятое запоминать и для большей верности заносить в тетрадь (так как немногие отличаются столь счастливыми способностями, чтобы иметь возможность во всём полагаться на память). Обучать - это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать. Два первых приёма известны школам, третий - ещё недостаточно; однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи. Поэтому талантливейший Иоахим Форций свидетельствует о себе, что всё то, что он только слышал или читал, ускользало у него из памяти даже в течение месяца, а чему он учил других, то он может перечислить, как свои пять пальцев, и думает, что это может отнять у него только смерть…

Когда, таким образом, ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни.

Упражнения в обучении других вне школы.

47. Таким же образом и вне школы ученики будут в состоянии на отдыхе или во время прогулки устраивать различные сравнения и споры о предметах, только что или прежде изученных, или о новом каком-либо представившемся им предмете. Для этой цели пусть, собравшись в некотором количестве, они выберут себе заместителя учителя (по жребию или голосованием), который бы руководил их прениями.

Например, в упражнениях при переводе с одного какого-либо языка на другой следует поступать так: убедившись по каждой декурии в отдельности, что все сделали перевод, нужно предложить одному ученику встать и вызвать по своему желанию себе противника. Когда тот также встанет, пусть первый читает свой перевод по частям, краткими предложениями, а все остальные внимательно слушают; учитель же или, по крайней мере, декурион, стоит возле читающего и заглядывает в перевод, проверяя хотя бы орфографию. Когда ученик прочитает перевод до конца, пусть остановится, а противник пусть укажет, какую он может отметить ошибку. Затем пусть будет предоставлена возможность критики того же перевода остальным ученикам из той же декурии, а далее всему классу; наконец, если будет нужно, пусть сделает указания учитель. Но в тоже время пусть все, за исключением вызванного противника, смотрят в свои, тетради и исправляют их, если они допустили какие-либо подобные ошибки; вызванный же противник также должен представить на оценку свой неисправленный перевод. Когда этот перевод закончен и вполне исправлен, нужно переходить к другому и так далее до конца. Затем пусть противник таким же способом прочтёт свой перевод, но тот, кто вызвал, будет следить, чтобы он вместо неисправленного перевода не прочитал исправленный; суждение об отдельных словах, фразах и выражениях нужно производить таким же способом, как и ранее. Затем предлагается выступить другой какой-либо паре таким же образом и так далее, насколько позволит время.

Польза этого метода.

28. Таким образом:

I. Труд преподавателя уменьшается.

II. Все будут учиться, так как никто из всего класса не останется без внимания.

III. У всех будет изощряться внимание.

IV. Сказанное по какому-либо поводу одному - будет одинаково полезно всем.

V. Разнообразие фраз, которые у различных учеников не могут быть одинаковыми, прекрасно будет упражнять и укреплять как суждение о вещах, так и употребление языка.

VI. Наконец, когда будет покончено с исправлением переводов у одной, другой, третьей пары, то окажется, что у остальных или мало, или вовсе не останется ошибок. Поэтому остальное время пусть будет предоставлено всему классу вообще, и каждый, у кого есть какое-либо сомнение в своём переводе или кто думает, что его перевод удачнее, чем у других, пусть об этом заявит на предмет всеобщего обсуждения вопроса.

30. Таким образом, мы видим, как один учитель может справиться даже с сотней учеников и притом так, что у него будет не больше забот, чем с одним или двумя учениками.

http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm#_Toc237611322

В книге Коменского есть описание и более привычных нам форм общения с учащимися – той самой знаменитой фронтальной работы с замечаниями к тем, кто отвлекается, с требованием многократного повторения того, что только что было произнесено педагогом и пр. Но все-таки интересно, чтớ именно из "Великой дидактики" было взято на вооружение потомками… В работах академика Э.К. Днепрова, уже упомянутого нами доктора психологических наук Г.А Цукерман и челябинского профессора В.К. Дьяченко показано: в разные времена педагогическая общественность была склонна брать на вооружение диаметрально отличные друг от друга методы и формы обучения. В периоды стабильности и укрепления государственной власти массовое обучение зиждилось на авторитарных методиках, учитель на уроке уподоблялся местному божку. В периоды социальных потрясений и нестабильности обнаруживался резкий взлет массового интереса к использованию возможностей взаимообучения: работе в «малых группах» /в т.ч. т.н. «бригадному методу»/, работе в парах /парной работе/ и пр. формам совместного обучения.

Задания к разделу «Определение понятия урок;
экскурс в историю классно-урочной системы обучения
»

Задание 1 Ознакомьтесь в «Википедии» (Интернет-энциклопедия) с биографией Яна Амоса Коменского.

Задание 2 (организация самоконтроля качества усвоения темы; введение критериев оценки качества изучения учебного материала и обучение их применению в работе).

а) Составьте список вопросов (5-6 шт.) по всему материалу настоящего раздела (включая текст данного файла и статью о Коменском). К каждому из составленных Вами вопросов напишите ответ.

б) Ранжируйте составленные вами вопросы, разделив их на группы в соответствии со следующими критериями:

- К группе 1 («на 3 балла») относятся такие вопросы, ответ на которые требует умения найти нужный фрагмент в тексте и повторить, воспроизвести его. Обычно к этой категории можно отнести вопросы на повторение определений понятий, фамилий, дат, местоположения объектов и пр. фактического материала.

- К группе 2 («на 4 балла») относятся такие вопросы, ответ на которые требует активного применения интеллектуальных операций (анализа, сравнения, обобщения…). В ответ на такие вопросы невозможно «просто повторить» какой-либо фрагмент прочитанного текста, необходимо уметь выделять суть, смысл изложенной идеи и пересказывать ее «своими словами», а также сравнивать, сопоставлять различные точки зрения и делать выводы на основе проведенного сравнения. Иногда вопросы этой группы допускают несколько вариантов верных ответов.

- К группе 3 («на 5 баллов») следует отнести вопросы, ответ на которые требует применения творческого потенциала личности и высочайшего качества усвоения учебного материала, т.е. способности выходить «за рамки темы» на основе высоко развитого мышления, широкой эрудиции, воображения, привлечения жизненного опыта, наличия четко выстроенной системы личных убеждений и пр. Это могут быть вопросы, требующие умений:

  •  выполнять перенос ранее изученных сведений на новый материал или на материал смежной учебной дисциплины,
  •  аргументировано выражать личное мнение по проблеме, возможно, - принципиально отличающееся от изложенной авторской позиции,
  •  самостоятельно находить объяснения тех или иных фактов, выстраивать причинно-следственные связи в цепочках событий и пр.

На вопросы третьей группы практически не существует «однозначных», «единственно истинных» ответов. Внутри каждого ответа может существовать своя собственная, авторская «логика», т.е. система аргументации. Критерием того, может ли педагог «зачесть» ответ на такой вопрос, становится четкость, логичность обоснования, убедительность авторской позиции, ее уникальность. Могут учитываться и эстетические факторы: красота и богатство авторского языка, художественных образов…  

в) Если в «проранжированном» Вами списке не оказалось вопросов какой-либо из трех перечисленных групп, дополните список так, чтобы в нем было как минимум по 2 вопроса первого и второго уровней (т.е. «на 3» и «на 4 балла») и хотя бы один вопрос третьего уровня (т.е. «на 5 баллов»). Постарайтесь, по возможности, дать свои версии ответов на вновь составленные Вами вопросы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
по проблеме совместного обучения

  1.  Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопросы психологии, №3-4, 1992. – С. 14-19; опубл. на сайте http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch8_5.html
  2.  Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения : Актуал. пробл. теории и практики обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 185 с.
  3.  Дьяченко В. К. Коллективный способ в обучении : дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
  4.  Дьяченко В.К. Современная дидактика. – М.:
  5.  Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М.: "Знание", 1985. - 80 с. (серия "Педагогический факультет")
  6.  Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопр. психол. 1989. № 2.
  7.  Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. № 6.

1 Из всего этого длинного определения в памяти студентов естественным образом сохраняется лишь родовое понятие, примерно в таком виде: "Урок - основная форма организации учебного занятия".

2 Сама бы никогда не узнала об этом, если бы не взяла когда-то в руки книгу нашего известного отечественного психолога Галины Анатольевны Цукерман. "Зачем детям учиться вместе?" – М.: Знание, 1985. - 80 с. (серия "Педагогический факультет")

3 И, заметим, не как проформы, в которую такое самоуправление превратилось во второй половине ХХ века в советских школах, а вполне всерьез: как иначе-то организовать урок… сотен учащихся?!

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74587. Особенности поражения сильнодействующими ядовитыми веществами с преимущественно цитотоксическим действием 49.5 KB
  Изучить принципы оказания первой медицинской помощи. Тестовые задания по военной токсикологии радиобиологии и медицинской защите Куценко С. Особенности организации первой медицинской помощи и основные принципы лечения. Особенности организации первой медицинской помощи и основные принципы лечения.
74588. Медико-тактическая характеристика очагов поражения ядерным оружием 1.42 MB
  Оно будет возникать как в момент ядерного взрыва так и на следе радиационного облака. Характеристика поражающих факторов ядерного взрыва. Все эти формы проявления энергии получили название поражающих факторов ядерного взрыва. Воздушная ударная волна начинает действовать на объект через несколько секунд после взрыва в зависимости от его удаления от центра эпицентра и длится от долей до нескольких секунд.
74589. Медико- тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках 70 KB
  Доза внутреннего облучения в таких условиях составит 10 бэр а сумма сочетанного облучения 20 бэр. Следовательно эффективная годовая доза при средней мощности гаммаизлучения равной 5 мР ч составит 10 бэр при средней мощности дозы равной 03 мР ч 05 бэр в год. Допустимая доза облучения для населения за первый год после аварии была установлена в 10 бэр а в последующем 05 бэр в год. При угрозе получения дозы 75 бэр и выше эвакуация организуется немедленно.
74590. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика и лечение 99 KB
  Клиника поражения и особенности её проявления при различных путях поступления в организм. Эти ОВ являются клеточными органическими ядами вызывают язвенно-некротические поражения тех органов и систем с которыми имеют контакт и кроме того оказывают общерезорбтивное действие на организм. В связи с этим они на большие сроки выводят личный состав из строя затрудняется лечение поражения ими так как отсутствует за исключением унитиола при поражении люизитом антидотная терапия. Местное действие проявляется в развитии воспалительного и...
74591. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ 114.5 KB
  Значительная часть американских химических боевых средств размещена и за пределами национальной территории: в Южной части Тихого океана (атолл Джонсоне) и в Германии. Общий объём ОВ, находящихся только на территории Германии
74592. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика и лечение 126 KB
  Это объясняется следующими свойствами ФОВ: а высокой токсичностью в десятки раз и сотни превышающая токсичность старых ОВ ультраяды один вдох смертелен при концентрации 01 мг л. На тактическое использование ФОВ существенное влияние оказывают их физико-химические и токсические свойства. После возникновения клинической картины отравления смертельный исход наступает обычно быстрее чем при поражении другими ФОВ. Способы доставки ФОВ: авиабомбы артиллерийские химические снаряды мины фугасы специальные распылители...
74593. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества общеядовитого действия. Клиника 29.97 KB
  Физикохимические и токсические свойства синильной кислоты цианидов оксида углерода нитробензола серо водорода акрилнитрила динитроортокрезола и др. Некоторые органические соедине ния синильной кислоты употребляются в сельском хозяйстве в добывающей промышленности могут встречаться поражения людей этими соединениями. снарядами снаряженными смесью синильной кислоты и треххлористого мышьяка. синильной кислоты и хлорциана опасность синильной кислоты в полевых условиях оказалась не существенной изза низкой устойчивости ее паров в...
74594. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества удушающего действия. Клиника. Диагностика и лечение 35.16 KB
  Для клинической картины интоксикации этими ОВ типично развитие острого отека легких который и является основной причиной гибели пораженных. Газобаллонные пуски хлора предпринятые немецкими милитаристами 22 апреля 1915 года вызвали массовое поражение токсическим отеком легких. Военному врачу нужно быть готовым к оказанию помощи больным с токсическим отеком легких и в мирное время. ОВ удушающего действия фосген и дифосген вызывают развитие токсического отека легких без выраженных резорбтивных признаков.
74595. Отравляющие вещества раздражающего действия 23.47 KB
  Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.