58506

УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...

Русский

2014-06-05

71 KB

2 чел.

УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Определение понятия урок;
экскурс в историю классно-урочной системы обучения.

В педагогике существует много различных определений урока. Вот некоторые из них:

1) Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Вагин).1

2) Урок - это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить (И.П. Подласый).

3) Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (С.Е. Кузмичкина).

Очевидно, все приведенные примеры различаются скорее количеством используемых их авторами слов, нежели смыслом.

Интересной, стоящей в отдельном ряду от приведенных примеров определений урока видится следующая точка зрения (хотя рассматривать этот текст как определение понятия нельзя, но он как нельзя лучше отражает творческую суть процесса – в то время как формальные определения ее напрочь упускают из виду):

«Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» [Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227].

Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.).

Считается, что наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского, которая в дальнейшем усовершенствовалась и успешно дошла до наших дней. Со слов преподавателей студенты педвузов и колледжей усваивают, что заслуга Я.А. Коменского состоит, прежде всего,  в разработке и реализации ряда идей, из которых важнейшее значение имеют две, а именно:

  1.  идея совместного обучения (под которым понимается сам принцип объединения учащихся в большие группы /классы/), что было прогрессивным на фоне бурного экономического развития европейских стран в XXVIIв. в связи с ростом производства и, соответственно, - потребностью в квалифицированных кадрах;
  2.  разбивке программы изучения каждого предмета на разделы (классы), которые, в свою очередь, делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя.

Но с этой предельно распространенной точкой зрения (точнее, с первой из двух изложенных идей) мог бы поспорить… сам Коменский. Во-первых, под совместным обучением он понимал… не столько обучение в группах как таковое. (В главном труде своей жизни он критикует качество организации педагогического процесса в школьных учреждениях подобного вида, уже получивших широкое распространение до того, как увидела свет "Великая дидактика")2.

Термин "совместное обучение" используется им в более широком смысле; в нескольких значениях. Беглый просмотр труда Коменского позволил нам выявить 3 смысла, которые вкладывал великий педагог в этот термин.

1) Обучение школьников в больших группах. Трудно представить, чтобы мы могли бы похвастаться сегодня "усовершенствованием" системы Коменского в плане совместного обучения. На сегодняшний день учителю класс, состоящий из 70 учащихся, может присниться разве что в кошмарном сне. Коменский же мечтал о школах, в которых размер каждой группы обучающихся может быть увеличен до сотен (!) учащихся, если правильно организовать процесс обучения. В частности, распределить часть руководящих обязанностей между назначенными учителем "десятниками" – учащимися, несущими ответственность за поведение и успеваемость вверенных их опеке подгрупп, состоящих из десяти учеников.

2) Еще одно из значений термина - совместное обучение в одном и том же учреждении, в общей группе ("классе") детей обоих полов – мальчиков и девочек. Характерно: эта идея Коменского, рожденная в XVII веке, была то ли не реализована, то ли утрачена в ходе истории вплоть до 50-х гг. ХХв. А на сегодняшний день мы вновь близки к тому, чтобы разделить детей на "однополые" школы.

3) И, наконец, третий, и самый глубокий смысл термина: "учиться совместно = учиться вместе, а не рядом". До постановки задач стандартов второго поколения учителя в большинстве своем "что-то слышали" о приемах взаимообучения, методах организации работы на уроке в малых группах и пр. Некоторые учителя используют такие методы и формы организации деятельности учеников лишь для того, чтобы была возможность "показать что-то особенное", разнообразить будни учебного процесса. Малое число учителей применяет такие приемы редко, но хотя бы регулярно. "Избранные" единицы строят обучение как воистину совместную коллективную деятельность.

Но в основном все обучение в современной российской школе организуется фронтально. Потребность ребенка спросить что-то на уроке у товарища в течение предыдущих веков рассматривается обычно как нарушение дисциплины и подлежит наказанию.

Но сам Коменский (как минимум, на уровне идеи) видел свою классно-урочную систему совсем не такой примитивной. Уже само выдвинутое им предложение назначать "десятников" из числа учеников указывает на идею введения некоторого рода ученического самоуправления3. И на этом Ян Амосович не останавливается. Впрочем, не пора ли ему самому дать слово? Цитируем (все цветные выделения – мои – Н.Л.):

Будет умножать знание тот, кто всегда:

I. Будет искать и привлекать к себе духовную пищу.

II. Будет пережёвывать и переваривать то, что он найдёт и привлечёт.

III. Переварив, будет выделять и сообщать другим.

Многое спрашивать, усваивать, учить – тайна великой учёности.

44. Эти требования выражены в следующем латинском стихе: как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Спрашивать - это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или к книге... Усваивать - это значит узнанное и понятое запоминать и для большей верности заносить в тетрадь (так как немногие отличаются столь счастливыми способностями, чтобы иметь возможность во всём полагаться на память). Обучать - это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать. Два первых приёма известны школам, третий - ещё недостаточно; однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи. Поэтому талантливейший Иоахим Форций свидетельствует о себе, что всё то, что он только слышал или читал, ускользало у него из памяти даже в течение месяца, а чему он учил других, то он может перечислить, как свои пять пальцев, и думает, что это может отнять у него только смерть…

Когда, таким образом, ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни.

Упражнения в обучении других вне школы.

47. Таким же образом и вне школы ученики будут в состоянии на отдыхе или во время прогулки устраивать различные сравнения и споры о предметах, только что или прежде изученных, или о новом каком-либо представившемся им предмете. Для этой цели пусть, собравшись в некотором количестве, они выберут себе заместителя учителя (по жребию или голосованием), который бы руководил их прениями.

Например, в упражнениях при переводе с одного какого-либо языка на другой следует поступать так: убедившись по каждой декурии в отдельности, что все сделали перевод, нужно предложить одному ученику встать и вызвать по своему желанию себе противника. Когда тот также встанет, пусть первый читает свой перевод по частям, краткими предложениями, а все остальные внимательно слушают; учитель же или, по крайней мере, декурион, стоит возле читающего и заглядывает в перевод, проверяя хотя бы орфографию. Когда ученик прочитает перевод до конца, пусть остановится, а противник пусть укажет, какую он может отметить ошибку. Затем пусть будет предоставлена возможность критики того же перевода остальным ученикам из той же декурии, а далее всему классу; наконец, если будет нужно, пусть сделает указания учитель. Но в тоже время пусть все, за исключением вызванного противника, смотрят в свои, тетради и исправляют их, если они допустили какие-либо подобные ошибки; вызванный же противник также должен представить на оценку свой неисправленный перевод. Когда этот перевод закончен и вполне исправлен, нужно переходить к другому и так далее до конца. Затем пусть противник таким же способом прочтёт свой перевод, но тот, кто вызвал, будет следить, чтобы он вместо неисправленного перевода не прочитал исправленный; суждение об отдельных словах, фразах и выражениях нужно производить таким же способом, как и ранее. Затем предлагается выступить другой какой-либо паре таким же образом и так далее, насколько позволит время.

Польза этого метода.

28. Таким образом:

I. Труд преподавателя уменьшается.

II. Все будут учиться, так как никто из всего класса не останется без внимания.

III. У всех будет изощряться внимание.

IV. Сказанное по какому-либо поводу одному - будет одинаково полезно всем.

V. Разнообразие фраз, которые у различных учеников не могут быть одинаковыми, прекрасно будет упражнять и укреплять как суждение о вещах, так и употребление языка.

VI. Наконец, когда будет покончено с исправлением переводов у одной, другой, третьей пары, то окажется, что у остальных или мало, или вовсе не останется ошибок. Поэтому остальное время пусть будет предоставлено всему классу вообще, и каждый, у кого есть какое-либо сомнение в своём переводе или кто думает, что его перевод удачнее, чем у других, пусть об этом заявит на предмет всеобщего обсуждения вопроса.

30. Таким образом, мы видим, как один учитель может справиться даже с сотней учеников и притом так, что у него будет не больше забот, чем с одним или двумя учениками.

http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm#_Toc237611322

В книге Коменского есть описание и более привычных нам форм общения с учащимися – той самой знаменитой фронтальной работы с замечаниями к тем, кто отвлекается, с требованием многократного повторения того, что только что было произнесено педагогом и пр. Но все-таки интересно, чтớ именно из "Великой дидактики" было взято на вооружение потомками… В работах академика Э.К. Днепрова, уже упомянутого нами доктора психологических наук Г.А Цукерман и челябинского профессора В.К. Дьяченко показано: в разные времена педагогическая общественность была склонна брать на вооружение диаметрально отличные друг от друга методы и формы обучения. В периоды стабильности и укрепления государственной власти массовое обучение зиждилось на авторитарных методиках, учитель на уроке уподоблялся местному божку. В периоды социальных потрясений и нестабильности обнаруживался резкий взлет массового интереса к использованию возможностей взаимообучения: работе в «малых группах» /в т.ч. т.н. «бригадному методу»/, работе в парах /парной работе/ и пр. формам совместного обучения.

Задания к разделу «Определение понятия урок;
экскурс в историю классно-урочной системы обучения
»

Задание 1 Ознакомьтесь в «Википедии» (Интернет-энциклопедия) с биографией Яна Амоса Коменского.

Задание 2 (организация самоконтроля качества усвоения темы; введение критериев оценки качества изучения учебного материала и обучение их применению в работе).

а) Составьте список вопросов (5-6 шт.) по всему материалу настоящего раздела (включая текст данного файла и статью о Коменском). К каждому из составленных Вами вопросов напишите ответ.

б) Ранжируйте составленные вами вопросы, разделив их на группы в соответствии со следующими критериями:

- К группе 1 («на 3 балла») относятся такие вопросы, ответ на которые требует умения найти нужный фрагмент в тексте и повторить, воспроизвести его. Обычно к этой категории можно отнести вопросы на повторение определений понятий, фамилий, дат, местоположения объектов и пр. фактического материала.

- К группе 2 («на 4 балла») относятся такие вопросы, ответ на которые требует активного применения интеллектуальных операций (анализа, сравнения, обобщения…). В ответ на такие вопросы невозможно «просто повторить» какой-либо фрагмент прочитанного текста, необходимо уметь выделять суть, смысл изложенной идеи и пересказывать ее «своими словами», а также сравнивать, сопоставлять различные точки зрения и делать выводы на основе проведенного сравнения. Иногда вопросы этой группы допускают несколько вариантов верных ответов.

- К группе 3 («на 5 баллов») следует отнести вопросы, ответ на которые требует применения творческого потенциала личности и высочайшего качества усвоения учебного материала, т.е. способности выходить «за рамки темы» на основе высоко развитого мышления, широкой эрудиции, воображения, привлечения жизненного опыта, наличия четко выстроенной системы личных убеждений и пр. Это могут быть вопросы, требующие умений:

  •  выполнять перенос ранее изученных сведений на новый материал или на материал смежной учебной дисциплины,
  •  аргументировано выражать личное мнение по проблеме, возможно, - принципиально отличающееся от изложенной авторской позиции,
  •  самостоятельно находить объяснения тех или иных фактов, выстраивать причинно-следственные связи в цепочках событий и пр.

На вопросы третьей группы практически не существует «однозначных», «единственно истинных» ответов. Внутри каждого ответа может существовать своя собственная, авторская «логика», т.е. система аргументации. Критерием того, может ли педагог «зачесть» ответ на такой вопрос, становится четкость, логичность обоснования, убедительность авторской позиции, ее уникальность. Могут учитываться и эстетические факторы: красота и богатство авторского языка, художественных образов…  

в) Если в «проранжированном» Вами списке не оказалось вопросов какой-либо из трех перечисленных групп, дополните список так, чтобы в нем было как минимум по 2 вопроса первого и второго уровней (т.е. «на 3» и «на 4 балла») и хотя бы один вопрос третьего уровня (т.е. «на 5 баллов»). Постарайтесь, по возможности, дать свои версии ответов на вновь составленные Вами вопросы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
по проблеме совместного обучения

  1.  Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопросы психологии, №3-4, 1992. – С. 14-19; опубл. на сайте http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch8_5.html
  2.  Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения : Актуал. пробл. теории и практики обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 185 с.
  3.  Дьяченко В. К. Коллективный способ в обучении : дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
  4.  Дьяченко В.К. Современная дидактика. – М.:
  5.  Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М.: "Знание", 1985. - 80 с. (серия "Педагогический факультет")
  6.  Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопр. психол. 1989. № 2.
  7.  Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. № 6.

1 Из всего этого длинного определения в памяти студентов естественным образом сохраняется лишь родовое понятие, примерно в таком виде: "Урок - основная форма организации учебного занятия".

2 Сама бы никогда не узнала об этом, если бы не взяла когда-то в руки книгу нашего известного отечественного психолога Галины Анатольевны Цукерман. "Зачем детям учиться вместе?" – М.: Знание, 1985. - 80 с. (серия "Педагогический факультет")

3 И, заметим, не как проформы, в которую такое самоуправление превратилось во второй половине ХХ века в советских школах, а вполне всерьез: как иначе-то организовать урок… сотен учащихся?!

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72952. Особливості фінансової санації та банкрутства підприємств різних форм власності та видів діяльності 162 KB
  Віднесення банку до категорії проблемних Національний банк України зобов’язаний прийняти рішення про віднесення банку до категорії проблемних за умови його відповідності хоча б одному з таких критеріїв: 1 банк протягом звітного місяця допустив зменшення на 5 і більше відсотків: щоденного розміру...
72953. Внітрішньофірмове фінансове прогнозування та планування 356 KB
  Фінансове планування передбачає визначення: величини необхідних і реально можливих грошових ресурсів за джерелами їх формування і напрямами використання для здійснення операційної інвестиційної та інших видів діяльності; оптимальної структури капіталу за джерелами формування...
72954. Банкрутство і фінансова санація підприємств 389 KB
  До внутрішніх факторів банкрутства відносять: дефіцит власного оборотного капіталу; низький рівень техніки технології та організації виробництва; зниження ефективності використання виробничих ресурсів виробництва; створення наднормативних залишків; незадовільна платіжна дисципліна; недостатні обсяги...
72955. Визначення вартості грошей у часі та її використання 307.58 KB
  Управління прибутком підприємства розподіляється на дві важливі підсистеми: 1 управління формуванням прибутку; 2 управління розподілом прибутку. Виконання фінансовим менеджером підприємства основних завдань управління формуванням прибутку підприємства спрямоване на врахування таких особливостей...
72956. Теоретичні та організаційні основи фінансового менеджменту 134.5 KB
  З позицій бізнесу підприємництва поняття менеджменту розглядається щонайменше з трьох позицій: як система економічного управління фінансовий менеджмент –- процес управління формуванням розподілом і використанням фінансових ресурсів суб’єкта господарювання та оптимізації обороту його грошових коштів...
72957. Система забезпечення фінансового менеджменту 411 KB
  Для вирішення конкретних задач фінансового менеджменту застосовується ряд спеціальних систем і методів фінансового аналізу який представляє собою процес дослідження фінансового стану і основних результатів фінансової діяльності підприємства з метою виявлення резервів підвищення...
72958. Управління грошовими потоками на підприємстві 140.77 KB
  Ознайомити студентів із сутністю політики управління грошовими потоками правилами обґрунтування цілей та встановлення поточних завдань управління грошовими потоками визначити методичний інструментарій оптимізації грошових потоків а також розкрити переваги і недоліки використання західних моделей...
72959. Парадигмы кадрового менеджмента и организационная культура 62.7 KB
  Развитие сложных технологий индивидуализация деятельности потребовали изменения принципиального взгляда на человеческий потенциал организации и на смену концепции человеческих отношений пришла концепция контрактации ответственности.
72960. Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека 26.36 KB
  Обычно психодиагностический тест строится на основе авторских представлений о структуре личности. Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодагностического обследования происходит на основе субъективной модели личности представленной в сознании диагноста.